МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В КОЛЬМАРЕ – УНИКАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ЯРКИХ ТАЛАНТОВ
16/07/2019 – Виктор Игнатов
4 – 14 июля 2019, Festival International de Colmar, France.

Владимир Спиваков, художественный руководитель престижного фестиваля в Кольмаре, посвятил его 31-й сезон Клаудио Аббадо, великому дирижеру, ушедшему из жизни в 2014 году. Программа фестиваля включала 24 концерта; в них прозвучали сочинения 43-х композиторов. Главным участником фестиваля стал его постоянный резидент – Национальный филармонический оркестр России, который основал и возглавляет В.Спиваков. Оркестр дал 10 концертов и продемонстрировал своё высокое исполнительское мастерство. Фестиваль собрал как молодых, так и признанных талантов. Блистательно выступили знаменитые солисты – В.Спиваков, Р.Капюсон, В.Муллова (скрипка), Г.Капюсон (виолончель), Г.Соколов, А.Романовский (фортепиано), Э.Палю (флейта), Х.Герзмава (меццо-сопрано).

Нынешний сезон Международного фестиваля в Кольмаре стал одним из рекордных по числу и величине талантов и звёзд, собравшихся, чтобы оказать почести Клаудио Аббадо, выдающемуся дирижеру нашего времени, оставившему яркий след в истории музыкального искусства. В обширной и разнообразной программе фестиваля были представлены произведения ряда композиторов, наиболее часто исполняемые оркестрами под управлением К.Аббадо Первый скрипичный концерт Д.Шостаковича блистательно прозвучал в интерпретации Национального филармонического оркестра России (НФОР), солировала Виктория Муллова – супруга дирижера. Затем она играла в дуэте со своим сыном – Мишей Мулловым-Аббадо, талантливым джазовым контрабасистом и композитором: были исполнены его сочинения, а также произведения И.С.Баха и Р.Шумана. Фестиваль украсили выступления музыкантов, долгие годы работавших с К.Аббадо. Каждый концерт стал незабываемой встречей с прекрасной музыкой и великолепными исполнителями. В программе сезона было множество ярких открытий. Среди ряда музыкальных событий главными стали выступления НФОР под управлением В.Спивакова: превосходно прозвучали произведения Л. ван Бетховена, А.Вивальди, А.Дворжака, Г.Малера, Ф.Мендельсона, В.А.Моцарта, М.Мусоргского, Н.Паганини, С.Рахманинова, С.Танеева и П.И.Чайковского. В сопровождении оркестра прозвучали арии из популярных опер. С большим успехом НФОР выступил под управлением трёх приглашенных дирижёров. Особый интерес у публики вызвал концерт оркестра под управлением Рани Кальдерона, талантливого израильского дирижера и композитора: замечательно прозвучали Прелюдия из его новой оперы «Собор Парижской богоматери», а также «Ноктюрн» и «Море» К.Дебюсси, Концерт для кларнета с оркестром В.А.Моцарта. В завершении фестиваля под управлением В.Спивакова НФОР выступил вместе с Большим академическим хором Московской хоровой академии и тремя солистами: триумфально прозвучали оркестровое произведение М.Мусоргского «Ночь на лысой горе», монументальная кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин» и вокально-симфоническая поэма С.Рахманинова «Колокола». Из многоликой музыкальной феерии фестиваля представлю шесть концертов, на которых мне посчастливилось побывать.

