ЧАРУЮЩАЯ ФЕЕРИЯ ДИВНОЙ МУЗЫКИ И ПРЕКРАСНЫХ ВИН – ПАНОРАМА ФЕСТИВАЛЯ В ГРАВЕ
19/08/2021 Виктор Игнатов
16 – 29 июля 2021, Жиронда, Франция.

Живописный район Грав (возле города Бордо) славится великолепными винами и Международными музыкальными встречами. Они ежегодно проходят в Жиронде в рамках Академии и Фестиваля, почётными президентами которых являются легендарный Мстислав Ростропович и знаменитый Максим Венгеров. Фестиваль под руководством известных скрипачей Захария и Макса Зориных получил большую популярность благодаря мастерству его участников. Вечера проходят в престижных шато, где публика наслаждается прекрасной музыкой и местными винами. Нынешний сезон включал 6 концертов-дегустаций. В исполнении 20-и музыкантов прозвучали сочинения великих композиторов – от Моцарта до Чайковского, а также русские народные мелодии и программа аргентинского танго в честь 100-летия А.Пьяццоллы.

Франция издавна славится многими видами искусства. Среди них особенно популярны музыка и виноделие. Именно эти важные сферы французской культуры и составляют суть и содержание манифестации Международные музыкальные встречи в Граве, ежегодно проходящей в живописном районе виноделия возле Бордо. Манифестацию, включающую Фестиваль и Академию, основал и возглавляет выдающийся скрипач Захария Зорин. Фестиваль проходит под художественным руководством Макса и Захария Зориных, сына и отца, а также при активном участии Зои Зориной, директрисы Академии. Особенность и достоинство Фестиваля состоят в том, что все его вечера являются тематическими, колорит и характер которых позволяет выстроить многоликую и красочную мозаику камерной музыки.
В этом году, несмотря на многочисленные трудности, связанные с эпидемией коронавируса, устроители Фестиваля, которыми являются Association KINOR DAVID, её президент Соня Бекер и координатор Вольга Вороновская, сумели великолепно организовать 6 вечеров. Музыкальные концерты с последующей дегустацией вин проходили в четырёх шато и двух усадьбах виноделия Грава и Сотерна. В концертах приняли участие 20 музыкантов ряда стран. Выпускники разных школ, объединённые высоким исполнительским мастерством и страстной любовью к музыкальному искусству, приехали на Фестиваль, чтобы поделиться с публикой своими творческими свершениями и подарить слушателям интересные интерпретации богатой программы. Нынешний, 21-й, сезон представил широкую панораму сочинений композиторов семи стран – Австрии, Аргентины, Венгрии, Германии, Испании, России и Чехии. Прозвучали произведения 26-и авторов – от В.А.Моцарта и Ф.Шуберта, П.Сарасате и А.Пьяццоллы до П.И.Чайковского и А.Дворжака. Несмотря на разнообразие и специфику исполняемых программ, их объединял вдохновенный порыв музыкантов и восторженный прием слушателей. Нужно сказать, что два десятилетия Фестиваль приобрёл свою преданную публику, которая каждый год с энтузиазмом собирается вместе на концертно-дегустационных вечерах. Это меломаны Грава, а также многочисленные почитатели музыки из Бордо и близлежащих районов.

«ТАНГО – СТРАСТЬ»

Моё знакомство с Фестивалем состоялось в ходе его двух последних вечеров. 28 июля концерт и дегустация проходили в Доме вина Грава в Подансаке. Мне посчастливилось присутствовать на тематическом концерте под названием «Танго – страсть». Вечер проходил в большом уютном зале, в котором старинные балки свода и красная подсветка стен у сцены создавали интимную атмосферу, столь важную для искусства танго. Исполненная программа была посвящена «Аргентинскому танго» и его гениальному просветителю Астору Пьяццолла, которому Фестиваль оказывал музыкальные почести в год 100-летия со дня его рождения. В связи с этим нужно выразить глубокую благодарность художественным руководителям Фестиваля за включение в его панораму столь значимого мемориального концерта, для которого была составлена разнообразная и увлекательная программа.

