НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ УКРАИНЫ ВОСХИЩАЕТ ПАРИЖ ЧУДЕСНЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ «ЖИЗЕЛИ»
27/12/2022 – Виктор Игнатов
21 декабря 2022 – 5 января 2023, Thêatre des Champs-Elysées, Париж.

В рамках проекта TRANSCEenDANSES продюсерская компания Productions Internationales Albert Sarfati совместно с Театром Елисейских Полей проводит гастроли Балета Национальной Оперы Украины. Несмотря на ряд трудностей и драматические обстоятельства в стране, высокопрофессиональная труппа с большим успехом представляет романтический балет А.Адана «Жизель» (хореография Ж.Перро и Ж.Коралли в редакции М.Петипа), воссозданный К.Сергеевым. Наилучшее впечатление производит исполнительское мастерство грациозного кордебалета и техничных солистов, чарующих дивным port de bras. Автор живописных декораций и сценических костюмов – Тетиана Бруни. В 17-и представлениях участвует французский оркестр «Прометей» под управлением украинского дирижера Дмитро Морозова.

В преддверии Рождества и Нового 2023 года в столице Франции на сцене Театра Елисейских Полей начались гастроли балетной труппы Национальной оперы Украины. Стоит напомнить, что в 1964 году на втором Международном фестивале классического танца в Париже киевский коллектив во главе с В.Вронским был удостоен Золотой медали. За последние 5 лет украинская труппа уже третий раз выступает в престижном парижском театре, вмещающем 1900 зрителей. Первые гастроли киевлян состоялся здесь в 2018 году. Благодаря французскому продюсеру Валери Колену труппа под руководством Анико Рехвиашвили представила самый популярный балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» в постановке известного украинского танцовщика и хореографа Валерия Ковтуна. В 2019 году был показан знаменитый шедевр П.И.Чайковского «Лебединое озеро» (хореография М.Петипа и Л.Иванова в редакции В.Ковтуна). Теперь коллектив, который уже третий сезон возглавляет Елена Филипьева, исполняет романтический балет А.Адана «Жизель» (хореография Ж.Перро и Ж.Коралли в редакции М.Петипа), воссозданный К.Сергеевым (1959).

Ансамбль кордебалета во втором акте «Жизели».

Ансамбль кордебалета во втором акте «Жизели».

Выбор «Жизели», несмотря на то, что был сделан незадолго до гастролей, проходящих в чрезвычайно напряжённое и трагическое для Украины время, оказался на редкость удачным и вполне оправданным. Это связано с тем, что, хотя этот классический шедевр был создан в Париже и впервые триумфально появился на сцене Королевской академии музыки в 1841 году, однако труппа Парижской оперы представляет его сравнительно редко. Более того, в нынешнем году исполнилось 190 лет со дня парижской премьеры «Сильфиды», открывшей эру романтического балета. К сожалению, в этом сезоне Парижская опера показывает среди 13-и запланированных программ и постановок лишь три полномасштабных спектакля – «Лебединое озеро», «Майерлинг» и «История Манон», ибо для театра, прославившегося на весь мир своим балетом, теперь приоритетным является современный танец. Преданность украинской труппы репертуару балетной классики заслуживает уважения и глубокой признательности. Нужно сказать, что нынешние гастроли Балета Национальной Оперы Украины организовала продюсерская компания Productions Internationales Albert Sarfati, которая также в сотрудничестве с Театром Елисейских Полей представила в октябре месяце этот года двухактную «Жизель». Но то была современная версия старинного спектакля, созданного известным британским танцовщиком и хореографом Акрамом Ханом для труппы Английского национального балета (2016). Из вышеизложенного легко понять, почему парижская публика с большим интересом и нетерпением ждала показа столь любимой всеми романтической «Жизели». Скажу сразу, что эти надежды полностью оправдались. Из 17-и представлений балета мне довелось его увидеть в третий день гастролей – 23 декабря. Постараюсь описать основные впечатления.

Исполнительские аспекты «Жизели».

Наиболее важным и ценным является элегантный исполнительский стиль труппы и романтическая трактовка персонажей. Несмотря на множество творческих и технических проблем, возникших при подготовке гастрольного спектакля на Украине, сейчас в Париже все его участники – от солистов до артистов кордебалета, достойно демонстрируют как танцевальное, так и сценическое мастерство, что получает вознаграждение в необычайно частых и тёплых аплодисментах публики. Действительно, исполнители балета пленяют высокой техникой танца и прежде всего музыкальной кантиленой движения рук. Закругленные и удлиненные port de bras чаруют изяществом форм и линий, а главное трепетностью и одухотворенностью, столь характерной для русской школы балета. Знаменитый танцовщик и хореограф Рудольф Нуреев говорил, что его «идеал балерины – это органичный осмос русских певучих рук и французских виртуозных стоп». Танцевальное великолепие украинских балерин с их поистине чудесным port de bras убедительно свидетельствует о том, что они успешно продвигаются по сложному творческому пути и уже близки к достижению высказанного идеала. Что касается молодых танцовщиков, то им пока всё-таки не хватает техники и уверенности, особенно при интерпретации дуэтных номеров.

