SYDNEY DANCE COMPANY : ТРИУМФАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ НА СЦЕНЕ ПАРИЖСКОГО ТЕАТРА ШАЙО
25/03/2022 – Виктор Игнатов
23 марта – 1 апреля 2022, Théâtre national de la Danse – Chaillot, Париж.

В Национальном театре танца Шайо проходят выступления Sydney Dance Company под руководством Рафаэля Боначела. Прославленная австралийская труппа показывает спектакль «ab [intra]» (2018), в котором Р.Боначела представляет исследование наших первобытных инстинктов, импульсов и висцеральных рефлексов. Хореографическое представление, вдохновенно созданное с богатой фантазией и новацией, гармонично и динамично развивается в интересном световом оформлении и в сопровождении великолепной музыкальной композиции. Потрясающее впечатления производят два смешанных дуэта, которые феноменально развиваются под магические звуки виолончели. Танцевальное представление пленяет яркой лексикой современного танца и филигранным мастерством превосходных исполнителей.

Sydney Dance Company - крупнейшая в Австралии труппа современного танца, состоящая из семнадцати артистов высочайшего класса. В 1969 году её основала танцовщица Сюзанна Мусиц под названием The Dance Company, а спустя 10 лет она была переименована в Sydney Dance Company хореографом Грэмом Мерфи и его партнершей Джанет Вернон. Под их руководством труппа покорила австралийскую публику и, благодаря успешным гастролям, обрела престиж и международную репутацию. С 2009 года труппу возглавляет хореограф испанского происхождения Рафаэль Боначела. Сегодня высокопрофессиональный коллектив составляют наиболее талантливые артисты Австралии, мастерство которых является основой для перспективного развития ведущей силы в современном танце. Деятельность компании выходит за рамки творчества и включает в себя национальную образовательную программу для студентов и танцовщиков, готовящихся к становлению артистической карьеры.
Рафаэль Боначела начал свои первые танцевальные шаги в Барселоне, где в 2006 году основал свою труппу Bonachela Dance Company. До этого он танцевал в легендарной Rambert Dance Company в Лондоне, где был резидентом Southbank Center. В 2009 году стал художественным руководителем и главным хореографом Sydney Dance Company, для которой создал 30 замечательных произведений. Известный хореограф, талант которого признан во всем мире, успешно сотрудничает с поп-звездами, такими как Кайли Миноуг, Тина Тернер, Сара Бласко и модельер Тони Матичевски.
Нынешние гастроли Sydney Dance Company в парижском Театре Шайо уже вторые. В 2018 году труппа успешно показала здесь впечатляющий триптих танцевальных пьес – «Lux Tenebris», «Wildebeest», «Full Moon». Теперь Sydney Dance Company представляет хореографический спектакль «ab [intra]», который Р.Боначела поставил в 2018 году. Над его созданием работали Ник Уолес (композитор), Дамьен Купер (художник по свету), Давид Купер (автор костюмов и сценографии). О своём замысле и содержании этого великолепного произведения Р.Боначела сказал следующее:
«Я ощущаю «[intra]» («изнутри» по латыни) как передачу энергии между внутренним и внешним…Мой личный и природный человеческий инстинкт играет важную роль. Он питает весь творческий процесс, начиная с исходного вдохновения, многочисленных совместных работ и заканчивая яркими моментами последнего представления. Я попытался запечатлеть этот внутренний инстинктивный процесс и придать ему внешнее выражение. Так родился «ab [intra]». Отправной точкой постановки стала серия импровизаций, в которых я попросил танцовщиков быть вместе, чтобы чувствовать и слушать, следовать своим импульсам и интуиции, а затем попытаться их записать. Эти записанные фразы служили руководством для создания последовательности движений танцевальной партитуры, передачи энергии от разума к телу. Танцовщики являются неотъемлемой частью моего творческого подхода. Каждый день они наполняют жизнью мои интуиции и творческие импульсы. Для меня «ab [intra]» – это творение, рожденное групповой динамикой танцовщиков, тем, что они дают коллективно и индивидуально в студии и на сцене. Я благодарю их за щедрость и тяжелый труд».

