ПРАЗДНИЧНЫЙ ФЕЙЕРВЕК В ЧЕСТЬ 15-ЛЕТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ТРУППЫ ФРАНСУА МОДЮИ
25/10/2021 Виктор Игнатов
19 октября 2021, Théâtre de Caen, Кан.

В Канском театре с огромным успехом состоялось гала-представление и празднование 15-летия Хореографической труппы Франсуа Модюи. Юбилейную программу составили 5 произведений в талантливой постановке Ф.Модюи – основателя, руководителя и солиста труппы. Вначале предстали «Увертюра, дефиле» и «Фортепианный концерт» на музыку М.Глинки и П.И.Чайковского, после антракта – «Fancy Dances», «А теперь», «Болеро» на музыку И.Стравинского, Ж.Беко, М.Равеля. Каждая постановка отражала вдохновенное мышление хореографа, изящество стиля и богатство лексики. Исполнители – 12 артистов и 23 юниора, продемонстрировали своё высокое мастерство, особенно ярко блистали солисты-виртуозы. Музыкально-танцевальное гала-волшебство триумфально завершилось чествованием труппы.

Франсуа Модюи.

Франсуа Модюи.

Франсуа Модюи.

Родился в 1983 году в Кане (Нормандия). в 14-лет начал заниматься танцем. Став золотым призёром на нескольких международных конкурсах, в 15 лет поступил в Парижскую национальную консерваторию танца, а в 17 лет – в Школу танца Парижской оперы. Его учителями были Сергей Соловьев, Ален Дебрус, Жак Намон и Жан-Ив Лормо. В 2003 году Морис Бежар принял его в свою компанию. В течение четырёх лет Франсуа танцевал в произведениях великого мастера и проявил своё дарование, исполняя сольные партии в балетах «Волшебная флейта», «Жар-птица», «Дионис» и «Любовь, танец». Увлекшись хореографией, в 1999 году поставил свою первую пьесу, а 7 лет спустя в родном городе основал собственную труппу с дюжиной профессиональных танцовщиков. В течение 12-и лет труппа получала поддержку от Генерального совета Кальвадоса, с 2012 года она является частной. Для своей труппы Ф.Модюи поставил 60 балетов, которые были показаны во Франции и в Европе. В 2010 году хореограф получил престижную премию «Леонида Мясина». Регулярно приглашаемый для выступлений на гала-концертах с участием знаменитых артистов Парижской оперы и других престижных компаний, он также ставит хореографию для многих балетных трупп. Большой успех у публики, в частности, имели его «Маленький принц» (2015) в Балете Зимнего дворца и «Щелкунчик» (2017) в Национальном Балете Гданьска. В 2014 году Ф.Модюи учредил в Довиле «Приз Нижинского», который вручается на Международном конкурсе молодых танцовщиков; 2 и 3 апреля 2022 года он состоится уже восьмой раз. Франсуа регулярно читает лекции по истории танца, среди тем – «Классические балеты, передача и эволюция», «Морис Бежар», «Птица и танец», «Дж.Баланчин – П.И.Чайковский», «Русские балеты». Хореограф работает на телевидении в программе «Вундеркинды», а также в кино в качестве консультанта. В 2016 году Франсуа создал Труппу юниоров – трамплин для молодых танцовщиков, которые выступают вместе с артистами основной труппы. Ф.Модюи готовит молодёжь к профессиональной карьере. Со времени основания Труппы юниоров 10 её танцовщиков были приняты в различных европейские компании.

Юбилейное гала-представление.

