СЕНСАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ТРУППЫ HESSISCHES STAATSBALLETT НА ФЕТИВАЛЕ В БИАРРИЦ
22/09/2023 – Виктор Игнатов
15, 16 сентября 2023, Le Festival «Le Temps d’Aimer La Danse», Биарриц.

На 33-м Фестивале «Время любить танец» по приглашению артистического директора Тьерри Маландена – знаменитого хореографа и академика Франции, с огромным успехом выступила немецкая труппа Hessisches Staatsballett под руководством Бруно Хейндерикса. Были показаны две программы: на сцене Théatre du Casino предстали «Midnight Raga» (2017), эффектный дуэт немца Марко Гёке, и «Of Prophets and Puppets» (2023), оригинальная пьеса француза Мартена Харрьяга; на сцене Théatre de la Gare du Midi – «I’m afraid to forget your smile» (2022), чувственный опус голландцев Имры и Марна ван Опсталь, и «Boléro» (2023), авангардная композиция израильтянина Эяля Дадона. В постановках разного стиля артисты блистательно продемонстрировали своё исполнительское мастерство.

.

  ГЕССЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЛЕТ.


Hessisches Staatsballett – совместная танцевальная труппа Гессенских государственных театров Висбадена и Дармштадта. С момента своего основания в 2014 году компания представила в широком разнообразии множество классических и современных танцевальных постановок. Начиная с 2020 года коллектив, состоящий из 28-и высокопрофессиональных танцовщиков разных стран, возглавляет Бруно Хейндеррк, который работал в труппе Тьерри Маландена в 1990-годы. Каждый сезон Hessisches Staatsballett показывает в среднем 4 программы. Они включают произведения известных немецких и зарубежных приглашенных хореографов, таких как Брайан Ариас, Эдвард Клюг, Эяль Дадон, Шарон Эяль, Марко Гёке, Мартин Харрьяг, Дамьен Жале, Охад Нахарин, Кристал Пайт, Хофеш Шехтер, Имре и Марне ван Опсталь. Помимо собственных постановок, труппа Hessisches Ètaatsballett регулярно исполняет программы разных компании и произведения новых талантов. Гессенский государственный балет активно участвует в совместном производстве ряда постановок, что позволяет зрителям Висбадена и Дармштадта знакомиться с широкой и разнообразной палитрой современного танцевального искусства. Молодая интернациональная труппа придаёт большое значение информационно-просветительской деятельности, в рамках которой для популяризации танца в школах организуются мастер-классы и регулярно проводятся спец-уроки. Наконец, Hessisches Staatsballett является одним из основателей Tanzplattforrn Rhein-Main – платформы, которая занимается развитием и укреплением позиций танца в регионе Рейн-Майн. Наиболее значимая часть деятельности платформы – Танцфестиваль Рейн-Майн, ежегодно проходящий в нескольких городах региона. Нынешние выступления Hessisches Staatsballett на Фестивале в Биарриц – первые гастроли немецкой труппы во Франции.


Первая программа – «Gerade NOW!».


Программа, получившая интригующее название «Gerade NOW!», которое означает «Прямо СЕЙЧАС!», впервые была показана 27 мая нынешнего года в Гессенском государственном театре Висбадена. Теперь она была показана в уютном зале Театра Казино. 75-минутное представление, включающее 15-минутный антракт, открыло 12-минутное произведение Марко Гёке.
