ФИНАЛ ТРЕТЬЕГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ХОРЕОГРАФОВ БАЛЕТА- GRAND CRU DE TALENTS
22/07/2022 – Виктор Игнатов
12 июля 2022, Gare du Midi, Биарриц.

В рамках Объединения хореографического сотрудничества Балет Национальной оперы Бордо и CCN Маланден Балет Биарриц провели 3-й Конкурс молодых хореографов. Его финал проходил в городе Биарриц: на сцене огромного зала Gare du Midi были представлены постановки шести хореографов из Болгарии, Бразилии, Великобритании, Испании, США и Франции. Богатая и разнообразная программа показанных произведений отразила широту творческих устремлений, высокий профессионализм и потенциал финалистов главного в Европе Конкурса молодых хореографов, который играет важную роль в открытии новых талантов и развитии искусства танца. По решению Международного жюри победителям конкурса были вручены 5 призов разной значимости. Смотрите запись финала на MEZZO, France 3, BFM TV.


В отличие от России во Франции отсутствует хореографическое образование. Танцевальные пьесы обычно ставят вышедшие на пенсию артисты, не имеющие необходимых глубоких знаний для создания спектаклей, или просто самоучки, делающие всяческие эксперименты, не имеющие отношения к профессии хореографа. В итоге, во Франции после смерти великих мастеров сегодня царит хореографический вакуум. В связи с этим появление Конкурса молодых хореографов балета чрезвычайно важное и необходимое средство для выявления проблемы. Однако для её решения нужны, несомненно, более масштабные и эффективные меры. Обычно конкурсы подстегивают и мобилизуют участников в их творческом процессе, способствуют развитию таланта и повышению мастерства. Поэтому проведение конкурсов полезно для роста профессионального уровня в любом жанре искусства, особенно в хореографическом, ибо тому есть множество веских причин.
Учитывая значимость и сложность указанной выше проблемы, в 2012 году при поддержке Министерства культуры Франции было создано Объединение хореографического сотрудничества (ОХС) на юго-востоке страны. В него вошли Балет Национальной оперы Бордо, Балет Капитолия Тулузы и CCN Маланден Балет Биарриц – коллективы, завоевавшие высокий авторитет и международное признание. Одна из главных целей ОХС – поддержка молодых хореографов балета, которые в своих современных творениях практикуют и пропагандируют классический и неоклассический танец. Именно с этой целью в 2016 году Балет Национальной оперы Бордо и CCN Маланден Балет Биарриц организовали и провели первый Конкурс молодых хореографов (читайте статью в «Музыкальной афише»). В качестве участников были приглашены хореографы не старше 35-и лет. Каждый из них должен был выслать на сайт конкурса видео-запись своей постановки в исполнении 2-3 артистов. В творческом соревновании приняли участие ещё танцующие в труппах 32 хореографа (16 мужчин и 16 женщин). Среди них две трети были французами, одну треть составили хореографы из Германии, Израиля, Испании, Латвии, Португалии, России, США, Швеции и Японии. 24 апреля 2016 года в Биарриц (зал Gare du Midi) состоялся финал конкурса, в ходе которого были показаны произведения шести авторов. Международное жюри, которое составили 5 известных деятелей хореографии, объявило победителей Конкурса и вручило им призы.
Финал второй Конкурса молодых хореографов состоялся 27 мая 2018 года в Опере Бордо, третий – планировали организовать в 2020 году в Биарриц, но из-за пандемии ковида его пришлось перенести на 2022 год. В нынешнем соревновании приняли участие 66 кандидатов из 27-и стран. Финал конкурса проходил 17 июля в огромный зал Gare du Midi. Несмотря на 40-градусную жару на улице, зал был заполнен предельно, что отражало большой интерес к этому, несомненно, важному событию со стороны жителей курортного города, популярного среди любителей как серфинга, так и танца. В заключительном этапе конкурса приняли участие множество артистов, приехавших со всего мира для исполнения произведений шести финалистов. Их постановки и составили конкурсную программу; она шла с антрактом два часа.


Итоги третьего Конкурса молодых хореографов.


