ВОЗВЕДЕНИЕ ТЬЕРРИ МАЛАНДЕНА В ЧЛЕНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
16/4/2022 – Виктор Игнатов
6 апреля 2022, Académie des Beaux-arts, Institut de France, Париж.

В торжественной атмосфере под куполом престижного Института Франции почётное кресло академика занял Тьерри Маланден. один из четырёх избранных хореографов, – основатель и руководитель труппы Маланден Балет Биарриц. В официальной церемонии с участием многочисленных деятелей французской культуры с большой речью о творчестве Т.Малендена выступил академик Лоран Петижирар, известный дирижёр и композитор. Т.Маланден посвятил свою речь истории и значимости искусства танца. Широкий и глубокий аналитический обзор украсили изящные танцевальные интерлюдии. На церемонии среди знаменитых артистов и хореографов был Пьер Лакотт: патриарх французского балета, в связи с 90-летием, получил горячие поздравления Академии и долгие овации всех присутствовавших.

Респектабельный Институт Франции.

Респектабельный Институт Франции.

Академия изящных искусств, как и четыре другие Академии, входит в состав величественного Института Франции, основанного в 1795 году. Напомним, что Академия изящных искусств была сформирована в 1816 году при слиянии Королевской академии живописи и скульптуры с Королевской академией музыки, созданных, соответственно, в 1648 и 1669 годы. До недавнего времени в Академии изящных искусств, согласно их разным видам, было 8 секций. В 2019 году появилась 9-я секция «Хореография». Спустя два столетия со времени основания Академии изящных искусств, наконец-то, танец получил здесь должное признание. Несмотря на объявленные четыре вакансии, в новую секцию были избраны лишь три хореографа: два знаменитых француза – Тьерри Маленден, Анжелен Прельжокаж, и франко-испанка Бланка Ли, исповедующая современный танец широкой палитры – от фламенко-рапа до хип-хопа. Затем членом секции «Хореография» стала известная франко-американка Каролин Карлсон, успешно экспериментирующая с авангардными формами танца. В качестве членов-корреспондентов 9-й секции были выбраны журналист-критик Доминик Фретар и Дидье Дешам – танцовщик, хореограф и директор Национального театра танца Шайо (2011-2020). Тот факт, что среди новоизбранных академиков Франции не оказалось ни одного хореографа, преданно следующего в своём творчестве традициям и канонам балетной классики, свидетельствует о всеобщем к ней пренебрежении. Благостным исключением в столь странной и грустной ситуации, к сожалению, сложившейся во всём мире танца, можно считать творческий путь Т.Маландена – основателя и руководителя труппы Маланден Балет Биарриц, прочно удерживающей на протяжении 24-х лет репутацию самого лучшего коллектива среди 19-и Национальных хореографических центров Франции. Т.Маланден был избран в секцию «Хореография» (кресло №1) 24 апреля 2019 года. Однако из-за эпидемии ковида официальная церемония провозглашения его академиком была перенесена и состоялась 6 апреля нынешнего года. Сегодня Академия изящных искусств включает 63 члена (в девяти секциях по разным дисциплинам), 12 иностранных членов и 63 корреспондента. Среди иностранных членов Академии единственным хореографом является чех Иржи Килиан. Официальная церемония провозглашения его академиком состоялась 13 марта 2019 года.

Тьерри Маланден – поэт современного искусства балета.

Танцовщик и хореограф родился в Пти-Кевилли (Сен-Маритим) в 1959 году.
Полюбив балет по передачам телевидения, в 9 лет он начал заниматься танцем. В 1974-1977 годы изучал балетную классику с Моник Ле Дени, Рене Боном, Даниэлем Франком, Дениз Виллабелла, Жильбером Мейером и Реймоном Франкетти. В 1977-1986 годы был танцовщиком последовательно в труппах Парижской оперы, Балета Рейна и Французского театра балета Нанси. Неоднократный победитель хореографических конкурсов, Т.Маланден закончил свою карьеру танцовщика в 1986 году и вместе с восьмёркой друзей создал Compagnie Temps Présent. Эта труппа обосновалась в парижском пригороде Эланкур, а в 1992 году стала «ассоциированным коллективом» Эспланады – Оперного театра Сент-Этьена.

Тьерри Маланден - хореограф-академик Франции.

Тьерри Маланден – хореограф-академик Франции.

