ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РОССИНИ В ПЕЗАРО – ПРЕМЬЕРЫ «ГРАФА ОРИ» И «ОТЕЛЛО»
31/08/2022 – Виктор Игнатов
9 – 21 августа 2022, Rossini Opera Festival, Пезаро, Италия.

Программа нынешнего, 43-го, сезона фестиваля включал 30 представлений и концертов. Среди 4-х опер Россини две из них были показаны в новых сценических версиях. Феерически предстала опера «Граф Ори» в постановке аргентинца Уго де Ана, оформившего спектакль на манер живописи И.Босха. В главных партиях успешно дебютировали на фестивале Жюли Фукс и Мария Катаева. Событием социальной значимости стала премьера оперы «Отелло» в талантливой постановке Розетты Кукки. Захватывающий спектакль, осуждающий феминицид, восхищал виртуозным вокалом и пламенной музыкой. Триумфаторами стали блистательные солисты – Дмитрий Корчак, Энеа Скала, Антонио Сирагуза, Элеонора Буратто, и канадский дирижер Ив Абель. Смотрите «Отелло» 13 октября в 21:15 на телеканале Rai5.

«Граф Ори» – живописная феерия и прекрасное пение.

pe6В итальянском городе Пезаро, в котором родился великий композитор Джоаккино России, ежегодно проходит фестиваль его оперных произведений. В нынешнем сезоне фестиваль открыла комическая опера «Граф Ори», написанная на либретто Э.Скриба и Ш.Г.Днлетр-Пуарсона по одноименному водевилю. Премьера состоялась 20 августа 1828 года в Париже, на сцене Королевской академии музыки. После ряда постановок оперы «Граф Ори» на фестивале в Пезаро теперь она предстала в новой оригинальной версии аргентинца Уго де Ана.
Талантливый режиссёр динамично выстроил двухактный спектакль, а также создал феерию красочных костюмов и сюрреалистическую сценографию, имитирующую живописные полотна гениального голландца Иеронима Босха, написанные в XY веке. Старинная пикардийская легенда, повествующая о похождениях распутного Графа Ори, перенесена из XIII века в сказочный мир, придуманный с богатой фантазией. В забавном представлении ловкий Граф Ори меняет своё обличье, чтобы проникнуть в замок знатной Аделии ради любовного приключения.

Трио героев (слева-направо) : Граф Ори (Х.Д.Флорез), Паж Изолье (М.Катаева),    Аделия (Ж.Фукс).

Трио героев (слева-направо) : Граф Ори (Х.Д.Флорез), Паж Изолье (М.Катаева), Аделия (Ж.Фукс).

Но влюбленный в неё паж Изолье всё-таки сумел перехитрить легкомысленного Графа, и тот оказался в ложных объятиях сразу четырёх рук. Главное достоинство спектакля – высокое мастерство великолепных солистов. Лучших комплиментов заслуживает перуанский тенор Хан Диего Флорез – исполнитель главной роли. Всемирно прославленный певец является ветераном Оперного фестиваля в Пезаро. На протяжении 26-лет он с огромным успехом участвует в спектаклях и даёт сольные концерты. В образе высокочтимой Аделии виртуозно поёт и чудесно играет известная французская сопрано Жюли Фукс – дебютантка фестиваля. В звёздном трио центральных персонажей роль Пажа Изолье исполнила русская сопрано Мария Катаева. Она тоже впервые выступила на фестивале в Пезаро и всех пленила своим лучезарным вокалом и утонченным артистизмом. Национальный симфонический оркестр Rai возглавил венесуэлец Диего Матеуз. К сожалению, 38-летний дирижер, хотя и достиг международного признания, однако не сумел полноценно выразить бурлеск и лиризм одного из лучших сочинений Россини.

«Отелло» – филигранное бельканто и буйство страстей.

Важным событием фестиваля стал показ трёхактной оперы «Отелло», написанной композитором в 24-летнем возрасте на либретто Франческо Берио ди Сальсапо по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Премьера состоялась 4 декабря 1816 года в Неаполе, на сцене королевского Teatro del Fondo. После многократных постановок «Отелло» на фестивале в Пезаро теперь опера предстала в новой сценической версии Розетты Кукки. Выпускница Пезарской консерватории имени Россини, с 2020 года руководитель Уэксфордского оперного фестиваля в Ирландии, Розетта Кукки талантливо создала захватывающий и социально значимый спектакль, чтобы осудить феминицид. Именно с этой целью шекспировская трагедия здесь деконструирована.

