ЖЕРМЕН АКОНЬИ СТАЛА ЛАУРЕАТОМ GRAND PRIX АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ФРАНЦИИ
6/11/2023 – Виктор Игнатов
25 октября 2023, Асаdémie des Beaux-Arts, Париж.

Под куполом престижного Института Франции в присутствии многочисленных деятелей искусства танца состоялась торжественная церемония вручения первого по хореографии Grand Prix Академии изящных искусств. Выдающийся хореограф и академик Тьерри Маланден произнёс важную речь и вручил статуэтку Минервы с дипломом лауреата Grand Prix франко-сенегальской танцовщице и хореографу Жермен Аконьи за развитие «африканского танца», а также создание нескольких танцевальных школ как во Франции, так и в Сенегале. Ранее она была удостоена многих высоких наград в обеих странах. В ходе церемонии Ж.Аконьи выступила с благодарственной речью и ответила на ряд вопросов, касающихся её творчества, которые задал Дидье Дешам, член-корреспондент секции хореографии Академии.
.

Жермен Аконьи – одержимая танцем!

Родившаяся в Бенине в 1944 году в семье сенегальского государственного служащего, Жермен Аконьи также является потомком народа йоруба по линии своей бабушки. Когда ей было 10 лет, семья переехала в Дакар, столицу Сенегала, где она провела остаток своего детства. Имея способности к танцам, Жермен решила сделать артистическую карьеру и в 1960-е годы переехала во Францию, где начала изучать современный танец и балет. По возвращении в Сенегал стала преподавать танцы, как в частном порядке, так и в рамках местной системы среднего образования. В этот период она разработала новый стиль, который позже назовёт «африканским танцем». После постановки танца на стихотворение «Женщина чёрная, Женщина обнажённая» на неё обратил внимание автор – президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор. Поняв, что у них схожие стремления к африканской самобытности и культуре, он отправил её в Брюссекрь работать с хореографом Морисорм Бежаром. При содействии Л.С.Сенгора и М.Бежара в 1977 году она основала и возглавила школу танцев Mudra Afrique, в которой объединила работу иностранных преподавателей со своей собственной.

Жермен Аконьи под куполом престижного Института Франции.

Жермен Аконьи под куполом престижного Института Франции.

Ж.Аконьи продолжала развивать «африканский танец» как гибрид современных западных стилей и традиционных африканских техник. В 1980 году она написала и опубликовала монографию «Африканский танец» («African Dance»), в которой подробно и профессионально охарактеризовала сенегальский танец. В 1982 году Ж.Аконьи покинула школу Mudra Afrique, а через три года основала, вместе со своим мужем Хельмутом Фогтомо, Studio Ecole Ballet в Тулузе.
В 1995 году Ж.Аконьи вернулась в Сенегал и три года спустя недалеко от Дакара, в рыбацкой деревне Тубаб Диалау, начала создавать Международный центр народного и современного африканского танца. В последствии он получил название Ecole des Sables и официально был открыт в 2004 году. В этой школе, которая располагалась под открытым небом с видом на океан, Жермен привлекала к выступлениям местных жителей. Ecole des Sables обрела международную известность и высокий статус. В 2015 году Жермен передала художественное руководство Ecole des Sables своему сыну Патрику Аконьи.
Примерно в то же время, когда создавалась эта школа, Ж.Аконьи начала сотрудничать с зарубежными хореографами, такими как Сюзанн Линке и Кота Ямасаки, чтобы совместно со своей компанией Jant-Bi ставить трёхчасовые танцы для вечерних представлений. В 1997-2000 годы Жермен была художественным руководителем танцевальной секции Afrique en Creation, базирующегося в Париже. За вклад в развитие искусства танца Ж.Аконьи удостоена ряда наград. Среди них – премия Фонда современного искусства «Гранты художникам» (2004) и «Золотой лев» на Венецианской биеннале (2021). В Сенегале она стала кавалером Национального Ордена Льва, а во Франции – кавалером Ордена «За заслуги» и офицером Ордена Искусств и Литературы.

Grand Prix de l’Académie des beaux-arts.

В нынешнем году Академия изящных искусств Франции, по предложению её постоянного секретаря Лорана Петижирара, учредила Grands Prix. Эти награды дополняют около пятидесяти премий, которые уже присуждаются Академией ежегодно. 9 Grand Prix, соответствующие 9-и секциям Академии (живопись, скульптура, архитектура, гравюра и рисунок, музыкальная композиция, свободное объединение, кино и аудиовизуальные произведения, фотография, хореография), будут присуждаться по три премии в год. Ими будут награждаться мастера французской или иностранной национальности, которые отличились выдающимися достижениями в своей карьере или наиболее ярким характером недавней работы или акции. Эти премии – 30 000 евро каждая, финансируются Академией и передаются в распоряжение лауреатов, которым предлагается разделить полученную денежную сумму между несколькими мастерами, работы или деятельность которых их впечатляют.