В 1998 году Министерство культуры и город Биарриц пригласили Маландена основать первый во Франции Национальный хореографический центр (CCN) в неоклассическом стиле. За истекшие 24 года CCN Malandain Ballet Biarritz стал не только флагманом французского искусства танца, но его полномочным послом во всём мире. За 30 лет карьеры хореографа Т.Маланден создал более 80-и произведений в эстетике, которую можно охарактеризовать как неоклассическую и в то же время как classico-contemporain (классико-современную): «Моя культура – это культура классического балета, и без всяких комплексов я остаюсь ей приверженным. Однако, если я с готовностью признаю, что её художественные и социальные коды принадлежат другой эпохе, я также считаю, что этот материал, унаследованный от четырёх веков истории, дает танцовщику бесценные ресурсы. Итак я развлекаюсь с ней, становясь классическим для одних, современным для других, просто в поисках танца, который я люблю. Танец не только оставляет след удовольствия, но и воссоединяется с сущностью священного как ответ на трудность бытия» – сказал Т.Маланден.
Эта творческая позиция привела к тому, что труппа Т.Маландена. которую в первые годы её существования часто принимали заграницей, в течение 10-и лет стала одной из самых известных французских компаний в своей стране и за рубежом. Для Т.Маландена чрезвычайно важны художественное и культурное образование и медиация. При этом его компания поддерживает давние отношения с общественностью, особенно с молодежью, и прочно укоренилась в трансграничном регионе басков.
Для поддержки развития новых талантов, совместно с Национальной оперой Бордо и Национальной оперой Рейна, Т.Маланден основал в 2016 году конкурс молодых хореографов, лауреаты которого сейчас успешно развивают свою карьеру. Следующий конкурс состоится 17 июля с.г. в Биаррице, где с 2009 года Т.Маланден возглавляет фестиваль le Temps d’Aimer. Его разнообразная программа и многочисленные участники ежегодно демонстрируют эклектизм международной панорамы танца – от классики до авангарда, включая фольклор и поп-арт. Увлеченный историей танца, Т.Маланден на протяжении последних 20-и лет регулярно пишет и публикует подробные статьи, освещая в них хореографическое прошлое – богатое и неизведанное – Франции до появления «Русских балетов Дягилева». Он также неустанно занимается реабилитацией значимости женщин-хореографов, показывая их ведущую роль и весомый вклад в эволюции танца. Т.Маланден удостоен высокой награды Министерства культуры Франции: он является офицером Национального ордена искусств и литературы.

Церемония провозглашения Т.Маландена академиком Франции.

В историческом и респектабельном дворце (1677), который является величественным Институтом Франции, объединяющим 5 Академий, состоялась торжественная церемония посвящения в звании академика Тьерри Маландена – наиболее яркого и значимого хореографа среди его французских коллег. Столь важное событие проходило в центральном зале под высоким куполом Института, где собралась многочисленная публика – элита культуры Франции и высокие зарубежные гости. Четверть партера была зарезервирована для членов Академии изящных искусств.

Специальное заседание Академии изящных искусств.

Специальное заседание Академии изящных искусств.

Под патетические звуки фанфар и в сопровождении почетного эскорта кавалеров, одетых в парадные мундиры, в зал поочередно вошли более 30-и академиков. Каждый из них, согласно давней традиции, явился в академическом фраке, специально сшитом по персональной модели из зелёного сукна и украшенного пышным золочёным узором. Величественное дефиле венчала рассадка академиков в именные кресла, символизируя бессмертие знаменитых избранников Института Франции. Специальное заседание возглавило административное трио под председательством Астрид де ля Форест – президента Академии изящных искусств этого года. После краткого приветствия собравшихся высокопоставленная дама объявила повестку заседания и предоставила трибуну для выступления Лорану Петижерару – постоянному секретарю Академии и члену её секции «Музыкальная композиция», которого Т.Маланден выбрал в качестве своего представителя и «крёстного отца» на церемонии в Институте Франции. Выдающийся композитор и дирижер (его творческая биография дана ниже) широко и подробно осветил творческий путь Т.Маландена, дал глубокий анализ его стиля и кредо, отметил главные особенности и важные достоинства о вдохновенного искусства талантливого хореографа. По ходу выступления докладчик иллюстрировал свои тезисы показом видео-фрагментов знаковых произведений Т.Маландна. На четырёх больших экранах были показаны сцены из балетов «Жар-птица» и «Весна священная» (в «Программе И.Стравинский»), «Последняя песня», «Люцифер», «Ромео и Джульетта», «Пастораль», «Мажифик», «Мария Антуанетта». Весьма примечательно, что Л.Петижирар весомо и аргументированно назвал абсурдным очернение Русской культуры и даже запрет исполнения её великих произведений из-за войны на Украине. Процитируем основные разделы большого и содержательного доклада.

Речь Лорана Петижирара.

«Дорогой Тьерри Маланден! Сегодня вы такой же, каким я встретил вас в первый раз – спокойный, сдержанный, но поражает контраст между вашей безмятежной внешностью, уравновешенным характером, тонкой улыбкой и страстью, внутренним огнём, который живёт в вашем сердце. Кто бы мог представить, что этот человек, кажущийся таким спокойным, ведёт в течение сорока лет уникальное человеческое и художественное приключение и с невероятной энергией преодолевает все испытания, которыми наполнена жизнь великой балетной труппы.

Выступление Лорана Петижирара.

Выступление Лорана Петижирара.

