ТРИУМФАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА В ВЕНЕ ОПЕРЫ АЛЕКСАНДРА РАСКАТОВА «СКОТНЫЙ ДВОР»
12/03/2024 – Виктор Игнатов
28 февраля – 10 марта 2024, Wiener Staatsoper, Вена.

Венская государственная опера представила новое произведение А.Раскатова в постановке Дамиано Микьелетто. Яркая, колоритная, сатирическая партитура написана по повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор» и рассказывает о восстании угнетённых животных, которым свобода вновь несёт притеснения. Маститый режиссёр перенес события оперы с фермы на скотобойню, что обострило драматургию двухактного спектакля. Представление разворачивается в единой сценографии и впечатляет феерией комичных и эффектных мизансцен. Сложные партии 15-и персонажей исполнили именитые солисты. Замечательно звучал хор, активно участвующий в сценическом действии. Высоких похвал заслуживает Александр Содди, возглавивший оркестр Венской государственной оперы.

.
Александр Раскатов – талантливый композитор и оперный новатор.


А.Раскатов родился 9 марта 1953 года в Москве. В 1978 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции (класс Альберта Лемана). С 1979 года – член Союза композиторов, с 1990 года – член Российской Ассоциации современной музыки и штатный композитор Стетсонского университета (США). В 1994 году по приглашению издательства «М.П.Беляев» переехал в Германию, с 2007 года живет и работает в Париже. Он является автором ряда сочинений, написанных по заказам оркестра Мариинского театра, Штутгартского камерного оркестра, Базельского симфонического оркестра, Далласского симфонического оркестра, Лондонского филармонического оркестра, Аско-Шёнберг-ансамбля (Амстердам), Хильярд-ансамбля (Лондон).
raskatovВ 1998 году А.Раскатову была присуждена Главная композиторская премия Зальцбургского пасхального фестиваля. В 2002 году компакт-диск «After Mozart», содержащий пьесу А.Раскатова в исполнении Гидона Кремера и оркестра «Кремерата Балтика», завоевал премию «Грэмми». Дискография композитора включает записи на фирмах «Nonesuch» (США), «EMI» (Великобритания), «BIS» (Швеция), «Wergo» и «ESM» (Германия), «Megadisc» (Бельгия), «Chant du monde» (Франция), «Claves» (Швейцария). В 2004 году Голландское телевидение подготовило специальный телефильм о концерте для альта с оркестром «Путь» А.Раскатова в исполнении Юрия Башмета и Роттердамского филармонического оркестра под управлением Валерия Гергиева.
Специфический, экспрессивный и сатирический стиль композиции А.Раскатова, его яркие музыкальные и вокальные новации успешно и плодотворно проявляются при написании оперных произведений. По заказу Нидерландской национальной оперы композитор сочинил оперу «Собачье сердце» на сюжет одноименной повести М.Булгакова. В 2010 году двухактный спектакль с огромным успехом был представлен 8 раз в Амстердаме и 7 раз в Лондоне (Английская национальная опера). В 2013 году «Собачье сердце» было показано на сцене Ла Скала под управлением В.Гергиева и в Лионской опере. За партитуру «Собачьего сердца» А.Раскатов был удостоен «Большого Приза имени Антуана Ливио», учрежденного Международной ассоциацией музыкальных критиков (Париж, 2013). В 2018 году состоялись премьеры двух опер А.Раскатова – «Германия» и «Затмение», написанные, соответственно, для Лионской оперы и Мариинского театра. Четвёртая опера А.Раскатова «Скотный двор» создана на сюжет одноименной повести Дж.Оруэлла по заказу Нидерландской национальной оперы в сопродукции с Веской государственной оперой, Театром Массимо (Палермо) и Финской национальной оперой (Хельсинки).

Сатирическая притча Джорджа Оруэлла -

зеркало свободы, демократии и тирании.

 

Первая картина спектакля.

Первая картина спектакля.

