КОМИЧЕСКИЕ РАДИО-ОПЕРЫ ЖЕРМЕН ТАЙФЕР
17/11/2014 / Виктор Игнатов

11,13 ноября – Opéra-Théâtre de Limoges

В Лиможском оперном театре с огромным успехом состоялась мировая премьера спектакля «Судебное дело Тайфер». Мари-Эв Синьероль, необычайно талантливый режиссер, искусно объединила и виртуозно поставила в едином сценическом произведении четыре мини-оперы Жермен Тайфер, написанные для Радио Франции (1955). Спектакль, сделанный в форме пародии на судебный процесс, завораживает режиссерской фантазией, метаморфозами декораций и пластикой мизансцен. Прекрасная музыка Ж.Тайфер великолепно звучит в исполнении Лиможского оркестра под управлением Кристофа Руссе.

Одаренная выпускница Парижской консерватории Жермен Тайфер (1892-1983) занимала достойное место в артистической среде первой половины ХХ века. Мюзик-холл, цирк и Русские балеты С.Дягилева открыли для Ж.Тайфер новые творческие горизонты. Она была единственной женщиной и музой в составе «Шестерки» («Les Six»), творческом содружестве французских композиторов, сложившемся в конце 1910-х. Участники «Шестерки» – Л.Дюрей, А.Онеггер, Ж.Тайфер, Д.Майо, Ж.Орик, Ф.Пуленк – находились под влиянием Э.Сати и разделяли эстетически взгляды Ж.Кокто, выступавшего против романтизма и импрессионизма; важнейшим источником вдохновения для них служил парижский фольклор – музыка улиц, кабаре, цирков, кафе…Жермен сочиняла музыку разных жанров, преимущественно в изящном неоклассическом стиле, часто с оттенками мягкого юмора: четыре оперы, четыре балета, две оперетты и одна музыкальная комедия. В обширном творческом наследии композитора есть также сочинения для симфонических оркестров и камерных ансамблей, инструментальные концерты и пьесы для фортепиано, органа, гитары, саксофонов,  всевозможные вокальные и хоровые композиции.    В 1955 году Ж.Тайфер сочинила четыре 20-минутные комические радио-оперы – «Дочь оперы», «Красивый честолюбец», «Бедная Евгения», «Покупка замка». Они были созданы, соответственно, в стиле Ж-Ф.Рамо, Ж.Обера, Г.Шарпантье, Ж.Оффенбаха. Либретто написала племянница Ж.Тайфер – историк и радио-продюсер Дениз Сантор (1911-1989). Её диалоги содержат массу забавных и загадочных символов, но также легкий флирт с сюрреализмом и абсурдом. «Дочь оперы» – это рассказ о трудности любви провинциалки мадемуазель Пупонн; «Красивый честолюбец» – история Альфонса, который готов на все, чтобы обрести известность в обществе, где важны деньги и слава; «Бедная Евгения» – повесть о трудной жизни скромной девушки; «Покупка замка» – история любви и продажи замка, принадлежащего обедневшему Князю. 

 Почти 60 лет спустя после создания этой тетралогии Ален Мерсье, генеральный директор Лиможского оперного театра, решил не только возродить забытые радио-оперы Ж.Тайфер, но и показать их в сценической версии. Для постановки спектакля он пригласил Мари-Эв Синьероль. В 2009 году она сняла пародийный фильм «Алиса в стране чудес», завоевавший ряд призов на международных кинофестивалях. В 2003 году М.-Э.Синьероль начала работать в Парижской опере вместе с маститыми режиссерами, такими как Уилли Деккер, Питер Селларс, Лоран Пелли, Кристоф Варликовский. В 2007-2012 годы сотрудничала с Кристофом Марталером, Станисласом Нордеем, Давидом Мак Викаром. В Оперном театре Монпелье поставила «Приключения лисички-плутовки» Яначека (2012) и «Евгения Онегина» Чайковского (2014). В 2014 году в Парижской опере осуществила постановку музыкального спектакля для молодежи «14+18», в Лотарингской опере – «Owen Wingrave». Над созданием сценической версии радио-опер Ж.Тайфер в Лиможе М.-Э.Синьероль работала вместе с высокопрофессиональными коллегами. Сценограф Фабьен Тейнье много сотрудничал с прославленным творческим тандемом  Оливье Пи – Пьер-Андре Вейц и создал декорации для оперы «Приключения лисички-плутовки» в постановке М.-Э.Синьероль. Уже третий год с ней  работает хореограф Жюли Компанс: она сочинила танцы для «Судебного дела Тайфер». Свет для этого спектакля придумал Филипп Бетоме, участвовавший в постановке ряда опер на престижных сценах во Франции и за рубежом. Музыкальный руководитель постановки радио-опер Ж.Тайфер – клависинист и дирижер Кристоф Руссе, широко известный как специалист по барочному репертуару, впервые возглавил оркестр в современной опере.

Благодаря таланту и мастерству участников постановки, спектакль получился на редкость гармоничным. Чтобы объединить в одном представлении четыре оперы, совершенно разные по своему сюжету и музыкальному стилю, М.-Э.Синьероль адаптировала текст под   оригинальный драматургический ход: события каждой оперы предстают как отдельные судебные дела, которые последовательно проходят в одном и том же Дворце юстиции, из которого журналист-комментатор ведет радиорепортаж. Эта интересная режиссерская концепция получила блистательное воплощение, благодаря универсальной и быстро трансформирующейся декорации. Периодически вращаемая огромная черная конструкция, занимающая все сценическое пространство, состоит из множества ступенчатых блоков и пластиковых щитов, с помощью которых формируются разные объемы и интерьеры. Главная сценографическая картина, часто воспроизводимая по хожу спектакля, воплощает зал Дворца юстиции. Здесь есть решетчатые боксы для подсудимых, ярусная башня для судебных заседателей и стенографистки, места для публики и массовки, площадки для танцовщиков и клоунов.

