ТРИУМФ ПАРИЖСКИХ ГАСТРОЛЕЙ ТРУППЫ ТАНЦА ОПЕРЫ ГЁТЕБОРГА В ЗАЛЕ LA VILLETTE
09/05/2022 – Виктор Игнатов
4 – 7 мая 2022, La Villette, Париж.

В парижском зале La Villette с огромным успехом прошли выступления Göteborgsoperans Danskompani во главе с Катрин Холл. Гастрольная программа включала пьесы знаменитых израильских хореографов – «Contemporary Dance» (2019) Хофеша Шехтера и «SAABA» (2021) Шарон Эяль. Первая пьеса потрясала музыкальной ритмикой, взрывной пульсацией и лучезарной энергией великолепных артистов, а в финале пленяла и восхищала лирическими танцами под обворожительную песню Франка Синатра «My Way». «SAABA» – третья постановка Ш.Эяль для шведской труппы, погрузила публику в удивительный мир загадочных образов, чарующих магией диковинной пластики и феерией таинственных метаморфоз. Абсолютно разные по стилю, лексике и эстетике произведения блистательно исполнили 15 артистов.

Göteborgsoperans Danskompani – генератор и популяризатор ярких творческих проектов и новаций.

Танцевальная труппа Оперы Гётеборга, художественным руководителем которой является Катрин Холл, по достоинству считается одним из наиболее значимых и коллективов в современном мире танца. Высокопрофессиональный коллектив составляют 38 танцовщиков из 20-и стран. Репертуар труппы составляют оригинальные, специально созданные для неё произведения как знаменитыми хореографами, так и некоторыми артистами, в частности Нидерландского театра танца, начинающими ставить свои пьесы в творческом сотрудничестве с международными коллективами, композиторами и музыкантами. Гордостью репертуара являются постановки таких всемирно известных хореографов, как Кристал Пайт, Сиди Ларби Шеркауи, Охад Нахарин, Шарон Эяль, Хофеш Шехтер, Дамьен Жале и Рой Асааф. В следующем сезоне (2022-2023) труппа впервые представит произведения двух выдающихся шведских хореографов – Йохана Ингера и Александра Эка. Богатый современный репертуар и высокий исполнительский уровень способствуют успешному проведению зарубежных гастролей. На нынешний сезон Катрин Холл запланировала выступления в Париже, Гренобле, Экс-ан-Провансе, Людвигсхафене, Тюрнхауте, Осло, Москве и Санкт-Петербурге. В следующем сезоне гастроли пройдут в Австралии, Южной Корее и на Тайване. Труппа вернется со своими новыми программами и в престижные театры, где уже выступала – Национальный театр театра в Париже и Саудлерс-Уэллс в Лондоне. В 2019 году Göteborgsoperans Danskompani провела с большим успехом свой первый фестиваль. В мае нынешнего года он состоится во второй раз.

Катрин Холл – художественный руководитель Göteborgsoperans Danskompani.

Катрин Холл – художественный руководитель Göteborgsoperans Danskompani.

Сейчас по приглашению парижского центра La Villette шведская труппа дала четыре представления, и каждое из них проходило с аншлагом. Все билеты были распроданы задолго до начала спектаклей. В чём же состоит секрет такого огромного интереса публики к нынешним гастролям? Прежде всего это связано с тем, что программа выступлений была составлена в высшей степени разумно, что в итоге сделало её не только редкостной, но и чрезвычайно привлекательной. Сенсация состояла в том, что в одной программе впервые встретились произведения Хофеща Шехтера и Шарон Эяль – двух необычайно востребованных хореографов, чьё творчество широко представлено на самых престижных сценах и пользуется огромной популярностью во всём мире. Нужно сказать, что показ постановок этих мастеров в один вечер – идея, хотя и блистательная, но всё-таки достаточно рискованная, так как, несмотря на абсолютно разные стили хореографов, сопоставление их пьес неминуемо приведёт к выявлению не только достоинств, но и недостатков каждого. Чтобы глубже понять значимость программы, показанной в Париже, приведем с небольшим сокращением опубликованные комментарии с анализом творчества Х.Шехтера и Ш.Эяль.


Хофеш Шехтер – пламенный творец взрывного clubbing – танца.

 

 Хофеш Шехтер.

Хофеш Шехтер.

