ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА В МОНПЕЛЬЕ : ПРЕМЬЕРА ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ ИЗРАИЛЬСКОГО СЕРИАЛА
17/07/2021 Виктор Игнатов
23 июня – 16 июля 2021, Festival Montpellier Danse.

В нынешнем, 41-м, сезоне фестиваля за 24 дня состоялось 136 мероприятий, в том числе 47 платных и 14 бесплатных представлений, 15 киносеансов, 16 пресс-конференций, 30 радио-программ. Свои произведения показали 32 мастера, включая 15 хореографов. Среди 18-и спектаклей фестиваля 10 – премьерных, из них 8 – постановки французских авторов (6 – руководители Национальных хореографических центров). Израильская компания L-E-V во главе с Шарон Эяль и Гаем Бехаром представила их новый спектакль «Глава 3: Жестокое путешествие сердца». Посвященный радости и грусти, он получил восторженный приём и стал ярким событием фестиваля. Магическая танцевальная феерия, созданная с феноменальной фантазией в авангардной эстетике, является частью хореографического сериала.

Почитатели современного танца с большим нетерпением ждали выступлений популярной израильской труппы L-E-V Dance Company, которую основали и возглавляют Шарон Эяль и Гай Бехар. Шарон родилась в 1971 году в Иерусалиме, училась в Академии музыки и балета имени Рубина в Иерусалиме и в студии «Бат-Дор» в Тель-Авиве. С 17-и лет танцевала в прославленной Batsheva Dance Company (1990-2008), была её соруководителем (2003-2004). В этой же труппе начала ставить свои пьесы, затем стала работать хореографом (2005-2012). С 2009 года Шарон создаёт произведения по заказу известных трупп Норвегии, США, Германии, Голландии и Швеции. В 2013 году Ш.Эяль вместе со своим давним коллегой и соавтором Г.Бехаром – ведущим израильским исполнителем альтернативной электронной музыки, основала танцевальную компанию L-E-V, которая успешно гастролирует по всему миру. Коллектив уже выступал на фестивале в Монпелье в 2016 и 2017 годы: были показаны потрясающие пьесы, соответственно, «OCD Love» и «Love Chapter 2». В 2019 году по приглашению Марии Грации Шиури, артистического директора Дома Dior, Ш.Эяль создала свой первый прерформанс для демонстрации весенне-летней коллекции. Удачный эксперимент такого сотрудничества будет продолжен в ходе подготовки дефиле коллекции Дома Dior – 2021. Постановки Эяль полны страсти, энергии и напряжения. Они завораживают яркостью инстинктивных движения и силой глубоких эмоций, уникальной хореографической лексикой и специфическим танцевальным стилем. В фантастическом мире танца Эяль царят пластическая гармония, причудливая фантазия и творческое вдохновение.

Шарон Эяль

Шарон Эяль

В нынешнем сезоне фестиваля был показан новый спектакль под названием «Chapter 3: The Brutal Journey of the Heart» («Глава 3: Жестокое путешествие сердца»). Представление открывает загадочное шествие танцовщиков, которые отрешённо раскачиваются под ритмы нео-тропической музыки (автор Ори Лиштик). Гипнотическое видение увлекает зрителей в удивительное путешествие, в котором созерцание и умиротворение неожиданно сменяются буйством и диссонансом. Эяль великолепно владеет искусством контраста, сменой тона и строя, темпа и ритма, вызывающей у зрителей сладостный и пьянящий адреналин. Спектакль исполняют 9 артистов в сценических костюмах Марии Грации Шиури. Согласно замысла хореографа, она нарисовала на облегающих комбинезонах исполнителей большое красное сердце, биение которого нарастает по ходу представления. Затейливо сплетённое из дуэтов и ансамблей, оно неспешно развивается и его напряжение возрастает. По ходу магического путешествия танцевальные картины сказочно оживают благодаря красивому освещению Алона Коэна. Хореографическое действие выстроено с богатой фантазией и проистекает необычайно интересно, захватывая зрителей оригинальной трактовкой театральной композиции, в которой разбиваются «живые сердца». Спектакль «Глава 3: Жестокое путешествие сердца» – это танец для излечивания ран, а также вояж для выражения чувства. На фестивале в Монпелье постановка была показана 4 раза в театре Опера Комедии.

Рассказывает Шарон Эяль.

