НИДЕРЛАНДСКИЙ ТЕАТР ТАНЦА – МИРОВОЙ ЛИДЕР ПО НОВАЦИЯМ В ИСКУССТВЕ ХОРЕОГРАФИИ
12/07/2018 – Виктор Игнатов
22 июня – 7 июля 2018, Festival Montpellier Danse, Montpellier

Ежегодный фестиваль современного танца Montpellier Danse является старейшим во Франции и одним из важных в мире. Нынешний, 38-й, сезон фестиваля представил произведения 29-и хореографов из 12 стран. За 16 дней в шести театрах 35 000 зрителей увидели 27 постановок, из них 16 были премьерными или впервые показанными во Франции. В богатой программе фестиваля, которую мастерски составил его директор Жан-Поль Монтанари, нашли отражение многие направления современного танца. Интересные постановки показали знаменитые труппы Dresden Frankfurt Dance Company, Batsheva Dance Company, Compania Nacional de Danza, Ballet du Capitole, Nederlands Dans Theater. Феноменальная программа нидерландской труппы триумфально завершила фестиваль.

Талантливый руководитель Жан-Поль Монтанари посвятил 35 лет своей жизни организации и развитию международного фестиваля Montpellier Danse. Каждый его сезон он наполняет множеством ярких открытий и рядом важных событий. Подтверждением тому является чрезвычайно насыщенная, широкая программа нынешнего фестиваля. Для его завершения Монтанари пригласил, и весьма оправданно, прославленную труппу Nederlands Dans Theater – NDT (Нидерландский театр танца), и она в шестой раз приняла участие в Montpellier Danse. В последние два вечера 6 и 7 июля в Оперном театре им. Г.Берлиоза, вмещающем 1850 зрителей, при полном аншлаге и с триумфальным успехом был показан хореографический триптих. По обилию лексических и стилистических новаций он стал мощным аккордом многоликой панорамы фестиваля. Триптих составили разнохарактерные пьесы «Shut Eye» («Закрытый глаз»), «Partita for 8 Dancers» («Партита для 8 танцовщиков»), «Woke up Blind» («Проснулся слепым»), которые поставили, соответственно, Соль Леон и Пол Лайтфут, Кристал Пайт, Марко Гёке. Творчество трёх первых необычайно талантливых хореографов уже обрело мировую славу и по достоинству отмечено престижным призом «Benois de la Danse», который часто называют «Балетным Оскаром». Всего месяц тому назад Марко Гёке стал дипломантом этого приза.

Краткий творческий путь

Nederlands Dans Theater (NDT), находящийся в Гааге, был основан в 1959 году группой артистов во главе с Бенжаменом Харкарви, вышедших из состава Нидерландского балета. С 1960 года Харкарви возглавлял труппу вместе с Хансом ван Маненом. В 1969-1975 годы под руководством разных хореографов NDT стал центом экспериментирования в области сочетания танца модерн и классического балета. В 1975 году пост артистического директора NDT занял Иржи Килиан. Три года спустя он создал молодежную труппу NDT-2, которая вместе с высокопрофессиональным коллективом NDT-1, позволила расширить творческие возможности и репертуар театра. Сегодня его гордостью являются произведения ряда выдающихся хореографов, среди них – И.Килиан, Х. ван Манен, Матц Эк, Охад Нахарин. NDT регулярно приглашает для постановок талантливых хореографов, чей эстетический поиск в искусстве танца отвечает художественным устремлениям нидерландского театра, главными из которых являются образная музыкальность и пластическая театральность, чистота и гармония рафинированных движений и линий. «NDT уверенно идёт вперед и не оглядывается назад. Наш взор твёрдо устремлен в будущее. Это компания, которая развивается в ногу со временем» – декларируют Пол Лайтфут и Соль Леон, нынешние руководители театра.