Астор Пьяццолла (1921-1992).

Астор Пьяццолла (1921-1992).

«Аргентинское танго» – это танцевально-музыкальный жанр, родившийся в конце XIX века в Буэнос-Айресе, затем вошедший в моду в Европе и Америке. Безумно влюбленный в «Аргентинское танго», я дважды побывал в Буэнос-Айресе – столице этого искрометного и пьянящего искусства, где не только наслаждался его волшебством, но и познавал его удивительную историю, изумительные нюансы и чудесные аспекты, о которых можно рассказывать бесконечно. Всемирная слава «Аргентинского танго» связана с обширным творчеством Астора Пьяццоллы. Великий композитор родился 11 марта 1921 года в Мар-дель-Плата, в 400-х километрах к югу от Буэнос-Айреса, а умер 4 июля 1992 года в столице Аргентины. В возрасте трёх лет он уехал с родителями в Нью-Йорк. Его отец увлекался танго, коллекционировал пластинки с записью сочинений Карлоса Гарделя (1890-1935) – легендарного певца и композитора танго, увековеченного в летописи ЮНЕСКО «Память мира». Когда Астру исполнилось 8 лет, отец подарил ему бандонеон, но мальчик больше интересовался джазом и классической музыкой. В 1936 году семья Пьяццоллы вернулась в Мар-дель-Плата. Через два года Астор решил стать профессиональным бандонеонистом и начал заниматься у Хиностеры в Буэнос-Айресе. В то время в столице Аргентины и по всей стране выступали тысячи танго-оркестров. У каждого из них был свой стиль – все играли одни и те же произведения, но в разных аранжировках. Пьяццолла начал писать аранжировки, затем сочинял танго, но всё-таки хотел стать классическим композитором. В 1954 году он отправился в Париж, чтобы учиться у Нади Буланже, знаменитого педагога композиции. Именно благодаря ей он открыл для себя модную в то время тенденцию: использовать популярную музыку как неисчерпаемый источник идей, обогащая её современным языком композиции. Следуя этой заповеди, Астор более тридцати лет создавал оригинальные произведения, включавшие танго и джаз в классической музыкальной структуре. Пьяццолла сочинил многочисленные танго для различных камерных ансамблей и для оркестра, стал автором ряда крупных партитур, насыщенных аргентинскими танцевальными ритмами. Среди такого рода композиций наиболее популярен Концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра (1985).
Бандонеон – это разновидность кнопочного аккордеона или концертины. Специфический инструмент с необычайно интимным и нежным звучанием иногда используется в музыке некоторых серьёзных композиторов, в том числе авангардного направления, но, главным образом, он является душой и сердцем оркестра танго. В таком оркестре обычно объединены два бандонеона, две скрипки, контрабас и фортепиано. На Фестивале концертную программу «Танго – страсть» исполнял ансамбль, включавший две скрипки, контрабас, альт, виолончель и фортепиано. На этих инструментах играли, соответственно, Нина Мийе, Натан Тишин, Эстер Брайер, Сесилия Беркович, Жоэлла Бекер и Венсен Бальс. Несмотря на отсутствие бандонеона – главного «певца танго», музыканты замечательно исполнили большую программу, состоящую из двух тематических частей. Первая часть, посвящённая «Аргентинскому танго», включала 7 сочинений шести авторов: «El Dia que me quieras» и «Por una Cabeza» К.Гарделя; «La casita de mis viejos» Ж.Кобиана; «Recuerdo» О.Пуглиезе; «Milonga de mis amores» П.Лауренза; «El Choclo» А.Виллольдо; «La comparsita» М.Родригеза. Вторая часть содержала 9 комопзиций А.Пьяццоллы – «Milonga sin Palabras», «Fuga e misterio», «Esqualo», «Kicho», «Tanti Anni Prima» («Ave Maria»), «Adios Nonino», «Muerte del Angel», «Oblivion», «Libertango». Многоликая программа, включавшая 16 произведений семи композиторов, предстала великолепно, но, к сожалению, мозаично. Видимо, стремясь к музыкальному разнообразию, сочинения Пьяццоллы прозвучали не единым блоком, а в сочетании с пьесами других композиторов. При такой манере исполнения программы слушателям было достаточно трудно ощутить композиционную специфику, творческий стиль и новаторство Пьяццоллы.

