«СЕМЕЙНЫЕ ПОРТРЕТЫ» – ШЕДЕВРЫ МАРИТ МОУМ АУНЕ, ВОСХИТИЛИ И ПЛЕНИЛИ ПАРИЖ
25/11/2022 – Виктор Игнатов
22, 23 ноября 2022, Musée d’Orsay, Париж.

В рамках выставки картин Э.Мунка в Музее Орсе предстала хореографическая композиция «Семейные портреты». Её создала Марит Моум Ауне из фрагментов своих знаменитых спектаклей «Гедда Габлер», «Приведения» и новой пьесы «Дикая утка», поставленных по драмам Г.Ибсена. Магические дуэты, завораживающие пронзительной экспрессией и новаторской лексикой, превосходно исполнили артисты Национального балета Норвегии. Среди живописных работ великого художника артисты разыграли нежные и болезненные сцены из норвежского прошлого под потрясающее звучание трубы Нильса Петтера Молвера, талантливого автора музыкального сопровождения. Через «Семейные портреты», благодаря органичному синтезу яркого танца и дивной музыки, публике зримо предстал мир Ибсена и Мунка.

 

В Музее Орсе исполнители композиции «Семейные портреты» и её главные творцы.

В Музее Орсе исполнители композиции «Семейные портреты» и её главные творцы.

Достаточно молодой жанр проведения в художественных музеях музыкальных и танцевальных представлений уже обрёл большую популярность и широкую публику. Это объясняется тем, что в музеях, имеющих богатые коллекции произведений изобразительного искусства, царит особая творческая и духовная атмосфера, столь важная для восприятия музыки и танца. В связи с этим ряд крупных музеев уже многие годы регулярно организуют и успешно проводят циклы вечеров, в ходе которых публика получает уникальную возможность встречи с музыкальными и хореографическими произведениями в сочетании с ознакомлением экспонатов художественных выставок. Например, сейчас (с 23 ноября по 10 декабря) в рамках Осеннего фестиваля Парижа бельгийская труппа Rosas представляет в залах Лувра танцевальную композицию «Лес» в хореографии Анн Терезы де Кеерсмаекер и Немо Флоуре.
С 20 сентября с.г. по 22 января 2023 года в парижском Музей Орсе развернута, в сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло, большая вставка под названием «Эдвард Мунк. Поэма жизни, любви и смерти». Экспозиция включает около 100 картин, рисунков и гравюр Э.Мунка (1863-1944), созданных на протяжении 60-и лет. Грандиозная панорама произведений известного норвежского художника отражает разнообразие и специфику его творчества, воспевавшего радикализм и нервную обострённость. Центральными экспонатами выставки являются картины из незавершённого цикла «Фриз жизни», который формировался на протяжении 10-и лет вокруг главных событий и эмоций. Это, в частности, всемирно известные картины «Крик» (1893) из серии «Страх жизни», «Вампир» (1895) из серии «Расцвет и закат любви», «Красное и белое» (1899-1900) из серии «Рождение любви». Многоликая панорама живописно выраженных ярких и сильных человеческих чувств побудила Ингрид Лоренцен, художественного руководителя Национального балета Норвегии, выступить с интересным и оригинальным предложением – провести показ хореографической композиции «Семейные портреты», созданной Марит Моум Ауне по произведениям Генрика Ибсена, в рамках выставки картин Э.Мунка в парижском Музее Орсе. Гениальная идея соединения средствами хореографии драматургии Ибсена и живописи Мунка – творческих миров двух великих норвежцев, получила гениальное воплощение! Столь блистательной реализации идеи способствовало участие в этом проекте ряда талантливых мастеров.