Пол Лайтфут

Пол Лайтфут

Пол Лайтфут родился в 1966 в Кингслее (Англия), получил диплом Лондонской королевской школы балета. Соль Леон, по происхождению испанка, закончила Академию национального балета Мадрида в 1987 году. Два года спустя Пол и Соль были приняты в труппу NDT-2, затем стали танцевать в труппе NDT-1, а в 2002 году обрели ещё и статус приглашенных хореографов.

Соль Леон

Соль Леон

Два года спустя за постановку пьесы «Signing off» («Выход из игры») они были удостоены приза «Benois de la Danse». С 2011 и 2012 года Лайтфут и Леон являются, соответственно, художественным руководителем и артистическим советником NDT. Активно и успешно работая в творческом тандем на протяжении 26-и лет, они создали более пятидесяти хореографических произведений. В апреле 2019 года в репертуаре Парижской оперы впервые появятся две их пьесы – «Speak for Yourself» и «Sleight of Hand», поставленные на музыку И.С.Баха, Стива Рейха и Филипа Гласса, соответственно.

Кристал Пайт

Кристал Пайт

Кристал Пайт родилась 15 декабря 1970 года в Террейсе (Британская Колумбия, Канада). В труппе Ballet British Columbia дебютировала как танцовщица в 1988 году, как хореограф два года спустя. В 1996 году переехала в Германию, где танцевала в труппе Балет Франкфурта под руководством Уильяма Форсайта. Работала в ряде коллективов, в частности, в Кульберг-балете, Национальном балете Канады, Джаз-балете Монрналя, где была штатным хореографом (2001-2004). В 2002 году в Ванкувере основала собственную компанию Kidd Pivot, с которой танцует, ставит хореографию и гастролирует по всему миру С 2010 года Kidd Pivot является постоянной компанией Дома искусств Mousonturm во Франкфурте-на-Майне. Пайт создала более сорока произведений, многие из них отмечены международными наградами. В прошлом году за постановку «The Seasons’ Canon» (2016) для балетной труппы Парижской оперы Пайт удостоена приза «Benois de la Danse». Пьеса «Emergence» (2009), созданная для Национального балета Канады, завоевала сразу четыре приза «Dora Mavor Moore Awards» как «Лучшая продукция», «Лучшая хореографическая постановка», «Лучший спектакль», «Лучшая музыка». Пайт является приглашенным хореографом NDT и приглашенной танцовщицей Centre national des Arts du Canada и Sadler’s Wells de Londres.

Марко Гёке

Марко Гёке

Марко Гёке родился в 1972 году в городе Вуппертале (Германия). В 16 лет поступил в Балетную академию Фонда Хайнца Бозля в Мюнхене, завершил образование в Королевской консерватории в Гааге. Вернувшись в Германию, танцевал в Берлинской государственной опере и Театре Хагена, где в 2000 году создал свою первую хореографическую пьесу «Дыра». В 2003 году его пьеса «Blushing» («Краснея»), поставленная для Штутгартского балета, была удостоена Prix Dom Pérignon в Гамбурге. Карьера хореографа развивалась стремительно. Он ставил оригинальные произведения для танцевальных трупп Германии, Норвегии, Монте-Карло, США и других стран. В 2005 году стал хореографом Штутгартского балета, где в декабре 2006 года создал свой первый сюжетный балет «Щелкунчик». В 2006-2012 годы был хореографом труппы «Скапино» в Роттердаме. С 2014 года сотрудничает с NDT. Гёке создал свыше шестидесяти произведений для ряда крупнейших трупп. Многие его постановки отмечены наградами. В частности, итальянской премией Danzadanza удостоен за лучшую хореографию (2017) полнометражный балет «Нижинский». Созданный в Штутгарте, он был показан во многих странах с большим успехом. В этом году за постановку «Wir Sagen uns duncles» (2017) для NDT-2 Гёке был номинирован на приз «Benois de la Danse».

