ТРИУМФ МИРОВОЙ ПРЕМЬЕРЫ «АЛЛЕГОРИЙ» – МАГИЧЕСКОГО ТВОРЕНИЯ ПАУЛЫ КОМИТРЕ
9/02/2022 – Виктор Игнатов
4 – 6 февраля 2022, Théâtre national de la Danse – Chaillot, Париж.

В Национальном театре танца Шайо, в рамках 5-го Биенналя искусства фламенко, включающего 6 спектаклей, впервые предстала пьеса «Аллегории». Её поставила и исполнила восходящая звезда фламенко Паула Комитре вместе с Лореной Ногаль, сверкающей в современном танце. Талантливо созданное произведение является музыкально-хореографическим выражением аллегорий человеческих связей, получающих образное воплощение в причудливых композициях танцевального дуэта и вокально-инструментального трио – Томас де Перрате (певец), Хуан Кампальо (гитара), Рафаэль Моисес Хередиа (ударник). Представление восхищает и завораживает блеском, экспрессией и таинством органично выстроенной феерии танца, музыки и пения, вдохновенно придуманных с богатой фантазией и новацией.


Каждые два года Национальный театр танца Шайо в Париже совместно с Биеннале фламенко в Севилье проводит масштабный тематический фестиваль, в котором успешно сочетаются традиции и новации уникального испанского искусства. Нынешний сезон Биенналя, как и четыре предыдущих, составлен с учётом современных тенденций в развитии искусства фламенко, включая, стремление связать его с разными направлениями и жанрами танца и музыки. Важным событием 5-го сезона Биеннале стала мировая премьера потрясающей пьесы Паулы Комитре, пленившей парижскую публики не только как лучезарная звезда фламенко, но и как талантливый хореограф, способный открывать новые горизонты в искусстве танца.

Паула Комитре – яркая творческая личность.

Она родилась 15 октября 1994 года в Севилье. В 3-летнем возрасте начала танцевать, а в 8 лет поступила в Профессиональную консерваторию танца «Antonio Ruiz Soler» в Севилье. В 2012 году получила диплом по специальности «танец фламенко» и была принята в Танцевальный центр Андалузии. В 2013 году Паула стала артисткой кордебалета труппы Балет Фламенко Андалузии, возглавляемой Рафаэлой Карраско, с которой выступала на главных фестивалях и театральных сценах в Испании и за рубежом. В мае 2015 года получила второй приз XVI Андалузского конкурса молодых артистов фламенко Севильи. Паула танцевала на сценах разных мадридских кабаре и обосновалась в кабаре «Los Gallos» в Севилье. В 2016 году была принята в труппу знаменитого Давида Кориа, с которым участвовала в мировой премьере пьесы «El Encuentro» на ХХI Фестивале Хереса. В августе 2019 года стала финалистом Международного конкурса Cante de Las Minas и приняла участие в исполнении двух спектаклей – «Nacida Sombra» Рафаэлы Карраско, «Fandago» Давида Кориа и Давида Лагоса, представленных годом позже на сцене парижского Театра танца Шайо.

Паула Комитре в пьесе «Открытая сцена».

Паула Комитре в пьесе «Открытая сцена».

В 2019 году за исключительно яркую интерпретацию её первой постановки «Camara abierta» («Открытая сцена») Паула получила премию «Artista Révélation» («Открытие года») на XXIV Фестивале Хереса, а в 2020 году – Приз Giraldillo «Révélation» на XXI Фестивале фламенко в Севилье. Это феноменальное соло она триумфально исполнила 15 ноября прошлого года в Москве на сцене Театра Русская Песня в рамках ХХ Международного фестиваля фламенко Viva Espana ! Теперь Паула предстала на парижской сцене в «Аллегориях» вместе со своей партнершей и соавтором Лореной Ногаль, исповедующей современный танец, которая актьивно сотрудничает с разными группами как в Испании, так и за рубежом. В представлениях приняли участие выдающийся певец фламенко Томас де Перрате, пленяющий сильным голосом и филигранной техникой пения, а также великолепные музыканты – гитарист Хуан Кампальо и перкуссионист Рафаэль Моисес Хередиа. Эти исполнители являются также авторами вокально-музыкальных композиций, составляющих эмоционально-психологическую основу захватывающего спектакля, над созданием которого плодотворно работали Бернат Ханса (свет), Анжель Олалла и Гаспар Леал Бакер (звук), Белен де Ла Кинтана, Пилар Кордеро и Марина Санза (костюмы).