Чтобы полнее и глубже понять суть и смысл нового спектакля приведём несколько фрагментов из интервью Ш.Эяль, которое она дала Майвен Ребур 26 марта этого года.
– М.Р. : «OCD Love», «Love Chapter 2», «Chapter 3: The Brutal Journey of the Heart». Это трилогия или начальные эпизоды первого сезона хореографической серии?
– Ш.Э. : Названные произведения являются как бы ломтиками хлеба, который никогда не заканчивается. Можно взять один ломтик хлеба, но он неизменно будет принадлежать тому же самому караваю. Всегда есть другая часть, которая остаётся одновременно единой и разрозненной. Вы можете экспериментировать с ней в одиночку или вместе с другими частями. Всегда есть выбор.
– М.Р. : Вы часто говорите о сумрачном характере ваших пьес, но, когда их видишь, ощущается праздничность. Используете ли Вы свою работу, чтобы трансформировать негатив в позитив?
– Ш.Э. : Я человек не философский. Я выражаю свою внутреннюю сущность и остаюсь внимательной к своим ощущениям. Последнее произведение создано на основе очень грустных чувств, но не только. Для меня это ансамбль эмоций. Это похоже на то, что, когда ты много плачешь, тебе хочется смеяться, или когда ты много смеёшься, тебе хочется плакать. Речь идёт о противоположных чувствах.
– М.Р. : Для вашего последнего спектакля сценические костюмы сделала Мария Грация Шиури. Как возникло сотрудничество с Домом Dior?
– Ш.Э. : Сотрудничество началось несколько лет тому назад. Я люблю Марию Грацию и чувствую связь с ней. Она – великий вдохновитель и в то же время друг, который даёт мне много свободы. Для меня костюм – это движение. Мария Грация старалась быть ближе к атмосфере слов, которые я использовала, чтобы рассказать о танце. Слова изображают путешествие любви, идею жестокого путешествия чувств. Каждый комбинезон (сценический костюм) говорит о состоянии сердца – желание, любовь, разбитое сердце, усохшее сердце…Каждому комбинезону мы добавили природный элемент – воду, землю, цветы…
М.Р. : Что приносит танец моде и мода танцу?
Ш.Э. : Когда есть сотрудничество между различными видами искусства, возникает волшебство. Моя связь с Марией Грацией и её манерой творчества создаёт новые и захватывающие элементы».
Для лучшего понимания содержания последнего произведения процитируем ключевые слова Эяль, которые она включила в «предисловие» к спектаклю, и которым она следовала при его постановке: «Момент. Тишина. Сухость. Пустота. Страх. Целостность. Конспирация. Желание. Чернота. Луна. Вода. Угол. Запах. Демон. Пробел. Холодность. Глаз. Интенсивность. Импульс. Складка. Тайник. Цвет. Чтиво. Соль. Громада. Сторона. Швы. Любовь. Точка». Смотрите видео-интервью:

Краткий обзор первых двух глав сериала.

Спектакль «Жестокое путешествие сердца» является третьей главой хореографического сериала, начатого в 2015 году показом опуса «OCD Love», за создание которого Ш.Эяль и Г.Бехар получили Grande Prix Профессиональной ассоциации французской критики. Название «OCD Love» отсылает нас к обсессивно-компульсивному расстройству (по-английски – OCD), при котором человек охвачен навязчивыми и раздражающими мыслями. Чтобы избавиться от них, он подсознательно вынужден выполнять повторяющиеся действия. Эти иррациональные болезненные мысли, лежащие в области фантастичного, стали основной темой и танцевальной сутью 55-минутного спектакля «OCD Love» и последующих двух постановок.
Одарённая редкостным талантом и феноменальной фантазией, Эяль вдохновенно выстроила диковинный и захватывающий мир пластического сюрреализма, в котором органично обитают странные существа с искалеченной психикой и физиологией. Хореографическая стилистика и танцевальная лексика Эяль, основу которых составляют искривленные линии и экспрессивные жесты, а также изломанные движения и деформированные развороты, получают здесь необычно мощное развитие и формируют пронзительно сильное театрально-пластическое действо. Частично оно насыщено техникой и эстетикой «Гага» Охада Нахарина, но всецело отражает яркую личность Эяль, которая в поиске духовного умиротворения обращается к обрядам и ритуалам. Под воздействием внутренних и внешних трансформаций человеческое тело здесь находится в состоянии непрерывных и причудливых метаморфоз, превращаясь в плотный сгусток гипнотической силы.
Рассказывая о своем творческом замысле при постановке «OCD Love», Эяль, в частности, сказала: «В этой работе я всё вижу очень тёмным. И в тенях ты танцуешь со своей тенью». Энергетически взвинченный, грозный спектакль составляют психологически напряженные картины, в которых предстают загадочные взаимоотношения между странными существами неведомого и удивительного мира. Хореографическое действие органично разворачивается под зловещее клокотание ритмично пульсирующей музыки Ори Лихтика, исполняемой по ходу представления.
55-минутный спектакль «Love Chapter 2» является продолжением опуса «OCD Love», но никакой любовной лирики здесь также нет. Исполнители не сливаются в гармоничных дуэтах, а синхронно движутся в группе, сплетая затейливые композиции с «выкрученными» руками и бедрами. Рассказывая о постановке «Love Chapter 2», Эяль, в частности, сказала: «Речь идет о холодности, о связи и отсутствии связи, одиночестве и печали. Физические процессы, созданные эмоциями, ведут нас на разные уровни размышлений и чувств. Это грустно и радостно, радостно и грустно. Это жизнь экстремальная. Речь идет о непрерывных потерях чего-то». Искусно созданное произведение завораживает своим внутренним магнетизмом и предельной преданностью ему всех персонажей. Каждый из них находится во власти таинственного магнетизма, который является животворной основой и духовного единения группы. Охваченная гипнотическими путами магнетизма, она постоянно находится в отрешенном состоянии и сосредоточенно движется в полной изоляции от внешнего мира, испытывая при этом пластические метаморфозы в полном соответствии со звуковой ритмикой, которая является как бы наркотическим стимулом. «Используя танцоров как живые модели, их пульсирующую энергию и пластику в стиле живых мертвецов, Эяль добивается удивительной чувствительности от маниакальных роботов». Спектакль, как и предыдущий, исполняют 6 артистов. Их филигранное мастерство вызывает восхищение и заслуживает восхваления. Исполнители феноменально управляют своими телами и танцуют с идеальной четкостью, демонстрируя глубокое понимание концептуальной сути постановки, а также идеальное владения стилем Эяль. Великолепные артисты труппы L-E-V танцуют обе постановки Эяль – «OCD Love» и «Love Chapter 2», с такой сокрушительной мощью, что останавливают дыхание в зрительном зале. Их всемогущие натренированные тела, их художественная и человеческая зрелость составляют разительный контраст всем прочим танцевальным компаниям.