Сцена спектакля (слева-направо) : Элмиро (Е.Ставински), Дездемона (Э.Буратто), Родриго (Д.Корчак), Отелло (Э.Скала).

Сцена спектакля (слева-направо) : Элмиро (Е.Ставински), Дездемона (Э.Буратто), Родриго (Д.Корчак), Отелло (Э.Скала).

Она предстаёт в ужасных воспоминаниях служанки Эмилии, которая вновь переживает судьбу Дездемоны, ставшей жертвой гнета своего отца, что привело к убийству. Оперное действие перенесено из XV в XX век, примерно в 50-ые годы. Оно органично развивается в аскетичных интерьерах сумрачного дворца (автор сценографии – Тициано Санти), формирующих атмосферу психологического напряжения. Однако сценическое пространство всё-таки перегружено обилием хроникальных видео-проекций и вспомогательных мизансцен. Центральное место в развитии драматургии принадлежит вокалу и музыке.
Среди превосходных солистов особенно ярко блистали пением и артистизмом исполнители главных ролей. Выдающийся русский тенор и дирижер Дмиртий Корчак, девятый раз приглашённый на фестиваль, феноменально воплотил образ мужественного Родриго. В роли жестокого и деспотичного Отелло выступил знаменитый итальянский тенор Энеа Скала – специалист по бельканто Россини. Психологическая и вокальная дуэль Родриго и Отелло, искусно сплетенная из бурного порыва рулад, пронизана неистовой жаждой крови. Это самая сильная сцена спектакля, где каждый участник ослеплял виртуозностью пения и буйством страстей. Партию Дездемоны потрясающе исполнила итальянская сопрано Элеонора Буратто – дебютантка прошлого сезона фестиваля. Певица пленяла богатым, мощным голосом, пронзительно сверкавшим на высоких регистрах. В её интерпретации героиня предстала величественной, волевой женщиной, жертвенно гибнущей из-за ревности любимого мужа.

Вокальная дуэль (слева-направо) : Отелло (Э.Скала) и Родриго (Д.Корчак).

Вокальная дуэль (слева-направо) : Отелло (Э.Скала) и Родриго (Д.Корчак).

Образ Яго, подлого интриганта, воплотил итальянский тенор Антонио Сирагуза. Солист с мировой известностью поёт на фестивале в Пезаро на протяжении 24-х лет. Резкость, металлический колорит и орнаментовка отточенного вокала обостряют коварство идеального преступника, пронизанного ненавистью и лицемерием. Прекрасно пел и великолепно играл в роли Элмиро, отца Дездемоны, русский бас Евгений Ставински – солист Московского театра Новая Опера с 2006 года. Статный певец с необычайно красивым голосом и отточенной вокальной техникой уже завоевал широкое международное признание. Его дебют на Оперном фестивале в Пезаро прошёл с огромным успехом. Главный триумфатор спектакля – франко-канадский дирижер Ив Абель. Экс-руководитель Немецкой оперы в Берлине (2005-2011), с 2020 года музыкальный директор Оперы Сан Диего в США, именитый маэстро уже седьмой раз является участником фестиваля в Пезаро. В нынешнем сезоне дирижёр возглавил Национальный симфонический оркестр Rai. Под мудрым, филигранным управлением И.Абеля высокопрофессиональный коллектив звучал как живой организм, завораживая глубиной и силой экспрессии, мудростью темпов и магией нюансов. Истинное наслаждение и редкостное восхищение подарило публике вдохновенное исполнение ностальгической «Песни об Иве», ставшей свидетельницей несчастной любви. Гениальный Романс России с дивным вступлением арфы является одной из лучших находок великого композитора!

Итоги нынешнего и события следующего фестиваля.
Трансляции спектаклей.