Хореограф прославился своим специфическим стилем. Танцы Х.Шехтера – анархичные и взрывные, как физически. так и эмоционально. Они захватывают мощью энергии и ритмики, в них сочетаются хаос и дисциплина, едкая сатира и дикая сила, а порой трогательная теплота и трепетная нежность, овеянные дыханием романтической ностальгии и еврейского фольклора. «Хореограф яркой экспрессии, произведения которого не столько содержат какое-либо послание, сколько имеют цель взволновать исполнителей и зрителей. Наиболее важные эмоции периодически повторяются. Хореография Х.Шехтера – это своего рода исследование, в котором он изучает эмоции с помощью движения и музыки, движения духа, которое приводит вещи в движение. Имея музыкальное образование, Шехтер в основном сам сочиняет звуковую композицию для своих произведений. Его хореографическое творчество обладает невероятной силой и энергией, которые находят отклик у нескольких других израильских хореографов, хотя он работает в Великобритании с начала 2000-х годов. В начале своей карьеры Шехтер несколько лет танцевал в труппе Batsheva Dance Company под руководством Охада Нахарина, но только в Лондоне начал заниматься хореографией. Он возглавляет собственную танцевальную труппу и ставит хореографию для ряда других коллективов, таких как Королевский балет, Нидерландский театр танца и Труппа танца Оперы Гётеборга. Произведения Шехтера никогда не выделяют танцовщиков как отдельных звезд. Хореограф делает ставку на энергию группы и её динамику. Танцы – это всегда коллективный процесс, в который вовлечена и публика. Массовые, напряженные сцены приводят зрителей в коллективный транс. Каждый зритель является неотъемлемой частью возникающего мира. Хореография Шехтера – очень органичная и заземленная; сцена же является постоянным игроком, с тобой или против, и магнитной силой; танцовщики прыгают, скользят, ползают, скачут на четвереньках; здесь ритм закреплен без каких-либо эстетических излишеств и всё может проявиться – грубая эмоция гнева, страха, боли, разлуки и любви. В творчестве Шехтера есть несколько основных автобиографических тем, но нет рассказа; в центре – физическая сила движения. Как говорит сам хореограф, его главная тема – это свобода».
Авангардное творчества Шештера сегодня всемирно признано и популяризируется не только труппами современного, но и академического танца. Яркий пример тому Парижская опера, которая в этом году показала 12 раз (с 15 марта по 3 апреля) авторскую программу хореографии Шехтера. Её составили две ранние его пьесы – «Uprising» (2006) и «In your rooms» (2007). Теперь они вошли в репертуар балетной труппы Парижской оперы, после того как в 2018 году здесь появилась пьеса Шехтера «The Art of Not Looking Back».


st12После одной из встреч с артистами Göteborgsoperans Danskompani Шехтер сказал: «Познакомившись с танцовщиками для ознакомительного обмена, я обнаружил, что они принадлежат к самой талантливой и адаптированной группе артистов на планете. Так редко можно встретить группу танцовщиков и мгновенно с ними поладить. Меня одновременно волнует и пугает то, что мы могли бы сделать вместе. Я с нетерпением жду возможности подтолкнуть их физически и заставить их подтолкнуть моё творчество к новым свершениям».
В интервью Томаса Хана, названном «Истинный танец нашей эпохи», Шехтер рассказал о своей первой работе для Göteborgsoperans Danskompani:
«Название пьесы «Современный танец», действительно, интригующее. Меня даже спросили – не является ли это насмешкой! В действительности, речь идёт, конечно же, о том, что мы понимаем под современным танцем, и куда он ведёт? Какой танец определяет нашу эпоху? В средствах массовой информации много внимания уделяется поп-танцу, но истинный танец, отражающий нашу эпоху, практикуется в клубах. Как хореограф я должен работать, исходя из реальности, которая меня окружает.
– Я люблю повторяющиеся ритмы, потому что достаточно часто сам создаю такой тип музыки, который позволяет мне погружаться в мои чувства и ощущения Я сам сочиняю музыку для своих пьес, и это происходит всегда в ходе их постановки. Я работаю, с одной стороны, интуитивно, сочиняя своим нутром, с другой стороны, – это результат размышления над чувствами и сутью того, что я хочу создать. Итак музыка пьесы «Современный танец», с одной стороны, – это повторяющиеся импульсы, с другой стороны, – нежность и сентиментальность.
– Я всегда вижу ансамбль всех элементов постановки – от танца до музыки и света. Сценические костюмы являются наиболее сложным элементом, так как они сразу же дают персонажам обозначение образности. В этой пьесе я хотел создать что-то очень свободное, немного дикое для группы очень эмансипированных персонажей. Результат немного анархичный – это коллекция одежд очень эклектичная, которая ставит вопрос о нашем понимании сути рубашки или штанов».
Для пьесы «Современный танец» Шехтер создал хореографию и музыкальную композицию, в которую включены фрагменты произведений И.-С.Баха, Жака Рево и Поля Анка, а также песен Франка Синатра и Клода Франсуа. Авторы световой партитуры и костюмов – Том Виссер и Милла Эк Эскизы, соответственно.

