«XENOS» – ПРОЩАЛЬНЫЙ МОНОСПЕКТАКЛЬ АКРАМА ХАНА – ГЛУБОКО ВЗВОЛНОВАЛ ПАРИЖ
12/07/2022 – Виктор Игнатов
6 – 8 июля 2022, Thêatre des Champs-Elysées, Париж.

В завершении сезона Проект TRANSCEenDANSES и Театр Елисейских Полей совместно представили моноспектакль Акрама Хана «Xenos» («Чужестранец»). Выдающийся британский танцовщик и хореограф, сын бангладешца, прощаясь с артистической карьерой, исполнил «Xenos» c участием пяти певцов и музыкантов. В этой постановке А.Хан исследует проблемы собственной идентичности, погружаясь в прошлое своей исторической родины. 70-минутное представление, созданное к 100-летию Первой мировой войны, пластически отражает тяготы и муки солдата-сипая, находящегося в рядах английской армии. Моноспектакль составляют танцевальные соло и сцены пантомимы, которые разворачиваются в монолитной сценографии высокого вала, превращенного освещением в огневой  рубеж.

Акрам Хан – яркая фигура в мире танца.


Британец Акрам Хан – один из самых известных и востребованных хореографов и танцовщиков Европы. В своем творчестве выходец из семьи эмигрантов-бангладешцев часто эксплуатирует национальную тему. Его стиль – органичный сплав восточного и западного, синтез индийского «катхака» и современного танца, осмос древних традиций и авангардных новаций. В своих постановках он искусно смешивает эстетику и культуру Индии и Европы, плодотворно обновляет сценические формы, активно сотрудничает с известными артистами и музыкантами.
Акрам Хан – сын бангладешских эмигрантов, родился 29 июля 1974 года в Уимблдоне (Лондон). Танцевать начал в семь лет, изучая традицию и технику «катхака» у индийского танцовщика Шри Пратапа Павара. В раннем возрасте начал выступать в театрах: его первым персонажем стал Маугли в «Приключениях Маугли» на сцене лондонской Академии индийского танца; в 13 лет исполнил роль Экалавьи в постановке Питера Брука «Махабхарат» и снялся в её телевизионной версии (1988). Выбрав карьеру танцовщика, А.Хан посещал Университет Де Монтфорт в Лестере и Северную школу современного танца в Чапелтауне (Западный Йоркшир). Затем учился в рамках проекта X-Group в P.A.R.T.S., созданном Анной Терезой де Кеерсмакер в Брюсселе. В 2000 году А.Хан основал в Лондоне свою танцевальную труппу Akram Khan Company и поставил хореографическую пьесу «Rush».

Акрам Хан.

Акрам Хан.

