«Pit» – СЦЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАГИИ СКРИПИЧНОГО КОНЦЕРТА СИБЕЛИУСА
27/03/2023 – Виктор Игнатов
17 – 30 марта 2023, Palais Garnier, Париж.

Во Дворце Гарнье состоялась мировая премьера 70-минутного спектакля «Pit»: его поставили Бобби Джейн Смит и Ор Шрайбер на музыку Скрипичного концерта Я.Сибелиуса. Театрально-хореографическое представление органично связано с превосходным звучанием Концерта и является пластическим исследованием его магии на базе техники движения «Gaga», созданной знаменитым Охадом Нахарином. Над постановкой «Pit» – «Ямы», работали 11 профессионалов, среди которых Селест Орам и Пьетер Мюлье – авторы, соответственно, дополнительной музыкальной композиции и элегантных сценических костюмов. Спектакль великолепно исполняют 19 артистов кордебалета Парижской оперы в сопровождении оркестра под управлением Джоаны Карнейро; виртуозно солирует на скрипке Петтери Иивонен.


Информационный пролог.


Для Парижской оперы весенний март оказался на редкость плодотворным: в репертуаре балетной труппы появились сразу два прекрасных произведения Дж.Баланчина – «Чайковский – Концерт №2» и «Who Cares?», а также премьерная пьеса «Pit» («Яма»), которую поставили по заказу театра Бобби Джейн Смит и Ор Шрайбер. Важно, что благодаря их дебюту в Парижской опере её труппа приобрела постановку на музыку Скрипичного концерта Сибелиуса. Получилось так, что 10 марта публика могла видеть балет Баланчина «Чайковский – Концерт №2», а уже 17 марта, то есть неделю спустя, на той же сцене Дворца Гарнье состоялась мировая премьера «Ямы», в которой прозвучал Скрипичный концерт Сибелиуса. Такого двойного подарка как для балетоманов, так и меломанов ещё никогда не было. Нужно сказать, что Баланчин вошёл в историю танца прежде всего как первооткрыватель нового направления в балетном искусстве, в котором хореографические композиции и образы рождаются согласно музыкального произведения. Своё творческое кредо, сформировавшееся в начале многолетнего сотрудничества со Стравинским, на музыку которого было поставлено 37 балетов, гениальный хореограф ХХ века выразил так: «Видеть музыку, слышать танец». Говоря иными словами, в балетах Баланчина музыка не только оживает, но и становится видимой, а танец чудодейственным образом излучает звук! Для воплощение столь феноменальной концепции хореограф создавал свои балеты на основе обновленного классического танца, полноценно раскрывающего структуру и характер музыкального произведения. Среди трёхсот постановок Баланчина, созданных, главных образом, на музыку не предназначенную для танца (сонаты, сюиты, концерты, симфонии) есть «Скрипичный концерт» Стравинского (1972) и «Concerto barocco» на ре-минорный Концерт для двух скрипок с оркестром И.С.Баха (1941). Оба балета вошли в репертуар Парижской оперы, соответственно, в 1984 и 1963 годы. Теперь балетная труппа получила новую хореографическую пьесу «Pit» со Скрипичным концертом Сибелиуса.