gt01

«Современный танец» Х.Шехтера – фейерверк буйной ритмики и текучей пластики.

Согласно эстетическому кредо Шехтера, его пьеса «Современный танец», как и предыдущие постановки, динамично разворачивается на сумрачной задымленной сцене в интересной и разнообразной «сценографии», которую создаёт оригинально поставленное освещение. Представление открывает широко развернутый по всей сцене ансамбль с участием всех 15-и артистов, которые синхронно исполняют танцевальную композицию в структуре ярких лучей, формирующих световую архитектуру и впечатляющую своими играми. Музыкальная и танцевальная ритмика настолько напряженная и энергичная, что сразу же захватывает внимание и дыхание каждого зрителя. Впечатление усиливают сценические костюмы. Несмотря на синхронную пульсацию тел, группа исполнителей выглядит мозаично, так как у каждого артиста свой сценический костюм. Это совершенно разные по цвету и образу современные одежды – от рубашки с галстуком и простой маки до эстрадной куртки с блестящим орнаментом. Такие одежды сразу же объявляют о том, что пьеса предлагает публике совершить увлекательное путешествие на крыльях пленительной ритмики в мир современной жизни.
Танцевальное представление состоит из четырёх частей, при смене которых звуковой фон не утихает, но сцену поглощает плотная темнота. Музыкальная ритмика каждой части имеет свою красочную тональность и соответственно свой эмоциональный настрой, что полнокровно отражается в многоликом танце, его характере и лексике. Танцевальные движения (то изломанные и резкие, то мягкие и текучие), – не столь сложные, но их лексический диапазон достаточно широкий, что позволяет выразить богатую палитру эмоций – от буйства и ликования до грусти и ностальгии. Особенно значимый вклад в непрерывный поток бурлящего и пульсирующего танца вносит дивная феерия музыкальных и экспрессивных жестов. Быстро и логично сменяемые, они завораживают то взрывной энергией, то чувственной гармонией. В мощном водовороте гипнотической ритмики здесь пылает и сверкает сразу всё – музыка, танец, свет и дух, хореографа и артистов!

st10

Экспрессия – главная особенность и важнейшее достоинство хореографического произведения, созданного с вдохновенной фантазией и смелой новацией. Пьеса «Современный танец» восхищает многообразием динамичных и синхронный ансамблей, которые составляют специфическую основу творчества Шехтера. Пленяя причудливыми метаморфозами, танцевальные ансамбли постоянно меняют здесь не только свою композицию, но и жестикуляцию, впечатляющая ритмика и графика которой формируют гипнотические видения редкостной пластической красоты и эмоциональной силы. Несмотря на богатую хореографическую фантазию и широкое разнообразие танцевальных ансамблей, некоторые из них всё-таки повторяются и даже многократно. Видимо, это связано с нюансировкой концепции «Современного танца».
Третью часть пьесы открывает необычайно интересный по композиции и пластике ансамбль. Искусно выстроенный в форме большого букета, он как бы расцветает под живописным множеством лучей жёлтого животворного света. Синхронно пульсирующая плотная группа артистов, завораживает причудливой жестикуляцией и порой замирает в скульптурных позах, что производит сильное впечатление. Несмотря на то, то эта композиция развивается достаточно долго, её дивные непрерывные метаморфозы производят истинное наслаждение.