Почти год спустя после мировой премьеры в Нидерландской национальной опере, 4 марта 2023 года, двухактный спектакль «Скотный двор» появился на сцене Венской государственной оперы. Рождение оперы «Скотный двор» является событием исключительной важности. Это связано прежде всего с актуальностью драматургии произведения А.Раскатова, созданного по одноименной утопии Дж.Оруэлла, написанной в 1945 году и многократно экранизированной. Английский писатель достоверно и детально описал жизнь животных на провинциальной ферме. Её обитатели восстают против тирании своего хозяина, жестокого грубияна и пьяницы, надеясь создать справедливое общество, где животные будут свободны и равны. Во главе со свиньями, которые считаются умнее других животных, обитатели фермы свергают владельца-человека и устанавливают свою власть, основанную на принципах анимализма и семи его заповедях. Поначалу новое общество кажется успешным. Но постепенно свиньи развращаются и начинают притеснять других животных, и в конце-концов становятся неотличимыми от своих угнетателей-людей. На примере фермерских животных Оруэлл описал человеческое общество и тоталитарный режим. Повесть сатирична и аллегорична, но главная цель книги – не критика. Писатель показал, как изначально светлая идея становится кабалой, ибо общество не только забывает свои первоначальные заповеди, но и переворачивает их с ног на голову. Скотный двор может появиться где угодно и когда угодно с любой идеологией вместо анимализма. Гуманные цели способны омрачить людские пороки: тяга к власти и наживе, коррупция и лицемерие. Социальная суть и значимость книги остаются актуальными, несомненно, и для современного мира, ибо нынешние общественные лидеры и политические деятели порой используют воинствующую риторику о свободе, демократии и безопасности, отстаивая безрассудные властные и личные интересы.

Восставшие животных.

Восставшие животных.

«У Оруэлла есть предисловие к его книге, которое было запрещено английской цензурой, где он говорит, что такая ситуация, такой тип общества, как в «Скотном дворе», возможны в любой стране, имея ввиду прежде всего свою родную Англию. Так, что в этом плане можно думать ещё о многих точках земного шара, где такие коллизии могут произойти, как в книге Оруэлла» – сказал Раскатов. Для написания оперной партитуры композитор существенно переделал и дополнил первоначальный вариант либретто, которое сочинил драматург Ян Бёртон. В обновлённом либретто Раскатов точно и полноценно отразил не только глубину и смысл, но и остроумие и язвительность литературного оригинала Оруэлла. Неудачу с британским либреттистом, к счастью, с лихвой компенсировало активное сотрудничество с постановщиком оперы – итальянским режиссёром Дамьяно Микьелетто. Он давно мечтал об оперной постановке именно повести Оруэлла «Скотный двор». «Это простая история, своего рода сказка, в которой, если внимательно присмотреться, детально рассматриваются такие важные вопросы, как власть, угнетение и пропаганда. Это чудовищный сюжет, но в нём есть комические элементы, что позволяет использовать не только множество солистов, но и хор» – сказал Микьелетто. Совместная работа над созданием спектакля доставила творческое наслаждение как композитору, так и режиссёру. В итоге, благодаря их вдохновенному и плодотворному сотрудничеству, родился потрясающий и захватывающий спектакль. Он длится два с половиной часа с учетом 30-минутного антракта. Процитируем краткое содержание представления, напечатанное в буклете Венской государственной оперы.


Синопсис оперы «Скотный двор».

 

Справа - Старый майор (Г.Беззубенков) и Сноуболл (М.Гниффке).

Справа – Старый майор (Г.Беззубенков) и Сноуболл (М.Гниффке).

Первый акт. Пьяный фермер Джонс пристает к своей жене. Ночью животные собираются послушать кабана Олд Мейджора (Старый майор). Он объясняет животным, как они порабощены людьми, и учит их революционной песне «Звери ферм». Животные по-разному реагируют на идеи Старого майора. Ворон Блэки представляет перспективу послереволюционной жизни «на Леденцовой горе». С мужеством отчаяния животные восстают против жестокого обращения со стороны своего хозяина. Восстание увенчалось успехом. Застигнутые врасплох, фермер Джонс и его жена были изгнаны с фермы. Бывшая усадьба революционеров переименована в Скотный двор. Две свиньи Сноуболл (Снежок) и Наполеон провозглашают семь заповедей анимализма, которые гарантируют свободу для всех. Они написаны на стене сарая и популяризированы в слогане «Четыре ноги хорошо, две ноги плохо». Когда осел Бенджамин спрашивает, кто должен раздобыть молоко, хряк Визгун объясняет, что свиньи должны получить его, чтобы укрепить их для выполнения своего долга по предотвращению возврата хозяев. Их попытка отбить ферму с помощью соседа Пилкингтона терпит поражение, несмотря на потери. Конь Боксёр, который дрался особенно мужественно, объявлен Наполеоном «Животным-героем первого класса». Награду вручает сам Наполеон. Кобылка Молли соблазнена подарками Пилкингтона и тайно покидает ферму. Сноуболл и Наполеон расходятся во мнениях по всем вопросам лидерства. Предложенное Сноуболлом строительство ветряной мельницы, которое могло бы облегчить работу животных и повысить их уровень жизни, срывается Наполеоном, который утверждает, что нынешним приоритетом является потребность в огнестрельном оружии. Их конфликт обостряется. Сноуболлу приходится спасаться бегством. Наполеон объявляет его предателем, объявляет себя председателем комитета свиней и в качестве такового приказывает построить ветряную мельницу. Он также объявляет о торговых отношениях с Пилкингтоном, хотя ранее для животных это было запрещено. Ходят также слухи, что свиньи переехали в пустой фермерский дом. Грамотную козу Мюриэл просят прочитать заповедь, запрещающую животным спать в кроватях. Но теперь заповедь запрещает спать только в кровати с простынями. Ветряная мельница разрушена бурей и молнией. Наполеон обвиняет Сноуболла в проведении этой диверсии и приговаривает его к смерти.