Празднование 15-летия Хореографической труппы Франсуа Модюи проходило в Канском театре. В предисловии к прекрасно изданной программе юбилейного вечера 37-летний хореограф, в частности, написал: «Сегодня вечером я не хочу гасить юбилейные свечи, так как в течение 15-и лет моя главная работа состояла в том, чтобы именно сохранять это пламя горящим и животворным. За 15 лет труппы, за 29 лет профессиональной карьеры, за 23 года танцевальной практики мой огонь никогда не угасал. Его интенсивность порой снижалась, иногда была недалека от взрыва, но он оставался всегда живым… Для этого вечера я выбрал 4 бессюжетных балета, которые с точки зрения хореографии представляют страсти артистические, хореографические, музыкальные и духовные. Но танцовщики вам что-то расскажут благодаря их телу, музыкальности, интерпретации и свету, потому что артисты – основные протагонисты истории труппы. Сегодня вечером я особенно горячо поздравляю с юбилеем Жеральдин Люка, которая танцует в моих спектаклях с 2000 года. Без неё я бы не достиг всего того, что было создано за эти годы. Спасибо всем танцовщикам, которые меня окружали, моим родителям и всем, кто верил в эту труппу. От всего сердца я желаю зрителям приятного вечера».
В большом, уютном зале театра собралась публика, состоящая, главным образом, из местных балетоманов и меломанов, давно знающих и любящих Хореографическую труппу Франсуа Модюи. Важно, что среди зрителей было много молодёжи. Это говорило об интересе к балетному искусству молодого поколения, несмотря на его тотальное увлечение хип-хопом и поп-танцем. Юбилейный вечер открыла хореографическая сюита «Увертюра, Дефиле» в эффектной постановке Ф.Модюи на музыку М.Глинки, Дж.Мейербера и А.Понкьелли. Поочерёдно выходя на сцену, согласно возраста и мастерства, несколько шестерок, составленных вначале из многочисленных учащихся Академии танца «Кароль Массутье», затем – из юниоров и артист труппы, синхронно исполнили затейливые композиции, вдохновенно сплетённые из движений академической лексики. После такого рода демонстрации уровня танцевальной техники исполнители показали оригинальную миниатюру, которая позволила шире представить как хореографический талант Ф.Модюи, так и профессиональное мастерство всех участников этого великолепного парада-дефиле. Прекрасная его интерпретация отразила также бесконечную влюблённость в балет всех исполнителей, их огромное желание посвятить себя великому искусству танца. Торжественно-патетический настрой парада-дефиле, однако, несколько омрачал чёрный цвет одежд юных балерин и танцовщиков. Нужно сказать, что вначале они исполняли хореографические композиции на фоне чёрной заставки, потом на фоне голубого экрана. Его свечение сразу же оживило сценическую атмосферу, и танец получил световую поддержку, что чрезвычайно значимо для академического балета. Танцевальный дивертисмент украшали виртуозные соло и элегантные дуэты, которые ярко блистали на фоне стройного и синхронного кордебалета. В заключительной части дивертисмента его причудливые композиции включали красивые танцы шести изящных балерин в серебристых платьях и лучезарных диадемах. В масштабном финале все участники хореографической сюиты прекрасно исполнили музыкально-танцевальную феерию и торжественно замерли под бурные аплодисменты восторженной публики. Это был триумф мастерства, молодости и танца!
На этой пьянящей волне праздничного настроя, всецело охватившего публику, сценический экран вдруг ожил: на нём предстала феерия видео-поздравлений от многочисленных профессионалов – друзей и поклонников труппы, преданных жрецов Богини танца. Среди них были Жозе Мартинез и Карл Пакет – экс-этуали балета Парижской оперы. Под популярную песню Барбары «Ma plus belle histoire d’amour» на экране поочерёдно предстали видео-портреты всех 12-и артистов и 23-х юниоров интернациональной труппы, в составе которой, к сожалению, ощущается дефицит танцовщиков. Большое впечатление произвел визуальны обзор главных этапов хореографического творчества Ф.Модюи. На экране появилась галерея фотографий ряда сцен из наиболее значимых балетов хореографа, созданных на музыку великих композиторов. Среди них «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Самсон и Далила» К.Сен-Санса, «Кармина бурана» К.Орфа, «Кармен» Ж.Бизе. В завершении юбилейной панорамы предстали документальные кинокадры, запечатлевшие труппу в ходе кропотливых репетиций и успешных выступлений перед широкой публикой.

Балет «Фортепианный концерт».

