УСПЕХ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕМЬЕРЫ «ИРРЕЛОЭ» Ф.ШРЕКЕРА НА ФЕСТИВАЛЕ В ЛИОНСКОЙ ОПЕРЕ
25/03/2022 – Виктор Игнатов
19 марта – 2 апреле 2022, Opéra national de Lyon, Лион.

Лионская опера в рамка фестиваля «Семейные тайны» показала впервые во Франции малоизвестную оперу Франца Шрекера «Иррелоэ», рассказывающую трагическую историю, происходившую в XVIII веке. Постановщик оперы Бавид Бош осовременил действие оперы, придал ему кинематографическую динамику и живость. Великолепный спектакль предстаёт в живописной сценографии с инкрустацией впечатляющих видео-зарисовок. Наиболее важный вклад в успех спектакля внёс немецкий дирижер Бернхард Контарски, возглавивший оркестр Лионской оперы. Благодаря его таланту и мастерству красочная и экспрессивная партитура Шрекера звучала превосходно. Лучших комплиментов заслуживают исполнители главных партий. Среди солистов триумфальный успех имела канадская сопрано Амбур Брейд.

 

Франц Шрекер - композитор и дирижёр.

Франц Шрекер – композитор и дирижёр.

Франц Шрекер (23.03.1878, Монако – 21.03.1934, Берлин) – австрийский композитор и дирижёр. В 1892-1900 годы учился в Венской консерватории у Р.Фукса. В 1908 году основал Филармонический хор, с 1912 года преподавал композицию в Венской академии музыки и сценического искусства, в 1920 году переехал в Берлин, где до 1932 года возглавлял Высшую школу музыки. В 1932-1933 годы вёл класс высшего композиторского мастерства в Прусской академии искусств, но был уволен одновременно с А.Шёнбергом по распоряжению нацистского руководства. Психическое потрясение явилось причиной смерти 56-летнего Ф.Шрекера. Он является автором 8-и опер, трёх балетов, ряда оркестровых и вокальных произведений. Известен, главным образом, как оперный композитор. До начала 30-х годов оперы Шрекера шли во многих театрах Германии и других стран, включая СССР. Первая опера «Пламя» появилась в Вене в 1902 году. Наибольшее признание получила вторая опера «Дальний звон». Впервые она была поставлена в 1912 году во Франкфурте-на-Майне, затем на сценах ряда европейских театров, в том числе в Ленинграде (1925), дирижировал автор. Её экспрессионистский гармоничный язык и богатая красочная оркестровка удачно иллюстрируют драматургическую идею сверхъестественной власти музыки над персонажами. В операх «Отмеченные» и «Искатель кладов», поставленных во Франкфурте-на-Майне, соответственно, в 1918 и 1920 годы, Шрекер придерживается принципов вагнеровской музыкальной драмы, а в «Иррелоэ» (1924, Кёльн) возвращается к стилю своих более ранних сценических произведений, родственных экспрессионистских драмам Р.Штрауса. Оперы «Поющий чёрт» и «Кузнец из Гента», поставленные в Берлине, соответственно, в 1928 и 1932 годы, в стилистическом отношении ближе к неоклассицизму. Экзистенциальная тревога, оттененная образами чувственного соблазна, с большой силой воплощена в опере «Христофор», посвящённой Шёнбергу (1932, Фрайбург). Содержание большинства опер композитора связано с метафизикой художественного творчества. Все свои либретто он писал сам; они отмечены чертами эротики и натурализма. Вместе с тем мелодика их вокальных партий изящна и напевна, гармоничный язык ярок и эмоционален, оркестровка в традициях позднего романтизма и импрессионизма.

Краткое содержание оперы «Иррелоэ».

Действие происходит в деревне и замке Иррелоэ в XVIII веке.

Лола (Л.Браун) и Питер (Д.Орлишаузен) в картине I акта.

Лола (Л.Браун) и Питер (Д.Орлишаузен) в картине I акта.

