«БЕЖАР БАЛЕТ ЛОЗАННЫ» В ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЕ : ТРИУМФ ГАСТРОЛЕЙ ЗНАМЕНИТОЙ ТРУППЫ
10/01/2024 – Виктор Игнатов
4 – 7 января 2024 года, Palais Garnier, Париж.

Во Дворце Гарнье состоялись гастроли именитой труппы «Бежар Балет Лозанны». В 1987 году её основал великий хореограф Морис Бежар, а в 2007 году (после его смерти) возглавил звёздный Жиль Роман. Нынешние выступления труппы проходили спустя 13 лет после первых гастролей в 2010 году. Теперь 5 раз была показана программа, составленная из знаковых произведений широкого репертуара. В двух отделениях предстали: одноактный балет в хореографии Ж.Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением» (2019) и бессмертные шедевры М.Бежара – «Бахти III» (1968), «Дуэт» (1990), «Дибук» (1987), «7 греческих танцев» (1983). Все произведения были исполнены превосходно. Среди молодых артистов особенно ярко блистали ветераны труппы – Элизабет Рос и Жюльен Фавро.

 

Морис Бежар.

Морис Бежар.

Морис Бежар (01.01.1927-22.11.2007) – французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов ХХ века. Он поставил более 100 балетов и 10 опер, написал 5 книг, снял ряд фильма. Его хореографические шедевры вошли в историю мирового балета. Творческая судьба всемирно прославленного и глубоко почитаемого М.Бежара сложилась на редкость счастливо, хотя и не вполне адекватно тому, что заслуживало его исключительно богатое и масштабное хореографическое дарование. В 1959 году из-за финансовых трудностей 32-летний руководитель труппы «Театр-балета Парижа» был вынужден покинуть родную Францию, чтобы продолжить свою творческую деятельность в Бельгии. В 1960 году М.Бежар основал в Брюсселе труппу «Балет ХХ века», в которой поставил ряд бессмертных шедевров. В 1987 году великий хореограф переехал в Лозанну (Швейцария), и там появилась труппа «Бежар Балет Лозанны». После грандиозного триумфа балета «Весна священная» с гениальной музыкой И.Стравинского, премьера которого состоялась в Брюсселе в 1959 году, М.Бежар обрёл мировую известность. На протяжении 52-х лет плодотворной жизни он ставил повсюду – в Афинах, Берлине, Брюсселе, Вене, Каире, Ленинграде, Лозанне, Париже, Стокгольме… В 1964 году для него открылись двери и Парижской оперы, но личные отношения М.Бежара с её руководством оказались напряжёнными и даже драматичными. Свободолюбивый, авангардный хореограф не мог смирится с жёсткими и косными порядками, царившими в главном французском театре. Несмотря на разного рода сложности, личные обиды и закулисные интриги, балеты М.Бежара всё-таки составляют значительный пласт в репертуаре Парижской оперы. Для её труппы он создал 9 балетов, к тому же в её репертуар вошли 14 его постановок и ещё три появились в Школе танца, что суммарно составляет 26 (!) произведений. Правда, не все они продолжают свою сценическую жизнь, так как с течением времени, к сожалению, устаревают. Но в 2023 году, с 21 апреля по 28 мая, на сцене Opéra Bastille, благодаря инициативе Орели Дюпон, в то время возглавлявшей труппу, к 15-летию со дня смерти М.Бежара был показан 20 (!) раз триптих его постановок из «золотого фонда» 1970-х годов – «Жар-птица», «Песни странствующего подмастерья» и «Болеро». Теперь, как бы отмечая 97-летие М.Бежара, на сцене Дворца Гарнье состоялись гастроли труппы «Бежар Балет Лозанны».

«Бежар Балет Лозанны» : сокровищница творений гения танца! 