st2

Наиболее обворожительно предстает четвертая часть, которую неожиданно открывает божественно красивая музыка И.С.Баха. При этом ранее бурный и буйный танцевальный поток обретает совершенно иной смысл, настой и характер. Нужно признать, что, используя фрагмент музыкального шедевра гения, Шехтер предпринял, несомненно, рискованный шаг и, в итоге, достойно преодолел столь серьёзное творческое испытание. Под музыкальное дыхание вечности на сцене разворачиваются ранее уже показанные танцевальные композиции, но теперь они проистекают более медленно и пластично, находясь в чарующей гармонии с неспешными темпами и дивными флюидами величественной мелодической темой. После вновь возникшей звуковой и танцевальной ритмики с последующим мощнейшим крещендо, в широком ансамбле появляются и быстро исчезают яркие дуэты. В финале представления публике был преподнесен второй сюрприз, возможно, даже ещё более волнующий, чем первый с музыкой И.С.Баха. Теперь вдруг зазвучала знаменитая песня «My Way» («Мой путь») в феноменальном исполнении Франка Синатра. Синхронные и гармоничные движения артистов на редкость точно, живо и проникновенно отражали эмоциональную глубину поэтической исповеди великого артиста. Обворожительный симбиоз музыки, слов и танца предстал как возвышенный и патетический гимн красоте, любви и жизни!
Включение в финальную часть «Современного танца» музыки И.С.Баха и песни Ф.Синатра «My Way» говорит о том, что современная жизни невозможна без почитания достижений прошлого. Видимо, в этом и состоит главный философский посыл Шехтера и его «Современного танца». Потрясающая хореография и феноменальное исполнение получили наивысшую оценку зрителей. По завершении представления публика единодушно выразила неописуемые восторг и восхищение в почтительном и триумфальном «standing ovation»!

Шарон Эяль – королева таинственной вселенной, наполненной магией фантастической жизни.

Шарон Эяль

Шарон Эяль

Так сегодня величают одну из самых известных и талантливых женщин -хореографов, творчество которой, несомненно, является особым и удивительным явлением в современном мире танца. Её специфический стиль и танцевальная лексика обладают гипнотической силой и магией. Участница ногих международных фестивалей, Ш.Эяль в 2019 году стала лауреатом «Золотой маски» – Национальной премии России. И это неслучайно; гастроли труппы Эяль «L-E-V » регулярно проходят в Москве с триумфальным успехом. Шарон активно ставит не только для своей труппы, но для компаний в разных странах. Наиболее плодотворно её сотрудничество сложилось с Göteborgsoperans Danskompani, для которой она поставила три пьесы: «Untitled Black» («Без названия. Чёрный»), 18 артистов (35 мин.), премьера – 13 октября 2012 г. ; «Autodance» (Автотанец), 14 артистов (36 мин.), премьера – 3 марта 2018 г. ; «SAABA», 13 артистов (45 мин.), премьера – 30 октября 2021 г.

«SAABA» – гипнотическая феерия чистоты и света танца.

