КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА : ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ, ЧТОБЫ ТАНЦЕВАТЬ БУДУЩЕЕ !
12/10/2021 Виктор Игнатов
27 ноября – 12 декабря 2021, Festival de Danse Cannes – Côte d’Azur France, Канны.

Каннский фестиваль танца, проходящий раз в два года, четвёртый и последний раз возглавит Брижит Лефевр. В новом сезонее по её приглашению на фестивале выступят 28 французских и зарубежных компаний, чтобы прославить танец в его разных формах. Богатая и многообразная программа включает 15 новых постановок, в том числе 4 спектакля предстанут впервые в мире, 2 – во Франции, 1 – в Европе. В ходе фестиваля состоятся на 14-и сценах 29 представлений, 4 киносеанса, 4 мастер-класса, 2 выставки, семинар, коллоквиум, круглый стол, тематическая лекция и встреча. Оказывая почести женщинам-хореографам, на открытии и закрытии сезона в Каннском Дворце Фестивалей свои знаковые спектакли покажут Martha Graham Dance Company (Нью-Йорк) и Carolyn Carlson Dance Company (Париж).

2013-2021 : 8 лет расширения фестиваля под руководством Брижит Лефевр.

Анализируя и резюмируя свою деятельность на посту артистического директора престижной манифестации, Б.Лефевр написала: «Предлагая панораму танца в эклектичной манере, я руководствовалась своим видением Каннского фестиваля танца. Это была возможность показать разные истории через хореографов и исполнителей, взаимодействующих друг с другом в ходе ограниченного времени сезона фестиваля. В итоге сформировалась своего рода история танца, которая каждый раз сплеталась, чтобы почувствовать его эволюцию, получающую отражение на эстетическом и общественном уровнях, и открытость другим способам существования.

Брижит Лефевр.

Брижит Лефевр.

Вместо того, чтобы обозначить тему каждому из этих четырёх сезонов, я предпочла придать им поэтическое воплощение четырёх элементов мироздания, как бы мечтая и вдохновленная Гастоном Башеларом. Первый сезон 2015 года был проведен под знаком Воды, вызывая в памяти текучесть и силу пересекающихся траекторий, которые проходят через разные части света и встречаются здесь подобно тому, как море на некоторое время расплёскивается на скалах, а затем снова уходит, чтобы расширить наше дыхательное пространство и обогатить наши мечты. Второй сезон, состоявшийся под знаком Воздуха, наполнял содержанием неуловимое, переносил нас во времени и пространстве, открывая танец в его мерцающем великолепии. Третий сезон, прошедший под знаком Огня, с красной мулетой, обращенной к океану, представлял для меня надежду и открытость, притягательность далеких горизонтов и силу элементов, из которых состоит наша вселенная. В таком программировании многое соответствовало открытию мира, чуткого и внимательного к человечеству. И, наконец, четвёртый и последний сезон 2021 года, выражает Землю, которую олицетворяет стойкая, сильная и вулканическая женщина, как это показано на афише фестиваля.

Балет Оперы Бордо - «Сильфида» А.Бурнонвиля.

Балет Оперы Бордо – «Сильфида» А.Бурнонвиля.

Другое направление, которое меня вдохновляло, – это стремление сделать так, чтобы танец встретился с самой разнообразной аудиторией через спектакли, а также через все другие мероприятия, объединяющие молодежь, школьников или просто любопытных. Именно поэтому я хотела расширить фестиваль до территории южного региона. Благодаря участию многих партнеров, в 2019 году манифестация стала Фестивалем танца Канн – Лазурного берега Франции. Всё вошло в это совместное мероприятие, задуманное в духе взаимного сотрудничества и плодотворного обмена мнениями: Anthéa (Антиб), Форум Жака Превера (Каррос), Сцена 55 (Мужен), Театр Грасса, Театры в Драсени (Драгиньян), Театр La Licorne (Канны), Национальный театр Ниццы и новый партнёр, появившийся в 2021 году, – Межкоммунальный театр Le Forum (Фрежюс). Такое развитие имело мультипликативный эффект и открыло доступ к танцу для других зрителей, создавая новые отношения, частые диалоги, обмены мнениями посредством предлагаемых работ и действий. Пользуясь предоставленным случаем, я хотела бы поблагодарить директоров театров, которые присоединились к нам и сделали возможным для фестиваля участие знаменитых трупп, больших спектаклей, богатства и изобилия разных форм искусства.
Моя любовь к танцу никогда не ослабевает. Двигаться, перемещаться, выходить за пределы своих возможностей и за пределы своего тела – остаётся для меня важным. Есть много способов посвятить себя этому – придумывать образы, отношения и жесты. Фестиваль, как он представлен, является не завершением, а открытием новых возможностей, и я счастлива тому, что они окажутся у Дидье Дешама.