«Midnight Raga» – «Полуночная Рага»: гипнотический дуэт, который М.Гёке создал на музыкальные произведения индийца Рави Шанкара и американки Этты Джеймс, умерших в один и то же 2012 год. Мировая премьера хореографического шедевра состоялась в 2017 году в Нидерландском Театре Танца (NDT 2). М.Гёке обычно ставит свои пьесы вне музыки; она является лишь фоном. Но в «Полуночной Раге», название которой метко отсылает к индийской классической музыке (Рага – это эстетическая и этическая концепция её формы), инструментальная композиция Р.Шанкара стала основой танцевального дуэта. Чувственное восточно-индийское вдохновение получило отражение в синих шёлковых тканях сценических костюмах и утонченных нюансах танцевальной лексики, но резкий язык энергичных и вибрирующих движений, свойственный М.Гёке, остаётся здесь по-прежнему чрезвычайно нервным и пронзительным. После премьерного показа «Полуночной Раги» в Гааге её хореография, созданная специально для двух артистов труппы NDT 2, теперь, в программе Hessisches Staatsballett, получила чудесную инкарнацию в новой мизансцене Людовика Паче со световым оформлением Удо Хаберланда. В двух вечерних представлениях дуэт исполнили вначале танцовщики Рамон Джон и Маркос Новайс (19 час.), затем танцовщицы Кенди Каллас и Рита Виндер (21 час.). Мне довелось увидеть «Полуночную Рагу» в женской интерпретации. Сразу скажу, что высокотехничные танцовщицы представили хореографический шедевр потрясающе и превосходно!
Как же это происходило? Полуночную сценическую темноту наполнили и оживили радужные звуки музыкальной композиции Р.Шанкара «Raga Pwiya Dhanashri Gat in Sawarital» (1969). Под дивное пение многострунного ситара на сумрачной сцене появилась стройная танцовщица и началась её вариация. Мягкие линии изящного тела подчеркивали плотно облегающие фигуру синие штаны и бежевый лиф, придуманные хореографом. Восхищая филигранной точностью и головокружительной быстротечностью исполнения сложной композиции – многоликой и замысловатой феерии графических и причудливых жестов с пластической пульсацией головы и трепета тела, танцовщица одновременно и блистательно демонстрировала скульптурные позы и обрядовые движения, характерные для индийского классического танца. К большому удивлению и наслаждению импульсная вибрация и механическая пульсация, характерные для эмоционально холодной лексики М.Гекё, благодаря нежному и мелодичному звучанию ситара, неожиданно приобрела теплоту и магию живого тела и духа. В итоге единение авангардного танца с индийской классической музыкой позволило по-новому представить особую красоту и редкостное великолепие стиля хореографа. Эстафета сольного выступления перешла ко второй танцовщице, одетой аналогично первой. Её вариация продолжила экзотическую феерию энергичных пульсаций и вибраций, типичных для маргинального творчества М.Гёке, но второй танцевальный монолог оказался более стремительным и разнообразным, чем первый.
Когда же волшебное пение ситара угасло, сольная вариация танцовщицы завершилась. Вскоре возникли ностальгические звуки песни «Je preferais devenir aveugle» («Я предпочёл бы стать слепым»), которую сочинила Э.Джеймс в 1968 году. Под грустное пение и печальный текст об измене любимой на сцене начался напряженный и обворожительный дуэт. Хореографическая композиция, несмотря на её абстрактность и механичность, однако, получала чрезвычайно ценное эмоциональное, психологическое и драматическое наполнение благодаря проникновенному исполнению песни. Написанная в стеле блюза, она оказалась путеводной нитью для двух исполнительниц, восхищавших совершенством владения столь специфической стилистикой и лексикой М.Гёке, согласно которой прелестные танцовщицы всё-таки напоминали бездушных театральных марионеток. Несмотря на отрешенность их телесных вибраций и конвульсий, волнующее звучание трогательной песни позволило ощутить внутреннее богатство и широту чувственных взаимоотношений персонажей, которые свободно и виртуозно исполняли невероятно трудные сольные вариации, а также искусно составляли эффектные и динамичные пластические диалоги, щедро насыщенные диковинными связками и синхронными жестами. Феноменальное произведение М.Гёке предстало феноменально!
«Of Prophets and Puppets» – «Пророки и марионетки»: оригинальная и чрезвычайно актуальная постановка Мартена Харрьяга. Её мировая премьера состоялась 27 мая нынешнего года в Гессенском государственном театре Висбадена. На создание спектакля талантливого хореографа вдохновила одноименная статья, напечатанная в консервативной английской газете «The Sun» 19 августа 2019 года. В этой публикации высказываются опасения, что Гретой Тунберг – знаменитой защитницей природы, манипулируют корыстные родители или энергетические гиганты.
