НОВАЯ ЭРА «БАЛЕТНОГО ОСКАРА»: СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА ВОЗГЛАВИЛА ПРОГРАММУ «БЕНУА»
10/07/2023 – Виктор Игнатов
20 – 21 июня 2023, Большой театр России, Москва.

На Исторической сцене Большого театра состоялся двухдневный Фестиваль мирового балета, главным событием которого стала торжественная церемония вручения Международного Приза Benois de la Danse, родившегося в Москве в 1991 году. За истекшее 30-летие Приз приобрёл планетарную репутацию и престижное название «Балетного Оскара». В этом году крупнейшая в мире балетная манифестация проходила под руководством Светланы Захаровой, международной звезды. Лауреатами почетного Приза стали яркие таланты из Китая, Южной Кореи, России и Франции В первый вечер фестиваля триумфально прошло награждение победителей конкурса Benois de la Danse с последующим выступлением номинантов. Во второй вечер состоялся гала «Звёзды Benois de la Danse – лауреаты разных лет».

Нынешний, XXIX-й, сезон Benois de la Danse стал историческим. Великий русский хореограф Юрий Григорович – основатель и бессменный руководитель Международной Программы Benois de la Danse, стал её Президентом и передал свои высокие полномочия, а также и художественные, Светлане Захаровой – прославленной приме-балерине Большого театра России. В чрезвычайно сложных условиях она блистательно проявила способности одаренного руководителя: С.Захарова не только сумела преодолеть многочисленные трудности в организации престижного конкурса, но и смогла придать ему новый творческий статус, который позволил поднять ещё выше значимость балетного искусства, катастрофически угасающего сейчас в Европе.

Светлана Захарова - Художественный руководитель Программы Benois de la Danse, Председатель жюри.

Светлана Захарова – Художественный руководитель Программы Benois de la Danse, Председатель жюри.

Международный успех и хореографический диапазон каждого конкурса Benois de la Danse всецело зависят от состава жюри, ибо именно его члены выдвигают всех номинантов. Вот почему формирование жюри – задача фундаментальная. В её решении С.Захарова показала свою мудрость и дальновидность. В работе жюри под председательством С.Захаровай приняли участие выдающиеся деятели хореографии из шести стран: Виенгсей Вальдес – прима-балерина и генеральный директор Национального балета Кубы; Сесилия Кершь – прима-балерина Муниципального театра Рио-де-Жанейро и педагог (Бразилия); Леонид Сарафанов – международная звезда и педагог Санкт-Петербургского театра балета имени Л.Якобсона; Гульжан Туткибаева – художественный руководитель балета Казахского национального театра оперы и балета имени Абая; Тиён Рю – член постоянного административного комитета компании Universal Ballet (Южная Корея); Фэй Бо – главный хореограф Национального балета Китая. Следуя традиции Benois de la Danse, каждый член жюри выдвинул (за наиболее выдающиеся работы в области хореографии минувшего года) своих кандидатов в номинациях «Хореографы», «Танцовщицы» и «Танцовщики». Чрезвычайно важно, что в итоге все номинированные работы оказались произведениями балетной классики, искусно аранжированной национальным колоритом. Это позволило коренным образом трансформировать хореографическую суть конкурса: из эклектичной панорамы, отражающей новинки современного танцевального мира, Benois de la Danse превратился в гармоничную и фундаментальную платформу не только для сохранения классического наследия, но и творческого его развития, что так необходимо в условиях лавинообразного распространения авангардного танца и нещадного подавления им балетной классики. Столь важная и актуальная трансформация была отражена в чудесной хореографической увертюре, украсившей церемонию вручения Приза Benois de la Danse, которым является статуэтка танцующей пары работы скульптора Игоря Устинова, правнука Александра Бенуа. Новая сценическая версия церемонии, вдохновенно созданная С.Захаровой в тандеме с Георгием Новиковым, произвела сильное впечатление как по содержанию, так и по форме. В качестве пролога к торжественному церемониалу Светлана придумала танцевальное антре. Взору публики предстал дивный мультипликационный сад из быстрорастущих белых тюльпанов, среди которых появилась юная балерина. Словно по волшебству, в ореоле лучезарных звезд последовательно возникли 4 воздушных видео-портала. В каждом из них, благодаря участию учеников Московского хореографического училища имени Л.Лавровского, ожили зарисовки, отражающие формирование артиста – от дебюта детей у балетного станка, до элегантного адажио старшеклассников. Танцевальный пролог завершил белоснежный ансамбль, чарующий великолепием балетной классики. Сказочно красивое видение растворилось, и перед публикой предстал грандиозный портал, восхищающий полированной позолотой, причудливым рельефом и неоновым светом. Установленный в глубине сцены, он смотрелся как фантастический орган, на фронтоне которого поочередно проходила эффектная фото- и видео-презентация всех участников торжественной церемонии. Достойный вклад в её успех внесли балетные ведущие – Ана Туразашвили и Артём Овчаренко – солистка и премьер Большого театра.

