АПОФЕОЗ ОПЕРЫ: «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ» В ЛИОНЕ
20/10/2014 – Виктор Игнатов

11-26 октября 2014 – Opéra de Lyon ; 27 mars -13 Avril 2017 – Opéra de Lille

Важнейшим событием начавшегося театрального сезона стала постановка в Лионской опере шедевра Вагнера «Летучий голландец». Её осуществил знаменитый испанский режиссер Алекс Олле, один из артистических директором знаменитой группы La Fura del Baus. Феноменальный, одновременно романтический и страстный спектакль завораживает сценическим действием, восхищает режиссерской фантазией, вызывает истинный шок визуальными эффектами и метаморфозами сценографии. Достойный вклад в успех спектакля вносят прекрасные исполнители и прежде всего хор Лионской оперы.   
Информация на сайте. 

Для открытия театрального сезона Серж Дорни, генеральный директор  Лионской оперы, весьма оправданно выбрал «Летучего голландца» Вагнера. Успех новому спектаклю был обеспечен заранее. Это связано с тем, что С.Дорни учел два обстоятельства. «Летучий голландец» – это один из первых шедевров великого немецкого композитора. 30-летний Вагнер написал музыку очень быстро, в едином творческом порыве: трехактная опера была закончена в семь недель. Премьера состоялась 2 января 1843 года в Дрездене под управлением композитора. «Летучий голландец» получил восторженный прием у публики и критиков. Теперь на постановку этого шедевра Лионская опера пригласила выдающегося испанского режиссера Алекса Олле (р. 1963), одного из шести художественных руководителей творческой группы La Fura del Baus, основанной в Барселоне в 1979 году. За прошедшие 35 лет эта группа обрела мировую славу, благодаря талантливым, авангардным театральным постановкам, порой вызывающих бурную полемику в силу их экстравагантности и эпатажа. Для А.Олле «Летучи голландец» – это вторая встреча с музыкой Вагнера и четвертая постановка на сцене Лионской оперы. До этого были  «Тристан и Изольда» Вагнера, «Эдип» Энеску и «Узник» Даллапиккола. В прошлом году мне довелось увидеть «Аиду» в постановке А.Олле на фестивале в Вероне, отмечавшего свое 100-летие. Скажу откровенно, эта сценическая версия «Аиды» произвела раздражающее впечатление на многих меломанов и в то же время вызвала огромный интерес среди широкой публики.

Сейчас на сцене Лионской оперы с триумфальным успехом идет «Летучий голландец» в постановке, которую и зрители, и критики единодушно назвали гениальной!  И это  не преувеличение. Трудно представить сценическую версию «Летучего голландца» более сильной  и впечатляющей, а главное, всецело соответствующей сути произведения и замыслу Вагнера. Его страстное увлечение старинной легендой о корабле-призраке и моряке-скитальце получило драматическое воплощение в оперной партитуре. В её музыке ярко и образно отражена таинственная и романтическая обстановка событий: бурное море, по которому вечно, без цели, без надежды носится призрачный корабль, загадочный портрет, играющий роковую роль в судьбе героини, а главное – трагический образ скитальца. Глубокую разработку в опере получила также излюбленная Вагнером тема женской верности, проходящая через многие его произведения. Композитор создал образ мечтательной и вместе с тем решительной девушки: беззаветной любовью и душевной чистотой она искупает грехи скитальца и приносит ему спасение. Преданно следуя музыке и либретто, написанному композитором, режиссер создал феноменальный, одновременно романтический и страстный спектакль. Он завораживает таинственным и фантастическим сценическим действием, восхищает режиссерской фантазией и новацией, вызывает истинный шок визуальными эффектами. Поэтому прежде всего нужно поздравить с триумфальным успехом всех творцов этого подлинного театрального чуда и назвать их имена. Вместе с Алексом Олле над постановкой спектакля работали известные талантливые мастера : Альфонс Флорез (декорации), Франк Алец (видео), Жозе Абрил (костюмы), Урс Шовенаум (свет). Оперное действие, происходящее, согласно либретто, на норвежском берегу в 1650 году, в новом спектакле получило современную трактовку. Как пояснил режиссер, «Призраки «Летучего голландца» выскальзывают из трюма корабля и проникают повсюду. Они представляют душу капиталистического общества, рухнувшего на рифы ХХI века». 

Сценическая картина для оперной увертюры

Как же организовано оперное действие? 10-минутное звучание яркой и сильной увертюры сопровождается фантастическими видениями. Все сценическое пространство охвачено морской бурей: на темном заднике среди грозовых туч полыхают молнии; на сцене бушуют пенящиеся волны, над ними сверкают иглы дождя. В центре штормовой бездны мерно раскачивается, восходя под колосники, высоченный узкий нос старого корабля, эффектно разрезающего набегающие волны. Трудно поверить, что это не сновидение, а театральное представление. Видеопроекции постепенно исчезают и на сцене возникает бескрайний песчаный пейзаж. На вершине корабля раскрывается его рулевая рубка и на капитанский мостик выходит Даланд, владелец корабля. С колосников опускают на сцену узкий корабельный трап, по нему спускаются матросы и Даланд. Буря выбросила его корабль в бухту у скалистых берегов, превращенную по воле режиссера в бедный бенгладешский порт. Так начинается действие первого оперного акта. Под сверкание молний и свист усиливающейся бури с колосников медленно спускается огромный якорь с невидимого второго корабля, из которого таинственно выходит на берег Летучий голландец. С мертвенно белым лицом, обреченный на вечные скитания, он просит приюта у Даланда, обещая ему несметные богатства. Стремясь разбогатеть, тот соглашается выдать за Голландца свою дочь Сенту.

