ПЛАМЕННАЯ ФЕЕРИЯ ФЛАМЕНКО В ПАРИЖЕ
30/03/2015 – Виктор Игнатов

5-22 марта – Théâtre National de Chaillot,Paris

В Национальном Театре Шайо по инициативе его директора Дидье Дешама второй раз с огромным успехом проходила Биеннале искусства фламенко. Программу фестиваля составили 8 танцевальных программ, отражающих разные направления, тенденции и грани фламенко. Биеннале открыло феерическое гала-представление «En tu huella». В завершении фестиваля был показан спектакль «В память пению. 1922»; его триумфально исполнила труппа Балет фламенко Андалузии под руководством Рафаэлы Карраско. В рамках Биеннале проходила выставка произведений современной художницы Пилар Альбаррасин.  
Информация на сайте.

В нынешнем году Беннале искусства фламенко в Париже, организованная, как и раньше, в сообществе с Биеннале Севильи, представила молодых артистов, таких как Патрисия Гуерро и Эдуардо Гуерро, а также признанные таланты, среди них – Росио Молина и Рафаэла Карраско. Фестивальные спектакли проходили в разных залах Национального театра Шайо и были предназначены для широкой публики, включая детей, которым был показан кукольный спектакль «Fantasia Gitana» («Фантазия цыгана»).

     «En tu huella» («По твоему следу»)

Танцевальный марафон фламенко начался 12 марта большим тематическим гала-представлением «По твоему следу», которое было специально подготовлено для открытия Биеннале в Париже. В этой композиции испанские артисты выразили свое глубокое почтение великим мастерам, которые своим искусством обогатили фламенко, оставили яркий след в его истории и вдохновили новое поколение одаренных исполнителей. Музыкально-танцевальное представление поставила знаменитая Рафаэла Карраско. Своим же танцем она и украсила этот вечер. В 2011 году Рафаэла уже выступала со своей труппой в Театре Шайо. Теперь она подготовила программу вечера в сотрудничестве с Антонио Канальсом, который вошел в историю фламенко как один из самых талантливых танцоров. На парижском гала-представлении его выступление сопровождали молодые и одаренные солисты – сестра и брат Адела и Рафаэль Кампалло. Они родились и выросли в Севильи в семье артистов традиционного фламенко. Адела выступает с 9-летнего возраста и чарует высокой техникой танца. Особенно она  впечатляет красотой музыкальных рук, которыми сплетает пластичные кружева; кисти её изысканных рук напоминают нежные лепестки дивной хризантемы. Причудливая игра её жестов сопровождает страстный поток экспрессивных движений, грациозных пируэтов и эффектных каскадов мелкой дроби каблуков.

Сенсацией вечера стал Рафаэль Кампалло – феноменальный танцовщик и хореограф; он выступает как солист и успешно ставит пьесы фламенко. В частности, Рафаэль осуществил ряд великолепных постановок для Танцевальной Труппы Андалузии, в которой дважды работал в качестве приглашенного хореографа. Пьесы Рафаэля Кампалло были показаны на Биеннале Севильи в 2012 и 2014 годах. На этом последнем фестивале он вместе с сестрой исполнил свою пьесу «Sangre». Теперь состоялся дебют Рафаэля на сцене Театра Шайо: триумф танцовщика принес ему славу и во Франции. Пылкий, энергичный солист потрясал своим виртуозным, отточенным танцем с обилием эффектных и тонких нюансов. Искрометные жесты, выразительные позы, сложные каскады страстных, пламенных движений контрастировали со сдержанными пассажами и неожиданным замиранием. Улыбающийся артист восхищал блистательным исполнением традиционных композиций фламенко, завораживал талантливо придуманными новациями. В частности, он ювелирно демонстрировал никогда невиданные дроби с перекрестным положением стоп, а также каскадные туры «фигурных» пируэтов. Эти танцевальные трюки, как и многое другое, вызывали настоящий шок как у зрителей, так и у критиков в зале. 

     Программа вечера шла по нарастающей. Гала завершало большое соло прославленного Антонио Канальса, который выступил в окружении всех девяти участников представления. 54-летний метр показал впечатляющую вариацию фламенко под ободряющие и вдохновляющие реплики коллег. Антонио танцевал с упоением и с радостью: он блистательно исполнял длинные серии мельчайшей дроби, чутко реагируя на возгласы и аплодисменты публики. Соло Антонио Канальса стало мощным и масштабным аккордом великой оды прославления искусства фламенко!              