Над постановкой пьесы вдохновенно работали высокопрофессиональные специалисты. Прежде всего, это Гай Бехар – постоянный соавтор всех хореографических произведений Шарон Эяль, и Мария Грация Кьюри – художественный руководитель Дома Dior. В последнее время М.Г.Кьюри успешно сотрудничает с Шарон в разных проектах и создает сценические костюмы для её постановок. «SAABA» – это первая работа знаменитого модельера для Göteborgsoperans Danskompani. Сценический свет придумал Алон Коэн, композитор Ори Лихтик составил гармоничную музыкальную композицию из фрагментов разных произведений.
Дункан С Шульц – один из исполнителей пьесы «SAABA», рассказал, как работа Ш.Эяль захватывает и увлекает для достижения самого интимного, чувственного и подлинного.
«Шарон ищет то, что было не замечено или не видели и не чувствовали раньше. Она пытается выйти за пределы того, что мы уже знаем, за пределами наших чувств. Её мир имеет свой собственный словарь, свою собственную сущность. Когда вы входите в этот мир, вы должны показать себя полностью таким, каким вы есть. Каждая клетка вашего тела, всё ваше существо, должен быть там. Шарон как будто обращается к нашим людским и животным сторонам, чтобы их сплести и нас перенести в другое место. Исполнять её произведения – это своего рода трансцендентальный опыт. Как будто ты перемещаешься в такое место, где задействовано всё твоё существо, вплоть до клеточного уровня. Движения могут казаться контролируемыми, но внутри каждая клетка кипит жизнью. В хореографии Эяль все движутся на полу-пальцах, таким образом физически мы находимся на другом уровне, но каждая часть тела, включая ум и сердце, должны быть задействованы.
Sans titre 6В танцевальной студии мы попадаем в мир Шарон. Она стоит перед нами, проникается пространством, нашей энергией и присутствием, просит нас попытаться сделать разные вещи. Все находятся под влиянием того, что происходит в студии. Это делает пространство чувственным, почти священным и важным, чтобы любить. Мы танцуем, мы творим, она поглощает энергию, вдохновляет нас и предлагает нам новые варианты. В такой интуитивной манере мы вместе следуем по творческому пути. Но именно она имеет взгляд со стороны и направляет нас.
Как танцовщик, ты используешь энергию зрителей. Ты впитываешь её и направляешь на сцену. У Шарон это нечто большее. Мы поднимаем наши тела как можно выше, мы открываем свою грудь и своё сердце для сердец зрителей. Это создает уязвимость, но также делает нас чувственными. Когда я танцевал в пьесе Эяль «Autodance», я помню, что энергия толпы обрушилась на меня почти как стена, но я увидел, что то же самое происходит и с другими танцовщиками. Мы были настолько восприимчивы, что энергия на мгновение вывела нас из равновесия.
Постановка Шарон похожа на приятную пытку и болезненный экстаз, на эти противоположности, объединенные в каждом мгновении, в каждом шаге, в каждом движении. Здесь весь ассортимент сосредоточен в одном опыте. Я нахожусь на другой волне её творческого процесса и как бы слышу вопросы зрителей, возникающие в их головах, как бы их мысли и шепот: «Что это? Что происходит сейчас?».
Это уязвимое, но сильное место. В обычной жизни мы обычно не осмеливаемся быть голыми с нашими сердцами в руках перед незнакомыми людьми. Но Шарон просит танцовщиков решиться на это. Она открывает наши сердца, заставляет нас раскрываться больше, потому что именно в этой пьесе вы можете увидеть истину».
Sans titre 9Представление эффектно открывает Мигель Дуарте, блистательный танцовщик. Под звуки ритмичной песни он величественно появляется на тёмной сцене под ярким лучом софита, искусно освещающем его гибкое и пластичное тело, охваченное магической игрой рельефных мышц и светотеней. На задымленной сцене возникает верхнее ровное освещение, и танцовщик обворожительно исполняет феноменальное соло, талантливо сплетенное из широких музыкальных жестов и текучих чувственных движений. Появляются 4 танцовщицы: мелко переступая с фиксированным жестом, они формируют с танцовщиком широкоугольную композицию. К ней добавляются ещё 8 исполнителей, и образуется диковинный ансамбль, который синхронно и однообразно переминается под восточные ритмы с изящной мелодией. Сценический ковёр света сжимается, превращая широкий ансамбль в плотную группу. Локально освещенная, она отрешенно семенит по сумрачной сцене, словно странное многоголовое существо, которое периодически замирает в причудливых позах. Группа исчезает в кулисе, но оставшаяся одна танцовщица начинает медленный проход вдоль всей сцены, мело переступая по узкой полосе света. Этот проход однообразно проделывают поочередно все 13 участников представления, после чего из тёмной глубины сцены появляется группа танцовщиков…
Магическое представление гипнотически разворачивается в загадочной атмосфере, которую формируют звуковое сопровождение, разнообразное по мелодике и ритмике, а также световое оформление, порой приобретающее лёгкую цветовую окраску. Основу танцевального действия составляют затейливые метаморфозы ансамблей, которые изменяются как по численности артистов, так и по конфигурации их групп, пленяющих синхронной ритмикой и внутренней энергетикой. Благодаря специфической лексике Эяль, суть которой составляют чувственная жестикуляция и мягкая пульсация гибких тел, мерно переступающих на полупальцах, постепенно предстает удивительный мир фантастических видений, придуманный с богатой фантазией. Главным, характерным качеством всего представления является пленительная гармония и таинственная монохромия, которые филигранно формирует идеальный осмос лексики танца, ритмики звука и облика костюма. Нужно сказать, что все 13 исполнителей пьесы «SAABA» одеты в облегающие комбинезоны, выполненные из ажурного гипюра телесного цвета, что придает телам облик обнаженности.

