ИЗЫСКАННАЯ ИНТИМНОСТЬ И ФИЛИГРАННЫЙ ПИАНИЗМ : ТРИУМФ ИГОРЯ ЛЕВИТА В ПАРИЖЕ
11/10/2022 – Виктор Игнатов
6 октября 2022, Théâtre des Champs-Elysées, Париж.

Артистическое агентство Productions internationales Albert Sarfati совместно с Театром Елисейских Полей второй раз представили в Париже знаменитого русско-немецкого пианиста Игоря Левита. Программа его нынешнего сольного концерта включала: «Лесные сцены» Р.Шумана, «Вариации на тему народной песни» Ф.Херша, Прелюдию к «Тристану и Изольде» Р.Вагнера в аранжировке З.Кочиша, си-минорную Сонату Ф.Листа. Необычайно талантливый 35-летний музыкант восхитил слушателей своим специфическим стилем, в котором органично сочетаются изысканная интимность и блистательная виртуозность. Благодаря этим качествам произведения программы прозвучали чрезвычайно доверительно и проникновенно, экспрессивно и обворожительно. Исполнение сонаты Ф.Листа венчали бурные овации.


Игорь Левит
«Oдин из наиболее значимых артистов своего поколения», (New York Times).

Родился 10 марта 1987 года в Нижнем-Новгороде. Игре на фортепиано учился с трёхлетнего возраста под руководством матери – музыкального педагога Елены Ильиничны Левит (урождённой Рафаевич). Отец – Семён Соломонович Левит – инженер-строитель. В 1995 году, когда Игорю было 8 лет, он эмигрировал вместе с родителями и сестрой Алой (родилась в 1981 году) в Германию, где поступил в Гимназию Кайзера Вильгельма. В возрасте 11 лет начал заниматься у Ханса Лейграфа в Моцартеуме. В 2000-2009 годы учился у разных педагогов в Ганноверской консерватории, где работает и мать Игоря. Его диплом украсили столь высокие оценки, чего никогда ещё не было в истории консерватории. В 2004 году И.Левит был отмечен вторым призом на Международном конкурсе имени Марии Каллас в Афинах и первым призом на Международном конкурсе пианистов в Хамамацу. В 2005 году он завоевал 4 награды на Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, в 2009 году – приз на фестивале «Киссингенское лето» в Бад-Киссенгене.
Levit2
Молодой пианист стал играть в престижных залах, на известных фестивалях и с известными оркестрами. Среди них – Берлинский филармонический оркестр, Венский филармонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, Королевский оркестр Концертгибау, Английский камерный оркестр, Камерный оркестр Европы. Сольные концерты Левита проходили в Carnegie Holl (Нью-Йорк), Concertgebouw (Амстердам), Musikverein (Вена). Пианист выступал на крупных музыкальных фестивалях в Берлине, Гамбурге, Зальцбурге, Люцерне. В 2022 году ему была оказана честь открыть знаменитый фестиваль в Schieswig-Holstein вместе с Аланом Гильбертом и NDR Elbphiharmonieorchester. В 2023 году Левит возглавит новый фестиваль фортепианной музыки, который будет проходить в сотрудничестве с фестивалем Люцерны.
Дискография пианиста включает 10 альбомов, удостоенных многих премий. За запись всех 32-х сонат Бетховена на Sony Classical (2019) он получил приз Gramahhone «Артист года» и приз Opus Klassik 2020. Двойной альбом – 24 прелюдии и фуги Шостаковича, плюс Пассакалия Рональда Стевенса, изданный на DSCH, был удостоен, в июне 2020 года, приза «Запись года» и приза Музыкального журнала BBC. Осенью 2023 года выйдет альбом соло с записью «Тристана» Ханса Вернера Хенце в исполнении Левита с Лейпцигским оркестром Gewandhaus под управлением Франца Вельзер-Мёста. В скором времени в немецких кинотеатрах появится документальный фильм «Igor Levit – No Fear» («Игорь Левит – без страха»).
Пианист имеет ряд наград. В 2018 году он стал лауреатом престижного Gilmore Artist Award. В ноябре 2020 года был номинирован на Grammy Award в категории «Лучшее инструментальное соло классики». Левит получил звание «Артист 2020 года» от Gramaphon Classical Music Awards и от Musical America. В 2019 году он завоевал 5-й раз Международный приз Бетховена. За большие творческие заслуги Левит награжден Орденом Федеративной Республики Германии. Администрация Независимой оперы Sadler’s Wells подарила ему концертный рояль SteinwayD.
Помимо концертной деятельности пианист является профессором Ганноверской консерватории, свой Alma Mater, и артистическим соруководителем фестиваля «Heidelberger Frühling». В 2021 году в издательстве Hanser вышла книга Игоря Левита «House Concert», написанная в соавторстве с Флорианом Зиннекером. Выдающийся музыкант занимает активную позицию в общественной и социальной жизни.