Труппа была создана в 1987 году, когда М.Бежар покинул Théâtre de la Monnaie и Брюссель, чтобы начать новый творческий этап в Лозанне. Харизматичный и прозорливый хореограф распустил легендарную труппу «Балет ХХ века» и через 6 недель сформировал новый коллектив «Бежар Балет Лозанны». С ним сотрудничали многие знаменитости, но наиболее плодотворно – метр мировой моды, итальянский кутюрье Джанни Версаче. Отмечая 10-летие со дня его смерти, в миланском театре Ла Скала 15 июля 2007 года состоялась премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью» в присутствии его создателя – М.Бежара, который, несмотря на жестокую болезнь и плохое самочувствие, нашёл в себе силы, чтобы почтить память своего большого друга.

Жиль Роман.

Жиль Роман.

После кончины М.Бежара (22 ноября 2007 года), следуя его желанию, труппу возглавил Жиль Роман, который с 1979 года танцевал в «Балете ХХ века». Более 30-и лет он блистательно исполнял ведущие партии в знаменитых балетах М.Бежара. Прекрасно владея специфическим стилем и танцевальной лексикой великого хореографа, Ж.Роман уже многие годы не только тщательно восстанавливает в репертуаре труппы балетные шедевры М.Бежара, но и успешно создаёт свои собственные хореографические произведения. Характеризуя труппу, Ж.Роман, в частности, сказал: «Главная наша задача – защищать и на века сохранять дух Мориса Бежара, его произведения, которые публика очень любила и теперь продолжает получать удовольствие от его балетного наследия. Но «Бежар Балет Лозанны» – это также труппа, состоящая из сорока танцовщиков, то есть это группа людей, которая борется, чтобы жить и существовать в нынешнее время». Говоря о творческих принципах и целях, Ж.Роман заявил: «Нами движат поиск нового и передача опыта. Прошлое нас питает, но я страстно устремлен в будущее. Я хочу поделиться с моими танцовщиками всеми удачами и удовлетворением, которые были в моей профессии, в частности то, что я приобрел, работая с Морисом Бежаром». В 2017 году «Бежар Балет Лозанны» отмечал двойной юбилей: 30-летие труппы и 10-летие со дня смерти её основателя. Спектакли М.Бежара признаны и являются самыми посещаемыми балетными представлениями во всем мире. Поэтому роль и значение творческой деятельности труппы «Бежар Балет Лозанны» по-истине бесценны! Гений Мориса Бежара – бессмертен!

Гастрольная программа – альянс традиций и новаций.

В ходе нынешних гастролей в Парижский опере труппа показала интересную и богатую программу. Она включала знаменитую постановку Ж.Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением» (2019) и бессмертные шедевры М.Бежара – «Бахти III» (1968), «Дуэт» (1990), «Дибук» (1987), «7 греческих танцев» (1983). Первый, 65-минутный, балет – это мистическое видение сентиментальной истории любви современных Ромео и Джульетты. Творения М.Бежара – это хореографическая феерия дивной музыки и колоритного танца, созданная во славу традиций, соответственно, индийской, исламской, еврейской и греческой культуры.
Программу открыл одноактный балет, впервые показанный в Париже, «Люди почти всегда увлечены своим воображением». Его премьера состоялась 5 апреля 2019 года в Оперном театре Лозанны. Комментируя это произведение, Ж.Роман сказал так: «На эту постановку меня вдохновили танцовщики труппы и моё желание служить им, а также Джон Зорн – колоссальный американский музыкант, которым я восхищаюсь». Балет, получивший своё название от романа швейцарского писателя Людвига Холя (1904-1980), создан на композицию музыкальных пьес, которые Дж.Зорн написал в 1990-2017 годы. Драматургическую основу балета составляет романтическая и одновременно трагическая история любви современных Ромео и Джульетты. Поэтическая пьеса деликатно и мистически предстаёт как воспоминания Юноши, который в наплывающих видениях встречает свою погибшую возлюбленную. Идиллический мир грёз формирует прекрасная мелодическая музыка и одухотворённая воздушная хореография. Важный вклад в создание лирической атмосферы вносят белая аскетическая сценография, светлые оригинальные костюмы и мягкое интимное освещение. Авторы этих сценических аспектов – Марк Холонь, Генри Давила и Доминик Роман, соответственно.