2. Справа-налево: Светлана Захарова вручает Приз Benois de la Danse Михаилу Лавровскому; лауреаты Приза - Вячеслав Самодуров, Цю Юньтин, Мисон Кан.

Справа-налево: Светлана Захарова вручает Приз Benois de la Danse Михаилу Лавровскому;
лауреаты Приза – Вячеслав Самодуров, Цю Юньтин, Мисон Кан.

Среди номинированных постановок Маши Колар (Хорватия), Ли Цзюня (Китай) и знаменитого Уэйна МакГрегора (Великобритания) лучшим хореографом 2022 года был провозглашен Вячеслав Самодуров (четырежды лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат премии Правительства РФ) за постановку «Танцемании» в Большом театре. Среди шести танцовщиц лауреатами Приза Бенуа стали сразу две победительницы ряда конкурсов: Мисон Кан из сеульской компании Universal Ballet за партию Вдовы в балете «Миринэгил» и Цю Юньтин из Национального балета Китая за партию Татьяны в балете «Онегин». Среди пяти танцовщиков лучшим был признан Уго Маршан – этуаль Парижской оперы за партию принца Рудольфа в балете «Майерлинг». Уже завоевавший Приз Бенуа в 2017 году, теперь он не смог прилететь в Москву, так как в этот вечер танцевал главную партию в премьерном представлении балета К.МакМиллана «История Манон» на сцене Парижской оперы. Центральным и необычайно волнующим событием стало вручение Приза Бенуа «За жизнь в искусстве» 80-летнему Михаилу Лавровскому, знаменитому танцовщику, ныне хореографу и педагогу. Ю.Григорович о нём написал: «Лавровский был героем, настоящим лидером своего артистического поколения, личностью, многое определявшей в 60-е годы в самом исполнительском стиле Большого театра, а значит, и за его пределами…». Московская публика, на редкость радушная, но и взыскательная, в знак особого почтения устроила своему любимцу – великому и пламенному артисту, «standing ovations» (овации стоя)! По окончании награждения лауреатов все участники торжественной церемонии вышли на авансцену, и над ней вспыхнул роскошный фейерверк из тонких золотых нитей.

Финал церемонии вручения Приза Benois de la Danse.

Финал церемонии вручения Приза Benois de la Danse.