Особенности и достоинства «Жестокого путешествия сердца».

Как и в предыдущих главах сериала, представление идёт на сумрачной, задымлённой сцене с наплывами монохромного жёлтого или белого, порой красного освещения. Его интенсивность и окраска периодически меняются, формируя сценическую атмосферу, соответствующую эмоциональному настрою звучащей музыки. Фонограмма, составленная, как и раньше, Лиштиком, существенно отличается от звукового оформления предыдущих глав. Полностью соответствуя пульсирующей лексике танца, фонограмма в своей основе сохранила ярко выраженную ритмику, но теперь её формирует не абстрактные звуковые композиции, а лирические песни, экзотические мелодии и джазовые вариации, которые позволяют выразить широкий спектр чувств и настроений, понятий и образов, составляющих концептуальный замысел хореографа.
shar4В унисон звуковой фонограммы на сцене неспешно разворачивается гипнотическое театрально-танцевальное действо, созданное с феноменальной фантазией и творческим вдохновением. Сценическая эстетика спектакля и хореографическое мышление Эяль поражают пластической спецификой, музыкальной кантиленой и чувственной магией. Фантастическое видение удивительных метаморфоз, искусно созданное талантливыми постановщиками, увлекает зрителей в загадочный мир, в котором непрерывно и одержимо движутся 9 странных существ. Бесполые персонажи, похожие на инопланетян с обликом гуманоидов, предстают в облегающих розовых комбинезонах, изящный орнамент которых украшает на груди красное сердце. Именно оно и является путеводной звездой «Жестокого путешествия сердца», инициатором которого становится оригинальное соло. Выйдя на авансцену, танцовщик демонстрирует страстную ритмику грудного торса, выражая пылкое биение живого сердца и тем самым воспламеняя замершую в оцепенении стаю существ с восхищением созерцающих чудодейственное соло. Захваченные его мощным магнетизмом, все участники танцевального действа увлеченно отправляются в удивительное путешествие, в котором всё плавно трансформируется согласно смене музыкальной ритмики. Здесь всё насыщенно гипнотической тайной и взаимосвязано необычайно органично.

shar5Под многоликое звуковое сопровождение группа существ движется то организованно, то хаотически. При этом она то распадается, то собирается, периодически составляя оригинальные композиции, которые пленяют мягкой жестикуляцией в гармонии с музыкальными ритмами. Как бы увлеченные таинственным обрядом или коллективной медитацией, существа синхронно пульсируют, ритмика которой создаёт иллюзию биения живых сердец. Хрупкие, стройные тела завораживают экспрессивной пластикой и причудливой лексикой танца, которую гениально придумала Эяль. Основу лексики составляют непрерывные ритмичные повторы изящных и чувственных линий, что напоминает звуковую специфику музыкального стиля Филипа Гласа – современного американского композитора, автора ряда талантливых произведений. Широкая палитра танцевальной лексики включает множество всевозможных изгибов и выворотов, которые спонтанно исполняются при монохромном переступании на полу-пальцах, инкрустированном сериями лёгких прыжков и подскоков. Важная составляющая танцевальной лексики – феерия текучих и музыкальных жестов, которые являются главным средством выражения эмоционального состояния как отельных персонажей, так и всей группы. Чаруя одухотворенными жестами, широкие взмахи которых порой воспринимаются как молитвенные обращения к неведомым богам, персонажи плавно переступают на полу-пальцах и формируют синхронные ансамбли. Они живописно растекаются по всей сцене и эффектно исполняют ритмичные раскачивания тел с каскадами диковинных жестов.