«Shut Eye» – «Закрытый глаз»

42-минутная пьеса для восьми танцовщиков является подлинным шедевром. Его гениально создали Соль Леон и Пол Лайтфут – талантливые хореографы и любящие супруги, возглавляющие NDT – самую красивую танцевальную труппу. Мировая премьера «Закрытого глаза» состоялась 29 апреля 2016 года на сцене Zuiderstrandtheater в Гааге. После премьеры в Монпелье Соль мне сказала, что давно метала о создании этой пьесы, в которой стремилась воплотить чрезвычайно хрупкое и зыбкое эмоционально-психологического состояния человека, находящегося между реальностью и сном. Следуя этой концепции, Соль с коллегами сделала для пьесы компьютерный фильм, негативные изображения которого постоянно проектируются на чёрных стенах сумрачной сценографии, придуманной хореографами. Визуальный ряд составляют странные образы, как бы призраки: они медленно и пластично проистекают по стенам, формируя фантастические картины скользящих сновидений. Танцевальное действие гипнотически разворачивается под дивную музыку Олафура Арнольдза, которая создает чарующую атмосферу тайны и мистики. Звуковая фонограмма искусно составлена из небольших фрагментов, взятых из разных по характеру камерных произведений исландского композитора, отвечающих драматургии и концепции пьесы. Авторы сценических костюмов и освещения – Джойк Вайссер, Хермьен Холландер и Том Бевурт, соответственно.

mont7В сумраке ночи в глубине чёрной сцены появляются лик луны и парящие вуали светящегося тумана. В лёгком мареве мелодичных звуков рождаются загадочные образы. С обнаженным красивым торсом является танцовщик: как бы олицетворяя Дух, он исполняет сольную вариацию, завораживая текучей пластикой и широкой жестикуляцией. Возле него возникает танцовщица, как бы Душа: в чёрном наряде она оказывается в сильных руках надежного партнера, с которым диковинно переплетается в акробатическом дуэте. Легко взмывая в сложных поддержках, танцовщица интригующе корчит гримасы и расточает ужимки. Музыкальная тема завершается, и дуэт исчезает: партнеры, как бы находясь в состоянии сна, медленно расходятся по двум «лунным дорожкам» и погружаются в темноту «оркестровой ямы». Вскоре из неё выходит Девушка в нарядном платье, и, мягко ступая по «лунной дорожке», подходит к двери, возникшей в глубине сцены. Дверь раскрывается, и на сцену выходит современно одетый Юноша. Под пронзительную тему солирующей скрипки Девушка и Юноша параллельно исполняют потусторонние вариации, затем составляют интересный и напряженный дуэт, новаторская лексика которого отражает сложные взаимоотношения персонажей. Партнерша исчезает в темноте «оркестровой ямы», а из неё выходят на сцену два современно одетых парня. Медленно ступая по «лунным дорожкам», они подходят к двери, возле которой встречают Юношу и вместе с ним формируют танцевальное трио. На фоне мелодичной музыки трио развивается контрастно: персонажи танцуют как поочередно, так и синхронно вместе, поразительно быстро и виртуозно исполняя механические движения с громким кряхтением. В ходе этого номера из двери медленно выходит, продвигаясь спиной, второе трио танцовщиков. mont 8Одетые в чёрные костюмы, и как бы олицетворяя «тени» первого трио, они динамично танцуют под бурную ритмичную музыку, демонстрируя сольные вариации, синхронные дуэты и трио. Все эти номера восхищают изяществом и красотой богатой лексики с обилием акробатической новации, пластической пульсации и графической жестикуляции. Тем временем первое трио заторможено передвигается по сцене, отрешенно выполняя синхронные жесты.
Неожиданно сновидение прерывается: возникает тишина, и все разом замирают. Вскоре танцевальное действо продолжается, завораживая новыми номерами и видениями. Два мужских трио постепенно объединяется в загадочный ансамбль, пленяющий танцевальными и пластическими метаморфозами. Причудливый ансамбль, инкрустированный оригинальными соло, вскоре распадается: два персонажа, лёжа, замирают, а три танцовщика, воплощающих «тени», поочередно исчезают. Оставшийся в пятне света танцовщик снимает рубашку и с обнаженным торсом, словно Дух, исполняет яркое гипнотическое соло, как бы воскрешая первые картины сновидений. Под звуки ностальгической музыки на сцене появляются Девушка и Юноша. Это видение пытается разрушить танцовщик из трио «теней». Дух его изгоняет, и влюбленные сливаются в дуэте. Параллельно проходят сольные номера разных персонажей. Сцена наполняется мистическим многообразием танцевально-пластических воспоминаний..
В следующей картине вновь предстаёт магический дуэт Духа и его странной партнерши: музыкально извиваясь в сложнейших поддержках, она периодически таращит глаза и провокационно высовывает язык. Акробатический дуэт чарует фантастической лексикой. От восхищения и тайны публика в зале замирает и почти не дышит. Начинается новый дуэт Девушки и Юноши: они то сближаются, то расстаются, проделывая замысловатые движения и эффектные связки. Под волшебные звуки до-диез-минорного «Ноктюрна» Шопена, исполняемого на скрипке, один из персонажей танцует дивную вариацию, вдохновенно сплетенную из текучих линий и украшенную фигурными пируэтами.