В ноябре прошлого года в Национальном театре танца Шайо я видел балет, который вы поставили на шедевр Игоря Стравинского «Жар-птица». Я был удивлен тем, что вы решили разделить вечер с молодым хореографом Мартином Харриагом, сотрудничающим с труппой Маландэн Балет Биарриц. Я не знаю других директоров трупп в крупных французских городах, которые, выступая в Париже, отдали бы больше половины вечера молодому коллеге и доверили бы ему реализовать абсолютно всё воображение хореографа в постановке «Весны священной» – гениального произведения, всецело наделенного блеском. Должен признаться, что, будучи музыкальным руководителем двух оркестров в Париже, за эти 23 года я ни разу не доверил «Весну священную» приглашенному дирижеру. Я всегда ревностно хранил её при себе и никогда не жалел об этом за исключением бессонной ночи накануне концерта.
Вы – строитель мостов, человек действия, человек поступков. Вы – паромщик, человек самоотдачи… Вы вовлекаете всех танцовщиков в коллективное приключение и защищаете их не только в сценической жизни, но и в столь деликатный момент их переквалификации по завершении артистический карьеры. Эта щедрость, присущая вам, проявляется как на сцене, так и в жизни. Ваши особые отношения с музыкой, конечно, объясняют ваш выбор одного из композиторов, чтобы ввести вас под этот Купол. Рассказывать о ваших спектаклях перед аудиторией, которая особенно хорошо знает ваше искусство, которая следит за вашим творчеством и восхищается вами на протяжении десятилетий, – это миссия чрезвычайно деликатная.

Фрагмент из балета Т.Маландена «Жар-птица».

Фрагмент из балета Т.Маландена «Жар-птица».

В то время как слишком часто мы видим балеты, фонограммы которых представляют собой неуклюжий монтаж различных музыкальных произведений без малейшей стилистической или эмоциональной согласованности, уважение, которое вы проявляете к музыке, сохраняя целостность произведений, может только тронуть сердца композиторов. Вы никогда не боитесь точности сюжета, детального либретто, которое отказываются принимать те, кто представляет себе хореографию без каких-либо ограничений. Балеты, основанные на очень подробных сюжетах, а потому более обязывающие, менее любимы современными хореографами. Однако вы неоднократно демонстрировали свою способность превосходить либретто, как в классическом, так и в современном музыкальном репертуаре. Я имею в виду ваше сотрудничество с композитором Гийомом Коннессоном при постановке балета «Люцифер», в котором использовался миф об ангелах, падших за любовь к простым смертным людям.
В 1978 году Виолетта Верди, руководитель балета Парижской оперы, заметив вас на Международном конкурсе молодых танцовщиков в Лозанне, пригласила вас на собеседование, в результате которого вы были приняты в балетную труппу в качестве внештатного артиста. Эти несколько месяцев, проведенные в Парижской опере, вам дали возможность выступить на знаменитой сцене в балетах «Коппелия» Пьера Лакотта и «Петрушка» Михаила Фокина.
Во время Первой мировой войны фактически вся немецкая музыка, включая сочинения Бетховена, была запрещена во французских концертных программах. То, что происходит сейчас с ужасающим запретом шедевров русской культуры, – это проблема того же порядка. Недавние решения о запрете опер или балетов Мусоргского или Чайковского, произведений Прокофьева, Шостаковича, Достоевского или Толстого – абсурдно и показывает невероятное невежество в отношении того, какой была жизнь и борьба деятелей культуры против тирании.
Должен признаться, что я испытал на себе непримиримость музыкального авангарда и эстетических баталий, которые подвергли остракизму большое количество композиторов во Франции. Возможно, я не был так ошеломлен, как должен бы, узнав, что сражения в области хореографии были столь же ожесточенными. В танце сохраняется стиль «неоклассический». Как ни странно, он напоминает мне стиль «неотональный», который был распространён на всех композиторов, которые ещё сочиняют музыку с учетом гармони, тематики и ритма. Бенджамин Бриттен, одна из главных нитей вашего творчества, был очернён французским музыкальным авангардом, один из представителей которого несколько месяцев тому назад объяснил, что это лишь вопрос времени.

Фрагмент из балета Т.Маландена «Пастораль».

Фрагмент из балета Т.Маландена «Пастораль».