Феноменальный дуэт – Рено Капюсон и Кит Армстронг

Sans titre 1Концерт камерной музыки проходил в часовне Святого Петра, предельно заполненной публикой. Все билеты были проданы заранее, и это объяснялось прежде всего широкой известностью и высокой популярностью Рено Капюсона – знаменитого французского скрипача, прославленного во всем мире. Он выступил с мало известным во Франции американским пианистом и композитором Китом Армстронгом. 27-летный музыкант был впервые приглашен на Фестиваль в Кольмаре, и этот дебют стал триумфальным. К.Армстронг родился в 1992 году в Лос-Анджелесе, учился в Королевской школе музыки в Лондоне. В 7-летнем возрасте стал заниматься композицией и параллельно физикой в Калифорнийском университете, затем начал изучать химию и математику. Талантливый музыкант получил диплом магистра математики в Парижском университете VI. Знаменитый австрийский пианист Альфред Брендель поразительно точно охарактеризовал музыкальную суть творчества К.Армстронга – «свежесть и субтильность, эмоциональность и интеллигентность». В исполнении Р.Капюсона и К.Армстронга прозвучали две трёхчастные сонаты для скрипки и фортепиано – Соната ля мажор К.526 В.А.Моцарта (1787) и Соната №9, опус 47 Л. ван Бетховена (1802-1803).
Ля-мажорная соната Моцарта является одним из шедевров камерной музыки: фортепиано и скрипка здесь поистине равноправные партнеры. Первая часть – Molto Allegro, характеризуется восхитительным строем. Вторая часть – Andante, отличается изысканной текстурой, часто достигаемой за счет дубляжей типа октав, которые позже использовал Брамс. Финал сонаты – Presto, хотя и считается одним из самых длинных в камерной музыке Моцарта, но исполняется быстро. Говорят, что эта часть была написана на основе финала скрипичной сонаты Карла Фридриха Абеля, возможно, в память о нём. Несколько резонирующая акустика часовни придавала музыкальным звукам игривую звонкость, что благотворно усиливало радостный настрой Сонаты Моцарта. Её богатую радужную палитру дополнял также солнечный свет, проникавший в часовню через её старинные витражи. Несмотря на возрастное и эмоциональное различие, взаимосвязь между скрипачом и пианистом была идеальной. Капюсон играл, как всегда, прекрасно, уверенно и ровно. Армстронг восхищал свободой и экспрессией. Он аккомпанировал внимательно и с глубоким почтением по отношению как к сочинению Моцарта, так и к таланту Капюсона. В то же время пианист пленял свой виртуозной и лучезарной манерой звукоизвлечения, что придавало музыке Моцарта особое изящество и воздушность. Рояль захватывал своей энергетикой и красочностью. Во второй, медленной, части Сонаты Капюсон играл с большим вдохновением, скрипка звучала в полный голос. Музыка Моцарта струилась превосходно: её гармония и красота прерывала дыхание слушателей. Третья, быстрая, часть была блистательно исполнена на необычайно высоком темпе. Радостный, веселый порыв украшали плясовые темы. Пианист откровенно наслаждался изысканной вязью чудесных звуков и демонстрировал свою филигранную технику. Тонкие, лёгкие, полётные пальцы Армстронга с головокружительной скоростью танцевали по клавишам, завораживая абсолютным совершенством. Музыкальное волшебство исполнителей ослепительно ярко воспевало гений Моцарта!
Sans titre 2Девятая «Крейцерова соната» Бетховена является одним из широко известных камерных произведений композитора, которое он посвятил французскому скрипачу Родольфу Крейцеру. Первая часть – Adagio sostenuto (Presto), начинается с медленного вступления, в котором играет один скрипач. Гармоническая полнота, ожидаемая от вступления, достигается только аккордами на струнном инструменте, на которые фортепиано реагирует в широком диапазоне. В Allegro, которое следует за этим, события перекрываются: бурный подход к главной теме минора сразу же приводит к героическому завершению в ля-мажорной тональности. Вторая часть сонаты – Andante con variazioni, состоит из фа-мажорной темы с вариациями. Они являются одними из величайших вариаций Бетховена, в которых звучание фортепиано и скрипки сливается во всё новые пасторальные звуковые сочетания. Финал – Presto, черпает свою неудержимую силу от ритма Тарантеллы и органичного слияния двух инструментов. Капюсон и Армстронг играли Сонату динамично и быстро, что весьма благотворно сказалось на её звучности. Богатый, красивый звуковой поток пленял светлой живостью. При исполнении Сонаты установился идеальный баланс между обоими инструментами, что позволило полноценно выразить сложный мир глубоких переживаний композитора. Скрипка и рояль звучали ярко и проникновенно с обилием тончайших нюансов и рельефных контрастов, столь впечатляющих в финале первой части, где мощные порывы музыки несколько раз сменяются затишьем. Вторая, медленная, часть пленяла ровным и мягким течение музыкального потока, красотой игривой переклички между скрипкой и фортепиано. При этом Армстронг чаровал слушателей то стремительными взлетами на грандиозное forte, то дивными замираниями на нежнейших piano, от чудодейственного шока которых возникали спазмы в горле. Третья, быстрая и напряженная, часть впечатляла мощной энергетикой. Исполнители сверкали своей отточенной техникой и богатой экспрессией. Бурный страстный финал завершил Сонату, и взрыв оваций взорвал старинную часовню!

