ТРИУМФАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА «ЖАР-ПТИЦЫ» И «ВЕСНЫ СВЯЩЕННОЙ» В ПАРИЖСКОМ ТЕАТРЕ ШАЙО
9/11/2021 Виктор Игнатов
4 -12 ноября 2021, Chaillot – Théâtre national de la Danse, Париж.

В Национальном театре танца Шайо труппа Маланден Балет Биаррицы представила «Программу Стравинский». Её составили новые версии балетов «Жар-птица» и «Весна священная» в постановке, соответственно, Тьерри Маландена и Мартена Харрьяга. Это встреча небесного и земного: первый балет посвящен духовному ренессансу, второй – торжеству природы и обряду возрождения Весны. Разные по замыслу и лексике постановки объединяют музыкальная хореография и духовная энергетика Стравинского. Представление причудливо разворачивается в аскетичном оформлении и завораживает ярким танцевальным действием, в котором участвуют 22 великолепных артиста, демонстрирующих высокое исполнительское мастерство. В «Жар-птице» блистательно солирует Уго Лайер, воплощая Птицу Феникс.

Тьерри Маланден.

Тьерри Маланден.

Тьерри Маланден.

Родился в 1959 году. Карьеру танцовщика начал в Парижской опере, когда её балетную труппу возглавляла Вьёлетт Верди (1977-1980). В1986 году основал свою труппу «Temps présent», которая в 1992 году обосновалась в Сент-Этьене. В 1998 году возглавил Национальный хореографический центр в Биаррице. В 2004 году был номинирован на престижный приз Benois de la Danse за хореографию спектакля «Les créatures», за создание которого получи приз критики на Международном фестивале балета в Гаване. В 2006 году второй раз был номинирован на приз Benois de la Danse за постановку балета «Взлет Икара» для труппы Парижской оперы. С 2009 года является артистическим директором Международного фестиваля Время любить, ежегодно проходящего в Биаррице. В 2014 году стал лауреатом Европейской балетной премии Тальони за постановку «Золушки». В 2018 году был номинирован на приз Benois de la Danse за хореографию балета «Noé», за создание которого годом ранее получил приз Ассоциации критиков театра, музыки и танца. В 2019 году избран в секцию хореографии Академии изящных искусств Франции. В 2020 году стал лауреатом премии SACD в секции хореографии. За истекшие годы Т.Маланден создал более 80-и хореографических произведений, многие из которых отмечены французскими и зарубежными наградами.


«Жар-птица» в постановке Т.Маландена.