Ваш балет «Пастораль», который члены Академии смогли увидеть на сцене Театра Шайо в декабре 2019 года, является прекрасной иллюстрацией вашего подхода к шедевру Бетховена, который вы описываете следующим образом: ««Пастораль» взывает к эллинской античности как месту ностальгии и художественного совершенства, боли, бесконечной тоски и блаженства первозданного света». Вне зависимости от того, является ли этот балет неоклассическим, классико-современным или же ему нужен другой эпитет вдохновенного критика, «Пастораль» – это просто превосходный и волнующий спектакль.
Когда в 1998 году началось великое приключение Балета Биарриц, ваш стиль и ваша репутация уже утвердились. Нетрудно представить, с какими экономическими трудностями вам пришлось столкнуться, но, прежде всего, это был период великих эстетических битв, которые обрушились на танец. В 1999 году труппа состояла из 12 танцовщиков, и все они были внештатными артистами… В 2004 году вам удалось добиться штатного состава труппы. В 2005 году вы основали Балет Юниор Биарриц, а в 2007 году создали факультатив «Искусство-Танец» в лицее имени Андре Мальро в Биаррице.
В 2009 году Театр Виктории Евгении Сан-Себастьяна взял на себя обязательства совместной работы над вашими постановками. Год спустя труппа получила название Маланден Балет Биарриц; количество танцовщиков было 17, а в 2014 году их стало 20. На протяжении всей карьеры вы никогда не расставались ни с одним артистом вашей труппы. Это подтверждает, что вы выбрали их очень удачно и демонстрирует ваше чувство преданности.
Вы много пишете о танце. Ваши многочисленные тексты являются драгоценными образовательными материалами, созданными на основе фундаментальной концепции классического балета, пантомимы и более широко искусстве хореографии. В своих публикациях вы сожалеете об определенном отсутствии культуры в мире танца, восстанавливаете значение великих деятелей, несправедливо оставленных без внимания. Ваши тексты являются ярким призывом против забвения.

Фрагмент из балета Т.Маландена «Мажифик».

Фрагмент из балета Т.Маландена «Мажифик».

Будет хорошим тоном вас упрекнуть за то, что вы слишком близки к музыке. Я редко слышал такое ужасное замечание в адрес хореографа. Вы, несомненно, хореограф-музыкант; вы напоминаете мне Уве Шольца, который погружался в оркестровые партитуры балетов, которые планировал поставить. Ваша версия «Ромео и Джульетты» на музыку Гектора Берлиоза, премьера которой состоялась в августе 2010 года на Фестивале Вероны, свидетельствует об этом осмосе между вашим искусством и музыкой.
Если проследовать по вашему творческому пути, то поражает его абсолютная последовательность. Ничто не сможет отвлечь вас от целей, которые вы поставили перед собой, даже очень заманчивое предложение сменить Роберта Денверса на посту художественного руководителя Королевского балета Фландрии и, таким образом, воспользоваться преимуществами гораздо более многочисленного кордебалета очень высокого уровня, и в то же время частично освободится от административных забот.
При участии Каролин Карлсон, Бланки Ли, Анжелена Прельжокажа и при поддержке Доминик Фретар, Дидье Дешама вы сможете работать в нашей Академии, чтобы пропагандировать танец во всех его формах, улучшать условия жизни танцовщиков и помогать им в переподготовке, в также способствовать появлению новых талантов. Я знаю, что это главные причины, которые убедили вас в необходимости присоединиться к нам. Вы поняли, что избрание в академики – это, прежде всего, обязательство в служении.

Фрагмент из балета Т.Маландена «Мария Антуанетта».

Фрагмент из балета Т.Маландена «Мария Антуанетта».

Ваша страсть к танцу, ваша близость к музыке, ваша нежность к танцовщикам, к этой жизни, столь регламентированной и столь непредсказуемой, со славой и заботами которой вы знакомы досконально, ваша решимость преодолеть все финансовые и административные препятствия, в отношении которые другие люди сделали бы вид, что их не видят, ваша верность в дружбе, как и в искусстве, всё это придало вам статность, которая естественным образом наложила свой отпечаток на мир танца, над которым вы возносите дыхание любви и свободы. Именно по всем этим причинам мои собратья избрали вас с энтузиазмом, и в течение последних трёх лет они имели удовольствие работать, разговаривать и мечтать вместе с вами. Поэтому, дорогой Тьерри Маланден, я особенно счастлив пожелать вам от их имени добро пожаловать в нашу Академию».

Выступление Тьерри Маландена.

В большой, содержательной речи Т.Маланден сделал исторический экскурс в мир хореографии и, поскольку ему не нужно было хвалить своего предшественника, ибо кресло академика было создано специально для него, то оказал дань уважения танцовщику Жан-Этьену Депрео (1748-1820), который пел и выступал в театре, женившись на одной из звёзд того времени Мари-Мадлен Гимар. Любимец публики наполеоновской эпохи, Ж.-Э.Депрео является одной из забытых фигур в истории танца, которой издавна поклоняется Т.Маланден. По ходу его речи дважды появлялись танцевальные интерлюдии. Вначале предстал исторический «Гавот Вестриса». Знаменитый танец, возрожденный Клодом Ируретагоеном для труппы Maritzuli, изящно исполнил Джон Оласкуга под скрипичное сопровождение Хаби Этшеверри. Затем танцовщик Артур Бара и барабанщик Себастьен Паулини великолепно представили «Ауреску» – традиционный танец Страны Басков. Выступления артистов под Куполом величественного Института Франции придали официальной церемонии не только живительную свежесть, но и чарующую магию.

Речь Тьерри Маландна.