После антракта состоялся благотворительный гала-концерт «Звёзды мирового балета – номинанты Бенуа 2023». Были представлены разнохарактерные па де де из 9-и балетов и очаровательная миниатюра. Хореографические произведения отражали многообразие и богатство репертуара современного театра балета, его приверженность традициям и устремленность в будущее. В красочной феерии классического и неоклассического танца приняли участие 24 артиста из Казахстана, Китая, России, Южной Кореи и Японии. Все исполнители получили заслуженные аплодисменты.
Гала-концерт открыло академическое па де де из балета П.Чайковского «Спящая красавица». В шедевре М.Петипа (редакция К.Сергеева) блистали артисты Мариинского театра – грациозная японка Мэй Нагахиса и техничный Филипп Стёпин, соответственно, номинант Бенуа-2023 и дипломант Бенуа. Лихо, виртуозно и эффектно предстал фрагмент из III-го акта балета Р.Щедрина «Конёк-Горбунок» (хореография А.Радунского в редакции М.Мессерера) в отточенной интерпретации Никиты Ксенофонтова (номинант Бенуа-2023) и Анжелины Воронцовой (Михайловский театр). Сложное и впечатляющее па де де из балета Б.Асафьева «Пламя Парижа» великолепно представили артисты Большого театра – прыгучий Алексей Путинцев (номинант Бенуа-2023) и высокотехничная Маргарита Шрайнер. Романтический дуэт из I-го акта балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Юрия Григоровича вдохновенно исполнили Богдан Вербовой (номинант Бенуа-2023) и Жанель Тукеева (Казахский театр оперы и балета). Артисты Большого театра Елизавета Кокорева (номинант Бенуа-2023) и Дмиртий Смилевски филигранно представили дуэт Утраты и Флоризеля из «Зимней сказки» в замысловатой хореографии Кристофера Уилдона, лауреата Бенуа де ла Данс.

6. Цю Юньтин и Ли Вэньтао : дуэт из балета «Свет сердца». 5. Мисон Кан и Донтак Ли : дуэт из балета «Эмоции Кореи».

Цю Юньтин и Ли Вэньтао : дуэт из балета «Свет сердца».                                    Мисон Кан и Донтак Ли : дуэт из балета «Эмоции Кореи».

Программу вечера украсили 4 премьерных произведения. Впервые в Москве предстал дуэт из балета «Фрески» в хореографии Заурбека Райбаева. Лирическое па де де с восточным колоритом исполнили пластичная Малика Ельчибаева (номинант Бенуа-2023) и мужественный Азамат Аскаров (Казахский театр оперы и балета). Солисты компании Universal Ballet Мисон Кан (лауреат Бенуа-2023) и Донтак Ли пленяли изяществом и музыкальностью в ностальгическом па де де «Миринэгил» из балета «Эмоции Кореи», впервые показанного в России. Успешно прошли российские премьеры и двух произведений, исполненных артистами Национального балета Китая. Миниатюру «Куда излить всю мою любовь?» в хореографии Ли Цзюня (номинант Бенуа-2023) представили Нин Лун и Юй Цзэюань. Прощальное па де де из балета «Свет сердца» в хореографии Фей Бо (член жюри, дипломант Бенуа) обворожительно исполнили Цю Юньтин и Ли Вэньтао, соответственно, лауреат и номинант Бенуа-2023. В психологически напряжённом, драматическом танце они проникновенно выразили глубину и силу чувств юных героев, охваченных страданием в их последнем любовном свидании.

7. Финал балета Вячеслава Самодурова «Танцемания».

Финал балета Вячеслава Самодурова «Танцемания».

Завершая вечер, был показан финал балета «Танцемания» на музыку Юрия Красавина в хореографии Вячеслава Самодурова. лауреата Бенуа-2023. В исполнении артистов Большого театра предстала эффектная танцевальная фреска, которая динамично пульсировала и причудливо трансформировалась на фоне впечатляющей мозаики, затейливо скомпонованной из серебристых дисков. Благодаря освещению, сценографическая мозаика обретала разный цвет, создавая загадочную атмосферу для бравурного танцевального действия. Оно разворачивалось феерично в унисон гипнотической ритмике музыкальной партитуры. Быстротечную череду дуэтов сменяли синхронные и оригинальные ансамбли, метаморфозы которых рождали интересные композиции. Под красочную, зажигательную музыку на сцене бурлило торжество современного и классического танца. Наиболее ярко сверкали балерины в замысловатых золоченых пачках, что резко контрастировало с невзрачными серыми костюмами танцовщиков. Они уступали балеринам и в чистоте линий мужских ансамблей. Публика, ослепленная мощнейшей энергетикой «Танцемании», мастерством и азартом исполнителей устроила им долгие овации. На таком зрительском успехе и энтузиазме закончился первый вечер Фестиваля мирового балета.

