«ЗОЛУШКА» АЛЕКСЕЯ РАТМАНСКОГО : СКАЗОЧНЫЙ БЛЕСК АВСТРАЛИЙСКОГО БАЛЕТА
16/12/2018 – Виктор Игнатов
30 ноября – 19 декабря 2018, Sydney Opera House

В Оперном театре Сиднея труппа Австралийского балета с триумфальным успехом показала «Золушку». Балет С.Прокофьева в постановке А.Ратманского появился в Мариинском театре в 2002 году. Спустя 11 лет по инициативе Дэвида Макаллистера, худрука Австралийского балета, для этой труппы хореограф поставил вторую версию «Золушки». Более интересный спектакль, получивший сказочно красивое оформление Джерома Каплана, пленяет образными танцами и эффектными мизансценами. Большое впечатление производят живописные декорации, сценические костюмы и видео-проекции, созданные с тонким вкусом и богатой фантазией. Балет исполняют высокотехничные солисты и прекрасный кордебалет. Великолепно звучит оркестр оперного театра под управлением Николетты Фрайон

Балет «Золушка», рассказывающий поучительную сказку Шарля Перро, имеет давнюю историю. В 1813 году его впервые поставил французский хореограф Луи Дюпор для Венской оперы. Два года спустя «Золушка» в хореографии И.Вальберха и О.Пуаро была показана в Большом театре Санкт-Петербурга. Затем появились новые спектакли в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Москве и Чикаго. «Золушку» ставили многие хореографы на музыку разных композиторов. В 1945 году на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера трёхактного балета «Золушка» в хореографии Р.Захарова на музыку С.Прокофьева. Главную партию танцевала О.Лепешинская, затем Г.Уланова. Годом позже «Золушка» на музыку Прокофьева и в хореографии К.Сергеева предстала в Мариинском театре. Главную партию танцевала Н.Дудинская. Музыка Прокофьева оказалась настолько яркой и образной, что «Золушку» стали ставить повсюду – как в России, так и за рубежом. Среди зарубежных хореографов первым балет создал Ф.Аштон: его постановка появилась в 1948 году на сцене лондонского театра «Sadler’s Wells».
В преддверии 2019 года труппа Парижской национальной оперы показала (подряд 25 раз) балет «Золушка», который поставил Р.Нуреев в 1986 году. В своём спектакле он изменил сказочный сюжет Ш.Перро, перенеся действие в Голливуд 30-х годов ХХ-го века. В этой версии бедная, трудолюбивая Золушка превращается в загадочную красавицу и на роскошном лимузине. возникшем из надувной тыквы, приезжает на бал. В девушку влюбляется голливудский супермен, но в полночь незнакомка исчезает. Чудеса творит здесь не фея-крёстная, а кино-продюсер, с которым героиня подписывает в итоге звёздный контракт. По своей драматургии балет созвучен с судьбой самого Нуреева, который родился и жил в бедной семье, но, благодаря неустанному труду и целеустремленности, осуществил свою заветную мечту – стал звездой балета и обрёл мировую славу.
В 2002 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского*. Следуя примеру Нуреева, он существенно осовременил сказочный сюжет спектакля: теперь его события разворачиваются в нашу эпоху, однако не вполне убедительно. Хореографическое действие предстаёт на фоне светящегося экрана в окружении чёрных металлических конструкций. Фея-крёстная, нагруженная тяжелыми сумками, напоминает «советскую труженицу» брежневских времен. В полночь она одержимо бегает, держа карманные часы и допотопную сетку с дефицитными апельсинами. Но они вдруг рассыпаются, тем самым символизируя завершение времени, отведённого для сценического волшебства.
В 2013 году по приглашению Дэвида Макаллистера*, худрука Австралийского балета, в этой труппе, основанной в 1962 году, появилась «Золушка» в новой версии Ратманского. Подобно тому, как на постановку «Золушки» Нуреева большое влияние оказала художественная концепция румынского сценографа Петрика Йонеско, вторая версия балета Ратманского обрела новое сценическое развитие, благодаря творческому вкладу французского сценографа Джерома Каплана*. Спектакль стал более сказочным и театральным. Он впечатляет как хореографическим действием, так и его оформлением. Вместо холодной аскетической сценографии появились живописные декорации и великолепные костюмы, а также эффектное видео и причудливое освещение. Согласно сценографии Каплана, по ходу представления происходит плавная смена декораций, что обеспечивается выдвижением из глубины сцены лёгкой заставки, составленной из вертикально свисающих тонких нитей. Эта заставка служит также экраном для проекций видео. Искусное оформление балета является важным его достоинством.