mont6Под фортепианную интерпретацию того же «Ноктюрна» пара влюбленных вдохновенно парят в большом и сложном дуэте, в котором Юноша вдруг падает. Девушка помогает ему подняться, и они уходят в темноту за дверью. Неожиданно дверь закрывается, и её охватывает светящееся марево приведения: оно скользит по стене и усиливает тайну. Под меланхолическую музыкальную один из персонажей устремляется к двери, но, не осмелившись её открыть, исчезает. Под хрустальные звуки рояля дверь открывается, и на сцену выходит партнерша Духа. Она исполняет красивое соло. К светлым звукам рояля дополняются мягкие аккорды контрабаса; при этом танцовщица высоко взлетает и грациозно кувыркается на руках трёх танцовщиков-«теней», вышедших из открытой двери. Музыка меняется: звучит оркестр и возникает диск луны. «Тени» исчезают, а танцовщица возвращается к двери, открывает её и встречает своего преданного партнёра с обнажённым торсом…
Так романтично и мистично завершается гениальное творение двух хореографов, которые не только создали фантастический мир сновидений и грёз, но и наполнили его обилием пленительных лексический новаций. Важно отметить, что в этой пьесе абсолютно все танцевальные движения, как стремительные, так и заторможенные, непрерывно находятся в полном соответствии с внутренним магнетическим ритмом хореографии, который удивительным образом точно и логично соотносится с многоликим музыкальным сопровождением, звучащем в разных тональностях и темпах. Это ритмическое таинство функционирует идеально!

«Partita for 8 Dancers» – «Партита для 8 танцовщиков»

