42-й ФЕСТИВАЛЬ АМБРОНЕЯ ВО ГЛАВЕ С ИЗАБЕЛЬ БАТТИОНИ
НОВЫЕ АМБИЦИИ И ЦЕЛИ

6/10/2021 Виктор Игнатов
10 сентября – 3 октября 2021, Ambronay, Франция.
Международный фестиваль старинной музыки в Амбронее в этом сезоне возглавила И.Баттиони, и он прошёл с большим успехом. В итоге востребовано 9261 билетов на 33 концерта, участвовало 3651 человек в 79 бесплатных мероприятиях, выступило 410 артистов, приехало 80 профессионалов со всей Европы. Необычайно интересным был третий цикл фестиваля, включавший 5 главных концертов в старинной церкви. Среди них сенсационными стали три вечера: прозвучали виолончельные сюиты И.С.Баха в феноменальной интерпретации Эммануэлль Бертран; вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants превосходно исполнил молодежные кантаты И.С.Баха; знаменитый контр-тенор Валер Сабадус потрясающе спел оперные арии барочных композиторов в сопровождении ансамбля L’Arpeggiata.

Международный фестиваль старинной музыки, ежегодно проходящий в Амбронее. находящемся в 60-и километрах от Лиона, славится как масштабная манифестация музыки барокко. В последние годы она звучит здесь в сочетании с произведениями многих жанров современного искусства. Среди них – хип-хоп, джаз, электро и поп-рок. На разных сценических площадках фестиваля демонстрируют своё исполнительское мастерство как знаменитые музыканты, так и молодые таланты. В Амбронее регулярно звучат шедевры великих композиторов, а также сочинения мало известных авторов.
С нынешнего, 42-го, сезона фестиваля его генеральным директором является музыковед Изабель Баттиони. Её амбиционный девиз – творческое движение вперед и развитие традиций, которые сложились в Амбронее за истекшее 40-летие. Программу этого сезона составили произведения разных эпох, стилей и жанров – от барочной музыки К.Монтеверди и И.С.Баха до современного хип-хопа и поп-рока. В Амбронее состоялись знакомства с интересными сочинениями незаслуженно забытых композиторов и оригинальными композициями авангардных музыкантов. Наряду с именитыми французскими ансамблями Les Arts Florissants, Cappella Mediterranea, Les Cris de Paris, Spirito – частыми участниками фестиваля, на его сценах впервые выступили зарубежные коллективы. Например, ансамбль Les Masques квебекского клавесиниста Оливье Фортина специфически исполнил сюиты И.С.Баха. С большим успехом прошли концерты молодых талантов и Европейские дни музыкального наследия. Событием фестиваля стал вечер, посвященный творчеству Жака Аркадельта (1507-1568) – франко-фламандского композитора эпохи ренессанса, автора многочисленных вокальных произведений как светских, так и религиозных. Богатая и разнообразная программа духовных сочинений и мадригалов Ж.Аркадельта превосходно прозвучала в исполнении ансамбля Cappella Mediterranea и хора Namur под руководством Леонардо Гарсия Аларкона.

Главные концерты третьего уик-энда

42-й сезон фестиваля традиционно составили 4 сентябрьских уик-энда. Они включали 35 мероприятий, разных по жанру и содержанию. Мне довелось побывать на третьем уик-энде, который проходи с 24 по 26 сентября. Среди множества предлагаемых мероприятий в мой выбор вошли 5 концертов, состоявшихся в монастырской церкви Амбронея, строительство которой проходило на протяжении IX-XV веков. Духовная атмосфера и специфическая акустика готической церкви составляют важное достоинство фестивальных концертов, ради которых любители старинной музыки едут в Амброней не только из многих департаментов Франции, но и ряда зарубежных стран. Действительно, каждый концерт в старинной церкви производит огромное впечатление не только великолепным качеством звука, но и его световым оформлением. Вот почему наиболее значимые программы исполняются именно в церкви Амбронея. Их регулярно транслируют разные телеканалы и постоянный партнёр фестиваля Radio France. В моём аналитическом обзоре описаны три самых ярких вечера третьего уик-энда.