JuryМеждународное жюри составили известные деятели хореографического искусства: Тьерри Маланден – директор CCN / Маланден Балет Биарриц с 1998 года, избранный членом Академии изящных искусств в 2019 году; Ингрид Лоренцен – художественный руководитель Национального балета Норвегии с 2012 года; Эрик Киллере – директор балета Национальной оперы Бордо с 2017 года; Бруно Буше – директор CCN / Балет Национальной оперы Рейна с 2017 года; Ксения Вист – победительница первого Конкурса молодых хореографов (2016), руководитель собственной труппы Ballett X Schwerin с 2021 года. Программу финала третьего Конкурса превосходно вёл харизматический танцовщик и хореограф Мартен Аррьяг – обладатель второго Приза первого Конкурса 2016 года. Последовательно предстали произведения шести финалистов.

Лукас Валенте – бразилец, 31 год. Обучался танцу в Сао Пауло, где начал артистическую карьеру. В 2010-2012 годы танцевал в кубинской труппе Балет Лауры Алонзо в Гаване. В 2012 году стал артистом Труппы Танца Сао Пауло. Исполнял произведения Эдварда Лока, Марко Гёке, Уильяма Форсайта, Джири Килиана, Начо Дуато, Ришара Сьегала, Джорджа Баланчина и многих бразильских хореографов. В сезоне 2017-2018 стал танцовщиком труппы Балет Цюриха. Уже 7 лет Л.Валенте ставит хореографические пьесы, его стиль очень современный. Он экспериментирует с движениями классики и неоклассики, использует технику танца на пуантах.
«Umbra» («Умбра») - конкурсная пьеса в хореографии Л.Валенте на музыку «The Shore» – by «Junkie XL». 14-минутную композицию замечательно исполнили три артиста, одетых в белые майки и серые брюки. Согласно пояснительного текста, «в пьесе предстаёт ограниченное пространство загробного мира, в котором души находятся между возвышением и деградацией. Это сумрачное место, где тысячи индивидуумов, зациклившись на своих эгоистических мыслях, борются с воспоминаниями из прошлой жизни, своими сожалениями, страхами, недоверием и чувством «не быть достаточно хорошим» для возвышения». Это ограниченное пространство, которое имеет различные имена и концепции в большинстве религий, наиболее исповедуемых в мире, и является главным сюжетом пьесы. Она представляет трёх индивидуумов, которые ищут дыхание, понятие, свет и отдых». Как же разворачивается хореографическое действие?
2022/07/17 Concours de Jeunes Chorégraphes de Ballet #3 Finale LUCAS VALENTE ©Olivier HoueixОригинальная по своей драматургической концепции пьеса чрезвычайно интересна по многим аспектам – композиционным, лексическим и сценическим. На сумрачной сцене возникают три раздельных пучка верхнего света. В каждом из них виден персонаж, пластично вибрирующий, находясь в состоянии смертельного страха. Слышится тревожное и напряженное дыхание трёх исполнителей. Один танцовщик выскальзывает из своего «светового склепа», блистательно исполняет эффектное соло и входит в световой пучок, в котором медленно пульсирует танцовщица. Вдохнув в неё свою энергию, танцовщик выводит танцовщицу из светового пучка, и партнеры наслаждается затейливым танцем, одновременно ведя оживленный диалог. Вскоре они входят в третий световой пучок и с его персонажем формируют магическое трио, в котором движутся ритмично и синхронно, пленяя оригинальными композициями и пластическими метаморфозами. Находясь в пучке света, трио обретает как бы «божественную звезду», которая позволяет артистам обрести свободу. Под звуки электронной музыки танцевальное действие разворачивается по всей сцене, и её охватывает широкое причудливое освещение. В потоке интересных движений и композиций динамичного трио особенно впечатляет оригинальное соло танцовщицы: в напряженной тишине, наполненной вздохами, она изящно демонстрирует каскады новаторской лексики, свободно используя технику танца на пуантах. В надвигающейся темноте трио артистов ложится на слегка задымлённую сцену и, наслаждаясь «божественной звездой», ведёт бойкий разговор. Двое артистов исчезают, а блуждающий по сцене танцовщик остаётся в одиночестве, но с «божественной звездой». Вскоре оба партнера возвращаются, вновь идёт оживлённая беседа между странными и загадочными персонажами, но сцену охватывает плотная темнота.

