БЛЕСК БЕЛЬКАНТО: «ЗЕЛЬМИРА» и «ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ»
НА ФЕСТИВАЛЕ РОССИНИ 2025
29/08/2025 – Виктор Игнатов
10 – 22 август 2025, Pesaro – Rossini Opera Festival, Пезаро.
Оперный фестиваль России показал «Зельмиру» (1822) и «Итальянку в Алжире» (1913) в новых сценических версиях. «Зельмира» в постановке Каликсто Биейто. несмотря на издержки режиссуры, стала «витриной бельканто». Именитые солисты – Анастасия Бартоли, Энеа Скала и Лоуренс Браунли, блистали феноменальным вокалом. Вторая опера в эксцентричной версии Розетты Кукки предстала как «Россини прайд», созданный на манер экстравагантного шоу драг-квинов с феерией красочных нарядов и париков от Клаудиа Перниготто. Спектакль завораживал и фейерверком дивного бельканто. В главных ролях лучезарно сверкали вокалом и артистизмом Даниэла Барчеллона и Георгий Маношвили. Высших похвал достойны дирижёры Джакомо Сагрипанти и Дмимтрий Корчак, возглавившие оркестр Театра Болоньи.
В городе Пезаро, где родился Джоаккино Россиини, ежегодно проходит оперный фестиваль, посвящённый творчеству великого композитора. Россини сочинил 39 опер, но многие из них мало известны. Фестиваль возрождает и популяризирует все забытые произведения Россини. Богатая, разнообразная программа нынешнего сезона традиционно включала множество концертов и 4 оперы. Среди них музыкальная драма «Зельмира», комический фарс «Брачный вексель», веселые драмы «Путешествие в Реймс» и «Итальянка в Алжире». Первая и последняя оперы предстали в новых сценических версиях.
.
«ЗЕЛЬМИРА»: ГЕНИАЛЬНЫЙ ВОКАЛ И БРЕДОВАЯ РЕЖИССУРА.
.

Оперное действо на сценической платформе.
Одна из лучших опер-сериа Россини, «Зельмира» была последней партитурой, написанной композитором в завершении его 7-летнего неаполитанского периода. Премьера прошла триумфально в Театре Сан-Карло 16 февраля 1822 года. Через два месяца музыкальная драма, сочиненная для европейских сцен, появилась в Вене, затем в Лондоне (1824), Москве (1825) и Париже (1826). Партитура «Зельмиры» поражает феноменальной виртуозностью и драматической мощью. Однако теперь этот шедевр звучит весьма редко, так как требует от солистов особого вокального мастерства.
Двухактная опера создана на либретто Андреа Леоне Тоттолы, в основу которого положен сюжет одноименной пьесы французского драматурга Дормона де Беллуа. Достаточно запутанное либретто отражает драматические события, происходящие на острове Лесбос, где идёт кровавая борьба за власть. Напомним сюжетную канву оперы, ибо в России её не ставят. Азор свергает царя Полидора, отца Зельмиры, ставшей супругой троянского принца Ило. Она спасает Полидора, спрятав его в склепе. Азор становится жертвой заговора. При содействии Левкиппа его убивает Антенор, чтобы захватить власть. С этого момента начинается оперное действие. Антенор с Левкиппом сваливают вину за смерть Азора и гибель Полидора на Зельмиру. Спасая сына, она отдает его подруге Эмме и открывает ей, что отец жив. Антенора коронуют царём. Левкипп пытается убить Ило. Зельмира его спасает, но её отправляют в тюрьму, обвинив в убийстве Азора, отца и в покушении на мужа. Ило узнает правду от Эммы и освобождает Зельмиру и Полидора. В финале Зельмира воссоединяется с мужем, отцом и сыном, а Антенора с Левкиппом заковывают в цепи.

Ило и Зельмира.
Постановку оперы осуществил испанский режиссёр Каликсто Биейто. широко известный эпатажными спектаклями. Опытный мастер, однако, не придумал для «Зельмиры» достойной сценической концепции, что, видимо, связано со спецификой театрального пространства. Представления оперы проходили в Аудиториуме Скаволини, выстроенном для баскетбольных матчей. В прошлом году здесь была проведена реконструкция, но в зале сохранилась его спортивная конфигурация. В центре огромного амфитеатра находится большая площадка, превращённая в сценическую арену, где режиссёр и сценограф Барбора Хоракова выстроили платформу с внутренней подсветкой и пятью проёмами. В наиболее крупном из них располагается оркестр, в других – разворачиваются разобщённые и часто абстрактные мизансцены. Персонажи в основном ходят кругами по платформе, как бы внутри себя. Порой они появляются в разных частях амфитеатра и прекрасно исполняют там свои арии, как и две группы хористов, которые восхитительно поют, где бы они не находились. Превосходная акустика зала позволяет идеально отразить вокальные достоинства певцов, хотя оркестр всё-таки звучит сдавленно, возможно, из-за тесноты проёма, где находятся музыканты. Главная же проблема постановки – безликая надуманность и полная оторванность мизансцен от оперной драматургии.

