«БАЛ ВАМПИРОВ» ОБОЛЬЩАЕТ ПАРИЖ
17/12/2014 – Виктор Игнатов

16 октября–5 июля 2015 года – Théâtre Mogador, Paris

В Париже появился мюзикл «Бал вампиров», впервые показанный в Вене в 1997 году, 30 лет спустя после выхода одноименного культового фильма Романа Поланского. Для постановки мюзикла были созданы 230 костюмов, 150 париков и 700 когтей. На протяжение 17 лет спектакль играли в 12 странах, в 17 городах на 11 языках, в том числе и на русском в Петербурге. Теперь «Бал вампиров» обосновался на 9 месяцев в парижском Театре Могадор. Представления идут с большим успехом, однако, спектакль не вполне отвечает ожиданиям искушенного зрителя.  
 Информация и видео на сайте.

В качестве эпиграфа к рецензии на спектакль процитируем слова Романа Поланского, главного творца «Бала вампиров»: «Со дня премьеры мюзикла в Австрии в 1997 году я всегда мечтал увидеть моих вампиров, поющими, танцующими и кусающими, в Париже. И вот теперь вы сможете с ними познакомиться в Театре Могадор».

Профессор и Альфред прибыли в харчевню

Продолжая гастрольное турне по всему миру, от Вены до Нью-Йорка и до Токио, забавный мюзикл «Бал вампиров», собравший 7,3 миллионов зрителей и завоевавший множество престижных наград, наконец-то впервые появился во Франции, причем почти сразу же (10 недель спустя) после 3-летнего показа в Санкт-Петербурге, где шел на сцене Театра музыкальной комедии. Над созданием спектакля, в котором органично переплетаются юмор и ужас, работал большой и высокопрофессиональный коллектив; его возглавил сам Р.Поланский, автор  фильма«Бал вампиров», который вышел на экраны мира в 1967 году и быстро стал киноклассикой. Именно эта очаровательная пародия на фильмы про кровожадных вампиров и получила музыкально-сценическое воплощение в жанре мюзикла. Среди авторов спектакля – выдающиеся мастера: либреттист – Михаэль Кунц, композитор – Джим Стейман, сценограф – Уильям Дедли, художник по костюмам – Сю Блеин, хореограф – Деннис Каллахан,  режиссер по световому оформлению – Хюг Ванстон. Некоторые их них являются многократными лауреатами престижной премии Olivier Awards, вручаемой в Лондоне. В итоге вдохновенного сотрудничества творческого коллектива родился большой и красивый спектакль. ( Вместе с антрактом он  идет три часа).

Веселая гулянка в харчевне

Профессор Абронсиус и его молодой ассистент Альфред едут в мистическую Трансильванию, чтобы удостовериться в существовании вампиров. Герои приезжают в глухую деревню и знакомятся с её обитателями, которые напуганы странными существами. Граф фон Кролок, глава местных вампиров, страстно желая видеть на балу юную девственницу, приглашает в свой замок Сару, красивую дочь Йона  Шагала, хозяина харчевни, в которой остановились герои. Девушка, мечтающая о  любви и счастье, тайно убегает к графу на бал. Профессор и Альфред, страстно полюбившей Сару, отправляются на её поиски. Они проникают в замок графа, но его сын, гей Герберт, пытается соблазнить милого Альфреда. В это время на кладбище вампиры выходят из могил и отправляются на большой бал, который ежегодно устраивает их предводитель в своём семейном замке. На балу появляется Сара и все персонажи мюзикла.

Альберт, Профессор и Ребекка возле умершего Шагала

Сценическое действие создано в художественной эстетике фильма «Бал вампиров», но развивается согласно славным традициям жанра мюзикла: диалоги чередуются с вокальными и танцевальными номерами, поставленными на бродвейский манер. Истинное наслаждение доставляют массовые сцены: в чудных сценических картинах персонажи движутся причудливо и динамично, великолепно звучит хор и лихо выплясывают многочисленные участники спектакля. Особенно эффектно выглядят сцены в харчевне: в первой картине мюзикла живописно одетые и очень колоритные жители деревни предстают с гирляндами чеснока на груди, запах которого должен отпугивать вампиров, разгуливающих повсюду, даже по крыше. Во втором акте та же танцевальная группа предстает уже в облике вампиров и принимает участие во многих сценах мюзикла. В хореографическом плане здесь есть как интересные композиции, так и чересчут простые. Аналогичная ситуация наблюдается в плане вокала и театральной образности. Несмотря на театральную эстетику почти полувековой давности, мюзикл пленяет сказочной атмосферой, которую формируют красочные декорации и костюмы, но прежде всего изумительные видеопроекции: они появляются редко, но дают смысловой импульс сценическому действию. В начале первого и второго актов на экране-заставке возникает ночной пейзаж, конечно же, с луной и летучими мышами; на этом фоне разрастается величественный готический замок, таинственно затянутый кружевами вековых зарослей…