Хьюстон Томас – американец, 26 лет. Родился в Чикаго, где занимался танцем в Высшей школе искусств, потом в Школе труппы Джоффри Балет. В 2011 году учился в Школе Американского Балета, два года спустя стал танцовщиком балетной труппы Дрезденского оперного театра, где получил статус второго солиста. Хьюстон давно мечтал о карьере хореографа и начал ставить свои пьесы. Для него музыка является важным элементом постановки. Она его вдохновляет и помогает выстроить танцевальный язык. Х.Томас интересуется разными стилями танца, использует лексику академического танца как основу своего хореографического творчества. В его постановках всегда очень важны отношения между исполнителями.
«Follow the Whrite Rabbit» («Следуя за белым кроликом») – конкурсная пьеса в хореографии Х.Томаса на музыку «Pomassl» Джоаннеса Голжбаха. 11-минутная танцевальная композиция предстала в блистательном исполнении четырёх артистов, оригинально одетых в чёрные жилеты и брюки. Авторы сценических костюмов – Хьюстон Томас и Жасмин Шультер. О своём произведении хореограф сказал следующее: «Пьеса «Follow the Whrite Rabbit», вдохновлённая фильмом «The Matrix» (1999), поставлена, чтобы создать повествование и выстроить язык жестов. Произведение исследует две главные темы – настойчивость и технологию. После пандемии и живя в мире, который оказался таким сумрачным и ограниченным, я хотел показать динамизм и детерминизм, чтобы придти к нашему времени. Технология стала главным элементом нашего общества; наш мир стал ещё более зависимым от наших аппаратов для общения. Рекламы Instagram как бы знают, что нам нужно…Во время пандемии мне казалось, что я стал своим телефоном, а мой телефон – другими людьми. Пьеса «Follow the Whrite Rabbit» ставит вопрос о нашей зависимости от технологий. Развиваемся ли мы в направлении к симулированной реальности? Является ли технология действительно нашим другом?».
2022/07/17 Concours de Jeunes Chorégraphes de Ballet #3 Finale Houston Thomas  ©Olivier HoueixПредставление разворачивается стремительно и эффектно на белой сцене с белым задником. Периодическая смена монохромного освещения создаёт впечатляющие метаморфозы пространства. Танцевальное действие предстаёт под электронные звуки многоликой композиции, составленной из разного рода пульсаций, скрежета, цоканья, звонов, рыков, свиста, визга…Исполнители пьесы (три танцовщика и танцовщица), словно персонажи компьютерных игр, поочерёдно появляются и блистательно танцуют, часто в синхронных дуэтах, демонстрируя своё отточенное мастерство, а также специфическую стилистику и лексику хореографа. Она интересна прежде всего острой, графической жестикуляцией, которая органично связана со звуковым сопровождением и образно отражает мир современных технологий и связей. Чередование дуэтов проистекает через формирование мимолётных трио, которые порой превращаются в квартеты, составляя причудливый калейдоскоп ритмичных и механических движений. Танцевальные композиции быстро и гармонично сменяются, пленяя многообразием форм и своеобразием трансформаций. В этой оригинальной постановке Хьюстон Томас щедро проявил свой редкостный талант, богатую фантазию и яркую новацию. Браво! По окончании пьесы «Follow the Whrite Rabbit» публика устроила долгие овации!

