ЧУДЕСА ВОЗРОЖДЕНИЯ : ОПЕРА ГЕНДЕЛЯ «КСЕРКС» В ПОСТАНОВКЕ СТЕФАНА ХЕРХАЙМА
9 февраля – 20 марта 2018, Komische Oper, Berlin

vignetteXeresБерлинский театр Комическая опера показывает редко исполняемую оперу Генделя «Ксеркс» в феноменальной постановке Стефана Херхайма. Талантливый норвежский режиссёр искусно перенёс оперное действие из античного мира в эпоху барокко. Живописное представление забавно и динамично развивается на манер «театра в театре», возрождая атмосферу лондонского Королевского театра, где состоялась премьера «Ксеркса» в 1738 году. Спектакль, созданный с вдохновенной фантазией и новацией, восхищает комизмом причудливых мизансцен, красотой костюмов, метаморфозами сценографии. Музыка Генделя прекрасно звучит в исполнении оркестра под управлением известного немецкого дирижера Конрада Юнгхенеля. Важный вклад в грандиозный успех спектакля вносят солисты и хор театра. Информация. Читайте статью. 

САЛОМЕЯ СРЕДИ ГЕНИТАЛИЙ, ФАЛЛОСА И КЛОНИРОВАННЫХ ГОЛОВ ПРОРОКА
4 – 17 марта 2018, Staatsoper Unter den Linden, Berlin

vignetteSalomeBerlinБерлинская государственная опера показывает «Саломею» Р.Штрауса в новой постановке Ханса Нойенфельса. Несмотря на мастерство 76-летнего режиссера, его сценическая версия угнетает тягучей статикой и странной символикой. Иоанн Креститель почему-то заточен в ракету-фаллос и одет в бальное женское платье. Согласно озарению режиссёра в спектакле развлекается Оскар Уальд, сверкая серебристыми гениталиями. Главная новация постановки – огород, где 42 головы Пророка посажены, как капуста. Несмотря на эти «чудеса», звучание оркестра усыпляет однообразием. После отказа двух известных маэстро Staatskapelle Berlin возглавляет 24-летний Томас Гуггейс. В достойном составе солистов наиболее ярко блистают своим талантом тенора Герхард Зигел (Ирод) и Николай Шукофф (Нарработ). Информация. 

ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ : 80-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУДОЛЬФА ХАМЕТОВИЧА НУРЕЕВА
17 марта 1938 года, Иркутская область – 6 января 1993, Париж.

vignetteNoureevРудольф Нуреев – всемирно известный артист, балетмейстер и дирижер. Увлекся танцем в Уфе, учился в Ленинграде, выступал в Театре им. Кирова. В 1961 году начал карьеру на Западе и стал ярчайшей звездой. С триумфальным успехом выступал в классических балетах и специально созданных для него спектаклях, восхищал уникальной виртуозностью и самобытной экспрессией. Как хореограф Нуреев возобновил целый ряд классических балетов, создал их новые редакции, поставил собственные произведения. Наибольший хореографический вклад он внес в репертуар Парижской оперы, где был директором балета (1985-89). Отмечая 80-летие артиста, Большой театр России покажет новый балет «Нуреев», 26-28 июня.
Читайте интервью с Нуреевым, опубликованное в дни его кончины в газете «Русская мысль».

ГЕНИАЛЬНОЕ ПЕНИЕ ЛАЙЗЫ ФИШЕР В ОРЕОЛЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ АЛОНЗО КИНГА
9 – 16 марта 2018, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

vignetteKingВ Национальном театре танца Шайо американская труппа Alonzo King LINES Ballet показывает двухактный спектакль «The Propelled Heart»-«Движимое сердце». Его создал знаменитый хореограф А.Кинг в сотрудничестве с великой певицей Л.Фишер. Её фантастическое пение является основой развития танцевального действия, в котором участвуют 11 блистательных артистов. В этой постановке хореограф исследует вокальные вариации, показывая высокий потенциал коммуникации тела со звучанием голоса. Спектакль родился под влиянием теории эволюции человеческого сердца и философских идей, изложенных в книге индийского гуру Шриюктешвара «Святая наука». Дивные песнопения Л.Фишер магически проистекают в сопровождении музыкальных композиций Жана Клода Майяра. Информация.Читайте статью.

МАРИ-АНЬЕС ЖИЛО, ПРОСЛАВЛЕННАЯ ЭТУАЛЬ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ, ЗАВЕРШАЕТ КАРЬЕРУ
25 марта 2018, TV – France 5; 31 марта 2018, Opéra Bastille, Paris

vignetteGillotДля прощального вечера балерина выбрала «Орфея и Эвридику»: в дивной постановке Пины Бауш она выступит со Стефаном Бульоном в главных партиях. Уже 33 года М.-А.Жило одержима балетом. После пяти лет обучения в Школе танца, 15 летняя балерина была принята в кордебалет Парижской оперы. Через 9 лет стала «первой танцовщицей», а в 2004 году – этуалью труппы после изумительного исполнения центральной партии в балете К.Карлсон «Знаки». За выдающиеся творческие достижения М.-А.Жило получила призы «Cercle Carpeaux» (1997), «AROP» (1998), «Benois de la danse» (Москва, 2005), Национальный орден доблести, Кавалерские ордена Искусств и Литературы и Почетного легиона. Балерина редкого таланта, создавшая целую галерею ярких образов, известна как одаренный хореограф. Информация.