Выступление Тьерри Маландена.

Выступление Тьерри Маландена.

«Дорогие члены Академии изящных искусств, дорогие друзья, дорогой Лоран Петижирар! После этой доброжелательной речи, которую вы, дорогой Лоран, только что произнесли в великодушной манере, я с глубоким волнением беру слово, чтобы поблагодарить вас за честь, которую вы оказали мне, приняв меня в Академию изящных искусств. Со мной согласятся все артисты и любители танца, мои коллеги Бланка Ли и Каролин Карлсон, мои собратья Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж и, прежде всего, Морис Бежар и Серж Лифарь, некогда член-корреспондент секции «Скульптура», что, создав секцию «Хореография», приняв Терпсихору под этим августейшим Куполом, вы выгравировали новую страницу в его истории. Это страница очень памятная, поскольку вы вернули Хореографии место в кортеже Искусств.
Как все мы знаем, Людовик XIV, танцевавший до изнеможения, учредил Королевскую академию танца. И она, вслед за Французской академией и Королевской академией живописи и скульптуры, стала третьей Академией, созданной во Франции. Шёл 1661 год, королю было 23 года, и это был его первый государственный акт. В те времена физического и социального разобщения, в те враждебные и сумеречные времена нельзя было миновать потрясения тем, что существенную роль играл Танец. XVII век, увлекавшийся красотой и надеждой, назвал его «Прекрасным танцем»… Наконец, по мнению, возможно, слишком пессимистичного, во Франции можно было регулярно услышать возглас, смешанный со слезами: «Танец умирает, танец мертв!». В 1661 году эти слезы, пролитые над могилой Терпсихоры, стали причиной её восхождения на академический небосклон.
Именно с целью совершенствования этого искусства и исправления злоупотреблений, способных довести его до «непоправимого разрушения», Людовик XIV создал Королевскую академию танца. В составе 13-и академиков под руководством Франсуа Галан дю Дезера, танцмейстера Королевы, первыми эти места заняли те, кто танцевал с Королем. Академики пользовались привилегией формировать мастеров танца и музыки, а для обсуждений один раз в месяц им был предоставлен зал в Лувре.
Но предпочитая встречаться в таверне или в домах друг-друга, они, как говорят, обсуждали всё, кроме своего искусства. По-правде говоря, даже если до нас не дошли мемуары, речи или трактаты, трудно поверить, что академики только пили и говорили о незначительных вещах. Ведь если мы заглянем ещё дальше в прошлое, то обнаружим, например, дискуссию от 10 августа 1732 года о сохранении старой и подлинной хореографии. Другими словами, это рассуждение об искусстве записи Танца с помощью различных знаков, чтобы спасти его от смерти и небытия.

Специальное заседание Академии изящных искусств.

Специальное заседание Академии изящных искусств.

Этот метод, приписываемый танцмейстеру Раулю-Огеру Фойе и получивший значительный резонанс в Европе с 1700 года, на самом деле был нововведением академика Пьера Бошана. Он подал в суд на Фойе, своего ученика, обвинённого в том, что тот «украл» его изобретение. Согласно постановления Парижского парламента, закрепившего право на изобретение за академиком, Совет Короля признал, что Бошан был первооткрывателем этого метода, но разрешил Фойе продолжать публиковать танцы в знаках Хореографии. Пьер Бошан – композитор балетов Короля и спектаклей Мольера, балетмейстер Академии оперы Пьера Перрена, затем Королевской академии музыки Жана-Батиста Люлли, и, наконец, директор Королевской академии танца с 1680 по 1687 годы. Несмотря на всё, Бошан приобрёл славу и репутацию тем, что ему принадлежит заслуга упорядочения искусства и наделения его эстетическими принципами.
Честно говоря, не желая задеть нашу национальную гордость, после куртуазной любви, столь короткой, что о ней забыли, речь идёт о хороших манерах, восстановленных в эпоху Ренессанса итальянскими танцмейстерами, которым мы обязаны концепцией балета, сложного искусства по движению ансамблей. Сейчас это искусство находится под угрозой исчезновения, поскольку зависит от размера субсидий.
Парижский парламент признал театральный танец благородным развлечением. В это время, в соответствии с гуманитарной образовательной программой эпохи Возрождения, театральный танец был введен в иезуитские колледжи и военные академии. Следует помнить, что умение танцевать было необходимым дополнением к образованию дворянства. Однако мастерство танца, без которого никто не мог удержать своё звание, не было привилегией дворянства. Вплоть до 1890-х годов обычные солдаты возвращались из армии с почетным званием танцмейстера и могли, таким образом, преподавать в городах и деревнях. Анекдотично, что для получения лицензии танцмейстера, необходимо было станцевать перед комиссией профессоров и офицеров гавот, который в 1785 году впервые исполнил знаменитый танцовщик Огюст Вестрис на сцене Оперы в лирической комедии Андре Гретри «Панурж на острове фонарей». Названный «Гавот Вестрис» и поставленный Максимилианом Гарделем, балетмейстером и академиком, этот танец нашёл своё место в Стране Басков, где его исполняют и в наше время, как мы сейчас увидим. Чтобы продолжить службу, солдат также должен был продемонстрировать свои изобретательские способности, иными словами, экзамен включал в себя ещё импровизацию.