Гала-концерт «Звёзды Benois de la Danse – лауреаты разных лет».

Столь привлекательная программа, присоединенная в 2004 году к церемониальному вечеру «Бенуа», положила начало проведению двухдневного Фестиваля мирового балета. Его второй гала-концерт всегда вызывает огромный интерес у публики, и это вполне логично, потому что его программу составляют произведения призеров «Бенуа», а исполняют их также лауреаты и дипломанты этого престижного конкурса. В нынешнем сезоне второй вечер Фестиваля позволил публике увидеть замечательные работы 9-и выдающихся современных хореографов, что составило не только особенность, но и важное достоинство гала-концерта. В двух его отделениях предстали 13 номеров в исполнении 25-и артистов из четырёх театров России, Национального балета Китая и компании Universal Ballet. Программа концерта шла с большим успехом, благодаря режиссуре С.Захаровой, которая сумела мастерки соединить разнохарактерные дуэты в стройную драматургическую композицию.
Пиршество танца открыл именитый солист Большого театра Иван Васильев. Держа бокалы вина, он с наслаждением парил и блистал в фейерверке танцевальных трюков собственной композиции под названием «Тост Князя Орловского». Под чарующую музыку И.Штрауса из оперетты «Летучая мышь» любимец публики азартно исполнил каскады эффектных прыжков и головокружительных вращений, но с явными огрехами. Как забавная шутка предстал дуэт из балета «Stripsody» Вячеслава Самодурова, лауреата «Бенуа де ла Данс». Под каламбур бормотания, тявканья и мяуканья Елена Воробьева (Урал Опера Балет) и Арсентий Лазарев (Большой театр) потешно резвились и пластически сплетали курьёзные и эксцентричные композиции. Особое впечатление произвело па де де «Воссоединение» из балета Брайана Ю «Любовь Чунхян», впервые показанное в России. Под музыку П.Чайковского артисты компании Universal Ballet Мисон Кан и Донтак Ли необычайно возвышенно и одухотворенно выразили красоту и хрупкость чувства любви. В этом трогательном прекрасном дуэте, светящемся поэзией и лиризмом, Мисон Кан уверенно подтвердила, что заслуженно получила Приз Benois de la Danse.

Ана Туразашвили и Денис Савин : дуэт из балета «Сагалобели».

Ана Туразашвили и Денис Савин : дуэт из балета «Сагалобели».

Наиболее интересными в плане хореографии оказались произведения Юрия Посохова, лауреата «Бенуа де ла Данс», живущего и работающего в США. Солисты Большого театра – Ана Туразашвили и Денис Савин исполнили дуэт из балета «Сагалобели», а Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов – па де де из балета «Колокола». Творчество Ю.Посохова характеризует глубокая и органичная взаимосвязь музыки, танца, поэзии и чувства. Именно этот важный и уникальный альянс, составляющий хореографическую стилистику и балетную лексику Ю.Посохова, получил превосходное выражение в танце обоих дуэтов, пленявших тонкой чувственностью и богатой нюансировкой. Если первое па де де струилось под нежные звуки грузинской народной мелодии, то второе – под фортепианную музыку С.Рахманинова, что красноречиво говорит о творческом диапазоне хореографа. Гармония, изящество, лиризм и совершенство танца получили восторженный отклик у публики.
Первое отделение гала-концерта завершало финальное па де де из балета «Парк» Анжелена Прельжокажа, ставшего как бы визитной карточкой французского хореографа, лауреата «Бенуа де ла Данс». Под гениальную музыку 23-го фортепианного концерта В.А.Моцарта предстал психологически сложный и чувственно хрупкий дуэт, в котором предельно откровенно и пластически изысканно обнажаются самые сокровенные чувства и помыслы любящих сердец. Вдохновенное творение А.Прельжокажа исполнили артисты Мариинского театра – Надежда Батова и Константин Зверев. Несмотря на чистоту и точность танца, им всё-таки не хватило артистической искренности, чтобы изысканно и проникновенно передать эмоциональное богатство и психологическую элегию музыкально-хореографического шедевра.