Калоян Бояджиев - болгарин, 44 года. Родился в Софии, обучался в Национальной школе танцевального искусств, танцевал в труппе Софийского национального балета. В 2002 году стал танцовщиком Норвежского национального балета, годом позже – солистом. Для Национального театра Норвегии поставил хореографию к спектаклю «Дядя Ваня» (по Чехову), для Национального балета Норвегии – ряд танцевальных пьес. Помимо карьеры солиста и хореографа он является также директором Норвежского национального балета 2 на протяжении трёх сезонов. С 2019 года К.Бояджиев – балетмейстер Норвежского национального театра оперы и балета.
«Sororibus» («Сёстры») - конкурсная пьеса в хореографии К.Бояджиева на самую популярную музыку гениального литовского композитора Арво Пярта «Fratres» («Братья»), версия №3 для скрипки, струнного оркестра и ударных (1992). 10-минутную композицию прекрасно исполнили 3 танцовщицы в белых коротких туниках и 2 танцовщика в белых брюках с обнаженным торсом. О своём произведении К.Боядижев сказал следующее: «Пьеса «Сестры» была создана в 2019 году рамках мастер-класса Норвежского национального балета. Постановка вдохновлена пьесой Чехова «Три сестры». Я не стремился создать повествовательное произведение, скорее старался дать взгляд на внутренний мир трёх сестёр».
ox2346Обворожительное хореографическое произведение гипнотически развивается на сумрачной, слегка задымлённой сцене в идеальной гармонии с дивной музыкой, в которой изысканно выражены глубокие и высоки чувства, внеземная нежность и божественная красота. В ореоле этого музыкального чуда зримо предстаёт хрупкий внутренний мир чеховских персонажей, охваченных бесконечной грустью и тоской. Под виртуозные звуки солирующей скрипки в световом пятне печально трепещет одинокая танцовщица. Струнный перебор прерывает её ностальгический номер, приходит танцовщик и под оркестровую музыкальную тему начинается лирический дуэт, чарующий изящными связками и воздушными поддержками. Струнный перебор завершает номер, танцовщица уходи, начинается новая скрипичная тема и танцовщик парит в одухотворенной сольной вариации. Струнный перебор обрывает его номер, появляется второй танцовщик и новая музыкальная тема, идёт мужской дуэт с обилием дивной пластики. Струнный перебор прерывает номер, первый танцовщик уходит и приходит вторая танцовщица, звучит новая музыкальная тема, начинается танцевальный дуэт. По такой, достаточно простой, схеме, но полностью соответствующей структуре музыкального произведения А.Пярта, и выстроена хореографическая композиция «Сестёр». В центральной её части левая половина сцены оказывается во мраке, при этом два смешанных дуэта синхронно танцуют на освещенной правой стороне. Наконец, возникает женское трио, в котором танцовщицы чаруют и восхищают изяществом па и воздушностью линий под нежные звуки волшебной скрипки. В финале пьесы, как и в её начале, меланхолически струится соло одинокой танцовщицы, в котором отражается тончайший и печальный голос скрипки, которая звучит на невероятно высоких регистрах, по-истине разрывая душу зрителей. Вскоре звук и танцовщица исчезают. Как только появился свет в зале, публика единодушно заревела от бури восторга! Браво!

Софи Лаплан – француженка, 39 лет. Родилась в Париже, получила образование в Парижской национальной консерватории. В 2004 году начала танцевать в труппе Шотландского балета, а затем параллельно ставить хореографию. В июне 2017 года Софи закончила карьеру танцовщицы и, перейдя на статус резидента труппы, стала её хореографом. Недавно она завершила обучение хореографии в Центральной школе балета в Лондоне. Сейчас С.Лаплан работает по Программе молодёжного обмена над произведениями, которые будут представлены в октябре нынешнего года в Турине (Италия) в рамках Фестиваля Torino Danza.
«Oh! Les Mains» («О! Руки») – конкурсная пьеса в хореографии Софи Лаплан на музыку Вольфгана Амадея Моцарта – фрагменты из Симфоний №25, №40 и оперы «Волшебная флейта». 20-минутную композицию великолепно исполнили 3 танцовщицы в белых туниках и 3 танцовщика в чёрных комбинезонах и в красных перчатках. На эту постановку С.Лаплан вдохновил знаменитый миф о Пигмалионе, а также сатирический роман Иры Левин «Oh! Les Mains». В танцевальной пьесе её автор исследует процесс созидания и отношение между творцом и его произведением. В многоликом потоке, который составляют доминирование, нежности и юмор, 6 артистов, преодолев творческое буйство и борьбу, успешно достигают реализации замысла. В финале представления рождается желанное произведение. Для своей танцевальной пьесы С.Лаплан выбрала музыку В.А.Моцарта, следуя высказыванию знаменитой американки Твайлы Тарп: «Никто не работал усерднее Моцарта. К 28-и годам его руки были деформированы из-за часов, которые он провёл в ходе музицирования, дирижирования и сочинения. Это недостающий элемент в популярном портрете Моцарта».
LaPl33614Как же предстает пьеса? После показа в кратком прологе эффектной инсталляции из оригинально переплетённых тел артистов началось хореографическое действие, состоящее из множества сценических картин с участием трёх дуэтов, каждый из которых представлял творца (танцовщик) и его творение (танцовщица). В первой половине пьесы энергичные танцовщики пластически «ваяют» из механических танцовщиц свои скульптурные творения. Во второй – кукольные творения, обретя живость и энергию, устроивают своим творцам нещадные гонения и веселят публику комическим розыгрышем ряда танцевальных сцен. Представление открывают три акробатических дуэта: они синхронно демонстрируют феерию разнообразных композиций и связок. Проделывая каскады причудливой акробатики в сочетании с графической жестикуляцией, танцовщики ловко и эффектно манипулируют руками в красных перчатках. По окончании впечатляющей картины «ваяния» творцы-танцовщики грубо волокут по сцене свои несовершенные творения – кукольных танцовщиц. Далее следует череда увлекательных и забавных картин напряженного творческого процесса. Благодаря прекрасной музыке В.А.Моцарта и богатой фантазии С.Лаплан танцевальное представление проистекает необычайно интересно и динамично. Пьеса искусно составлена из множества разнохарактерных дуэтов и соло, пленяющих текучей пластикой, образной жестикуляцией и затейливой акробатикой. Под знаменитую арию Царицы Ночи одна из танцовщиц виртуозно исполняет на пуантах сольную вариацию, но она слишком далека от ослепительно яркого вокального монолога сказочного персонажа «Волшебной флейты». Красивая ария принца Томино, чарующая поэзией и лиризмом, не получает должного отражения в абстрактом танце дуэта. Несмотря на несомненный талант хореографа, обилие его лексических и композиционных находок, дивная музыка Моцарта, к большому сожалению, не получила достойного воплощения. Чтобы интерпретировать музыку великого Моцарта языком танца, хореограф должен быть таким же гениальным, как и композитор. Несмотря на это замечание, танцевальная пьеса «Oh! Les Mains» в замечательной постановке Софи Лаплан предстала очень театрально, и публика приняла её с большим энтузиазмом.