26-минтная пьеса является совсем недавней постановкой Кристал Пайт, осуществленной в сотрудничестве с Каролин Шоу, которая и сочинила вокальную композицию. Авторы декорации и живописи – Джей Говер Тейлор и Марк ван Халден, соответственно. Мировая премьера пьесы состоялась 17 мая 2018 года на сцене Zuiderstrandtheater в Гааге.
mont11О своем новом творении Пайт, в частности, сказала: «Могу ли я сделать что-либо другое кроме того, чтобы ответить танцем. «Партита для 8 танцовщиков» – это одновременно интерпретация музыкального произведения Каролин Шоу и способ выразить ей мою благодарность. В процессе постановки пьесы её «Партита» была и картой, и гидом. Она показала мне путь и меня ободрила. Иногда мне казалось, что Каролин Шоу рисует линию как бы через меня, подключаясь к ней для визуализации. Её музыка звучит необычайно точно, как геометрия и любовь. Существует бесчисленное множество путей, чтобы сделать это видимым. Вот один из них».
Вокально-танцевальный дивертисмент разворачивается на фоне живописной заставки – светящегося бордового полотна, очерченного внизу полосой оранжевого цвета. По ходу пьесы яркость свечения полотна и полосы периодически меняется, причем не одновременно и на волновой манер, что производит загадочное впечатление и придаёт дополнительную динамику развитию хореографического действия. Важный вклад в него вносят и сценические костюмы: элегантные брюки с лифами и майками, выполненные из атласа ярких цветов, наполняют танец контрастной живописностью; её усиливает и развивает прекрасно поставленный свет. В таком изящном оформлении предстает хореографическая пьеса, созданная в авангардной рафинированной эстетике, получившей отражение в новой стилистике и лексикой танца. mont9«Партита для 8 танцовщиков» – своеобразное и талантливое творение Пайт, в котором вокальные номера обретают адекватное танцевальное воплощение, благодаря феноменальной фантазии и специфической лексике хореографа. Богатую лексическую палитру украшают причудливые связки и полётные поддержки, музыкальная пластика и текучая акробатика. Полностью соответствуя вокальному циклу, дивертисмент искусно выстроен из сольных вариаций, многочисленных дуэтов и разнообразных ансамблей. Они предстают в идеальной гармонии со звучащими голосами восьми певцов, записанных на фонограмме.
Пьесу открывает пластическая мизансцена, в которой чередуются танцевальные фразы с образной пантомимой, и это происходит в сопровождении оживленной дискуссии всех восьми исполнителей «Партиты». Наконец, договорившись о порядке совместного выступления и сделав несколько проб, артисты начинают танцевальный дивертисмент под красочное и виртуозное пение а capella. Точно следуя форме и структуре, содержанию и стилю вокальных номеров, на сцене предстают их адекватные вариации в танце. Дивертисмент разворачивается так органично, живо и увлекательно, что кажется, будто артисты не только исполняют интересно поставленные номера, но и наслаждаются своей свободной импровизацией, театрально обыгрывая пение в танце.
mont10 Нужно сказать, что вокальные вариации развиваются весьма специфично, и это получает тождественное отражение в танце. Например, забавное пение с шутливым «аханьем» комично и образно предстаёт в «аховых» соло и дуэтах. С филигранным мастерством придуманы ансамбли: многоликие и динамичные, они предстают как живой и единый вокально-танцевальный организм, испытывающий непрерывные трансформации. Причудливые метаморфозы ансамблей пленяют музыкальной кантиленой и пластической текучестью. Важнейшее достоинство и особенность пьесы состоят в том, что все тончайшие нюансы и яркие контрасты вокала получают настолько адекватное и рельефное воплощение в танце, что, глядя на движения при отсутствии звука, можно услышать экспрессивное пение.
Пьесу завершает лирико-пластическая мизансцена, по ходу которой звучит литературный текст. В группе артистов рождаются сольные танцы двух влюбленных. Они стремятся объединиться в дуэте, но для этого должны преодолеть связи, удерживающие их с ансамблем. Интересно разыгранную мизансцену венчает счастливый финал с горячим поцелуем. Под радостную вокальную тему и солнечное свечение декоративной полосы артисты весело танцуют, но свет угасает. Так прекрасно завершается вокально-танцевальная «Партита» – гениальное озарение и совместное творение хореографа и композитора.

«Woke up Blind» – «Проснулся слепым»