Акт первый. Пожилая женщина Лола живет со своим сыном Питером. Его волнует тайна мрачного и зловещего замка Иррелоэ, который стоит на дальнем холме, возвышающемся над деревней. Лола рассказывает сыну историю о проклятии владельцев замка, в результате чего на протяжении многих поколений каждый из наследников графского семейства совершал сексуальное нападение на женщину и вскоре умирал от безумия. Питер хочет узнать – кто его отец, но Лола уходит от ответа на этот вопрос. С детства Питр, оставшийся без отца, не допускается в местное общество. Он любит Еву, дочь мельника, но она относится к нему как к другу детства. Кристобальд, старый менестрель и бывший жених Лолы, возвращается в деревню и рассказывает Питеру историю о том, как 30 лет тому назад во время празднования его свадьбы Лола была похищена бывшим владыкой замка Иррелоэ. Питер понимает, что он родился в результате того изнасилования и поэтому наверняка заражен наследственным безумием. Он не может открыть правду своей возлюбленной Еве, которую как магнитом тянет к Генриху, нынешнему хозяину замка.
Акт второй. Отец Евы сообщает местному священнику, что его мельница сгорела в эту ночь, став очередным преступлением в серии поджогов, которые происходят каждый год в одно и то же время. Появляются компаньоны Кристобальда – странствующие музыканты Фюнкхен, Ратцекал и Штральбуш. Они ежегодно приходят в деревню, чтобы сыграть на свадьбе, в то время как Кристобальд разжигает огонь где-то неподалеку. Теперь они обсуждают план поджога графского замка. Ева, которая всё слышала, пробирается в замок, чтобы предупредить Генриха и признаться ему в любви, которую он полностью разделяет. Но Генрих, решив преодолеть проклятие его рода и обреченность на безумие, отказывается предаваться плотской любови пока он и Ева не поженятся официально. Генрих представляет свою невесту двору и приглашает Кристобальда сыграть на свадьбе. Однако мстительный менестрель не отказался от своего плана сжечь замок.
Акт третий. В день свадьбы Ева пытается убедить Питера не присутствовать на этом празднике. Чувствуя приступ безумия, он умоляет Еву не танцевать на свадьбе и просит мать заковать его в цепи. Во время свадебных торжеств Питр убегает из дома и старается навязаться Еве. Генрих отталкивает его и душит, а в это время Кристобальд поджигает замок. Генрих, потрясенный убийством сводного брата, впадает в депрессию, но любовь Евы возвращает ему духовные силы. Молодые супруги воссоединяются и уезжают, надеясь на светлое будущее.

Авторы оперного спектакля.

Первая постановка во Франции оперы Шрекера «Иррелоэ» стала важным событием не только в Европе, но и мире. Это связано с тем, что, хотя композитор сочинил 8 опер, к сожалению, их ставят достаточно редко. Кроме того, над созданием новой сценической версии «Иррелоэ» работали высокопрофессиональные мастера, многие из которых ранее уже занимались творчеством Шрекера.

Кристобальд (М.Гниффке) и Питер (Д.Орлишаузен) в картине I акта.

Кристобальд (М.Гниффке) и Питер (Д.Орлишаузен) в картине I акта.

Прежде всего это 44-летний австрийский режиссёр Давид Бош – постановщик «Иррелоэ», успешно работающий на драматических и оперных сценах в Австрии и Германии. Он стал лауреатом Приза Montblanc, присуждаемого молодым режиссёрам на Зальцбургском фестивале, а в 2017 году был номинирован на премию International Opera Award. В 2015 году Д.Бош замечательно поставил оперу Шрекера «Отмеченные» на сцене Лионской оперы. Теперь при создании сценической версией «Иррелоэ» режиссеру явно повезло с дирижером: состоялось чрезвычайно успешное и плодотворное сотрудничество Д.Боша с Бернхардом Контарски, который был приглашен в качестве музыкального руководителя постановки. Выдающийся немецкий дирижёр занимался экспериментальным музыкальным театрам, осуществил ряд мировых премьер опер современных композиторов, среди которых «Другая сторона» Бруно Мантовани в Страсбурге и «Фауст» Филиппа Фенелона в Тулузе. В Лионской опере Б.Контарски осуществил премьеру оперы Микаэля Левинаса «Негры» (2004), затем дирижировал «Святую Сусанну» П.Хиндемита, «Флорентийскую трагедию» А.Цемлински, «И сегодня на завтра» А.Шёнберга в рамках фестиваля Пуччини плюс (2012), «Каприччио» Р.Штрауса (2013) и возглавил премьеру оперы Мишеля Табачника «Бенджамен, последняя ночь» (2016). Контарски, специализирующийся на исполнении современной музыки, является лауреатом двух наград за записи на CD сочинений Б.А.Циммермана – оперы «Солдаты» (Приз французского синдиката критиков) и «Реквиема по молодому поэту» (MIDEM Classical Award).

 Ева (А.Брейд) в картине II акта.

