ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ И ТРИУМФАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ В ПАРИЖЕ КАНАДСКОЙ ТРУППЫ BALLET BC
6/02/2023 – Виктор Игнатов
1 – 3 февраля 2023, Maison des Arts de Créteil, Париж.

Благодаря инициативе Национального театра танца Шайо в Доме искусств Кретея прошли гастроли Балета Британской Колумбии – Ballet BC. Высокопрофессиональный коллектив, созданный в 1986 году в Ванкувере, третий сезон возглавляет Медхи Валерски. Труппа с мировой известностью, открытая для лучших творений современного танца, редко выступает во Франции. Теперь 20 великолепных артистов филигранно представили триптих произведений выдающихся хореографов, талантливо созданных для Нидерландского театра танца: «Bedroom Folk» (2015) израильтян Шарон Эяль и Гайя Бехара, «The Statement» (2016) канадки Кристал Пайт, «Garden» (2016) француза Мехти Валерски. Триптих восхищал и завораживал хореографической стилистикой и фантазией, а также мастерством исполнения.

«Bedroom Folk».


Мировая премьера 23-минутной пьесы состоялась в апреле 2015 года на сцене Нидерландского театра танца (NDT), северо-американская премьера прошла в мае 2019 года в исполнении труппы Ballet BC. «Bedroom Folk» является необычайно интересным произведением именитых израильтян Шарон Эяль и Гая Бехара, 17 лет работающих вместе. Танцевальная карьера Ш.Эяль успешно сложилась в Batsheva Dancers Company (1990-2008), в которой она стала артистическим содиректором (2003-2004), затем и хореографом (2005-2012), создав 16 оригинальных пьес. С 2005 года Ш.Эяль сотрудничает с Г.Бехаром – творцом музыкальных шоу, с которым в 2013 году создала свою труппу L-E-V. Благодаря творческим контактам с рядом крупных танцевальных театров, состоялось более 180-ти представлений хореографических произведений Ш.Эяль. Она активно ставит пьесы по заказу многих трупп, среди которых NDT, Королевский балет Швеции, Балет Гётеборга.
BedroomFolkСоздание «Bedroom Folk» шло в тесном сотрудничестве с диджеем Ори Личтиком – давним партнером Ш.Эяль и Г.Бехара. Хорошо зная их хореографический стиль и танцевальную лексику, он сочинил, точно следуя замыслу постановки и схеме сценического действия, электронную композицию. Её составляют серии ритмических звуков, разных по тональности и колориту. В итоге воспроизводимая с фонограммы композиция оказалась не только звуковым сопровождением танцевального действа, но и его путеводным гидом. «Bedroom Folk» завораживает феноменальной зрелищностью: её формируют магический танец и звук, а также сценический свет и костюм артистов. Автор световой партитуры Тьерри Дрейфюс придумал множество интересных и оригинальных решений, благодаря которым достаточно ровное течение группового танца производит удивительное и загадочное впечатление. Важным аспектом сценического оформления является чёрный задник, который периодически приобретает красное свечение разной интенсивности. Ярко освещенные исполнители – 7 танцовщиц и 7 танцовщиков, предстают, соответственно, в чёрных купальниках и трико с помочами (автор – Ребекка Хиттинг), что усиливает визуальный контраст и рельефность действа.
Неописуемое чудо рождается в танцевальной феерии, искусно сочиненной творческим тандемом Ш.Эяль – Г.Бехар. В «Bedroom Folk» хореографический талант Ш.Эйль раскрылся на редкость широко, глубоко и ярко. Её уникальная стилистика и лексика танца, основу которого составляют пульсирующая пластика и текучая жестикуляция группы топчущихся тел, получили дальнейшее развитие и приобрели новые эффектные формы. Следуя своей творческой традиции, Ш.Эяль представляет в «Bedroom Folk» сплоченную группу отрешенно движущихся существ, исполняющих как бы ритуальный танец. Всецело охваченные звуковой ритмикой, они синхронно пульсируют и жестикулируют, перемещаясь по сцене и создавая затейливые композиции разной конфигурации. Причудливые метаморфозы гармоничного ансамбля завораживают гипнотической пластикой и текучей лексикой. В непрерывном и органичном потоке загадочного танцевального действия периодически возникают сольные и дуэтные номера, формируя удивительные картины и таинственные видения.

«The Statement» – «Заявление».

