«СИНЯЯ БОРОДА» В ЛИОНЕ : ЯРКИЙ ФЕЙЕРВЕРК Л.ПЕЛЛИ В ЧЕСТЬ 200-ЛЕТИЯ Ж.ОФФЕНБАХА
25/06/2019 – Виктор Игнатов
14 июня – 5 июля 2019, Opéra de Lyon

Лионская опера показывает популярную оперетту Ж.Оффенбаха «Синяя борода» в новой сценической версии Лорана Пелли. Знаменитый режиссёр, создавший уже 10 великолепных спектаклей на музыку французского композитора, с особым мастерством и блеском осуществил постановку «Синей Бороды», достойно отметившей его 200-летие. По ходу трёхчасового представление в зрительном зале почти непрерывно звучит смех; его вызывают изящный комизм мизансцен и остро сатирическая манера трактовки персонажей. Центральные роли виртуозно исполняют известные солисты – Янн Бёрон (Синяя Борода) и Элоиз Мас (Булотта). Высших похвал заслуживают динамично участвующий в спектакле хор и красочно звучащий оркестр театра под управлением 26-летнего итальянского дирижера Микеле Спотти.

Жак Оффенбах (1819 – 1880) – классик французской оперетты, инициатор рождения этого жанра во многих странах. Музыка композитора, широко использовавшего популярный городской фольклор, характеризуется пикантными танцевальными ритмами, красивыми мелодиями, насыщенными французским юмором и шармом. В 1855 году из-за отсутствия заказов на комическую оперу композитор открыл в Париже свой собственный маленький театрик Bouffs Parisiens, который вскоре приобрёл всемирную славу. Здесь Оффенбах ставил свои оперетты, работая с артистами как режиссёр и дирижёр. В его произведениях, как правило, пародируются известные литературные сюжеты и сатирически изображаются современные нравы. Особенно удавались композитору зажигательные танцы. «Синяя Борода» (1866) – это третья оперетта Оффенбаха. Она была написана на либретто Генри Мельяка и Людовика Галеви по знаменитой сказке Шарля Перро. В основу сюжета положена древняя легенда, известная во всем мире, в которой отражено табу, преображённое в мотив запретной комнаты или женского любопытства, пришедшее из библейских и античных мифов.

Лоран Пелли

Лоран Пелли

Лоран Пелли родился 14 января 1962 года в Париже. С 15 лет ставит драматические спектакли; в 1989 году начал создавать оперные постановки. Необычайно талантливый режиссер одновременно является автором сценических костюмов и часто декораций для своих спектаклей. В течение десяти лет (1997-2007) возглавлял Национальный центр драматического искусства в Гренобле, последующее десятилетие (2007-2017) был содиректором Национального театра Тулузы (TNT).
Последние годы работает как независимый режиссёр и создаёт оперные спектакли по всему миру. За истекшие 30 лет Пелли поставил десятки оперных произведений. Значительное место в его творчестве принадлежит операм Доницетти: «Лючия ди Ламмермур», «Дочь полка» и «Viva la mamma!» в сценической версии Пелли завоевали всемирную славу. Особенно плодотворно и успешно режиссер популяризирует творчество Оффенбаха: за последние 20 лет Пелли поставил 10 его произведений. В частности, за сценическую версию оперетты «Король Морковь» (2015), созданной для оперных театров Лиона и Лиля, в 2016 году по решению жюри International Opera Awards Пелли был удостоен звания «Лучший режиссёр», а его спектакль был назван «Лучшим сценическим возрождением». В нынешнем году Пелли оказали почести вручением ему высокой награды Opera News Awards.

 

«Синяя Борода» Ж.Оффенбаха

Режиссёр успешно осовременил комическое действие оперетты, отражающей события знаменитой сказки Ш.Перро. Пелли, как всегда, сам придумал и сценические костюмы. Они впечатляют изяществом стиля и образностью, а также богатым разнообразием и красочностью. Новая сценическая версия оперетты является динамичным и пародийным спектаклем, содержащем острую сатиру на актуальную власть и нынешние нравы.
Свой режиссерский замысел Пелли выразил так: «Я считаю, что прежде всего нужно восстановить «Синюю Бороду» в авторской версии Оффенбаха. Моя задача, как всегда, состоит в том, чтобы адаптировать «Синюю Бороду» для сегодняшних зрителей, ставя перед собой вопрос – как воспримет публика персонаж Синяя Борода, который относится к убийству легковесно? Помимо пародии сказки меня интересует здесь отношение к триллеру, «чёрному кино» и миру преступлений. В «Синей Бороде», как во всех произведениях Оффенбаха, есть острая сатира власти. Я всегда воспринимаю Оффенбаха всерьёз, принимая во внимание все то, что выходит за рамки комического сюжета». Над постановкой спектакля режиссёр работал вместе с творческим коллективом единомышленников, с которыми плодотворно сотрудничает уже многие годы. Это сценограф Шанталь Тома, создавшая декорации для более 50-и постановок Пелли, и художник по свету Жоэль Адам, работающий с ним уже 30 лет.