Пианистический романтизм и джазовые вариации.

Парижский концерт Левита открыли «Лесные сцены» Роберта Шумана, которые считаются одним из самых романтических сочинений немецкого композитора. Фортепианный цикл состоит из девяти произведений, написанных в 1848-1849 годы. В поэтической манере они описывают прогулку по лесу с многообразием видений и встреч: 1.Вступление; 2.Охотник в засаде; 3.Одинокие цветы; 4.Проклятое место; 5.Приветливый пейзаж; 6.Постоялый двор; 7.Вещая птица; 8.Охотничья песня; 9.Прощание. Образность, живописность и таинственность «Лесных сцен» сделали их популярными как для слушателей, так и для исполнителей. Романтический цикл украшал репертуары крупнейших пианистов прошлого и нашего времени, среди них – Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Клаудио Аррау, Питер Серкин, Маурицио Поллини, Мария Жуан Пиреш.
levit3Левит интерпретирует произведения цикла как отдельные этюды, каждый из которых отличается своим характером, но, тем не менее, они объединены уникальной атмосферой интимной деликатности, которая может показаться слишком ровной и недостаточно контрастной. «Вступление» с самого начала чарует светлой и контролируемой задушевностью, которую сменяют живость и энергетика сцены «Охотник в засаде». Следующие две части более медленные. В них ощущается теплота, душевность и эмоциональная концентрация. «Приветливый пейзаж» предстаёт очень свежо и одухотворенно, «Вещая птица» разворачивается таинственно и колоритно с изящными интонационными переливами, подобными птичьему голосу. «Прощание» мистически светится романтическим лиризмом. В исполнении Левита «Лестные сцены» прозвучали на редкость своеобразно и обворожительно. Главную особенность столь диковинной интерпретации составляли идеальная гармония и уникальная интимность, что достигалось неспешными темпами и доверительными интонациями, тончайшими нюансами и искусными трактовками на дивных piano и pianissimo. Важно и то, что каждое произведение цикла Левит завершал изысканно-таинственной интерпретацией финальной фразы, магическое звучание которой было необычайно элегантным и очень характерным для его пианистической индивидуальности.
После столь феноменального исполнения «Лесных сцен» Шумана огромный интерес вызывало представленное затем новое произведение знаменитого американского музыканта Фреда Херша, которое он сочинил специально для Левита. Ф.Херш – талантливый джазовый пианист и композитор, обладатель многочисленных призов и премий, родившийся в 1955 году в Цинциннати в еврейской семье. Несмотря на принадлежность к разным поколениям, Херш и Левит имеют крепкие, дружеские отношения, о сути которых второй сказал следующее: «Я бы назвал пианиста Фреда Херша своим кумиром. В любое время суток. Почему? Потому что он является таковым для меня. Его музыкальность, стиль, характер и так далее не имеют себе равных. Абсолютный кумир. И друг». Неудивительно, что Херш подарил Левиту своё фортепианное сочинение под названием «Вариации на тему народной песни», мировая премьера которого состоялась 13 января сего года на сцене Carnegie Hall в Нью-Йорке.
Затейливую композицию открывает тема народной американской песни «Oh, Shenandoah», полной печали и ностальгии. Шенандоа – это название красивой долины и реки в штате Вирджиния. Двадцать бравурных и задушевных вариаций контрастно следуют друг за другом в широком многообразии подходов, которые выражаются в разных гармонических и мелодических перестановках. В композиции явно ощущается влияние джазовой импровизации, а также, словно эхо, содержатся референции романтической классики, которые не казались чуждыми раннее исполненному произведению Шумана. Особенно впечатляли энергичные, огненные пассажи для левой руки, исполняемые как бы под дирижирование руки правой. Несмотря на оригинальность и красочность произведения реакция публики оказалась довольно сдержанной. Хорошо зная специфический стиль Левита, автор композиции постарался предоставить ему широкие возможности для максимального проявления его высочайшего мастерства и редкостного таланта. Однако джазовый характер вариаций всё-таки не в полной мере отвечал пианистическому стилю Левита. Справедливости ради нужно сказать, что «Лесные сцены» Шумана прозвучали настолько вдохновенно и прекрасно, что казалось, будто композитор написал их специально для Левита, и это позволило ему полноценно продемонстрировать свой потрясающий самобытный стиль.