Сезон 2021 года : почести женщинам.

Martha Graham Dance Company (Нью-Йорк)

Martha Graham Dance Company (Нью-Йорк)

Брижит Лефевр пожелала представить свой четвертый и последний сезон под знаком Земли, четвертого элемента мироздания. Мощная и вулканическая женщина, украшающая афишу фестиваля, – убедительное тому подтверждение. Запечатленная на афише танцовщица компании Марты Грэм символично выражает смысловую линию нынешнего сезона, в котором много места уделено женщинам и особенно тем, которые внесли большой вклад в создание современного и новейшего танца, укореняя свои жесты в земле. Фестиваль откроет нью-йоркская компания Марты Грэм. Программа, включающая три пьесы М.Грэм (1933, 1936, 1981), отметит во Франции 30-летие со дня смерти этого крупнейшего лидера американского современного танца. Сезон призван объединить разные тенденции в искусстве танца в рамках исторического тура – от романтического балета «Сильфида» до постановок современных мастеров, таких как Каролин Карлсон, Режин Шопино, и молодых хореографов, таких как Балкис Муташар, Эжени Андрин, Хонии Ванг, в пьесе которой три танцовщицы олицетворяют разные культуры. Это также возможность выделить замечательных танцовщиц-хореографов – Луизу Лекавалье, Бинту Дембеле, Росио Молина, и исключительно одарённую танцовщицу Марту Крумменахер с её соло «Жанет на крыше» в постановке Пьера Понвианна. Бразильская компания Mimulus покажет бальные танцы под музыку из фильмов Педро Альмоддвара, который в своих произведениях великолепно отражал достоинства женщин. Что касается Салима Мзе Хамади-Моисси, то его постановка «Massiwa» («Острова») вдохновлена матриархальным обществом Коморских островов. На платформе Studiotrade, организованной в партнерстве с Эриком Обердорфом, будут представлены произведения женщин-хореографов, вышедших с Европейской независимой хореографической сцены. Они представят свои работы в форме шоукейсов и в показе короткометражных фильмов.

Первопроходцы, увиденные сегодня.

«Свадебка» Доминика Бруна.

«Свадебка» Доминика Бруна.

Фестиваль объединяет вчерашних и сегодняшних первопроходцев танца. Жером Бель предлагает свой портрет Айсидоры Дункан – культовой фигуры современного танца. Доминик Брюн воссоздает в своих постановках легендарные произведения Брониславы Нижинской и Вацлава Нижинского – соответственно, «Свадебка» и «Весна священная», а также «Болеро» в исполнении Франсуа Шаньо. Эта программа под названием «Русский балет» будет показана в Каннском дворце фестивалей 4 декабря. Тремя днями позже на той же сцене выступит труппа Маланден Балет Биаррицы: она представит новую версию «Весны священной» в хореографии Мартина Харриага и балет «Жар-птица», первоначально созданный Михаилом Фокиным и теперь поставленный на современный манер Тьерри Маланденом. Следуя творческому девизу «в непрерывности – преемственность», труппа Балет Лотарингии противопоставит радикализм Мерса Каннингема и Мод Ле Пладека.

Фестиваль и проблемы современного мира.

В нынешний сезон включены произведения ряда мастеров, которые в своих творениях размышляют о состоянии и проблемах современного мира, будь то катаклизмы окружающей среды, как в спектакле «Планета» (странник) бельгийского хореографа Дамьена Жале и японского скульптора-сценографа Кохей Нава, в пьесе «Kantus», созданной коллективом Система Кастафьор, или переживаемые нами кризисы, отраженные в пьесах «Breothe, Breathe!» Эжени Андрин, «NOW» Себастьена Ли и «A// I need» Эдуарда Юэ. Наконец, некоторые постановки посвящены духовным поискам, в которых музыкальный источник играет важную роль – это «Offronde» Мие Кокемпо, Бруно Буше, Беатрис Массен и «Sottovoce» компании Линга.

Феерия дополнительных мероприятий.

