ХХ БИЕННАЛЕ ТАНЦА В ЛИОНЕ С НОВЫМ АРТИСТИЧЕСКИМ ДИРЕКТОРОМ ТИАГУ ГЕДЕШОМ
26/08/2023 – Виктор Игнатов
9 – 30 сентября 2023, Biennale de la danse, Лион.

В течение трёх сентябрьских недель в Лионе, а затем до 21 октября в 34-х городах района Овернь-Рон-Альп состоятся мероприятия ХХ Биеннале танца, крупнейшего в Европе. В нём примут участие 38 хореографов и 8 компаний из 14-и стран. Программа нынешнего сезона включает 48 спектаклей, в том числе 21 премьерных и впервые показанных во Франции, с участием 460-и артистов и музыкантов. Запланировано 181 представлений на 51 сценах, 21 бесплатных выступлений и 13 артистических встреч. Биеннале откроет премьера спектакля «Mycelium» грека Христоса Пападопулоса в исполнении 20-и артистов Лионской оперы. Юбилейный сезон фестиваля впервые будет проходить под художественным руководством португальца Тиагу Гедеша. Его творческий путь и фрагменты интервью приведены в тексте.

.

ТИАГУ ГЕДЕШ – артистический директор Биеннале танца, со-директор Биеннале, директор Дома танца в Лионе.

.

TIAGO1

.

.Творческий путь.

Тиагу Гедеш родился в 1978 году в Лейрии (Португалия). Вначале заниматься музыкой, затем изучал театр и танцы. После получения диплома бакалавра поступил в Высшую школу танца при Лиссабонском политехническом институте и в 2000 году начал карьеру танцовщика. Работал с хореографами новой волны португальского современного танца, такими как Жуан Фиадейро и Мигель Перейра, а также с французским хореографом Алисой Шошат, обосновавшейся в Берлине. Он принимал участие в работе многочисленных ателье хореографических исследований, в которых сотрудничал с известными артистами, среди них – португальцы Вера Монтеро и Франсиско Камачо, французы Борис Шармац и Кзавье Леруа. Тогда же, в 2001 году, Т.Гедеш начал создавать свои первые произведения, которые широко исполнялись в Европе: «Um Solo» (2002); «Matériaux divers» (2003); «Solo» (2004); «Trio» (2005); «Opéra» (2007); «Coisas Maravilhosas» (2008); «Hoje» (2013). Его хореографический подход колеблется между перформансом, музыкой и изобразительным искусством. Во Франции работы Т.Гедеша были представлены на многочисленных фестивалях и в театрах, включая Биеннале танца в Лионе, Театр Бастилии в Париже, Национальный центр танца в Пантене, Фестиваль Latitudes Contemporaines в Лилле. Центр Помпиду в Меце посвятил Т.Гедешу монографию в серии «Instantanés», опубликованную в 2011 году.
В 2006 году Т. Гедеш стал заниматься организационной деятельностью в Le Vivat в Арментьере, где ему был предоставлен карт-бланш как приглашенному артисту (2006-2008). В 2007 году он основал культурную ассоциацию Materiais Diversos, объединившую десяток артистов и положившую начало фестивалю Materiais Diversos, которым он руководил до 2014 года. В том же году он занял пост художественного руководителя Муниципального театра Порто, где два года спустя создал фестиваль DDD (Dias de Dança), способствующий развитию новой международной сцены. В 2019 году Т.Гедеш стал директором департамента исполнительских искусств города Порто. В 2021 году он основал Центр художественного творчества CAMPUS Paulo Cuhna e Silva. В качестве директора Муниципального театра Порто Т.Гедеш подготовил программу с участием португальских артистов для года культуры Франция-Португалия (2022). В сентябре 2022 года он сменил Доминик Эрвье на посту директора Дома танца, Биеннале танца и со-директора Биеннале в Лионе.
В своём проекте развития танца в Лионе Т.Гедеш стремится к усилению территориальной базы и более активному присутствию артистов. Он предлагает создать производственный центр, объединяющий Дом танца, Лионский биеннале и будущее «Ателье танца» (запланированно на 2026 год), что позволит создать амбициозный артистический дом и поставить в центр его деятельности поддержку творчества, а также и его европейский и международный расцвет. Проект задуман как художественный, политический и социальный акт. Именно поэтому Т.Гедеш хочет, чтобы Биеннале танца, открытый для всех видов танца и для самых разных географических регионов, демонстрировал состояние современного творчества и текущие хореографические события, а в будущем предстал как крупный форум для размышлений через тело и движение. Предлагая в каждом сезоне около сорока спектаклей, столь же эклектичных, сколь и требовательных, начиная с сезона 2023-2024, Дом танца в Лионе станет ещё более открытым для своих зрителей, благодаря обновленному дизайну помещений и множеству новых мероприятий, приглашающих войти в Дом по-новому. «Ателье танца» заявит о себе как о настоящей фабрике, где артисты получат широкие возможности для творческого сотрудничества и всех видов художественной практики, особенно любительской.

