ПРОСЛАВЛЕННАЯ ТРУППА МАРТЫ ГРЭМ ТРИУМФАЛЬНО ОТКРЫЛА КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА
2/12/2021 Виктор Игнатов
27 ноября – 12 декабря 2021, Festival de Danse Cannes – Côte d’Azur France, Канны.

Под руководством Брижит Лефевр нынешний сезон Каннского фестиваля танца объединил разные направления в искусстве хореографии и стал грандиозной манифестацией, в которой приняли участие 28 французских и зарубежных компаний. Богатая и многообразная программа включала 15 новых постановок. Оказывая почести женщинам-хореографам, на открытии и закрытии сезона в Каннском Дворце Фестивалей знаковые произведения показали Martha Graham Dance Company (Нью-Йорк) и Carolyn Carlson Dance Company (Париж). Захватывающая программа, отражающая самобытный стиль и лексику Марты Грэм, включала три её пьесы – «Steps in the street», фрагмент из «Chronicle» (1936), «Ekstasis» (1933) и «Acts of light» (1981), а также премьерную постановку Андреа Миллера «Umbra» (2021).

Художественный руководитель фестиваля Брижит Лефевр решила представить свой четвертый и последний сезон в Каннах под знаком Земли, четвертого элемента мироздания. Мощная, вулканическая женщина, украшающая афишу фестиваля, – убедительное тому подтверждение. Запечатленная на афише танцовщица компании Марты Грэм символично выражает смысловую линию нынешнего сезона, в котором много места уделено женщинам и особенно тем, которые внесли большой вклад в создание современного и новейшего танца, укореняя свои жесты в земле.
gr3bisСреди 16-и дней фестиваля первый день оказался предельно насыщенным и чрезвычайно интересным: в престижном Дворце Фестивале состоялось 6 мероприятий разных по диапазону и жанру. После мастер-класса, который великолепно провела Дениз Вале – заместитель директора Martha Graham Dance Company, состоялись вернисажи двух юбилейных выставок. Масштабная экспозиция «Розелла Хайтауэр» была посвящена творчеству прославленной балерины, которая оказалась первой американкой, начавшей танцевать в Европе, затем ставшей звездой в труппе Новый балет Монте-Карло. Закончив артистическую карьеру, Р.Хайтауэр возглавляла балетные труппы Оперы Марселя, Парижской оперы и миланского театра Ла Скала, потом занялась педагогической деятельностью. Ровно 60 лет тому назад Хайтауэр основала и возглавила уникальную в своем жанре Школу танца в Каннах, ныне Высший Национальный Центр Танца, ученики которого приняли участие в программе нынешнего фестиваля. Вторая экспозиция – «Система Кастафьёр», была посвящена известному творческому коллективу, базирующемуся в Грассе. Его основали хореограф Марсия Барселлос и композитор Карл Бискюи. Спектакли Системы Кастафьёр являются уникальным явлением в современном мире танца. На выставке были представлены 25 постановок коллектива, созданных благодаря пытливому поиску оригинальной пластики, причудливых костюмов и эффектной декорации.
Затем был показан документальный фильм «A Dancer’s World» (1959, 31 мин.), в котором Марта Грэм – крупнейший лидер современного американского танца, представляет артистов свой компании, говорит о жизни, искусстве и разработанной ею технике танца. Далее состоялась уникальная встреча с «Женщинами-хореографами, первопроходцами», которую блистательно провела социолог и критик Лора Каппелль. В широкой и увлекательной дискуссии приняли участие Брижит Лефевр и Жанет Эйлбер – директор Martha Graham Dance Company с 2005 года.

Давид Лиснар - Мэр города Канны, и Брижит Лефевр на торжественной церемонии вручил ей диплома «Почетного гражданина города Канны».

Давид Лиснар – Мэр города Канны, и Брижит Лефевр на торжественной церемонии вручения ей диплома «Почетного гражданина города Канны».