Жермен Аконьи в ходе интервью Дидье Дешама.

Жермен Аконьи в ходе интервью Дидье Дешама.

Процитируем фрагмент из высказывания Л.Петижирара, композитора и дирижёра, постоянного секретаря Академии: «Я хотел создать престижный знак отличия, общий для всех секций Академии изящных искусств, со всеми положениями, определяемыми только нашими членами, и финансируемый из наших собственных средств. Оригинальный способ присуждения этих премий позволяет нам оказать дань уважения великим творцам нашего времени и одновременно помочь сегодняшним мастерам заявить о себе и способствовать их деятельности». В нынешнем году Академия присуждает первые три Grand Prix по предложениям каждой секции. Лауреатами объявлены: Жермен Аконьи в секции хореографии; Аньес Жауи в секции кино и аудиовизуальных произведений; Робер Карсен в секции свободного объединения.

.

Награждение Жермен Аконьи.

Официальная церемония вручения Grand Prix Ж.Аконьи состоялась 25 октября под куполом престижного Института Франции. В просторном величественном зале собрались многочисленные деятели искусства танца и некоторые члены Академии изящных искусств. Секцию хореографии представляли академики Тьерри Маланден и Анжелен Прельжокаж, а также член-корреспондент Дидье Дешан. Торжественное заседание открыл постоянный секретарь Академии Л.Петижирар. Он сообщил об учреждении Grand Prix и назвал первых трёх лауреатов этого года. Далее с обстоятельной речью выступил Т.Маланден – основатель и руководитель знаменитой труппы Маланден Балет Биарриц, который 6 апреля прошлого года был посвящён в члены Академии.

Лоран Петижирар, Тьерри Маланден и Жермен Аконьи - вручения Grand Prix Ж.Аконьи

Лоран Петижирар, Тьерри Маланден и Жермен Аконьи – вручения Grand Prix.

В своём официальном докладе он подробно осветил жизненный и творческий путь Ж.Аконьи. По ходу изложения текста на четырех больших телеэкранах, расположенных по разные стороны зала, периодически проектировали фотографии и видео, иллюстрирующие главные этапы творчества Ж.Аконьи. Были показаны, в частности, отрывки из её пьес «Весы памяти», «Фагаала», «Чурай», «Место в начале» и ряда исполненных ею соло. Предстал также фрагмент из балета Пины Бауш «Весна священная» на музыку Стравинского, который Жермен восстановила для своих танцовщиков, исполнивших его и в Париже. Весьма символично прозвучало в речи Т.Маландена воспоминание Ж.Аконьи: «Когда я родилась, а это произошло в праздничный день Троицы 1944 года, на окно моей комнаты прилетел голубь – мне рассказал отец – и этот голубь возвращался на то же самое окно каждый день, пока мне не исполнился год».
Своё выступление Т.Маланден заверши так: «Ваша работа, жрица искусства, которую Вы вписали в историю, является философией, и в этой вселенной, где природа управляет всем, Вы добились в Африке того, чего всегда не удавалось политикам: танцевать как дерево и одержимо нести надежду на свою вершину. Вот почему от имени моих собратьев и единомышленников по секции хореографии, во имя всех членов Академии изящных искусств, я с удовольствием вручаю Вам Grand Prix Академии изящных искусств по хореографии. Желаю Вам длинной жизни, потому что Вы также говорите, что у неё длинные ноги. Дорогая Жермен, прошу Вас подняться на эту трибуну. Я очень счастлив вручить Вам этот Grand Prix. который мы избрали в виде Минервы (богиня римской мифологии), бюст которой сотворил наш собрат скульптор Жан Ангера, ставшей символом Института Франции, а также символом мудрости, интеллекта и мысли». Т.Маланден вручил Ж.Аконьи изящную статуэтку и диплом лауреата Grand Prix под долгие и бурные аплодисменты собравшейся публики. Затем с ответной речью выступила Ж.Аконьи. Она сердечно поблагодарила Академию и секцию хореографии за высокую награду, рассказала о главных событиях своей жизни и деятельности, в частности, о работе в Нью-Йорке и Токио, об успешных выступлениях её труппы на недавно прошедшем Биеннале танца в Лоне и приглашении представить её произведения на предстоящем фестивале танца в Биаррице. В завершении речи Ж.Аконьи публика устроила ей «standing ovations».
.