Ева (А.Брейд) в картине II акта.

Над постановкой оперы «Иррелоэ» одержимо работал сплоченный коллектив, члены которого ранее уже сотрудничали вместе с режиссером. Это, прежде всего, швейцарский сценограф Фалко Херольд – автор декораций и видео. С 2009 года он работает с Бошем и вместе с ним занимался созданием сценической версии оперы Шрекера «Отмеченные». Для Моаны Стемибержер – художника по костюмам, «Иррелоэ» стала четвёртой оперой, поставленной с Бошем. Важный вклад в становление «Иррелоэ» внес немецкий художник по свету Михаэль Бауэр. Уже 42 года он работает в Мюнхенской опере и параллельно сотрудничает с крупнейшими театрами мира, среди которых Парижская опера, Ковент Гарден, Ла Скала, Мариинский театр, Театр Фениче. Вместе с Бошем он занимался постановкой четырёх опер. В 1999 году в Мюнхене М.Бауэр был удостоен Приза за театральный свет. Особо значимым участником постановочной группы является драматург Жанин Ортиз. Она защитила докторскую диссертацию по последним операм Шрекера, написала несколько книг и эссе с анализом творчества композитора и записей его произведений. Ж.Ортиз работала с рядом известных режиссеров, включая Д.Боша, Е.Титову и Р.Уилсона. Вдохновенное сотрудничество таких маститых профессионалов, конечно же, увенчалось созданием прекрасного спектакля!

Музыкальные и сценические аспекты постановки.

Оперное представление пленяет абсолютной гармонией сценического действия и чудесной музыки, изысканное звучание которой, является главным достоинством нового спектакля. В отличие от общепринятой схемы анализа постановки и традиционного порядка в написании рецензии начну обзор премьерного «Иррелоэ» не с его сценических аспектов, а с музыкальных, так как они оказались первостепенными по своей выразительности и значимости. Итак оркестр Лионской оперы (52 музыканта) под превосходным управлением Б.Контарски звучал в высшей степени органично и красочно, завораживая богатством колористической и эмоциональной музыки, составляющей основу партитуры Шрекера. Талантливый дирижер сумел полноценно и рельефно выразить её мелодическое великолепие и психологическую суть, а главное – её напряженную драматургию и захватывающую театральность. Яркие оркестровые контрасты и тончайшие интонационные нюансы дивной партитуры получили блистательное воплощение в филигранной интерпретации дирижера и оркестра. Главное же достижение Контарски состоит в том, что многоликий и сверкающий музыкальный поток разворачивался в неразрывной взаимосвязи со сценическим действием. Порой казалось, что композитор писал свою партитуру специально для дирижера Контарски и режиссера Боща, которые настолько глубоко понимали и точно отражали замысел Шрекера, что спектакль выглядел не коллективным творением, а как бы уникальным произведением одного гения! Действительно, всё, что звучало в необычайно экспрессивной и чувственной музыке получало живое и образное выражение в сценическом действии, придуманном вдохновенно и затейливо, разработанном детально и тщательно.

Ева (А.Брейд) и трио музыкантов в картине II акта.

Ева (А.Брейд) и трио музыкантов в картине II акта.

Согласно оригинальной концепции режиссера опера предстаёт своеобразно. На экране-заставке регулярно транслируют, как в немом фильме, чёрно-белые кинокадры с титрами и сценами, иллюстрирующими и дополняющими оперные картины. Этот режиссёрский ход позволяет не только чётко и ясно выстроить спектакль, но и придать ему кинематографическую магию, которая обогащает его театральный шарм и драматичекую силу. Для мистификации оперного действия режиссёр неспешно его разворачивает на щедро задымленной сцене, что создаёт хрупкую и загадочную атмосферу старинной легенды, положенной в основу оперного сюжета. Искусно осовремененный, он логично и органично развивается в сценическом оформлении, соответствующем нашему времени, с инкрустацией эффектных новаций.
Представление открывают кинокадры с титрами, которые проектируют на большом экране-заставке. В первой оперной картине предстает одинокий ларёк, расположенный возле густо задымлённого лесного массива. Вдалеке возвышается и таинственно светится старинный замок – родовое поместье графа Генриха, издавна наводящее ужас на местных жителей. Ларёк содержит и в нём живет Лола, старая дама, которой помогает её 30-летний сын Питер, незнающий своего отца. Общаясь с Кристобальдом, он догадывается, что родился из-за того, что отец Генриха изнасиловал Лолу. Питера охватывают ненависть и злоба, а в глубине сцены на экране появляются как бы видения того преступления – кинокадры с крупными планами персонажей трагической истории: страстные поцелуи любовника сменяют огромные, полные ужаса, глаза молодой Лолы. Оперное действие продолжается: на сцене появляется Ева, и она развеивает депрессию Питера. Представление интересно разворачивается как многослойное по жанрам произведение, составленное из чередующихся кино-зарисовок и оперных сцен, которые, развивая и усиливая друг-друга, создают масштабный и увлекательный спектакль. Его живописное оформление производит глубокое впечатление. Сценические картины второго акта вначале предстают в пушистой золотистой дымке, которую безжалостно пронзают острые стволы обгоревших деревьев. После проекции кино-зарисовки, отражающей историческую хронику пожара в замке и побега изнасилованной Лолы, оперное действие продолжается в огромной оранжерее, принадлежащей графу Генриху.