Катерина Алаева во втором акте «Жизели».

Катерина Алаева во втором акте «Жизели».

Для 17-и представлений «Жизели» предусмотрены два состава ведущих солистов. В спектакле, показанном 23 декабря, центральные партии исполняли Катерина Алаева (Жизель), Олексий Потёмкин (Альберт) и Ирина Борисова (Мирта). Каждый из них произвёл большое впечатление танцевальным и артистическим мастерством. Воздушная, грациозная К.Алаева чаровала высокой техникой и поэтическим лиризмом, пластической кантиленой и глубоким драматизмом. Во втором акте Катерина вдохновенно и убедительно воплощала призрак Жизели, восхищая не только магическим port de bras, но и полетным каскадом поразительно высоких сложнейших прыжков (entrechat sis). Статный и стройный О.Потёмкин великолепно предстал в образе герцога Альберта. Уверенно демонстрируя свои танцевальные и артистические достоинства, Олексий блистал как в сольных вариациях, так и дуэтных танца, пленяя точностью исполнения сложных прыжков, свободой и лёгкостью сплетения скульптурных поддержек. Миниатюрная Катерина и высокий Олексий составили красивую танцевальную пару: их прекрасные pas de deux завершались горячими аплодисментами. Незабываемое впечатление произвела Мирта, царица вилис, в филигранной интерпретации И.Борисовой. Талантливая балерина завораживала отточенной техникой, чистотой и элегантностью танцевального стиля. Ирина величественно парила в бисерном pas de bourrée с дивным port de bras, восхищая изысканной красотой линий и форм романтического танца. Значимо и проникновенно исполнил роль лесничего Константин Пожарницкий. В партии Илариона, влюбленного в Жизель, замечательный танцовщик сумел рельефно выразить глубину высоких чувств и благородство сценического образа. Самых лучших комплиментов заслуживают абсолютно все артисты кордебалета. Большие ансамбли, как в первом, так и во втором актах, впечатляли высочайшей синхронность, редкостной мягкостью и сказочной лучезарностью изящного и музыкального танца. Во втором акте «Жизели» предельно ярко проявились самые важные достоинства высокопрофессиональной киевской труппы, и прежде всего её главное сокровище – волшебство и магия божественно красивых рук, чего французской школе балета, к сожалению, не дано и не достижимо.


Музыкальное сопровождение и оформление спектакля.


Существенный вклад в успех гастролей Украинского балета вносит Французский оркестр «Прометей». Молодой коллектив, созданный в 2004 году из высококлассных музыкантов, заслуженно обрёл широкую популярность как участник многочисленных концертов выдающихся вокалистов, а также как аккомпаниатор оперных и балетных спектаклей. Например, в Театре Елисейских Полей оркестр сопровождал выступления Национального балета Канады, а в Музыкальном театре Шатле – гастроли Венского государственного балета, Балета Сан-Франциско, Балета оперы Перми и Нью-Йоркского городского балета. Теперь, исполняя талантливо написанную партитуру А.Адана в представлениях «Жизели», оркестр демонстрирует своё высочайшее искусство.

Ирина Борисова (Мирта) во втором акте «Жизели».

Ирина Борисова (Мирта) во втором акте «Жизели».