Sans titre 2
Особый интерес для меня и для зрителей в зале представлял одноактный балет на музыку Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. Причина в том, что это гениальное сочинение композитора, ставшее одним из самых популярных произведений, исполняемых повсюду в мире, и даже заменившее гимн России в международном спорте, как ни странно, практически отсутствует на танцевальной сцене. Несмотря на мелодическое, образное и эмоциональное богатство партитуры, хореографы не осмеливаются к ней прикасаться, так как хорошо понимают, что для гениальной музыки нужно сочинять достойные ей танцы. Действительно, Фортепианный концерт не только прекрасен для слушателей, но и коварен для исполнителей. За его публичную интерпретацию берутся лишь высокотехничные и опытные музыканты. Для воплощения этой музыки в танце хореограф должен обладать подлинным талантом, музыкальным мышлением и, прежде всего, духовным созвучием с творческим настроем композитора. Эти важные аспекты счастливо объединились в личности Ф.Модюи, отважившегося на создание балета весьма специфического жанра.
Основателем этого жанра является великий Дж.Баланчин. В своих балетах он начал использовать обновленный и обогащенный классический танец для раскрытия абстрактных музыкальных произведений. Благодаря искусному развитию музыкально-хореографических образов, Дж.Баланчин сумел великолепно поставить ряд сюит, концертов и симфоний П.И.Чайковского, Ж.Бизе и И.С.Баха. Восемь (!) симфонии Г.Малера (№ 1,3,4,5,6,7,9,10) получили превосходное хореографическое воплощение в постановках Дж.Ноймайера. Особенно ценный вклад в мировую сокровищницу симфонических балетов внес Уве Шольц (1958-2004) – немецкий хореограф и музыкант. За 20 лет он создал более 90 балетов на музыку многих композиторов – от эпохи возрождения до В.А.Моцарта, Р.Вагнера, Р.Шумана и И.Стравинского. В плеяде выше названных знаменитых хореографов, образно воплощающих в танце музыку великих композиторов, достойное место занял и Ф.Модюи. Талантливый хореограф, страстно влюбленный и хорошо знающий музыку, смело и одержимо взялся за гениальную партитуру П.И.Чайковского и создал чудесный балет! Весьма показательно и то, что на такой творческий вызов не решился ни Дж.Баланчин, ни У.Шольц.
Первый фортепианный концерт П.И.Чайковского, впервые прозвучавший 25 октября 1875 года в Бостоне, открыл новую эру в русской фортепианной музыке. Это произведение значительно превзошло всё написанное до него по своему значению. Концерт входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением на международных конкурсах исполнителей. В нём всё прекрасно и пленительно; праздничные и сверкающие темы удивительным образом переплетаются с лирическими и задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.
Музыкальное содержание концерта, согласно замысла П.И.Чайковского, основано на украинских народных мелодиях. Первая часть – наиболее важная. Она определяет характер всего произведения. Его открывает интродукция с блестящей темой, выражающей торжество и мощь в ослепительном сиянии. Это, поистине, гимн жизни! Главная партия основана на народном напеве лириков. Вторая часть – совершенно иная. Это попытка совместить традиционную медленную часть и скерцо. Здесь композитор использовал французскую народную песню, задушевную, плавную и красивую. Начальная мелодия построена на народных интонациях. Финал концерта чрезвычайно яркий и лучезарный, вызывающий особое внимание и восхищение слушателей. Здесь композитор цитирует украинскую хороводную песню. Используя рондо-сонату, П.И.Чайковский оригинально трактует форму третьей части. В конце разрастается торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее. По своей структуре и музыкальному содержанию Фортепианный концерт близок к симфонии. Он наделён всеми чертами симфонического цикла, среди них – многогранная концепция, принцип контраста, развитие формы, яркие и индивидуальные темы.
Балет «Фортепианный концерт» в хореографии Ф.Модюи состоит, согласно партитуре П.И.Чайковского, из трёх частей. Каждая из них предстала необычайно живо и грациозно. Многочисленные оркестровые темы живописно разворачивались в танцах больших женских ансамблей. Юные стройные балерины в розовых туниках изящно парили на атласных пуантах, чаруя метаморфозами причудливых композиций и восхищая синхронностью музыкальных жестов и элегантных движений. Четыре балерины в красных туниках придавали большим танцевальным ансамблям композиционный орнамент, колористическую яркость и рельефное разнообразие. Эти высокотехничные балерины периодически солировали или танцевали в дуэтах или трио с кавалерами, одетыми в розовые рубашки и белое трико. Большие ансамбли, выстроенные часто линиями, впечатляли оригинальностью форм и движений. Порой ансамбли замирали вдоль сцены, предоставляя её середину для сольных танцев, воплощающих звучание солирующего рояля. Сольные партии превосходно исполняли лучезарные звезды труппы – японка Харука Арига и итальянец Лоренцо Бернарди. В белоснежных нарядах они танцевали чисто и точно, экспрессивно и виртуозно, вдохновенно и обворожительно. Каждый из них демонстрировал высокую технику классического танца, а также яркие индивидуальные достоинства: Зарука – стремительность и полётность, Лоренцо – лёгкость и прыгучесть. Периодически они танцевали вместе, восхищая отточенным исполнением сложных композиций с обилием причудливых вращений и дивных поддержек. Финал первой части оказался настолько масштабным и эффектным, что в зрительном зале вспыхнули долгие овации.