Мария Дуенас, Эммануэль Паю и НФОР – виртуозность, грация и элегантность

Музыкальный вечер проходил в церкви Святого Матфея. В первом отделения прозвучал Концерт для скрипки и оркестра №1 ми бемоль мажор, опус 6 Н.Паганини. Его исполнили НФОР под управлением В.Спивакова и 17-летняя испанка М.Дуенас – дебютант Фестиваля в Кольмаре. Необычайно талантливая скрипачка получила образование в Музыкальных университетах Вены и Граца. Она является лауреатом многих международных конкурсов, увлекается камерным музицированием и композицией. Её сочинение «Farewell» было удостоено приза на конкурсе молодых композиторов «Von fremden Ländern und Menschen». М.Дуенас регулярно играет в составе Квартета Hamamelis, солирует с разными оркестрами. Она выступала, в частности, с Оркестром норвежского радио и Симфоническим оркестром Сан-Франциско. Мария играла в Гамбургской филармонии, а нынешним летом дала сольный концерт на Фестивале в Вербье. Теперь она впервые солировала с НФОР.
Sans titre 8Первый скрипичный концерт для скрипки и оркестра Паганини. Великий скрипач и композитор написал этот концерт вероятно в 1817-1818 годы. Его партитура раскрывает весь технический гений и виртуозность Паганини. Концерт демонстрирует также большое влияние итальянской оперы и бельканто на его мелодический стиль. Яркое исполнение этого шедевра стало событием фестиваля. С первых же музыкальных тактов стройная и хрупкая Дуенас пленила слушателей своей феноменальной техникой. Казалось, что инструмент является частью её души и плоти. Сложную сольную партию Мария играла на редкость изящно и живо, к тому же на высокой скорости и абсолютно свободно, да ещё и с явным наслаждением. Она восхищала публику своей врожденной виртуозностью. Её старинная скрипка N.Gagliano (1774) пела дивно и завораживала тёплым, нежным голосом, звучащим необычайно красочно и экспрессивно. Вторая, медленная, часть Концерта – Adagio espressivo, предстала задушевно и проникновенно, словно исповедь молодого, но уже яркого музыканта. Прелестная солистка в длинном белом платье и с буйным пучком тёмных волос выглядела, словно невеста, которой в её самый счастливый день предоставили возможность исполнить любимое произведение. Обаятельная Мария предложила слушателям на редкость изысканную интерпретацию знаменитого Концерта, который обычно играют скрипачи в более зрелом возрасте. Молодая солистка демонстрировала филигранное владение инструментом и одновременно чарующую свежесть, исходящую от её светлой и юной души. Спиваков явно наслаждался этим скрипичным самородком и музыкальным чудом, а Российский оркестр чутко аккомпанировал Марии, которая, несмотря на возраст, поражала слушателей глубиной чувств, изяществом нюансировки, богатством музыкальных оттенков и замираниями на нежных piano, подвластными лишь избранным мастерам. Её уникальный талант и высочайшее исполнительское мастерство вызывали восхищение. Кто сегодня из великих скрипачей может играть так свежо и живо, а главное, с таким пылким вдохновением и наслаждением, воспламеняющем не только слушателей в зале, но и музыкантов в оркестре ? Благодаря Спивакову свершилось музыкальное чудо: красота и свет юной души осчастливили публику фестиваля!
Sans titre 4Концерт для флейты и оркестра №1 соль мажор, К.313 В.А.Моцарта (1778). Композитор написал его по заказу богатого голландского купца, большого любителя флейты, который захотел сыграть сочинение Моцарта. Теперь этот концерт исполнили РНФО под управлением В.Спивакова и франко-швейцарский флейтист Эммануэль Паю – дебютант Фестиваля в Кольмаре. Лауреат многих международных конкурсов он в 22-летнем возрасте получил пульт первой флейты, занимаемый и по сей день, в Берлинском филармоническом оркестре, который многие годы возглавлял К.Аббадо. Высокопрофессиональный солист уверенно и динамично исполнил сложную сольную партию флейты. Э.Паю показал не только свою отточенную технику, но и важную взаимосвязь с оркестром. Особенно успешно прозвучала вторая часть Концерта – Adagio non troppo: флейтист чаровал изысканной нюансировкой и в полной мере продемонстрировал своё филигранное мастерство. Знаменитый солист восхищал слушателей своей виртуозностью, однако ему всё-таки не хватало экспрессии и вдохновения. Несмотря на это замечание, флейтовый Концерт Моцарта, который является одим из наиболее  популярных в музыкальном наследии композитора, предстал великолепно.
Симфония ля мажор №4, «Итальянская», опус 90 Ф.Мендельсона (1833). Для воплощения духа Италии композитор избрал компактную четырёхчастную форму с менуэтом в качестве третьей части и стремительным финалом в ритме сальтарелло. Симфонию исполнил НФОР под управлением Спивакова. Маэстро принял живые темпы, и прекрасная музыка обрела особую красочность и полетность, а также полнокровную мощь и силу. В оркестре ощущался идеальный звуковой баланс и духовное единство; прекрасно и органично звучали все инструментальные группы. Маэстро гордо дирижировал, величественно выполняя миссию великого вдохновителя и руководителя радостной музыкальной феерии. Под его управлением оркестр чаровал изысканной нюансировкой и богатой экспрессией. Музыканты чутко реагировали на точные и выразительные жесты Спивакова. В результате оркестр звучал как один организм с одухотворенным, пылким порывом. Особенно впечатляла Вторая часть симфонии – Andante con moto moderato. Она предстала как интимная исповедь, в которой ощущалась нежная грусть и трогательная ностальгия. Благодаря неспешным темпам, музыка этой части пленяла теплотой и задушевностью. Изумительную интерпретацию украшало певуче-мягкое вибрато контрабасов; группа медных инструментов чаровала бархатными тембрами. Столь светлое и легкое звучание духовых инструментов – большая редкость! Вслед за этой музыкальной идиллией огромный оркестр охватил мощный, страстный порыв. Четвертая часть – Finale (Presto), произвела чрезвычайно яркое впечатление. Она звучала феноменально, захватывая радостными темами и танцевальными ритмами. Несмотря на быстрые темпы, музыканты играли на едином дыхании и блистательно исполняли свои партии, восхищая виртуозностью и энергетикой. Сегодня во Франции, к сожалению, уже нет оркестров такого уровня как НФОР. Его звучание было настолько отшлифованным и такого высокого качества, что это выступление нужно было записать на CD или DVD. Впрочем, многие концерты фестиваля были полностью сняты для последующего показа Кольмарской телекомпанией TV7.