«Гавот Вестриса» исполняют Джон Оласкута и Хаби Этшеверри.

«Гавот Вестриса» исполняют Джон Оласкута и Хаби Этшеверри.

В то время как в Германии, Англии, России и Италии каждый полк всё ещё имел свой собственный танцевальный зал, в 1907 году по указу военного министра первого правительства Жоржа Клемансо и под насмешки газет, наполненных добропорядочной буржуазной моралью, Танец, забытый в 1890 году, стал военной дисциплиной. После Первой мировой войны об этом больше не говорили. Слышно было только со стороны Дворца Гарнье: «Кто-то сказал: «Во Франции танцуют ногами, в России танцуют с душой…». Вполне возможно, но когда мы позаботимся о наших желудках во Франции, вы увидите, как быстро душа взрастёт в нас!».
Во времена создания Королевской академии танца все шаги, используемые на балах и в балетных спектаклях, были очень простыми. Однако желание блистать принесло трудности и в то же время обогатило словарь, лексика которого была разработана ещё в эпоху Великого века. Танцмейстер – это тот, профессия которого состоит в том, чтобы не только показывать как танцевать, но и чтобы преодолевать забвение, которое, как мы уже видели, охватывает всё со временем. Бошан, Фойе и после них другие приложат руку к перу. Рука обладает монополией на полезность в глазах тех, кто обвиняет тело во всех бедах. «Хореография или искусство описания танца с помощью слов, картинок и знаков» означает, таким образом, интеллектуальный жест. Показывая шаги, прорисованные под музыку, танцмейстеры все были музыкантами, долгое время скрипачами. Публикация этих танцев, запечатленных в хореографических знаках, способствовала распространению репертуара в Европе, участвуя при этом в художественном и дипломатическом прославлении Франции. Вот почему даже сегодня во всём мире терминология академического танца остаётся на французском языке. Благодаря этой системе письма, а также устной передаче от тела к телу, вплоть до XIX века Франция, конкурируя с Италией, предоставляла иностранным государствам представителей своей школы. Однако, с 1830 года и до начала ХХ века Парижская опера заимствовала своих главных балерин из-за границы. И чтобы угодить деловой буржуазии, триумфально победившей революции, в 1850 годы женщины часто заменяли «эти странные существа, которых называли танцовщиками». Провинциальным оперным театрам потребовалось до 20-и лет, чтобы перенять парижскую моду на танцующих травести.

Артур Барра и Себастьен Паулини исполняют «Ауреску».

Артур Барра и Себастьен Паулини исполняют «Ауреску».

Несмотря на борьбу и творческие усилия, забытые историей, спасение принёс Серж Лифарь, так как в ореоле престижных Русских балетов духовный сын Сергея Дягилева сумел восстановить Танец в Парижской опере в его полном расцвете. В 1955 году Серж Лифарь хотел создать Академию хореографов. В её состав из 13-и членов, по образу и подобию Академии Людовика XIV, самыми значительными были названы Альберт Авелин, Роберт Куино, Джордж Баланчин, Фредерик Аштон и ещё Игорь Моисеев. Проект танцовщика-хореографа из Киева провалился в течение года.
Так как всё течёт и меняется, Королевская академия танца, функционировавшая вне Оперы, но состоящая из артистов, связанных с труппой Оперы, прекратила свои сеансы приблизительно в 1780 году. Возможно, причиной тому стал указ об отмене режима гильдий. Тем не менее канцлер Академии Мишель Бандьери де Лаваль представил новую организацию, но она не состоялась. Когда в 1816 году была создана Академия изящных искусств, его предложения Людовику XVIII также не увенчались успехом. Несмотря на это, три года спустя, в 1819 году, по инициативе Жана-Этьена Депрео, который до последних дней жизни утверждал своё звание академика, полученное им до Революции, было предпринято ещё несколько попыток. «Мы разочаровались в своих ожиданиях, наша просьба осталась без ответа» – заявил Андре Дешайес. Проявляли инициативу и другие: Огюст Вестрис, Луи Милон, Франсуа Альберт Декомб, Шарль Бопре, Жан-Франсуа Кулон и Пьер Гардель. Два века спустя, представьте себе их счастье, их опьянение увидеть с высот, как хореографию принимают в Академию изящных искусств. Хотя хореография всё ещё используется в том смысле, в котором мы её сегодня понимаем, и не отражается в записи на бумаге, но это крик, как призыв к лучшему миру, поскольку она связана с музыкой и шествием муз. Танец – это искусство, которое может облегчить страдания и принести счастье. Танцмейстер спектакля «Le Bourgois Gentilhomme» («Мещанин во дворянстве»), в котором Пьер Бошан поставил балетные сцены, разве нам не сказал? : «Все несчастья людей, все катастрофические неудачи, которыми полна история, все промахи политиков и просчёты великих полководцев, всё это пришло от неумения танцевать».