Развитие спектакля

Режиссер, как всегда, выстроил сценическое действие с богатой фантазией и обилием интересных находок. Все мизансцены впечатляют забавной динамикой и очаровательным комизмом. Обилие изящной сатиры и тонкого юмора вызывают в зрительном зале частые взрывы громкого смеха. Пелли – большой мастер сценических пародий, и веселая оперетта Оффенбаха позволила ему необычайно полно и широко проявить своё феноменальное дарование. Режиссёр создал новый сценический шедевр, достойно отметивший 200-летие выдающегося композитора.

8. Первая картина спектакля: крестьянки выстроились в очередь для участия в «девичьей лотерее»

Первая картина спектакля: крестьянки выстроились в очередь для участия в «девичьей лотерее»

Трёхчасовой спектакль развивается увлекательно и органично. При исполнении увертюры на сценической заставке проектируется видео – статьи старых газет, рассказывающие о странном исчезновении девушек в одном и том же районе. Представление начинается на современной французской ферме, принадлежащей рыцарю Синяя Борода. Под кудахтанье кур и мычание коров на сцене предстает просторный крестьянский двор со множеством сельскохозяйственных средств и орудий. На фоне газетных статей, проектируемых в глубине сцены, высятся крытый сеновал, подсобная постройка и часть жилого дома. В нём обитает очаровательная цветочница Флоретта, влюбленная в местного пастуха Дафниса. Их пылкая встреча и пасторальный дуэт открывают сценическое действие. Вскоре сюда приходит Булотта – здоровая, разбитная крестьянка, тоже влюбленная в Дафниса. Она прогоняет соперницу Флоретту и старается овладеть телом пастуха, но тому удаётся выскользнуть из страстных объятий Булотты. В одинаковых серых плащах, словно секретные агенты, появляются Пополани – алхимик Синей Бороды, и граф Оскар – министр короля Бобеша. Алхимик прибыл, чтобы разыграть «девичью лотерею» и торжественно увенчать розами ту девственницу, которая окажется избранницей для замужества с Синей Бородой. Министр разыскивает королевскую дочь, потерянную 18 лет тому назад младенцем: она в корзинке уплыла вниз по реке. Собираются крестьяне и крестьянки: они поют хоровые куплеты и оригинально движутся. Плотная группа современно одетых людей, следуя специфической стилистике режиссёра, предельно чётко и синхронно перемещается по сцене. При этом все участники группы одновременно проделывают комические жесты и эффектные замирания, причем настолько органично, что кажется, будто эти пластические вариации исполняет только один человек. Хористы забавно разыгрывают массовую сцену, в ходе которой два десятка девушек, выстроившись в очередь, подают записки со своими именами для проведения лотереи. Булотта тоже решает принять в ней участие, несмотря на протесты многих мужчин, утверждающих, что её невинность весьма сомнительна. Однако Булотта всё-таки становится избранницей, а граф Оскар узнаёт в лотерейной корзине именно ту, что была колыбелью принцессы Гермии. Значит Гермия – это Флоретта! Граф собирается доставить девушку к королю Бобешу, но она не хочет расставаться со своим любимым пастухом. Тогда граф выкатывает из павильона телегу и в ней увозит обоих.