TA2023-Wiebaden-1-gerade_NOW!-Harriague- Credit_photo_obligatoire©Stéphane Bellocq-STB_9288_webВ то время, когда Г.Тунберг находилась в Нью-Йорке и собиралась произнести в ООН свою знаменитую речь «Как Вы смеете?», именно здесь она пересеклась с американским президентом Дональдом Трампом, известным своим отрицанием изменения земного климата. Удачно придумав броское название своей постановке, отражающей почти нереальную встречу Г.Тунберг и Д.Трампа, посвященную главным проблемам нашего времени, М.Харрьяг заинтересовался также использованием сенсационности в журналистике, концепцией фейковых новостей и манипулированием общественного мнения в мировой политике. В итоге родился многожанровый спектакль, в котором танец, театр и кукольная техника объединены в абсурдном ток-шоу американского стиля конца ХХ века. М.Харрьяг проделал огромную и значимую работу по театральной реализации интересной идеи и оригинальной концепции. Но супер-актуальные явления нашего времени здесь предстают, к сожалению, в ретро-эстетике прошлого века. В создании спектакля приняли плодотворное участие драматург Люкас Херрманн, художник по костюмам Миеке Кокелкорн и кукловод Анни Оншало. В 45-минутном представлении участвуют 10 артистов и звучит музыка пяти композиторов, включая Густава Малера.
Новая постановка М.Харрьяга заслуживает лучших комплиментов по ряду причин. Прежде всего её творец великолепно осветил в театральном представлении чрезвычайно важную сегодня тему по защите и охране окружающей среды, а также участию средств массовой информации в чрезмерном её раздувании и создании фейков. К тому же эта важная тема развивается здесь с очаровательным юмором и в неординарной манере: М.Харрьяг искусно устроил язвительный фарс в форме дебатов между Г.Тумберг и Д.Трампом. Для достижения свой цели постановщик эффектно объединил разные жанры театрального искусства – музыкальное варьете и кукольное шоу. Кроме того, спектакль предстал в интересном сценическом оформлении: в двух программах Hessisches Staatsballett постановка «Пророки и марионетки» оказалась единственной, в которой помимо впечатляющего освещения и разнообразия костюмов на сцене происходила трансформация масштабных декораций. Несомненным достоинством спектакля являются и прекрасно изготовленные большие куклы, которые, благодаря мастерству кукловодов, замечательно воплотили на сцене образы Г.Тумберг и Д.Трампа. Вдохновлённый бродвейским джазом, постановщик постарался украсить своё шоу эстрадными танцами, что, конечно же, и получилось,
TA2023-Wiebaden-1-gerade_NOW!-Harriague- Credit_photo_obligatoire©Stéphane Bellocq-STB_9176_webХореографические номера, сочинённые в стиле кабаре, производили должное впечатление, хотя они были придуманы всё-таки со скромной фантазией.
Большой удачей спектакля является выбор артиста на сложную роль ведущего, который почти постоянно находится на сцене. М.Харрьяг доверил центральную партию талантливому Даниэлю Маерсу, и он полностью оправдал возложенную на него миссию. Даниэль лучезарно сверкал и откровенно наслаждался в своей весьма пикантной роли ведущего, который заигрывал с публикой и участниками шоу, частенько кокетничал и игриво произносил текст то по-французски, то по-английски. Центральные диалоги Г.Тумберг и Д.Трампа, естественно, шли по-английски. Однако жаль, что при показе спектакля французской публике, дирекция труппы не подумала сделать для зрителей титры с переводом текста. Это, наверняка, помогло бы многим полнее воспринимать столь значимый английский текст. Тем не менее публика хорошо понимала тексты и активно на них реагировала.