«Аллегории» (их сферы и пределы).

Это второе авторское произведение 27-летней Паулы Комитре – необычайно талантливой танцовщицы фламенко, которая уверенно и успешно проявляет своё хореографическое дарование. Как же выглядит её новый спектакль?
В центре чёрного пространства на сумрачной сцене живописно разложена большая светлая драпировка с загадочными очертаниями. Постепенно драпировка поднимается, свет нарастает и на сцене таинственно возникает, словно из ускользающей морской волны, стройная фигура Паулы. К ней подходит певец и высыпает горсть мелкой гальки, как бы обозначая явление Героини спектакля. Вскоре приходят и трое других его участников: вторая танцовщица – Лорена, вышла со стулом, и на нём устроился гитарист, а ударник, сев на сену, стал по ней отстукивать, ловко орудуя своими барабанными палочками. После такой подготовки представление открыл танцевальный дуэт.

Паула Комитре (справо) и Лорена Ногаль

Паула Комитре (справа) и Лорена Ногаль

Под страстное пение Томаса, красочные переборы гитариста и ритмичные звуки ударника Паула и Лорена. одетые в платья одинакового кроя, но разного цвета (серого и бежевого), начали стремительно и отрешённо перемещаться по сцене, звонко отстукивая каблуками. При этом каждая танцовщица проделывала свои каскады графических движений и жестов, но периодически Паула и Лорена вместе замирали в причудливых позах. При исполнении динамичных и напряженных вариациях танцовщицы были охвачены глубокими и тревожными переживаниями, получавшими образное отражение в их разных соло, искусно сплетенных из резких и жёстких движений с быстрыми разворотами и оригинальными связками. Танцевальные вариации разворачивались настолько пронзительно и динамично, что походили на проявление некого колдовства или шаманства, пленяющего своей магией и тайной. Неожиданно танцовщицы сели на сцену: под звуковую ритмику их тела стали пластично пульсировать, затем чувственно переплетаться и загадочно кувыркаться.
Новая хореографическая картина началась с раскрытия ниши в глубине сцены. Звучит красочный голос певца, и Лорена вывозит на сцену тележку, на которой восседает ударник в окружении своих инструментов. Под аккомпанемент вокально-инструментального трио расцветает пламенный дуэт: изломанные линии рук и тел, пылкие вибрации и взмахи вееров, трепетные и звонкие дроби каблуков сливаются в многоликой феерии традиционного фламенко, органично сплетенного с современным танцем. Гибридный дуэт сменяет потрясающее соло Паулы: под зажигательное пение Томаса она блистательно демонстрирует бесценное богатство фламенко и впечатляющие новации современного танца, а также своё филигранное мастерство. Паула исполняет необычайно интересный монолог с глубоким наслаждением и с предельной отдачей танцу всей своей хрупкой плоти, а также столь азартно и проникновенно, что публика в зале замирает в сладостном оцепенении. Необычайно экспрессивная и музыкальная танцовщица всех заворожила своей отточенной техникой, изысканной грацией и многогранной образностью. Паула была пластическим воплощением вдохновенно звучащей песни и музыки.
По окончании хореографического монолога светлая драпировка закрыла нишу и на сцену вышла Лорена, чтобы принять участие в новом дуэте. Любуясь прекрасной музыкой и таинственным сумраком, танцовщицы с веерами и в серых брючных костюмах увлеченно исполняли очаровательные вариации и акробатические композиции, ловко и динамично перекатывались по сцене, словно юркие и гибкие ящерки. После исчезновения Паулы начался удивительный дуэт Лорены и ударника Рафаэля с большим бубном, звуки которого как бы отражали трепет души и биение сердца танцовщицы. Начав дуэт лежа на сцене, партнеры эффектно завершили его, находясь по разные стороны свисающей драпировки. Интересный номер позволил Лорене, придумавшей его, полноценно продемонстрировать не только её высокое танцевальное мастерство, но и оригинальное хореографическое мышление. По окончании дуэта Лорена, стоя в центре круглого бубна, исполнила пластический монолог: резко жестикулируя и ритмично вибрируя всем телом, она напоминала творение Марко Гёкке – модного немецкого хореографа, который прославился своей конвульсивной лексикой танца.