Генрих (Т.Хашлер) в оранжерее, картина II акта.

Генрих (Т.Хашлер) в оранжерее, картина II акта.

В домашнем халате высокий блондин восседает в старинном кресле в окружении многочисленных стеллажей и шкафов, заполненных горшками цветов. На полупрозрачных стенах и своде оранжереи, составляющих единый фон, возникает динамичная панорама эффектного видео, в котором мозаично предстают десятки суровых лиц с дико светящимися глазами. Видимо, это многочисленные предки Генриха, пристально следящие за его судьбой. Вскоре в оранжерее появляется Ева. Охваченная любовной страстью, она бросается на Генриха со словами: «Бери меня! Делай, что ты хочешь, я принадлежу тебе телом и душой. Я удовлетворю твое дикое желание!». Генрих кидается на Еву и тут же отскакивает, так как возникает видео с лицами предков, потерявших рассудок от сексуальных нападений на чужих невест. Это зримое напоминание о семейном проклятии побуждает Генриха вначале обвенчаться с Евой. Герои целуются, и оранжерею охватывают дивные видео-проекции с множеством расцветающих белых лилий. В ореоле музыкальной и визуальной идиллии чудесно струится большой любовный дуэт. Вскоре появляются двор и слуги, позади которых на стенах оранжереи вновь возникают лица предков Генриха. Граф представляем собравшимся свою невесту и объявляет о свадьбе. По окончании впечатляющей массовой сцены её участники расходятся, а в оранжерею проникают трое музыкантов с канистрами. Под руководством Кристобальда и под его злобным взглядом, исходящим с кино-экрана, бравые парни разливают бензин для поджога замка. Третий акт открывает видео-коллаж, который, как и оркестровое вступление, отражает кровавую развязку легендарной истории – насильник многократно вонзает нож в тело девушки, и она умирает. В сценографии первой оперной картины происходит встреча счастливой Евы и озверелого Питера, который тренируется с ножом, готовясь к убийству. Он пытается изнасиловать Еву, но появляется Лола, и девушка убегает. Под звон колоколов идёт проекция исторического видео, на котором бешено скачут крупные планы лиц и предстаёт свадебное фото, запечатлевшее графа, его невесту и гостей в замке Иррелоэ.

Свадьба в III акте: слева Ева (А.Брейд) и Генрих (Т.Хашлер).

Свадьба в III акте: слева Ева (А.Брейд) и Генрих (Т.Хашлер).

Затем разворачивается оперная картина свадьбы Генриха и Евы. На задымленной сцене среди голых стволов стоят стулья и столы с белыми скатертями и цветами. Над ними живописно свисают ленты серпантина и гирлянды лампочек. В глубине сцены магически светится замок. Появляются гости, Кристобальд с тремя музыкантами и Питер, хотя Ева просила его не приходить. Выходят молодожены в свадебных нарядах и под красивую мелодию вальса счастливо танцуют. При этом Ева бросает свой букет Питеру, и он в порыве гнева его свирепо разрывает. Прибегают лохматые девушки в изодранных подвенечных платьях и надрывно поют, но это видение изнасилованных невест вскоре исчезает. В глубине сцены возникает видео с праздничным фейерверком, ярко полыхает красочная музыка, царит свадебное веселье. Гости расходятся, остаются лишь главные персонажи, и происходит трагическая развязка любовного треугольника. Питер, приставив нож к горлу Евы, заявляет Генриху: «Ты мой брат, и я буду с тобой делиться! Ты завтра, но сегодня я!». Генрих освобождает Еву и убивает Питера его же ножом. В это время замок задымился и начал гореть. Затем вспыхивает огненная полоса вдоль всего горизонта. Гипнотическое видение огромного живого пожара длится долго; жёлтый дым постепенно застилает всю сцену. Однако в звучании оркестра разрастается оптимистическое просветление. Под мощное сценическое освещение радостно проистекает дуэт Евы и Генриха, устремлённых в будущее.

