«ДОН КИХОТ» МАССНЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ : РЕЖИССЁРСКИЙ ДЕБЮТ АСКАРА АБДРАЗАКОВА
10/08/2021 Ольга Шютц
3 августа 2021, Большой театр России, Москва.

16 мая с. г. Башкирский государственный театр оперы и балета впервые показал «Дон Кихота» Ж.Массне в постановке Аскара Абдразакова – исполнителя главной партии. Премьерный спектакль предстал в живописном оформлении Ивана Складчикова, талантливо создавшего масштабные декорации и роскошные костюмы. Богатая коллекция костюмов была продемонстрирована в театре накануне премьеры. Главное достоинство спектакля – возрождение лучших сценических традиций оперного искусства. Высоких комплиментов заслуживают музыкальный руководитель постановки Артём Макаров и все исполнители, прежде всего солисты – А.Абдразаков и Елена Максимова. После триумфальной премьеры в Уфе спектакль увидели в Большом театре. Столичный показ «Дон Кихота» стал событием знаковым.

Башкирский государственный театр оперы и балета уже не первый раз показывает свои лучшие спектакли на главной сцене России. Нынешний год не стал исключением. На сей раз театр представил пятиактную оперу Ж.Массне «Дон Кихот», работа над которой шла полтора года. Французский композитор написал свою последнюю, 25-ю, оперу для Фёдора Шаляпина; он же был первым исполнителем заглавной партии.
don3Заслуженный артист РФ, художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета Аскар Абдразаков обратился к этой малоизвестной в России опере, сделав её своим режиссёрским дебютом. Несмотря на то, что жанр произведения был определён композитором, как героическая комедия, режиссерская концепция новой сценической версии «Дон Кихота» направлена на нечто большее. Это вера в добро и надежда на лучшее будущее, на всепобеждающую любовь и благородство человека. Следуя славным традициям мирового оперного театра, А.Абдразаков осуществил постановку оперы «Дон Кихот» в эстетике её создания (премьера состоялась 19 февраля 1910 года в Монте-Карло), но придал ей современное дыхание за счет включения в спектакль ряда сценических новаций. Режиссёр-дебютант вместе с соавторами постановки сумел успешно скомпоновать 5 картин-актов в три действия оперы, которые разворачиваются логично и органично. Особенно удалась разработка массовых сцен, которые предстают настолько эффектно и живописно, что уфимская сценическая версия «Дон Кихота» могла бы стать украшением многих международных оперных фестивалей.
Неоценимый вклад в успех постановки внёс главный художник Уфимского театра Иван Складчиков. Талантливый мастер придумал универсальную и мобильную сценографию, в которую логично и динамично вплетались на манер «театра в театре» пышные декорации, вдохновенно созданные в стиле эпохи Сервантеса. Сильное впечатление производят изумительно красивые сценические костюмы, огромная коллекция которых могла обогатить фонды многих знаменитых музеев театрального искусства. Чтобы перенести зрителей в солнечную и праздничную Испанию, где кипят страсти и царит любовь, И.Складчиков создал около 400 костюмов в историческом стиле испанского маньеризма. Шикарные наряды Дульсинеи чаруют элегантностью кроя, великолепием тканей, изяществом орнаментовки. Живописное и многоликое оформление спектакля потрясает пьянящим буйством ярких и лучезарных красок!
DON1А.Абдразаков стал двойным триумфатором премьерного спектакля: режиссёр-постановщик блистательно воплотил и центральный персонаж оперы. В глубоко осмысленной интерпретации его герой – это добрый, наивный, благородный и мужественный «Рыцарь печального образа», готовый на всё ради своей возлюбленной Дульсинеи Тобосской. Храбрый Дон Кихот смело вступает в схватку с великанами, которых сам и выдумал, а также сражается с разбойниками, похитившими ожерелье Дульсинеи. А.Абдразаков филигранно создал романтический образ оперного героя, как в вокальном, так и в драматическом аспектах. В «шаляпинском» сценическом костюме, воссозданном по сохранившемуся эскизу, известный российский бас восхищал широтой и красотой богатого голоса, звучащего свободно и проникновенно с обилием вокальных полутонов и нюансов.
Партию Дульсинеи великолепно исполнила меццо-сопрано Елена Максимова. Приглашенная солистка Большого театра, одаренная чудесным голосом, пленяла красочным вокалом и ярким драматическим мастерством. Образ преданного оруженосца Санчо Панса поразительно точно воплотил и замечательно исполнил баритон Владимир Копытов, заслуженный артист Башкортостана. Музыкально-сценическая трактовка каждого оперного персонажа достойна похвал; как вокальные, так и драматические аспекты постановки предстали безукоризненно. Все участники спектакля убедительно проживали на сцене судьбы своих героев и всецело погружали зрителей в историческую эпоху романа Сервантеса. Нечасто такое можно увидеть в современных постановках.
don2Оркестр под управлением Артёма Макарова, народного артиста Башкортостана, великолепно справился с музыкальной трактовкой оперной партитуры. Хотя она и не является одной из лучших в творчестве Массне, музыка героической комедии в исполнении оркестра Уфимского театра звучала необычайно ярко и рельефно, в чём несомненная заслуга талантливого дирижёра. Нужно отметить также существенный вклад в успех постановки главного хормейстера Уфимского театра Александра Алексеева. Благодаря его высокому профессионализму хоровые фрагменты спектакля были исполнены поистине превосходно. Несмотря на несовершенство оперного либретто, многочасовой спектакль смотрится с неослабевающим интересом и несомненным наслаждением, что исходит как от режиссерских решений сценических картин, так и от включения в них эффектных хореографических фрагментов, которые искусно и вдохновенно поставила Ирина Филиппова. Грандиозная постановка, созданная с богатой фантазией и со множеством театральных новаций, производит огромное впечатление благодаря и мастерству Ирины Вторниковой, художника по свету.
don4Выступать на Исторической сцене Большого театра России всегда волнительно и чрезвычайно ответственно. Башкирский театр оперы и балета справился с этой задачей более, чем достойно: оперная труппа покорила столичную публику высочайшим уровнем постановки оперы и превосходным её исполнением. Хочется верить, что в следующих сезонах мы снова увидим новые замечательные спектакли Башкирского театра, и это станет доброй традицией, которая позволит уфимским артистам регулярно демонстрировать своё мастерство на главной сцене страны и щедро делиться своим искусством с публикой столицы.
Завершая статью, предлагаем читателям посмотреть и послушать фрагменты оперы Ж.Массне «Дон Кихот», 
а также увидеть уникальное театрально-просветительное дефиле сценических костюмов с увлекательными комментариями их творца – Ивана Складчикова, которое состоялось 14 мая с. г. на сцене Уфимского государственного театра оперы и балета:

Фото с официального сайта Уфимского государственного театра оперы и балета.