Фрагменты интервью Тиагу Гедеша.

«Для меня танец – это не элитарная дисциплина, предназначенная только для тех, кто уже знает её коды. Танец может быть доступен каждому. Нынешний Биеннале будет биеннале творений: это будет биеннале, который можно не только смотреть, но и танцевать. Вместе с ассоциациями и коллективами альтернативной сцены Лиона мы придумали Клуб Бинго. Он будет функционировать каждую пятницу и субботу в Usines Fagor: здесь желающие могут собраться вместе, выпить, поговорить о выставках, поесть…и потанцевать. Клуб – это яркий маркер всех проектов, в которых я участвую. Ведь танец – это ещё и совместное времяпрепровождение, движение тел и вечеринки…»
«Меня восхищает разнообразие форм, форматов, эстетики и движений в современном танце. Есть очень политические шоу, но есть и чисто хореографические (Catherine Gaudet, Anne Teresa De Keersmaeker…) или постановки более связанные с театром, как, например, пьеса бельгийской компании Peeping Tom. Я также поддерживаю специфические проекты, предназначенные для неспециализированных пространств, поскольку они поддерживают моё стремление к демократизации танца. В качестве прелюдии к «RUE», основной художественной программе, которая будет проходить в публичном пространстве в рамках Биеннале 2025 года, два спектакля – «Оставь последний танец для меня» Алессандро Сциаррони и «Фантазия минор» Марко да Силва Феррейры – занимают места, где их никто не ждёт, в разных районах Лиона, таких как площадь Мазагран и Марше де Эт-Союз…»
«Défilé – главная особенность Биеннале. Эта манифестация, разработанная Ги Дарме – тогдашним директором Биеннале, восходит к 1990-м годам, и, на мой взгляд, она по-прежнему работает так же эффективно. Художественное и культурное просвещение, медиация и междисциплинарная работа, которую мы проводим, очень важны. Мы хотели бы задать себе вопрос: как мы можем использовать эти ингредиенты, чтобы разнообразить форматы?… Многие люди говорят, что они «участвовали в Биеннале», хотя они прошли маршем от Терро до Белькура, но не посетили ни одного спектакля. Именно поэтому мы предлагаем еженедельную программу всем участникам-любителям, чтобы и они могли по-другому воспринимать Биеннале, посещая мастер-классы или спектакли. Логика, которой мы руководствуемся, и которая отражается в духе сотрудничества с нашими культурными партнерами, заключается в том, чтобы умножить подходы к сердцу Биеннале и его программам. Разбросанные по всему городу, в театрах, на заводах и пустырях, они всегда были частью ДНК этого события. В 2023 году мы добавили новое измерение, поскольку пригласили наших партнеров к совместному составлению программы Биеннале. В качестве примера можно привести замечательное сотрудничество с компанией Arty Farty, которая разработала программу, позволяющую любителям музыки открыть для себя танец через эту призму. Приглашение любителей, участвующих в Défilé, любопытство любителей музыки и тех, кто ходит танцевать в клубы или посещает андеграундные мероприятия, смешивая перформансы, концерты, драг-шоу…это лишь некоторые двери. Предстоит открыть ещё много дверей».

Crédit photo: Blandine Soulage