Виолончельные сюиты И.С.Баха в исполнении Э.Бертран.

_DSC7638_Emmanuelle_Bertrand_Suites_Bach_Fest_Amb_24092021_©_Bertrand_PICHENE-CCR_AmbronayВ сольном концерте, состоявшемся 24 сентября, знаменитое сочинение музыкального патриарха феноменально исполнила французская виолончелистка Эммануэлль Бертран. Она училась в Консерваториях Лиона и Парижа, её талант высоко оценил и поддержал композитор Анри Дютиё. Эммануэлль лауреат ряда Международных конкурсов, включая Парижский конкурс имени Мстислава Ростроповича. Она играла со многими известными оркестрами в разных странах, включая Россию. Несколько французских композиторов посвятили ей свои сочинения. Дискография виолончелистки включает почти два десятка альбомов. В Амбронее она сыграла не весь баховский цикл, а лишь первую его половину – это сюита №1 BWV 1007, сюита №2 BWV 1008, сюита №3 BWV 1009.
Как только возникли первые звуки виолончельной композиции меня охватил эмоциональный шок. Его спровоцировали три причины. Прежде всего звучал чудесный инструмент, созданный в 1730 году венецианцем Карло Тонони. Благодаря чудодейственной акустике готической церкви звук барочной виолончели не только усиливался, но и становился ярче. Главное же состоит в том, что Эммануэлль играла так изысканно и экспрессивно, что её виолончель обворожительно пела дивным живым голосом, восхищая красотой тембра и богатством звуковой палитры.
Нужно сказать, что 6 сюит для виолончели соло И.С.Баха написаны, отнюдь, не для концертного исполнения, а для домашней тренировки виолончелистов с целью развития их исполнительских навыков. Выдающиеся виолончелисты в своей интерпретации сюит достигли не только высочайшего мастерства, но и чарующей гармонии. В связи с этим сочинение И.С.Баха утратило своё первоначальное предназначение и приобрело концертную популярность. Сюиты И.С.Баха играют в своих сольных концертах наиболее одаренные музыканты, но лишь избранные записывают их на СD. Это позволяет виолончелисту продемонстрировать весь спектр его исполнительского мастерства и унаследовать его будущим поколениям музыкантов. Примером тому являются записи сюит И.С.Баха в интерпретации знаменитых русских виолончелистов – М.Ростроповича, М.Майского, Н.Гутман, и ряда молодых талантов, в число которых, несомненно, входит Эммануэлль Бертран. Скажу откровенно – хотя с сюитами И.С.Баха мне довелось встречаться много раз, при этом они звучали в исполнении разных прославленных виолончелистов, на сольном концерте Эммануэлль я как бы услышал их впервые. Она открыла мне их удивительный и магический мир, в тайны которого могут проникнуть и увлечь за собой слушателей лишь только музыканты феноменального дарования. Как же предстали сюиты И.С.Баха в интерпретации Э.Бертран?