Фрагмент балета «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Фрагмент балета «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Ключевым элементом хореографического действия является, установленная в глубине сцены, большая белая как бы надгробная плита. На ней периодически проектируют чёрно-белые кинокадры: в сюрреалистических коллажах часто возникает лик возлюбленной героя, предваряя её появление во плоти. Нужно сказать, что это придумано искусно. Над плитой медленно возникают вначале руки, затем голова и туловище героини и молодых людей, видимо, тоже погибших. Эти персонажи, одетые в белые вуали, движутся отрешённо и чрезвычайно медленно. Словно тени, они пластически скользят по плите, таинственно перетекают и скульптурно замирают. Некоторые из них плавно спускаются на сцену и вступают в танцы с героем. По ходу представления на сцене разворачивается загадочное хореографическое действие. Оно органично составлено из многочисленных соло, дуэтов, трио, квартетов и ансамблей, в которых отражаются сложные взаимоотношения персонажей, а также их эмоциональное и психологическое состояние.
Балет открывает гипнотический пролог: под монотонный, потусторонний рокот на задымлённой сцене перед надгробной плитой неподвижно сидят (спиной к публике) девушки и юноши. Один из них (это герой) покидает группу, ложится на авансцене и замирает. Находясь в состоянии глубокой медитации, группа сосредоточенно взирает на плиту и своей внутренней силой сдвигает её в глубь сцены. Появляется восточная музыка. Чувственная и ритмичная она захватывает юношей и девушек: возрождая дух Бежара, рождается синхронный танцевальный ансамбль, пленяющий грациозными движениями и кружевными жестами. Радость и веселье исчезают: вновь звучит рокот, и группа замирает. На плите появляются кино-проекции – глаза, затем лицо и торс Девушки. Набегающие морские волны смывают её лик, а в потоках бурлящей воды под скрипичную музыку возникают танцующие фигуры. Одинокий Юноша всматривается в эти кинокадры, и его охватывают сентиментальные воспоминания…

 Фрагмент балета «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Фрагмент балета «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Танцевально-пластические видения предстают неспешно и поэтично, чаруя инкрустацией великолепных номеров. Среди них подлинное наслаждение доставляет чудесное трио в прелестном исполнении озорных юношей. Они радостно танцуют, игриво сплетая легкие музыкальные движения под мелодичные трели скрипки и ритмичные звуки бубна. Особое восхищение вызывает хореографическая композиция, вдохновенно составленная для четырех дуэтов, составляющих группу ангелов. Под романтическую музыку с томным соло гитары девушки и юноши, одетые в элегантные туники, вначале синхронно движутся в причудливом ансамбле, который затем растекается на отдельные дуэты. Каждый из них поочередно выступает и в своём адажио пластически расцветает, завораживая феерией воздушных движений и грациозных жестов, каскадами эффектных поддержек и акробатических связок. Нежная музыка рождает чувственный танец, и он лучезарно струится, пленяя магией и негой. Истинное чудо! Сказочно красивую кантилену дуэтов сменяет мозаика, в которой все четыре пары сверкают своими дивными танцами, составляя хореографическое ожерелье изысканных миниатюр.
На фоне широкой панорамы разнохарактерных танцев обворожительно предстают многочисленные дуэты центральных персонажей – Юноши и Девушки. Их целомудренные па де де овеяны не только радостью, но и ностальгией, как бы напоминая об эфемерности этих кратких моментов былого счастья. В последней картине участвуют все 14 артистов кордебалета. Вначале они ритмично и синхронно танцуют в едином ансамбле, потом разделяются на мужскую и женскую группы, каждая из которых поочередно демонстрирует своё отточенное мастерство под рулады восточной мелодии и звуки бубна.

 Ж.Каммарота и В.Пансини в балете «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Ж.Каммарота и В.Пансини в балете «Люди почти всегда увлечены своим воображением».

