ТРИУМФ БАЛЕТА РАВЕЛЯ «ДАФНИС И ХЛОЯ» В НОВОЙ ЭЛЕГАНТНОЙ ВЕРСИИ ФЛОРАНА МЕЛАКА
22/05/2023 – Виктор Игнатов
11 и 14 мая 2023, Auditorium du Musée d’Orsay, Париж.

В рамках выставки «Мане/Дега» (28.03.23-23.07.23), развернутой в залах Музея д’Орсэ, в его Аудиториуме дважды состоялся показ камерной версии балета М.Равеля «Дафнис и Хлоя». Центральные партии блистательно исполнили Ханна О’Нейл, этуаль Парижской оперы, и танцовщик труппы Флоран Мелак – автор нового спектакля. В поэтическом представлении, созданном на основе неоклассики, романтические танцы чередуются с музыкальными фрагментами и хореографическими видениями, возникающими на живописных видео-проекциях, снятых в девственном лесу. Страстная фортепианная версия балета превосходно звучит в филигранном исполнении Клер-Мари Ле Гей. Искренность и чувственность балетных героев, красота и сила их светлой любви составляют важные достоинства постановки.


Балет М.Равеля «Дафнис и Хлоя», поставленный М.Фокиным по мотивам пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, был создан по заказу С.Дягилева для Русских сезонов в Париже. Премьера состоялась 8 июня 1912 года на сцене Театра Шатле. Одноактный спектакль в трёх картинах предстал в в костюмах Л.Бакста и приобрёл мировую славу благодаря участию в нём легендарных исполнителей – В.Нижинского и Т.Карсавиной, феноменально воплотивших центральные образы. Страстная музыка М.Равеля и увлекательный сюжет Лонга вдохновили множество хореографов на создание собственных версий балета. В репертуаре Парижской оперы появилась постановка Ж.Скибина (1959), затем Б.Мильпье (2014). Теперь Флоран Мелак, танцующий в труппе того же театра с 2010 года, представил в Музее д’Орсэ свою версию знаменитого балета и принял участие в его исполнении вместе с Ханной О’Нейл, недавно провозглашенной этуалью Парижской оперы. Для этой постановки молодой и одаренной хореограф воспользовался балетной партитурой для фортепиано соло (1910), написанной композитором до оркестрового произведения, щедро наполненного хоровыми партиями. «В этом сочинении – написал М.Равель – я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты». По мнению И.Стравинского «Дафнис и Хлоя – не только одно из лучших произведений М.Равеля, но и одно из самых красивых явлений французской музыки».
rav3Влюбленный в музыку и танец, Ф.Мелак поставил новую версию балета М.Равеля, в котором самая длинная «хореографическая симфония» композитора обрела как современное, так и романтическое воплощение. Весьма примечательно, что постановка Ф.Мелака более академична, чем балет М.Фокина. Представление длится час с четвертью: оно захватывает интимной поэзией, лирической хореографией и экспрессивной музыкой. Танцевальное действие органично развивается в аскетическом оформлении: на небольшой пустой сцене стоит лишь рояль. Смена верхнего и бокового освещения формирует разнообразную театральную атмосферу; она обретает магию и тайну благодаря сценическому задымлению. Важным и впечатляющим компонентом представления являются многочисленные видео-фрагменты, периодически проектируемые на торцевую деревянную стену в глубине сцены. Они переносят зрителей в мир романтических видений, чарующих идиллическими танцами, а также позволяют видеть крупные планы лиц и тел героев, их нежные объятия и трепетные прикосновения, искусно опоэтизированные благодаря замедленной съёмке.
rav4Согласно оркестровой партитуры балета и её фортепианной версии, спектакль состоит из трёх частей, разных по музыкальной драматургии, следуя которой меняется хореография и лексика танца, а также облик героев. Вначале они предстают в одеждах бежевых, затем чёрных, потом опять бежевых; при этом в двух последних частях Хлоя танцует на пуантах, а Дафнис – с обнаженным торсом. Фабула нового балета существенно отличается от содержания первоначального либретто. Написанное М.Фокиным, оно повествует об идиллической любви пастуха Дафниса и пастушки Хлои, преодолевающих серьёзные испытания. Теперь, после фортепианного вступления, на видео-проекции предстаёт современная молодая пара в парижском Музее д’Орсэ: в его огромном центральном зале, опустевшем от публики, улыбающиеся девушка и юноша беспечно резвятся среди старинных сокровищ – мраморных скульптур и живописных полотен, которые их переносят в мир лирических грёз и античных видений. Вскоре на сцене появляется та же пара, но уже в образе Дафниса и Хлои – радостных и трогательных детей природы. Начинается обворожительная хореографическая феерия, сплетенная из прекрасных дуэтов и соло, отражающих красоту и чистоту любви героев античной легенды. Несмотря на возникающий между ними суровый разрыв, они вновь одержимы сильными чувствами и радостно наслаждаются земным счастьем. В финале балета Дафнис целует Хлою, влюбленные лучезарно парят в объятиях и танце, наконец, эффектно замирают в скульптурной позе, олицетворяющей триумф и бессмертие любви.
Многоликая хореографическая композиция составлена с богатой выдумкой и новацией. Мозаичное танцевальное действие гармонично предстаёт как на сцене, так и на видео-проекциях, великолепно снятых в Музее д’Орсэ и в лесу Фонтебло. Среди высоких сосен и огромных скал, словно в декорациях Л.Бакста, персонажи выглядят сказочно и живописно. Особенно впечатляет видео, где Ф.Мелак с обнажённым торсом исполняет затейливое соло на фоне картины В.Бугро «Данте и Вергилий в аду» (1850), постепенно растворяясь в музейной живописи. При этом античные персонажи полотна как бы вступают в загадочный эмоциональный диалог с танцовщиком, пленяющего музыкальной и чувственной пластикой красивого тела.