Концерт для скрипки и оркестра ре минор, сочинение 47, (1903), создан в стиле мастеров европейской музыки и финского фольклора. Оркестровая музыка содержит образы могучей природы страны тысячи озер, скрипичные темы солиста создают изысканный мир утонченных и сильных эмоций. Самое популярное произведение финского гения считается «одной из лучших его симфоний». Первая часть Концерта пленяет суровым колоритом оркестра и возвышенной лирикой виртуозной партии солиста. Вторая часть полна мелодических красот и вершин вдохновенного романтизма. Третья часть – темпераментный игровой финал с упругим ритмом, воплощает стихию народного танца. Концерт сравним с живописными скандинавскими зимними пейзажами, в магическом сиянии которых возникают гипнотические эффекты дивного скрипичного света. Скрипка была любимым инструментом Сиблиуса. Свою любовь он вложил в свой единственный Концерт, который знаменит сложностью и яркостью отражения бесконечных выразительных возможностей скрипки.
pit1
Прежде чем отправиться во Дворец Гарнье на премьерную «Яму» мне захотелось возобновить своё восприятие знаменитого сочинения Сибелиуса, которое мне посчастливилось услышать в Чикаго 14 лет тому назад в феноменальном исполнении Максима Венгерова и Чикагского симфонического оркестра под управлением Даниэля Баренбойма. Теперь, слушая Концерт в записи, он вновь меня восхитил и захватил своей неописуемой красотой и утонченным лиризмом, силой и магией богатых и ярких эмоций, хрупкой нежностью и щемящей ностальгией, благородством помыслов и глубиной раздумий, суровостью колорита и бурлящей страстью, лучезарной радостью и бравурой торжества. Концерт звучал как гимн величию и красоте бесконечной жизни! В ходе представлении «Ямы» во Дворце Ганнье всех зрителей, включая и меня, пленило филигранное мастерство Петтери Иивонена – скрипача-солиста Парижской оперы, который превосходно играл в сопровождении оркестра театра под управлением приглашенной португалки Джоаны Карнейро, сумевшей искусно выразить в своей дирижёрской трактовке партитуры Сибелиуса её бесценное содержание, масштабный драматизм и феноменальную экспрессию. К большому сожалению, танцевальное действие, поставленное на Скрипичный концерт, хотя оно и было органично связано со звучащей музыкой, однако отражало не восхитительный мир шедевра Сибелиуса, а гнетущий мир взбалмошной и сумасбродной экзальтации. Чтобы понять столь досадное расхождение в сути музыки и танца, процитируем высказывание Б.Дж.Смит о её авторском замысле: «Впервые услышав Скрипичный концерт Сибелиуса, я была потрясена его силой и завалена вопросами. Что это за дикий зверь? Какой момент в жизни вызывает такую эмоцию, такую муку, такую напряженность? Я была тронута этим сочетанием красоты и печали. Что это за место? Для меня – это семя, сердцевина мрачного плода. Чтобы исследовать этот мир, я бросилась в бездну вместе с Ором Шрайбером – моим партнёром по жизни и творчеству». Процитируем краткое и чрезвычайно важное резюме премьерного спектакля, напечатанное в буклете для публики: «В английском языке слово «pit» означает «яма». В своей новой постановке хореографы Б.Дж.Смит и О.Шрайбер исследуют разные смыслы этого слова. «Pit» – оркестровая яма, в которой разворачивается Скрипичный концерт Сибелиуса, но это тоже внутренняя яма – секретное место, в котором каждый зарывает то, что хочет скрыть или забыть. Это тоже братская могила – место смерти и разрушения. В конце-концов, это и глубокое внутренне чувство, часть мрака, с которым нужно постараться справиться, то есть это «сердцевина мрачного плода», как говорит Бобби Джейн Смит». Следуя изложенной концепции, Б.Дж.Смит пояснила: «Здесь музыка не дорожная карта, которая навязывается танцовщикам или наоборот. Здесь симбиотическое творчество».
.

Сценическое действие и его трактовка.
.

