МУРАД МЕРЗУКИ – ВЕЛИКИЙ МАСТЕР ХИП-ХОПА, ПРОСЛАВИЛ ТАНЕЦ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ ОРСЕ
14/11/2023 – Виктор Игнатов
11,12 ноября 2023, Musée d’Orsay, Париж.

В парижском Музее Орсе с большим успехом дважды прошла манифестация, отражающая лучезарный блеск хореографического творчества М.Мерзуки. Мозаика фрагментов ряда его знаковых произведений предстала в залах музея на фоне и в окружении шедевров, которые придали современному танцу новый смысл и особую символику. В манифестации участвовали 20 артистов труппы «Käfig», которую М.Мерзуки возглавляет 27 лет. Многочисленные зрители восторженно аплодировали молодым артистам, исполнившим 10-15-минутные фрагменты знаменитых постановок – «Folia», «Phénix», «Boxe Boxe», «Yo Gree Ti», «Vertikal». Финальный получасовой бал блистательно проходил в большом нефе, где публика начала азартно плясать вместе с артистами под русскую песню «Карабейники».

.

Мурад Мерзуки – звёздный творец хип-хопа.


Родившийся в 1973 году в Лионе, М.Мерзуки является танцовщиком и хореографом хип-хопа, успешно сплетающим его с другими направлениями современного танца. С 2009 по 2022 год он был директором Национального хореографического центра Кретей – Валь-де-Марн. В настоящее время М.Мерзуки возглавляет Compagnie Käfig и хореографический центр Pole Pik.
Родом из коммуны Сен-Прист молодой и одарённый Мурад начал учиться в цирковой школе и заниматься боевыми искусствами, в конце 1980-х годов стал интересоваться хип-хопом. Сотрудничал с Маризой Делянт, Жаном-Франсуа Дюруром и Жозефом Надж; в 1989 году танцевал в труппе «Accrorap» вместе со своими единомышленниками – Кадером Атту, Эриком Меззино и Шауки Саидом. В 1996 году основал свою собственную компанию под названием «Käfig» (на арабском и немецком языках это означает «Клетка»), чтобы создавать новый мир танца. В 1997 году занимался с Жозетт Баиз, бывшей танцовщицей Жана-Клода Галлотты, чтобы развивать свою хореографическую лексику. В 2002 году на фестивале «Новая Европа – 99», организованного в Нью-Йорке, Мурад вместе с артистами своей труппы «Käfig» стажировался у танцовщицы Бинту Дембеле в ходе мастер-класса, проходившего в театре «Джойс» на Манхэттене. В 2003 году М.Мерзуки работал с К.Атту над созданием пьесы «Mekech Mouchkin» – «Y’a pas de Issue» в рамках года Алжира во Франции. В 2006 году компания «Käfig» обрела статус резидента Espace Albert-Camus в Броне. Три года спустя в том же городе М.Мерзуки открыл новое место для творчества – Pole Pik. 1 сентября 2009 года он занял пост директора Национального хореографического центра Créteil-Val-de-Marne, став вторым хореографом хип-хопа (вместе с Кадером Атту) во главе CCN во Франции, сменив Доминик Эрвьё и Жозе Монтальво, работавших вместе.
Compagnie Käfig славится тем, что превращает уличный танец в искусство с особой эстетикой, говоря точнее, – в уникальную хореографическую игру, а также в художественный гибрид разных жанров. В 1998 году Мурад соединил хип-хоп и классическую музыку в спектакле «Récital», который произвел сенсацию в истории уличных танцев. Двадцать лет спустя хореограф, вдохновленный барочными и современными мотивами, создал новое гибридное детище – «Folia» с участием 17-и танцовщиков Company Käfig и 8-и музыкантов ансамбля Hostel Dieu. Мост между классической культурой и хип-хопом родился здесь в результате плодотворного сотрудничества Мурада Мерзуки с Франком-Эммануэлем Контом – музыкальным руководителем барочного ансамбля «Hostel Dieu», базирующегося в Лионе. В этом спектакле слияние жанров двойственное: как в танце, ибо Мурад смешал хип-хоп и движения, заимствованные из тарантеллы и чаконы, так и в музыке, поскольку Франк-Эммануэль собрал барочные фрагменты и обогатил их электронными звуками. Это настоящий художественный симбиоз.
В 2010 году М.Мерзуки поставил спектакль «Boxe Boxe» – один из главных своих шедевров, завоевавших международную славу. Феноменальное творение хореографа является удивительным и гармоничным смешением хип-хопа. бокса и классической музыки. Танцевальное действие разворачивается на сцене, превращенной в спортивный ринг, где находятся музыканты струнного Квартета Дебюсси, исполняющие жемчужины камерного репертуара. В сопровождении прекрасной музыки танцовщики хип-хопа виртуозно ведут боксерские поединки с обилием эффектных трюков и тонкого юмора. При этом артисты блистательно демонстрируют широкий спектр причудливой танцевальной и спортивной лексики, а также своё высочайшее исполнительское мастерство. В таком разудалом пиршестве хип-хопа хореограф, в молодости занимавшийся боксом, успешно поэтизирует его средствами танца и музыки.