     В представлении принимали участие три певца, два гитариста и музыкант с ударными инструментами. Все они замечательно демонстрировали свое высокое исполнительское мастерство. Певцы завораживали своим специфическим гортанным вокалом, гитаристы пленяли прекрасными мелодиями, звучащими под стройные и зажигательные ритмы ударных инструментов. Парижская публика по достоинству оценила искусство всех участников гала-представления: по его окончании в зале вспыхнули долгие овации!

     «Bosque Ardora» («Пламенный лес»)     

Спектакль, над созданием которого работал большой коллектив, является совместной продукцией ряда партнеров, в том числе и Национального Театра Шайо. Автор постановки – Росио Молина; в 2015 года она будет иметь статус «приглашенного артиста» («artiste associée») в Театре Шайо. Росио Молина родилась в Малаге в 1984 году, начала танцевать в 3-летнем возрасте. Её ноги и руки ничего не боятся. Она создала свой собственный танец, получила ряд высоких наград. Её выступления вызывают шок у зрителей. Михаил Барышников встал пред Росио Молина на колени после того, как впервые увидел её танец. Известная танцовщица и хореограф ищет артистические приключения и новые направления в искусстве фламенко. В частности, недавно Росио Молина вместе корейкой Хонджи Ванг принимала участие в создании и исполнении премьерного спектакля «Felahikum», в котором одаренный французский хореограф Себастьен Рамирез стремился соединить фламенко с танцем хип-хоп. В своей новой постановке «Пламенный лес» Росио Молина наполняет фламенко джазом и поэзией. Музыку для спектакля написали Эдуардо Трасьерра, Давид Дорантес и Пабло Мартен Каминеро, автор поэтического текста – Маите Доно. В представлении участвуют два тромбониста, а также певец и музыканты фламенко. Сценическое действие разворачивается в символическом волшебном лесу, в котором обитает «guara» – одновременно женщина и богиня, человек и животное. В качестве пролога к спектаклю на огромном экране-заставке проектируется прекрасный фильм; в нем запечатлена дивная природа и охота на лису в лесной чаще. Как бы воплощая этот лесной пейзаж, на сцене высятся 17 деревьев, среди которых и происходит таинственное действие – разыгрывается театр загадочной и опасной игры. Образ «guara» воплощает Росио Молина, её партнерами являются блистательные танцовщики фламенко – Фернандо Жименез и Эдуардо Гуерреро. Последний артист в свою очередь показал в Театре Шайо премьерный спектакль «Union», в котором выступил в сопровождении певца и гитариста. В «Пламенном лесу» Эдуардо Гуерреро, высокий и стройный красавец, завораживает своим феноменальным искусством фламенко – виртуозной техникой, горделивой осанкой и огненной страстью. Росио Молина великолепно играет сложную и контрастную роль одновременно Артемиды, богини охоты, и мифологической лисы, которая многих соблазняет и становится повелительницей своих любовников. В финале спектакля она внезапно погибает от ружейного выстрела охотника. В этой чарующей постановке Росио Малина демонстрирует искусство сюрпризов, и только она знает их секрет. Обладая высокой танцевальной техникой и ярким артистизмом, но скромными внешними данными, Росио Молина, чтобы показывать свое мастерство на сцене, увлеченно осуществляет разнообразные эксперименты, смешивая искусство фламенко с разными жанрами. Нужно сказать, что в этом она явно преуспевает, так как обладает богатой выдумкой и оригинальным мышлением. Публике нравятся её смелая новация – соединение  традиционного фламенко и современного авангарда. Но это все-таки гибрид, и он явно уступает настоящему искусству фламенко.

     «En la memoria del cante. 1922» («В память пению. 1922»)

Под таким названием был показан заключительный спектакль фестиваля в исполнении труппы Балет фламенко Андалузии. Именно в 1922 году в Гренаде состоялся первый Concurco de Cante Jondo (конкурс пения), который организовали знаменитые испанцы – поэт Федерико Гарсия Лорка и композитор Манюэль де Фалья. Историческое событие привлекло внимание интеллектуалов и деятелей культуры всей Европы. Конкурс пения позволил фламенко навсегда войти в сферу основополагающих искусств. Спектакль «В память пению. 1922» возрождает столь важный момент в истории фламенко и выражает почтение всем артистическим личностям, породившим это искусство, сияние которого все еще отражается 90 лет спустя.

