КОРОЛЬ И УБИЙЦА ПОД МАСКОЙ КЛОУНА
29/04/2014 – Виктор Игнатов

4-27 апреля – Teatro de la Zarzuela, Madrid

Впервые в истории музыкального искусства на сцене Мадридского театра Сарсуэла появились в одной программе оперетта П.Соросабаля «Черный клоун» и опера Р.Леонкавалло «Паяцы». В оригинальной постановке испанского режиссера Игнасио Гарсия два разных произведения органично дополнили друг-друга, впечатляя красотой и разнообразием костюмов. Важный вклад в успех спектаклей внесли хор театра и Мадридский городской оркестр под управлением итальянского дирижера Донато Рензетти, а также замечательные испанские солисты.

«Черный клоун» – сарсуэла Пабло Соросабаля

Популярный в Испании Teatro de la Zarzuela de Madrid был открыт 10 октября 1856 года. Этот красивый театр, рассчитанный на  1242 места, был создан специально для показа спектаклей, сочиненных в жанре сарсуэлы или оперетты. Сарсуэла – это испанский музыкально-драматический жанр, сочетающий вокальные выступления, разговорную речь и танцы. Наиболее полным, профессионально составленным описанием этого жанра является монография GuidedelaZarzuela, которую написал Пьер-Рене Серна, и которая в 2012 году вышла во французском издательстве Bleunuit éditeur.

Одним из наиболее плодовитых композиторов сарсуэлы является баск Пабло Соросабаль. Он родился 18 сентября 1897 года в Сан-Себастьяне (Испания), учился музыке в Мадриде, Лейпциге, Берлине. В Германии состоялось первое публичное выступление П.Соросабаля в качестве композитора и дирижера оркестра, исполнившего его «Испанское каприччио» (1922). После этого вся жизнь музыканта была связана со сценой и выступлениями. Он прославился и как композитор музыки для кинофильмов, но в большей степени был известен своими сарсуэлами, которые обрели популярность за пределами страны и ставились не в самых престижных столичных театрах. В 1931 году была показана его первая сарсуэла «Катюша», история которой разворачивается в России после революции.

 До 1952 года Соросабаль занимал пост музыкального директора Мадридского симфонического оркестра, который покинул, потому что ему не позволили дирижировать Седьмую симфонию Шостаковича. В последние годы жизни П.Соросабаль был одержим созданием масштабной оперы «Хуан Хозе», постановку которой ему так и не удалось увидеть. В 2009 году эта легендарная опера была исполнена в концертной версии в Сан-Себастьяне и Мадриде. Соросабаль скончался 26 декабря 1988 года в Мадриде. С его уходом окончилась последняя глава в славной истории романтической сарсуэлы. Творчество талантливого композитора вошло в сокровищницу испанского лирического жанра ХХ века, и оно не забыто. Музыка Саросабаля и сегодня звучит в концертных залах, записывается на диски.

Одна из наиболее популярных сарсуэл композитора «Черный клоун» была впервые показана 21 апреля 1942 года в Барселоне на сцене TeatroColiseum. Премьера нынешней сценической версии «Черного клоуна» состоялась в TeatroEspanol  в 2006 году. Трехактный спектакль с прологом рассказывает вневременную историю.

Пролог: Принцесса София и Графиня де Саратов приходят в парижский театр, где идет представление с участием Черного и Белого клоунов. Черный исполняет песню, от которой неожиданно взволнованная София падает в обморок.

 Первый акт разворачивается в роскошном отеле Парижа: София рассказывает Графине, почему её так глубоко тронула песня клоуна. Жених Принцессы, Даниэль, будучи наследником королевского престола, послал ей ноты и текст именно этой песни в качестве свадебного подарка. С тех пор он исчез, потому что в их стране, Орсонии, вспыхнули беспорядки. По этой же причине София была вынуждена уехать в Париж Принцесса никогда не видела Даниэля и решила, что он скрывается под маской клоуна. Поэтому она пригласила в отель Черного и Белого клоунов в надежде получить признание от своего жениха. Черный клоун не отрекается, потому что влюбился в Софию. Он играет роль Даниэля.