Quatuor Strada : концерт камерной музыки венской школы

Новый коллектив Quatuor Strada (Квартет Страда) объединил четырёх французских солистов с международной известностью, которые ранее играли в наиболее престижных ансамблях. После большого опыта в исполнении камерной музыки, благодаря дружеским связям и музыкальной страсти, они объединились в группу динамичных и разных музыкантов, каждый из которых имеет свою собственную богатую карьеру. Начав совместную работу в 2013 году, два года спустя они записали CD с двумя последними квартетами Бетховена – № 15 и 16.
Sans titre 9Квартет Страда составляют Пьер Фушеннере, Сара Немтану (скрипка), Лиз Берто (альт), Франсуа Сальк (виолончель). В Кольмаре они выступили впервые и триумфально, став событием и открытием музыкального фестиваля. Концерт проходил в старинной часовне Святого Петра. Ансамбль исполнил произведения для струнного квартета трёх композиторов знаменитой венский школы – Ф.Шуберта, А.Веберна и И.Брамса. Концерт открыл Момент Квартета №12 до минор, D 703 Шуберта. Композитор начал его сочинять в 1820 году, и впервые он был исполнен в незаконченном виде в 1867 году, то есть 39 лет спустя после смерти Шуберта. Первые музыкальные фразы 10-минутного Момента сразу же пленили слушателей феноменальной красочностью и утонченной нюансировкой, а также изысканным и вдохновенным звукоизвлечением. Ансамбль восхищал своим идеальным балансом и единым музыкальным дыханием. Четверо необычайно талантливых солистов играли словно один гениальный исполнитель, но при этом был слышен голос каждого инструмента. Взволнованная и обворожительная интерпретация парализовала дыхание слушателей.
Далее предстало юношеское произведение Веберна «Langsamer Satz», пропитанное духом пост-романтизма. Оно было написано в 1905 году, и впервые прозвучало в 1962 году, то есть 17 лет спустя после смерти композитора. 8-минутное сочинение позволило музыкантам полнее раскрыть свои исполнительские особенности и возможности. Возвышенная, задушевная музыка лучезарно струилась на неспешных, деликатных темпах. В дивном потоке прекрасных тем особенно ярко звучали вторая скрипка и альт. Видимо, для усиления их роли музыканты перед исполнением этого произведения изменили свою рассадку: за левый и правый крайние пюпитры, за которыми ранее сидели скрипач П.Фушеннере и виолончелист Ф.Сальк, теперь играли девушки – скрипачка С.Немтану и альтистка С.Берто. Эта пересадка придала звучанию Квартета несколько иную и необычайно изящную гармонию. Пылкая женская экспрессия внесла новые акценты и особую нюансировку в колористическую палитру произведения. Оно пленяло богатыми красками, яркими контрастами и нежными пиццикато. Особенно сильное впечатление произвел Финал, в котором на изысканном piano грустно и нежно звучал живой и страдающий голос скрипки…Это было гениально!
Sans titre 11Концерт завершил 36-минутный Квартет си бемоль мажор, опус 67 Брамса. Свой Третий и последний квартет композитора начал писать в 1875 году, и в следующем году он впервые был исполнен. Брамс посвятил его своему профессору Ангельману. Успех Квартета был настолько огромным, что Брамс сделал его транскрипцию для фортепиано в четыре руки. Четырехчастное произведение великого романтизма в интерпретации Квартета Страда прозвучало потрясающе. Видимо, для достижения максимального эффекта перед исполнением Квартета Брамса музыканты пересели на свои обычные места. Профессионалы высочайшего класса искусно выразили широкую и богатую колористическую и эмоциональную палитру произведения. Ансамбль играл превосходно, с редким вдохновением и откровенным наслаждением, пленяя изяществом и красотой тщательно отшлифованных музыкальных фраз. Каждый исполнитель чаровал своей филигранной техникой, обилием тончайших нюансов и рельефных контрастов. В Третьей части – Agitato (Allegretto non troppo), особенно лучезарно сверкала мелодическая тема альта: его бархатное фразы подхватила дивная мелодия скрипки. Последняя часть – Poco allegretto con variazioni, прозвучала страстно и бравурно, восхищая фейерверком ярких красок.
Блистательное исполнение Третьего квартета Брамса произвело грандиозное впечатление. Отвечая на бурные овации слушателей, музыканты исполнили «на бис» фрагмент из квартетной музыки Бетховена, опус 59. Гениальное сочинение прозвучало гениально. В ходе этого концерта Квартет Страза продемонстрировал своё феноменальное мастерство, и его триумфальное выступление стало сенсацией Кольмарского фестиваля.