Франсуа Модюи

Франсуа Модюи

Во второй части «Фортепианного концерта» обворожительной солировал Франсуа Модюи. В своей танцевальной партии он изумительно воплощал лирические темы солирующего рояля, восхищая певучей нежностью выразительных рук. Франсуа пленял музыкальной пластичностью, кантиленой и одухотворённостью. Это было истинное волшебство гармоничного единения музыки и танца! Во второй части балета лучезарно сверкали своим мастерством танцующие в дуэте Харука и Лоренцо, а также 4 пары балерин (в красных туниках) с их кавалерами, синхронно исполняющих затейливые композиции. В финале Харука, Лоренцо и Франсуа поочередно предстали в сольных вариациях, и под патетические звуки оркестра все многочисленные исполнители балета слились в единый огромный ансамбль, который пленял синхронными волнами широких и красивых жестов. В торжественные композиции ансамбля влились 4 балерины и 4 танцовщика полу-солистов, затем и три основных солиста. На сцене возникло грандиозное пиршество праздничного танца, которое триумфально завершило «Фортепианный концерт» под бурные овации и мощное ликование восторженных зрителей!
Балет полноценно отразил важнейшие грани богатого дарования и масштабного творчества Ф.Модюи – широту и глубину хореографического мышления, многообразие танцевальной лексики и музыкальную чувственность. Эти качества помогли ему найти оригинальные музыкально-хореографические образы для адекватного воплощения партитуры П.И.Чайковского. Сценическое действо выстроено затейливо и живописно, хотя порой несколько схематично. Балетное представление, как и музыкальное произведение, органично выстроено из соревновательных и обоюдных танцев солистов и ансамблей, олицетворяющих звучание фортепиано и оркестра. Нужно сказать, что все хореографические картины, отражающие многочисленные темы Фортепианного концерта, разворачивались на фоне монохромного свечения экрана, разная цветовая окраска которого создавала эмоциональный настрой согласно звучащей музыки. Все солисты, артисты и юниоры труппы, участвующие в исполнении балета (в сумме 31 человек), достойно воплотили хореографический замысел Ф.Модюи. Правда, большим ансамбля поначалу не хватало музыкального дыхания и пластической мягкости, вследствие чего танцевальные движения выглядели излишне жёсткими.

« Fancy Dances »

После антракта предстала оригинальная хореографическая миниатюра, поставленная на музыку И.Стравинского. Фонограмма включала первую часть Фортепианного концерта «Движения» (1959) и вторую арию Скрипичного концерта (1931). Музыкальная композиция, составленная из ностальгически-минорных и радостно-мажорных тем, получила не только адекватное, но и весьма контрастное воплощение в танце. Хореографический дивертисмент открыл пленительный дуэт. На сумрачной сцене предстало лирическое па де де в исполнении Капусин Огоновски и Франческо Каффорно. Изящная техничная балерина (в чёрном купальнике) и её надёжный внимательный партнёр (с обнаженным торсом) пленяли красотой пластичных линий и кантиленой причудливых связок.

