МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ» : ЮБИЛЕЙ В ПАРИЖЕ
10/10/2020 – Виктор Игнатов
6 октября 2020, Salle Cortot, Paris.

Из-за пандемии коронавируса музыкальная жизнь во всём мире хотя и затихла, но редкие её проблески всё-таки дают надежду на полномасштабное возрождение исполнительской деятельности. В столь трудный нынешний период тяга людей к музыке непрерывно возрастает. Отвечая на эту потребность некоторые концертные залы Франции открыли новый сезон исполнением камерной музыки. Весьма примечательно, что в её широкой палитре важное место занимают сочинения Д.Шостаковича, и это не случайность.

Дмитрий Шостакович.

Дмитрий Шостакович.

Существенный вклад в популяризацию творческого наследия композитора вносит Международная ассоциация «Дмитрий Шостакович», объединяющая более 200 человек из многих стран. В 1995 году её основали в Париже Элен Арвайлер – президент Европейского университета, и Ирина Шостакович – вдова композитора. По инициативе Ассоциации был создан Центр документации современной музыки «Дмитрий Шостакович», посвященный жизни и творчеству великого композитора. Центр, под руководством Эмануэля Утвиллера, содержит также обширную документацию о российских композиторах (более 400) и исполнителях начала ХХ века, о современных музыкантах России и бывших республик СССР. Здесь собрано 5000 звукозаписей (3000 – на виниловых пластинках, 2000 – на компакт-дисках), 200 сканированных рукописей, 150 документальных и художественных фильмов, 800 книг и 300 партитур.
Отмечая своё 25-летие, Ассоциация устроила великолепный вечер в Зале Корто. Построенный в 1929 году для концертов престижной Парижской Школы Музыки (L’Ecole Normal de Musique de Paris), уютный зал хранит дыхание многих знаменитостей. Среди них Альфред Корто, Пабло Казальс, Жак Тибо. Надя Буланже, Самсон Франсуа, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман. Теперь, в честь юбилея Ассоциации «Дмитрий Шостакович», здесь выступили три молодых и необычайно талантливых музыканта – Жюстин, Жозеф и Виктор Метраль. Выпускники Парижской консерватории, сестра и два брата, которые играют, соответственно, на виолончели, скрипке и фортепиано, выбрали для развития своей карьеры камерную музыку и объединись в ансамбль под названием Трио Метраль. С детства музицируя вместе, они достигли высот исполнительства и стали лауреатами многих конкурсов. В 2017 году на Международном конкурсе Й.Гайдна в Вене музыканты завоевали Первый приз, Приз публики и Приз лучших исполнителей Трио Гайдна. Жюстин, Жозеф и Виктор Метраль успешно концертируют на престижных сценах и крупных фестивалях как во Франции, так и за рубежом.

Трио Метраль на вечере Ассоциации «Дмитрий Шостакович»

Трио Метраль на вечере Ассоциации «Дмитрий Шостакович»