Григорий Соколов : сольный концерт гениального пианиста

Г.Соколов – большой и давний друг В.Спивакова. В связи с эти на протяжении 14-и лет он ежегодно приезжает на Кольмарский фестиваль и дает один лишь концерт, который всегда проходит с аншлагом и триумфом. Ради этого события в Кольмар съезжаются не только меломаны из многих стран, но крупные музыкальные критики. Каждое выступление Соколова является одним из наиболее значимых событий в музыкальной жизни Европы и мира. Концерт Соколова в Кольмаре проходил, как всегда, в предельно заполненной церкви Святого Матфея. На сцене, традиционно погруженной в полумрак, пианист появился неожиданно и сразу же сел за роль, слегка освещенный верхним софитом. Искусно поставленное освещение сцены создавало атмосферу интимности и доверительности, столь важную для высокого искусства Соколова. Кроме того, напряженный церковный полумрак помогал сконцентрироваться как пианисту, так и слушателям на музыке, позволяя предельно глубоко проникнуть в её суть, а также детально оценить замысел композитора и трактовку исполнителя. В свой нынешний сольный концерт прославленный пианист включил фортепианные произведения Л. ван Бетховена и И.Брамса.
Sans titre 13Соната №3 до мажор, опус 2, №3 Бетховена. Юношеское произведение композитора, написанное в 1796 году и посвящённое Гайдну, открыло концертную программу. Первой же фразой Сонаты Соколов пленил слушателей волшебной магией и филигранным пианизмом. Музыкант играл в своей излюбленной гипнотической манере – ровно, чётко и певуче, с отточенным звукоизвлечением и богатейшей красочностью. Бурные, широкие темы на мощном forte эффектно контрастировали с нежными пассажами на дивном piano. Интерпретация Соколова чаровала глубиной осмысления и красотой нюансировки. Особенно впечатляла Вторая часть – Adagio: её медленная, мелодическая тема мягко струилась на деликатном piano, чаруя волшебством изысканного стиля пианиста. Фортепианную идиллию сменила мощная быстрая тема. Третья часть – Scherzo, Allegro, предстала органично как кантилена прекрасных звуков, но все-таки слишком ровных по своей динамике, что порой вызывало ощущение монотонности.
Les nouvelles Bagatelles, опус 119 Бетховена. Багатели – это короткие и лёгкие для исполнения пьесы; их писали для разных инструментов многие композиторы – Ф.Куперен, Ф.Лист, Б.Батрок, А.Веберн. Наиболее известны 24 фортепианные Багатели Бетховена – сочинение 33, опусы 119 и 126. Композитор писал их в конце своей жизни. Первые 11 пьес был созданы на протяжении 20-и лет (1800-1820). Бетховен называл свои Багатели «маленькими пьесами». Они являются россыпью драгоценных шедевров, в которых сверкает виртуозность и гений Бетховена. В ходе концерта все 11 Багателей прозвучали, поистине, идеально! Соколов исполнял эти очаровательные музыкальные «забавы» на редкость игриво и виртуозно. Каждая пьеса сверкала своей особой мелодикой и экспрессией, колористической и эмоциональной палитрой. Цикл необычайно разнообразных пьес восхищал живостью, богатством ярких красок и радостных настроений. Соколов, словно сказочный волшебник, источал музыкальные флюиды, и они завораживали публику сладостными созвучиями, радужно сверкающими, словно бриллианты. Праздничные, жизнерадостные Багатели пианист играл с эффектной бравурой и ритмикой, в то же время с характерным для него изяществом и блеском. Восхищённые слушатели устроили музыканту бурные овации, но пришло время для антракта.
Sans titre 14Klavierstücke, опусы 118 и 119 Брамса составили второе отделение концерта. В начале Соколов исполнил 6 пьес для фортепиано (опус 118), которые Брамс сочинял в 1892-1893 годы и посвятил Кларе Шуман. Затем без перерыва он сыграл 4 пьесы для фортепиано (опус 119), написанные приблизительно в 1893 году в курортном городе Бад-Ишель (Австрия). Композитор назвал эти сочинения «колыбельными моих страданий». В своей филигранной интерпретации Соколов придал каждой пьесе мощную энергетику и яркую красочность. В итоге пьесы предстали во всей своей красоте и величии. Несмотря на широкое разнообразие по колориту и настроению, 10 сочинений в целом воспринимались как единый цикл, адекватно отражающий специфический стиль Соколова, в котором всегда царит изысканное изящество, правда, порой с налетом ностальгии. Пианист играл так идеально и совершенно, что часто казалось, будто звуки рождаются не в результате виртуозного порхания пальцев по клавиатуре, а благодаря магическому мышлению. Соколов восхищал яркими контрастами, переходя от нежнейшего piano на страстное forte с мощной энергетикой. Интимная, правда, несколько ровная по темпам интерпретация пианиста чаровала, как всегда, звонкостью и округлостью красивых и элегантных звуков. Особое восхищение вызывали чудесные пассажи, которые музыкант выполнял на трепетных piano: несколько последних нот звучат с чарующим замиранием и с удлинением пауз между ними. При этом ноты постепенно угасают, словно по сказочному волшебству, но затем вдруг разом возрождаются и снова радужно сияют. Эта дивная красота производит шоковый эффект! Последняя пьеса – Rhapsodie (allegro risoluto), насыщенная страстными интонациями, прозвучала потрясающе. На мощном патетическом порыве Соколов закончил программу концерта.
Отвечая на бурные овации слушателей, пианист по своей давней и знаменитой традиции стал играть «на бис» небольшие пьесы. Каждая из них сверкала своим пианистическим блеском и вызывала шквал аплодисментов. Несмотря на то, что время уже перевалило за пол-ночь, Соколов исполнил 6 изумительно красивых сочинений Ф.Шуберта, Ж.-Ф.Рамо, Ф.Шопена, С.Рахманинова, И.Брамса. Опусы Шуберта и Брамса пленяли ностальгическим романтизмом, пьесы Шопена и Рахманинова чаровали поэтическим лиризмом, а мелодичная тема игрового танца из оперы Рамо «Галантные индии» всех заворожила грациозной виртуозностью и барочным изяществом. Это был ослепительно яркий фейерверк гениального пианизма! Триумф Соколова сопровождал восторженный «standing ovation»!