По окончании спектакля зрители устроили всем 10-и его исполнителям долгие и вполне заслуженные овации. Выражая искренние поздравления М.Харрьягу с большим успехом в его первом эксперименте – создании мультижанрового шоу, нельзя всё-таки не упрекнуть постановщика в излишней традиционности принятых решений. Многое из щедро придуманного Мартеном для этого спектакля, к сожалению, далеко не ново. Мне посчастливилось видеть потрясающий балет «Весна священная» (2021) в феноменальной постановке М.Харряга для труппы Маланден Балет Биаррииц. После гениальных версий «Весны священной» в постановках Мориса Бежара (1959) и Пины Бауш (1975) создание нового балета сопряжено с серьёзным и даже опасным риском. Мартен Харрьяг талантливо поставил «Весну священную» и блистательно одержал творческую победу за счет смелой хореографической и лексической новации. К большому сожалению, при постановке спектакля «Пророки и марионетки» этого не случилось.


Вторая программа : чувственный сон и видение бунта.


На большой сцене Театра Полуденного вокзала предстала вторая программа Гессенского государственно балета. Её составили последние хореографические произведения необычайно талантливых мастеров, карьера который успешно развивается на международной сцене, хотя французской публике они совсем не знакомы.
«I’m afraid to forget your smile» – «Я боюсь забыть твою улыбку» : танцевальная пьеса в хореографии брата и сестры Имры и Марна Опстал. В её создании приняли участие драматург Люкас Херрманн, режиссёр и художник по свету Том Вайсер. Мировая премьера пьесы состоялась 17 сентября 2022 года в Гессенском государственном театре Дармштадта. 30-минутное представление филигранно исполнили 6 артистов.
Имре и Марне ван Опстал – известные хореографы и артисты-исполнители. Многие работы их творческого дуэта получили международное признание. После блистательной карьеры в престижном Нидерландском Театре Танца ( NDT 1 и 2) и знаменитой труппе Batsheva Dance Company они приступили к реализации собственных хореографических проектов. Их постановки часто посвящены физическим и психологическим аспектам состояния человека, ограничениям и возможностям тела и разума. Пьесы Имры и Марна ван Опстал характеризуются многомерностью и сюрреалистичностью, выразительным и откровенным танцевальным языком с впечатляющей эклектичностью и театральностью. В своём творчестве они исследуют широкий спектр тем, часто связанных с социальными проблемами и устройством мира природы. Брат и сестра постоянно стремятся сломать и деконструировать движение, находя границы возможного с помощью танца. Они выступают за междисциплинарное сотрудничество в области театра и кино, фотографии и видео, инсталляции и дизайна, музыки и моды, постоянно ищут новые способы общения со зрителями. Яркие звезды европейской танцевальной сцены вдохновенно творят для голландских театров и по всему миру.
I_m_afraid_to_forget_your_smile-Wiesbaden_01_CdeOteroПьеса «Я боюсь забыть твою улыбку» является истинным шедевром в творчестве Имры и Марна ван Опстал. В этой физически болезненной и захватывающей хореографии брат и сестра отражают хрупкость человека, а также силу перед лицом его собственной смерти. В своей привязанности к утрате два хореографа исследуют момент расслабления как переходное состояние потери и упадка. Специфика пластической лексики здесь изобретает театральный и инстинктивный танец не только удивительной красоты, но и пронзительной силы. Вспышка захватывающего видения настолько осязаемая и мимолетна, что кажется, будто время остановилось. Авторский дуэт диковинно выражает в своем хореографическом произведении двойственность жизни и смерти. Важнейшим достоинством постановки является гипнотическое звучание дивных хоров, исполняющих обворожительные сочинения семи композиторов, в том числе и гениального эстонца Арво Пярта. Одухотворенное звучание хоров создаёт возвышенную, почти религиозную атмосферу, в которой странно начинается и замысловато развивается танцевальное действие. В этом напряженном и загадочном произведении светлый голос и изломанное движение неожиданно встречаются и противостоят друг другу, что в результате создаёт потрясающий эффект соперничества жизни и смерти.