Его первая полномасштабная постановка «Kaash», созданная в соавторстве с танцовщиком Анишем Капуром и музыкантом Нитином Соуни, была представлена на Эдинбургском фестивале в 2002 году. Международное признание А.Хану принесла широкая известность двух его крупных произведений – «Kaash» (2002) и особенно «Ma» (2004). Благодаря их популярности Akram Khan Company объехала весь мир. В 2005 году А.Хан вместе с фламандским хореографом Сиди Ларби Шеркауи создал и станцевал дуэт «Zero Degree», который подтвердил большой международный успех двух восходящих хореографов европейской сцены. В следующем году, по просьбе прославленной балерины Сильви Гиллем, А.Хан поставил и вместе с ней исполнил оригинальную пьесу «Sacred Monsters». В 2006 году он сочинил часть хореографии для гастрольного «Showgirl» Кайли Миноуга. В сотрудничестве с Национальным балетом Китая А.Хан создал спектакль «Bahok», известный сначала под названием «Built to Destroy», затем «Bridge». Его премьера состоялась 25 января 2008 года в Пекине. В том же году в Королевском национальном театре он исполнил в дуэте со знаменитой киноактрисой Жюльет Бинош танцевальную драму «IN-1». Она ознаменовала её первое появление на сцене как танцовщицы и хореографа, ибо над постановкой пьесы оба исполнителя работали вместе. В 2011 году А.Хан сочинил и станцевал сольную композицию «Desh», посвященную памяти его отца, который приехал из Бангладеш в Лондон как человек без гражданства. В начале января 2012 года в ходе репетиции «Desh» А.Хан серьезно повредил ахиллово сухожилие. После операции ему пришлось несколько месяцев не выходить на сцену и отменить большое количество выступлений. В этот период Дэнни Бойл поручил А.Хану создать хореографию для церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне, в которой приняла участие его труппа. В 2018 году он поставил и исполнил сольный спектакль «Xenos» об индийских солдатах, участвовавших в боевых действиях на европейских фронтах Первой мировой войны. Несмотря на страстную любовь к сольным выступлениям, А.Хан, однако, заявил, что после этого спектакля решил отказался от них: «Соло означает гастроли без дублера. Но у меня двое детей в возрасте четырёх и шести лет, с которыми я хочу быть вместе». В июле 2019 года А.Хан представил свой спектакль «Перехитрить дьявола» в Папском дворце на 73-м Авиньонском фестивале. Это произведение для шести танцовщиков, в котором он обращается к основополагающим мифам человечества на основе обнаруженного в 2015 году текста, повествующего о новом эпизоде в эпосе Гильгамеша, царя Урука. С 2014 года А.Хан сотрудничает с Английским национальным балетом, для труппы которого поставил, в том числе, ставшую уже культовой «Жизель». После её мировой премьеры в 2016 году она с большим успехом была показана на престижных сценах многих стран. Благодаря необычайно энергичному и зрелищному танцу, соединяющему индийскую классическую технику «катхак» с западным современным танцем, А.Хан стал одним из лидеров среди британских хореографов. Он удостоен ряда наград. С 2005 года А.Хан является Кавалером Ордена Британской империи; в 2006 году он был номинирован на престижную премию Laurence Olivier Awards в категории «Лучший хореограф» за постановку совместно с Сиди Ларби Шеркауи дуэта «Zero Degree».


«Xenos» Акрама Хана – пластическая ода жертвам войны.