Sans titre 6Возникла радостная музыкальная тема: возросло освещение сцены, и на ней появилась шестёрка бравых артистов, одетых в чёрное трико и цветные рубашки. Их яркая палитра была созвучна оптимистическому настрою музыки И.Стравинского. Следуя колористическому характеру тем и их музыкальным темпам, артисты танцевали в дуэтах и трио, составляли разные по формам и численности группы, демонстрируя своё незаурядное исполнительское мастерство. Напряжённая музыка инициировала динамичные танцы. Разнохарактерные номера сменяли друг-друга, формируя многоликий дивертисмент с рядом лексических находок и стилистических новаций. Освещение сцены потускнело, и под дивные звуки скрипичной арии вновь возник магически дуэт Огоновски – Каффорно. Артисты неспешно и одухотворенно сплетали танцевальные кружева, украшая их певучими жестами и скульптурными поддержками. Движения дуэта были связаны с музыкой столь образно и органично, что она становилась видимой! Романтическая идиллия музыкально-танцевальной кантилены исчезла под потоком лучезарной темы фортепианного концерта. Сцена вновь оказалась во власти радостных танцев с участием всех восьми исполнителей миниатюры, но, к сожалению, вскоре она угасла.

«Et Maintenant»

В обширной программе «Юбилейного гала» среди крупных хореографических произведений Ф.Модюи, поставленных им на оркестровую музыку великих композиторов, особенно ярко блистал небольшой сольный номер, созданный на популярную песню Жильбера Беко «Et Maintenant» («А теперь»). Это крик души мужчины, от которого ушла возлюбленная. Танцевальная вариация предстала в гениальной интерпретации самого хореографа. Процитируем его краткий комментарий:
«Премьера этого соло состоялась на сцене Театра Кана в 2005 году. Затем я его танцевал непрерывно на протяжении 15-и лет в разных турне компании во Франции и за рубежом. Соло меня повсюду сопровождало и приносило удачу. Именно благодаря этой вариации я был включён в турне «Гала звёзд» для выступлений в течение нескольких лет вместе с солистами Парижской оперы, а также получил приз «Леонида Мясина» в 2010 году. Мне, как исполнителю этого соло, объективно говорить о нём – очень трудно. Но, если я решил его исполнить на юбилейном гала, то это для того, чтобы не забывать, что оно мне принесло, а также потому, что, и прежде всего, оно каждый раз мне доставляет приятные воспоминания. Я себя вижу под этим световым «душем» в начале соло на сцене разных театрах, я вспоминаю эти годы и танцовщиков, которые меня каждый раз сопровождали от моей первой труппы до сегодняшней. Несомненно, будет то же самое и сегодня вечером с моими воспоминаниями, окрашенными эмоциями и благодарностью».

Франсуа Модюи

Франсуа Модюи

Под страстное пение Ж.Беко на пустой сцене с фиолетовым экраном одиноко движется танцовщик, страдающий от потери возлюбленной. В распахнутой белой рубашке он похож на трепетную вуаль, которая болезненно разрывалась на глазах у зрителей от от бури сильных и глубоких переживаний, отраженных в песне, которая благодаря танцу становилась видимой. Франсуа гипнотически парил на волнах интимной мелодии, вдохновенно выражая в образном и экспрессивном танце надрывный поэтически текст. После серии филигранных вращений, широкого и стремительного жете по кругу танцовщик, ещё не потерявший искру надежды, однако всё-таки сломленный потерей любви, в изнеможении рухнул на сцену, а зал взорвался от бури оваций. Это был грандиозный триумф: талант и озарение хореографа в осмосе вдохновения и наслаждения наполнили чудодейственным светом не только эту танцевальную вариацию, но и добросердечные души зрителей. Это была уникальная встреча с гениальным творением и феноменальным исполнением.