Кобылка Молли (Х.Флэк) обольщает Пилкингтона (К.Унтеррейнер).

Кобылка Молли (Х.Флэк) обольщает Пилкингтона (К.Унтеррейнер).

Второй акт. Приспешники Наполеона убивают Сноуболла как предполагаемого «секретного агента». Его вероятных сообщников выставляют на показательных процессах и подвергают кровавым казням. Кобыла Кловер видит, что все её усилия по созданию справедливого сообщества поставлены под сомнение. Животные пытаются найти цель и утешение в совместном пении «Звери ферм», но Наполеон запрещает песню. Актрису Пигетту, которая осмеливается отказать Визгуну, убивают. Когда Мюриэл старается прочитать заповедь, запрещающую одному животному убивать другое, она делает оговорку, что это применимо только «в отсутствии причины». Поэтичный поросенок Минимус воспевает Наполеона в хвалебном гимне. Наполеон узнает, что Пилкингтон обвиняет его в мошенничестве, и нападает на ветряную мельницу вместе со своими людьми. Животные способны отразить захватчиков, но ветряная мельница взорвана. Несмотря на серьёзные потери в рядах животных, Наполеон прославляется как победитель. Все поднимают тосты за павших. Теперь алкоголь животным больше не запрещен, исключая его чрезмерное потребление. Конь Боксёр падает в обморок под тяжестью преобразований. Животные не в состоянии помешать тому, чтобы его утащили на живодёрню. Стукач, который утверждает, что ходил с Боксёром к ветеринару в надежде на исцеление, произносит якобы последние его слова: «Да здравствует товарищ Наполеон! Наполеон всегда прав!». Бенджамин заставляет Мюриэл прочитать последнюю заповедь, оставленную на стене сарая. Там написано: «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие».


«Скотный двор» на скотобойне в красноречивой режиссуре Д.Микьелетто.


Оперное либретто, написанное по повести Оруэлла, отражает события, которые разворачиваются в английской провинции на животноводческой ферме. Работая над созданием спектакля, постановщик оперы успешно перенёс драматические коллизии «Скотного двора» на кровавую скотобойню. «Персонажи останавливаются здесь, чтобы их убили. Они заперты в клетках и мечтают о свободе. Быть животным здесь означает быть рабом, мясом, предметом в руках человека», – сказал режиссёр. Перенос оперного действия на жуткую скотобойню позволил усилить и обострить драматургию сатирической притчи Оруэлла, придать ей большую значимость и яркую театральность, а также достигнуть глобальность и универсальность социальной темы.

Составление заповедей: справа - Наполеон (В.Банкль), слева - Сноуболл (М.Гниффке).

Составление заповедей: справа – Наполеон (В.Банкль), слева – Сноуболл (М.Гниффке).

Двухактное оперное действие предстаёт на английском языке и в единой сценографии. Согласно концепции Паоло Фантина декоратор Джанлука Катальдо воссоздал на сцене светлый просторный ангар, в верхней части которого смонтирована чёрная конструкция с цепями и крюками для подвески и транспортировки туш убитых животных. По ходу представления высокие стены, как бы холодильной камеры, периодически открываются и закрываются, инициируя метаморфозы сценического пространства, в формировании которого важная роль принадлежит световой композиции Алессандра Карлетти. Должное впечатление производят зависающие над сценой фразы заповеди в виде светящихся трубок цветного неона, а также задымление и разнообразные аксессуары.
Значимая роль принадлежит сценическим костюмам. Их автор – немецкий художник Клаус Брунс. придумал оригинальное и образное обличье не только для 15-и персонажей, но и для многочисленных хористов, участвующих в спектакле. Красочно одеты хозяева фермы, их сосед и бригада работников скотобойни. Последние облачены в белые костюмы и фартуки, густо измазанные кровью. Ворон Блэки выглядит как мафиози: он везде и всегда появляется во всём чёрном — в плаще, костюме, ботинках, перчатках и чёрных очках. Все другие артисты, воплощающие животных, предстают в людских старых одеждах, но носят большие маски в виде звериных голов. Это оригинальное решение позволило режиссёру дистанцироваться от конкретики исторической ситуации и успешно преодолеть временные барьеры, а в итоге достигнуть аллегоричной и универсальной трактовки сатирической притчи Оруэлла.