Второй акт разворачивается в Орсонии в королевском дворце. Черный клоун стал королем, Белый – премьер-министром. Черный клоун успешно правит страной, жизнь течет прекрасно. Все готовятся к свадьбе короля и Софии. Вдруг приезжает французский пианист по имени Карлос Дюпон и просит аудиенции с королем. Пианист рассказывает ему историю своей жизни. Будучи Принцем, он влюбился в девушку, но по политическим мотивам его решили женить на Софии. Поменяв имя, он женился на возлюбленной, теперь у него семья и двое детей. Пианист приехал в Орсонию из-за любопытства, чтобы посмотреть как клоун может управлять страной. В свою очередь, Черный клоун рассказывает свою историю. Он был сыном королевского ювелира, сделавшего доску, на которой были выгравированы ноты и текст песни, подаренной Софии.

Третий акт: действие происходит во дворце Орсонии. Черный клоун рассказывает Софии всю правду, что он не Даниэль. Она его прогоняет. Вооруженные повстанцы начинают штурм дворца. Чтобы спасти Софию от гибли, Черный и Белый клоуны разыгрывают цирковое представление перед повстанцами. Это позволяет Софии незаметно скрыться. Оба клоуна собираются к отъезду. Приходят Карлос Дюпон и София. Принцесса говорит, что влюблена в Черного клоуна, и он как настоящий король выходит на приветствия народа.  

Большой и сложный спектакль выстроен органично и оригинально. Представление идет без антракта и впечатляет театральностью, несмотря на сценический аскетизм. Увлекательное действие развивается на пустой сцене-вертушке, темное и слегка задымленное пространство которой раскрашивают цветные лучи прожекторов, создавая тем самым специфическую атмосферу циркового ревю. По ходу спектакля на сцену поочередно выкатывают семь высоких золоченых лож с красными бархатными драпировками, как бы создавая престижные интерьеры для именитой публики, так как в ряде сценических картин действие сарсуэлы разворачивается на манер «театра в театре», вернее «цирка в театре». И в создании этих мизансцен режиссер явно преуспел. Особенно интересно поставлены сцены, в которых принимают участие настоящие артисты цирка. Это, например, жонглеры, ловко манипулирующие тарелками, кинжалами и горящими факелами, или велосипедист на высоких ходулях, разъезжающий на причудливом велосипеде, или воздушная гимнастка, исполняющая сложные трюки на трапеции, а потом чудесным образом свободно парящая над сценой, как бы под куполом цирка, символом которого является висящее под колосниками большое декоративное кольцо, светящееся разноцветными огнями.

Важным достоинством спектакля являются сценические костюмы, которые изумительно придумали Пепе Корзо и Изабель Камара. До начала представления и после него публика могла ознакомиться с интересной экспозицией, развернутой в холле театра: в стеклянных витринах были размещены сценические костюмы главных героев спектакля, а также шла демонстрация видео-панорамы, которая широко и подробно представляла поистине титаническую работу по изготовлению огромной коллекции изумительно красивых костюмов. Действительно, сегодня в музыкальных театрах, даже очень в крупных, уже почти не ставят спектакли с таким обилием красивых и дорогих костюмов.

Сарсуэла «Черный клоун» – это феерический калейдоскоп необычайно ярких и причудливых костюмов. Главные персонажи, Черный и Белый клоуны, одеты не просто в черный и белый костюмы, а еще украшенные специально придуманными фигурными аппликациями – белыми на черном фоне и наоборот. Кроме того, по ходу спектакля Черный и Белый клоуны трижды меняют свои костюмы, оставаясь все-таки в черных и белых всегда элегантных одеждах и в соответствующих по цвету париках, похожих на скульптурные изваяния.

А в каких дивных нарядах появляется Принцесса София! Вначале она ослепляет в фиолетовом платье с красным боа, затем в вечерних платьях то цвета бирюзы, то изумрудов, то рубинов и всегда с рельефными золотыми узорами невиданной красоты. Костюмы 12-и цирковых персонажей – это экзотическая феерия. Можно было бы не только организовать театральную выставку, но и снять прекрасный фильм об этой великолепной коллекции сценических костюмов, а мне нужно было бы сочинить хвалебную оду в честь авторов этого театрального чуда! 