pit4Под странные потусторонние звуки поднимается занавес: в рассеянном скудном освещении предстаёт закопчённая тыльная стена сцены, которую полностью занимает невысокая прямоугольная платформа, похожая на могильную плиту. Возле правой её части сидят на стульях, спиной к публике, артисты в разных верхних одеждах и сосредоточенно смотрят на плиту. Неспешно начинается действие: из группы артистов выходит в роскошной белой шубе девица, к ней присоединяется подруга в чёрном экстравагантном пальто. Они уединяются в левой части сцены, садятся на плиту, что-то обсуждают и, обнявшись, танцуют; за ними наблюдают сидящие артисты. Наконец, все встают, медленно разбредаются вокруг плиты и формируют 9 пар. Танцующие подруги обретают кавалеров, несколько парней устраивают потасовку, другие их разнимают. Звуки исчезают, артисты бродят по плите; кто-то приносит и бросает охапку туфлей. Парни в чёрных строгих костюмах подбирают подходящие себе туфли, девушки в вечерних платьях остаются босыми. Некоторые исполнители усаживаются вдоль задней части плиты, остальные – бегают от одного её угла к другому. В это время в центре плиты танцовщик отрешенно исполняет вариацию, впечатляя графикой и эксцентрикой изломанных движений. Возле солиста появляется танцовщица в элегантном чёрном платье. Вокруг плиты непрерывно вышагивает в кремовом плаще и очках «Распорядитель», как бы управляя беспорядочным сценическим действием. Неожиданно он выходит на авансцену и протягивает руку музыканту, который со скрипкой поднимается по лесенке из оркестровой ямы, чтобы не только исполнять свою партию, но и участвовать в мизансценах спектакля.
pit3Стоя в левой части авансцены, музыкант начал играть свой магический монолог, освещая мрачный мир пластического хаоса: заструились дивные звуки нежной и печальной мелодии скрипки. Однако её чарующее волшебство не смогло остановить азартно солирующего танцовщика. Правда, он всё-таки уступил своё место снующей вокруг него танцовщице, и к ней присоединился партнёр. Под звуки оркестра плиту захватили, словно заговорщики, две бойкие шестёрки парней. Исполняя каскады импульсивных и синхронных движений, они и в дальнейшем сплетали многочисленные ансамбли, которые неожиданно появлялись и вскоре распадались. В многоликих ансамблях порой мелькали шестерки танцовщиц, чаще возникали смешанные группы, которые регулярно встречались ради чувственного или хищного взаимодействия. В быстротечном потоке сумбурного танцевального действа веркали мужские и женские соло, а также однополые и смешанные дуэты. Правда, все эти разнообразные номера не имели ни начала ни конца и были слишком мимолетны. Наиболее сильное впечатление производили грациозные женские соло: они рождались в чудесных звуках солирующей скрипки и пленяли пластической элегией, которая приобретала особую одухотворенную красоту благодаря изысканным линиям длинных вечерних платьев (как белого, так и чёрного цвета), изящно созданных в эстетике минимализма и шика. Хореографическое действо органично развивалось согласно музыке Концерта Сибелиуса: под звуки солирующей скрипки загадочно возникали танцевальные соло и дуэты, а под звучание оркестра спонтанно проистекали замысловатые метаморфозы больших ансамблей. Хаотически сплетённое танцевальное действие демонстрировало многообразие широко известной техники движения «Gaga», созданной известным израильским хореографом Охадом Нахарином. ставшей базовой в творчестве Б.Дж.Смит и О.Шрайбера. Скоротечные танцевальные пассажи их «Ямы» впечатляли широкими экспрессивными жестами и затейливыми пластическими связками, однако хореографическая лексика всё-таки была достаточно бедной и блеклой. Несмотря на динамичность и остроту пластического действия с неожиданными стоп-кадрами, оно проистекало механично и абстрактно, что размывало драматургию спектакля и затрудняло его восприятие.