Тьерри Маланден, Лоран Петижирар и Астрид де ля Форест.

Тьерри Маланден, Лоран Петижирар и Астрид де ля Форест.

Имея сегодня честь получить титул академика, если я должен уважать традицию восхваления мастера, который тебе предшествовал, то позвольте мне сказать вам, дорогой Жан-Этьен Депрео, что моё сердце было бы обращено к вам: родился в Париже в 1748 году в музыкальной семье, был способным учеником, в 14 лет стал танцмейстером, через два года был принят танцовщиком в Оперу, автор пародийных балетов, шансонье, поэт и драматург. О вас говорили, что вы человек веселый, обаятельный человек, всегда занятой. Мы обязаны вам музыкальным хронометром, принятым в Консерватории и утверждённым Институтом…В знак уважения к вашей жене, прозванной «Терпсихорой XVIII века», система нотации была названа «Терпси-хореографией». Наконец, убежденные в своём призвании, мы также обязаны вам этой истиной: «Искусство – сын учебы». И если бы у меня, как у академика, было бы только одно желание, то оно заключалось бы в том, чтобы Танец, польза которого известна со времен первого танца Адама и Евы, преподавался сегодня в школьных заведениях.
Наше плодовитое Искусство, которое иногда находит свой источник в ране, наконец-то, возведено в ранг бессмертия. Наконец-то Танец утешился своей фатальной судьбой – умереть, чтобы возродиться. Таким образом, прежде чем поприветствовать вашу память почетным танцем, который баски называют «l’Aurresku», я передам только один ваш совет: «Недостаточно быть танцовщиком, нужно быть влюбленным. Если вы не любите своё искусство идолопоклоннической любовью, поверьте мне, остерегайтесь появляться в театре».
Я благодарю вас».

Торжественное вручение «посоха академика».

Катрин Пегар и Тьерри Маланден при вручении «посоха академика».

Катрин Пегар и Тьерри Маланден при вручении «посоха академика».

В завершении специального заседания Академии изящных искусств состоялась наиболее волнующая его часть. Под приветствия всех присутствующих, горячо аплодирующих стоя, Катрин Пегар – президент CCN Маланден Балет Биарриц, президент Национального дворца, музея и поместья Версаля, вручила Маландену «посох академика». Следуя своим эстетическим убеждениям и привязанности к Стране Басков, Т.Маленден пожелал принять традиционный атрибут Академии не в виде элитной шпаги, а в облике пастушеского посоха. Олицетворяя связь между человеком и землей, между высоким и низким, посох является в равной степени атрибутом лидерства и паломничества. Выбрав в качестве «шпаги члена Академии» посох, напоминающий трость, которую использовали балетмейстеры, чтобы отбивать на полу такты, Т.Маланден вспоминает историю и значение музыкального счета в искусстве танца. Для изготовления этого посоха новый академик обратился к ноу-хау компании Origine. Символический атрибут создали Стефани Порсен и Флорана Тремолоса – два ювелира, которые работали в престижных компаниях, и чья мастерская находится рядом со студиями Национального хореографического центра Биаррицы. Для «посоха академика» была выбрана ветка мушмалы, которую ошкурили, выпрямили и состарили в соответствии с давней традицией. Серебряный пономарь украшен раковиной улитки. Её спираль, связанная с движением и временем, символизирует возрождение и возвращение Танца в сердце шествия Искусств. На рукоятке, согласно академической традиции, были выгравированы оливковые ветви, а по желанию Т.Маландена – также имена чрезвычайно значимых для него 13-и известных или забытых хореографов. Это Жан-Батист Блаш (1765-1834), Луи Генри (1784-1836), Франсуа Альбер Декомб (1787-1865), Жюль Перро (1810-1892), Анри Жюстаман (1815-1890), Мариус Петипа (1818-1910), Ипполит Монплезир (1821-1877), Марикита (1841-1922), Лор Фонта (1845-1915), Луиза Штихель (1856-1942), Серж Лифарь (1905-1986), Жанин Шарра (1924-2017), Жозеф Лаззини (1926-2012). Маланден их выбрал по аналогии с 13-ю членами, назначенными академиками Людовиком XIV при учреждении Королевской академии танца в 1661 году. Нижнюю часть посоха украшает гравировка на серебре по рисунку Паскаля Майра, изображающая полёт птиц. Это напоминает нам, что для человека стремление – это возвышение души и тела. Наконец, футляр посоха – творение Карин Принс, художницы по костюмам труппы Т.Маландена, сделан из обрезков тканей, использованных при создании нескольких его балетов.

Тьерри Маланден среди академиков.

Тьерри Маланден среди академиков.