Прекрасное звучание балетной музыки пленяет изысканной гармонией и утонченной экспрессией. Неописуемое наслаждение доставляют сольные пассажи скрипки, виолончели и арфы. Чрезвычайно важно, что музыканты играют свои партии не только великолепно, но и в соответствии с балетным действием. В этом проявляется мастерство украинского дирижера Дмитро Морозова. Под его управлением на Украине впервые прозвучали оперные произведения ряда композиторов – «Женитьба» Мусоргского, «Орфей» Монтеверди, «Reap of Sorrow» Станковиша, и сатирическая кантата Шостаковича «Антиформалистический раёк». За время работы в Харьковском театре оперы и балета Д.Морозов принял участие в постановке 10-и спектаклей. Одарённый музыкант посвятил свою карьеру также исполнению органной музыки, успешно выступая на Украине и за рубежом. Столь широкий творческий диапазон Д.Морозова, несомненно, сказался на его нынешней интерпретации балетной музыки. Партитура «Жизели» звучала необычайно ярко и образно, однако излишне контрастно и слишком рельефно. Дирижёр искренне стремился придать музыке максимальную красочность, а потому чрезмерно увлёкся резкими акцентами, которые, хотя и внесли в звучание оркестра многочисленные эффекты, но при этом они, к сожалению, нивелировали столь хрупкий и драгоценный романтизм. В связи с этим стоит напомнить, что крупные театры обычно доверяют свои балетные спектакли лишь дирижёрам, постоянно работающим в этом специфическом музыкальном жанре, требующем особых навыков и большого профессионального опыта.
Прекрасное впечатление производят сценические костюмы, которые придумала Тетиана Бруни, а их обновление осуществила Малва Вербитска (Дом Малва Флореа). Достоинство костюмов первого акта – элегантный крой и тёплая цветовая палитра, находящаяся в идеальной гармонии с ярким колоритом сценического задника. Традиционно созданные костюмы главных персонажей дополняют голубые одежды кордебалета, часть которого танцует в жёлто-оранжевых платьях, и роскошные наряды княжеской свиты. В целом костюмы сценические формируют богатую красочную феерию, которая придаёт балетному действию живописное оформление и романтическую атмосферу. Во втором акте вилисы грациозно парят в белоснежных платьях, искусно сшитых из воздушных вуалей.

Алексий Потёмкин (Альберт) во втором акте «Жизели».

Алексий Потёмкин (Альберт) во втором акте «Жизели».

Альберт приходит на кладбище к могиле Жизели в чёрном костюме, траурный колорит которого подчёркивает белая вставка на груди. Строгий, плотно облегающий фигуру артиста наряд позволяет ему свободно танцевать партию Альберта и демонстрировать своё технические мастерство в наиболее сложной финальной части спектакля. Однако для зрителей виртуозность исполнения танцевальных каскадов, к большому сожалению, оказывается затушеванной, так как из-за черноты колланов стремительные и замысловатые движения ног визуально становятся плохо различимыми. Стоит напомнить, что Альберт во втором акте «Жизели» традиционно танцует в колланах серого цвета, что позволяет исполнителю наиболее эффектно представить трудные и красивые вариации.
Отказ от серых коллан, видимо, произошёл из-за серой монохромии, царящей в сценографии второго акта, который разворачивается в лесу. На задымленной сцене просматриваются огромные ветви и деревья, затянутые серой паутиной, а вдалеке видны могильные кресты. В отличие от живописного леса с обилием цветов и сочных трав, о чём написано в либретто балета, в его втором акте предстаёт высохшее глухое пространство, олицетворяющее царство смерти. Создатель этой специфической сценографии Тетиана Бруни, она же автор сценических костюмов, также же оригинально придумала оформление первого акта. Декорации традиционно составляют хижина Жизели (слева) и охотничья хижина (справа). Украшением сценографии является необычайно красочный задник, на котором нарисованы тонкие высокие стебли, слепящие радужной листвой. Сквозь буйно цветастые ветви вдали виднеются очертания старинного замка. Несмотря на чрезмерную яркость, задник всё-таки не подавляет цветовую гамму сценических костюмов, а наоборот – придает им дополнительную живость и радостность, столь необходимую для праздника сбора винограда, которому весело предаются крестьяне в первом акте. Однако великолепие этого художественного оформления нещадным образом разрушают драпировки, в четыре ряда свисающие с колосников. Тяжелые ткани вызывают отвращение из-за грубой мазни красок, безвкусно наляпанных, видимо, для выражения винного угара. Столь неудачную часть оформления спектакля легко исправить, сменив этот кошмар на лёгкие драпировки с кружевной росписью виноградных лоз, сочных кистей и солнечной листвы.
Высказанные замечания не умоляют главные достоинства спектакля – его прекрасное исполнение, что высоко оценила парижская публика. По окончании представления восторженные зрители долго и радушно аплодировали всем исполнителям балета. Особенно горячие приветствия с возгласами «браво» заслуженно получили блистательные солисты – Катерина Алаева (Жизель), Олексий Потёмкин (Альберт), Ирина Борисова (Мирта) и Константин Пожарницкий (Иларион). Успешные гастроли Балета Национальной Оперы Украины в столице Франции стали прекрасным подарком для Парижа в дни празднования Рождества и Нового 2023 года!

Crédits photos : Xenia photoart, DR-Балета Национальной Оперы Украины.

.