II акт: Голландец (С.Нил), Даланд (Ф.Штрукманн) и Сента (М.А.Хофманн)

Во втором акте на белом песчаном берегу появляются скромно одетые девушки со своими нехитрыми поделками. Среди подруг находится и Сента: она увлечена книгой с рассказом о моряке-скитальце. Охваченная восторженным порывом, девушка клянется снять с Голландца заклятие. Отец Сенты приводит незнакомца, он должен стать её мужем. По ходу этого акта почти непрерывно идет работа по разборке старого корабля, который был виден в пером акте. Невольно вспомнилась показанная в Вероне опера «Аида», для постановки которой А.Олле избрал концепцию строительства огромного солнечного телескопа. В «Летучем голландце», по воле режиссера, 13 докеров ведут деструкцию корабля: его высокая носовая часть постепенно разрезается на крупные фрагменты, их уносят и становятся видимыми многочисленные проходы, лестницы, коммуникации  разных уровней, на которых находятся рабочие; профессионально орудуя ломами и электропилами, они извергают мощные фонтаны огненных искр.

II акт: Сента (М.А.Хофманн) и Эрик (Т.Музек)

Третий акт является наиболее психологически сложным, драматически напряженным и визуально эффектным. Норвежские моряки шумно празднуют благополучное возвращение. Они зовут повеселиться команду голландского корабля, но там царят тьма и молчание. На песчаном берегу разворачиваются феноменально выстроенные массовые сены. Режиссер  интересно сопоставляет мужскую и женскую группы, искусно сплетает из них разнообразные и живописные композиции. При этом хористы не только превосходно поют, но и великолепно танцуют: пластичные и динамичные ансамбли впечатляют синхронной жестикуляцией и яркой экспрессией. Матросы Даланда надсмехаются над таинственным экипажем и пугают девушек рассказами о Летучем голландце.

III акт: народное празднеств

Внезапно на море начинается буря и с палубы призрачного корабля (это остов корабля, разрезанного во втором акте) доносится дикое пение, вызывая у всех жуткий ужас. Благодаря видеопроекциям, на сумрачной сцене появляются призраки погибших моряков. Они летают по всему сценическому пространству, а из нижней части корабельного остова медленно выходят, словно зомби, несколько голландских моряков. Эффект страшного всемирного апокалипсиса усиливают две зеркальные стены: их опускают с колосников поперек сцены, при этом они перекрывают пространство кулис, тем самым умножая видеоэффекты и придавая им трехмерное измерение. Все люди в ужасе разбегаются. На скалистом берегу Эрик, влюбленный в Сенту, пытается её отговорить от помолвки с Голландцем. Тот неожиданно появляется, и ему кажется, что в Сенте он не нашел вечной верности. Голландец открывает свою тайну и отправляется на вечные скитания. Сента тверда в решении спасти скитальца, которому поклялась в верности. Она бросается в море со скалы, своей смертью искупая грехи Голландца. Благодаря видеопроекциям, сцену покрывают бушующие волны: в их пучине исчезают моряки-зомби и Голландец, вслед на ними и Сента. На сценическом заднике появляются сверкающие блики света в толще воды. Чарующая картина переходит на заставку, медленно опускаемую на авансцену: в этом идиллическом мареве света и воды соединяются после смерти души влюбленных. Так красиво и романтично заканчивается спектакль, в котором соединилось несметное число удивительных  нюансов и находок.  

III акт: явление призраков погибших матросов

Спектакль исполняется необычайно возвышенно и драматично. Самых лучших комплиментов, прежде всего, заслуживает дивный хор Лионской оперы под управлением талантливого музыканта Алана Вудбриджа. Мощное, гармоничное, красочное и экспрессивное звучание хора, как мужского, так и женского, – одно из важнейших достоинств спектакля. Оркестр Лионской оперы под управлением Казуши Оно, постоянного дирижера театра с 2008 года, живо и контрастно интерпретирует оперную партитуру. Её прочтение впечатляет глубиной и широтой музыкального мышления дирижера и философского осмысления им сочинения Вагнера. Образ Голландца убедительно и проникновенно воплощает баритон Саймон Нил: он прекрасно играет и поет, пленяя красотой и силой голоса. Превосходно исполняет роль Сенты польское сопрано Магдалена Анна Хофманн. Она завораживает светлым экспрессивным голосом и высоким  артистическим мастерством. В исполнении Магдалены образ Сенты не только доминирует среди оперных персонажей, но и сверкает множеством ярких граней. Безупречно играет и поет немецкий баритон-бас Фальк Штрукманн, специалист по оперному наследию Вагнера. Мощный голос знаменитого певца звучит красочно и пластично в широком диапазоне регистров. Австрийский тенор Томислав Музек, к сожалению, не сумел найти вокальной и артистической гармонии в интерпретации роли охотника Эрика. Канадский тенор Люк Робер хорошо и свободно поет, а также живо и точно трактует образ рулевого корабля Даланда. Роли Мэри, кормилицы Сенты, успешно исполняет французское меццо-сопрано Ева-Мод Хюбо.
В заключении нужно сказать, что эта постановка «Летучего голландца» осуществлена благодаря творческому сотрудничеству Лионской оперы с оперными театрами Лилля, Брегена и Австралии. В Опере Лиля «Летучий голландец» появится в 2017 году. Не упустите счастливого случая увидеть гениальную сценическую версию романтического шедевра Вагнера!

 Crédit photos : Jean-Louis Fernandez