Ингрид Лоренцен – после многих лет успешной артистической карьеры солистка Национального балета Норвегии возглавила труппу в 2012 году. Благодаря умелому руководству и творческому энтузиазму И.Лоренцен, высокопрофессиональный коллектив (59 артистов) получил плодотворное развитие и завоевал высокий авторитет на международной сцене. При поддержке И.Лоренцен в репертуар труппы вошли новаторские произведения ряда современных хореографов. Среди них «Лебединое озеро» Александра Экмана, «The Hamlet Complex», «Timelapse» и «Петрушка» Алана Люсьена Оуэна, «Приведения» Марит Моум Ауне и Сины Эспежорд, «Гедда Габлер» Марит Моум Ауне. Два последних спектакля, созданных, соответственно, в 2014 и 2017 годы, обрели международную славу: с огромным успехом они были показаны в Шанхае, Берлине, Гонконге, Москве, Вене и Париже.
o6По инициативе И.Лоренцен в штате труппы появились Алан Люсьен Оуэн и Жо Стромгрен в качестве хореографов, а Марит Моум Ауне в качестве режиссера. Единственная в Норвегии труппа, исполняющая классические балеты, в частности, шедевры П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», имеет в своём репертуаре рекордное число постановок Йржи Килиана – великого хореографа нашего времени. В 2015 году Ингрид создала молодежную труппу – Национальный балет Норвегии 2, которую составляют 14 одаренных артистов. В 2015 и 2022 годы журнал «Dance Europe» провозгласил И.Лоренцен «Артистическим директором года». Она была членом жюри ряда крупных международных конкурсов, в частности, Prix international Ibsen, Prix Benois de la Danse (Балетный Оскар), возглавляла жюри на Биеннале танца Prix Fedora.
Марит Моум Ауне – давно и прочно утвердилась среди режиссеров наиболее почитаемых в Норвегии. Она продуктивно работала в разных театральных репертуарах – от великих классиков до современных драм, а также осуществила ряд проектов в опере, кино и на телевидении. Её дебют в качестве режиссера Национального балета Норвегии успешно состоялся в 2014 году при постановке вместе с Синой Эспежорд балета «Призраки» по одноименной драме Ибсена. Этот феноменальный спектакль был номинирован на Международный приз Benois de la Danse (Балетный Оскар) и был назван лучшей «премьерой года» журналом «Dance Europe». Хореографический талант Марит Моум Ауне ещё ярче проявился при создании балета «Гедда Габлер» в 2017 году. Оба этих спектакля по достоинству завоевали широкую международную популярность. Для труппы Национального балета Норвегии Марит Моум Ауне также поставила в соавторстве с Калояном Бояджевым спектакль под открытым небом «A Midnight Sun’s Dream». В 2019 году она осуществила постановку «The Lady from the Sea» в сопродукци Норвежской Компании Ибсена и The Print Room, которая была коронована в Лондоне. Среди успешных её работ, созданных в последнее время, – «Ангелы в Америке» Тони Кушнера в Национальном театре, «Пер Гюнт» в Гала и телесериал «Viaplay Made in Oslo».