ОПЕРА ГЛЮКА «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА» В ДИВНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ ПИНЫ БАУШ
24 марта – 6 апреля 2018, Palais Garnier, Paris

vignetteEuridiceПарижская опера возобновляет показ «Орфея и Эвридики» – одного из лучших спектаклей П.Бауш, который вошёл в репертуар театра в 2005 году. Благодаря таланту хореографа опера Глюка, созданная на сюжет древне-греческий мифологии, получила феноменальное воплощение. Особенность постановки состоит в том, что в ней искусно объединены два жанра – опера и балет. В «танцевальной опере» каждый герой предстаёт в одновременном исполнении певца и танцовщика; оба артиста адекватно интерпретирует партию средствами вокала и танца. П.Бауш создала чрезвычайно интимный спектакль; в нём органично взаимосвязаны пение и движение. В исполнении участвуют артисты балета Парижской оперы, приглашенные певцы, ансамбль и хор Balthasar-Neumann; дирижируют Т.Хенгельброк и М.Бензи. Информация.

СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ: 60-я ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗА «ЗОЛОТОЙ ОРФЕЙ»
7 марта 2018, Auditorium Debussy – Ravel, Paris

vignetteAcademie«Золотой Орфей» – это Grand Prix International de L’Académie du Disque Lyrique. Академия была создана в 1958 году группой музыковедов и журналистов. Один из них – Анри Жакетон, стал её первым президентом. Многие годы Академию возглавляет КЛИМ – писатель и музыкальный критик, уже 55 лет почетный гость Байройтского фестиваля. Под руководством КЛИМа в Париже ежегодно проходит церемония вручения «Золотого Орфея» по 15-и именным номинациям. Призами награждаются лучшие записи (CD или DVD) в оперном жанре. В этом году в номинации «Лучший сольный концерт» Приз получил CD Decca c записью выступления русской певицы Аиды Гарифулиной. Эта награда была учреждёна в честь недавно умершего Пьера Берже, французского мецената и почетного президента Академии. Список лауреатов.

ПАРИЖСКАЯ «ВЕСНА СКРИПКИ» ОКАЗЫВАЕТ ПОЧТЕНИЕ РОССИИ
21 – 31 марта 2018, Festival International «Le Printemps du Violon», Paris

vignetteViolonВ третий раз в Париже состоится Международный фестиваль «Весна скрипки». Он ежегодно собирает выдающихся солистов из многих стран и становится важным событием. Под патронажем Иври Гитлиса и Марты Аргерих – скрипача и пианистки с мировой славой, фестиваль возглавляют знаменитые скрипачи Антон Мартынов и Микаэл Гутман, каждый из них известен также как композитор и дирижёр, соответственно. В нынешнем сезоне почётной страной фестиваля является Россия; в Париже выступят её лучшие таланты. Для концертов выбраны 8 залов с хорошей акустикой. Открытие фестиваля будет проходить в Мэрии 7-го округа, закрытие – в Российском православном духовно-культурном центре, где состоится вручение приза Иври Гитлиса и выступление солистов с Брюссельским камерным оркестром. Информация.

УНИКАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ХОРЕОГРАФИИ БЕНЖАМЕНА МИЛЬПЬЕ И МОРИСА БЕЖАРА
24 февраля – 24 марта 2018, Opéra Bastille, Paris

vignetteBoleroПарижская опера показывает хореографическую программу, в которой музыка М.Равеля объединяет два балета, посвящённых теме любви и обольщения. Одноактный балет «Дафнис и Хлоя», созданный на сюжет романа Лонга, рассказывает об идиллической любви пастуха и пастушки, вынужденных пройти серьёзные испытания. Если балет «Дафнис и Хлоя» в хореографии Б.Мильпье (2013) впечатляет неоклассическим танцем и ярким колоритом, то гениальное творение М.Бежара «Болеро» (1961) завораживает чувственной пластикой и эротикой, бурлящей в ореоле красного и чёрного. В знаменитом шедевре поочерёдно солируют этуали труппы – Мари-Аньес Жило, Амандин Альбиссон и Матиас Эйманн. Двое последних впервые танцуют «Болеро». Программа идёт в сопровождении оркестра, дирижирует Максим Паскаль. Информация.

ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА : «БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ» БЕРЛИОЗА В ЯРКОЙ ПОСТАНОВКЕ
20 марта – 14 апреля 2018, Opéra Bastille, Paris

vignetteBevenutoBПосле премьеры в Лондоне (2014), показа в Амстердаме (2015) и Риме (2016) теперь в Париже появится «Бенвенуто Челлини» в постановке британского режиссера Терри Гильяма. Двухактная опера, впервые исполненная в Париже (1838), рассказывает о знаменитом итальянском скульпторе-ювелире, перипетиях его любви и торжестве его творчества. Спектакль впечатляет оригинальными мизансценами, масштабными декорациями и живописными костюмами. Необычайно интересно предстают массовые сцены; наиболее эффектно поставлен феерический карнавал с обилием ярких масок. В Парижской опере «Бенвенуто Челлини» давали 15 лет тому назад с Роберто Аланья в главной роли. Сейчас эту партию будет петь американский тенор Джон Осборн. Оркестр возглавит музыкальный директор театра Филипп Жордан. Информация.