pit6Для достижения объявленной цели по исследованию разных аспектов «ямы» и «сердцевины мрачного плода» постановщикам потребовалась, помимо 35-минутного Концерта Сибелиуса, ещё и 35-минутная звуковая композиция, которую сочинила Селест Оран. Три её сумрачных раздела, добавленных перед и между частями Концерта, создают гнетущую атмосферу страха и неопределенности, что безжалостно разрушают одухотворённую красоту. целостность и образность музыкального шедевра Сибелиуса, в котором чудодейственная партия скрипки излучает животворную силу и радужный свет. Хореографы осознанно калечат творение гениального композитора ради сомнительной цели – обратить музыкальный свет в пластический мрак, который зловеще пульсирует на сумрачной плите, нещадно размалывающей творческие грани индивидуальности.
Следуя современной моде – смешению танца и театра, что получило яркое отражение в спектакле «Крик сердца» Алана Люсьена Оуэна, открывшего нынешний сезон Парижской оперы, авторы «Ямы» щедро насыщают бессвязное хореографическое действие театральными мизансценами. Правда, в сюжетном беспорядке их смысл часто непонятен, а их стиль порой страдает китчем и абсурдом. Скажем, когда «Распорядитель» приоткрывает проём в тыльной сценической стене, из которого на тёмную плиту падают лучи света, и к нему устремляются вначале одна танцовщица, затем другая, то становится ясно, что они пытаются вырваться из тягостного мрака «ямы». Но что значит ружейный выстрел солирующего скрипача и падение с колосников сразу трёх убитых уток? Непонятно и явление танцовщицы в ярко-красном длинном платье, которая шествует по плите, как в дефиле мод, останавливается и эффектно размахивает фалами, словно крыльями, своего наряда, потом разворачивается и уходит, кокетливо сверкая обнаженными ягодицами, благодаря большому вырезу на задней части юбки. Трудно понять также появление танцовщика с тачкой земли, которую он высыпает на авансцену и там выстраивается очередь артистов, чтобы взять охапку чернозёма и представить её клерку, сидящему за столом и выдающему каждому подателю пропуск, громко ставя на нём штемпель печати, затем сбрасывая землю на полуобнажённое тело танцовщицы, лежащей рядом. Разъяснение вышесказанному могло бы дать описание драматургии спектакля, которое составил Джонатан Фредриксон, ранее уже работавшей с Б.Дж.Смит. Однако в интервью драматурга на вопрос – «есть ли у спектакля сценарий?», он заявил: «Да и нет…Это желание Бобби отдалится от исключительно повествовательного подхода». Из-за отсутствия чётко выстроенной драматургии и сценической путеводной нити трудно понять смысловые и композиционные ходы авторов постановки, а также их театральную и хореографическую логику в смешении совершенно разного музыкального материала. Глубокое разочарование вызывает также тот факт, что сильная и напряженная драматургия Скрипичного концерта Сибелиуса, занимающего центральное место в «Яме», не получает в спектакле должного развития. Несмотря на импульсивность и своеобразие сценического действа, к большому сожалению, оно слишком скоротечно и хаотично, а также поверхностно и абстрактно. В итоге после 70-и минут представления «Ямы» в памяти зрителя не остается глубокого впечатления от хореографических и театральных идей и решений в противоположность тому, как после пробы хорошего вина у дегустатора на долго сохраняется уникальный вкус и чудесный аромат волшебного дара солнца и земли, дарящих людям наслаждение.