mont13Наполненная песнями Джеффа Бёкли, 15-минутная пьеса, для которой Марко Гёке придумал не только хореографию, но и оформление, впервые была показана 4 февраля 2016 года на сцене Zuiderstrandtheater в Гааге.
Суть пьесы её драматург Надя Кадел выразила так: «Две песни Джеффа Бёкли – «Ты и я» и «Путь молодых влюбленных», освещают любовь по-разному. Первая песня – медленная с растянутыми мелодиями. Вторая песня исполняется под аккомпанемент гитары, звучащей быстро и неистово. Эти песни служат основой для хореографии Марко Гёке. Танцовщики, захваченные акустической вселенной, своим высоким искусством противостоят вокальной силе и безумству гитары Деффа Бёкли. Как молодые сумасшедшие влюбленные, они бросаются в неизвестность, не думая о последствиях. Они одержимы только страстью. В этой пьесе Марко Гёке снова касается сути человеческих эмоций, используя чистые и чрезвычайно сложные движения».
Пьеса «Проснулся слепым» придумана и поставлена с такой феноменальной фантазией и таким высочайшим мастерством, что подвластно, пожалуй, только гению! Под ностальгическое звучание песни «Ты и я» на фоне чёрного задника с одиноко горящей звездой начинается дивертисмент, составленный из быстро сменяющихся виртуозных соло, синхронных дуэтов и ансамблей, впечатляющих экспрессивной пульсации тела и специфической жестикуляцией. Для достижения предельной пластической выразительности пьесу исполняют танцовщики с обнаженными торсами, а танцовщицы облачены в лифы телесного цвета. В первой половине дивертисмента все одеты в чёрные брюки, как бы подчёркивая минорный настрой песни «Ты и я». Танцевально авангардная, чрезвычайно трудная пьеса ярко отражает творческую специфику Гёке. «Исполнять его хореографию – все равно, что учить китайский», – сказал танцовщик Рэйн Путмакер.
mont12Самобытный стиль Гёке характеризуется резкостью и угловатостью механических и нервных движений, исполняемых предельно быстро и с диковинными изворотами. Специфическую лексику хореографа составляет широкая палитра пластических пульсаций и трепетных жестов. Похожие на вибрацию или дрожь, они неизменно сохраняют чарующую элегантность и утонченную музыкальность. Хореографическое действие пьесы «Проснулся слепым» разворачивается необычайно динамично и напряженно, хотя танцевальные номера часто проистекают почти на одном месте, но с обилием замысловатых и судорожных изгибов и вывихов. Несмотря на каторжный труд по освоению столь изобретательной, но изнурительной стилистики и лексики танца, артисты великолепно освоили главные их тайны, и блистательно исполняют многочисленные номера дивертисмента.
Вторая часть пьесы разворачивается под звучание светлой и радостной песни «Путь молодых влюбленных». Следуя мажорной тональности песни, артисты представляют номера более ритмично и энергично. В ярко красных брюках они зажигательно танцуют на фоне чёрного задника, инкрустированного россыпью лучезарных звезд. Невероятно быстрые, абстрактные вариации с обилием механических вибрации и пульсации формируют потусторонний мир. Но экспрессивное пение и оптимистический настрой текста песни создают атмосферу ярких и сильных эмоций.

mon t14Этот вокально-пластический контраст производит потрясающее впечатление и говорит о феноменальном даровании хореографа. Своим искусством он талантливо создает особый, взвинченный и нервный мир, в котором, кажется, заблудился человек или скрываются глубины его подсознания. Одержимый ритмической пульсацией и вибрацией, Гёке творит хореографические чудеса, которые описать невозможно. Для пьесы «Проснулся слепым» он сочинил множество новаторских вариаций, поэтому танцевальное действие постоянно меняется и прогрессирует.
Сложность и разнообразие номеров, а также темп их исполнения всё время нарастает. В финале все 7 артистов завораживают безумно быстрой, синхронной пульсацией и особенно конвульсивной вибрацией кистей, порождающей даже галлюцинации. В последнем, самом большом и напряженном соло танцовщик настолько стремительно и виртуозно демонстрировал ритмичную жестикуляцию, что его движения визуально слились в единый сплошной поток. Это произвело шоковое впечатление! Закончив соло и убегая со сцены, танцовщик на прощание крикнул «Good night». Публика, сраженная феноменальным танцем и дружеской репликой, взорвалась от восторга, и в зале вспыхнули бурные овации! Так эффектно и триумфально завершился хореографический триптих труппы Nederlands Dans Theater и 38-й сезон фестиваля Montpellier Danse.

Crédits photos: Rahi Rezvani, NDT, DR