rav1Несмотря на небольшие размеры театральной сцены и лесной площадки, хореография представления разнообразна и выразительна. Она профессионально соткана на базе лексики классического танца, что чрезвычайно важно по многим аспектам. Главное же состоит в том, что академическая лексика танца позволила в полной мере продемонстрировать техническое мастерство и артистическое дарование как Ханне, так и Флорану, исполнявшим свои партии не только превосходно, но и с откровенным наслаждением. Их соло и дуэты чаровали элегией и чистотой грациозных линий и движений. В сольных вариациях, исполняемых как на полупальцах, так и на пуантах, чудесно сверкала миниатюрная Ханна – новая этуаль Парижской оперы (провозглашена 2 марта этого года), лауреат шести престижных наград, включая Le Prix du Benois de la Danse (2016), называемый «Балетным Оскаром». Хрупкая, трепетная Ханна и высокий, обаятельный Флоран выглядели красивой парой, удачно сложившейся не только для совместных выступлений, но и, возможно, для многих общих проектов. В дуэтных танцах артисты светились доброй искренностью, пылким вдохновением и эмоциональной связью. Прелестная Ханна восхищала изысканной грацией и утонченным изяществом, техническим совершенством и сценической образностью. Статный Флоран достойно демонстрировал свои исполнительский способности: он великолепно себя показал как внимательный и надёжный партнёр, а также как замечательный солист, пленяющий чувственной гибкостью и пластической кантиленой. Именно эти редкостные качества и являются спецификой хореографического стиля Флорана, плодотворно развитого на основе балетной лексики и музыкальной гармонии. Танцевальные номера логично сплетены из многообразия широких жестов и причудливых разворотов, стремительных пируэтов и глубоких прогибов, воздушных поддержек и парящих арабесков, скульптурных поз и акробатических связок. В искрящемся потоке экспрессивных движений всё это предстаёт точно и красиво, одухотворенно и образно, элегантно и музыкально.
rav5Музыка составляет сценическую драматургию, а также смысловую и эмоциональную основу нового хореографического произведения. Балетная партитура проникновенно звучит в филигранной трактовке Клер-Мари Ле Гей, впечатляя разнообразными темпами, утонченными нюансами и рельефными контрастами. Два десятилетия тому назад известная пианистка с высокой международной репутацией записала на компакт-диск фортепианную версию партитуры балета М.Равеля «Дафнис и Хлоя». Теперь Клер-Мари виртуозно и красочно исполнила это сочинение, наполнив спектакль феерией светлых чувств и лавиной бурных страстей, а также обогатив исполнителей пульсирующей энергией и духовным порывом. Благодаря необычайно яркой и образной интерпретации партитуры, музыка М.Равеля обрела плоть, жизнь и душу. Клер-Мари внесла чрезвычайно важный вклад в успех спектакля.
Обновление каждого знаменитого балета всегда сопряжено с большим риском и множеством трудностей. Но молодой, правда, уже опытный Флоран (он является автором 8-и хореографических произведений) всё-таки сумел преодолеть все постановочные преграды и замечательно выстроил высокопрофессиональный спектакль. Флоран может гордиться своим творением: оно заслуживает всяческой поддержки и активной популяризации. Весьма отрадно, что несмотря на лавинообразное увлечение и широкое распространение современного танца повсюду, включая именитые труппы, завоевавшие славу на классическом репертуаре, Ф.Мелак одержимо следует в своем хореографическом творчестве традициям академического искусства Франции, которое сформировало бесценные каноны для балета всего мира. Флоран на правильном пути, и ему нужно пожелать дальнейших успехов. Многочисленные зрители, предельно заполнившие зал музейного аудиториума, по окончании представления «Дафнис и Хлоя» устроили долгие и бурные овации его исполнителям. Улыбающиеся Ханна О’Нейл, Клер-Мари Ле Гей и Флоран Мелак выходили и выходили на поклоны публике, среди которой восторженно аплодировали знаменитые дамы — Брижит Лефевр, Орели Дюпон и Аньес Летестю, соответственно, экс-директрисы балетной труппы Парижской оперы и её этуаль. Хочется надеяться, что подрастающее поколение молодых талантов, как Ф.Мелак, преданно исповедующих ценности балетной классики, получат должную поддержку в Парижской опере, и в скором времени на её сцене появятся полномасштабные постановки, созданные танцовщиками этой респектабельной балетной труппы. Уже полгода её возглавляет Жозе Мартинез, хореографическое дарование которого получило успешное развитие, когда он был танцовщиком этого театра. Творческое становление Ж.Мартинеза состоялось благодаря программам, активно и плодотворно культивированным Р.Нуреевым и Б.Лефевр. К большому сожалению, в последних сезонах балетная труппа театра ни разу не представила чрезвычайно важную и популярную программу «танцовщики-молодые хореографы». Возможно, триумфальная премьера новой версии балета «Дафнис и Хлоя», ставшая событием в культурной жизни французской столицы, станет результативным импульсом для возрождения в Парижской опере славной, хотя и угасшей, традиции публичного показа экспериментальных постановок – балетных творений «танцовщиков-молодых хореографов».

Crédit photos: Julien Benhamou.