     На протяжение уже 20-и лет, прошедших со дня основания Балета фламенко Андалузии, прославленный высокопрофессиональный коллектив успешно демонстрирует свое искусство на всех континентах мира. Преданная своим андалузским корням, труппа в течение шести лет участвовала в цикле «Lorca y Granada en los jardines del Generalife», в рамках которого показала множество новых постановок, созданных на основе поэтических произведений Ф.Г.Лорки. Среди четырех сменившихся руководителей труппы последней была великая танцовщица Кристина Ойос, в качестве хореографа с коллективом работал легендарный Антонио Гадес. С 2013 года артистическим директором Балета фламенко Андалузии является Рафаэла Карраско, знаменитая танцовщица. Вместе с Давидом Кориа она создала спектакль «В память пению. 1922», используя музыку Антонио Кампоса, Джезуса Торреса и Хуана Антонио Суареза. В исполнении этой постановки участвовали оба хореографа и артисты труппы Балет фламенко Андалузии.

Танцевальное действие протекает неспешно и эффектно: оно разворачивается в простых декорациях и на фоне видеопроекций – разнообразных андалузских орнаментов, исторических фотографий и красочных абстракций. Спектакль выстроен как танцевальный дивертисмент, в котором каждый номер имеет свой колорит и темперамент, а главное, хореографическую и лексическую специфику фламенко Андалузии. По ходу представления периодически звучат поэтические тексты и старые записи песен фламенко; они создают атмосферу тридцатых годов ХХ века и возрождают великие традиции искусства Андалузии. Песни и музыка звучат и в сценическом исполнении; они оживают и обретают яркие образы, благодаря высокому танцевальному мастерству артистов труппы. Её превосходные солисты – Рафаэла Карраско, Давид Кориа, Ана Моралес, Уго Лорпез, разные по темпераменту, манере и лексике танца, являются созвездием великих талантов. Отмечу лишь Уго Лопеза, истинного гения фламенко. Среди множества великолепных номеров его соло стало самым сильным моментом спектакля. С идеальной фигурой, высокий и худощавый Уго завораживал сложнейшими каскадами виртуозно вибрирующих каблуков, причудливыми пируэтами с фигурными прыжками, широкими величественными жестами, похожими на взмахи крыльев горного орла. Одухотворенное лицо и бурная страсть, таинственная пластика и чувственная гибкость, вулканическая энергия и феноменальна техника танцовщика производили потрясающее впечатление. Уго жертвенно отдавал себя искрометному танцу: он ярко пылал и всецело сгорал в огне фламенко под гипнотическое  сопровождение певца и гитариста.

     Финал спектакля стал его апофеозом: на импровизированной эстраде выступила Рафаэла Карраско. На фоне многочисленных фотопроекций портрета знаменитой танцовщицы фламенко и под аккомпанемент двух певцов и двух гитаристов Рафаэла исполнила грандиозное соло. Она начала свой многоэтапный монолог в андалузском белом платье, постепенно усложняя свой танец и наряд. Рафаэла надела кружевной фартук, затем красивый гребень, потом огромную красную шаль с белыми кистями. При исполнении стремительных пируэтов кисти шали разлетались вокруг гибкого тала танцовщицы, словно трепетные развороты испанских вееров. Все артисты труппы, сидя на стульях перед эстрадой, с восхищением смотрели на это феерическое выступление примадонны фламенко. Она чаровала виртуозной пластикой изумительных рук, которыми затейливо сплетала дивные кружева. Нужно сказать, что сценические костюмы для спектакля искусно придумал Бланко-и-Бельмонте. Особенно ярко его талант и фантазия проявились в женских платьях: невероятно красочные и оригинальные по крою и отделке они пленяли редкостной красотой и богатым разнообразием. В финальной части соло Рафаэлы Караско на видеопроекциях вдруг появились струи дождя, и все участники этого торжества фламенко быстро исчезли. Так внезапно закончился прекрасный спектакль и фестиваль фламенко, который подарил парижской публике множество открытий и подлинное наслаждение. По окончании спектакль 16 артистов вышли на поклоны. Публика устроила им долгие овации, которым, казалось, не будет конца. Выражая свой бурный восторг, зрители стучали своими каблуками и выкрикивали «Браво»! Действительно, это был настоящий праздник искусства фламенко, и его героем стал Балет фламенко Андалузии. Труппа ярких артистических личностей по достоинству считается чрезвычайным и полномочным послом фламенко во всем мире. Да здравствует великое искусство фламенко!       

Crédit photos: Luis Castilla, Alain Scherer