Четыре года тому назад А.Хан создал с группой соавторов моноспектакль «Xenos», с которым отправился в прощальное мировое турне для завершая своей артистической карьеры. Пластическая ода погибшим солдатам-сипаям была показана во многих странах. В частности, в 2018 году «Xenos» предстал в Шотландии на Международном фестивале в Эдинбурге и во Франции на Фестивале современного танца в Монпелье, годом позже – в Москве на Международном фестивале «Территория» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Теперь знаменитый спектакль был показан в Париже на сцене Театра Елисейских Полей в рамках проекта TRANSCEenDANSES.
X5Три года тому назад А.Хан в интервью Татьяны Кузнецовой (для газеты «Коммерсант») рассказал о постановке спектакля: «К 100-летию Первой мировой войны правительство Великобритании стимулировало артистов и художников создавать произведения о войне. А солдатам-сипаям, и другим солдатам из колоний, их вклад в мировую войну признали всего несколько лет назад. Я сам узнал о сипаях относительно недавно, из публикации, хотя мои предки были частью этой истории… Драматург Рут Литтл помогала выстроить литературную конструкцию спектакля, она постоянно присутствовала на постановке. Вообще все мои соавторы ежедневно работали бок о бок со мной, включая сценографа. Каждый день композитор Винченцо Ламанья работал над музыкой, как я над хореографией, – шаг за шагом». «Xenos» – вдохновенно созданное произведение, посвящено шести миллионам сипаев из индийского Эдема, загнанных в окопы в ходе Первой мировой войны. «Это путешествие до уязвимости, моей и тех солдат, которые остались разбитыми на поле боя», – сказал А.Хан. Согласно его замыслу, в масштабной постановке хореограф подводит итоги собственного пути, отражая важнейшие для него темы жизни и смерти, времени и памяти.
«Xenos» предстаёт в единой монументальной сценографии, которую сконструировала Мирелла Вайнгартен. Вдоль всей ширины сцены из её чёрной глубины простирается склон высокого вала. Благодаря искусному освещению Майкла Халлса, он приобретает многоликую зрелищность и разные значения. Представление открывает этнографический пролог, который идёт по ходу рассадки публики в освещенном зале и длится 20 минут. На полностью открытой сцене виден склон вала с лежащими канатами. На авансцене стоят венские стулья и низкие столики, с колосников свисают качели и гирлянда зажженных электроламп. У склона вала среди разбросанных подушек и ковров сидят в национальных одеждах два индийских артиста. Они ведут вокально-барабанный диалог, соревнуясь в изяществе и виртуозности исполнительского искусства: один артист красиво и увлечённо поёт, другой – ловко отстукивает на барабане и мелодично озвучивает скороговорки. Неожиданно на сцену вываливается Акрам Хан: со связанными ногами он сразу же падает и разрушает музыкальную и духовную гармонию, столь характерную для древней культуры Индии. С резким треском замыкания электросети гаснет свет, сцену охватывает темнота.
X4После долгой и тревожной паузы начинается моноспектакль – музыкально-хореографический рассказ о страданиях «Чужестранца», в образе которого воплощается трагическая судьба шести миллионов солдат-сипаев. Под нарастающим освещением гирлянды в сопровождении заунывного пения с трепетными звуками барабана Акрам, облачённый в индийский наряд, исполняет первое большое соло. Босоногий Герой, стопы которого увиты нитями с бубенцами, блистательно демонстрирует многочисленные каскады отточенных движений классического индийского танца: пылкие притоптывания и стремительные вращения, графические жесты и скульптурные замирания, отражают горечь утраты родного мира. По ходу вариации Герой насыпает на авансцене горку земли, символизирующую дом и Индию. Соло прерывает резкий треск замыкания электропроводки; гирлянда угасает, вдалеке слышны залпы пушечных орудий. Вскоре освещение восстанавливается. Вновь звучит песня и стучит барабан, имитируя выстрелы; соло продолжается, его экспрессия и динамика нарастают. Звучит пулемётная очередь, сраженный пулями Герой падает. Корчась и извиваясь, он оказывается в жёстких путах кандалов, в которые превратились нити бубенцов на его стопах. Музыканты покидают сумрачную сцену. Под мучительный гул электроинструментов Герой катается по сцене, пытаясь сорвать с себя оковы и высвободиться из плена. Падают качели, а канаты, сползающие с вершины вала, неотвратимо утаскивают за его гребень все атрибуты мирной жизни, находящиеся на сцене. Ярко освещенный вал, словно хищный монстр, с мощным рёвом медленно отползает в глубь сцены, а Герой, вырвавшись из оков на свободу, смело и одержимо взбирается на его вершину.
Следующая часть спектакля разворачивается в виде пантомимы на узком гребне вала, над которым в глубокой темноте периодически возникает, словно мистическое видение, блок из пяти ниш, в которых прекрасно играют и поют рельефно освещенные музыканты: Фра Рустумджи (скрипка), Нина Харрьс (контрабас и пение), Тамар Осборн (саксофон баритон), Б.С Манджунат (ударные) и Адитуа Пракаш (пение). Исполняемые ими песни и музыка и придают «военным» эпизодам важную эмоциональную атмосферу. Ностальгические звуки вокально-инструментального ансамбля сопровождают пластические монологи Акрама, в которых его персонаж то браво вышагивает, то напряженно замирает, то радостно забавляется, то трагически погибает, причем многократно. При этом он эффектно зависает на канатах, сползает с вала на авансцену, а затем, взбираясь на него, проделывает завораживающие каскады замысловатых движений и жестов.