Сценический свет угасает, и кордебалет засыпает. В тускло светящемся пятне виден только Юноша: он замирает перед надгробной плитой. Под стремительные музыкальный порыв её вдруг охватывает бурная какофония быстро меняющихся кино-кадров с ликом возлюбленной, а сцену мистически покрывает огромная чёрная шаль, напоминая саван. Нервно и конвульсивно вибрирует сценический свет, нагнетая визуальное и психологическое напряжение. Неожиданно всё замирает, рождается светлая мелодия, и на сцене, усыпанной световыми звёздами, появляется героиня в сопровождении четырёх подруг. Они вдохновенно танцуют в синхронном ансамбле и сплетают хореографические кружева под печальные напевы сопрано. Их сменяет ритмичная музыка с греческой темой: на сцене возникает большой синхронный ансамбль. Он пленяет бравурными, зажигательными танцами и удивительными, затейливыми метаморфозами. Улыбающиеся парни изящно обольщают девушек и сливаются с ними в порывах вихревого танца. В апогее всеобщего веселья над ликующим кордебалетом эффектно парит героиня. Но вскоре она оказывает на надгробной плите, и постепенно исчезает. На пустой сцене остается лишь Юноша: он неподвижно сидит перед надгробием, которое ему подарило счастливое и грустное сновидение.
Парижская публика восторженно приняла постановку Ж.Романа и горячо аплодировала всем участникам представления, в котором центральные партии прекрасно исполнили таинственный Вито Пансини и чудесная Жасмин Каммарота. Среди новой плеяды молодых и замечательных танцовщиков и танцовщиц особенно ярко блистали своим высоким искусством прославленные ветераны труппы – Элизабет Рос и Жюльен Фавро.
После антракта превосходно предстала дивная феерия хореографических шедевров М.Бежара, необычайно ярких по национальному колориту и темпераменту. Много путешествуя, М.Бежар вдохновлялся народной музыкой и на неё создавал свои изумительные балеты. Так, на индийские мелодии был поставлен «Бахти III», на исламские темы – «Пирамида», на еврейские мотивы – «Дибук», на греческие вариации – хореографическая сюита «7 греческих танцев». Именно эти произведения и были показаны во втором отделении программы, позволив публике оценить не только их пленительную магию, но и глубокий смысл фразы хореографа: «Я понял традиции, танцуя. Я понял философию, слушая музыку стран, где она была рождена». Вначале предстала 30-минутная композиция, органично составленная из трёх первых произведений М.Бежара. Благодаря хорошо поставленному сценическому свету (автор – Доминик Роман), на сумрачной сцене таинственно возникали, обворожительно разворачивались и загадочно исчезали разнохарактерные па де де.

5. М.Охаши (Шакти) и А.Кавалло (Шива) в балете «Бахти III».

М.Охаши (Шакти) и А.Кавалло (Шива) в балете «Бахти III».

Балет «Бахти III», созданный в труппе «Балет ХХ века», впервые был показан 26 июля 1968 года на Фестивале в Авиньоне. На сцене Парижской оперы предстала 14-минутная часть балета под названием «Шива». Её прекрасно исполнили изящная Мари Охаши (Шакти) и пластичный Алессандро Кавалло (Шива) в сопровождении шести танцовщиков. Сочиненный на три сюжета индийской мифологии, балет «Бахти III» разворачивается гипнотически. Поднимается занавес, и публика видит на фоне фиолетовой заставки скульптурную композицию: в окружении шести танцовщиков предстают замершие в эротической позе Шива и Шакти. Танцовщики – в красных шароварах и с обнаженными торсами; красный наряд танцовщицы составляют шаровары, лиф и пуанты. Появляется нежная мелодия многострунного ситара в сопровождении томного бубна. Скульптурная композиция трансформируется: танцовщики отступают в глубь сцены и составляют рельефную фреску, а Шакти, под звуки пения и бубна, динамично исполняет сольную вариацию, искусно сплетённую из движений как индийского классического танца, так и балетной неоклассики. Словно сошедшая с индийской гравюры, грациозная солистка сверкает отточенной танцевальной техникой и графикой причудливых движений, жестов и поз. Шакти замирает в глубине сцены в окружении танцовщиков, а Шива исполняет свою вариацию с обилием широких движений и жестов, оригинальных прыжков и вращений, пленяя индийской пластикой и деликатной чувственностью. Шива и Шакти изящно танцуют в окружении стройного мужского ансамбля. Наконец, легендарные персонажи сплетаются в эффектной позе, и их скрывает сценическая темнота.