По окончании церемонии вновь прозвучали фанфары, и все академики чинно покинули зал, а Маланден в сопровождении почетного эскорта кавалеров проследовал во парадный двор Института Франции. Здесь состоялось особое торжество: новый академик принимал поздравления от его бесчисленных друзей и коллег, поклонников и журналистов. Сверкали вспышки фотоаппаратов, запечатлевая улыбки сотен счастливых людей. Академическая церемония превратилась в большой праздник Искусства танца, которое вполне заслуженно получило признание в респектабельном Институте Франции.
Завершая обзор столь значимого и радостного события, нельзя не высказать недоумения – почему же не был избран членом Академии Пьер Лакотт, истинный патриарх французского академического танца? Всемирно известный хореограф, искусный реставратор исчезнувших шедевров, балетные спектакли которого украшают репертуары ряда крупнейших театров многих стран, давно и несомненно заслуживает столь высокой почести быть членом Академии изящных искусств, так как неустанно и успешно развивает в своем творчестве славные традиции балетной классики. Достаточно сказать, что 16 октября 2021 года в Парижской опере триумфально прошла мировая премьера трёхактного балета П.Лакотта «Красное и Чёрное», вдохновенно созданного по одноимённому роману Стендаля на музыку Ж.Массне. Важно, что П.Лакотт написал либретто, а также придумал прекрасную хореографию, живописные декорации и дивные костюмы, которых было более 400! Балет П.Лакотта «Красное и Чёрное» – это не только истинно французское творение, но первый полнометражный спектакль, поставленный в Парижской национальной опере за последние 30 лет! Так почему же этот великий хореограф, ставший гордостью балетного искусства Франции, так и не был удостоен звания академика?

Тьерри Маланден среди коллег и друзей.

Тьерри Маланден среди коллег и друзей.

Лоран Петижирар – выдающийся композитор и дирижёр.

Родился в 1950 году, учился игре на фортепиано у Сержа Петижирара и композиции у Алена Кремски. Лоран Петижирар – эклектичный музыкант: его карьера композитора симфонической, оперной и камерной музыки дополняется значительной деятельностью в качестве дирижера. Музыкальный руководитель Французского симфонического оркестра (1989-1996), в 2005 году был избран главным дирижером музыкантами Оркестра Колонн, который он возглавлял до 2018 года. Первая опера Л.Петижирара «Жозеф Меррик, человек-слон» на либретто Эрика Нонна была записана с Филармоническим оркестром Монте-Карло во главе с Натали Штуцманн (Naxos). Премьера оперы в постановке Даниэля Месгича состоялась в феврале 2002 года на сцене Пражской государственной оперы. Спектакль был возобновлен на сцене Оперы Ниццы в декабре 2002 года. Новая постановка Дуга Вароне появилась в мае 2006 года на сцене Оперы Миннеаполиса. Вторая опера Л.Петижирара «Гуру», посвященная психическим манипуляциям и сектантским аберрациям, создана на либретто Кзавье Мореля и записана компанией Naxos в октябре 2010 года в Будапеште. Премьера оперной сюиты «Гуру и Мария» прошла в 2014 году в Нойбранденбурге (Германия). Затем она прозвучала в марте 2016 года в Париже (Театр Елисейских Полей), в октябре 2017 года в Польше и в марте 2018 года в Иерусалиме. Премьерные показы «Гуру» (с полным текстом) в постановке Дамиана Крудена и под музыкальным руководством композитора состоялись с 28 сентября по 2 октября 2018 года в Замковой опере Щецина, затем возобновились в апреле 2019 года. Премьера «Дилеммы» Л.Петижирара – композиции для флейты, арфы и струнного оркестра, прошла в июне 2019 года; исполнители – Дрезденский филармонический оркестр, дирижер – Марчин Мацелару, солисты – Эммануэль Пахо и Мари-Пьер Лангламе. Эти два солиста вновь исполнили «Дилемму» в ноябре 2021 года в Шанхае.
Л.Петижирар написал множество партитур для кинофильмов. Композитор ведёт активную деятельность в качестве приглашенного дирижера с рядом оркестров во Франции и за рубежом, включая Англию, Германию, Испанию, Италию, Китай, Южную Корею, Монако, Россию, Словакию, США и Швейцарию. Он неоднократно возглавлял совет директоров Sacem. С января 2013 по июнь 2015 года Л.Петижирар руководил первым циклом музыкальных произведений в Парижской высшей консерватории музыки и танца. С 2013 года он является художественным руководителем вечеров музыкальной классики в Раматюэле. Л.Петижирар получил Гран-при «Лицея композиторов» (2000) и «Приз музыки» (2001) от SACD. 1 февраля 2017 года он избран постоянным секретарем Академии изящных искусств. Член секции «Музыкальная композиция» с 13 декабря 2010 года, Л.Петижирар избран на место Марселя Ландовски.
Crédits photos: P. Rimond (Académie des Beaux Arts), Olivier Houeix, D.R.