Солирует Гон Биран.

Солирует Гон Биран.

Отрешенно двигаясь, группа периодически выстраивается в линии, поперёк или вдоль сцены, но всегда остается цельной и взаимосвязанной какими-то таинственными узами. С изменением характера звуковой ритмики происходит трансформация лексики и манеры движений. Под светлые мелодичные звуки мерные раскачивания тел с пульсирующей жестикуляцией приобретают свободу и воздушность, что придаёт существам пленительную хрупкость и грациозность. Несмотря на ансамблевую синхронность, объединяющую и украшающую стаю, в ней часто возникают отдельные соло или дуэты. Чаруя изяществом затейливых вариаций, они предстают как монологи или диалоги, которые инициируют появление серий оригинальных номеров, всегда органично связанных с непрерывным движением группы. В дуэтах артисты танцуют друг для друга, чтобы очаровать своего партнёра. Среди исполнителей сольных вариаций потрясающее впечатление производит 30-летний израильский танцовщик Гон Биран, рожденный для интерпретации именно специфического стиля Эйяль. Артист невысокого роста с необычайно гибким и экспрессивным телом пленяет чувственной пластикой и фантастической выворотностью мягких рук и ног. Он восхищает высочайшей танцевальной техникой и предельной отдачей своей плоти сценическому действу. Феноменальный танцовщик многократно исполняет сольные номера, и они становятся центром разных ансамблей.
Время от времени загадочные существа формирует плотные группы, в которых создают ажурные инсталляции и демонстрируют пластические композиции. Периодически артисты замирают в скульптурных позах с призрачными жестами, причудливые линии которых придают таким видениям изысканную утонченность. Фантастические картины предстают под экзотическую музыку, что наполняет их мистической тайной. Живые инсталляции непрерывно трансформируются, завораживая красотой и магией метаморфоз. Особенно сильное впечатление производят изящные композиции, в которых артисты не только синхронно движутся, но и оригинально сплетаются в единый организм, пленяющий феерией воздушных и текучих жестов. По великолепию и разнообразию поз и жестов такие композиции напоминают живописные клумбы цветов. Порой здесь возникают интересные дуэты, в которых артисты блистательно исполняют танцевальные новации, в частности, эффектные вращения с поддержкой партнера, парящего над сценой в оригинальных позах. Словно протуберанцы, дуэты спонтанно возникают и своим удивительным танцем притягивают к себе других участников композиций. Под дивные звуки ностальгического вокализа в группе одухотворенно проистекают замысловатые метаморфозы. Многочисленные танцевальные картины, отражающие разные настроения и эмоции, предстают на редкость органично, хотя и происходит смена как звукового, так и светового колорита согласно развития драматургии. Несмотря на музыкальное и хореографическое разнообразие на сцене царят гармония танцевальной пластики, идиллия духовного и эмоционального братства группы, единство её помыслов и устремлений.

shar3Великолепно выстроенное представление длится один час и завершается под прекрасную песню: звучат очаровательная мелодия и голос певца с красивым бархатным тембром, что всецело отражается в хореографии и танце. В сценическом квадрате света расцветает лирический дуэт с участием грациозных танцовщиц; к ним присоединяется солирующий Гон Биран, и возникает изумительное трио. Синхронно пульсируя и музыкально жестикулируя, артисты искренне наслаждаются мягкой ритмикой и нежной мелодикой песни, пленяя духовной и пластической красотой звуков и движений. Столь дивное прославление любви и жизни является финальным аккордом «Жестокого путешествия сердца», но очень хочется, чтобы это сладостное видение длилось вечно! Однако театральный занавес медленно опускается, и танцевальное чудо исчезает…
Короткую паузу магической тишины взорвали бурные овации. Восторженные зрители, стоя, приветствовали артистов труппы L-E-V, которые превосходно исполнили спектакль и блистательно продемонстрировали как своё танцевальное мастерство, так и филигранное владение авангардным стилем Шарон Эяль. «Жестокое путешествие сердца» – одно из лучших её творений. В этой пьесе она полноценно выразила богатую театральную фантазию и особое хореографическое мышление, наркотическую эстетику и специфику стиля, а также новаторскую танцевальную лексику и своеобразие концептуальной драматургии. Браво! Браво! Браво!

Crédits photos: Stefan-Dotter, Montpellier Danse