«Семейные портреты» в авторских комментариях.


Хореографическая композиция поставлена по мотивам ранних семейных драм Ибсена. Автор композиции Марит Моум Ауне включила в неё 7 па-де-де, взятых из её знаменитых спектаклей «Гедда Габлер» и «Приведения», а также её премьерной постановки «Дикая утка». «Это коллекция семейных портретов, созданных Ибсеном в XIX веке, которые в то время, как и в наши дни, знакомят нас с человеческой реальностью, – объясняет Марит Моум Ауне, досконально знающая репертуар Ибсена. – Мы взяли из трёх литературных произведений лишь некоторые сцены – самые провокационные, эмоциональные и знаковые, и все они имеют тесную связь с работами Мунка. Представляя это на фоне скульптур музея, танцовщики проиллюстрируют сцены из прошлого, болезненного и одновременно нежного. Это напряжённый эксперимент, в котором история Ибсена потрясёт нас языком танца в сопровождении музыки Нильса Петтера Молвера – всемирно известного джазового трубача и композитора. Чтобы послужить балетам по мотивам произведений Ибсена, он создал музыку, одновременно мелодичную и минималистскую, которая проникает в глубину каждого момента, чтобы усилить его драматический эффект. Нильс Петтер Молвер будет находиться на сцене, чтобы исполнять некоторые фрагменты своего сочинения. Эдвард Мунк и Генрик Ибсен жили и работали в одно и то же время. Они являются одними из величайших авторов Норвегии.
o2Их творчество тесно связано со становлением Норвегии как независимой нации, и оно имело большое значение в том, как мир воспринимает эту северную страну через темы, которые остаются актуальными и по сей день. Хотя эти два автора никогда не сотрудничали, Мунк был глубоко вдохновлен работами Ибсена, в первую очередь «Геддой Габлер» и «Приведениями». В композиции «Семейные портреты» вы увидите отрывки из полнометражных спектаклей, которые заворожили зрителей и критиков в Париже, Москве, Хьюстоне, Берлине, Вене, Шанхае, Гонконге и Осло. Вам также будет предложено совершенно новое па-де-де из «Дикой утки», следующей главы трилогии Ибсена, созданной Национальным балетом Норвегии».
Ингрид Лоренцен отметила: «Артисты труппы так глубоко увлечены творчеством Ибсена, потому что оно особенно близко нашему сердцу. Взрывная сила, присущая драмам Ибсена, не поддается описанию. На сцене выступят некоторые из самых заслуженных танцовщиков Национального балета Норвегии. С годами наши танцовщики развили особую способность выражать себя через танец. Своим телом, присутствием и взглядом они сами по себе стали актерами и актрисами. Танцовщики раскрывают неявные связи между Мунком и Ибсеном – двумя авторами-предшественниками, создавшими произведения, пропитанные психологией, символизмом и экспрессионизмом, и поразительно раскрывающие жестокость межличностных отношений».


Нордический дух и новаторский стиль.