Как же предстает эта феноменальная пьеса? На сумрачной сцене стоят две длинные лавки и лежат 6 почти нагих артистов (на бёдрах лишь плавки телесного цвета). В гнетущей тишине артисты начинают синхронно хлопать по сцене разными частями тела, а затем и пластически изворачиваться. Процесс пробуждения странных существ, как бы воплощающих группу воскресших мертвецов, сопровождается болезненной феерией их корявых движений и жестов. Постепенно существа поднимаются, расходятся и садятся на лавки, кроме одного танцовщика – Рамона Джона, который, словно дикий зверь, на корточках и полу-пальцах начинает двигаться по сцене с невероятными прогибами тела и удивительными жестами, завораживая зрителей своей фантастической пластикой и высочайшим мастерством.
2023/09/16 WIESBADEN ©Olivier HoueixПотрясающе интересная и невероятно трудная вариация гениального Рамона Джона, звезды труппы и спектакля, положила начало развитию цепной схемы танцевального действа, в котором артисты стали поочередно выходить на сцену, при этом постепенно сменяя предыдущего исполнителя, чтобы отрешенно продемонстрировать сольные или дуэтные номера, составленные из широкого многообразия пластических и акробатических элементов и связок, рожденных специфической эстетикой деструктивного действия и смысла. По завершении серии разнохарактерных танцевальных монологов и диалогов исполнители объединились в многоликий ансамбль, в котором каждый его участник, сохраняя свою индивидуальность, увлеченно и плавно скользил в хореографическом перформансе, наслаждаясь его тлеющей жизнью. Сложное абстрактное представление, выстроенное с богатой фантазией и весьма искусно, производило впечатление смертельно-болезненно потока, который непрерывно омывали спасительным духовным светом превосходно звучащие хоры. Именно на таком резком визуальном и звуковом контрасте магически раскрываются глубокие идеи гипнотически чувственной и обворожительной пьесы «Я боюсь забыть твою улыбку». Как только угасли хоровые звуки и сценический свет, зрительный зал взорвался от лавины оваций. Восторженные зрители необычайно бурно и долго приветствовали великолепных исполнителей этой чрезвычайно знаковой пьесы!
«Болеро» Эяля Дадона триумфально завершило вторую программу выступлений Hessisches Staatsballett на Фестивале в Биарриц. С момента создания «Болеро» Брониславой Нижинской в 1928 году хореографы разных стран неустанно продолжают использовать уникальную магию повторяющихся и запоминающихся циклов композиции Мориса Равеля. Мир танца украшают десятки версий «Болеро», среди которых прежде всего великий шедевр Мориса Бежара (1960). Израильский хореограф Эяль Дадон усомнился в актуальности знаменитого музыкального произведения и решил по-своему исследовать смысл этой бессметной классики. В его хореографической интерпретации, последовательности механических движений, связь последовательности с целым и процесс отражения движений деконструируют укоренившиеся модели мышления относительно того, что, возможно, является самым известным в истории музыки. Творческим домом Э.Дадона является Труппа современного танца Кибуца, где он рано начал создавать свои хореографические произведения.
2023/09/16 WIESBADEN ©Olivier HoueixВ 2016 году Э.Дадон основал собственную танцевальную компанию SOL. Под его художественным руководством и благодаря его постановкам SOL быстро завоевала международный авторитет в израильском современном танце. Активно участвуя в широком международном сотрудничестве, Э.Дадон успешно создаёт хореографические произведения для компаний в Европе, Азии и за её пределами.
Примером такого плодотворного сотрудничества является танцевальная композиция «Болеро», созданная для труппы Hessisches Staatsballet. Её мировая премьера состоялась 18 февраля нынешнего года в Гессенском государственном театре Дармштадта. Над созданием новой версии «Болеро» вместе с хореографом работали драматург Люка Херрманн и художник по костюмам Брегдж ван Бален. Автор светового оформления – Proudfoot. Магнетическое представление характеризуется ярким танцевальным языком, богатой режиссёрской фантазией и неординарным сценическим мышлением. Новое «Болеро» замечательно исполняют 16 артистов, и оно длится 30 минут, хотя продолжительность звучания нотного текста М.Равелия составляют только 16 минут. Значит, партитура композитора была существенно переработана, но кем, когда и как? Об этом нигде ничего не сказано, что более, чем странно. Трансформация партитуры Равеля – работа, безусловно, чрезвычайно сложная и деликатная, так как в новой композиции необходимо сохранить не только стиль, строй произведения, но и его драматургию, что чрезвычайно важно. Именно драматургия новой музыкальной композиции и позволила Э.Дадону совершенно неожиданно показать в «Болеро» пророческое видение социального бунта. Как же это предстаёт?