Рыцарь Синяя борода (Я.Бёрон) в окружении крестьян

Рыцарь Синяя борода (Я.Бёрон) в окружении крестьян

Затем во двор въезжает чёрный автомобиль; из него выходит модно одетый рыцарь с ярко синей бородой и шевелюрой. Крестьяне с явным интересом и очень живо рассматривают дорогой лимузин. Его владелец приветствует избранную для него невесту и бесцеремонно заталкивает её в автомобиль, который их увозит в замок Синей Бороды.
Второй акт начинается во дворце короля Бобеша. На сцене предстаёт роскошный церемониальный зал с золочёной мягкой мебелью, красивыми хрустальными люстрами, богатыми красочными коврами и высоким мраморным камином, на котором стоят старинные часы и канделябры с горящими свечами. В левой части зала находятся высокие двери со стеклянными проемами, а за ними открывается большой холл; справа видны огромные обложки модных журналов, вертикально установленные в глубине кулис. В зале комично и динамично идёт муштра придворных. Одетые в деловые костюмы и с чёрными галстуками, они демонстрирую высокий уровень пластического мастерства и дисциплинарного послушания. Два десятка придворных, составляющих единый ансамбль, создают затейливые композиции, синхронно исполняя причудливые феерии глубоких поклонов и почтительных жестов. При появлении короля хор придворных торжественно поёт. Эксцентричное поведение короля придает этой сцене взрывную динамику. Монарху докладывают о приготовлениях, сделанных для обручения принцессы Гермии и принца Сафира. Гермия категорически отказывается выходить замуж и в порыве гнева вдребезги разбивает две фарфоровые вазы, но увидев принца, она узнает в нём возлюбленного пастуха. Их радостную встречу венчает комическая церемония: грациозно двигаясь вдоль дворцового зала, придворные поочередно целуют с громким причмокиванием руку короля, при этом почтительно исполняя пластические вариации. В зал входит рыцарь Синяя Борода: он торжественно представляет всем свою новую жену. Экстравагантно одетая Булотта ярко и пародийно поёт коронную арию, затем начинается головокружительный фарс. Булотта узнает в принце Сафире милого её сердцу Дафниса и кидается к нему. Король возмущен нарушением этикета; тогда она бросается к нему и в страстных объятиях осыпает его горячими поцелуями, причём прямо в губы. Потом Булотта также пылко целует всех господ и устраивает погоню за принцем, а Синяя Борода, про себя уже решивший, что его седьмой женой станет Гермия, утаскивает свою супругу из зала и увозит её в замок. В ходе всеобщей паники элегантно одетые господа комично мечутся по залу и периодически замирают в эффектных позах.

Булотта (Э.Мас) и Синяя Борода (Я.Бёрон) в лаборатории алхимика

Булотта (Э.Мас) и Синяя Борода (Я.Бёрон) в лаборатории алхимика

В следующей картине предстает лаборатория алхимика в подвале замка Синей Бороды. В глубине современно оборудованной лаборатории видны массивные холодильные камеры для хранения мертвецов. В пяти из шести камер хранятся тела умерших жен Синей Бороды. В лаборатории появляются Пополани, Синяя Борода и Булотта. Рыцарь поручает алхимику умертвить Булотту. Несмотря на её жалостливые призывы к милосердию, тот одевает резиновые перчатки и берет клещи. Булотта вынуждена выпить снадобье алхимика; вскоре она теряет сознание. Удостоверившись в её смерти, Синяя Борода уезжает в королевский дворец. Пополани, который, оказывается, дал Булотте не яд, а всего лишь снотворное, пробуждает её, а затем и всех остальных жён, используя для этого хитроумный агрегат. При этом раскрываются стены холодильных камер, и на розовых кушетках предстают аккуратно уложенные тела молодых красавиц. Девушки просыпаются и устраивают озорное веселье; его завершает бравый канкан.
В третьем акте события вновь разворачиваются в королевском дворце, где происходит бракосочетание Гермии и Сафира. Предстаёт церемониальный зал: теперь он украшен многочисленными букетами и гирляндами, составленными из красивых цветов. Здесь появляются шикарно одетые гости; празднично звучит их мощный хор. Начинается свадебное шествие, его сопровождает толпа непрерывно бегающих журналистов, сверкающих вспышками фотоаппаратов. Синяя Борода останавливает торжественную процессию. Он поёт большую арию, в которой рассказывает о постигшей его утрате и просит руки Гермии. Ария начинается печальной и нежной мелодией, она переходит в радостный вальс, а затем в бравурные куплеты. Сафир возмущен и вызывает рыцаря на поединок; по ходу дуэли Синяя Борода заставляет Сафира повернуться и коварно его поражает. Теперь король вынужден отдать Гермию Синей Бороде. Свадебная процессия с новым женихом продолжает своё шествие в дворцовую часовню. Хор славит Гименея.

5. Свадебная процессия в зале королевского дворца

Свадебная процессия в зале королевского дворца

Появляются комедианты в чёрных очках, одетые в богатые костюмы комедии Шекспира. Это Пополани, а с ним шесть жен Синей Бороды. Пополани рассказывает обо всём графу Оскару, и тот от неожиданности садится на тело Сафира. Принц вскакивает: оказывается он был не убит, а только оглушен падением. Оскар прячет всех, и когда свадебный кортеж возвращается из часовни, предлагает посмотреть выступление комедиантов. Они поют и танцуют; далее самая экспрессивная среди них дама гадает по руке королю, потом рыцарю. Неузнанная Булотта рассказывает Бобешу о злодействах Синей Бороды. Потом она предлагает устроить шесть свадеб. У пятерых жён Синей Бороды есть женихи, а Булотта достаётся ему самому. Спектакль завершает веселая феерия.