Открытие Каннского фестиваля танца проходило в Большом аудиториуме, где ежегодно проходит всемирно известный кинофестиваль. Огромный зал, вмещающий 2000 зрителей, на сей раз был также предельно заполнен, что было связано с единственным выступлением во Франции знаменитой американской труппы, которую основала и возглавляла великая М.Грэм, ушедшая из жизни 30 лет тому назад. Процитируем обращение к публике Б.Лефевр: «Именно думая о Марте Грэм и важности хореографов-первооткрывателей, я вообразила этот фестиваль. Танцевальная труппа Марты Грэм открывает фестиваль программой, в которой прослеживается её богатый и большой путь, а также путь её труппы. Программу украшают «Экстазы» («Ekstasis») – танец истоков, который будет озарять его движение, почти античный танец. «Шаги на улице», фрагмент «Хроники» («Steps in the street» from «Chronicle») – это для меня один из самых красивых балетов ХХ века в том смысле, что танец, созданный в эпоху Великой депрессии и развития нацизма, превосходит рамки исторических и социальных аспектов. «Акты света» («Acts of light») – ансамблевый балет, повёрнутый к свету, является одним из последних произведений Марты. Наконец, «Umbra» – творение Андреа Миллера опирается на жизненные силы сегодняшнего творчества, демонстрируя жизнеспособность труппы и энергию её вечно живого создателя, без которого современный танец не смог бы существовать в такой манере». Перед началом представления труппы Martha Graham Dance Company на сцене Дворца Фестивалей выступили мэр города Давид Лиснар и Брижит Лефевр. Мэр рассказал многочисленной публике о титанической и плодотворной работе Б.Лефевр по организации и руководству четырех сезонов Каннского фестиваля танца и в заключении торжественно вручил ей диплом «Почетного гражданина города Канны».

Марта Грэм (1893-1991) – верховная жрица современного танца.

Американская танцовщица, хореограф и педагог, она училась у Р.Сен-Дени и Т.Шоуна в Школе Денишоун, затем до 1923 года работала в их труппе. В 1923-1925 годы танцевала в бродвейском шоу, ставила для себя пьесы. В 1926 году выступила с первым сольным концертом в Нью-Йорке, где годом спустя основала Школу современного танца Грэм, а в следующем году – и свою труппу, с которой гастролировала по всему миру. Отказавшись от стилизации и экзотичности, унаследованных от Сен-Дени, Грэм увлеклась выражением в танце драматически насыщенного душевного состояния, заимствуя пластику у немецких экспрессионистов. В 1929 году началось формирование самобытного стиля танцовщицы и хореографа. Проявляя интерес к изучению национальной культуры Северной Америки, Грэм ставит пьесы с индийской тематикой, воплощает образы и традиции первооткрывателей Северной Америки.
gr2В 1940 году появилась хореографическая поэма «Письмо миру» Джонсона – первое представление, близкое по форме спектаклю танца модерн, которое Грэм посвятила американской поэтессе Э.Дикинсон. Марта ставит хореографические драмы и комедии, в которых персонажи танцуют сидя и лежа, а движения их то подчёркнуто изломанные и порывистые, то тягучие и плавные. Вместе со скульптором И.Ногучи, постоянно оформлявшим её постановки, Грэм ввела много новшеств и в оформление, вошедшим в традиции театра модерн: подвижные декорации, символическая бутафория, новый сценический костюм. Для своих постановок она заказывала музыку, поэтому постоянно сотрудничала с крупными американскими и европейскими композиторами. С середины 40-х годов тематика её работ изменилась. Она ставит хореографические драмы и трагедии на основе античных и библейских источников, где в символической и аллегорической форме разрабатывает проблемы современного человека. В 1969 года Грэм закончила карьеру танцовщицы.
В своём хореографическом творчестве она рассматривала танец, как один из путей самопостижения, как средство, способное выявить подсознательное и эмоциональное состояние человека. В самой архитектуре танца Грэм раскрывала мотивы поведения человека. Однако жест для неё не является реалистическим отражением душевного состояния, а танцевальные движения гиперболизированы и матафоричны. В своих исканиях хореографа и педагога Грэм постоянно разрабатывала новые пространственные и динамичные возможности жеста. Она обнажала механизм движения – усилие и расслабление, ставшие важнейшим элементом её танцевальной лексики. За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Грэм создала 180 хореографических произведений, но только 50 постановок сегодня сохраняются в репертуаре её труппы. Отмечая 30-летие со дня ухода из жизни своего создателя, Martha Graham Dance Company привезла в Канны на единственное представление во Франции большую программу, отражающую самобытный стиль и специфическую лексику Грэм. Программу составили три её пьесы – «Steps in the street» from «Chronicle» (1936), «Ekstasis» (1933) и «Acts of light» (1981), а также премьерную постановку Андреа Миллера «Umbra» (2021).

«Steps in the street» – «Шаги на улице», фрагмент «Хроники».