В парижском зале Корто они представили интересную и разнообразную программу. В двух отделениях концерта феноменально прозвучали: Трио для фортепиано, скрипки и виолончели до мажор Hob XV:27 (1795) Й.Гайдна; Фортепианное трио соч. 24 (1945) М.Вайнберга; Rondo для фортепиано – фрагмент из мюзикла «42-я улица» (1970) О.Грейфа; Фортепианное трио №2 соч. 67 (1944) Д.Шостаковича. Юбилейный вечер начался без каких-либо речей и приветствий. На сцену вышли улыбающиеся музыканты и стали играть Трио Гадна. Оно звучало превосходно, так как исполнители хорошо его знают и с ним стали победителями на Конкурсе Й.Гайдна. Ансамбль демонстрировал уникальную гармонию и филигранное мастерство. Музыка Гайдна струилась необычайно живо и красочно с обилием ярких контрастов и тонких нюансов. Экспрессивная, динамичная интерпретация пленяла энергетикой и энтузиазмом. В радостном Allegro особенно пылко играла Жюстин: страстные откровения её виолончели восхищали красотой и богатством чувственной звуковой палитры. В поэтическом Andante наиболее полно продемонстрировал своё отточенное мастерство Жозеф: при исполнении нежной, возвышенной темы чудесный голос его скрипки звучал на редкость изысканно и пленительно. В Presto потрясающее впечатление произвела быстрая веселая тема: она сверка радужными красками, словно весенний ручеек, но вскоре превратилась в мощный стремительный поток. Финал прозвучал легко и виртуозно, порой игриво и даже азартно, к тому же на предельно высоких темпах. По окончании Трио вспыхнули овации: публика ревела от восторга!
Музыку Й.Гайдна (1732-1809) – старшего представителя венской школы, сменило сочинение Мечислава Вайнберга (1919-1996). Он был другом Д.Шостаковича (1906-1975) и в своем творчестве испытывал сильное его влияние. Их музыкальная эстетика имеет общие черты особенно в области ритма и мелодики, но формальная свобода и повествовательный путь М.Вайнберга являются иными. Это убедительно отражается в Фортепианном трио, написанном композитором в 25-летнем возрасте. 30-минутное произведение составляют 4 довольно своеобразные части: I. Prelude and Aria. Largyetto (5:26); II. Toccata. Allegro (4:08); III. Poem. Moderato (9:59); IV. Final. Allegro moderato (10:58). Многоликие части, контрастные как о форме, так и по содержанию, составляют сложный и витиеватый путь, который требует от исполнителей не только высокого мастерства, но и глубокого понимания композиционной сути произведения. Точно следуя его извилистому пути, Трио Метраль освещают его грани по-разному.

 Виктор, Жозеф и Жюстин Метраль

Виктор, Жозеф и Жюстин Метраль

После Прелюдии с вдохновенным звучанием скрипки, пленяющей своим благородным и возвышенным голосом, Токату открывает монолог фортепиано, которое увлекает скрипку и виолончель в быструю и тревожную «гонку к бездне». Напряжение и острота нарастают и ширятся. Красочно разворачивается сложная, насыщенная и динамическая тема. Музыканты играют настолько искренне и органично, что кажется, будто композитор написал это Трио специально для них. В третьей части умиротворенный монолог фортепиано сменяет нежное и обворожительное соло виолончели в сопровождении пиццикато скрипки, которая в своём последующем соло как бы плачет и стонет под мягкие звуки рояля. Музыкальные страдания и душевная боль нарастают и обостряются. Артисты играют предельно экспрессивно и энергично с полной отдачей своих творческих и духовных сил. Звуковые муки скрипи завершаются благостным умиротворением. Четвертую часть открывает взволнованная лирическая тема. Темп и динамика быстро нарастают; образуется стремительный поток с мощными и резкими всплесками. Музыка пылает и бушует, словно гигантский вихрь, в котором ощущаются как героический порыв, так и трагическая агония. Постепенно музыкальный ураган затихает, звуковой смерч исчезает и возникает светлая, тёплая тема. Как только она угасла, зал взорвался от бури оваций!
Второе отделение открыл Виктор Метраль. Пианист высочайшего класса блистательно исполнил Rondo Оливера Грейфа (1950-2000). Американский композитор и пианист, сочинявший с 11-летнего возраста, известен как вундеркинд, карьера которого сложилась весьма специфично. В 20 лет, став ассистентом Лючано Берио. когда тот проживал в США, Грейф написал искрометное Rondo для фортепиано, бушующее вулканической энергией и джазовой ритмикой. Виктор играл это поистине дьявольское сочинение на высочайших темпах и с безмерным наслаждением, словно своё собственное и самое лучшее произведение. Его ослепительная интерпретация потрясала взрывным азартом и феноменальным пианизмом, филигранной техникой и огненной экспрессией. Виктор щедро продемонстрировал все грани своего редкостного таланта и заслуженно получил долгие овации.

Играет Виктор Метраль.

Играет Виктор Метраль.