Мировая премьера 20-минутной пьесы состоялась в феврале 2016 года на сцене NDT. Труппа Ballet BC впервые её представила в ноябре 2021 года в Национальном центре искусств Канады. «Заявление» является подлинным шедевром необычайно талантливой и знаменитой канадки Кристал Пайт. За три десятилетия хореографической карьеры она поставила более 50-и произведений для известных компаний, таких как Королевский балет, Балет Парижской оперы, NDT, Кульберг Балет, Балет Франкфурта, Национальный балет Канады. Богатое и масштабное творчество К.Пайт отмечено многими наградами. В частности, в 2015 году она была удостоена Премии Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения в танце, а в 2017 году стала лауреатом Приза Benois de la Dance за хореографию балета «Канон сезонов», созданного для Парижской оперы. Карьеру танцовщица К.Пайт начала в труппе Ballet BC, затем танцевала в Балете Франкфурта. В 2022 году в родном Ванкувере она основала свою труппу Kidd Pivot. Сейчас К.Пайт является приглашенным хореографом NDT, внештатной танцовщицей Национального центра искусства Канады и актрисой Sadler’s Wells в Лондоне.
StatementВ самобытном творчестве хореографа «Заявление» является не только особым, но и чрезвычайно значимым явлением. В этом специфическом произведении К.Пайт блистательно демонстрирует достоинства придуманного ею нового жанра музыкально-сценического представления, в котором пантомима и танец становится образным воплощением звучащих слов. В отличие от «танц-театра» Пины Бауш, которая новаторски смешивала текст и танец, в «танцевальной драме» К.Пайт движения и пластика тела поразительно ярко и точно отражают смысл и эмоцию голосовой фразы. Страстно увлеченная столь интересной, но чрезвычайно сложной методикой и стилистикой хореографической постановки, К.Пайт сочинила сценическую коллизию для своего творения под названием «Заявление». Его сюжетную суть она выразила так: «Это одноактная драма для четырёх действующих лиц (двух женщин и двух мужчин), ведущих борьбу за власть и осмысливающих моральную сторону своих поступков….Персонажам было поручено разжечь конфликт в некой далёкой стране, используя её давние распри. Теперь, когда нужно взять на себя ответственность за свои действия, чтобы оправдать начальников, внутри подразделения нарастает конфликт». Согласно этому замыслу Джонатон Янг – постоянный соавтор хореографа, разработал драматургию и сочинил текст, который по-английски озвучили 4 драматических артиста. Вокальная запись была интегрирована в музыкальное сопровождение Овена Белтона, сформировавшего композицию из разнообразных звуков и шумов. Под столь сложную фонограмму и разворачивается «Заявление». Политический гротеск предстаёт предельно остро, динамично и драматично, чему способствует искусно составленная партитура света. Её автор – Том Виссер, мистически разрывает глубокую темноту сценического пространства, в котором декоратор Джей Гауэр Тейлор разметил лишь большой овальный стол. Возле него и собираются 4 персонажа в повседневных одеждах (авторы – Кристал Пайт и Джок Виссер). Феноменальные исполнители – Жакоб Вильямс, Микаэл Гарсиа, Эмили Шесса, Вивьян Руиз, введут страстный спор, физически экстремально и образно реагируя своими гибкими и пластичными телами на каждую реплику, звучащую с фонограммы. Сценическое действие проистекает напряженно и стремительно: персонажи экспрессивно и лаконично пульсируют и жестикулируют, стоя у стола, движутся вдоль его овала, часто оказываются на нём или под ним, а также исполняют сольные и дуэтные номера, периодически уединяясь в разных зонах сцены под локальным светом колосникового софита. Аритисты, находящиеся у делового стола, освещены висящим над ним фонарём, спрятанным в большом чёрном колпаке. Иногда его опускают или поднимают, а также меняют интенсивность света. Широкое разнообразие светового оформления позволяет увлекательно представить множество оригинальных мизансцен, филигранно выстроенных из пантомимы и акробатики, жестикуляции и танца. Богатая палитра специфической и экспрессивной лексики позволяет эффектно выразить содержание горячих споров и сложное эмоциональное состояние персонажей.
Новый жанр «танцевальной драмы», успешно созданный в «Заявлении», получил дальнейшее развитие и феерический расцвет в постановке «Ревизора» (2019), которую К.Пайт гениально осуществила на текст пятиактной комедии Н.Гоголя. Используемые в «Заявлении» драматургические и хореографические ходы и решения плодотворно сыграли в «Ревизоре» решающую роль.

«Garden» – «Сад».