Программу открыла пьеса, созданная на музыку Уоллингфорда Риггера в 1936 году. Она стала ответом Грэм на подъём фашизма в Европе и на приглашение принять участие в Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. «Шаги на улице» – это решительный протест против надвигающейся угрозы тирании, с которым выступила Марта от имени преследуемых деятелей культуры. С субтитрами «Опустошение – бездомность – изгнание» пьеса воссоздаёт в воображении ужасы войны. «Шаги на улице» предстают на фоне синего экрана в исполнении десяти босоногих артистов, одетых в длинные строгие платья. Их чёрный цвет усиливает суровый, трагедийный настрой постановки.
gr7В напряженной тишине на сцену поочерёдно выходят из разных кулис артисты с одинаково фиксированным сплетением рук. Медленно и синхронно шествуя задом, они демонстративно пересекают сцену и постепенно исчезают в противоположных кулисах. Этот магический и символический пролог погружает зрителей в мир глубоких эмоций и размышлений. Со звуками мелодичной музыки на сцене появляются две группы девушек, напоминающих воинствующих амазонок. С жёсткими фиксированными жестами они формируют линейный ансамбль, затем возникают новые группы, впечатляя причудливой графикой рук и поз. Женский и мужской ансамбли органично трансформируются в композиции разные по числу участников, рисунку их синхронных движений, жестов и поз. Артисты предельно точно и образно исполняют замысловатые танцы, вдохновенно созданные с богатой фантазией и самобытной лексикой, позволяющей отразить широкую панораму мыслей и чувств. Хореографическая лексика, не столь сложная для исполнения, однако чрезвычайно образная и скульптурная, является главным и универсальным «рупором» социального протеста пьесы. Её танцевальные композиции завораживают мощной энергетикой и боевым пылом, что истекает как от экспрессивной музыки, так и от выразительной хореографии, талантливо созданной, главным образом, их ярких и символических жестов и поз.

«Ekstasis» – «Экстазы» : возрожденный шедевр.

В продолжении программы предстали «Экстазы». В 1933 году Грэм сочинила соло потрясающей красоты на музыку испанского композитора Рамона Хьюмета. В 2017 году эта исчезнувшая постановка была возрождена благодаря усилиям Вирджинии Мекен – танцовщицы и солистки труппы (1994-2006), затем директора Школы современного танца Грэм (2007-215). В.Мекен творчески переосмыслила произведение, созданное Грэм в период, когда она разрабатывала свои «танцы бунта» и выбирала сценические костюмы, которые одновременно её превозносят и спутывают. Это, например, плотно облегающие комбинезоны, превращающие иератическую танцовщицу в чувственную скульптуру. Феноменальное соло раскрывается через вес тела и его опоры, пол, всевозможные образы и представления женщины: тревожные, загадочные, глубокие, тяжкие, таинственные, священные… Как же предстают «Экстазы»?
gr6Под звуки экзотической музыки на тёмной сцене в колонне яркого света возникает загадочная статуя. Так выглядит танцовщица в длинном белом платье, плотно облегающем все тело, включая голову, руки и ноги. Благодаря её пластичным и органичным движениям и жестам статуя постепенно оживает, пленяя феерией причудливых форм и метаморфоз. Магическое соло предстало в изысканной интерпретации Наташи М.Диамонд-Валкер. Её текучие длинные руки создавали музыкальную и пластическую кантилену. Грациозные позы с вращением тела танцовщицы, её изгибы и повороты, приседания и восхождения превращали «живую статую» в античных богинь – то чувственную Афродиту, то любви обильную Венеру, то добродетельную Гестию, то буйную Артемиду. Трудно передать словами волшебство и чудо танцевального монолога, который вдохновенно струился под пленительные звуки флейты, бубна и ксилофона. Многоликий поток движений, жестов и поз формирует дивную серию таинственных образов, светлых настроений и глубоких переживаний. Экзотическое соло чарует не только изяществом скульптурных форм, но и их чувственностью. Неожиданно плавные движения сменяются быстрыми разворотами и резкой жестикуляцией, что производит впечатление смелого протеста и самоотверженной борьбы, составляющих главное содержание и концептуальную суть постановки. В то же время её фантастический танец является гипнотическим видением вечной тайны и вдохновенным творением подлинного гения. В финале звуки музыки постепенно исчезают, танцовщица мягко и круто изворачивается в бок и в этой эффектной позе скульптурно замирает. Свет угасает, и зал взрывает ураган оваций!!!

«Umbra» – танцевальная феерия заката солнца.