Послесловие и комментарии.


pit2Инициатором постановки «Ямы» в Парижской опере была её экс-директриса танца Орели Дюпон. Увидев 30-минутную пьесу «Pierre» (2021) в постановке Б.Дж.Смит и О.Шрайбера для Датского королевского театра, Орели пригласила хореографов в Париж на создание нового произведения. Напомним крылатые слова О.Дюпон, произнесенные 4 февраля 2016 года при назначении её художественным руководителем балетной труппы: «Парижская опера – это Велика дама. Её нужно уважать!». Вопреки мудро выраженному и чрезвычайно важному творческому кредо О.Дюпон активно поспособствовала появлению в репертуаре театра пьесы «Яма». Однако она, несмотря на свои достоинства и оригинальность, всё-таки не вписывается в славные традиции Парижской оперы, на фронтоне которой золотыми буквами написано «Академия музыки и хореографии». «Яма» создана в новаторской технике движения «Gaga», но она является полной противоположностью балетной классике, которую артисты труппы осваивают 6 лет в Школе танца Парижской оперы и потом постоянно совершенствуются, выступая в многоактных балетах с участием исполнителей разного профессионального уровня – quadrille, coryphée, sujet, premier danseur et danseuse, étoile. Одноактный спектакль «Яма» длится только 70 минут, и в нём танцуют 19 артистов только кордебалета (8 quadrille, 6 coryphée, 5 sujet), что не позволяет в полной мере полюбоваться прекрасным мастерством всей труппы. В «Яме» не предусмотрено высокотехничных партий для артистов ранга étoil, premier danseur et danseuse, и это противоречит важным устоям театра, благодаря которым по окончании спектакля исполнители главных партий могут получить высшее и почетное звание этуали (étoil). Пример тому недавно показанный балет Баланчина «Чайковский – Концерт №2»: по его завершении вечером 2 марта во Дворце Гарнье, благодаря рекомендации Жозе Мартинеза – нового директора танца Парижской оперы, сразу два солиста – Ханна О’Нейл и Марк Моро, заслуженно получили звание этуали! Будем надеяться, что Ж.Мартинез сумеет не только избежать выше описанные ошибки, но и оживить репертуар труппы новыми полномасштабными балетами, предоставляя возможность их постановки молодым хореографам, исповедующим в своем творчестве лексику и эстетику академического танца. Именно так и началась хореографическая карьера Мартинеза: будучи танцовщиком Парижской оперы, он поставил пьесу «Mi Favorita» (2002), а через 7 лет превосходный двухактный балет «Дети райка», за создание которого получил Prix Benois de la Danse, так называемый «Балетный Оскар». Для новых постановок в Парижской опере её дирекции важно привлекать талантливых танцовщиков труппы, которые смогут проявить свои способности благодаря возобновлению некогда популярной программы «молодые артисты-хореографы», успешно развитой Р.Нуреевым. Можно также приглашать одаренных хореографов – лауреатов международных конкурсов. Одни из них регулярно проходит раз в два года в Биаррице; его возглавляет Тьерри Маланден – первый во Франции хореограф-академик. Так что возможности есть, нужно лишь желание!