Второе отделение открыл дуэт из III-го акта «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера в превосходном исполнении Светланы Захаровой и Дениса Родькина, знаменитых и лучезарных звёзд Большого театра. Под фортепьянные звуки музыки Ф.Шопена предстало прощальное свидание героев драмы А.Дюма, одержимых любовной страстью. Пылкое, красивое тело балерины свободно и торжествующе парило на высоких поддержках надежного и внимательного партнёра. Пластичная, музыкальная С.Захарова завораживала гармонией идеальных линий, волшебством трепетных рук, совершенством и экспрессией каждого па  и жеста. Освободившись от оков чёрного платья Маргариты, герои слились в любовном экстазе, потрясая глубиной и силой ярких чувств, деликатно приглушенных под вуалью интимного и технически безупречного танца. «Черный дуэт» в филигранной трактовке лауреатов «Бенуа де ла Данс» стал центральным событием гала-концерта.

Светлана Захарова и Денис Родькин : дуэт из балета «Дама с камелиями».

Светлана Захарова и Денис Родькин : дуэт из балета «Дама с камелиями».

Дуэт из бессюжетного балета Начо Дуато «Без слов» исполнили артисты Михайловского театра – Ирина Перрен и Никита Четвериков. Под музыку Ф.Шуберта они магически представили философский пластический диалог о жизни и смерти – вдохновенное творение талантливого мастера, лауреата «Бенуа де ля Данс». Хореографические кружева, замысловато сплетённые из причудливых движений и загадочных метаморфоз, пленяли кантиленой музыки и гармонией танца.
Событием вечера стало феноменальное явление Жизели: па де де из II-го акта романтического балета в хореографической редакции Фен Ина исполнили артисты Национального балета Китая – Цю Юньтин и Ли Вэньтао, лауреат и дипломант Бенуа-2023. Необычайно замедленная трактовка академического адажио с обилием изысканных нюансов и неожиданных акцентов произвела гипнотическое впечатление. Абсолютно всё в этом номере было идеально и талантливо. В своём грациозном, отрёшенно-воздушном танце хрупкая китаянка с нежными певучими руками чаровала одухотворенными па, врожденной поэзией и магией. Балерина являла собой не столько образ Жизели, сколько её эфемерный дух, волшебно парящий в музыкальных флюидах. Внеземная Жизель сказочно возникла, и после дивного дуэта с Альбертом навсегда исчезла. Описать это чудо невозможно… Но китайская балерина навсегда останется в благодарной памяти московской публики и международной летописи «Бенуа».
Артисты Большого театра Мария Виноградова и Артёмий Беляков исполнили дуэт из II-го акт балета Кристиана Шпука «Орландо», а Евгения Образцова и Семён Чудин показали дуэт «Соната» на музыку С.Рахманинова в хореографии Уве Шольца. Непревзойдённый мастер воплощения музыки в танце – У.Шольц, требовал от исполнителей его произведений предельной точности не только в тональности движения, но и в многочисленных акцентах и нюансах. Евгения и Семён пленяли своей музыкальностью и элегантностью, полётностью и одухотворенностью, свободой и гармонией в интерпретации каждой танцевальной фразы. Очаровательный дуэт оказался настолько совершенным во всех аспектах, что, наверняка, доставил бы наслаждение взыскательному хореографу.
Важно подчеркнуть, что программа вечера, искусно срежиссированная С.Захаровой, оказывала почести и Мариусу Петипа – гению балетной классики. Эффектное па де де из балета «Корсар» в хореографии М.Петипа великолепно исполнили Элеонора Севенард и дипломант Бенуа-2023 Никита Ксенофонтов – артисты, соответственно, Большого театра и Новосибирского театра оперы и балета. Если Медора чаровала чистотой линий и па, то Корсар восхищал блеском рискованных трюков. Фестиваль мирового балета короновало свадебное па де де из балета «Дон Кихот» в хореографии А.Горского и М.Петипа. В азартном танцевальном поединке Китри и Базиля предстали артисты Большого театра – Елизавета Кокорева и Алексей Путинцев, дипломанты Бенуа-2023. Молодая балерина стремительно и технично порхала в жизнерадостном танце. Необычайно одарённый танцовщик удивительно высоко летал над сценой в сложных прыжках, включая двойной кабриоль, уверенно крутил пируэты в сольных вариациях, а также легко проделывал эффектные поддержки и виртуозно ловил свою партнёршу в двойных подкрутках, вызывая бурные овации публики. В завершении вечера все его участники вышли на Историческую сцену Большого театра и под несмолкающие аплодисменты публики долго раскланивались с букетами цветов и радостными улыбками.