Джорж Гарсиа Перес – испанец, 44 года. В 9 лет начал заниматься в Школе танца. В 2005 году принял участие в Конкурсе Premo Roma, где его заметил директор Балета Цюриха. Вначале Джорж был танцовщиком Молодежного Балета Оперы Цюриха, годом позже перешёл в труппу Балета Цюриха и спустя год получил статус солиста. В 2008 году был солистом Театра Балета Базеля под руководством Ришара Уэрлока. В 2011 году Дж. Гарсия Перес поставил свою первую хореографическую пьесу для 8-и танцовщиков. В настоящее время он является независимым хореографом и профессором школы при Театре Балета Базеля (Швейцария).
«Distorted Seasons» («Искажённые сезоны») – конкурсная пьеса в хореографии Дж. Гарсия Переса на музыку Терезы Карраско, Макса Рихтера, Олафюра Арнальдса, Джоанна Пауля Вон Вестоффа. 18-минутную пьесу исполнили 7 артистов в костюмах Патрика Лекультра, впечатляющих яркостью цвета и фантазией кроя. Поясняя мотивы необычайно интересной постановки, Дж. Гарсия Перес сказал следующее: «В течение долгого времени мы привыкли к определенному состоянию вещей и мира – например, к смене времён года, когда холод зимы сменяется почками весны, а тёплое лето – осенним ветром. Но бывают и исключения! Наше понимание пошатнулось. Нам приходится приспосабливаться к искажениям, и мы больше не можем доверять прогнозам, основанным на старой уверенности. Нас ждет перерождение».
AVRВ «Искаженных сезонах» хореограф успешно демонстрирует своё умение пластически изображать в оригинальном танце экзотические персонажи, магический образ которых эффектно подчеркнут сложными флуоресцентными и красочными костюмами. Пьесу открывает краткий пролог: на тёмной сцене возникают 4 пучка света, в каждом из них предстают в эффектных позах 4 персонажа, олицетворяющие сезоны года, что отражается в яркие нарядах артистов. Один из них выходит из светового пучка и танцует сольную вариацию под скрипичную музыку и мелодичный щебет птиц. Вскоре на сцену поочередно выходят остальные персонажи и начинается танцевальное действие, составленное из разнообразных соло, дуэтов, трио и квартета. Под воздушные виртуозные звуки скрипок танцы, однако, выглядят недостаточно лёгкими и изящными. Неожиданно дивную музыку сменяет механическое дребезжание, но первый танцовщик всё-таки продолжать исполнять свою вариацию. Остальные персонажи поочередно также танцуют сольные вариации, но они не отвечают красоте звучащей скрипичной музыки, правда, искалеченной, ибо на неё наложено злобное рычание. Вскоре на освещенной сцене появляются Герои пьесы – танцовщик и танцовщица, одетые в белые майки, чёрно-белые штаны и юбку. Вначале они исполняют сольные вариации, затем – дуэтную композицию, в финале которой Герой в изнеможении падает. Героиня его покидает и оказывается в окружении квартета, олицетворяющего времена года, в котором увлеченно танцует под скрипичную тему. Впечатление усиливают световые эффектны, звучание разнообразных шумов и грубого голоса. На ярко освещенной сцене под нежную мелодию скрипок вновь проистекает дуэт Героев, пленяя разнообразием акробатических связок и затейливых поддержек. Затем возникают два других дуэта, вдруг слышится жуткий гром…В финале многоликого представления Герои исполняют свой последний дуэт, но в их танце не ощущается отражение нежной мелодии скрипки. На ярко освещенной сцене появляются все участники пьесы, звучит грубый голос и Герой бросает свою партнершу в объятия квартета сезонов. В следствие нечётко выстроенной драматургии интересные аллегории и композиция пьесы не всегда понятны. Нельзя сказать, что танцевальная лексика хореографа достаточно разнообразна и хорошо согласуется с музыкальным сопровождением. Однако по окончании «Искажённых сезонов» публика буквально ревела от неописуемого восторга.