2021/09/10 L'oiseau de feux Thierry Malandain ©Olivier Houeix ©Olivier HoueixВ своей версии хореограф заменил сказочный сюжет знаменитого балета Стравинского на философскую концепцию духовного возрождения земного мира. Несмотря на то, что композитор сочинил партитуру балета «Жар-птица» в полном соответствии с текстом русской народной сказки, музыка его третьей оркестровой сюиты (1945), которой воспользовался Маланден, оказалась вполне приемлемой для воплощения его концепции. Говоря о замысле своей постановки, Маланден написал следующее: ««Жар-птица» – танцевальная сказка в хореографии Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского, была впервые показана в Парижской опере 25 июня 1910 года в исполнении труппы Русские балеты Сергея Дягилева…Но нашей целью был не портрет этой птицы и не её образ, созданный Баланчиным в 1949 году на основе первоначального либретто и оркестровой сюиты 1945 года для труппы New York City Ballet. Стравинский, сочинивший на музыку своего балета три сюиты в 1910, 1919 и 1945 годы, написал в своих мемуарах (Robert Craft, 1959): «Я предпочитаю хореографию Баланчина на сюиту 1945 года в сравнении с балетом Фокина и сюиту тоже: музыка всего балета слишком длинная и неровная по качеству». По примету Баланчина мы и воспользовались концертной сюитой 1945 года. Морис Бежар, в чьей версии я танцевал в 1979 году в составе труппы Рейнского балета, опирался на более короткую сюиту 1919 года. В его постановке для Парижской оперы (1970) птица является вестником надежды или даже революционной иконой, направляющей вооруженных партизан. Бежар уточнил в своём предисловии: «Стравинский – русский музыкант. Стравинский – революционный музыкант. Жар-птица – это феникс, который возрождается из пепла. Поэт, как революционер, – это жар-птица». Мы же учитывали то, что птицы являются символом единения неба и земли, а также то, что феникс, распадаясь, чтобы возродиться, олицетворяет в христианской религии бессмертие души и воскрешение Христа. Более того, комментируя партитуру (Стравинского), композитор Рейнальдо Хан написал в 1910 году: «Это очень чистое, очень сильное дыхание, которое исходит с высоты». Отсюда возникло искушение сделать жар-птицу носителем света, вселяющего утешение и надежду в сердца людей, что предстаёт в образе Франциска Ассизского – святого поэта природы, который общался со своими собратьями птицами, будь они или прекрасными, сияющими безмерным великолепием, или простыми воробьями».
2021/09/10 L'oiseau de feux Thierry Malandain ©Olivier Houeix ©Olivier HoueixБогатая фантазия и оригинальная хореография, выразительная лексика и безупречная музыкальность Маландена весьма успешно проявились в его балете «Жар-птица». Танцевальное действие органично разворачивается в чёрном интерьере. Представление открывают графические танцы двух десятков артистов, одинаково одетых в длинные лёгкие сутаны чёрного цвета. На фоне белой сцены эти наряды выглядят не только контрастно, но и образно, ибо широко развиваясь, благодаря динамичным движениями артистов, они как бы создают свой причудливый и чарующий бал, в ходе которого ансамбли артистов магически трансформируются, формируя живописные композиции, которые в свою очередь непрерывно изменяются. Все эти танцевальные метаморфозы, вдохновенно придуманные хореографом и органично связанные с музыкой, пленяют изяществом линий, комбинаций и связок, красотой движений, жестов и поз. Среди ряда эффектных новаций отметим, в частности, плотную группу артистов, которая, картинно застыв под падающим потоком яркого света, протягивает к нему руки с нежным трепетом кистей, создавая диковинный образ невиданной красоты. Впечатляет также превращение линейного ансамбля пульсирующих тел в композицию многогранной звезды, которая начинает вращаться с выбросом по периферии её участников, из которых вскоре образуется новый мощный поток, движущийся в противоположном направлении. Затейливые метаморфозы ансамблей пленяют синхронными движениями с графическими жестами особенно эффектными при исполнении больших батманов, которые приобретают специфическую воздушность и музыкальность, благодаря длинным сутанам артистов. Автор костюмов – Джордж Галлардо, давно и плодотворно работающий с Маланденом, как всегда, создал интересную коллекцию сценических нарядов. Участники представления одеты в строгие сутаны вначале чёрного, затем голубого, а в финале белого цвета, что подчеркивает единство и гармонию большого ансамбля, в котором сумрачный настрой сменяет просветленная оптимистичность. Монохромные сутаны артистов контрастируют с красочным костюмом центрального персонажа – Жар-птицы. Она является в красно-золотом наряде, элегантный крой которого позволяет исполнителю полноценно демонстрировать чистоту и красоту замысловатых па и жестов.

Уго Лайеру

Уго Лайеру

Сложную партию Жар-птицы хореограф доверил талантливому артисту труппы Уго Лайеру – выпускнику Парижской консерватории музыки и танца, в которой он получил прекрасную выучку благодаря Сергею Соловьёву. высокопрофессиональному педагогу. Стройный и лёгкий, изящный и гибкий солист превосходно танцевал и восхищал филигранной трактовкой Жар-птицы. Тщательно отшлифованные причудливые композиции грациозных и музыкальных рук производили гипнотическое впечатление: широкие взмахи графических крыльев фантастической птицы, её трепетные вариации были не только созвучны музыке, но и придавали ей особую образность, и даже делали её видимой. Свободные движения магического танца, украшенного каскадами с эффектными шпагатами на полу и вертикальными стойками вверх ногами, а также дивными прогибами тела и глубокими плие, пленяли как лексической новацией хореографа, так и высоким мастерством исполнителя.
Большой удачей хореографа являются и прекрасные трио, сочиненные с вдохновенной фантазией и утонченным вкусом. Благодаря превосходному исполнению красивые графические линии, оригинальные пластические связки и музыкально-хореографическая кантилена доставляли истинное наслаждение. Чарующее впечатление производили также певучие танцы женской группы с динамичной партией изящной солистки. Одетые в розовые и жёлтые туники с тонкими узорами, 10 девушек восхищали бисером воздушных па и трепетом крылатых рук. Группа прелестных танцовщиц напоминала стаю райских птиц, радостно порхающих под мелодичные трели музыки Стравинского. Многоликое хореографическое действо венчает патетический финал. На сцене появляется Уго Лайер, но не в роли Жар-птицы, а в образе Святого Франциска Ассизского: теперь солист шествует в длинном золотом наряде по крою таком же, как и все 20 артистов, одетых в одинаковые белоснежные сутаны. По обе стороны чудотворца выстраивается линейный плотно сцепленный ансамбль, который следует за предводителем: Францизск уверенно ведёт людей к светлой надежде и заветной мечте. Вскоре все исчезают, а чёрный задник частично раздвигается. Из образовавшейся бреши, залитой голубым свечением, на сумрачную сцену выходит полуобнаженный атлет, несущий огромное яйцо лучезарного и чудодейственного света. Так символично и оптимистично завершается новая версия балета Стравинского «Жар-птица» в постановке Тьерри Маландена.