Мировая премьера 20-минутной пьесы состоялась в сентябре 2016 года на сцене NDT. Труппа Ballet BC впервые её представила в ноябре 2021 года. «Сад» является вдохновенным творением француза Медхи Валерски, который в июле 2020 года стал артистическим директором Ballet BC. Получив образование в Парижской консерватории музыки и танца, он выступал на сценах Парижской оперы и Оперы Рейна; с 2001 года в течение 15-и лет был артистом NDT. В 2013 году ему вручили нидерландский приз танца VSCD Zwaan. М.Валерски сотрудничал со многими выдающимися хореографами, исполняя их произведения. В 2008 году состоялся его хореографический дебют в молодёжной труппе NDT 2. В последующие годы М.Валерски успешно ставил пьесы для NDT и Ballet BC, а также для Балета Берна, Балета Гётеборга, Государственного Балета Ганновера, Висбадена, Джорджии и других компаний. В качестве педагога он регулярно проводит конференции и уроки в танцевальных консерваториях и на фестивалях разных стран.
GARDENПьеса «Сад» в элегантной хореографии М.Валески была номинирована на приз Dance Europe в категории лучшая продукция. На создание этого прекрасного произведения хореографа вдохновила музыка К.Сен-Санса – Фортепьянный квинтет ля мажор, сочинение 14: Allegro moderato e maestoso & Andante sestenut. В смелом и новаторском опусе, написанном 20-летнем композитором в 1855 году, идёт утонченный диалог струнных инструментом с фортепьяно. Преданно следуя этой композиции, традициям и эстетике балетной неоклассики, М.Валерски вместе с режиссером Рупертом Тукеем поставили хореографический «Сад», в котором 10 артистов одухотворенно сплетают кружевные ансамбли и красиво танцуют, чаруя флюидной текучестью и одухотворенной музыкальностью лёгких и грациозных движений. Постоянно трансформирующиеся ансамбли, разные по численности, форме и танцу, то появляются, то исчезают, предоставляя сцену последовательно возникающим соло, дуэтам, трио, квартетам и квинтетам с обилием пластических связок и скульптурных поддержек. Хотя хореографическая схема не соответствует композиционной структуре сочинения К.Сен-Санса, танцевальное действие проистекает вполне адекватно звучащей музыке и развивается предельно органично, восхищая талантом и фантазией хореографа, а также исполнительским мастерством артистов.
Чудесное танцевальное видение музыки К.Сен-Санса разворачивается в оригинальном сценическом оформлении, которое составляют большой белый задник и расположенный вдоль него монохромный световой ковёр. Вместе они формируют пространство, меняющее свою глубину и форму, благодаря периодическому подъёму и спуску полотна задника. Возникающая и исчезающая при этом тёмная глубина сцены позволяет артистам, танцующим на световом ковре, свободно перемещаться в ту зону, где они продолжают таинственно двигаться в ореоле мистического полумрака, как бы создавая волшебный мир пластического зазеркалья.
Артисты танцуют в одинаковых комбинезонах телесного цвета, плотно облегающих их стройные фигуры. Такие одежды, с одной стороны, создают тёплую монохромию и подчеркивают музыкальную абстракцию, но, с другой стороны, угнетают эмоциональность и чувственность разнополых тел. Авторы сценических костюмов – М.Валерски и Дж.Виссер, осознанно отказались от обнажения тел, видимо, с целью объединения танцовщиков и танцовщиц в единую группу бесполых существ. Однако это решение, к большому сожалению, существенно обедняет визуальное восприятие пьесы, так как в итоге оно привело к почти полной утрате в танце богатой гаммы глубоких и сильных эмоций, столь значимых в музыке и особенно важных для зрителей.

Комментарии.

Гастрольная программа продемонстрировала своеобразие и великолепие произведений, созданных выдающимися хореографами нашей современности. Несмотря на различие их самобытного творчества и стиля, триптих предстал как цельная и гармонична программа, в которой каждая пьеса позволила отразить не только редкостный талант авторов, но и отточенное исполнительское мастерство труппы Ballet BC, а также её широкий диапазон и высокий уровень танцевальной техники, что прославило международную репутацию канадского коллектива. Программу планировалось показать в Национальном театре танца Шайо 10-18 июня 2021 года, но парижские гастроли труппы не состоялись из-за пандемии ковида. Однако несколько месяцев спустя (1-4 декабря) тот же хореографический триптих всё-таки предстал в Монреале на сцене Théâtre Maisonneuve, правда, порядок исполняемых произведений был несколько иной: программу открывал «Сад», затем шло «Заявление», далее «Bedroom Folk». Пишу об этом потому, что такая последовательность пьес более логична и лучше той, что была в Париже как по энергетике, так и по стилистике танца. Кроме того, длительность представления (с учётом антрактов) в Монреале (1 час 35 минут) также оказалась более рациональной, чем в Париже (2 часа), где три 20-минутные пьесы были разорваны двумя почему-то удлиненными вдвое (!) антрактами, достигшими почти получаса. Чрезмерная растяжка времени антрактов, к большому сожалению, дала негативный результат – программа постепенно теряла свою высокую энергетику и эмоциональную связь с публикой, что в итоге размыло впечатление, которое могло бы стать исключительно ярким. Несмотря на высказанное замечание, парижская публика с восхищением принимала каждое хореографическое произведение и устраивала долгие овации блистательным исполнителям. На трёх представлениях в зрительном зале Дома искусств Кретея (1200 мест) был аншлаг. Гастроли труппы Ballet BC в Париже прошли триумфально!

Crédit photos  Four Eyes Portraits,  Michael Slobodian.