 В.Франк и Ж.Фавро в «Дуэте» из балета «Пирамида».

В.Франк и Ж.Фавро в «Дуэте» из балета «Пирамида».

«Дуэт» из балета «Пирамида», премьера которого состоялась 17 мая 1990 года в Оперном театре Каира, изумительно представили прелестная Валерия Франк и лучезарный Жюльен Фавро. На тёмной сцене в пятне света неподвижно лежит танцовщик (в чёрных шароварах и с обнажённым торсом). Под чарующие звуки свирели появляется танцовщица (в элегантном комбинезоне, плотно облегающем фигуру) и обольстительно исполняет сольную вариацию, впечатляя чувственной пластикой стройного и гибкого тела. Под животворным воздействием женских чар неподвижно лежащий танцовщик настороженно поднимается, и после взаимного страстного обхаживания партнеры соединяются в любовном дуэте. Под красивую восточную музыку они наслаждаются танцем, филигранно исполняя скульптурные поддержки и причудливые связки. Загадочно и дивно предстаёт обворожительно красивый хореографический диалог, гениально составленный М.Бежаром. Исполнители пленяют изяществом чувственных линий и поз, элегией грациозных движений и метаморфоз. По своему духу и экспрессии 9-минутный дуэт напоминает любовный танец журавлей. В своих сольных вариациях каждый персонаж старается очаровать и соблазнить партнера, чтобы затем слиться в пьянящем дуэте. В финале пылкие любовники эффектно замирают и исчезают в темноте.

7. К.Тьелхелм и Д.Браун в дуэте из балета «Дибук».

К.Тьелхелм и Д.Браун в дуэте из балета «Дибук».

Балет «Дибук» впервые был показан в декабре 1987 года на сцене Théâtre de Beaulieu в Лозанне. Теперь в Парижской опере предстал дуэт из этого балета. «Мне очень нравиться «Дибук»» – сказал его создатель, видимо, осознавая свой большой успех по отражению в нём славных традиций еврейской культуры и уникального колорита иудейской музыки. Нужно сказать, что музыкальная композиция, прекрасно составленная из народных мелодий, звучащих в дивном исполнении кларнета и скрипки, являются не только путеводной нитью, но и сутью танцевального действия, в котором феноменально предстает 7-минутный фрагмент свадебного обряда – дуэт жениха и невесты. Эти образы великолепно воплощают на сцене Катлин Тьелхелм (в белом длинном платье и с косичками) и Дориан Браун (в чёрном костюме и с ермолкой). Каждый из них пленяет музыкальной пластичностью и графической чёткостью движений и жестов, насыщенных еврейским духом и лучезарной экспрессией. Дуэт разворачивается на фоне локально освещенного экрана, находящегося в глубине сцены. Как бы в прологе на экране появляется большая тень невесты, которая произносит небольшую речь. Вскоре появляется жених; следуя свадебному ритуалу, он, как и его невеста, кругами семенит по сумрачной сцене. Под еврейские песнопения невеста одухотаорённо исполняет сольную вариацию, затем вновь семенит вместе с женихом, а под звуки кларнета и скрипки начинается их дуэтный танец. Хореограф сочинил его с богатой фантазией и явным обожанием еврейских традиций: широко и оригинально используя лексику иудейских плясок, М.Бежар создал необычайно интересный и захватывающий дуэт, в котором каждый партнер сумел не только полноценно выразить самобытную красоту и уникальный темперамент свадебного танца, но и блистательно продемонстрировать своё высокое исполнительское мастерство.
Представленные па де де хорошо известны публике, и новая встреча с ними оказалась чрезвычайно приятной и волнительной, так как они возродили в памяти ряд прекрасных творений великого хореографа. К тому же разные па де де, собранные в едином представлении, позволили показать творческий диапазон и многообразие источников вдохновения М.Бежара: индусскую мистику и эротику в «Бахти III»; исламскую магию в «Пирамиде»; еврейский колорит в «Дибуке». Несмотря на эстетический, стилистический и лексический контраст хореографического коллажа, представление разворачивалось на редкость органично. Благодаря небольшим паузам сценического затемнения дуэты незаметно сменяли друг-друга, тем самым создавая кантилену танца и столь важную эмоциональную связь между номерами. В итоге они как бы виртуально возвели величественный пантеон хореографии М.Бежара, в котором молитвенно звучали дивные мотивы индийского, исламского и еврейского фольклора.