syd1
Хореография спектакля талантливо создана и органично соткана, главным образом, из разнообразных соло, дуэтов и трио, которые не только чередуются, но и часто сливаются, формируя многочисленные ансамбли. Синхронные и хаотичные они причудливо трансформируются, диковинно разрастаются и логично распадаются, уступая сцену новым номерам, которые непрерывно проистекают, составляя гармоничный и многоликий поток танцевального действия. Спектакль создан с богатой фантазией в стилистике типичной для современного танца на базе широкой и разнообразной лексики. Её основу составляют пластическая акробатика с обилием оригинальных связок и смелых новаций, а также многообразие текучих движений и графических жестов. Вся эта лексическая панорама эффектно предстает как бы в прологе спектакля. На задымленной белой сцене, после того как с неё соскальзывают продольно пересекающие её чёрные полосы, поочередно появляются артисты, легко одетые на разный манер. Каждый артист исполняет лично свою и очень специфическую по лексике вариацию, что в итоге создаёт многоликую танцевальную мозаику, которая пленяет феерией удивительных метаморфоз. Но вскоре мозаика хореографических вариаций неожиданно распадается, уступая сцену разнохарактерным номерам. Они непрерывно проистекают и регулярно чередуются с большими ансамблями, которые возникают и исчезают по аналогии с выше названной композицией. Однако каждый ансамбль все-таки рождается на новый манер при слиянии всевозможных компонентов, например, танцевальных дуэтов или трио. Мужские, женские и смешанные, они всегда имеют разную конфигурацию, но единую стилистику, лексику и динамику. В итоге это придаёт спектаклю пленительную гармонию и цельность. Представление длится 1 час и 15 минут. За это время все 17 исполнителей полноценно демонстрируют своё высокое танцевальное мастерство и свободное владение хореографической стилистикой Р.Боначела, специфика которой состоит в том, что она предоставляет каждому артисту широкую возможность выразить свои лучшие способности, а также индивидуальные особенности и сценическое дарование.

Центральные аспекты и эмоциональный шок.

Существенный вклад в успех спектакля вносит световое оформление. Согласно его партитуры, свет интересно меняется по форме и направлению, а также по интенсивности и колориту, хотя доминирует все-таки белая монохромия. Наиболее важное значение принадлежит красочной звуковой композиции, которую замечательно составил композитор Н.Уолес. Разнохарактерная фонограмма спектакля содержит преимущественно звуковую пульсацию и ритмику с её колористическим и динамическим наложением на электроакустический фон.

syd2


В непрерывном потоке абстрактной композиции потрясающее впечатление производят инкрустированные фрагменты, взятые из гениального сочинения «Klätbütne» («Присутствие») – второго Концерта для виолончели и струнного оркестра (1993-1994), латвийского композитора Пётериса Васкса (р. 1946). Под обворожительную музыку феноменально предстают самые лучшие моменты спектакля, которые в полной мере раскрывают как редкостный талант хореографа, так и филигранное мастерство исполнителей. Описать два таких дуэта невозможно, потому что они являются истинными шедеврами, в которых музыка и танец чудодейственно слились в единую живую плоть, захватывающую фантастической красотой и страстным дыханием. Ослепительно красочная и экспрессивная музыка придаёт танцу как эмоциональную глубину, так и драматическую силу. В тоже время дивный танец, словно по-волшебству, делает музыке не только образной, но и видимой. Р.Боначела, вдохновенно создавший эти хореографические шедевры, наверняка, войдет в историю искусства танца, даже если не сумеет поставить ещё что-то столь высокого уровня. Две танцевальные пары настолько полно и так ярко отражали в своих дуэтах всю драматическую глубину и богатейшую красочность музыки, что казалось, будто композитор сочинил её именно для этих исполнителей. Интерпретация музыка была поистине феноменальной! Зрители, потрясенные таким музыкально-танцевальным дивом, затаив дыхание, замерли от восторга! Откровенно говоря, не сцене предстали не столько танцевальные дуэты, сколько хореографические миниатюры, так как каждый номер имел большую длительность и, главное, свою высокую драматургическую значимость.

syd3
Вместе с тем нельзя не высказать явного разочарования по поводу двух мужских сольных номеров, включенных в финальную часть спектакля. Заурядная лексика болезненных движений и резких жестов, изломанные линии абстрактного танца, да и рыхлый поток звукового сопровождния производили странное впечатление. Правда, спектакль великолепно завершило прекрасное женское соло, в котором изящная и полётная танцовщица блистательно продемонстрировала свою исключительно яркую и музыкальную пластичность, а также высочайшую техничность. Напряженный и сложный хореографический монолог танцовщица исполнила под звуки ностальгической мелодии, находясь в центре сцены, погруженной в легкую дымку жёлтой монохромии, в глубине которой загадочно светились 16 полуобнаженных тел, неподвижно замерших в линии белого света, падающего вдоль чёрного задника. Закончив прощальное обворожительное соло, танцовщица вступила в эту магическую линию, и вскоре весь ансамбль первоклассных артистов таинственно растворился в сценической темноте.
По окончании спектакля в зале вспыхнули бурные овации, которым казалось не будет конца. Улыбающиеся и аплодирующие артисты поочередно кланялись, и каждого из них публика горячо приветствовала. Особенно восторженно зрители аплодировали исполнителям двух дуэтов и, конечно, Рафаэлю Боначела – постановщику «ab [intra]», который уже 14 лет успешно и плодотворно возглавляет Sydney Dance Company. одну из лучших трупп в мире. Браво !!!

Crédit photos : Pedro Greig