Секстет (слева-направо): В.Бальс, Н.Мийе, Н.Тишин, Э.Брайер, С.Беркович, Ж.Бекер.

Секстет (слева-направо): В.Бальс, Н.Мийе, Н.Тишин, Э.Брайер, С.Беркович, Ж.Бекер.

В переполненном зале Дома вина музыканты расположились на фоне большого арочного окна, а в нём публике приветливо улыбалось голубое небо, припудренное пушистыми хлопьями золотистых облаков, которые причудливо искрились в лучах заходящего солнца. Лучшего аккомпанемента для вечера «Аргентинского танго» придумать невозможно. Концерт проходил необычайно интересно и доверительно благодаря прежде всего мастерству и таланту его ведущего: Венсен Бальс не только увлеченно рассказывал об исполняемых произведениях, но и превосходно играл на фортепиано, демонстрируя одновременно свою музыкальную эрудицию и пианистическую технику. Ученик Зои Зориной родился в Бордо, получил музыкальное образование в Консерваториях Бордо и Парижа, Академии La Ciagiana Сиены и Джульярдской школе Нью-Йорка, солировал с Филармоническим оркестром Луизианы и получил там высокую награду. Пианист выступал в гастрольном турне по США и в разных городах мира. Сейчас Венсен является музыкальным руководителем Камерного оркестра Лиона, художественным руководителем культурных проектов в Лионском университете им. Жана Мулена, где успешно преподает, как и в CNSM Лиона.
После вступительного слова Сони Бекер вспыхнула дивная музыка танго «El Dia que me quieras», пленяя чувственной мелодией в изящной аранжировке. Ансамбль сразу же захватил внимание слушателей пылкой интерпретацией сочинения Гарделя. Музыканты играли увлеченно и взволнованно, на хороших темпах и с явным наслаждением. Страстно и зажигательно предстала «Fuga e misterio» – часть композиции, которую Пьяццолла сочинил для своей небольшой оперы «Мария из Буэнос-Айреса», впервые показанной там в 1968 году. Танго Лауренза «Milonga de mis amores» в исполнении секстета прозвучала настолько экспрессивно и обольстительно, что хотелось не только слушать, но и танцевать. Очаровательное и очень ритмичное танго Гарделя «Por una Cabeza» восхищало нежной мелодией, звуковой гармонией и богатством красок. Танго Пьяццолы «Esqualo» было исполнено азартно и виртуозно.

Играют Эстер Брайер и Венсен Бальс.

Играют Эстер Брайер и Венсен Бальс.

По ходу концертной программы предстали композиции Пьяццолы, в которых своё мастерство наиболее ярко продемонстрировали три очаровательные исполнительницы – Эстер Брайер (контрабас), Нина Мийе (скрипка) и Жоэлла Бекер (виолончель). Вместе с ними играл пианист Венсен Бальса. Вначале прозвучала потрясающая пьеса «Kicho», написанная для контрабаса и фортепиано. Пьяццолла её посвятил своему другу-контрабасисту Кишо Диазу, с которым часто выступал. Оригинальная композиция разворачивается неспешно и гипнотически, словно лирический танцевальный дуэт, в котором поочередно воспевают свои мелодические темы то контрабас, то фортепиано. Каждый инструмент эффектно проявляет в своих джазовых вариациях характерную для него тембровую окраску, что позволяет слушателям сопоставить и всецело насладиться красотой и богатством звуковой палитры как контрабаса, так и фортепиано. Тёплые звуки контрабаса чаровали слушателей не только магической ритмикой, но и задушевной мелодикой. Феерия доверительных музыкальных откровениях – заслуга обоих участников дуэта и прежде всего Эстер Брайер, вдохновенно и виртуозно исполнившей партию контрабаса.