«Духовные арии» Иоганна Себастьяна Баха

Концерт состоялся в старинной часовне Святого Петра, религиозная атмосфера которой способствовала звучанию здесь духовных сочинений. Монографическая программа произведений Баха включала 6 редко исполняемых фрагментов из четырёх Кантат и Мессы, между которыми прозвучала Соната для скрипки и клависина ля мажор BWV 1015. В концерте приняли участие Анастасия Беликова (сопрано), Владимир Спиваков и Тимур Пирвердиев (скрипка), Пётр Гладиш (виолончель), Зоя Аболитс (клависин). А.Беликоава – солистка Московского театра «Новая опера». Одаренная и очаровательная певица регулярно выступает на сцене Московского театра «Геликон – Опера», дает концерты как в России, так и за рубежом, а также солирует со многими известными оркестрами, сотрудничает с выдающимися дирижерами и музыкальными фестивалями.Sans titre 22
На Международном фестивале в Кольмаре она уже пела с НФОР под управлением Спивакова, принимала участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале». Теперь она исполнила в сопровождении квартета музыкантов сопрановые арии из Кантат BWV 208 («Охотничья»), BWV 57, BWV 186, BWV 68, а также из Мессы ля мажор BWV 234. Красивый звонкий голос певицы и её светлый тембр в сочетании с высочайшим мастерством аккомпанирующих музыкантов позволили достойно исполнить сочинения великого композитора. Беликова пела вдохновенно и проникновенно. Она уверенно демонстрировала свою высокую вокальную технику и стилевую гармонию с ансамблем музыкантов. Певица успешно преодолевала технически сложные пассажи и пленяла эмоциональным настроем. Особенно красочно и живо прозвучала ария из Кантаты BWV 57, воспевающая радость бытия. Беликова пела арию в сопровождении инструментального трио: скрипка, клависин и виолончель вносили свою весомую лепту в трактовку этого шедевра, восхищавшего игривым и лучезарным исполнением. В то же время арии Баха пленяли интимными интонациями и гармоничным звучанием голоса и инструментального ансамбля. Концерт шёл по нарастающей.
В часовне царила возвышенная, божественная атмосфера. Сильное впечатление произвело исполнение Сонаты в интерпретации Спивакова и Аболитс: она струилась изящно и просветленно, нежно и взволнованно. Наиболее обворожительно предстала медленная часть, в которой мелодическая тема проистекала как божественное явление дивной красоты. Скрипач играл неспешно и вдохновенно с глубоким почтением к Баху и его гению. Чудесная скрипка Спивакова звучала прекрасно и трепетно, словно живой человеческий голос. Благодаря уникальному таланту музыканта, его волшебный инструмент излучал сильные и глубокие эмоции, от обилия и яркости которых останавливалось дыхание слушателей. Финальная часть Сонаты сверкала радостными красками и восхищала тонкими нюансами. Последнюю ноту Спиваков источал на изысканном piano и необычайно долго. Затем в часовне установилась священная тишина, и, кажется, пролетел ангел. Прославленный скрипач стал триумфатором этого концерта.

Виктория Муллова и НФОР – Д. Шостакович и А.Дворжак

В.Муллова родилась 27 ноября 1959 года в Москве. Выпускница Московской консерватории, училась у Л.Когана. Её уникальный талант впервые получил признание и был высоко оценен на Международном конкурсе им. Я.Сибелиуса в Хельсинки в 1980 году.
Sans titre 19Два года спустя 23-летняя Муллова стала победительницей седьмого Международного конкурса им. П.И.Чайковского в Москве. Годом позже она обосновалась на Западе и быстро приобрела мировую известность. С особым успехом исполняет музыку ХIХ века, произведения русских композиторов, а также сочинения виртуозного репертуара. В своих концертах она любит смешивать музыку классическую, джазовую, популярную и фольклорную. В 1994 году основала камерный ансамбль Mullova Chamber Ensemble. В 2015 году в богатой дискографии Мулловой появилась последняя её запись произведений С.Прокофьева. Она играет на скрипке Stradivarius «Jules Falk» (1723) и Guadagnini. На фестивале в Кольмаре вступила впервые.