В ходе фестиваля на 14-и сценах будет дано 29 представлений, а также состоится множество интересных и значимых мероприятий, среди которых две юбилейные выставки. Масштабная экспозиция «Розелла Хайтауэр» посвящена творчеству прославленной балерины, которая была первой американкой, начавшей танцевать в Европе, затем ставшей звездой труппы Новый балет Монте-Карло, впоследствии получившей название Большой балет Маркиза де Куэваса. Закончив артистическую карьеру, Р.Хайтауэр возглавляла балетные труппы Оперы Марселя, Парижской оперы и миланского театра Ла Скала. Потом она занялась педагогической деятельностью: 60 лет тому назад Р.Хайтауэр основала и возглавила уникальную в своем жанре Школу танца в Каннах, которая теперь называется Высшим Национальным Центром Танца (ВНЦТ), а его директором является известная итальянская балерина Паола Канталюпо. Ученики ВНЦТ примут участие в Каннском фестивале танца и 5 декабря покажут программу, включающую 4 пьесы в хореографии Жана-Кристофа Майо и Каролин Карлсон. Вторая экспозиция – «Система Кастафьёр», посвящена известному творческому коллективу, который базируется в Грассе. Труппу основали хореограф Марсия Барселлос и композитор Карл Бискюи. Спектакли Системы Кастафьёр являются уникальным явлением в современном мире танца. На выставке будут представлены 25 постановок коллектива, созданных благодаря пытливому поиску оригинальной пластики, причудливых костюмов и эффектной декорации.

«Система Кастафьёр».

«Система Кастафьёр».

Программа нынешнего сезона включает три чрезвычайно интересные встречи, которые пройдут в Каннском дворце фестивалей. 27 ноября Лора Каппелль – социолог и критик, пишущая для газет New York Times и Financial Times, приглашает на встречу с «Первопроходцами женщинами-хореографами» – от Марты Грэм до Бинту Дембеле, включая Айсидору Дункан, Каролин Карлсон и многих других, вошедших в историю танца. По окончании встречи можно будет приобрести книгу Л.Каппелль «Новая история танца на Западе» и получить автограф автора. 5 декабря Жильбер Мейер – экс-премьер балета Парижской оперы и профессор её Школы танца, прочитает лекцию «Маркиз де Куэвас – аристократ и меценат». В 1947 году этот американский импресарио обосновался в Монте-Карло и создал там знаменитую труппу Большой балет Маркиза де Куэваса, в которой танцевали многие выдающиеся артисты. Среди них – Р.Хайтауэр, И.Шовире, Л.Черина, Ю.Алгаров. В.Скуратов, А.Маркова, Т.Туманова, Н.Вырубова, Э.Брун, Ж.Шара. В тот же день, 5 декабря, будет проведён круглый стол на тему «Педагогика классического танца». В дискуссии примут участие маститые профессионалы – Жильбер Мейер; Жан-Гийом Бар – хореограф, экс-этуаль Парижской оперы и профессор её Школы танца; Жоэлль Булонь – экс-этуаль Балета Гамбурга и профессор ВНЦТ; Паола Канталюпо – экс-этуаль Балета Монте-Карло и директор ВНЦТ; Янник Бокен – профессор танца с большой интернациональной карьерой; Брижит Лефевр – экс-директор балета Парижской оперы, артистический руководитель Фестиваля танца Канны – Лазурный берег Франции.
Важный аспект фестиваля демонстрация документальных фильмов. В Каннском дворце фестивалей состоятся три киносеанса: 27 ноября предстанет «A dancer’s world» (1957, 31 мин.) – короткометражный фильм, запечатлевший танцующую Марту Грэм; 28 ноября – «Louise Lecavalier, sur son cheval de feu» (2018, 1 час 42 мин.) – полнометражный фильм, посвящённый жизни и творчеству Луизы Лекавалье. канадской танцовщицы и хореографа; 12 декабря – «Carolyn Carlson, Dare to risk» (2021, 52 мин.) – кино-портрет Каролин Карлсон, знаменитой американской танцовщицы и хореографа. В кинотеатре Les Arcades 4 декабря предстанет «Indes Galantes» (2020, 1 час 48 мин.) – документальный фильм, рассказывающий об участии хореографа Бинту Дембеле и тридцати танцовщиков хип-хоп в постановке и представлениях оперы Рамо «Галантные Индии» на сцене Парижской оперы.
Разнообразную и насыщенную программу Каннского фестиваля дополнят 4 мастер-класса (27 ноября и 4,7,11 декабря), двухдневный семинар на тему «Передача хореографического произведения» (29, 30 ноября) и коллоквиум «Ателье танца – Основы» (9, 10, 11 декабря).
Crédit photos : Festival de Danse Cannes – Côte d’Azur France, DR