« Б О Л Е Р О »

Юбилейный вечер завершало «Болеро» – одноактный балет на музыкально-хореографическую поэму М.Равеля. Композитор написал её по заказу И.Рубинштейн – знаменитой русской танцовщицы, труппа которой впервые исполнила этот балет в хореографии Б.Нижинской на сцене Парижской оперы 22 ноября 1928 года. Позднее там же были показаны хореографические версии М.Фокина (1934) и С.Лифаря (1941). «Болеро» в постановке М.Бежара считается подлинным шедевром: его впервые показала труппа Балет ХХ века в 1961 году, затем ему принесли всемирную славу легендарные исполнители – аргентинский танцовщик Х.Донн и русская балерина М.Плисецккая. За истекшее почти 100 лет в мире хореографии появилось много разных версий «Болеро», в частности, во Франции поэму М.Равеля воплощали в танце Тьерри Маланден, Анжелен Прельжокаж и другие. Празднование 15-летия труппы Ф.Модюи позволило мне встретиться и с его хореографической версией, о которой он написал следующее:
«Для меня было не просто поставить новую версию «Болеро», учитывая то, что я много раз танцевал его в кордебалете у Мориса Бежара. Я попробовал сосредоточиться на музыке, в то же время стремясь стереть разные ритмы, которые мне приходили, естественно, через память тела. Я хотел вспомнить одну вещь: Морис нам объяснил, что это сочинение Равеля более восточное, чем испанское. После того, как я преодолел себя, чтобы начать всё сначала, я понял, в какую борьбу меня затягивает эта пьянящая музыка: в конце-концов может быть только один победитель – музыка или танцовщик. Исходя из этого, идея попробовать пойти физически дальше, чем то, что внушает это музыкальное крещендо, вывело меня на идею борьбы в профессии танцовщика, не против кого-то, а против самого себя».

Sans titre 9Драматургическая концепция Ф.Модюи получила успешное воплощение в его оригинальной хореографической версии «Болеро». Под магическую музыку М.Равеля начинается масштабное и чарующее танцевальное действо. Оно гипнотически разворачивается на фоне белого экрана с участием 30-и артистов, одетых в чёрные купальники. Вначале все они неподвижно сидят на сцене, охваченной легким сумраком, и как бы вслушиваются в доносящиеся издалека нежные звуки солирующей флейты. Завороженные чудесной мелодией, артисты как бы пробуждаются и начинают источать певучие жесты. С нарастанием плотности света артисты встают, и синхронная жестикуляция ансамбля приобретает причудливой волновой характер. Развитие музыкальной темы увлекает артистов в танцевальный ритуал: все его участники ритмично и синхронно движутся в постоянно меняющихся композициях, придуманных искусно и с богатой фантазией. Среди чарующих волн синхронной жестикуляции возникают асинхронные ряды грациозных движений и жестов, создавая тем самым полифоническую пульсацию в большом ансамбле. Но его численность постепенно уменьшается. По ходу впечатляющего танцевального соревнования исполнителей с разрастающейся музыкой со сцены уходят вначале 7, потом 5 артистов, остальные же продолжают ритмично двигаться и жестикулировать, порой выполняя одиночные хлопки над головой. Некоторое время спустя ансамбль покидают 8 артистов; 10 оставшиеся исполнителей красиво движутся парами и в линии. Артисты продолжают покидать сцену, и на ней последовательно танцуют октет, секстет, квартет и трио (в смешанном составе), в котором танцовщица изящно парит в поддержках среди двух её партнеров. Последний мужской дуэт сплетен из множеством интересных и оригинальных движений с обилием сложных прыжков и виртуозных вращений. Наконец, на сцене остается только один танцовщик: на фоне розового экрана он страстно исполняет свой танцевальный монолог, в котором стремится преодолеть и укротить музыкальную лавину на её мощном гребне крещендо. Когда же музыка достигает сокрушительного апогея, а экран «раскаляется» до цвета огня, самоотверженного танцовщика охватывает экстаз, и артист входит в раж. В финале герой одерживает сладостную победу, срывает с себя рубашку и с ликующим возгласом замирает на сцене с поднятой рукой под бурные овации зрителей и всеобщий триумф «standing ovations». На такой грандиозном патетическом мажоре программа юбилейного гала подошла в своему концу.
Вечер завершили приветственные и благодарные речи, красивые цветы и зажжение праздничной свечи, которая стала символом не только красивого юбилея, но и скорой новой встречи! Франсуа Модуи пригласил всех зрителей на свой новый балет «Мадам Баттерфляй» с музыкой Дж.Пуччини. Мировая премьера состоится 21 декабря этого года в Канском театре!
Crédit photos : ARGES PHOTOGRAPHIE