Сценические и драматургические аспекты

Действие первого акта разворачивается в уютном салоне старого и ветхого особняка, где живут Золушка, её отец, сводные сестры и мачеха. Любимым местом семейства является розовогубый диван, напоминающий знаменитое творение Сальвадора Дали. Сюрреализм Дали ощущается и в тающем циферблате салонных часов. Золушка постоянно работает, но, оказавшись одна, достает из чулана большой портрет любимой уже умершей матери.

Парикмахеры делают прически сёстрам и мачехе

Парикмахеры делают прически сёстрам и мачехе

Неожиданно приходит мачеха и разрывает портрет. Девушка страдает и мечтает о бале, на который собираются сестры и мачеха. Они уже сделали высокие прически, заказали наряды и обучаются танцам с балетмейстером. Появляется фея-крёстная: в чёрном длинном пальто, в мужской шляпе и в больших очках на остром носу она похожа на старомодную няню. Видя грусть Золушки, фея-крёстная, видимо, из за отсутствия волшебной палочки призывает на помощь небесные тела – Солнце, Луну, планеты и звезды, величественно сияющие на проекциях видео. Покинув космические просторы, они таинственно являются в мир земной и устраивают затейливые танцы, восхищая фантастическими, очень красочными костюмами. Именно костюмы позволяют идентифицировать участников танцевального ансамбля, в котором помимо Солнца, Луны и звёзд есть ещё Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Благодаря волшебству небесных тел, серое обтрёпанное платье Золушки превращается в роскошный наряд, созданный из сверкающих золотистых вуалей. Без традиционных мышей и тыквы, но в сопровождении небесных тел Золушка отправляется во дворец на бал. Фея-крёстная её предупреждает, что ровно в полночь вся магия исчезнет.
Во втором акте предстаёт огромный дворцовый зал; его украшают большие хрустальные люстры и высокие малахитовые колонны. Здесь танцуют многочисленные гости (12 пар), среди них мачеха в элегантном платье и экстравагантно одетые сестры. Они стараются понравится Принцу, но это происходит неуклюже и карикатурно. Появление Золушки в роскошном платье вызывает у гостей шок удивления изависти. Женщины в атласных брючных костюмах вдруг исчезают, но вскоре возвращаются, переодевшись в красивые платья. Постепенно исчезающая сегодня женственность получила достойный резонанс в балетном спектакле. Принц – рок-звезда, является в белом смокинге и скучает. Увидев Золушку, он срезу же в неё влюбляется. Пара влюбленных уединяется в саду и наслаждается танцами, вальсируя среди высоких кипарисов. В преддверии полуночи деревья превращаются в 12 огромных метрономов: они непрерывно движутся и мерным тиканьем отсчитывают течение времени. Лик Луны становится часами. Ровно в полночь Золушка оказывается в своём старом сером платье, и Принц проходит мимо, даже не взглянув на неё. Но он находит блестящую туфлю, потерянную незнакомкой.

Балетмейстер обучает сестёр танцам

Балетмейстер обучает сестёр танцам

В третьем акте Принц, расстроенный исчезновением Золушки, пытается её найти среди гостей и примеряет дамам туфлю, которую девушка обронила на балу. Но тщетно. Принц отправляется на поиски Золушки в разные страны: он встречает красивых девушек, но не поддается искушению их чарам. Возвратившись в своё королевство, он приходит в дом Золушки. Сёстры думают, что они завоевали расположение Принца, и он женится на одной их них. После примерки туфли Принц отвергает сестёр и мачеху, зато находит свою возлюбленную, и Фея-крёстная дарит ей новый портрет любимой мамы. Все персонажи покидают сцену, декорации плавно расплываются, и герои появляются в роскошном зале дворца. Начинается их дивное па-де-де: оно обворожительно струится в клубах белой дымки и в мареве золотистых снежинок, мерно падающих с колосников. Дворцовый зал постепенно исчезает, и влюбленные оказываются среди звёзд в бесконечном пространстве вселенной. Сверкая перламутровым нарядом и нежной улыбкой, Золушка лучезарно парит в дуэте с прекрасным Принцем. Оба героя наслаждаются счастьем, красотой и молодостью. Этот идиллический финал и является апогеем спектакля.

