ПИРШЕСТВО БЕЛЬКАНТО : «БЕАТРИЧЕ ДИ ТЕНДА» БЕЛЛИНИ ВПЕРВЫЕ В ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЕ
9 февраля – 7 марта 2024, Opéra Bastille, Париж.

vignetteBeatriceВ репертуаре Парижской оперы появилась редко исполняемая мелодрама В.Беллини «Беатриче ди Тенда», написанная для легендарной Пасты. Спустя 190 лет после премьеры оперы в театре Ла Фениче, центральную партию феноменально поёт американская сопрано Тамара Уилсон. В пиршестве бельканто ярко блистают также баритон Куинн Келси (Филиппо) и тенор Рене Пати (Оромбелло). Великолепно звучит хор и оркестр под управлением британца Марка Вигглсворта. Двухактную оперу поставил именитый американец Петер Селларс. Осовременив события XV века, он успешно выстроил оперное действие, осуждающее диктатуру и тиранию. Трёхчасовой спектакль предстаёт в сценографии Геогия Ципина, создавшего из металла сад в окружении стен дворца, искусно оживающие благодаря освещению Джеймса Ф.Ингаллса. Информация.

«ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ» ГЕНДЕЛЯ В ПОСТАНОВКЕ КАЛИКСТО БИЕЙТО НА СЦЕНЕ ОПЕРЫ НИДЕРЛАНДОВ
11 февраля – 18 марта 2024 , Opéra national des Pays-Bas – ARTE Concert.

vignetteJcesarНа портале ARTE Concert смотрите трёхактную оперу Г.Ф.Генделя «Юлий Цезарь». Её действие разворачивается в египетском дворе в атмосфере интриг и измены. Оперу поставил испанский режиссёр К.Бието. Он успешно осовременил исторические события, придав им ироничность и жестокость. Оперное действие разворачивается в олигархии, которую воплощает феноменальная сценография. Всю сцену занимает вращающийся куб, на стенах которого возникают красочные светящиеся картины. Мизансцены выстроены динамично с обилием драк и секса. Достоинства постановки – хай-тек сценографии, свобода и фантазия режиссуры. Великолепно поют и играют солисты – К.Дюиокс (Цезарь), Ж.Фукс (Клеопатра), К.Щахбази (Птолемей), Т.Иерволино (Корнелия). Прекрасно звучит оркестр Le Concert d’Astrée, дирижирует Э.Хаим.

«ДАНИИЛ ТРИФОНОВ : БЛАГОДАРЯ МУЗЫКЕ» – РАЗМЫШЛЕНИЯ ПИАНИСТА НА ИНТЕРНЕТЕ
11 февраля 2024 – 8 марта 2025, ARTE Concert.

vignetteTrifanovНа портале ARTE Concert появился документальный фильм (2023, 43 мин.), авторы которого – Денис Снегирёв и Кристиан Дюмес-Львовски, представляют беседы о музыке с Даниилом Трифоновым, русским пианистом мировой известности. 33-летний виртуоз, родившийся в Нижнем Новгороде и обучавшийся в Москве, теперь живёт в пригороде Нью-Йорка и периодически играет в джаз-клубе Парижа. Фильм составляют доверительные высказывания пианиста о своём творчестве и музыке, звучат фрагменты его частных концертов, в которых он блистательно исполняет, с характерной для его мастерства глубиной и магией, произведения С.Рахманинова. С.Прокофьева, П.Чайковского, И.-С.Баха и М.Равеля. Выражая своё пианистическое кредо, Д.Трифонов сказал: «Я пытаюсь скользить по волне музыки. Это она ведёт меня».

«SADEH 21» ОХАДА НАХАРИНА В ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЕ : ВИРУС GAGA ВНЕДРЯЕТСЯ В БАЛЕТ
7 февраля – 2 марта 2024, Palais Garnier, Париж.

vignetteSadeh21В репертуаре балета Парижской оперы появился «Sadeh 21» (2011), третий опус именитого израильтянина О.Нахарина после его пьес «DecaDance» и «Perpetuum». Часовая композиция состоит из медитативных этюдов, в которых хореограф проводит абстрактные эксперименты согласно своей системе gaga, отрицающей каноны танца и высвобождающей инстинкты тела. В сопровождении шума и музыки, крика и тишины на пустой сцене хаотично предстают странные вариации и образы, в частности, соло на ягодицах под монолог « немого » артиста. Среди новаций – истеричное растягивание полости рта и однообразное хождение с вывертом бёдер. Сумбурный калейдоскоп, лишенный гармонии и смысла, завершается цирковым трюком: артисты появляются на вершине стены в глубине сцены и смело падают в пропасть. РецензияИнформация.

BALLET de MILAN : «ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ» ТРИУМФАЛЬНО ЗАВЕРШАЕТ ВЗРЫВНОЕ «БОЛЕРО»
13 – 18 февраля 2024, Théâtre Bobino, Париж.

vignetteVieEnRoseВ Театре Бобино с огромным успехом идёт программа «Жизнь в розовом», за постановку которой хореограф Адриана Мортеллити удостоена премии «Rieti Danza Award». Очаровательный дивертисмент, созданный в честь французского шансона, составляют 20 камерных номеров. На фоне портретов певцов и видов Парижа предстают хиты Ш.Азнавура, Э.Пиаф, Ж.Бреля, Ж.Беко, Далиды и других звёзд эстрады в танцевальной интерпретации 15-и артистов балета. Номер «Nathalie» с песней Ж.Беко о заснеженной Москве и юной Натали сопровождают дружные аплодисменты публики. Представление завершает мини-балет «Болеро»: под песню Ш.Азнавура «Dans tes bras» струится лирическая феерия, затем под гениальную музыку М.Равеля разворачивается чувственная композиция. Её финал потрясает взрывным актом эротики. Информация.