После показа хореографического шедевра Грэм сразу же предстала премьерная постановка Андреа Миллера, которую он создал совсем недавно на музыку Уилла Эпстейна. Такая очередность танцевальных пьес в гастрольной программе является хотя и достаточно рискованной, но вполне оправданной. Это можно объяснить желанием Жанет Эйлбер, руководителя труппы, придать творческому наследию Грэм новое современное дыхание, которое сегодня исходит от молодых талантов. Успешные их постановки входят в репертуар труппы, тем самым его расширяя и осовременивая, но не нарушая. Главный аспект такой репертуарной политики состоит в том, что новые постановки по своей энергетике и эстетике должны быть созвучными с творчеством Грэм. Данный подход и получил предельно яркое выражение в пьесе «Umbra», созданной для артистов труппы. Это как бы заход солнца в нескольких частях, в которых хореограф исследует структуру, хаос и тайну, возникающую из этого, казалось бы обычного, момента жизни. Как же выглядит «Umbra?
Под монохромный гул на сумрачной сцене в световом пятне появляется дуэт, в котором танцовщица предстаёт в коротком оранжевом платье, а партнёр – в простых штанах и рубашке тёмного цвета. Партнеры органично сливаются в причудливой акробатике и формируют удивительные композиции; затем их совместный танец распадается, но вскоре возрождается, чтобы свободно парить в стремительных вращениях. Под тёплые зыки рояля, аккордеона и ударных инструментов загадочно разворачивается пластическое общение двух молодых людей, видение которого пленяет красотой и тайной. Дуэт сменяет вторая пара; на танцовщице платье такого же кроя, что было раньше, но теперь оно синего цвета, как бы отражая разнообразие богатой палитры в сиянии захода солнца. Партнеры исполняют интересную акробатику, сложные связки и поддержки в дуэте, который то сплетается, то распадается. Это производит впечатление парного танца на льду, в котором фигуристы то вместе проделывают сложные элементы, то по отдельности выполняют небольшие вариации. Удивительно красивый мир захватывает таинственными образами и их причудливыми движениями. Второй дуэт сменяет новая пара, теперь у танцовщицы зелёное платье. Партнёры пленяют акробатическими каскадами, искусно составленными из оригинальных поддержек, синхронных пируэтов и сольных пассажей, великолепно исполняемых под монохромную музыкальное сопровождение с обилием низких нот. Третий дуэт сменяет новая пара, а танцовщица теперь в красном платье. Под затейливые импровизации духовых инструментов партнёры исполняют интересные вариации, в которых как бы общаются со звуками, тем самым выполняя созвучные им движения. Это удивительное видение захватывает богатой фантазией хореографа и его оригинальной лексикой. Многоликая и образная музыка является как бы путеводной звездой и нитью для прекрасного танцевального дуэта. На смену ему появляется одинокая танцовщица в коричневом платье. В колонне яркого света она исполняет соло, то сидя, то лёжа, чаруя обилием эффектных связок и поз. Её мягкие движения, графические жесты и скульптурные позы, а также высокие батманы и широкие шпагаты в прыжке – всё это соответствует лексике Грэм. Под шорох волн танец солистки становится необычайно пластичным, зыбким и текучим, словно ускользающее свечение на закате солнца. Музыка, танец и сценический свет постепенно угасают. Прервавшись на секунду танцовщица всё-таки продолжает своё магическое соло, сидя и лёжа, под ностальгические звуки рояля. Это выглядит красиво, таинственно и обворожительно. Наконец, сцену охватывает глубокая тишина и темнота. «Umbra» производит сильно впечатление благодаря совершенной технике исполнителей и в первую очередь благодаря богатой лексике и множеству хореографических новаций Андреа Миллера, вдохновенно придуманных, вероятно, под влиянием фигурного катания. Главное же состоит в том, что необычайно интересное танцевальное действо новой пьесы гармонично связано со специфической эстетикой и самобытным стилем Грэм, в результате чего «Umbra» предстала как важная и органичная часть всей программы.


«Acts of light» – зеркало хореографической карьеры М.Грэм.