Аспекты хореографии, исполнение

Создавая хореографию для этой постановки, Ратманский что-то сохранил от своей предыдущей версии, что-то в ней изменил и что-то придумал заново. В целом танцевальное действие балета развивается гармонично и комично с эффектными стоп-кадрами скульптурно замерших мизансцен. Богатая и широкая лексическая палитра, основу которой составляет неоклассика, щедро насыщенная юмором, позволила хореографу полноценно выразить не только драматургические, но и психологические аспекты балетного спектакля.

Танцует ансамбль небесных тел

Танцует ансамбль небесных тел

Динамичное хореографическое действие, искусно инкрустированное многоликой пантомимой, прочно связано с музыкой Прокофьева. Правда, иногда всё-таки проявляется некоторое несоответствие танца и музыки. Скажем, небесные тела исполняют свои танцевальные партии под звуки далеко некосмические. Спектакль поставлен оригинально и остроумно. Женская туфля, которая является символом исчезнувшей на балу Золушки, порой становится элементом сценической забавы: столик с женскими ногами и туфлями украшает салон в доме семейства; шляпы с большой красочной туфлей кокетливо демонстрируют сестры и мачеха.
Впечатляющего успеха Ратманский достиг в пластической характеристике центральных персонажей, а также в образной трактовке их танцевальных партий. По сравнению с предыдущей версией балета персонажи предстают более ярко и комично, что обусловлено как выразительностью танцевальных партий, так и великолепием сценических костюмов. Трудолюбивая Золушка, в старом сером платье, исполняет танцевальные вариации, в которых отражены тяготы и мечты её жизни. Сводные сестры (Кривляка и Злюка) предстают под именами Тощая и Толстая. Эти имена подчёркивают образные платья и прически. Девицы глупы, неуклюжи и напористы, а их танцы на редкость корявы и даже карикатурны. С пылкой фантазией и смелой новацией хореограф придумал партию мачехи. Комическая хореография, сочинённая для мачехи и сёстер, наполняет спектакль острой сатирой, преданно любимой Ратманским и столь характерной для его творчества. Балет «Золушка» захватывает не только своей сказочностью, но и веселой пародией: в зрительном зале часто вспыхивают волны громкого смеха.

У разорванного портрета матери Золушка видит Фею-крёстную

У разорванного портрета матери Золушка видит Фею-крёстную

Достоинства кордебалета проявляются лишь на балу во втором акте. Хореограф формирует большие ансамбли, и они трансформируются в небольшие группы по аналогии с первой версией «Золушки». Одетые уже в иные сценические костюмы, артисты вначале танцуют парами, затем составляют оригинальные композиции, и они линейно движутся по разным направлениям. Особое интересно выглядит женская группа: в элегантных платьях девушки грациозно танцуют, чаруя изяществом воздушных движений и чувственных линий. Яркое впечатление производят партии трёх парикмахеров: они виртуозно танцуют, блистая артистизмом и юмором. Более убедительно предстаёт балетмейстер, заменивший экстравагантный дуэт артистов, исполняющих роль учителей танца в предыдущей версии «Золушки».
Наибольшего успеха Ратманский достиг в сочинении главного па-де-де для финала балета. Страстно увлеченной музыкой, хореограф придумал романтический танец, в котором радостно соединяются Золушка и Принц. В большом па-де-де оптимально проявляются способности и мастерство исполнителей. Мне довелось видеть 71-е представление балета, в котором партии Золушки и Принца танцевали очаровательная японка Ако Кондо* и статный китаец Шенгву-Гуо*.