Паула Комитре (слева) и Лорена Ногаль в пьесе «Аллегории».

Паула Комитре (слева) и Лорена Ногаль в пьесе «Аллегории».

Под необычайно красивые и мелодичные звуки гитары нервное соло в бубне превратилось в прекрасный дуэт: предстала тонкая и чувственная игра девушек с бубном. Паула и Лорена чаровали нежностью в грациозном танце, составленном из воздушных движений и текучих жестов, затейливых связок и музыкальных линий. Картину пластической и эмоциональной идиллии сменил красочный вокальный монолог, в котором Томас логично объединил джазовые импровизации с традиционным фламенко. Под гипнотическое пение Томаса возникло ослепительное соло Паулы. Она танцевала в платье, украшенном пушистыми прядями длинных лиловых нитей, которые, благодаря прогибам тела, причудливо развивались, придавая движениям одновременно графическую и скульптурную рельефность. В хореографическом монологе Паула поражала своим редкостным талантом, мощной энергией, яркой экспрессией и, конечно, лучезарной молодостью. Обворожительное соло органично переросло в новый дуэт, в котором Паула и Лорена, несмотря на различия в лексике и стилистике их танца, пленяли удивительной гармонией: каждая танцовщица дополняла и обогащала вариацию партнерши, что делало их совместное выступление разнообразным и впечатляющим. Изумительно красивый дуэт неожиданно прервало падение на сцену, как бы с небес, свертка светлой юбки. Паула пристегнула её вокруг талии и начала исполнять заключительное соло, эффектно размахивая длинной юбкой, которая не только являлась шлейфом танцовщицы, но и придавала ей мистический аккомпанемент, благодаря вибрации десятков мелких бубенцов, искусно вшитых в скользящую по сцене ткань. Под вдохновенное пение и нежные звуки гитары предстала дивная феерия фламенко: томные изгибы, грациозные жесты, пылкие движения и виртуозный трепет каблуков сопровождали причудливые игры танцовщицы с её «небесной» юбкой. Паула была не только всецело одержима танцем, но и являлась его плотью и душой! Пламенная и взрывная, фантастическая и магическая, чувственная и лучезарная Паула чудодейственно олицетворяла каждую вокальную фразу певца и каждую ноту гитары!
С появлением Лорены «небесная» юбка соединила двух танцовщиц в единое существо, которое стало ностальгически кружиться под интимный шёпот бубенцов и трагедийное пение вокалиста. Долгое монотонное кружение слившихся воедино танцовщиц сопровождалось медленным сползанием с колосников большой светлой драпировки. Постепенно она полностью окутала вращающееся сплетение двух тел, и оно замерло, как скульптурное надгробие над сценой, где диковинно предстали «Аллегории» человеческих связей и самой жизни. По окончании представления парижская публика устроила долгие овации всем исполнителям и авторам потрясающего спектакля.
Смелый хореографический эксперимент Паулы Комитре по сплетению традиционного фламенко и современного танца, что теперь стало модным на международной сцене, оказался в высшей степени успешным! Талантливая звезда фламенко блистательно продемонстрировала не только своё феноменальное танцевальное мастерство, но и самобытное хореографическое дарование. Мировая премьера «Аллегорий» стала ярким и важным событием в культурной жизни Франции и Европы. Браво !!!
Crédit photos: Javier Fergo, Ivan Alcazar, Manuel Naranjo