Sans titre 8Финал, как и начало, представления производит сильное впечатление. На пустой сцене, залитой красным светом, появляется Мигель Дуарте. Он обворожительно исполняет своё дивное соло. К нему присоединяются 4 танцовщицы, затем 8 артистов и образуется угловая композиция, которая трепетно пульсирует, чаруя дивной феерией синхронных и музыкальных жестов. Однако из двух противоположных кулис вдруг начинается медленное выдвижение штор сценического занавеса. При этом широкий ансамбль, чтобы оставаться полностью видимым, постепенно сжимается до плотной группы. Встречное движение штор приостанавливается, и, артисты ансамбля, осознавая своё неминуемое исчезновение, с особым энтузиазмом живописно танцуют, но вскоре занавес окончательно закрывается.

Аналитические комментарии.

Чрезвычайно интересная программа, которую можно было бы принять за творческую дуэль между двумя прославленными хореографами, в действительности не является поединком в силу совершенно разного их эстетического кредо и хореографического стиля. Шехтер в своём специфическом творчестве успешно прогрессирует и уже достиг впечатляющих высот как творец и пропагандист театрального clubbing – танца. Основу этого нового жанра составляет энергичная ритмика музыки и танца, которая полностью овладевает зрителями и побуждает их к пластической пульсации, что естественно и происходит, когда представления идут на площадях или в залах, где публика, стоя, получает удовольствие от эффектных шоу.
Увлекательная и контрастная программа, показанная в парижском зале La Villette, начинается с потрясающей пьесы Шехтера «Современный танец», что, несомненно, оправдано с целью того, чтобы сразу же захватить публику яростным буйством энергии и ритмики, царящей как в хореографии, так и в музыке. Пьеса Эяль «SAABA» погружает зрителей в совершенной иной мир хрупких и гипнотических видений, где обитают странные существа, которые отрешенно скользят, завораживая кантиленой причудливой пластики и жестов. Стилистика Эяль – не только органичная, но и монохромная, а танцевальная лексика – мягкая и плавная, исключающая яркое проявление помыслов и эмоций. Специфическую основу постановок Эяль составляют мелкие шажки на полу-пальцах, которые, хотя и периодически несколько трансформируются, а порой даже превращаются в шаги, однако они прочно удерживают всё танцевальное действо в эстетике фантастических иллюзий и флюидной образности.
Sans titre 5В таком мире главным являются многочисленные ансамбли, пленяющие своими синхронными движениями. Важнейшая задача хореографа состоит в том, чтобы не только выстроить их оригинально, но и придать им магические метаморфозы. Думается, что в «SAABA» Эяль реализовала свой творческий потенциал не в полной мере. Скажем, две большие серии поочередного пересечения сцены каждым из 13-и исполнителей пьесы, медленно семенящих с фиксированными позой и жестом, выглядят настолько уныло и однообразно, что возникает ощущение, будто это сделано, чтобы удлинить время представления. В «SAABA» есть и другие не вполне удачные композиции, а также ненужные повторы.

Сотрудничество Эяль с Göteborgsoperans Danskompani, несомненно, принесло впечатляющие творческие плоды. И всё-таки некоторые хореографические идеи, вероятно, исходящие от исполнителей «SAABA», оказались малоинтересными. Это замечание относится прежде всего к сольным вариациям танцовщиц. Такие номера, к сожалению, существенно уступали дивному соло в потрясающей интерпретации Мигеля Дуарте, которое открыло представление «SAABA». Превосходный танцовщик пленял и восхищал феноменальной пластикой и музыкальностью текучих движений в ореоле широкой и чувственной жестикуляции.
Завершая обзор парижских выступлений Göteborgsoperans Danskompani, нужно поздравить с огромным и заслуженным успехом Катрин Холл – художественного руководителя шведской труппы, и всех её артистов, принявших участие в этих гастролях. По окончании обеих пьес программы – «Современный танец» Хофеща Шехтера и «SAABA» Шарон Эяль, переполненный зал La Villette взрывался от бури оваций, и более тысячи восторженных зрителей долго аплодировали, стоя. Браво !!!

Crédits photos : Lennart Sjoberg, Tito Stengel, DR