Сара в портретной галерее замка Графа

 В той же сказочной эстетике созданы декорации и костюмы. Декорации меняются 23 раза! В первом акте использован старый театральный приём – вращение сцены с закрепленной на ней декорацией: живописную двухэтажную харчевню устанавливают то лицевой стороной, то тыльной, периодически закрывая её фасадной заставкой. Второй акт более разнообразен по сценическому оформлению и более интересен по театральному действию. Причудливые декорации воплощают таинственные интерьеры замка графа фон Кролока. В одной из его галерей находятся сразу 10 портретов представителей древней династии вампиров: в искусном освещении портреты мистически оживают. Со сказочной фантазией создана богатейшая библиотека со стеллажами старинных фолиантов, а также роскошная ванная комната с зеркальными стенами, на фоне которых вампиры не имеют отражения. Интересно придуманы кулуары замка и склеп с гробницами для графа и его сына, спальня с пышной постелью и дивный огромный зал, где в финале спектакля происходит грандиозный бал вампиров. Этой последней большой картине предшествует чрезвычайно интересная сцена на кладбище: на фоне ажурной ограды медленно сдвигаются крышки заросших могил, из них появляются вампиры в роскошных бальных нарядах, изрядно испорченных подземной сыростью. С заторможенной пластикой, характерной для зомби, вампиры формируют живописный ансамбль и устраивают впечатляющие танцы. Мюзикл завершается очень эффектно: на фоне черного задника с тягуче стекающими сгустками крови алчные вампиры бравурно танцуют не только на сцене, но в проходах зрительного зала. При этом ликующие бестии азартно поют, что теперь они захватят весь мир!

http://afficha-paris.com/SiteAfficha/photoopera/va1.jpg

Несмотря на столь яркий финал, все-таки возникает досадное ощущение неудовлетворенности: мюзикл не смог всецело передать неописуемое великолепие визуальных эффектов знаменитого фильма «Бала вампиров»; сценическая версия оказалась достаточно однообразной по музыке и вокалу. Нужно сказать, что у композитора было всего полтора месяца, чтобы написать музыку для целого спектакля к его премьере, которая состоялась в Вене на сцене театра «Раймунд» 4 октября 1997 года. В связи с этим большую часть музыкального материала композитор повзаимствовал из того, что не подошло из его предыдущих проектов. Кроме того, он использовал музыку уже известных песен. Она из них, ставшая основной темой и самым красивым дуэтом мюзикла, была даже отмечена премией «Греми». Более того, согласно первоначальному замыслу, композитор, который знаменит как автор рок-музыки, хотел сочинить не мюзикл, а рок-оперу. Это желание явно ощущается в не очень мелодичной, но зато слишком шумной и ритмичной музыке «Бала вампиров»; к сожалению, в ней нет ни одной запоминающейся арии. В то же время мюзикл очень гармоничен по музыкальному построению.

По сравнению с фильмом «Бал вампиров», в котором персонажи выглядели как бы призрачными, в спектакле они стали живыми, более глубокими и реалистичными. Важный вклад в успех мюзикла вносят его многочисленные исполнители: по ходу представления артисты меняют наряды и выходят на сцену 2-5 раз в разном обличии. Состав солистов – не вполне однородный по качеству вокала, но великолепный по уровню артистизма. Главные роли исполняют опытные солисты: Давид Алексис изящно интерпретирует роль забавного профессора Абронсиуса, рассеянного охотника за вампирами; Даниэле Карта Мантиглия и Рафаэль Кохен проникновенно воплощают образы добродушного Альфреда и очаровательной Сары; Пьер Самюэль юмористично трактует образ еврея Шагала, слишком заботливого отца Сары и хитрого любовника; Стефан Метро величественно играет роль графа фон Кролока, харизматического и ловкого манипулятора; Синан Бертран убедительно создает образ обольстительного гея Герберта. Все артисты играют замечательно, однако, нужно особо выделить двух персонажей второго плана – карикатурную матрону Ребекка (жена хозяина харчевни) и уродливого горбуна Куколя (слуга графа): эти роли блистательно исполняют талантливые французские артисты – Соланж Мийо и 30-летний Гийом Жоффроа. Яркое впечатление своим вокалом производит Моньек Боэрсма: в роли Магды, горничной харчевни, она превосходно поет и  демонстрирует красивый, сильный голос. Истинное удовольствие своим искусством доставляют хористы и танцевальный ансамбль, а также оркестр, который под управлением Стана Крамера звучит красочно и динамично.  

Сара и граф фон Кролок на балу вампиров

 По своей музыкальной стилистике и театральной эстетике мюзикл, несомненно, сохранил аромат и очарование фильма «Бал вампиров». Полвека тому назад эта картина была одним из редких шлягеров, созданных на вечную тему кровожадных вампиров. Сегодня мировой кинорынок буквально наводнен фильмами с потрясающими компьютерными эффектами. На этом фоне мюзикл «Бал вампиров» не выглядит творением современным, однако, он все-таки  пользуется большим успехом у публикия, особенно у молодых зрителей, которые страстно увлечены киносказками про вампиров. В театре Могадор «Бал вампиров» идет семь раз в неделю; по окончании спектакля зрители устраивают овации! 

 

Crédit photos : Brinkhoff/Mögenburg