Играют Нина Мийе и Венсен Бальс.

Играют Нина Мийе и Венсен Бальс.

В изысканной интерпретации Нины Мийе и Венсена Бальса – музыкального и супружеского дуэта, обворожительно прозвучала композиция Пьяццолы «Tanti Anni Prima» («Ave Maria»). Божественно красивая мелодия струилась возвышенно и одухотворённо. В дивных звуках скрипи ощущалось живое и вечное дыхание Пьяццоллы. Нина играла так трогательно и проникновенно, что в зале воцарила абсолютная тишина – казалось, что пролетел ангел. Светлая тема христианской молитвы засветилась новыми музыкальными красками, когда она зазвучала в интерпретации фортепиано. Пианист, казалось, не только играл, но и излучал волшебные звуки. Дуэт скрипки и фортепиано чаровал гармонией воздушных и нежных звуков, многообразием изящных и затейливых вариаций, сочиненных вдохновенно и деликатно. Музыканты продемонстрировала свое высокое мастерство и доставили слушателям редкостное наслаждение.

Играют Венсен Бальс, Нина Мийе и Жоэлла Бекер.

Играют Венсен Бальс, Нина Мийе и Жоэлла Бекер.

Незабываемое впечатление произвела композиция «Adios Nonino», которую композитор посвятил памяти своего отца – Винсента «Нонино» Пьяццоллы. Через несколько дней после его смерти в октябре 1959 года Астор, находясь в Нью-Йорке, сочинил эту пьесу всего за 30 минут. «Это была очень грустная, ужасно грустная мелодия» – написал Даниэль Пьяццолла, сын композитора, когда услышал «как папа её играет на бандонеоне». Пропитанная депрессией и меланхолией композиция стала символом аргентинской диаспоры. «Adios Nonino» является одной из самых известных и популярных пьес Пьяццоллы. Она многократно записана в разных аранжировках и с различными инструментами. На мемориальном вечере её исполнили Нина Мийе (скрипка), Жоэлла Бекер (виолончель) и Венсен Бальс (фортепиано). В трио уверенно и трепетно стартовала Жоэлла: бархатные звуки её взволнованной виолончели рождали дивную мелодию, которую вскоре дополнило задушевное пение скрипки. Возник прекрасный дуэт, и он в свою очередь подарил мелодическую тему лучезарному фортепиано. Ностальгическая тема струилась возвышенно и обворожительно. Изумительно красивые звуки причудливо переливались в неспешном потоке скорбной мелодии, украшенной изящной орнаментовкой. После динамичного пассажа трио инструментов вновь слилось в грустной теме, вдохновенно воспевая гармонию жизни и боль утраты.
Эффектно и красиво прозвучали знаменитые танго «El Choclo» Виллольдо и «La comparsita» Родригеза. Первое танго сверкало музыкальными красками настолько ярко и зажигательно, что кто-то из публики не смог усидеть в зале, и возле сцены появился танцевальный дуэт. Сладостно плененные дивной мелодией и магическим ритмом, партнеры старательно проделывали замысловатые па, доставляя удовольствие не только себе, но и зрителям. Инициатором столь приятного сюрприза был скрипач Натан Тишин, который обворожительно играл главную тему этой чудесной композиции. Нельзя не рассказать историю её рождения и покорения мира. «El Choclo» – это самое первое «Аргентинское танго», которое получило известность за пределами Аргентины и разошлось по всему миру, став одной из самых популярных мелодий в истории музыки. Автор «El Choclo» – Анхель Виллольдо, работал музыкантом в ресторане «El Americano» в Буэнос-Айресе и совершил настоящую революцию в мире танго. Он первым из аргентинских композиторов-самоучек записал сочиненное им танго на ноты, что позволило его мелодии звучать повсюду единообразно. Создатель первого в мире «задокументированного» танго почитается аргентинцами как «отец танго». «El Choclo» впервые прозвучало в ресторане «El Americano» в 1903 году, а через два года появились ноты. Мировую известность «El Choclo» обрело после издания пластинок в Париже в 1910 году. Годом позже модное танго попало в Россию и вызвало такой фурор и сенсацию, что молодёжи было запрещено посещать танцклассы, где преподавался этот «неприличный» танец. Нужно сказать, что Виллольдо сочинил это танго в честь одного из самых злобных и свирепых криминальных авторитетов Буэнос-Айреса по кличке El Choclo. Он контролировал районы, где находились публичные дома, и собирал дань со всех сутенеров. В России широко известны песенные варианты танго «El Choclo» – «В далёкой солнечной и знойной Аргентине» и «На Дерибасовской открылася пивная». Гениальная интерпретация испанского певца Хулио Иглесиаса обессмертила «El Choclo».