Sans titre 6Концерт стал интересным и увлекательным путешествием в мир виолончельных композиций. Эммануэлль играла сюиты настолько свободно и виртуозно, так вдохновенно и экспрессивно, что, казалось, будто композитор написал их специально для неё. Непрерывный поток лучезарных звуков проистекал необычайно органично и взволнованно с обилием изысканной нюансировки и с впечатляющим разнообразием как темпов, так и динамики. В своей интерпретации, благодаря высочайшему мастерству и таланту, Бертран достигала предельной выразительности каждой части, в которых был разный музыкальный и эмоциональный настрой – мажорный и минорный, радостный и печальный, просветленный и задумчивый, созерцательный и философский, земной и божественный… Широкая гамма настроений и чувств отражалась как в звуках музыки, так и в облике виолончелистки – в её пластике и мимике. Поэтому публике было интересно не только слушать чудесное пение виолончели, но и видеть экспрессивное музицирование Эммануэлли. Она исполняла сюиты с явным наслаждением и этим увлекала слушателей в сокровищницу виолончельного искусства. Эммануэлль глубоко переживала каждую музыкальную фразу, и это полноценно отражалось на её интерпретации, да так образно, что парящие звуки её виолончели как бы становились видимыми. Такое чудо могут дарить слушателям лишь великие музыканты!
Сильное впечатление производила и специфическая манера звукоизвлечения. В плавных движениях мягкой, но волевой кисти руки смычок скользил по струнам с разным напором и темпераментом – то нежно и ласково, то пылко и мощно, то магически затихая, то бурно взмывая, но всегда непрерывно, что придавало всему потоку звуковых метаморфоз пленительную цельность. Слушателей не покидало удивительное ощущение, что пение виолончели, хотя и непрерывно трансформируется, но никогда не прерывается. Однако единожды это всё-таки случилось.
Sans titre 5Неожиданно, из нижней части смычка вырвался весь пучок жил. Публика разом ахнула! Но улыбающаяся Эммануэлль быстро сняла возникшее напряжение и легко устранила недоразумение. Она вышла и вскоре вернулась с другим смычком. Начав играть, Эммануэлль, видимо, была не вполне удовлетворена звукоизвлечением второго смычка, поэтому снова удалилась для его корректировки. Вернувшись на сценический помост, неунывающая виолончелистка сделала некоторые разъяснения и вдохновенно возобновила прерванный поток пленительных сюит, периодически протирая салфеткой струны от пыли канифоли. Чудесные звуки виолончели парили и трансформировались, чаруя тембром и колоритом, а также погружая слушателей в философские раздумья о сути и смысле жизни, вечности и бесконечности мироздания и бытия. Эммануэлль играла гениально! Её волшебную виолончель хотелось слушать бесконечно! По окончанию программы публика устроила долгие овации, и улыбающаяся виолончелистка обворожительно сыграла на бис Сарабанду из сюиты И.С.Баха. В чрезвычайно медленной и магической интерпретации она как бы пыталась проникнуть в тайны вселенной. В финале задумчивые и задушевные звуки виолончели после длительного напряжения как бы умирали от мучительного упадка сил. Когда же звуки полностью исчезли, Эммануэлль замерла и в абсолютной тише долго-долго как бы вслушивалась в дыхание вселенной, находясь в состоянии духовной медитации и полного единения с публикой, оцепеневшей от фантастического волшебства!
Сольный концерт Эммануэлль стал одним из главных событий фестиваля. По завершении этого незабываемого вечера многочисленные слушатели могли приобрести CD с записью первых трёх виолончельных сюит И.С.Баха в феноменальной интерпретации Э.Бертран, а также пообщаться с ней и получить её автограф.