Эндрю МакНикол - британец 29 лет. Учился в Школе Королевского Балета, закончил образование в рамках Профессиональной хореографической программы Центрального Балета. Сочинял произведения для крупных компаний, таких как Джоффри Балет (Чикаго), Королевский Балет (Лондон), Королевский Балет Фландрии (Бельгия), Нью-Йоркский Хореографический Институт…В 2017 году Эндрю основал свою компанию The McNicol Collective в сотрудничестве с танцовщиками, вышедшими из больших балетных компаний, чтобы создавать новые амбициозные балеты, оригинальные танцевальные фильмы и специальные творческие проекты. В 2019-2020 годы Э.МакНикол работал в качестве хореографического руководителя в Royal Ballet Upper School.
«Of Silence» («Тишина») – конкурсная пьеса в хореографии Э.МакНикола на музыку знаменитого латвийского композитора Пётериса Васкса – «Plainscapes, 2,3 & The Fruits of Silence». 15-минутную композицию превосходно исполнили 6 артистов в живописных костюмах Луизы Фланаган. О своём произведении Э.МакНикол сказал следующее: «Музыка продолжает оставаться одним из важных источником моего вдохновения параллельно с жизненным опытом, который каждый артист вносит в свой творческий процесс. Я был глубоко взволнован музыкой Пётериса Васкса. Мне кажется, что она имеет корни в возникающем чувстве неподвижности и мимолетном ощущении свободы и восторга. Ретроспективный и созерцательный характер музыки Васкса предполагает поиск связей и принадлежностей – внутреннее спокойствие, к которому мы часто стремимся во времена неопределенности, чтобы укрыться от хаоса и шума, который нас окружает. Так же как музыка Васкса, пьеса «Of Silence» исследует главные темы надежды, связи и принадлежности. Мировая премьера «Тишины» состоялась 13 ноября 2021 года в ходе первых выступлений компании The McNicol Collective в Лондоне; пьеса получила приветствия критиков и критики».
2022/07/17 Concours de Jeunes Chorégraphes de Ballet #3 ANDREW McNICOL "Of Silence" ©Olivier HoueixПредставление «Тишины» гипнотически разворачивается в таинственном сумраке на фоне живописного свечения экрана. Потрясающе красивое хореографическое произведение, вдохновенно созданное в лучших традициях балетной классики, восхищает и завораживает слиянием музыки и танца, гармонией звука и движения, осмосом чувства и мысли. Благодаря редкостному таланту Э.МакНикола дивная музыка обрела романтическую образность и даже стала видимой. Такие чудеса подвластны только великим хореографам, какими были Уве Шольц и Джордж Баланчин – гениальные интерпретаторы музыки в танце. Загадочная «Тишина» чарует и пленяет поэзией и лиризмом хореографической эстетики Э.МакНикола, богатством и разнообразием его экспрессивной лексики, изяществом и грациозностью композиционных линий и связок. Ностальгическое настроение, царящее в изумительной музыке, чудодейственным образом излучает хрупкая, одухотворенная композиция, искусно сотканная из причудливых соло, дуэтов и ансамблей, впечатляющих оригинальностью композиций, текучестью движений, фантазией метаморфоз. В одухотворенной «Тишине» всё прекрасно и гармонично. Это гипнотическое видение музыки и танца, тайны и мечты, магии и элегии, идиллии и красоты. Это произведение высокого искусства! Казалось, что «Тишина», несомненно, будет по-достоинству оценена членами жюри, и её автор получит одну из пяти конкурсных наград. Однако, к большому сожалению и удивлению, этого не случилось. По поводу причин такой несправедливости можно написать ещё одну статью. Если сказать кратко, то решение авторитетного жюри, исключившее «Of Silence» Э.МакНикола из числа премированных пьес, этим и подтвердило всеобщее пренебрежение к академическом танцу, сложившееся во всём мире уже давно.