Программу завершала одна из самых популярных Концертных сюит Пьяццоллы – «Трилогия Ангела». Она была создана в 1965 году с использованием музыки, сочиненной для театральной пьесы А.Р.Муньоса «Танго Ангела» (1962), В концерте прозвучала вторая часть трилогии – «Muerte del Angel» («Смерть Ангела»), в которой композитор раздвигает границы традиционного танго. Это фуга из трёх частей, поддерживаемая энергичной басовой партией. Ритмы и аккорды здесь необычайно жесткие и бескомпромиссные, что связано с драматургическим содержанием: на Ангела нападают и, хотя он защищается, его убивают в драге на ножах. В динамичной интерпретации фестивального секстета «Смерть Ангела» предстала красочно и страстно с красивым звучанием мелодичных партий виолончели и фортепиано. Музыканты играли блистательно и с таким задором, что аплодисментам публики, казалось, не будет конца. И ансамбль исполнил на бис одно из самых популярных танго Пьяццоллы «Oblivion» («Забвение»), за сочинение которого композитор был номинирован на Grammy Awards (1992). Венсен Бальс теперь солировал на духовом инструменте с клавиатурой фортепиано. Небольшая композиция, насыщенная ностальгией и меланхолией, пленяла грустной мелодией забвения: она плавно и проникновенно струилась из «духового фортепиано» под мягкое и трепетное сопровождение струнного квинтета. Финал был необычайно волнительный, но печальный. Чтобы не заканчивать своё выступление на таком миноре музыканты охотно и блистательно сыграли на бис знаменитую композицию Пьяццоллы «Libertango», сочиненную в стиле нового танго. Чудесная музыка в искусной аранжировке восхищала красотой и ритмикой мелодических тем в изящной интерпретации фортепиано. Постепенно звуковой и эмоциональный накал нарастал: началось непрерывное и пленительное crescendo – усиление динамики и ускорение темпа. В финале все музыканты пылали в музыкальном экстазе, а в апогее публику потряс последний мощнейший аккорд фортепиано, который прозвучал, словно патетический фейерверк во славу великого и вечного искусства танго! Вот на таком мажорном наколе богатых звуков и эмоций триумфально завершился этот незабываемый концерт.
Нужно сказать, что каждая пьеса программы заканчивалась горячими и заслуженными аплодисментами. Действительно, представленные музыкальные композиции восхищали интересными трактовками с впечатляющими акцентами и контрастами несмотря не то, что ансамбль, в силу своего состава, всё-таки не мог продемонстрировать должную для «Аргентинского танго» ослепительно-пьянящую красочность. Для стилевой нюансировки исполнителям, к сожалению, не хватило репетиционного времени.
По окончании концерта благодарная публика наградила музыкантов долгими и бурными овациями. Особенно восторженные аплодисменты получил ведущий вечера Венсен Бальс, ставший всеобщим любимцем. Насладившись прекрасной музыкой танго, многочисленные слушатели были приглашены на дегустацию вин Грава и Сотерна. Эта часть вечера имела свои достоинства и приятные сюрпризы. В тёплой дружеской атмосфере все могли обсудить великолепие концертной программы и особенности исполнителей, а также оценить ароматы и вкусовые букеты замечательных вин. Вечер прошёл превосходно. Он подарил всем его участникам не только массу приятных впечатлений, но и ряд удивительных открытий.

Château Сarbonnieux - Шато Карбонньё.