После красочного пианистического фейерверка Грейфа предстало Второе фортепианное трио Шостаковича. Композитор сочинил его 20 лет спустя после Первого трио и посвяти памяти своего друга Ивана Ивановича Соллертинского. недавно ушедшего из жизни, который возглавлял Большой зал Ленинградской филармонии. В четырёх частях, хотя и относительно коротких, ярко проявляются особенности композиционного стиля Шостаковича, его творческое кредо и музыкальная эстетика. Каждая часть пленяет богатством и красочностью звуковой палитры. Первую часть (Andante. Moderato) открывает хрупкая, печальная тема: в изящном исполнении скрипки и виолончели она появляется издалека и спокойно струится на высоких регистрах. Её сменяет изысканная, а затем и взволнованная мелодия, которая становится задорной плясовой. Вторая часть (Allegro con brio) начинается с бурной затейливой темы. Музыканты играли её с задором, наслаждением и на высоких темпах. Каждый исполнитель восхищал своим отточенным мастерством, виолончелистка потрясала виртуозной техникой. Третья часть (Largo) насыщена грустью и печалью, ностальгией и меланхолией. Музыкальные фразы пленяют духовной хрупкостью и красотой. Четвёртая часть (Allegretto) начинается с любимого Шостаковичем пиццикато. В его затейливых, изящных переливах рождается очаровательная еврейская тема. Вскоре она разрастается до широкой и веселой плясовой, затем возникают её причудливые вариации. Ансамбль играл пылко и одержимо, чаруя рельефными акцентами и утонченными нюансами. Сильное впечатление производили экспрессивное соло виолончели и её дуэт со скрипкой: Жюстин и Жозеф, искренне любуясь колоритной темой, исполняли её с редкостным азартом и даже упоением. В полыхающем финале сестру и братьев охватил музыкальный экстаз: они од5ржимо играли на бешеной скорости, ослепляя виртуозностью и страстью. Ликующее пиршество искрометных звуков завершилось чудодейственным умиротворением. Вскоре оно взорвалось от бури мощных оваций. Гениальное сочинение предстало гениально! Жюстин, Жозеф и Виктор Метраль настолько глубоко проникли в суть произведения и так вдохновенно его исполнили, что композитор, если бы смог это услышать, наверняка, высоко оценил бы мастерство и талант молодых музыкантов. Браво!


«Сейчас музыку Шостаковича играют много и повсюду» – интервью вдовы композитора.

 

Ирина и Дмитрий Шостакович.

Ирина и Дмитрий Шостакович.

Творческое наследие Дмитрия Дмитриевича имеет своих поклонников во многих странах. В своё время наследники Шостаковича, как и Прокофьева, заключили договор о прокате и использовании авторской музыки. Наследники Шостаковича имеют договор с семью издательствами в разных странах. Они следят за исполнением произведений композитора по всему миру, участвуют или содействуют в работе Издательства Дмитрий Шостакович. На сайте издательства приведена подробная информация о том, что уже опубликовано и что готовится к печати. Продолжается работа по изданию произведений композитора в 150 томах на двух языках – русском и английском. Это новое собрание сочинений должно сделать доступным музыкантам-профессионалам, исполнителям и исследователям всё громадное композиторское наследие Шостаковича. Мы уже давно выпустили сотый том и шагнули далеко вперед. Отдел пропаганды Издательства устраивает вечера, на которых представляет новый том, и те, кто участвовали в его подготовке, подробно рассказывают о нём. Зарубежные издатели присылают заказы на выпущенные нами партитуры. Только что вышла из печати партитура оперетты «Москва – Черёмушки». Особенность наших изданий состоит в том, что кроме самих печатных материалов мы изготавливаем оркестровую музыку для проката, т.е. можно заказать музыку с партиями для всех исполнителей. Кроме того, мною создан Благотворительный фонд для того, чтобы осуществлять работу над разными проектами. Издательство должно иметь готовы материал для публикации, а проект требует длительной подготовки. В частности, в Петербурге уже давно работает группа летописцев под руководством Людмилы Карнадской. Это летопись жизни и творчества Шостаковича в четырёх томах. Сейчас выходит второй том. Издание финансирует авторское общество.