X1Иногда Акрам специально соскальзывает с вала на сцену, чтобы исполнить очередной монолог. Присев возле горки земли, он вслушивается в доносящийся из далека лай собак, что создаёт иллюзию воспоминаний о родном доме. Герой вновь забирается на гребень вала, где стоит старый граммофон с большой трубой. В сопровождении электронных звуков Акрам пантомимой разыгрывает серию зарисовок, среди которых забавно выглядит «оживление» граммофона. С этой целью Герой связывает его электрический шнур с лежащим поодаль канатом. Граммофон начинает издавать разные звуки: вначале слышится его рычание, потом голос, произносящий текст. Затем идут частые повторы фразы, видимо, по причине того, что игла стала соскальзывать с дорожки на пластинке. Раздосадованный Герой старается остановить граммофон, развязав шнур с канатом, но звук не смолкает. Выполнив множество разных манёвров и уловок, Акрам усмиряет взбунтовавшийся граммофон, а его труба начинает излучать яркий свет. Под ностальгические звуки скрипки Герой наматывает на себя 6 канатов и медленно спускаться вдоль вала на сцену, впечатляя причудливой графикой и пластикой магических движений.
В глубокой темноте над гребнем вала появляются в нишах три музыканта, играющие на скрипке, контрабасе и саксофоне индийскую мелодию. Вскоре это видение исчезает. Звучит выстрел, Герой падает, но вскоре встает и растерянно мечется под взвинченные скороговорки. В сопровождении индийской мелодии Акрам исполняет танцевальную вариацию с чередованием прыжков, вращений и жестикуляции. Сцену охватывает яркая вспышка света, Герой замирает, но вскоре продолжает свой танец под бурные звуки музыки и песни. Вновь над гребнем возникает видение блока ниш с пятью музыкантами. Под их мощный аккомпанемент Акрам динамично танцует затейливую вариацию с обилием страстных вращений и, наконец, в изнеможении падает. Сидя под тусклым светом, он тихо говорит, воспоминая свой дом, под мерные звуковые удары, напоминающие пульсацию сердца. Ярко освещается весь вал. Взявшись за канаты Герой взбирается на его гребень, где долго и неподвижно стоит. Затем он наматывает канат на голову и под звуки песни странно крутится с резкими жестами, выражая свои мучения. Жалобно звучит скрипка, Герой разматывает с головы канат и ложится. Свет медленно угасает. Слышен грохот войны. Появляется луч прожектора. Исходя из труба граммофона, он, как на поле боя, угрожающе скользит по валу, сцене и зрительному залу, ослепляя публику. С фонограммы звучат шорохи и голос Героя. Его фразы, произносимые по-английски, шёпотом и чрезвычайно интимно, к сожалению, трудно разобрать, но по интонациям понятно, что это слова человека, находящегося на пороге надвигающейся смерти.
X3В тёмном сценическом пространстве возникает в кровавом свете вал. На его гребне лежит Герой. Слышен гул и грустное пение. Акрам медленно спускается по склону вала на сцену. Музыка и пения вскоре обретают щемящую мелодику моцартовкой «Lacrimosa», которая разрастается и пленяет не только траурным, но и патетическим звучанием. На сцене, залитой ярким кровавым светом, Герой исполняет пламенную танцевальную вариацию, восхищая каскадами буйных вращений и феерией острых жестов. Образы музыкантов исчезают в густой темноте. Красиво светится лишь спуск вала, на фоне которого кружится Герой. Вскоре он замирает и завороженно смотрит на гребень вала, с которого начинают мерно скатываться лёгкие кедровые шишки. Они катятся поочередно, но потом формируют широкий, бурный поток. Поклоняясь этому чудодейственному явлению, аллегорически прославляющему торжество жизни, Герой встаёт на колени, затем, взбирается на гребень вала, и, взяв шишку, радостно бросает её, как бы символизируя вечность бытия. Свет и музыка угасают. В зрительном зале возникает большая пауза глубокой и почтительной тишины.
Акрам Хан исполнил моноспектакль, чрезвычайно трудный как психологически, так и физически, с неистовой исповедальностью и пронзительной откровенностью, правда, менее проникновенно, чем четыре года тому назад на Фестивале современного танца в Монпелье. Похудевший и слегка постаревший танцовщик всё-таки был великолепен, хотя спина, к сожалению, утратила былую гибкость. 48-летний Акрам Хан по-прежнему чаровал изяществом порхающих и поющих рук, буйством лёгких и затейливых вращений, разнообразием и чёткостью выстукивающих стоп, сценической органикой и экспрессией. Простота замысла и драматургии, иллюстративность режиссуры и хореографии, однообразие танцевальной и пластической лексики, хотя и придавали спектаклю некоторую старомодность, но в то же время делали его волнующим и актуальным, учитывая надвигающуюся угрозу новой мировой войны. Вот почему по окончании представления парижская публика вначале пребывала в глубоком оцепенении, а когда на сцене дали свет и вышел Акрам Хан, в зале вспыхнули необычайно горячие аплодисменты, которые вскоре превратились в овации. Глубоко тронутый столь сердечным приёмом парижан, Акрам Хан высказал слова благодарности, после чего восторженная публика устроила ему и всем участниками спектакля «standing ovations»!

Crédits photos : Jean-Louis Fernandez, Max Barnett