Château Сarbonnieux – Шато Карбонньё.

«РАЗДУМЬЯ О РУССКОЙ ДУШЕ».

Последний вечер фестиваля проходил в живописном Château Сarbonnieux – Шато Карбонньё. Его богатая история началась в 1292 году. В течение семи веков здесь успешно занимаются виноделием. С 1820 года шато является родовым поместьем семьи Перрен, которая славится своими белыми и красными винами Château Сarbonnieux, Grand Cru Classé de Graves, Pessac – Léognan. Для их производства семья имеет, соответственно, 42 и 50 гектаров 30-летних виноградников. В просторном зале старинного замка, украшенном ажурными люстрами, и состоялся заключительный концерт Фестиваля с философской и поэтической темой «Раздумья о русской душе». По традиции вечер открыла Соня Бекер – президент Association KINOR DAVID. Она объявила тему и программу концерта, затем предоставила слово Филиберту Перрену, совладельцу шато. Выразив приветствия собравшимся, он сказал, что бесконечно рад проведению в родовом поместье фестивального вечера, который совпал с днём рождения его трёхлетней дочери. В завершении краткой речи Ф.Пиррен представил публике художника Сорина, приглашенного в Шато Карбонньё. Согласно сложившейся здесь традиции обширная экспозиция замечательных картин и рисунков одаренного живописца была развернута в банкетном зале шато.
Искусно составленная программа концерта пленяла эмоциональным богатством включенных в неё произведений. Последовательно были исполнены «Воспоминание о дорогом месте» соч. 42 (1878) и ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» соч. 24 (1879) П.И.Чайковского. Затем прозвучал фортепианный квинтет №2 соч. 81 А.Дворжака, премьера которого состоялась 6 января 1888 года в Праге. В программе неслучайно оказались вместе сочинения двух великих композиторов. Чайковский познакомился с Дворжаком во время его визита в Прагу в 1888 году, и оба нашли много интересного в музыке друг друга. Так родилась их прочная дружба, благодаря которой по инициативе Чайковского Дворжак был приглашен в Россию, чтобы провести концерты собственных произведений в Москве и Санкт-Петербурге.

« Воспоминание о дорогом месте ».

Концерт открыл камерный триптих для скрипки и фортепиано, состоящий из самостоятельных пьес – Размышление, Скерцо и Мелодия. Объединенные общим названием, они были написаны Чайковским по просьбе его поклонницы и мецената Н.Ф. фон Мекк для домашнего музицирования. Сочинение названо в память о пребывании композитора в её имении на Украине, в городке Браилове неподалеку от Винницы.

Играют Макс Зорин и Венсен Бальс.

Играют Макс Зорин и Венсен Бальс.

Популярный триптих прекрасно исполнили талантливые музыканты – скрипач Макс Зорин и пианист Венсен Бальс. Их дуэт чаровал утонченной гармонией и душевной теплотой. Музыканты играли настолько совершенно и органично что, казалось, будто они всегда выступают вместе. «Воспоминание о дорогом месте» пленяло изяществом трактовки и великолепием нюансировки. Разнохарактерные пьесы предстали на едином дыхании и так проникновенно, что в переполненном зале воцарила абсолютная тишина. Тёплые, задушевные звуки скрипки завораживали изысканной красочностью и трепетной чувственностью. Скрипач-виртуоз блистательно продемонстрировал своё филигранное мастерство и заслуживает более подробного изложения его карьеры.
Макс Зорин родился в Израиле. В 5 лет начал заниматься на скрипке со своим отцом, в 17 лет получил Первую премию на Международном конкурсе Corpus Christy (США). Закончил Джульярдскую школу, Йельский университет и получил докторскую степень в Университете Стони Брук (Нью-Йорк). С 2005 года М.Зорин является профессором скрипки и камерной музыки в Пенсильванском государственном университете (США). Разделяя свою жизнь между Францией и США, он играет на престижных сценах, таких как Alice Tully Hall в Нью-Йорке, а также на музыкальных фестивалях Aspen, Luzerne, Summit и Penns Woods. Макс участвует в сольных выступлениях с известными мастерами, среди них Максим Венгеров и Дидье Локвуд. Чарующий звук его скрипки можно услышать на теле- и радиоканалах многих стран. М.Зорин играл в Тель-Авивском университете, в Большом зале Московской консерватории и в Одесской филармонии. Он выступал с Филадельфийским фортепианным квартетом и Струнным квартетом Паркер, сотрудничал с рядом известных исполнителей. Его недавно изданный альбом «French Touch» высоко оценен международной прессой. Макс регулярно проводит мастер-классы по всему миру, включая Королевскую академию музыки в Лондоне, Национальную консерваторию в Салониках, Школу Столярского в Одессе, Государственный университет Колумба (США).