Сестры и мачеха отправляются на бал

Сестры и мачеха отправляются на бал

В их красивом гармоничном дуэте было столько духовного и пластического единства, что два одаренных артиста воспринимались как одно талантливое существо. Полетные экспрессивные исполнители пленяли своей отточенной техникой, врожденной музыкальностью и сценическим мастерством. Артисты парили необычайно свободно, откровенно наслаждаясь музыкой и танцем. Прекрасный дуэт завораживал изящными па и элегантными линиями, высокими поддержками и текучими связками. Шенгву-Гуо, одаренный взрывной энергией, особенно ярко блистал в мощных прыжках и стремительных пируэтах. Хрупкая и грациозная Ако восхищала совершенством и кантиленой поэтического и одухотворенного танца. Партнеры убедительно продемонстрировали не только свою творческую индивидуальность, но и уникальное единство, что позволяет их назвать идеальным дуэтом.
Вторая версия «Золушки» Ратманского является очаровательной интерпретацией сказочной истории. Спектакль выглядит, несомненно, лучше, чем его первая версия, что вполне логично. Если хореограф создаст новую версию, то она, наверняка, превзойдет предыдущую, ибо в ней всё-таки есть некоторые длинноты и неясности. В частности, непонятно для какой цели в первом акте у левой кулисы вертикально поставлена вывеска с русской надписью «ТЕАТР». В третьем акте хореографические картины, в которых Принц ищет Золушку, путешествуя по разным странам, сценически предстают не вполне убедительно.

 Фея-крёстная провожает Золушку на бал

Фея-крёстная провожает Золушку на бал

Балет «Золушка», вошедший в репертуар Австралийского балета в 2013 году, получил горячий приём в Лондоне, Шанхае и Мельбурне. В 2015 году спектакль вновь был успешно показан в Австралии. Теперь большая серия представлений прошла на сцене Оперного театра Сиднея. Все билеты были распроданы заранее, и успех был грандиозный. Комичный, красочный спектакль стал новогодним подарком для широкой публики. Трехактный балет находится в прекрасном состоянии: он смотрится с большим интересом и доставляет истинное удовольствие. Несмотря на некоторую мрачность, драматичная партитура Прокофьева замечательно звучит в исполнении оркестра Оперного театра Сиднея под управлением Николетты Фрайон, музыкального руководителя и главного дирижера балетной труппы. Благодаря таланту и опыту дирижера, в ходе представления не ослабевает неразрывная связь музыки и танца. Оркестр пленяет своим красочным и рельефным звучание, которое является не только путеводным аккомпанементом для танца, но и базой для выражения разнообразных эмоций. Чутко следуя за магической палочкой дирижера, музыканты оркестра исполняют музыку Прокофьева необычайно живо и образно, а достаточно быстрые темпы Фрайон весьма удобны для всех танцовщиков. Подобное случается крайне редко и заслуживает высокой похвалы.
По окончании спектакля его исполнители вышли на поклоны, и публика заслуженно наградила их долгими и бурными овациями. Балет «Золушка» подарил зрителям столь драгоценную и ныне дефицитную духовную красоту, теплоту и радость. Браво !