Levit1Вторую часть вечера открыла Прелюдия к I акту оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в аранжировке Золтана Кочиша (1952-2016). Выдающийся венгерский пианист и дирижёр очень любил и часто исполнял музыку Р.Вагнера, а также успешно занимался её переложением для фортепиано. Для своего сольного концерта Левит, видимо, также увлеченный творчеством Вагнера, удачно выбрал из многочисленных фортепианных переложений оперных творений гениального композитора именно композицию З.Кочиша. 10-минутная Прелюдия оказалась необычайно верной оркестровому оригиналу шедевра Вагнера не только по романтическому духу, но и по волшебному звуку. Тщательно выбранный темп, а также интеллектуальный подход музыкального высказывания в сочетании с обворожительно-мягкой, интимно-трепетной и взволнованно-чувственной манерой звукоизвлечения – всё это позволило Левиту превосходно передать поэтические созвучия и лирическую атмосферу бесценной страницы оперной музыки. В изысканно-экспрессивной интерпретации Левита, пленяющей пылким музыкальным дыханием с обилием филигранных нюансов и ярких контрастов, Прелюдия образно отразила психологическое и эмоциональное состояние оперных героев, их бесконечную нежность и огненную страсть, буйство и трагизм их вечной и легендарной любви. Внешне спокойный пианист играл эту дивную музыкальную поэму так искренне и одержимо, что порой перехватывало дыхание. Главное же, что очень хотелось слушать Левита бесконечно!
Во время концерта в зале царила по-истине абсолютная тишина, в которой проявлялось не только высочайшее внимание публики, но и её глубокое почтение к пианисту, а также полное единение с его мощной духовной и музыкальной энергетикой. Вероятно, ради сохранения столь значимой, но чрезвычайно хрупкой атмосферы Левит отказался от поклонов публике по завершении Прелюдии к «Тристану и Изольде». В то время как стихали последние аккорды этого сочинения, и слушатели ждали паузу, пианист сразу же перешел к исполнению последнего произведения программы – си-минорной сонате Ференца Листа, посвящённую Роберту Шуману. Удивительно то, что её первые шепчущие аккорды столь логично и органично струились в продолжении предыдущего сочинения, словно Левит хотел подчеркнуть близость этих композиций как по времени, как и по духу. Соната Ф.Листа (S 178), сочиненная в 1852-1853 годы, считается одним из шедевров фортепианного репертуара. Многие выдающиеся пианисты придали ей персональные трактовки. Левит, с его необыкновенной музыкальностью и творческой энергией, выразил очень личное видение этого произведения, одновременно мощного и мрачного. После грозного и строгого Lento, сыгранного в собранной манере, Grandioso раскрыло высочайшее эмоциональное напряжение, переданное в ярких повторяющихся аккордах. Контрастируя с предыдущем полифоническим возбуждением, Andante sostenuto прозвучало с предельной искренностью и чистотой, словно исповедь щемящего одиночества. Наконец, Allegro energico предстало словно страстная буря, позволив ощутить и осмыслить драматический замысел Листа как в силе, так и в эмоциях, выраженных энергичной и чрезвычайно слаженной игрой виртуозного пианиста. Публика, восхищенная и плененная блистательным мастерством исполнения и магической интерпретацией шедевра Листа, устроила Левиту долгие восторженные овации. Так триумфально завершился этот великолепный и незабываемый вечер!

Информация.

В нынешнем сезоне (2022-2023) Игорь Левит исполнит эту программу, уже прозвучавшую в Нью-Йорке и Париже, на многих сценах престижных залов: 20 октября она прозвучит в Вашингтоне, затем в ряде городов Европы, среди которых – Берлин, Гамбург, Кёльн, Лондон, Мадрид, Милан, Прага и Рим. В Парижской филармонии 8 и 9 февраля 2023 года состоится выступление Игоря Левита с Парижским оркестром под управлением Джоаны Мальвиц: в программе – Девятый фортепианный концерт В.А.Моцарта «Jeunehomme». В 2023 году пианист приглашен на несколько недель в качестве резидента и солиста Симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Эза Пека Салонена. Подробный график выступлений Игоря Левита представлен на его персональном сайте: https://www.igor-levit.com

 Crédit photos. D.R.