Творцы «Ямы».


Над созданием спектакля работал большой творческий коллектив. Представим главных его участников.

Бобби Джейн Смит и Ор Шрайбер.

Бобби Джейн Смит и Ор Шрайбер.

Бобби Джейн Смит (родилась в 1983 году в городе Centerville, штат Айова, США) – хореограф, танцовщица и киноактриса. Обучалась в Royal Winnipeg Ballet School (Канада), University of North Carolina School of the Arts и Джульярдской школе Нью-Йорка. В 2005-2014 годы танцевала в израильской труппе Batsheva Dance Company под руководством О.Нахарина и жила в Тель-Авиве. В 2011-2012 годы сотрудничала с Шарон Эяль и её труппой L-E-V. В 2014 году начала карьеру хореографа и профессора техники «Gaga», которую преподает в школах и университетах США, а также снимается в кино. Б.Дж.Смит создает хореографические произведения часто вместе с Ором Шрабером – своим партнером по жизни и творчеству, работает по заказу разных компаний. Среди них – Martha Graham Dance Company, Los Angeles Dance Project, Royal Danish Ballet, Batsheva Dance Company. С 2017 года преподает в Джульярдской школе Нью-Йорка. Б.Дж.Смит является одним из основателей American Modern Dance Company и автором 20-и хореографических пьес, в которых отражает свои творческие взгляды и поиски. Её фильмотеку составляют 5 картин. В октябре 2022 года на сцене Парижского театра Шатле труппа Los Angeles Dance Project, которую основал и возглавляет Бенжамен Мильпье. впервые показала во Франции произведение Б.Дж.Смит и О.Шрайбера «Quartet for Five» («Квартет для пятерых») на музыку Ф.Гласса.
Ор Шрайбер (родился в 1992 году в Иерусалиме) – танцовщик, актёр, хореограф и кинорежиссер. Получил образование в Иерусалимской академии музыки и танца. В 2010-2017 годы танцевал в израильской труппе Batsheva Dance Company под руководством О.Нахарина, затем обосновался в Нью-Йорке и начал заниматься комедией в Студии Стеллы Адлер. В 2016 году появилась его первая хореографическая пьеса «YYY». С 2020 года ставит пьесы вместе с Б.Дж.Смит. С 2016 года снимает короткометражные фильмы. В 2017 году стал одним из основателей American Modern Dance Company. В 2022 году танцевал в спектакле «Story, Story, die» норвежского режиссера Алана Люсьена Оуэна. Является профессором техники «Gaga» и преподает её в Джульярдской школе Нью-Йорка. В 2012 году получил Приз «Великолепный танцовщик» от Министерства культуры Израиля.
Селест Орам (родилась в 1990 году) – композитор и музыкант англо-американского происхождения. В своих музыкальных композициях она смешивает инструментальное письмо и визуальные медиа, пение и декламацию, театр и импровизацию. Среди последних её работ: «Pierre» («Камень») – пьеса танц-театра, впервые созданная в творческом содружестве с Б.Дж.Смит и О.Шрайбером для Датского королевского театра (2021); Концерт для импровизатора соло, трех голосов и оркестра – сочинение для скрипача Кейра Го Гвилта (2019). С.Орам сочиняет композиции по заказу разных оркестров и труппы Royal Danish Ballet. Возглавляла Женский хор Сан-Диего. была музыкальным руководителем университетских постановок опер и спектаклей в музыкальных театрах. Композиции С.Орам отметены наградами.
Кристиан Фриедландер (родился в 1967 году) – датский сценограф и актер. Получил образование в Королевской академии изобразительных искусств Дании. В 1998-2013 годы тесно сотрудничал с Датским королевским театром и участвовал в 30-и его постановках. С 2012 года работает в драматических и оперных театрах по всей Европе. За 30-летие творческой деятельности создал сценографию для 80-и спектаклей в странах Скандинавии, Германии и Франции.
Пьетер Мюлье – модельер, автор сценических костюмов. В 2012 году начал работать в Доме моды Dior. С 2916 года живет и работает в Нью-Йорке в качестве творческого директора вместе с Ралфом Саймонсом в Доме моды Calvin Klein. В феврале 2021 года П.Мюлье возглавил Дом моды ALAIA и через 5 месяцев представил там свою первую коллекцию haute couture.
Джон Торрес – автор освещения. Живет и работает в Нью-Йорке. Создает партитуры света для драматически, оперных и танцевальных спектаклей, а также для кино и экспозиций. Работал в Париже – в Национальном театре танца Шайо (программа Триши Браун), Городском театре (программа Люсинды Чаэлдз) и Парижской опере в ходе постановки оперы Пуччини «Турандот».
Джонатан Фредриксон (родился в Техасе) – танцовщик и драматург. Получил образование в Калифорнийском институте искусств, танцевал в разных компаниях и в постановках известных хореографов. Среди них – Пина Бауш, Начо Дуато, Матс Эк, Шарон Эяль, Уильям Форсайт, Алонзо Кинг, Джири Килиан, Хозе Лимон, Охад Нахарин, Алан Люсьен Оуэн и Димитрис Папаиоанну. Как драматург Дж.Фредриксон сочиняет произведения для разных танцевальных трупп, школ и фестивалей, занимается созданием фильмов. Вместе с Б.Дж.Смит поставил пьесу «Broken Theater».
Петтери Иивонен – скрипач-солист оркестра Парижской оперы. Серебряный призер и лауреат десятого Международного конкурса скрипачей имени Яна Сибелиуса. Выступает в концертах со многими знаменитыми оркестрами и музыкантами, среди который пианистка Елизавета Леонская. В 2010 году исполнил Скрипичный концерт Чайковского под управлением Зубена Меты. В 2009 году издательство Yarlung Records выпустило первую запись П.Иивонена с произведениями Баха, Брамса, Дебюсси, Франка, Изаи и «Eli Eli» (2008) – опус Давида Лефковица, посвященный П.Иивонену. Он играет на скрипке G.B. Guadagpini (1746).
Джоана Карнейро (родилась в Лиссабоне) – дирижёр. Получила образование в Высшей национальной оркестровой академии Лиссабона, затем плодотворно совершенствовала своё дирижёрское мастерство в США. Сотрудничала с именитыми дирижерами и оркестрами в США и Европе. В 2010 года стала лауреатом Приза Хелен М.Томпсон, присуждаемым Американской лигой. В 2006-2018 годы была приглашенным дирижёром Оркестра Гульбекяна, в 2009-2018 годы – музыкальным директором Берклейского симфонического оркестра, в 2014-2022 годы возглавляла Симфонический оркестр Португалии в Лиссабонским оперном театре Сан-Карло.

Crédit photos : Yonathan Kellerman / OnP, DR