Мартен Харрьяг.

Мартен Харрьяг.

Мартен Харрьяг.

Родился в 1986 году в Байоне, где в 19 лет начал заниматься классическим и современным танцем. В 2007-2008 годы – артистическое становление в Балете Биаррицы Юниоров под руководством Маландена, в 2009-2010 годы – танцовщик Национального Балета Марселя, где дебютировал в качестве хореографа. В 2010-2013 годы – артист голландской компании Noord Nederlandse Dans, для которой поставил пьесу «Of Suits Spots & Fur» (2011). В 2013-2018 годы – член Kibbutz Contemporary Dance Company (Израиль). В 2014 году получил вторую премию на Международном конкурсе хореографов в Штутгарте (Германия) за постановку пьесы «Open Mic. Suffocation». В 2015 году – лауреат приза Scapino Ballet Rotterdam на конкурсе в Ганновере (Германия) за постановку балета «Красавица и Чудовище», за который получил приз публики и третью премию на конкурсе в Копенгагене (Дания). В том же году завоевал приз публики и вторую премию на конкурсе в Штутгарте за пьесу «You Man». В 2016 году удостоен приза критиков и второй премии на Международном конкурсе молодых хореографов неоклассики в Биаррице. В 2018 году стал приглашенным артистом Национального хореографического центра Маланден Балет Биаррицы, для труппы которого поставил пьесу «Сирены». В 2019 году был номинирован на «Золотую маску», российскую театральную премию, за постановку и костюмы пьесы «Pitch».

«Весна священная» в постановке М.Харрьяга.