И.С.Бах и Les Arts Florissants

25 сентября старинная церковь была заполнена до предела в связи с тем, что выступал прославленный вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants, который в 1979 году основал и уже 42 года возглавляет выдающийся английский музыкант Уильям Кристи. На фестивале в Амбронее его заменил известный дирижер Пол Агню. Большой интерес вызывала и премьерная программа концерта. Её составили малоизвестная кантата «Christ lag in todesbanden» Иоганна Кунау (1660-1722) и три редко исполняемые кантаты И.С.Баха (1685-1750) – Cantate BWV106, Cantate BWV 150, Cantate BWV 4. Они были написаны великим композитором в молодости – в конце 1710-х годов, когда он переехал в Мюльхаузен. В то время И.С.Бах был органистом и начал разрабатывать репертуар кантат, который впоследствии превысил две сотни. В этот период он сочинил Cantate BWV106 «Gottes zeit ist die allerbeste zeit» («Божья пора – лучшая пора») или «Actus tragicus» – одну из наиболее известных партитур, а также Cantate BWV 150 «Nach dir, Herr, verlanget mich» («К тебе, Господь, я стремлюсь») и Cantate BWV 4 «Christ lag in todesbanden» («Христос лежал в оковах смерти»). Текст последней кантаты И.С.Баха прозвучал в концерте и при исполнении кантаты И.Кунау, будущего лейпцигского кантора (должность, которую позднее займет и Бах), написанную в конце XVII века.
_DSC9225_Les_Arts_Florissants_P_Agnew_Bach_Fest_Amb_25092021_©_Bertrand_PICHENE-CCR_AmbronayПредставляя новую программу ансамбля Les Arts Florissants его дирижер П.Агню написал: «Ранние кантаты И.С.Баха созданы для очень ограниченных музыкальных ресурсов, которыми он располагал. Это не монументальное произведение, а скорее вокальные пьесы для нескольких певцов и ансамбля солирующих музыкантов, которые, вероятно, исполнялись с таким же их количеством, как и они были собраны для нынешнего концерта. (…) Эти пьесы – что удивительно, учитывая молодость и относительную неопытность композитора – являются одними из самых красивых и знаменитых его произведений».
В исполнении программы приняли участи 8 певцов (2 сопрано, 2 контр-тенора, 2 тенора, 2 баса), в том числе 4 солиста, и ансамбль, включающий 8 музыкантов, играющих на старинных инструментах (скрипка, альт, 3 виолончели, виола де гамба, флейта и фагот). Вначале прозвучала Cantate BWV106, затем «Christ lag in todesbanden», далее Cantate BWV 150 и Cantate BWV 4. Фестивальный вечер и баховскую кантату «Божья пора – лучшая пора» открыла светлая, нежная мелодия флейты. Она изящно струилась, словно ручеёк, красноречиво выражая романтический настрой молодого композитора. Дружно вступают все музыканты и певцы вокально-инструментального ансамбля, и он звучит гармонично и радужно, как пробуждение весны. Появляется прекрасное соло тенора: в сопровождении флейты и струнного ансамбля великолепно поёт Томас Хоббс. Его сменяет Эдвард Гринт с богатым густым басом. После исполнения ансамблем красочной вокальной композиции сольную арию изумительно поёт сопрано Мирьям Аллен. Голос родниковой чистоты и весенней свежести звучит обворожительно, восхищая совершенной техникой и вокальной свободой. Под томные переливы светлых звуков электрооргана контр-тенор Маартен Энгелтжелс чудесно поёт дивную арию, элегантно демонстрируя свое феноменальное дарование. Ангельский голос звучит божественно красиво, пленяя гибкостью и кантиленой. Филигранная техника в сочетании с тембровым изяществом и колористическим богатством завораживает слушателей и доставляем им неописуемое наслаждение. Возникает соло тенора, и вскоре оно перетекает в дуэт с контр-тенором, а затем в радостное пение всего ансамбля. Так началось это увлекательное знакомство с ранними кантатами И.С.Баха.

Солирует контр-тенор Маартен Энгелтжелс.

Солирует контр-тенор Маартен Энгелтжелс.

Кантата И.Кунау «Христос лежал в оковах смерти» прозвучала в исполнении восьми певцов и десяти музыкантов. Нужно сказать, что в своих кантатах И.Кунау предвосхитил стиль И.С.Баха. Для кантат И.Кунау характерны проникновенные сольные эпизоды, могучие хоровые фуги и яркие фактурные контрасты, риторически подчеркивающие смысл слов. Кантата И.Кунау предстала как величественный гимн радости. Светлая музыка и радужный вокал пленяли колоритом, экспрессией и энергетикой. Талантливо написанное сочинение звучало превосходно. Наивысшее наслаждение доставляла сольная ария контр-тенора с последующим музыкальным фрагментом в исполнении четырёх скрипок и виолончели. Нежное, ангельское пение М.Энгелтжелса восхищало тембровой красотой, виртуозной техникой и филигранной нюансировкой. Дивная ария контр-тенора свободно и лучезарно струилась под ласковое звучание электрооргана и виолончели, а завершилась мелодичным проигрышем двух флейт и трёх виолончелей. Затем возникло большое соло баса Э.Гринта: его сильный, плотный голос величественно проистекал в сопровождении электрооргана. После очаровательно фрагмента музыкальной грусти кантату завершило мощное и радостное пение вокального ансамбля под мажорное звучание всех инструментов.
Для последующего исполнения двух баховских кантат – BWV 150 и BWV 4, состав инструментального ансамбля, соответственно, сократился до шести музыкантов и затем обновился, а вокальная группа, включавшая 8 певцов, оставалась прежней. Кантата «К тебе, Господь, я стремлюсь» началась с ностальгической темы, но вскоре приобрела оптимистический настрой, характерный для ранних сочинений композитора. Искусно выстроенная композиция кантаты была щедро украшена сольным вокалом: прекрасно спела чудесную арию сопрано М.Аллен, затем прозвучало красочное трио, которое великолепно исполнили контр-тенор М.Энгелтжелс, тенор Т.Хоббс и бас Э.Гринт. Истинное удовольствие доставляли широкие и гармоничные вокально-инструментальные фрагменты в блистательной трактовке всех певцом и музыкантов.