Пьеса «Yo Gree Ti» родилась в 2012 году благодаря творческому сотрудничеству М.Мерзуки с Национальным культурным центром Тайваня. В этом произведении, насыщенном лиризмом и экспрессией, французские и китайски исполнители сумели обрести общий танцевальный язык, включающий богатую лексику хип-хопа и многообразную феерию виртуозной акробатики. «Yo Gree Ti» означает органическую природу. Здесь происходит слияние жанров и культур в мистической атмосфере. Пластичные тела танцовщиков органично сплетаются, загадочно изворачиваются и постепенно иссякают.
Созданный в 2014 году спектакль «Pixel» обрел мировую славу и открыл новый жанр современного танца. В этой постановке М.Мерзуки решил оцифровать человеческое тело, иначе – напомнить человеку о том, что он является существом трёхмерным, в то же время одарённым живой, трепетной душой. В «Пикселе» бренная оболочка человека претерпевает немало сложных трансформаций, спотыкаясь о световые проекции, растягиваясь в оптических иллюзиях, теряя цвет лица в немом чёрно-белом кино. Любое движение танцовщика отражается в вырастающих вокруг призрачных стенах, а с пола сцены ему подмигивают голограммы. В общем, танец выпрыгивает из ограниченных телесных рамок и живет своей жизнью вне тела, в обретшем форму виртуальном мире. Многочисленные оптические иллюзии в «Пикселе» искусно придумали художники Адриана Мондо и Клер Барденн. В их пространствах тело легко превращается в пчелиный рой, под ногами танцовщиков текут световые реки, оставляя за собой золотистые лужицы, а порывы ветра сбивают с ног исполнителей. Их гуттаперчевые тела пытаются сбиться в кучку, образуют круг, но всякий раз кто-то оказывается за его пределами, в изгнании, вступая с соплеменниками не в диалог, а в самый настоящий баттл. Таким образом, причудливый технологичный спектакль М.Мерзуки – всё-таки о живой душе, ибо в глобальном мире человек – тот же пиксель.
Репертуар труппы «Käfig» украшает удивительный и захватывающий спектакль «Vertikal», который хореограф поставил в 2018 году. В исполнении 10-и танцовщиков это «полное собрание человеческих движений» предстаёт под великолепную музыку марокканского композитора Армана Амара. Оригинальное представление затейливо разворачивается вначале по-горизонтали, затем высококлассные артисты, словно скалолазы, начинают преодолевать вертикальную плоскость высокой стены. Человек всегда стремится взлететь и духовно, и физически. Это составляет хореографическую квинтэссенцию свободы. Здесь сверкает танцевальный коктейль, искусно составленный из неоклассики и хип-хопа, акробатики и единоборств. Несмотря на лексический и жанровый эклектизм, спектакль воспринимается очень цельно и органично. В нём явно ощущается влияние циркового искусства, которым в молодости занимался хореограф. «Vertikal» – это эффектный и чрезвычайно успешный эксперимент М.Мерзуки, сумевшего вознести танец над сценой и представившего ему полную свободу в трёхмерном пространстве для новых способов выражения высоки помыслов и сильных чувств.
В прошлом году в репертуаре труппы «Käfig» появилась 50-минутная пьеса «Phénix». С огромным успехом она была уже показана на Фестивале старинной музыки Амбронея и на Фестивале Авиньона. «Phénix» – это невероятная и завораживающая встреча виолы де гамба и танца хип-хоп. Представление начинается на пустой сумрачной сцене, где музыкант, сидя на ярко освещенном постаменте, увлеченно играет барочное сочинение. Музыкальное соло сменяет танцевальный квартет, который под звуки электронной музыки азартно исполняет хореографическую зарисовку. Постепенно в неё включается и музыкант, искусно подыгрывая танцовщикам на виоле де гамба. Неожиданная встреча совершенно разных миров превращается в пленительный диалог двух эпох – барочной и современной. В ходе такого чудодейственного диалога происходят удивительные открытия как в каждой эстетике, так и в их неожиданно сформировавшемся синтезе. То, что казалось невозможным для совместного сценического исполнения, вдруг успешно объединилось в цельное музыкально-танцевальное шоу, в котором барочная поэзия и энергия хип-хоп обрели новое и чарующее качество.