Одноактный балет И.Стравинского (он же автор сценария совместно с Н.Рерихом) впервые предстал в авангардной хореографии В.Нижинского – легендарного «Бога танца». Премьера состоялась 25 мая 1913 года в парижском Театре Елисейский Полей, где разразился грандиозный скандал, вошедший в мировую историю искусства танца. Балет в двух частях, содержащий картины языческой Руси, благодаря гениальной музыке Стравинского стал рекордсменом по числу хореографических версий. Среди них наибольшую популярность приобрели постановки М.Бежара для труппы Балет ХХ века (1959) и П.Бауш для Вуппертальского танцтеатра (1976). Теперь за танцевальное воплощение партитуры Стравинского взялся 35-летний Харрьяг и всецело преуспел. Его версия, несомненно, займёт достойное место среди самых значимых постановок «Весны священной». Триумфальному успеху нового спектакля способствовала совокупность важных аспектов – самобытный талант и музыкальное образование хореографа, а также его редкостная преданность образной музыке и первоначальному сценарию балета с языческим ритуалом возрождения Весны.
В предисловии к «Программе Стравинский» М.Харрьяг написал: «Если Тьерри выбрал постановку «Жар-птицы», то я взялся за «Весну священную» прежде всего потому, что это необыкновенное музыкальное произведение. Благодаря моему образованию инструменталиста я мог читать партитуру и много слушал эту музыку во время первого ковидного карантина в марте-апреле 2020 года. Вокруг меня расцветала весна, и я был поражен вызывающей силой этой композиции, так мощно связанной с природой. Её текст, одновременно очень классический и очень современный, напоминает мне музыку к фильму Джона Уильямса. Я также хотел, чтобы вся труппа танцевала в течение всего спектакля. Однако «Весна священная» побуждает и требует бесконечной энергии как от танцовщиков, так и от хореографа, а также разбега, который, кажется, никогда не кончается. Здесь нужно быть физически, и нужно этого хотеть!».
2021:07:16 Filage Sacre du Printemps Martin Harriague ©Olivier HoueixПроцитируем текст Стравинского, опубликованный в день премьеры «Весны священной» в литературно-театральном журнале «Montjoie», в котором композитор разъясняет содержание своего балета:
«В Прелюдии, перед поднятием занавеса, я доверил своему оркестру тот великий страх, который овладевает каждым чувствительным умом перед лицом вещей, находящихся в процессе создания, которые могут расти, развиваться бесконечно. Это неясное и необъятное ощущение в то время, когда природа обновляет свои формы, и это смутное и глубокое беспокойство от всеобщего импульса (…). Короче говоря, я хотел выразить в Прелюдии «панический» страх природы перед восходящей красотой, священный ужас перед полуденным солнцем, своего рода крик бога Пана; сам музыкальный материал разбухает, растёт, распространяется. Каждый инструмент подобен почке, растущей на коре векового дерева (…) И весь оркестр должен обладать энергией рождающейся весны. В первой картине несколько подростков появляются вместе со старой, очень старой женщиной, чей возраст и век неизвестны, которая знает секреты Природы. Она бегает по земле, ни женщина, ни зверь. Подростки рядом с ней – это «Весенние авгуры». Они отмечают своими шагами на месте ритм Весны, биение пульса Весны (…). Группы смешиваются, но ближе к концу ритм, ускоряясь, объявляет об их жестоком разделении. Действительно, они делятся на левых и правых. Сейчас танцуют только юноши. Они разделяются на две группы и вступают в конфликт, танцовщики переходят от одной группы к другой и ссорятся, имитируя похищение. Но вот мы слышим прибытие кортежа. Это кортеж Мудреца, самого старого в клане. Великий ужас охватывает всех. И Мудрец даёт благословение земле, лежа на животе, раскинув руки и ноги, слившись с землей. Его благословение – это как бы сигнал к ритмичному фонтанированию. Все танцовщики формируют спирали, постоянно прыгая и фонтанируя новые энергии природы: это «Танец Земли». Вторая картина начинается с игры девочек-подростков. В начале звучит Прелюдия, основанная на таинственной песне, которая сопровождает танцы девушек. Они отмечают своими кругами место, где, в конце-концов, будет заперта Избранница. Это та, которая должна быть освещена, чтобы отдать свои силы Весне (…). Потом идёт «прославление Избранницы», затем – «Призыв Предков». И Предки собираются вокруг Избранницы, которая начинает исполнять «Священный танец». Когда она уже почти падает от изнеможения, Предки сползаются к ней, как хищные чудовища. Чтобы она не коснулась земли от падения, они поддерживают Избранницу и поднимают её к небу. Годовой цикл сил, которые возрождаются и возвращаются в лоно природы, свершается в своих основных ритмах».
2021/09/10 L'oiseau de feux Thierry Malandain ©Olivier Houeix ©Olivier HoueixТочно следуя этому содержанию и партитуре балета Стравинского в трактовке талантливого дирижера Теодора Куррентзиса, Харрьяг создал потрясающее представление. Оно захватывает танцевальной динамикой и выразительной силой, а также органичным развитием затейливой хореографии и зрелищным воплощением напряженной драматургии. В этой постановке, предельно земной и огненно страстной, весьма плодотворно проявились главные достоинства творчества Харрьяга – глубина и масштаб хореографического мышления, взрывная экспрессия и энергетика танцевальной лексики. Её составляет широкий спектр оригинальных движений, широких жестов и образной пластики, искусно сплетённых в замысловатые каскады, впечатляющие музыкальной ритмикой и графической красотой. Вдохновенно и причудливо выстроенное сценическое действо составляют хореографические картины с множеством интересных ансамблей. Согласно замысла хореографа и Миеке Кокелкорна – художника по костюмам, все участники представления одеты в белые рубашки и трусы. У каждого артиста на трусах и повязках на запястье босых ног свисают одинокие красные ленточки. Напоминая капли крови, они возвещают о предстоящей драме. Спектакль создан с богатой фантазией и необычайно театрально. Особенно ярко это проявляется в оригинальном прологе и аллегорическом финале.

Хореографическое действие.