Творческие биографии

Алексей Ратманский родился в Ленинграде 27 августа 1968 года. В 1986 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), далее учился на балетмейстерском факультете ГИТИС (ныне РАТИ – Российская академия театрального искусства). 1 января 2004 года был назначен художественным руководителем балета Большого театра. В январе 2009 года оставил этот пост и стал постоянным хореографом Американского театра балета.
Карьеру танцовщика Ратманский начал в 1986 году в балетной труппе Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) им. Т. Г.Шевченко, где исполнял ведущие партии в балетах классического репертуара. В 1992 – 1995 годы работал в Канаде, в Королевском Виннипегском балете: танцевал как неоклассические, так и современные постановки. В 1997 году был принят в Королевский Датский балет: исполнял ведущие партии в балетах А.Бурнонвиля, значительно пополнил свой репертуар произведениями современных хореографов.
В качестве хореографа работает 30 лет и создал множество концертных номеров, пьес и спектаклей. Для Большого театра поставил балет «Каприччио» (1997), затем «Сны о Японии» (1998). В 2003 году на той же сцене появился первый полнометражный балет Ратманского «Леа», и эта работа принесла ему должность руководителя труппы. Хореограф сотрудничал как с отдельными артистами, так и с балетными труппами многих театров. Среди них Большой и Мариинский театры, Киевский театр оперы и балета, Королевский Датский балет, Международный балет Копенгагена, Королевский Шведский балет, Голландский национальный балет, Латвийская национальная опера, Балет Аризоны, Литовская национальная опера, Финская национальная опера, Большой театр Варшавы, Балет Пенсильвании, Нью-Йорк сити балет, Балет Сан-Франциско, Ла Скала, Тбилисский государственный театр оперы и балета, Тихоокеанский северо-западный балет, Балет Майами, Берлинский государственный балет, Балет Атланты, Американский балетный театр, Парижская национальная опера, Канадский национальный балет, Королевский балет Ковент-Гарден, Дрезденская Земпер-опера, Баварский государственный балет, Балет Цюриха. Сегодня постановки Ратманского идут на многих европейских и американских сценах.
Хореограф имеет ряд престижных наград. Для труппы Австралийского балета он поставил «Школу танца» в 2009 году и «Золушку» в 2013 году. В последнее время Ратманский занимается реставрацией балетов М.Петипа по нотациям В.Степанова.
Дэвид Макаллистер был принят в труппу Австралийского балета в 1983 году и через 6 лет стал премьером. Он танцевал широкий репертуар и получал премии. Как приглашенный артист выступал со многими компаниями, в частности с балетными труппами Большого и Мариинского театров, работал в качестве педагога. В последний раз он танцевал партию Альберта в «Жизели» 24 марта 2001 года на сцене Оперного театра Сиднея, а через 4 месяца стал художественным руководителем Австралийского балета. В 2004 году Дэвид получил Орден Австралии и был внесен в список австралийского Дня Почёта. В 2015 году состоялась премьера его «Спящей красавицы» в труппе Австралийского балета, для которой год спустя поставил «Щелкунчика» в рамках балетной серии сказок для детей. В июне этого года Макаллистер был членом жюри Международного балетного приза «Benois de la Danse» и принимал участие в церемонии его вручения лауреатам на сцене Большого тетра России в Москве.
Джером Каплан родился в Париже и там же обучался искусству сценографии. С 1987 года создает декорации и сценические костюмы для драматических и оперных театров. В 1992 году начал плодотворно работать с Балетом Монте-Карло: благодаря сотрудничеству с Жаном-Кристофом Майо, руководителем труппы, были поставлены балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Цирковой Щелкунчик», «Око за око» и «Шехеразада». В 2001 году Каплан стал первым французским сценографом, приглашенным в Пекин для работы с труппой Китайского национального балета. В итоге художник создал сценические костюмы для спектакля «Raise the Red Lantern». Каплан успешно работал с рядом известных хореографов в разных труппах. Среди них Датский королевский балет (Кристофер Уилдон – «Спящая красавица»), Михайловский театр Санкт-Петербурга (Начо Дуато – «Щелкунчик»), Миланский театр Ла Скала, Берлинская государственная опера. С 2010 года Каплан сотрудничает с Ратманским. В их творческом тандеме были поставлены спектакли: «Дон Кихот» для Нидерландского национального балета; «Утраченные иллюзии» для Большого театра (за эту работу сценограф получил в 2012 году «Золотую маску» – высшую театральную премию России); «Пахита» для Баварского государственного балета; «Лебединое озеро» для Оперного театра Цюриха и Ла Скала; «Серенада» для Американского балетного театра; «Поцелуй феи» для Балета Майями.

Финальное Па-де-де Золушки (Ако Кондо) и Принца (Шенгву-Гуо)

Финальное Па-де-де Золушки (Ако Кондо) и Принца (Шенгву-Гуо)

Ако Кондо родилась в Нагое (Япония) в 1991 году. С трёхлетнего возраста занимается танцем. В 2005 году заняла второе место на конкурсе Гран-При Японии, годом позже училась в международной летней школе Королевской балетной школы в Лондоне. В 2007 году была удостоена стипендии для обучения в Австралийской балетной школе, спустя три года начала танцевать в труппе Австралийского балета. В апреле 2015 года после её дебюта в заглавной партии «Жизели» получила звание примы-балерины, став первой японкой достигшей этого статуса в Австралийском балете. Ако исполнят многие партии в классических и современных балетах. Как приглашенная балерина она танцует с разными труппами; её искусство отмечено премиями. В нынешнем году в Москве на сцене Большого театра Ако получила диплом Международного балетного приза «Benois de la Danse»: она была номинирована за исполнение главной партии в балете К.Уилдона «Алиса в стране чудес».
Шенгву-Гуо родился в Китае, в 11 лет начал танцевать, завоевал золотую медаль на Международном конкурсе балета в Пекине. В 2006 году стал победителем престижного Приза Лозанны и получил стипендию для обучения в Австралийской балетной школе. Занимаясь в этой школе, периодически участвовал в спектаклях Австралийского балета, в труппу которого был принят в 2008 году. Через 5 лет танцовщик получил звание премьера. Он успешно исполняет многие главные партии, имеет широкий репертуар и ряд высоких наград.

Crédits photos : Australian Ballet; Jeff Busby, DR