Зельмира и Полидор.
Представление, однако, разворачивается интригующе, впечатляя множеством сценических трюков и театральных новаций. Скажем, по воле режиссёра труп Азора мистически оживает и становится постоянным участником мизансцен, что публику развлекает, хотя и, несомненно, отвлекает от звукового восприятия. Также странно выглядит явление белокрылого Эроса, придуманного режиссёром, видимо, для гомосексуальной трактовки взаимоотношений Зельмиры с Эммой и Антенора с Левкиппом. По ходу оперного действия Зельмира страстно целуется с Эммой, а Антенор с Левкиппом сплетаются в кресле и наслаждаются эротикой. Трудно понять, почему Эмма разматывает магнитофонные ленты, Антенор пускает мыльные пузыри, Левкипп демонстрирует свой торс. Оказываясь в проёмах платформы, Зельмира погружается в воду, а Антенор набивает пиджак землёй. Труп Азора, постоянно блуждающий по платформе, бережно раскладывает на ней десятки солдатских касок, но Эмма вскоре их собирает и складывает в пирамиды. Затем хористы устанавливают на платформе черные бруски, но с какой целью? Персонажи являются с античными вазами и бюстами, что, видимо, уточняет эпоху оперных событий, но во втором акте они разворачиваются среди современной мебели. В счастливом финале спектакля, пластически выстроенном нелепо, Ило вновь обретает любовь и семью, но безучастно сидит в кресле, что вызывает недоумение…
Издержки режиссуры в некоторой степени компенсирует сценическое оформление. Образные костюмы Инго Крюглера и многоплановый свет Микаэла Бауэра усиливают драматическое напряжение мизансцен, участники которых одеты преимущественно в черное, включая 20 хористов в строгих плащах. Исключение составляют Ило в зеленой форме, Левкипп в пластиковом плаще, Полидор в сером пальто и труп Азора в светлой рясе.

Левкипп и Антенор (справа).
Россини высоко ценил свою «Зельмиру».
Она является как бы «витриной бельканто». Партитура изобилует дивными виртуозными ариями и затейливыми ансамблями, выписанными с высочайшим мастерством. Основу оперной коллизии составляют три главные партии, сочиненные композитором для знаменитостей Театра Сан Карло – сопрано Изабеллы Кольбран (Зельмира), баритона Андреа Ноццари (Антенор) и тенора Джованни Давида (Ило). Теперь эти партии феноменально исполнили Анастасия Бартоли, Энеа Скала и Лоуренс Браунли. Среди именитых солистов доминировала Бартоли, сенсационно выступившая в «Эрмионе» на прошлогоднем фестивале. Теперь она превзошла себя, гениально воплотив образ Зельмиры. Восходящая флорентийская звезда ослепляла силой и яркостью лучезарного голоса, чувственной пылкостью экспрессивного пения, филигранной техникой и тончайшей нюансировкой. Триумфатором представления стал также американский тенор Браунли, В образе грозного Ило мастер россиниевского бельканто восхищал чудесными трелями с обилием высочайших нот, звучащих эффектно и безупречно. В роли подлого и ловкого Антенора блистательно выступил Энеа Скала, незабываемый партнёр Бартоли по «Эрмионе». Сицилийский белькантист потрясал мощью и колоритом пронзительного вокала, энергетикой и темпераментом врожденного артистизма. Уникальный голос певца – «лёгкий лирический тенор с хорошим басом и высокой частотой звука», производил грандиозное впечатление. Образ жестокого злодея Левкиппа воплотил Джанлука Маржери. Он пленял не только коварной манерой пения, но и рельефной мускулатурой тела. В роли Эммы выступила Марина Виотти. Её богатый, пластичный и красочный голос особенно красиво струился в большой арии под звуки концертирующей арфы. Маэстро Джакомо Сагрипанти, дирижируя оркестром Муниципального театра Болоньи и хором Театра Вентидио Бассо, искусно интерпретировал оперную партитуру и деликатно сопровождал пение солистов, украшая их вокал изысканной орнаментовкой гениального Россини.
«ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ» : ТРИУМ РОССИНИ ПРАЙДА.
.