Играют Нина Мийе и Венсен Бальс.

Играют Нина Мийе и Венсен Бальс.

Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин».
Это одно из гениальных творений великого Чайковского. Написанная на поэтический текст Пушкина, ария насыщена грустью и ностальгией по утраченной светлой любви. Страдания и душевная боль юного героя, изысканно выразили Нина Мийе (скрипка) и Венсен Бальс (фортепиано). Их органичный и семейный дуэт представил вокальный шедевр настолько искренне, живо и одухотворенно, что нежные звуки скрипки под меланхолические переливы фортепиано воспринимались как дивное пение тенора под флюидное сопровождение магического оркестра! Ария Ленского была чудесно исполнена в необычайно интересной и оригинальной аранжировке. Завороженные слушатели горячо и единодушно отблагодарили музыкантов за доставленное им глубокое и уникальное наслаждение.

Фортепианный квинтет Дворжака.

В завершении концерта прозвучало наиболее известное камерное сочинение чешского композитора, поражающее мелодической щедростью автора, его совершенным, в том числе полифоническим, мастерством. Ля-мажорный квинтет состоит из четырёх частей, каждая из которых имеет характерные особенности. Allegro содержит две тематические группы. Первая открывается красивой романтической мелодией виолончели в сопровождении рояля, которая позже повторяется и в партии скрипки. Эта мелодия прерывается контрастными эпизодами в миноре. Альт вводит вторую тему, которая строится вокруг стилизованной темы польки, хотя она звучит скорее как баллада и повествование, чем как танец. Andante – это полная неизбывной печали думка, облегчённая новой ликующей мелодией и её ещё более очаровательной, хотя и более скромной минорной версией, сопровождаемой пиццикато. Центральный эпизод представляет собой бурный танец, очень похожий на танец первой части, но ещё более зажигательный, который резко прерывается возвращением темы думки. Scherzo (Furiant) – необычайно изящная и эффектная стилизация этого зажигательного чешского танца, который здесь напоминает быстрый вальс. Ведущую роль в нём играет фортепиано. Finale сохраняет ритм польки – радостный в главной теме и задумчивый во второй. Перед концом слушателя пленяет момент задумчивости – в медленном темпе тема польки звучит как лирическое воспоминание, чтобы тут же появиться вновь, но уже как торжественное ликование.

Квинтет (слева-направо): Э.Лё Канн, М.Зорин, Н.Мийе, С.Беркович, М.Лежён.

Cлева-направо: Э.Лё Канн, М.Зорин, Н.Мийе, С.Беркович, М.Лежён.