 О.Э.Шакон солирует в балете «7 греческих танцев».

О.Э.Шакон солирует в балете «7 греческих танцев».

«7 греческих танцев» - масштабная хореографическая фреска, которая вдохновенно была создана на музыку знаменитого греческого композитора Микиса Теодоракиса. Мировая премьера постановки состоялась 3 октября 1983 года в Городском центре Нью-Йорка. Об этом произведении М.Бежар написал так: «В «Греческих танцах» Микис Теодоракис смог дать нам представление о греческой музыке, одновременно традиционной и народной, сочинив при этом партитуру, щедро наполненную мощью И.С.Баха. В этом балете я не стремился ни к чему другому, как только тому, чтобы «прилепиться» к партитуре, обладающей ароматом богатого и динамичного фольклора, выстроив последовательно танцы (7 – волшебное число), в которых зрелый классический танец сочетается с перенесённым в него танцем народным и некоторыми современными движениями».
Феноменальное творение композитора и хореографа предстаёт в романтическом обрамлении. В качестве вступления разворачивается живописная картина: под шорохи набегающих морских волн на фоне синего свечения экрана появляются тёмные силуэты артистов труппы, замерших на сумрачной сцене. Как бы от лучей восходящего солнца, они постепенно оживают и медленно делают первые движения и жесты. В финале хореографической сюиты возникает аналогичная картина, но сценический свет теперь ускользает, замедляются движения артистов, и их поглощает темнота.
38-минутный балет является как бы парадом труппы и пиршеством искусства танца: молодые артисты ослепительно сверкают в полётных вариация, изящно и виртуозно исполняя графические движения, характерные для греческого фольклора, а также сложные каскады балетной неоклассики. Под чарующие звуки музыки М.Теодоракиса чудодейственно рождаются и разворачиваются динамичные группы и ансамбли: они радостно объединяются, причудливо трансформируются и скульптурно замирают в эффектных композициях. Хореографическая панорама, филигранно выстроенная из прекрасных дуэтов и ансамблей, зримо представляет творческий масштаб М.Бежара, его животворную энергию и волшебную магию, которая всегда восхищает и полностью захватывает каждого зрителя. Лучших комплиментов заслуживают все исполнители сюиты и прежде всего великолепные солисты: это техничный и пластичный Оскар Эдуардо Шакон, который ослепительно блистал в «Темах и вариациях»; Хидео Кишимото и Анжело Перфидо, пленявшие изысканной трактовкой дивного па де де.
Исполнительское мастерство артистов труппы произвело сильное впечатление. Одаренные воспитанники разных танцевальных школ не только прекрасно освоили лексику и стилистику М.Бежара, но и успешно достигли технического совершенства, что великолепно продемонстрировали в ходе выступлений на сцене Парижской оперы. По окончании представления артисты труппы и Жиль Роман, как в своё время и Морис Бежар, вышли на поклоны, дружно обнявшись в крепкое и единое братство. При этом в зрительном зале вспыхнула лавина восторженных оваций с пламенными возгласами Браво! С таким грандиозным успехом завершились парижские гастроли знаменитой труппы «Бежар Балет Лозанны».

Crédits photos: Jean Guy Python, Anoush Abrar,  Laurent Philippe/OnP,  Gregory Batardon;