Финал оперы : пожар в замке Иррелоэ.

Финал оперы : пожар в замке Иррелоэ.

Исполнение оперы.

Важный вклад в успех спектакля вносят замечательные исполнители. Лучших комплиментов заслуживают солисты и прежде всего канадская меццо-сопрано Амбур Брейд.

Ева (А.Брейд)  и Генрих (Т.Хашлер)   в картине II акта

Ева (А.Брейд) и Генрих (Т.Хашлер) в картине II акта

В прошлом году состоялся её дебют на европейских сценах. В частности, во Франкфурте-на-Майне она потрясающе воплотила центральный образ в опере Р.Штрауса «Саломея», которую поставил Барри Коски. В нынешнем сезоне на той же сцене А.Брейд пела Саломею, Норму и Королеву в опере Э.Кшенека «Таинственное королевство», а в Канаде – Сабину на мировой премьере оперы Руфуса Уэйнрайта «Адриан». В июле этого года она приглашена на главную роль Стефаны в опере У.Джордано «Сибирь», которую поставит Василий Бархатов на фестивале в Брегенце (Австрия). Перечисленные партии красноречиво говорят о творческом диапазоне и потенциале молодой певицы, которая в Лионской опере предстала восходящей звездой, у которой впереди, несомненно, блистательная карьера. На премьере оперы «Иррелоэ» А.Брейд в полной мере продемонстрировала своё вокальное и артистическое дарование. Большой, сильный и красочный голос певицы струился свободно и лучезарно. Особенно экспрессивно и проникновенно прозвучала последняя ария Евы, в которой А.Брейд наиболее ярко и широко выразила своё высочайшее исполнительское мастерство, а также пленила и восхитила изяществом и богатством тончайшей нюансировки. В роли графа Генриха выступил швейцарский тенор Тобиас Хашлер. Опытный певец имеет разнообразный репертуар: Ленский («Евгений Онегин» П.Чайковского), Принц («Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьева), Григорий («Борис Годунов» М.Мусоргского), Тит («Милосердие Тита» В.А.Моцарта), Луций («Луций Сулла» В.А.Моцарта), Бельмонт («Похищение из сераля» В.А.Моцарта), Понг («Турандот» Дж.Пуччини), Тибальт («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно), Штева («Енуфа» Л.Яначека), Принц («Русалка» А.Двожака). В 2017 году Т.Хашлер стал лауреатом Приза Volksbühne Cassel. Нынешний дебют певца в Лионской опере прошел успешно. Образ Генриха в отточенной трактовке Т.Хашлера производил впечатление как вокальным, так и сценическим изяществом.

Питер (Д.Орлишаузен) и Ева (А.Брейд) в III акте

Питер (Д.Орлишаузен) и Ева (А.Брейд) в III акте

Роль Питера замечательно исполнил немецкий баритон Джулиан Орлишаузен. Он уже пел на многих европейских сценах, на фестивале в Лионской опере и на Транссибирском фестивале в Новосибирске, а также в США и Японии. Богатый гибкий голос, высокое вокальное и артистическое мастерство способствовали достойному воплощению сложного образа молодого человека, охваченного любовной страстью, переходящей в необузданную дикость. Интересно и убедительно исполнили роли основных персонажей известные солисты: немецкие меццо-сопрано Лиоба Браун (Лола) и тенор Микаэль Гниффке (Кристобальд), польский бас Пётр Мисинский (Лесник). Последний певец был участником семи постановок на сцене Лионской оперы, включая потрясающее произведение Александра Раскатова «Собачье сердце» (по М.Булгакову), за создание которого талантливый композитор получил Большой приз имени Антуана Ливио, присуждаемый Международной ассоциации музыкальных критиков (Париж, 2013). Премьерное представление «Иррелоэ» завершилось вполне заслуженно долгими и бурными овациями, которым казалось не будет конца. Французская премьера малоизвестной оперы Франца Шрекера стала знаковым событием в музыкальной жизни Европы и мира!

Crédits photos : Stofleth, DR