Поют тенор Томас Хоббс и сопрано Мирьям Аллен

Поют тенор Томас Хоббс и сопрано Мирьям Аллен

Кантата «Христос лежал в оковах смерти» началась с масштабной мажорной темы. Полифонические вокальные композиции были искусно инкрустированы мелодичными сольными партиями, причем они звучали не только в отдельных ариях, но в ансамблях. В частности, очень красивыми оказались изящные вкрапления фрагментов с пением сопрано. Наиболее сильное впечатление производил феноменальный дуэт сопрано и контр-тенора, партия которого деликатно имитировала эхо сопрано. Под изысканное сопровождение электрооргана и виолончели обворожительно пели М.Аллен и М.Энгелтжелс. Это было вокальное волшебство и музыкальное чудо! Звучал дуэт небесных ангелов, и благодаря их чудодейственном вокалу в готической церкви возник мир божественной идиллии и чарующей гармонии. Гениальное озарение И.С.Баха предстало гениально! Мирьям и Маартен пели на едином дыхании, и так красиво, что казалось Бах писал этот дивный дуэт именно для них! Идиллический мир исчез как только появилась земная ария в исполнении тенора Т.Хоббса. После светлого пассажа вокального ансамбля началась, в сопровождении инструментального трио, большая ария баса. Чаруя колористическим богатством ярких нот, особенно на низких регистрах, солировал Э.Гринт под аккомпанемент инструментального ансамбля. Арию баса сменил гармоничный и очень красочный дуэт сопрано и тенора: пели М.Аллен и Т.Хоббс в сопровождении инструментального трио. В завершении баховской кантаты ансамбль Les Arts Florissants превосходно исполнил возвышенно-умиротворенную композицию, и в старинной церкви вспыхнули бурные овации! Казалось, им не будет конца…

Феноменальный Валер Сабадус и ансамбль «Арпеджиата».