Творческие принципы и цели Жермен Аконьи.

Важной частью церемонии стало большое и многогранное интервью Дидье Дешама. Отвечая на 12 его вопросов, Ж.Аконьи осветила разные аспекты своей деятельности, в которой всегда стремилась объединить энергию, эмоции и традиции африканского и современного танца. Жермен приветствует развитие современного и городского танца, как и балетной классики. Наиболее важное для неё состоит в том, чтобы артисты получали творческую свободу, чтобы каждый из них мог воображать, создавать и выражать себя в соответствии со своими идеями и эмоциями. Ж.Аконьи не забывает отметить и значение публики, которая вносит свой вклад в постановку и развитие танцевального произведения, благодаря чувственному переплетению авторов, исполнителей и зрителей. Жермен отвечала на вопросы очень глубокомысленно, остроумно и эмоционально, периодически иллюстрируя свои комментарии показом танцевальных движений. Она с удовольствием рассказала о своих отношениях и плодотворном сотрудничестве с Морисом Бежаром, о формировании и работе школы Mudra Afrique. От Бежара она переняла тягу к танцам разных стран и популяризацию их в широких кругах.

Жермен Аконьи

Жермен Аконьи

Создание Ecole des Sables позволило ей пригласить нескольких зарубежных хореографов для обучения своих танцовщиков разным техникам (М.Грехэм, Ж.Лимон). Но природа все-таки остаётся главным источником её вдохновения. Она всегда связана с её телом, вплоть до того, что делает его бессмертным. Будучи ребёнком, она была поражена, увидев, как деревья шевелятся: «они танцуют», – думала Жермен. В разных частях человеческого тела она находит солнце (грудь), луну (ягодицы), звезды (лобок). «Нам придётся научиться чувствовать своё тело, прикасаться к нему», – сказала она в ходе интервью. Жермен считает, что в основе этого процесса включения природных элементов лежит ритм, обозначающий знак трансформации. Говоря о музыке, она подчеркнула важность внутреннего переживается, а не счёта тактов, как это обычно делают танцовщицы. Жермен рассказала о своей танцевальной технике, связанной с окружающей её природой: баобаб, улитка, змея – это примеры образных фигур хореографа.
Впервые увидев в Парижской опере «Весну священную» Стравинского в хореографии Пины Бауш, Жермен была так сильно потрясена, что спустя годы восстановила эту гениальную постановку для танцовщиков Ecole des Sables. В сентябре прошлого года они её исполнили на сцене La Villette и обрели триумфальный успех у парижской публики. Жермен заинтересовалась этой постановкой, потому что она не только передает дух африканского танца, но и отражает её главные хореографические принципы. Благодаря «Весне священной» она поняла значение обряда жертвоприношения, ритуала и мифа, а также универсальность послания и корни великой культуры этого бессмертного шедевра.
Теперь Ж.Аконьи устремлена в будущее: для неё Grand Prix с чеком на 30 000 евро представляет собой «продолжение мечты». Полученную денежную сумму она разделит с тремя молодыми танцовщицами – Ассибе Динитри Рашель Агбоссу (Бенин), Амаду Ламин Соу (Сенегал) и Анж Кодро Аоссу-Деттманн (Берег Слоновой Кости), что позволит им проявить упорство и волю в их артистическом становлении. «Молодежь должна продолжать творить. Миру нужна красота, а искусство – это инструмент», – сказала Ж.Аконьи в завершении торжественной и трогательной церемонии.
.

Спектакль «Dialaw Project» в Париже.

Ж.Аконьи, великая дама африканского танца, сумела осуществить главную цель свой жизни, создав Ecole des Sables в рыбацкой деревне Toubab Dialaw (Тубаб Диалау), расположенной южнее Дакара. Однако сегодня появился проект строительства огромного контейнерного порта, который угрожает кустарному рыболовству в деревне Тубаб Диалау и экосистеме всего побережья. Обладая силой в своей международной известности, Ж.Аконьи неутомимо ведёт борьбу с этой ситуацией. Именно поэтому с 19 по 23 декабря этого года в парижском Théâtre de la Ville – Les Abbesse будет показан спектакль «Dialaw Project», его продолжительность 1 час 40 минут. В пяти представлениях примут участие французские и сенегальские артисты, танцовщики и писатели, чтобы осветить ставки человеческие, культурные и исторические. Спектакль, в котором выступят мастера, ставящие искусство на службу их борьбы, является совместной постановкой Жермен Аконьи и режиссёра Микаэля Серра, с которым она уже сотрудничала при создании пьесы «A un endroit du débout» («Место в начале»).

Crédit photos : Edouard Brane, Académie des beaux-arts.