УЧРЕЖДЕНИЕ «ФОНДА ТАНЦА ТЬЕРРИ МАЛАНДЕН – АКАДЕМИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ФРАНЦИИ»
8 февраля 2024, Académie des Beaux-Arts, Париж.

vignette_AcadémieMalandainBis6 февраля с.г. состоялось первое заседание Административного совета «Фонда танца Тьерри Маланден – Академия изящных искусств Франции». Фонд, возглавляемый Лораном Петижираром – бессменным секретарем Академии изящных искусств, создан по инициативе Тьерри Маландена – первого избранного члена секции хореографии Академии, чтобы способствовать появлению новых хореографов и пропагандировать их работы, поддерживать профессиональных танцовщиков на двух стратегических этапах их карьеры – в периоды обучения и переподготовки, а также поощрять исследования в области истории и развития хореографического искусства. Фонд будет поддерживать посреднические и просветительские мероприятия по распространению танца в разных аудиториях. Читайте коммюнике АкадемииИнформация.

ИГОРЬ ЛЕВИТ ИГРАЕТ БЕТХОВЕНА В ЗАЛЬЦБУРГЕ : КОНЦЕРТ ПОЯВИЛСЯ НА ИНТЕРНЕТЕ
10 февраля – 11 марта 2024, Festival de Salzbourg – ARTE Concert.

vignetteLevit2020SalzburgНа платформе ARTE Concert смотрите концерт Игоря Левит (51мин.), который состоялся на Зальцбургском фестивале в 2020 году. Русско-немецкий пианист, 1987 года рождения, известный своей публичной позицией против социальной несправедливости, является одним из выдающихся интерпретаторов сочинений Бетховена. Пианистический стиль И.Левит, обладающего филигранной техникой, характеризуют яркая экспрессия и мощная энергетика, контрастная динамика и утончённая нюансировка. В сольном концерте, прошедшем с огромным успехом, знаменитый виртуоз блистательно исполнил фортепианные сонаты № 31 и 32, opus 110 и 111. Oпусы Бетховена прозвучали в глубоко осмысленной и одновременно неординарной интерпретации. Читайте рецензию на парижский концерт (2022) И.Левит в «Музыкальной афише».

ПУШКИНСКИЙ СЮЖЕТ В МИРЕ МАФИОЗИ: ПИКОВАЯ ДАМА ЧАЙКОВСКОГО В БАВАРСКОЙ ОПЕРЕ
4 – 20 февраля, 12 и 15 июля 2024, Bayerische Staatsoper, Мюнхен.

vignetteDamedePique2024В Баварской государственной опере появилась «Пиковая дама» в постановке австралийца Бенедикта Эндрюса. Стремясь представить оперный шедевр на манер гангстерского фильма, режиссёр не сумел найти интересных решений и не смог создать значимой сценической версии. Схематично выстроенные оперные картины часто вызывают недоумение. В частности, бал-маскарад почему-то превращён в посиделки на трибуне стадиона, девичник в комнате Лизы заменен автомобильной тусовкой проституток, а встреча Германа с Графиней завешается потоплением в бассейне одного из пяти её клонов. Среди солистов комплименты заслуживают Асмик Григорян (Лиза), Борис Пинхасович (Елецкий) и Роман Бурденко (Томский). Брендон Иованович трактует Германа слишком странно. Дирижирует Азиз Шохакимов. См. трейлер оперыИнформация.

ЖЮЛЬЕН ФАВРО НАЗНАЧЕН АРТИСТИЧЕСКИМ ДИРЕКТОРОМ ТРУППЫ БЕЖАР БАЛЕТ ЛОЗАННЫ
4 февраля 2024, Le Conseil de la Fondation Maurice Béjart, Лозанна.

vignetteFavreauВсего месяц тому назад на сцене Парижской оперы триумфально проходили гастроли знаменитой труппы Бежар Балет Лозанны (читайте рецензию в «Музыкальной афише»). Была показана программа, которую составили шедевры Мориса Бежара и балет Жиля Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением». Сегодня стало известно, что Ж.Роман – художественный руководитель труппы с 2007 года, после смерти М.Бежара, должен досрочно покинуть свой пост 30 апреля этого года. По решению Совета фонда Мориса Бежара артистическим директором компании назначен её ведущий солист Жюльен Фавро. Всемирно известный танцовщик с высокими профессиональными качествами будет возглавлять труппу до конца нынешнего сезона, то есть до конца августа. Читайте текст коммюнике Совета фондаИнформация.

ФЕЕРИЯ БЕЗУМИИЯ : «ГАМЛЕТ» О.ТОМА В ПОСТАНОВКЕ К.ВАРЛИКОВСКОГО НА ИНТЕРНЕТЕ
21 января – 26 февраля 2024, Opéra Bastille – ARTE Concert.

vignetteHamletНа портале ARTE Concert смотрите 5-актную оперу А.Тома «Гамлет» (1868). В 2023 году она появилась в Парижской опере в интригующей версии Кшиштофа Варликовского. Талантливый режиссер представил события знаменитого сюжета как болезненные галлюцинации. Красной нитью трёхчасового спектакля является безумство, способствующее раскрытию философской сути трагедии Шекспира. Оперное действие магически разворачивается в кинематографической манере и захватывает филигранной разработкой мизансцен с участием странных персонажей, среди которых – много балетных артистов и ряженных статистов. Отец Гамлета является в облике клоуна. Образы Гамлета и Офелии превосходно воплощают французский баритон Людовик Тезье и американская сопрано Лизетт Оропеза. Дирижирует Пьер Дюмуссо.