Хореографическая композиция «Семейные портреты» является талантливым творением Марит Моум Ауне и ряда великолепных мастеров. Среди них – Нильс Петтер Молвер (музыка), Ингрид Ниландер (костюмы), Эвен Берсум (сценография), Сина Эспежорд (хореография «Приведений») и Кристин Бредал (свет). Представление вдохновенно выстроено в соответствии с сильной драматургией, разработанной на основе сюжетной линии, логично составленной из сложных взаимоотношений девяти персонажей, выбранных из трёх семейных драм Ибсена. Согласно комментариям авторов композиции, «мы знакомимся с Хедвиг, которая узнаёт, что мужчина, находящийся перед ней, на самом деле её брат Грегерс Верле…(«Дикая утка»). Мадам Алвинг считает, что возвращение её сына Освальда вернёт жизнь в семью, но последний, тяжело больной, несёт в своём багаже призрак своего отца…(«Призраки»). Гедда Габлер получила возможность почувствовать вкус свободы благодаря своим отношениям с Эйлертом Левборгом, но в конечном итоге она поддаётся своей собственной горечи и жестокости матриархальных механизмов, в частности, воплощенных в образе асессора Брака…(«Гедда Габлер»). Маленькая Регина хранит отпечаток детства, проведённого в бедности, как и многие дети в произведениях Ибсена…».
o3Публика, пришедшая в Музей Орсе на вечер Национального балета Норвегии, после осмотра обширной выставки Мунка уютно расположилась возле сценической площадки, которая была установлена в центре главной галереи среди множества мраморных статуй, таинственно сияющим благодаря голубой подсветке. «Семейные портреты» предстали на полностью открытой площадке, на которой стояли лишь два чёрных стула и обеденный стол, символизируя домашнюю обстановку. По ходу танцевального действа одинокие артисты, словно персонажи, сошедшие с картин Мунка, загадочно появлялись в разных частях галереи, постепенно приближались к сцене и неспешно сменяли на ней выступившие дуэты. Представление развивалось настолько органично, что возникало ощущение полного единства, хотя перед публикой шла череда дуэтов с персонажами из трёх разных спектаклей. Эта пленительная гармония и обворожительная магия возникали благодаря тщательно продуманной драматургии, стилистической и лексической целостности танцевальных номеров, а также чрезвычайно точному и проникновенному их звуковому и визуальному оформлению. Каждый из семи дуэтов раскрывал духовный мир и взаимоотношения персонажей, охваченных сильными переживаниями. Благодаря авангардной и экспрессивной хореографии, герои предстали необычайно ярко и рельефно: они захватывали мощным накалом любви и ненависти, страстей и страхов. Широкая панорама эмоционального состояния персонажей, их непрерывных и мучительных терзаний получила потрясающее отражение в новаторской танцевальной лексике. Её богатая феерия составлена из разнообразной гаммы оригинальных движений и жестов, а также акробатической пластики, включающей обилие затейливых поддержек и причудливых связок. Самое удивительное состоит в том, что, несмотря на сложность и специфику танцевальной лексики, её многочисленные особенности и достоинства проявляются в хореографических номерах, исполняемых часто на столе и стульях. Это требует от артистов не только высокого технического мастерства, но и совершенного владения танцевальным стилем постановщика.
Марит Моум Ауне необычайно повезло с автором музыкальной композиции. Нильс Петтер Мольвер – талантливый трубач и композитор, успешно комбинирующий в своём творчестве джаз и электронную музыку, широко популярен в Норвегии, известен и за рубежом. Он сочиняет прекрасную музыку для театра и кино. Для Национального балета Норвегии создал музыкальную партитуру к спектаклям «Приведения» и «Гедда Габлер». В «Семейных портретах» обворожительно звучит его потрясающе красивая и ностальгическая музыка, которую в ряде интимных и волнующих фрагментов он сам феноменально исполняет сольные пассажи на своей чудесной трубе. Музыкальная композиция Н.П.Мольвера внесла неоценимый вклад как в образное развитие хореографии, так и в глубокое проникновение в духовный мир персонажей. Несмотря на то, что психологические драмы Ибсена чрезвычайно сложны для музыкальной трактовки, композиция Н.П.Мольвера филигранно высвечивала потаённые мысли и желания персонажей, а также создавала необычайно хрупкую и доверительную атмосферу для их правдивого и полноценного проявления.
o7Экспрессионизм, символизм и модернизм Мунка оказались созвучными не только драматургии, но и хореографии, а также лексике и музыке представленной композиции. В своём творчестве Мунк часто обращался к характерным для символизма «вечным» мотивам смерти, угасания, одиночества и тревоги. Черты модернизма Мунка (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет, усиливающих, как и музыка, трагическое звучание образов) поразительным образом проявились в танце. Сценические костюмы для хореографической композиции искусно придумала Ингрид Ниландер – опытный и одаренный театральный художник. Она принимала участие в постановке ряда спектаклей Национального балета Норвегии, среди которых «Приведения», «Гедда Габлер», «Онегин», «Манон». Для «Семейных портретов» И.Ниландер создала весьма осмысленно очень специфическую коллекцию костюмов. Хотя они не имеют богатой красочности, однако мягкая цветовая гамма и свободный крой формируют ровный и спокойный настрой, который в то же время позволяет чудодейственным образом обострить духовное состояние и эмоциональное напряжение персонажей в каждом танцевальном дуэте.
В исполнении композиции приняли участие 6 высокопрофессиональных артистов труппы Национального балета Норвегии и приглашенная девочка. Все они заслуживают высших комплиментов, особенно техничная и экспрессивная Грете Софие Боруд Нюбаккен, феноменально воплотившая центральный образ Гедды Габлер, чрезвычайно сложный как в артистическом, так и в танцевальном плане. Парижская публика с восторгом приняла «Семейные портреты». По окончании представления на поклоны вышли все исполнители композиции и её главные творцы – Марит Моум Ауне, Нильс Петтер Мольвер и Ингрид Ниландер, а восхищённые зрители устроили им бурные и долгие овации!
Завершая обзор, нужно сказать, что, благодаря органичному синтезу экспрессивного танца и гипнотической музыки, «Семейные портреты» ёмко и образно представили волнующий и магнетический мир Г.Ибсена и Э.Мунка. Хореографическая композиция в талантливой постановке Марит Моум Ауне подарила публике счастливую возможность встречи с её шедеврами в превосходном исполнении Национального балета Норвегии, а также помогла ощутить неразрывную духовную и философскую связь между Ибсеном и Мунком – великими художниками-новаторами, предельно обнажившими жестокость межличностных отношений, особенно обострившихся в наше напряженное и тревожное время.


Фото автора.