За широкую и активную популяризацию искусства танца, а также за создание многочисленных и значимых спектаклей Мурад Мерзуки удостоен ряда наград. Среди них: Приз лучшему молодому хореографу Международного фестиваля танца в Вольфсбурге (2004), Премия SACD (2006), Трофей «Огни культуры» (2006), Почетная медаль города Лиона (2013), Медаль и звание Офицера ордена Искусств и литературы (2012), затем Кавалера ордена Искусств и литературы (2020).

Фестиваль «Kalypso».

В настоящее время Мурад Мерзуки проводит свой ежегодный Фестиваль танца хип-хоп под названием «Kalypso», который он основал в 2013 году. За истекшие годы выступления многочисленных участников фестиваля проходили на 38-и сценах в 26-и городах Ile-de-France. В нынешнем сезоне – с 4 ноября по 23 декабря, представления также состоятся на разных сценах. В частности, в парижском театре «13e ART» с 7 по 29 ноября будут дважды показаны 4 спектакля.
.
.

ФОТОПАНОРАМА МАНИФЕСТАЦИИ.

.

Фрагмент  спектакля «Yo Gree Ti»

Фрагмент спектакля «Yo Gree Ti»

.
.
.

Соло из спектакля «Boxe Boxe» .

Соло из спектакля «Boxe Boxe»

.
.
.

Фрагмент спектакля «Folia»

Фрагмент спектакля «Folia»

.
.
.

Фрагмент спектакля «Folia»

Фрагмент спектакля «Folia»

.
.
.

Фрагмент пьесы «Phénix»

Фрагмент пьесы «Phénix»

.
.
.

Фрагмент пьесы «Phénix»

Фрагмент пьесы «Phénix»

.
.
.

Свободная импровизация.

Свободная импровизация.

.
.
.

Фрагмент  спектакля «Vertikal».

Фрагмент спектакля «Vertikal».

.
.
.

Фрагмент  спектакля «Vertikal».

Фрагмент спектакля «Vertikal».

.
.
.

Блистательный танцевальный бал в большом нефе Мкзея Орсе.

Блистательный танцевальный бал в большом нефе Мкзея Орсе.

.
.
.

Блистательный танцевальный бал в большом нефе Мкзея Орсе.

Блистательный танцевальный бал в большом нефе Мкзея Орсе.

.
.
.

Мурад Мерзуки во главе танцевального бала.

Мурад Мерзуки во главе танцевального бала.

.
.
.

Мурад Мерзуки во главе танцевального бала.

Мурад Мерзуки во главе танцевального бала.

.
.
.
.
.Sans titre 3
.