43-й сезон Оперного фестиваля Россини успешно завершило гала «Tra Rondò e Tournedos». Оно проходило на Arena Vitrifrigo и было посвящено 40-летию творческого сотрудничества фестиваля с выдающимся итальянским режиссером Пьером Луиджи Пицци – постановщиком множества замечательных спектаклей, показанных с большим успехом в Пезаро. Несмотря на сохраняющиеся ограничения в передвижении людей, все ещё налагаемые на некоторые группы зарубежной публики, сезон 2022 года ознаменовал заметный рост популярности фестиваля, как по количеству зрителей, так и по его освещению в средствах массовой информации. На фестивале состоялось более 30-и оперных представлений и музыкальных концертов, включая интересную новинку в виде «Салонов Россини», проводимых в трёх исторических городах в окрестностях Пезаро, и возвращение «Концертов на балконе» в родном доме композитора. В нынешнем сезоне фестиваля было продано 13 100 билетов (+53% по сравнению с 2021 годом), кассовые сборы составили 957 000 евро (+47%). Доля иностранных зрителей достигла 55% (+3%), среди наиболее представленных стран – Франция, Германия, Швейцария, Австрия, США, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Япония, Австралия, Ирландия, Словакия и Польша. Зрители приехали также из Бразилии, Греции, Израиля, Китая, Латвии, Литвы, Мексики, Эстонии и других стран – всего 34 иностранных государств. Возросло также освещение событий фестиваля в СМИ: в Пезаро были аккредитованы 134 журналиста, представляющие информационные агентства 25-и стран, не включая Италию. Это Аргентина, Австрия, Бельгия, Чили, Ватикан, Южная Корея, Хорватия, Франция, Германия, Япония, Греция, Люксембург, Мексика, Голландия, Польша, Великобритания, Румыния, Россия, Сербия, Чехия, Испания, США, Швеция, Швейцария и Украина.
Существенно окрепли отношения фестиваля с Rai: его Национальный симфонический оркестр принимает участие в оперных спектаклях и концертных программах с 2007 года. В этом сезоне компания Rai Cultura записала оперу «Граф Ори», и она будет показана на телеканале Rai5 в четверг 13 октября в 21 час. 15 мин. Радиоканал Rai Radio3 осуществил трансляцию в прямом эфире премьерных представлений трёх опер – «Граф Ори», «Газета» и «Отелло». Первая опера прозвучала также на Еврорадио. Премьерный показ оперы «Путешествие в Реймс» в исполнении студентов Россиниевской академии имени Альберто Дзедда транслировал в прямом эфире телеканал OperaVision – бесплатная платформа, руководимая компанией Opera Europa и софинансируемая программой Opera Creativa в рамках проекта Next Generation. Спектакль «Путешествие в Реймс» с двумя составами исполнителей будет доступен для просмотра на телеканале OperaVision в течение шести месяцев вместе со специальным подкастом и закулисным видео. Кроме того, оба спектакля «Путешествие в Реймс» с разным исполнительским составом были транслированы в бесплатном прямом эфире на сайте и социальных каналах фестиваля. В нынешнем сезоне Оперный фестиваль Россини открыл аккаунт на платформе TikTok.
В следующем, 2023-м, году фестиваль будет проходить с 11 по 23 августа. Событием 44-го сезона станет первое современное исполнение переработанного издания партитуры оперы «Эдвард и Кристина». Она предстанет под музыкальным управлением Джадера Бигнамини и в сценической версии Стефано Пода. Премьерному спектаклю будут сопутствовать представления оперы «Аделаида Бургундская» под музыкальным управлением Франческо Ланциллотта и в новой постановке Арно Бернара, а также возрождение оперы «Аврелиан в Пальмире» под музыкальным управлением Джорджа Петру и в постановке Марио Мартоне. Последний спектакль появился на фестивале в 2014 году и был удостоен премии International Opera Awards в номинации «Лучшее заново открытое произведение». Среди множества концертов наиболее значимым событием станет исполнение «Маленькой торжественной мессы» («Petite messe solennelle»). Она прозвучит под музыкальным управлением знаменитого итальянского дирижера Микеле Мариотти.

Crédit photos : Rossini Festival Opera / Ph Amati Bacciardi, DR.