В исполнении квинтета участвовали Макс Зорин и Нина Мийе (скрипка), Сесилия Беркович (альт), Матьё Лежён (виолончель) и Эммануэль Лё Канн (фортепиано). Высокопрофессиональные музыканты продемонстрировали своё исполнительское мастерство и одержимо сыграли на быстрых темпах колоритное произведение. Светлая, радостная музыка лучезарно сверкала и пленяла яркостью и разнообразием звуковых красок, а также их тональным и тембровым насыщением. Охваченные творческим порывом, музыканты энергично и динамично играли свои партии, вызывая у слушателей богатые и живописные ощущения. Однако исполнителям, видимо, не хватило репетиционного времени для более тщательной работы над гармонией и балансом при шлифовке интегрального звучания ансамбля. И всё-таки вдохновенная интерпретация квинтета подарила слушателя массу прекрасных и глубоких эмоций. После эффектного финала в зале вспыхнули бурные овации, и музыканты с удовольствием повторили на бис последнюю часть квинтета. Каждый его исполнитель, несомненно, заслуживает лучших комплиментов. Отмечу Эммануэль Лё Канн. Одаренная выпускница Парижской консерватории, лауреат многих международных конкурсов, занимается педагогической работой и выступает в качестве солистки с Национальным оркестром Лиля, играет на многих фестивалях и престижных сценах, успешно концертирует в Европе и США. Талантливая пианистка, приверженная русской школе, несмотря на чрезмерную пылкость в начале Allegro, восхищала своей изысканной трактовкой партии рояля и внесла неоценимый вклад в развитие красочной палитры квинтета. Особенно сильное впечатление производила Сесилия Беркович. Она завораживала невероятно страстным и виртуозным звукоизвлечением. Дивное пение её волшебного альта было настолько живым и образным, что музыка становилась видимой! Если бы эту потрясающую интерпретацию услышал всемирно прославленный альтист Юрий Башмет, то он, наверняка, назвал бы Сесилию чудом! Нельзя не рассказать о творческом пути феноменальной скрипачки-альтистки и незаурядной личности.

Играют Сесилия Берковияч и Матьё Лежён.

Играют Сесилия Берковияч и Матьё Лежён.

Сесилия Беркович родилась в Мадриде в музыкальной семье, училась у своего отца Виктора Берковича, получила образование в Musikene – Высшей консерватории Святого Себастьяна (Испания), пользовалась советами Исаака Стерна, Ицхака Перлмана и других знаменитых мастеров. Скрипачка и альтистка, Сесилия выступает в качестве солистки и в составе камерных ансамблей Испании и Европы. Она играла под руководством выдающихся музыкантов – Пьера Булеза, Рикардо Шайи, Кшиштофа Пендерецкого, Петера Этвёша, в рамках ряда престижных фестивалей (Люцерна, Зальцбург, Байройт). В последние годы Сесилия выступала с ансамблями Meitar в Тель-Авиве и Variances в Париже. Она успешно занимается композицией и дирижированием. Одержимая и преданная своему творчеству, Сесилия регулярно получает заказы и делает аранжировку для различных инструментальных ансамблей. Беркович преподает (на четырех языках!) скрипку и альт, камерную и оркестровую музыку в Высшем музыкальном центре им. Катарины Гурска (Мадрид) и Высшем музыкальном центре Арагона (Сарагоса). Она сотрудничает в качестве солирующей скрипачки в Оркестре Наварры, имеет широкую дискографию.

Слева-направо: В.Вороновская, З.Зорин. С.Бекер и З.Зорина.

Слева-направо: В.Вороновская, З.Зорин. С.Бекер и З.Зорина.

По окончании концерта восторженные слушатели наградили музыкантов долгими и бурными овациями. Затем, по инициативе Сони Бекер, состоялось публичное чествование руководителей и волонтеров Фестиваля, благодаря которым его нынешний сезон прошёл с большим успехом. Под горячие аплодисменты восторженной публики букеты цветов получил квартет главных творцов Фестиваля – Захария и Зоя Зорины, Соня Бекер и Вольга Вороновская. В заключении красивой церемонии слушателей, насладившихся музыкальными «Раздумьями о русской душе», пригласили в банкетный зал на дегустацию вин, которую радушно провели братья Филиберт и Эрик Перрен – совладельцы Château Сarbonnieux. В дружеской атмосфере шли оживленные беседы о музыке и вине, бытие и счастье. Вечер прошёл прекрасно! Он подарил слушателям массу приятных впечатлений и заряд энергии для творчества и жизни. На таком эмоциональном мажоре и завершится 21-й Международный фестиваль Грава, который традиционно и феерично прославляет музыкальное и винодельческое искусства. Браво!!!

 Crédits photos: Кристоф Буато, Вольга Вороновская. Виктор Игнатов, Дарья Цуканова.