После антракта предстала масштабная и многообразная постановка «Акты света», которую Грэм создала в 1981 году на музыку датского композитора Карла Нильсена. Трёхчастное произведение для 16 исполнителей как бы отражает всю хореографическую карьеру Грэм. Представление открывает дуэт – «Любовная беседа». Вторая часть – «Lament», с участием семи исполнителей, напоминает культовое соло «Ламентации», созданное 1930 году. Третья часть – «Ритуал Солнца», с участием 16 исполнителей, является своеобразным и превосходно выстроенным «учебным пособием» для изучения танцевальной техники Грэм. «Акты света» – особое произведение; оно завораживает своей пластической красотой и красочностью костюмов. Описать это грандиозное пиршество творчества Грэм, конечно, невозможно. Однако попробуем.
gr4Под звон колоколов по сцене медленно и картинно проходят 5 танцовщиков: с фиксированными восточными жестами, с обнаженными торсами и в белых индийский штанах, они похожи на персонажей восточной сказки. После столь впечатляющего пролога на сцене разворачивается любовный дуэт. Партнеры пленяют не только своим чувственным танцем, но и богатым нарядом, созданным с феноменальной фантазией. Оба участника дуэта одеты в сценические костюмы оригинального кроя, сшитые из дорогой ткани огненно красного цвета и украшенные тонкой орнаментовкой. Танцевальный дуэт искусно составлен из обилия пластической акробатики с эффектными поддержками и скульптурными замираниями, графическими движениями и жестами. Главная особенность и достоинство дуэта состоят в том, что его лирический танец проистекает чрезвычайно органично и в полном соответствии с полифонической музыкой, её импрессионистическим светом и великолепием. Подобно группе танцовщиков в прологе, на сцену выходя 5 танцовщиц в жёлтых юбках: с фиксированными широкими жестами они похожи на античных жриц, которые свершают священный обряд. Группа танцовщиков приносит паланкин, зашторенный черной вуалью, вокруг которого устраивают молитвенный церемониал, оказывая почести Госпоже. Вскоре она выходит из паланкина и предстаёт в белом одеянии из эластичной ткани, по форме напоминающем «мешок», скрывающий руки и ноги танцовщицы. Находясь в центре церемониальной композиции, выстроенной из красивых мужественных тел танцовщиков, Госпожа исполняет необычайно интересное соло, чаруя феерией скульптурных поз и пластических движений. Под звон колоколов она замирает и её уносят.
Последнюю часть «Актов света» открывает вариация танцовщика, одетого в ослепительно яркий золотистый комбинезон, плотно облегающий его тело. Вскоре на сцене появляется 6 танцовщиков и 6 танцовщиц, одетых в точно такие же сверкающие комбинезоны. Большой ансамбль пленяет не только великолепием роскошных нарядов, но и красотой танцевальных композиций. Они составлены из удивительных, порой молитвенных, движений и поз, синхронно исполняемых, часто сидя или лежа на сцене. На фоне жёлтого экрана предстаёт грандиозная хореографическая фреска, захватывающая вдохновенной фантазией и диковинной лексикой. Особенно сильное впечатление производят причудливые метаморфозы большого ансамбля, синхронно сменяющего оригинальные и скульптурные позы, сидя на сцене. Музыка по своему радостному настроению и звуковому уровню постепенно возрастает. Следуя музыкальной патетике, весело танцуют сразу несколько небольших групп; их динамичные пробежки украшают эффектные прыжки в шпагате. Каждая группа имеет свою характерную лексику, что формирует многоликую танцевальную панораму и хореографическую мозаику, которые дают достаточно полное представление о масштабе и уровне таланта Грэм. Масштабная картина, инкрустированная феерией дивных соло и дуэтов, является хореографическим гимном жизни и любви! Оптимистическая музыка получает яркое и образное воплощение в ликующем танце. Демонстрируя красоту атлетических тел и техническое совершенство, группа статных танцовщиков синхронно исполняет каскады оригинальных прыжков и затейливых связок. Затем группа стройных и грациозных танцовщиц сверкает в изящных вариациях. Наконец, обе группы объединяются в единый ансамбль, центр которого украшает загадочный дуэт. В финале все 14 артистов садятся на сцену в магической позе лотоса и скульптурно замирают. Так эффектно и торжественно завершилось последнее произведение Грэм и всей программы.
Публика, восхищенная гениальными творениями Грэм и превосходным их исполнением артистами её труппы, устроила долгие восторженные овации, которым казалось не будет конца. Действительно, отточенное мастерство артистов, их совершенное владение самобытным стилем и особой лексикой Грэм. достойны самого глубокого преклонения и самого высокого восхваления! Даже тысячи раз Браво – абсолютно недостаточны, чтобы достойно выразить бесконечную благодарность артистам и руководителям труппы не только за их высочайший профессионализм, но и за бесконечный энтузиазм в их исторической миссии. Какое счастье, что прославленная труппа Martha Graham Dance Company, которая плодотворно развивается и триумфально выступает уже 97 лет, столь бережно сохраняет в своём бесценном репертуаре гениальные творения Марты Грэм, занявшие самое почётное место во всемирной истории искусства танца!
Crédits photos: Barbara Morgan, Hibbard Nash, Laurel Dalley Smith, Martha Graham Dance Company, DR