Хорошо поставленный спектакль развивается динамично, с интересным  использованием циркового реквизита. Например, Принцесса приезжает на игрушечном коне, а когда ей угрожает опасность, цирковые артисты её прячут в большую клетку для хищных зверей. Подобно цирковому ревю, увлекательное представление ведет суровый карлик с длинным хлыстом, одетый в красную с золотой окантовкой парадную форму. Кстати, он приезжает на цирковом автомобиле с ярко горящими фарами. Спектакль смотрится с интересом; он впечатляет музыкой и пением, и доставил бы еще большее наслаждение, если бы в нем было больше красивых танцев. 

Музыка сарсуэлы «Черный клоун» необычайно богата и разнообразна по жанрам и стилю: здесь переплетаются ритмический джаз и венгерские народные мотивы, лирические и танцевальные мелодии, грустные и веселые песни. Представление как бы напоминает шампур с чередованием красивых арий и дуэтов, между которыми звучат не менее интересные тексты.

Все участники спектакля замечательно играют и поют. Прежде всего блистают своим незаурядным актерским и вокальным мастерством исполнители Черного и Белого клоунов, соответственно, баритоны Фабьян Велоз и Рубен Аморетти. Второй артист пленяет красивым бархатным голосом, первый – искренностью и теплотой отточенного пения. Вокальная мощь и экспрессия певца неожиданно ярко проявилась, когда в момент страшного отчаяния Черного клоуна он вдруг страстно запел  знаменитое ариозо Тонио из оперы Леонкавалло «Паяцы»: «Смейся, Паяц, над разбитой любовью». Образ Принцессы изящно воплощает сопрано Мария Рей-Жоли, восхищая ярким, сильным голосом и вокальной техникой. Небольшая роль Карлоса Дюпона в проникновенном исполнении тенора Хавьера Галана произвела незабываемое впечатление: его дивная ария-исповедь тронула публику до слез и вызвала самые бурные овации по ходу спектакля.

«Паяцы» – опера  Руджеро Леонкавалло

Это двухактное произведение с прологом обычно идет без антракта и длится немногим боле одного часа. Поэтому в музыкальных театрах оперу «Паяцы» (1892) обычно дают вместе с одноактной оперой П.Масканьи «Сельская честь» (1890), жестокой кровавой мелодрамой, которая происходит в сицилийской деревне в день Святой Пасхи. Теперь опера «Паяцы», всемирно известное сочинение итальянского композитора, вошла в одну программу с популярной сарсуэлой испанца П.Соросабаля, и это произошло вовсе не случайно. В каждом из показанных музыкальных произведений есть ответ на общий и важный вопрос: кто скрывается за маской клоуна? и что испытывает человек, сбросив главный атрибут трагикомического маскарада? Создатели столь уникального театрального проекта сумели достойно и убедительно это показать. 

Для Леонкавалло образы бродячих музыкантов и актеров были хорошо знакомы из опыта личной жизни. Поэтому обращение композитора к миру артистической богемы получило в его творчестве реалистическое отражение и социальный ракурс. Опера «Паяцы» была написана в течение пяти месяцев на либретто, сочиненное композитором. Действие происходит в Калабрии (Италия) вблизи Монтальто 15 августа 1865 года в праздник Успения пресвятой Богородицы. В прологе комедиант Тонио, одетый в клоунский костюм, высоким слогом говорит о масках старинной комедии. Смысл его обращения к публике состоит в том, что и актеры – живые люди, обычно разыгрывающие события подлинной жизни. В первом акте народ, собравшийся на площади, ждет веселого спектакля, окружив повозку странствующих комедиантов. Хозяин  труппы, Канио, узнает об измене своей жены Недды. Ему сообщает это Тонио, отвергнутый ею поклонник. Взбешенный Канио жаждет мести и осуществляет кровавую расправу во втором акте. На подмостках, сколоченных у балагана, актеры в масках разыгрывают нехитрую комедию с участием Недды в роли Коломбины. Она принимает у себя Арлекина. Свидание влюбленных прерывается неожиданным возвращением супруга. Канио, играющий Паяца, вновь испытывает муки жестокой ревности и смертельно ранит Коломбину-Недду. Он убивает также её реального возлюбленного Силивио. Публика в ужасе! Тонио произносит последнюю фразу: «Комедия окончена»!