Исполнительство

Для новой постановки «Синей Бороды» Лионская опера пригласила в качестве музыкального руководителя молодого итальянского дирижера Микеле Спотти. Он родился в 1993 году в Милане. В родном городе Спотти получил музыкальное образование и теперь является главным дирижером Миланского камерного оркестра. В 2013 году одаренный музыкант дебютировал как оперный дирижер, возглавив оркестр при исполнении оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Орвието. Затем он дирижировал «Любовный напиток» Доницетти в Милане, а «Дочь полка» Доницетти и «Цыганский барон» Штрауса в Пиемонте (2015). В широком репертуаре дирижера важное место принадлежит операм Россини. Моцарта и Доницетти. В Лионской опере Спотти уже дирижировал оперетту Оффенбаха «Король Морковь». При постановке «Синей Бороды» он проделал большую работу с оркестром театра; в результате партитура оперетты звучит на редкость свободно и динамично. Маэстро выбрал живые игривые темпы и сумел выразить богатейшую красочность многоликой музыки, её яркие контрасты и тончайшие нюансы.

6. Булотта (Э.Мас) в роли Комедиантки оседлала рыцаря (Я.Бёрон)

 Булотта (Э.Мас) в роли Комедиантки оседлала рыцаря (Я.Бёрон)

Важное достоинство постановки – филигранная разработка каждой мизансцены, а также комической пластики солистов и ансамбля хористов. Режиссёр, как всегда, с высочайшим мастерством создал целую галерею сатирических образов, каждый из которых впечатляет сценическим костюмом и манерой поведения, а также внутренним содержанием и пылким темпераментом. Режиссёр придал всем центральным персонажам яркую индивидуальность, для воплощения которой от каждого исполнителя потребовалась тщательно отточенное артистическое мастерство. Несмотря на сценические сложности в интерпретации ролей, солисты, приглашенные на главные роли, блистательно справились с возложенной на них важной миссией.
В роли рыцаря Синяя Борода выступил широко известный оперный певец Янн Бёрон. Французский тенор с богатым голосом и врожденным артистизмом блистательно воплотил образ современного авантюриста, который ловко продвигается в осуществлении своих коварных планов для достижения любовных целей. Потрясающе предстаёт образ Булотты в феноменальной интерпретации Элоиз Мас. Французская меццо-сопрано уже успешно участвовала в постановках произведений Оффенбаха («Перикола», «Фантазия», «Король Морковь») и приобрела характерную для его творчества специфику в трактовке комических ролей. Булотта в исполнении Мас пленяет мощной энергетикой, сатирическим вокалом и виртуозным артистизмом. Искусно отточенная пластика и вокальная техника вызывают восхищение. Сильный, звонкий голос певицы звучит необычайно свободно и образно. Мас умудряется даже изменять тембр голоса и колорит пения по ходу одной мизансцены. В сентябре прошлого года талантливая певица и актриса успешно дебютировала в главной роли оперы Бизе «Кармен» на сцене Большого театра в Женеве. В скором времени Мас исполнит Булотту в оперетте Оффенбаха «Синяя Борода» на сцене Оперного театра Марселя.

Любовная встреча пастуха Дафниса (К.Газаросян) и цветочницы Флоретты (Дж.Курсье)

Любовная встреча пастуха Дафниса (К.Газаросян) и цветочницы Флоретты (Дж.Курсье)

Замечательно поёт и играет французский тенор Карл Газаросян. Специализирующийся на музыкально-вокальных произведениях эпохи барокко, певец с широким репертуаром органично предстаёт в начале оперетты в роли деревенского пастуха Дафниса, а в финале разительно преображается в элегантного принца Сафира. Французская сопрано Дженнифер Курсье чудесно интерпретирует роль Флоретты – Гермии. Очаровательная певица с ярким голосом и артистизмом чарует своим как виртуозным пением, так и богатой экспрессией в трактовке вначале милой цветочницы, а затем эксцентричной дочери короля. В роли Пополани прекрасно поёт и играет французский баритон Кристоф Гей. Широко известный оперный певец изящно и комично интерпретирует образ алхимика, который, несмотря прилежное исполнение коварных замыслов Синей Бороды, проявляет благородство и милосердие. Интересно и убедительно трактует роль графа Оскара французский баритон-бас Тибо де Домас. Образ короля Бобеша блистательно воплощает французский тенор Кристоф Мортань. Певец, работавший со многими выдающимися дирижерами, известен также как драматический актер, периодически участвующий в спектаклях на сцене парижского театра Комеди Франсез. Мортань уже сотрудничал с Пелли и превосходно исполнил главную роль в его постановке оперетты Оффенбаха «Король Морковь». Образ королевы Клементины величественно воплощает французская меццо-сопрано Алин Мартен. Высших похвал заслуживает высокопрофессиональный хор театра по управлением хормейстера Карин Локателли. По ходу спектакля хористы не только замечательно поют, но великолепно разыгрывают сложные мизансцены. Браво!

Credits photos : Stofleth, DR