Концерт с участием НФОР проходил в церкви Святого Матфея. Перед началом выступлений приглашенный дирижёр Андрей Борейко обратился к публике со словами: «Сейчас прозвучит сочинение Г.Малера «Blumine». Я посвящаю его Марианне Шелковой, без которой этот фестиваль не стал бы таким, каким он есть». М.Шелкова многие годы работала со Спиваковым в качестве его артистического ассистента, занимаясь подготовкой каждого сезона фестиваля в Кольмаре. «Blumine» – симфоническая зарисовка волшебной красоты: 7-минутное сочинение прозвучало неспешно, обворожительно и ностальгически.
Концерт для скрипки и оркестра №1 ля мажор, опус 77 Д. Шостаковича – одно из самых гениальных произведений ХХ века. Композитор написал его в 1948 году и посвятил великому скрипачу Давиду Ойсраху. Он же впервые исполнил Концерт вместе с Ленинградским филармоническим оркестром в 1955 году; дирижировал Е.Мравинский. Теперь Концерт прозвучал в исполнении НФОР под управлением А.Борейко; на скрипке солировала В.Муллова. Она появилась в белом элегантном брючном костюме и сразу же приковала к себе внимание публики.
Муллова свободно и уверенно начал играть свою сложную и напряженную партию, впечатляя изысканным и виртуозным звукоизвлечением. В первой части – Nocturne : Moderato, солистка высочайшего класса восхищала дивными piano, в которых, как бы шёпотом, рассказывала про сокровенные желания и мысли. Оркестровое сопровождение под управлением внимательного дирижёра придавало солирующей скрипке психологическую и эмоциональную поддержку, а также позволяло расширить и обострить солирующие монологи. Музыканты оркестра чутко реагировали на чёткие и лаконичные жесты дирижёра. Ему были подвластны разнообразие и богатство тональностей, а также напряденная психологическая и эмоциональная атмосфера произведения. Все инструментальные группы оркестра звучали красочно и органично, пленяя изяществом колористической палитры. В бурном потоке нервной музыки блистательно звучали соло скрипки. Муллова демонстрировала филигранную технику, виртуозно исполняя сложные пассажи на высоких темпах. Она играла технически безупречно. Её глубоко продуманная и тщательно отшлифованная интерпретация впечатляла интересными акцентами. Однако партия скрипки казалась излишне суровой и жёсткой. Солистке не хватало вдохновения и экспрессии. Оркестр звучал ярче, чем скрипка. Во Второй, быстрой, части – Scherzo : Allegro, Муллова солировала ярко и энергично, хотя и механично, но в полной гармонии с оркестром. Он полыхал вихрями огненных страстей, исполняя симфонические фрагменты, перенесенные композитором из его гениально написанной, но запрещенной в своё время оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
Sans titre 23В столь пламенных пассажах Мулловой явно не хватало должной ярости и буйства, которыми сверкал оркестр. В третьей части – Passacaglia : Andante, появляется тревожная тема с мощным звучанием медных и ударных инструментов. Затем рождается светлая и нежная тема скрипки. Она развивается под бережно-трогательное сопровождение оркестра. Скрипка здесь зазвучала в полный голос. В полной тишине оркестра она пела, словно голос живого человека. Дивная мелодия была интимной исповедью, рассказывающей о глубоких чувствах и заветных мечтах. В то же время скрипка взволнованно и открыто выражала страдания человека. Психологически сложное соло завершилось страстными и виртуозными пассажами, олицетворявшими крик души гениального композитора. В четвёртой части – Burlesque : Allegro con brio – Presto, оркестр охватила широкая тема. На высоких темпах Муллова блистательно играет вместе с оркестром. Он набирает звуковую мощь и силу. В бушующем оркестровом потоке солистку охватывает экстаз, и она вместе с НФОР вершит потрясающе яркий финал!