Опера поставлена оригинально и эффектно. Авторы сценографии, Хуан Санз и Мигель Анжель Косо, изумительно придумали решение для сценического воплощения пролога и двух актов. В прологе спектакля в небольшом проеме между двух полуоткрытых створок театрального занавеса на авансцену выезжает только передняя часть автофургона труппы бродячих комедиантов. Над его кабиной высится большое панно с портретами комедиантов и клоунов, окантованных разноцветными лампочками. Такое же живописное панно, но значительно большего размера, как рекламный щит, украшает фронтон Мадридского театра Сарсуэла. Находясь за рулем этого фургона, Тонио поет первую арию, отражающую основу концепции оперной драматургии.

Затем занавес закрывается и вскоре раскрывается. Теперь автофургон виден полностью, и стоит он вдоль пустой сцены, которую постепенно заполняют просто одетые люди. Среди собравшихся есть множество детей, которые своей забавной беготней создают впечатляющую живость. Режиссер убедительно и достоверно разворачивает психологически сложные и напряженные мизансцены, искусно используя огромный автофургон. Он является не только ключевым элементом, по своей значимости, в развитии оперной драматургии, но и необычайно живописной декорацией.

Стены фургона, выложенные из коротких красных досок, имеют двойное назначение. С одной стороны в них встроены 6 входных дверей в артистические ложи, вдоль которых устроен узкий проход с множеством небольших лесенок. Во втором акте фургон эффектно разворачивается и предстает другой стороной, стену которой быстро трансформируют в сценические подмостки. На них и разворачивается ярко оформленное представление «кукольной драмы». До её начала, по воле режиссера, скромно одетые крестьяне рассаживается по обе стороны от фургона прямо на сцене и лавках; богатые и знатные люди располагаются в трех золоченых ложах, которые были использованы в сарсуэле «Черный клоун». На крыше автофургона, сверкающего разноцветными лампочками, находятся комедианты и настоящие музыканты: они играют на гитаре, скрипке, флейте и мандолине. Важной особенностью новой сценической версии «Паяцев» является то, что в ней участвуют персонажи предыдущего представления «Черного клоуна». Теперь в труппе странствующих комедиантов можно увидеть уже знакомых артистов цирка. Это, например, суровый карлик с длинным хлыстом, ловкие жонглеры, таинственные факиры и забавные клоуны. Весьма примечательно, что все они одеты в те же самые сценические костюмы, что были использованы в сарсуэле «Черный клоун». Так, неожиданно, оригинально и сценически связано предстали вместе испанская сарсуэла и типично итальянская опера.

Главные роли в «Паяцах» исполнили те же самые артисты, что участвовали в представлении «Черного клоуна». Образ Тонио замечательно воплотил баритон Фабьян Велоз, сыгравший роль Черного клоуна. Роль комедиантки Недды проникновенно исполнила сопрано Мария Рей-Жоли, до этого  выступившая в роли Принцессы Софьи. Образ Канио проникновенно воплотил тенор Альберт Монцеррат, ослепляя силой и яркостью пронзительного голоса, правда, слишком форсируя на высоких нотах. В его исполнении знаменитое ариозо Канио, насыщенное патетикой глубокого душевного страдания,  вызвало шквал бурных оваций.

Большое впечатление произвел и хор театра. Хоровые сцены доставили истинное наслаждение. В успех спектаклей важный вклад внес также Мадридский городской оркестр под управлением итальянского дирижера Донато Рензетти. Правда, в сарсуэле «Черны клоун» оркестр звучал достаточно резко и грузно. В опере «Паяцы» дирижеру удалось достигнуть более органичного кантиленного звучания оркестра, но маэстро все-таки не сумел полноценно отразить психологическую глубину и оркестровую нюансировку поразительно эмоциональной партитуры Леонкавалло. Это замечание, однако, не принижает большую и важную работу дирижера с оркестром, которая в итоге позволила достойно представить в одной программе произведения двух разных жанров. В целом, представление в Мадридском театре Сарсуэла получилось интересным и впечатляющим. Это был большой, по-настоящему незабываемый спектакль, что сегодня случается довольно редко.

 

Crédit photos :  Teatro de la Zarzuela de Madrid