Поднимается занавес, и взору предстаёт пустая сумрачная сцена. В её глубине под висящем светильником возле фортепиано стоит спиной к публике человек в чёрном костюме. Хотя не видно его лица, легко догадаться, что это Игорь Стравинский, так он начинает наигрывать одной рукой главную тему партитуры «Весны священной». Вскоре композитор садится и уже играет двумя руками, при этом из верхней части фортепиано высовывается лохматая голова. Обняв композитора своими руками, на сцену вылезает странный персонаж, который поочередно вытягивает их фортепиано еще 16 человек. Они расползаются по зелёной сцене и замирают. С явлением бурной оркестровой темы все разом вскакивают и, пылко жестикулируя, начинают дико и синхронно скакать на одном месте под знаменитую серию мощной музыкальной ритмики. В трепетной пляске молодых людей, охваченных «паническим» страхом, лохматый персонаж является как бы вожаком стаи. Ритмично прыгая впереди её боковой линии, он периодически оглядывается, как бы контролируя единство и целостность ансамбля. Периодически в нём возникает контрастная мозаика: одни участники стаи согнувшись пульсируют и топчутся, другие – проделывают взрывные прыжки с широкими жестами, что производит сильное впечатление благодаря ярким лучам света, подающим с колосников. Видение огромного ансамбля, пылающего в танцевальном угаре с потоком жутких криков, завораживает и ослепляет мощью движений и жестов, масштабом энергии и силой экспрессии!
2021:07:16 Filage Sacre du Printemps Martin Harriague ©Olivier HoueixПри смене музыкальной темы танцевальная стая перестраивается, формируя разные группы и композиции в соответствии с партитурой балета и его драматургией. В частности, интересно и азартно разворачивается драка юношей с последующим столкновением двух враждебных кланов. Согласно балетного сценария, появляется древний и слепой Мудрец: его приводит старуха, и он становится почтенным предводителем стаи. По ходу оригинально выстроенного хореографического действия над сумрачной сценой как бы восходит солнце. Его олицетворяет большой софит с жёлтым светом, перед мистической властью которого трепещут все участники представления. Но «священный софит» вдруг с грохотом мгновенно гаснет. Сцену охватывает гнетущая темнота, но Мудрец приносит факел и благодаря свету хореографическое действо продолжается. Красиво выглядят лирические хороводы октета стройных девушек, для танца которых, словно по волшебству, они оказываются с длинных легких юбках и узких лифчиках. Одна из девушек становится Избранницей и вскоре начинает взлетать на руках окружавших её парней. Она экспрессивно исполняет «священный танец», своеобразно сплетая его из сакральных движений и поз. При этом парни поддерживают её, чтобы предотвратить касание земли. Затем Избранницу ставят на большой серый камень, вокруг которого на таких же камнях, поочередно принесенных, рассаживаются все 17 членов стаи. Они синхронно проделывают пластические движения с графическими жестами и периодически замирают в причудливых позах, формируя эффектные композиции разной конфигурации. Свершив этот акробатический церемониал, его участники переносят свои камни к центру, где они становятся лобным местом для сидящей на коленях Избранницы, смиренно замершей в ожидании своей смерти. Вся участники стаи расходятся по сцене и, лежа, потом сидя, средствами пантомимы исполняют заклинания, прославляя Избранницу, которая ради спасения людей должна отдать свою жизнь для возрождения «Весны священной». Объединившись в два плотных кольца, люди окружают Избранницу, а когда они расступаются, то на её обнаженном теле можно видеть многочисленные нити текущей крови. Осуществив языческий обряд, стая растворяется в наползающей темноте, а ярко освещенная Избранница медленно возносится, и прежде чем исчезнуть с неё спадает красная ленточка под краткое звучание «предсмертного выдоха» флейт…Так патетически Харрьяг завершает свою хореографическую версию музыкального шедевра Стравинского, в которой жертвоприношение Избранницы, воплощающей энергию Весны, становится аллегорией вознесения живого к свету!
2021/09/10 L'oiseau de feux Thierry Malandain ©Olivier Houeix ©Olivier HoueixМировая премьера «Программы Стравинский» прошла в триумфальным успехом. В его достижение важную лепту внесли как создатели спектакля, так и его исполнители. Все они заслуживает лучших комплиментов! Артисты труппы Маланден Балет Биаррицы убедительно показали своё превосходное владение танцевальной стилистикой и лексикой как основателя и руководителя замечательного коллектива, так и приглашённого хореографа Мартена Харрьяга. Каждый артист, обладая высокой техникой, является органичной частью высокопрофессионального коллектива, что позволяет ему всегда демонстрировать не только исполнительское мастерство, но и редкостную гармонию, а также чарующую музыкальность. В итоге труппа прекрасно представила новые творения Тьерри Маландена и Мартена Харрьяга, в которых они талантливо воплотили свои оригинальные идеи и хореографические замыслы.
Поздравляя творцов «Программы Стравинский» с заслуженным успехом, нельзя не высказать некоторое сожаление относительно почти полного отсутствия в двух частях танцевального действия специфического русского колорита, так ярко и образно выраженного в музыке композитора. Стоит повторить, что оба его балета – и «Жар-птица», и «Весна священная», были созданы для Русских сезонов С.Дягилева в Париже и были посвящены, соответственно, волшебству русского народной сказки и образу языческой Руси. Однако в «Программе Стравинский», несмотря на её несомненное великолепие, всё-таки не ощущается русского духа, который бы мог стать хореографическим оммажем гению русского композитора.
Crédits photos : Olivier Houeix, Johan Morin &YOCOM