Заключительные комментарии.

Нынешний сезон Фестиваля мирового балета прошёл с большим успехом. В плане исполнительства участники обоих гала-концертов продемонстрировали высокую технику и артистическое мастерство. Интересные и оригинальные произведения впечатляли хореографическим и лексическим великолепием, а также красочным сценическим оформлением. Многие артисты выступали на фоне большого задника-экрана, на котором проектировали живописные заставки редкостной красоты (авторы – Станислав Кирин, Сергей Тимонин). Высокохудожественные видео-композиции формировали необходимую для танца атмосферу, но их красочная яркость порой всё-таки затрудняла полноценное восприятие исполнительской техники и нюансировки. В то же время художники-оформители, несомненно, достигли оптимальной гармонии заставки и танца в ряде номеров, например, в па де де из балетов «Эмоции Кореи» (комическое свечение), «Любовь Чунхян» (ветка сакуры на серебристом фоне), «Ромео и Джульетта» (ночная Верона), «Жизель» (сказочный лес) и др. Весьма удачным и практичным новшеством в оформлении сцены оказалась установка двух боковых вертикальных экранов, на которых не только шли дополнительные видео-проекции, но и регулярно возникали титры с названиями танцевальных номеров и именами исполнителей, как на русском, так и английском языках, соответственно, слева и справа от центрального задника.

Дружеское фото членов жюри и участников Международного конкурса Benois de la Danse - 2023.

Дружеское фото членов жюри и участников Международного конкурса Benois de la Danse – 2023.

За истекшие три десятилетия церемония вручения Международного Приза Benois de la Danse, осуществляемая при поддержке Министерства культуры РФ, превратилась в масштабный Фестиваль мирового балета, проведение которого требует огромных усилий, как в сфере организационной, так и финансовой. Нынешний сезон Фестиваля проходил после двух лет перерыва в следствии пандемии коронавируса (2020) и начала СВО (2022), что добавило ряд новых проблем. Несмотря на их сложность Фестиваль этого года получился на редкость многообразным и значимым. Поэтому нужно горячо поздравить Светлану Захарову – нового руководителя Программы Benois de la Danse, и одного из её авторов Регину Никифорову – председателя правления «Центра Бенуа», а также его сплоченный коллектив, который чётко и эффективно выполнил масштабный объём организационных работ. Важный вклад в успешное проведение нынешнего сезона «Бенуа» внесли его партнеры и спонсоры. Это прежде всего корпорация Росатом, Северосталь, Nordgold и отель Метрополь, многие годы поддерживающие Фестиваль мирового балета Benois de la Danse.
В завершении обзора процитируем слова Светланы Захаровой: «Наш Приз призван открывать новые имена и поднимать артистов на иную высоту в карьере, давая профессиональную оценку их работе. Я глубоко убеждена в том, что ТАНЕЦ – это высшее выражение красоты мира и человека. Он сближает людей, объединяет страны и континенты, постоянно развивается и удивляет своим разнообразием». Нет сомнений, что, благодаря выдающимся организаторским способностям, пылкому творческому энтузиазму, смелым профессиональным новациям и высоким эстетическим целям Светланы Захаровой, немеркнущий факел «Балетного Оскара» приобретёт ещё большую яркость и славу!

Автор фото – Батыр Аннадурдыев.