Спектакль как бы начинается задолго до появления артистов на сцене. Зрители рассаживаются в зале и получают вместе с бесплатными программками специальный сатирический номер лиможской газеты «Le Popu» (ноябрь, 1955). На первой странице под крупным заголовком «Волнение во Дворце юстиции» опубликованы материалы «Судебного дела Тайфер»; среди ряда статей здесь есть фотопортреты и биографии композитора (Ж.Тайфер) и либреттиста (Д.Сантор). Третья и четвертая страницы предоставлены репортажу – «На скамье подсудимых – ухажер, злодей и жулик». В этом репортаже с обилием фотографий приведено краткое содержание четырех оперных сюжетов в двух версиях – согласно либретто и на манер судебного процесса, придуманного режиссером. На четвертой странице, как и полагается, размещены кулинарные рецепты и  рекламные объявления, астральные прогнозы и прогнозы погоды. Ознакомившись с содержанием газеты, зрители становятся как бы участниками представления, которое разыгрывается на манер репортажа для радиослушателей.  

 После небольшого пролога с проекцией забавного видеоклипа на авансцену выходит радиокомментатор. Находясь на трибуне перед микрофоном, он произносит вступительную речь. Затем, подойдя к своему рабочему столу, он навешивает на себя портативный магнитофон и фотоаппарат со вспышкой, с которыми устремляется во Дворец юстиции. На сцену выдвигается из темноты сценографическая конструкция, звучит оркестр и начинается первое судебное дело. Сценическое действие развивается комично и динамично, как в кино, с обилием крупных планов и важных деталей: в каждую секунду происходит что-то интригующее и очень визуальное. Спектакль захватывает интересно придуманной, тщательно разработанной и ювелирно инкрустированной пародийной анимацией: калейдоскоп изящных и эффектных мизансцен искусно выстроен на базе пластики и танца, клоунады и юмора. М.-Э.Синьероль блистательно реализовала сотни своих театральных идей. Вместе с тем она воспользовалась хореографическим приемом Пины Бауш, использованным ею при постановке оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Следуя этому приему, М.-Э.Синьероль сумела, благодаря хореографии Ж.Компанс,  пластически оживить и проиллюстрировать главные арии, дуэты и хоры. Каждый вокальный номер оперного спектакля получил танцевальное сопровождение: поставленные просто, без особых хореографических и эстетических изысков, танцевально-акробатические вариации позволили более полно и шире выразить эмоциональное и психологическое состояние персонажей. Нужно сказать, что Нанс Мартен, одаренный танцовщик с богатой и экспрессивной пластикой, эффектно проделывал даже сложные каскады двойных прыжков.

 М.-Э.Синьероль создала великолепный спектакль, успешно стилизовав его под эпоху рождения радио-опер Ж.Тайфер. С редкой фантазией и тонким юмором М.-Э.Синьероль выпестовала целую галерею ярких и разнообразных образов; она же придумала для них причудливые костюмы. Одежды оперных персонажей стилизованы под середину ХХ века и отмечены характерными деталями. Например, Господин Горошек (баритон Доминик Коте) облачен в модный белый пиджак и шорты с многочисленной отделкой в черно-белый горошек. Мадам Феми (тенор Аарон Фергюсон), как травести, кокетливо гарцует на высоких каблуках в модных чулках и в черном корсете. Образ судьи воплощает актриса Малу Фурдринье: респектабельная дама в белом парике и в пышном черном плате, используя железный молоток и мощный рупор, периодически требует «тишины в зале». Спускаемая с колосником и зависающая на невидимых нитях над сценой, дама-судья управляет судебными процессами, изящно жестикулируя, словно дирижер. Стенографистка в модном белом платье с белой лисой впечатляет экстравагантной пластикой. В цирковых нарядах и белых париках с выбеленными лицами и черными бородами комично предстают очаровательные клоуны. Словно марионетки, они как бы подвешены на длинных нитях: клоуны механически движутся и периодически поднимают таблички с надписью «виновен» или «невиновен». Эти бессловесные персонажи не только изображают группу присяжных, но и активно участвуют в оперном действии в качестве фигурантов. В сценической картине, напоминающей «квартал красных фонарей» в Амстердаме, проститутки в красивом белье  зазывают клиентов в свои «будуары-витрины», а когда девицы выхолят на панель, то уже одеты очень яркие и нарядные платья.

 Все 18 артистов, исполняющие спектакль, заслуживают высоких похвал. Каждый из восьми солистов замечательно пел и играл сразу несколько ролей, участвуя в разных операх «Судебного дела Тайфер». Большое впечатление произвели сопрано Магали Арно-Станжек и Кими МакЛарен: каждая пленяла красотой и гибкостью голоса, вокальным и артистическим мастерством. Превосходно сыграл роль радиокомментатора драматический актер Матиас Фуан-Даннрейтер. Важный вклад в успех спектакля внес замечательный Лиможский оркестр, который возглавил Кристоф Руссе. Прославленный французский музыкант, следуя своему изысканному стилю, с присущей ему тонкостью и точностью, очень внимательно аккомпанировал певцам и в то же время достигал богатейшей красочности и экспрессии в звучании оркестра.  

     В заключение нужно сказать, что в Лиможском оперном театре родился потрясающий спектакль – «Судебное дело Тайфер», но только два представления для такого произведения – слишком мало. Будем надеяться, что это феноменальное творение сразу многих талантов все-таки появится на сценах оперных театров во Франции и за рубежом. 

 

Crédit photos : Thierry Laporte