Ирина Шостакович в парижской резиденции Ассоциации.

Ирина Шостакович в парижской резиденции Ассоциации.

Что касается Международной ассоциации «Дмитрий Шостакович», то её возглавляет Элен Арвайлер – известный византолог. Она всегда бывает на наших парижских собраниях, хотя живёт в Греции. В широкой деятельности Ассоциации, которая контролируется государством, важным направлением является пропаганда исполнительства. Ассоциация имеет творческие связи с музыкантами и помогает им подготовить буклеты для концертных выступлений. В резиденции Ассоциации (19bis, rue des Saints Pères, 75006, Paris), где обычно собирается до 30-и гостей, периодически проводятся тематические и авторские вечера, музыкальные встречи и прослушивания новых записей. Более подробно об этом можно прочитать на сайте Ассоциации: www.chostakovitch.org
Сейчас музыку Шостаковича играют много и повсюду. Регулярно выходят и диски с записями произведений композитора. Например, недавно я получила хорошие вести от Риккардо Мути. С его участием вышла запись Шестой симфонии Шостаковича. Мути записал и 13-ю симфонию, которую играл с оркестром в Чикаго три раза подряд на открытии сезона. Это исполнение имело большой успех. За такой деятельностью тщательно следит Эмануэль Утвиллер – директор Центра документации «Дмитрий Шостакович». У него самое большое собрание записей музыки композитора – от старых виниловых пластинок до современных компакт-дисков. Он покупает всё, что издается в мире о Шостаковиче, и может дать любую информацию. Центр финансируется из авторских денег композитора, точнее – из моей доли. Я наследница одной трети авторских гонораров. Центр собирает всю информацию о Шостаковиче, включая книги и альбомы, брошюры и рецензии, публикуемые в разных странах.

Ирина и Дмитрий Шостакович.

Ирина и Дмитрий Шостакович.

Из-за пандемии коронавируса я не смогла быть на концерте в честь юбилея Ассоцияции. Но знаю, что он прошел с огромным успехом. Выступало Трио Метраль: молодые французские музыканты очень живо и ярко сыграли сочинения разных композиторов, что вполне логично. Дмитрий Дмитриевич был приверженцем музыки широкого спектра. Он обладал уникальной музыкальной памятью, слушал очень много и с большим интересом следил за развитием таланта своих учеников, прежде всего Бориса Тищенко – одного из талантливых аспирантов, с которыми занимался в последние годы в Ленинградской консерватории. Юбилейный концерт в Париже завершало очень популярное Второе фортепианное трио Шостаковича. Хочу отметить важную его особенность. В финале Трио колоритно разворачивается еврейская тема, которая через 16 лет вновь появляется в знаменитом струнном Квартете №8, что неслучайно. Во всех наших переживаниях виноваты всегда и во всем евреи. Это гонимый народ, и с этим было связано создание вокального цикла «Из еврейской народной поэзии», который Дмитрий Дмитриевич оркестровал по просьбе Курта Зандерлинга. Этот цикл исполняется довольно часто.
В последнее время интерес к музыке Дмитрия Дмитриевича постоянно возрастает, что, видимо, от части связано с нашими жизненными обстоятельствами. Сегодня все сидят на карантине, всё закрыто, а между тем люди очень хотят слушать музыку Шостаковича. Поэтому новый Концертный зал в Зарядье готовит его большой фестиваль. Непонятно, как он будет организован, потому что в зал допускается лишь небольшое количество слушателей. Но уже в этом сезоне в рамках фестиваля должны состоятся 13 концертов, в которых прозвучат все 15 симфоний Шостаковича. Просматривая проспект этого проекта, я узнала, что выступят оркестры многих городов России, в частности, Москвы, Красноярска, Новосибирска, Челябинска. Музыкальные коллективы возглавят известные дирижеры – Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Дмитрий Лис, Андрей Борейко, Пьер Блёз, Владимир Федосеев. Так, что поживем – увидим, надеюсь, и услышим..

Crédit photos : D.R.