Вручение призов победителям Конкурса.

После двухчасового показа хореографических произведений шести финалистов состоялся получасовой антракт, в ходе которого присутствовавшие в зале зрители и профессионалы (директора театров и критики по танцу) заполняли бюллетени и участвовали в голосовании по выдвижению в призеры их фаворита. По окончании антракта все устремились в зрительный зал в надежде, как можно быстрее, услышать имена лауреатов. Вначале на большом экране показали видео-фрагменты хореографических произведений призёров первых двух Конкурсов.
Затем на сцене появился лауреат первого Конкурса -

Мартен Аррьяг

Мартен Аррьяг

. Великолепно исполняя важную миссию ведущего программы, он как-то тянул время, видимо, чтобы счётная комиссия могла завершить трудоёмкую работу по обработке всех бюллетеней. Мартен свободно и увлечённо общался со зрителями, рассказывал об особенностях профессии хореографа, но результатов голосования ещё не было. Тогда он начал показывать танцевальные зарисовки, комично иллюстрируя ими рассказ про юношеский этап своей артистической карьеры. Сняв туфли и носки, Мартен блистательно продемонстрировал эффектную вариацию, которую он исполнял для Охада Нахарина на экзаменационной встрече при поступлении в его знаменитую труппу Batsheva Dance Company. Затем Мартн появился в длинной пушистой юбке, изображая Снежинку в балете «Щелкунчик». Танцовщик замер в грациозной позе, показывая attitude, в котором он вынужден был стоять, будучи артистом труппы Молодёжный Балет Биарриц. Нужно сказать, что при этом Мартен всё время остроумно комментировал свои танцы, поэтому зрителям было не только интересно, но и весело. Наконец, обработка бюллетеней была закончена, и на сцене появились члены жюри для оглашения результатов Конкурса и вручения призов.
Итак, Хьюстон Томас и Лукас Валенте стали лауреатами Приза жюри, согласно которому в ходе сезона 2022-2023 каждый из них получит статус приглашенного хореографа с целю постановки 20-минутной пьесы: первый – для балетной труппы Национальной оперы Бордо; второй – для балетной труппы Национальной оперы Рейна. Кайолан Бояджиев удостоен Приза Биарриц / Caisse des dépôts et Consignation – грант в 15 000 евро. Софи Лаплан стала лауреатом Приза профессионалов (3 000 евро) и Приза публики (3 000 евро). Своими двумя наградами она обязана солидарности шести артистов труппы Маланден Балет Биарриц, которые, несмотря на кратчайшие сроки, любезно согласились заменить первоначальный состав исполнителей, так как они не смог принять участие в Конкурсе из-за переносов, связанных пандемией коронавируса. Хотя высокое академическое искусство Эндрю МакНикола не получило должной оценки, третий Конкурс молодых хореографов балета в Биарриц, несомненно, стал важным событием в мире танца и, конечно, придаст значимый импульс дальнейшему развитию хореографического искусства.

prix

 Crédit photos : Olivier Houeix