На полностью открытой сумрачной сцене в окружении разнообразной аппаратуры, световых и механических конструкций появился Парень, образ которого замечательно воплотил мужественный Тацуки Такада. В старых штанах и в разорванной рубашке, пришедший как бы с улицы, он стал осваиваться на сцене, затем начал прислушиваться к возникшей вдалеке магической мелодии Равеля. Постепенно она приближается, и её звучание нарастает, увлекая Парня в танцевальную вариацию, правда, достаточно простую по лексике и рисунку.
Bolero-Wiesbaden_04_CdeOteroДалее музыка так глубоко проникает в духовный мир Парня и так сильно его захватывает, что в сознании персонажа рождаются образы современной молодежи. Чудодейственным образом они являются на сцену и вступают в активные танцевальные диалоги с Парнем, в ходе которых возникают большие сложные ансамбли, происходят их интересные и замысловатые метаморфозы. Всё это загадочное танцевальное действо проистекает в полном соответствии с развитием главной темы Равеля. Порой она неожиданно угасает или расцветает, периодически повторяется или возвращается назад, иногда ярко сверкает и красочно трансформируется в солирующих партиях разных инструментов. Согласно всем этим музыкальным модификациям происходит эволюция хореографической композиции. Её составляют оригинальные соло и дуэты, а также многоликие и затейливые ансамбли, которые периодически то появляются, то исчезают (как бы в воображении Парня – главного персонажа постановки), демонстрируя своё единство и бунтарство нового поколения людей.
В заключительной части «Болеро» на патетическом крещено музыки Равеля все участники танцевального представления мужественно вышагивают плотными рядами по сцене, воинственно надвигаясь на публику и при этом счастливо улыбаясь. Но победоносное звучащая музыка исчезает, все исполнители убегают, роме Парня. Он растерянно озирается по сторонам, не осознавая того, что, благодаря гениальной музыке, эфемерно стал инициатором и лидером мощного бунтарского движения…Смелое по замыслу и духу представление завершилось лавиной оваций. Новое «Болеро» Эяля Дадона воспламенило сердца всех зрителей: 1300 человек, находящихся в театральном зале, единодушно устроили «standing ovations». С таким грандиозным успехом завершились выступления Гессенского государственного балета на Фестивале в Биарриц.


Итоги 33-го Фестиваля «Время любить танец».


Международный фестиваль под художественным руководством Тьерри Маландена – знаменитого хореографа и академика Франции, проходил с 8 по 17 сентября этого года в городе Биарриц и 10-и прилегающих к нему коммунах. Танцевальные спектакли и эклектичные программы фестиваля собрали 33 980 зрителей, в том числе 16 512 – в залах, 12 093 – на открытом воздухе, 5064 человек приняли участие в многочисленных культурных мероприятиях, среди которых – творческие встречи, тематические конференции, профессиональные курсы, художественные выставки, дневные сеансы документальных фильмов, танцевальные балы…За 10 дней в рамках фестиваля выступили 30 компаний и 508 артистов, а также состоялось 93 творческих встреч (платные и бесплатные) по разным актуальным проблемам, прежде всего культуры и образования, экологии и защиты окружающей среды, здоровья артистов и проф-медицины. По сравнению с предыдущим 2022 годом посещаемость мероприятий нынешнего фестиваля возросла на 10% .
Crédits photos: C. de Otero, Olivier_Houeix, Stéphane Bellocq