Массовая сцена.
Весёлая драма, написанная на либретто Анджело Анелли, впервые была показанная 22 мая 1813 года на сцене венецианского театра «Сан-Бенедетто». В Пезаро она предстала в Театре Россини. Оперное действие происходит в Алжире. Мустафа-бей, пресытившись любовью супруги Эльвиры, решил «освежить» свой гарем. У берегов Алжира разбивается корабль, на котором находилась итальянка Изабелла – возлюбленная Линдоро, раба Мустафы. Бей решил на ней жениться, но одураченный возвращается к своей жене. Двухактный спектакль создала Розетта Кукки – выпускница Консерватории им. Россини, выступающая в качестве пианистки с выдающимися певцами. Как режиссёр, она успешно поставила в Пезаро оперы «Адина» и «Отелло», а для «Итальянки в Алжире» сочинила эксцентричную версию. Во дворце Мустафы, похожем на виллу-кабаре Лас-Вегаса, разворачиваются комические события на манер экстравагантного шоу драг-квинов с феерией красочных нарядов и париков от модельера Клаудиа Перниготто.

Таддео, Изабелла, Мустафа и Эльвира.
В прологе спектакля к Театру России подкатывает старый комби с Изабеллой и квартетом её друзей драг-квинов. В ярком одеянии они танцуют под песню группы АBBА, но полиция Мустафы задерживает их (позже артисты предстанут на сцене уже в полицейском участке). Представление, органично составленное из причудливых мизансцен, великолепно разыгрываемых на двух этажах сценографии Тициано Санти, захватывает головокружительной динамикой и уморительной буффонадой, обилием вычурного фарса и юмора, правда, порой граничащего с вульгарностью.
Несмотря на слепящий китч и фривольность трактовки либретто, несколько провокационный спектакль содержит социальный посыл, который прославляет не только искусство драг-квинов, но и движение трансгендеров. «В этой постановке Россини не переодевается. Он освобождает себя», – поясняет Кукки и продолжает: «Переодевание в одежду другого пола также является политическим посланием». Как манифест свободы звучит патриотический гимн «Pensa alla patria», который гордо поёт Изабелла в мужском обличье на фоне кинохроники первых прайдов и парадов. Их актуальность подчеркивают радужные видео и аксессуары. В финале Мустафа-мачо лишается мужской растительности на груди и оказывается в женском наряде, а отвергнутая им супруга, просвещенная пылкой итальянкой, обучает его пикантностям интимной жизни.

Изабелла поёт гимн «Pensa alla patria»
Вокальный фейерверк
.
Музыка первого шедевра «буффа» России сверкает остроумием, прельщает лиричностью и мелодичностью. В отличие от Кукки. блистательно разыгрывающей карту безумного бурлеска, Дмитрий Корчак спокойно и мудро управляет актерским составом и оркестром. Среди солистов доминируют прославленная Даниэла Барчеллона (Изабелла) и Георгий Маношвили (Мустафа). На фестивале в Пезаро они горячо любимы, особенно Барчеллона, регулярно выступающая здесь с 1996 года. Одаренная мощным, роскошным контральто, высокорослая певица обычно исполняет мужские роли. Теперь она впервые предстала в образе Изабеллы, в котором играла и пела так искрометно и обворожительно, что казалось России написал эту сложнейшую партию специально для неё. Барчеллона восхищала виртуозным вокалом, его колоритом и нюансировкой, благородством декламации и артистизмом. Статный, обаятельный Маношвили, с 2021 года участвующий в фестивале, идеально воплотил образ авторитарного бея. Грузинский бас прекрасно демонстрировал своё сценическое и вокальное мастерство, впечатляя точными вокализами и четкой артикуляцией. Грузинский баритон Миша Кирия – дебютант фестиваля и недавний триумфатор в «Джанни Скикки» на сцене Парижской оперы, великолепно предстал в образе Таддео. Роль Линдоро исполнил канадский тенор Джош Ловелл. Дебютант фестиваля пленял красивым голосом, вдохновенным вокалом и сценической искренностью, однако в партнерстве с Барчеллоной – сокровищем Пезаро, певец иногда испытывал напряжение на высоких регистрах. Роли второго плана замечательно исполнили Андреа Нино (Зульма) и Гурген Бавьян (Али). В образе Эльвиры убедительно предстала Витторьяна де Амичис.

Мустафа (в центре) среди драг-квинов.
Дмитрий Корчак поёт и дирижирует в Пезаро, соответственно, с 2006 и 2020 года. Нынешнее выступление знаменитого тенора в качестве дирижера доставило публике истинное наслаждение. Под управлением Корчака оркестр Муниципального театра Болоньи и хор Театра Вентидио Бассо звучали гармонично и колоритно, хотя академизм интерпретации партитуры не соответствовал сценической каламбурности. Несмотря на это, «Итальянка в Алжире» предстала триумфально
В 2026 году, с 11 по 23 августа, фестиваль покажет оперы «Осада Коринфа», «Шелковая лестница», «Случай делает вором» и «Путешествие в Реймс».
Crédit photos : Amati Bacciardi