В завершении третьего цикла фестиваля 26 сентября состоялся концерт удивительной красоты с поэтическим названием «L’Arpeggiata – miracolo d’amore», что означает «Арпеджиата – чудо любви». В живописно освещённой церкви собралось предельное число слушателей, что было связано с чрезвычайно интересной программой и славой её исполнителей. Программа включала ряд оперных арий и вокальных композиций, которые пел знаменитый немецкий контр-тенор Валер Сабадус в сопровождении французского ансамбля «Арпеджиата». 35-летний певец румынского происхождения является лауреатом многих международных премий. Он специализируется на барочном репертуаре и уже завоевал огромную популярность, успешно выступая на престижных сценах в разных странах. На фестивале в Амбронее В.Сабадус дал концерт с участием ансамбля «Арпеджиата». Его основала и возглавляет Кристина Плюхар. Великолепно играющая на теорбе, она искусно делает аранжировки и управляет ансамблем, который составляют 7 высокопрофессиональных музыкантов. Они деликатно и почтительно аккомпанировали именитому певцу, а также прекрасно исполняли инструментальные сочинений барочных композиторов. Музыканты прекрасно играли на старинных инструментах, пленяя изысканной красочностью и утонченной гармонией звуковой палитры. Концерт стал увлекательным путешествием в чарующий мир итальянского барокко – от Венеции до Неаполя через вечный Рим. Программа концерта включала 15 произведений 13-и композиторов, среди которых были знаменитые Клаудио Монтеверди (1567-1643), Франческо Кавалли (1602-1676) и Антонио Чести (1623-1669), а также десяток малоизвестных авторов эпохи барокко (XVI-XVII вв.).
_DSC0510_L_Arpeggiata_C_Pluhar_V_Sabadus_Miracolo_Fest_Amb_26092021_©_Bertrand_PICHENE-CCR_AmbronayПосле музыкального пролога необычайно одаренный певец начал программу с исполнения очень эффектной композиции Андреа Фальконьери (1585-1656). В.Сабадус пел её на чрезвычайно высоких регистрах и столь дивно, что сразу же поразил слушателей своим феноменальным вокалом. Голос божественной красоты и нежнейшего тембра, а также редкостной гибкости и удивительной широты струился настолько изящно и свободно, что парализовал дыхание всех слушателей. В церкви возникла абсолютная тишина и казалось, что прилетели ангелы, чтобы насладиться чудесным пением земного гения! Затем великолепно прозвучала более сложная оперная ария Пьетро Андреа Циани (1616-1684). В.Сабадус не только обворожительно пел, но превосходно играл, образно воплощая оперный персонаж. Просто одетый и с добродушной, искренней внешностью певец с наслаждением распевал очаровательные арии, ритмично пощёлкивал пальцами и широко улыбался, пленяя слушателей своей врожденной открытостью. Искусно владея богатой мимикой и жестикуляцией, В.Сабадус образно исполнял разнохарактерные оперные арии, чаруя изысканной нюансировкой и утонченной фразировкой. Нужно сказать, что его дивный, красочный голос звучал необычайно ярко благодаря звонкой акустике церкви. Публика, восхищенная этим вокальным чудом, единодушно сохраняла почтительную тишину и восторженно аплодировала не после каждой арии, а лишь по завершении их блоков.
Вокальные блоки чередовались с музыкальными композициями, и они тоже звучали прекрасно. Периодически в них появлялись сольные вариации разных инструментов. Наибольшее впечатление производили очаровательные мелодии старинного корнета и оригинальные трели ударных инструментов (кастаньеты, бубен и барабан), на которых играли, соответственно, Дорон Давид Шервен и Сергей Сапришев. Последний не только замечательно играл на ударных инструментах, но и периодически как бы свершал молитвенные заклинания, возводя рукой магические жесты под ритуальный стрекот его гортанных звуков и непрерывный бой барабана.
_DSC0695_L_Arpeggiata_C_Pluhar_V_Sabadus_Miracolo_Fest_Amb_26092021_©_Bertrand_PICHENE-CCR_AmbronayИнтересная и разнообразная программа доставляла слушателям редкостное наслаждение. В.Сабадус пел вдохновенно и абсолютно свободно, восхищая филигранной техникой и волшебным дыханием, что придавало вокалу идеальное легато и нежную кантилену. Ностальгические и задушевные арии сменяли веселые и комические песни, которые В.Сабадус исполнял с особым блеском. Воплощая симпатичных и забавных персонажей, певец, наделенный артистическим талантом, пластично двигался и образно жестикулировал, порой строил гримасы и даже закатывал глава. При этом он испытывал явное наслаждение, которое передавалось и слушателям. В ходе концерта В.Сабадус держался очень непосредственно: как дитя природы, он щедро делился с публикой своим вокальным дарованием. Не земной, а небесный голос певца обворожительно струился, словно божественное дыхание, унося слушателей в бесконечный мир барочных идиллий. Многие арии В.Сабадус завершал эффектным crescendo, изящно взлетая на высочайшие ноты и поражая слушателей своим виртуозным мастерством. В финале концерта восхищённая публика устроила мощные и долгие овации. Улыбающийся певец с удовольствием исполни на бис романтическую и комическую арии, чаруя дивными переливами нежных и весёлых тем. После столь чудесной феерии красочных звуков и богатых эмоций счастливые слушатели, побывавшие в садах вокального рая, стали сладостно возвращаться в наш земной деловой мир!
P.S. Два последних концерта – И.С.Бах и Les Arts Florissants, Валер Сабадус и ансамбль «Арпеджиата», шли в прямой трансляции на телеканале France Télévision, где теперь можно посмотреть их запись в приложении Replay.
Crédit photos: Bertrand Pichene – CCR Ambronay