Симфония №8 соль мажор, «Чешская», опус 88 А.Дворжака. Это предпоследняя симфония композитора. Она была написана в сентябре-ноябре 1889 года и отражает атмосферу светлого счастья, в котором пребывал Дворжак в последние годы своей жизни. Радостная и приподнятая музыка симфонии впервые прозвучала в 1890 году в Праге; оркестром дирижировал композитор. Сегодня Восьмая симфония является одним из наиболее излюбленных сочинений в репертуаре крупнейших оркестров мира. В этой музыке Дворжак гениально объединил серьёзную и фольклорную музыку, создал произведение яркой ритмической силы. После Концерта Шостаковича трудно слушать Симфонию Дворжака, которая звучит спокойно и воспевает красоту и счастье жизни. Однако мудрый дирижёр сумел достигнуть музыкального и эмоционального паритета. Выразительные и лаконичные жесты Борейко получали должную реакцию у музыкантов. Оркестр звучал как единый организм и восхищал богатой красочностью, тонкой нюансировкой и яркой экспрессией. НФОР играл симфонию Дворжака с редкостным вдохновением и явным наслаждением. Во второй части – Adagio – Poco piu animato, оркестр пленял взволнованным музыкальным дыханием и прекрасными соло. В Третьей части – Allegretto grazioso – Molto vivace, возникла мелодичная тема Вальса. Она звучала воздушно и обворожительно. Но оркестровые темпы можно было бы слегка ускорить, что придало бы Вальсу большую живость. Четвертую часть – Finale : Allegro ma non troppo, открывает тёплое соло трубы. Затем следует богатая, светлая тема, в которой альт и виолончель поочерёдно и вместе чаруют бархатистой красочностью. Вступает лучезарный ансамбль скрипок и опьянят дивной мелодичностью. Наконец, звучат все инструментальные группы, пленяя своей уникальной гармонией и экспрессией. Оркестр набирает богатырскую мощь и патетически сверкает в грандиозном финале. Восторженная публика наградила дирижера и НФОР бурными овациями и вполне достойно. Национальный филармонический оркестр России всех поразил своим высочайшим исполнительским качеством. За 16 лет, истекших со времени основания коллектива, он стал одним из лучших не только в России, но и в мире. А по по духовности и эмоциональности ему вообще нет равных. Это поистине феноменальный коллектив, достойный широкого прославления!
Следующий, 32-й, сезон Международного фестиваля в Кольмаре будет посвящен Иври Гитлис – выдающемуся израильскому скрипачу.
Crédit photos: Bernard Fruhinsholz