Конь Боксёр (С.Астахов) прощается со своими друзьями.

Конь Боксёр (С.Астахов) прощается со своими друзьями.

По ходу представления животные становятся человекообразными персонажами, соответственно, у них исчезают звериные головы и меняется внешний вид. В частности, боров Наполеон красуется в белых брюках и голубом блейзере, хряк Свистун – в тёмно-синем элегантном костюме, кобылка Молли – в розовом искрящемся мини-платье, а поросёнок Минимус – в малиновом модном пиджаке и полосатых брюках. Постепенно трансформируются и хористы. Появляется группа пролетарских девушек, они браво вышагивают в солдатских формах и пилотках; буржуазная элита томно дефилирует в дорогих нарядах. Другие же хористы снимают с головы маски животных и продолжают участие в спектакле, держа чучела кур и гусей. Несмотря на единство сценографии, широкое разнообразие костюмов позволило эффектно выстроить двухактное представление. Оно развивается причудливо и динамично благодаря включению в него и затейливой хореографии Томаса Вилхелма. Для каждого участника спектакля режиссёр и хореограф сочинили партитуру сценической пластики, что позволило исполнителям представить персонажи интересно и образно. Скажем, обольстительная кобылка Молли часто с кокетством гарцует обнаженной ногой и мило сплетает тонкие косички из прядей своей пышной светлой гривы, а криминальный ворон Блэки неспешно и гордо расхаживает по сцене, периодически проделывая широкие крылатые жесты, порой с тайной угрозой.
Главным достоинством спектакля является многоликая феерия интересно сплетённых мизансцен, насыщенных символикой и сатирой. Режиссёр искусно и вдохновенно осуществил постановку «Скотного двора»: спектакль создан с богатой фантазией и смелой новацией, тонким юмором и глубоким смыслом.

Арест Сноуболла (М.Гниффке).

Арест Сноуболла (М.Гниффке).

Оперное действие, с прологом в 9-и картинах, разворачивается органично и динамично, эксцентрично и саркастично. Пролог захватывает ярким, пронзительным звучанием оркестра: на фоне высокой стены по авансцене комично пробираются пьяный фермер Джонс и его жена – владельцы скотобойни. В первой картине сцена плотно заставлен множеством больших железных клеток; некоторые из них громоздятся в два и три этажа. В клетках страдальчески мечутся животные в преддверии убоя. Для наглядности их жуткой участи появляется огромная мясорубка, изрыгающая кровавый фарш. По призыву старого кабана Олд Мейджора животные вырываются из клеток и устраивают бунт. Стреляя из ружей, владельцы скотобойни с бригадой работников, вооружённых ножами и топорами, разгоняют животных. Сцену охватывает жёлтый свет: Сноуболл страстно исполняет арию, восставшие животные выходят на авансцену и мужественно поют фрагмент революционной песни: «Смело мы в бой пойдём за Власть Советов, и как один умрём в борьбе за это!». Затем, сев на четвереньки, все подобострастно слушают вокальный монолог Наполеона, размахивающего ножом. Для обречённых на смерть обитателей скотобойни начинается новая эра свободы и равенства. Опустевшие клетки, словно мясные туши, на крюках и цепях магически поднимаются и ускользают через раскрытые боковые стены ангара. На задымленной сцене весело скачут освободившиеся животные. Их радость усиливает яркий свет софитов, вырывающийся из тёмной глубины и слепящий публику партера. За большим столом для разделки мяса на пишущей машинке печатаются тексты семи заповедей анимализма. Животные старательно их выписывают красной краской на белых стенах, как граффити. Появляются группы молодёжи с цветными флажками, хористы с гусями и курами, Наполеон с молочными бидонами и разные персонажи.

Справа - Наполеон (В.Банкль) на фоне уток.

Справа – Наполеон (В.Банкль) на фоне уток.

Увлекательно предстаёт череда сценических картин. Они отражают множество оперных событий. Для иллюстрации отметим некоторые из них. Кровавое нашествие на животных обитателей скотобойни с участием соседа Пилкингтона: его соблазняет кобылка-оппортунистка Молли, её флирт завершается сексуальным актом; труп одного из нападавших рабочих животные вздёргивают на крюке, и тот картинно зависает вверх ногами, как мясная туша. Наполеон награждает медалью коня Боксёра – героя, зарезавшего работника скотобойни, затем прилепляет орден себе на грудь. Пилкингтон дарит красивое платье и ожерелье кобылке Молли, она радостно поёт и примеряет наряды, при этом он ею овладевает. Животные притаскивают ветряную мельницу, но Наполеон срывает с неё лопасти. Возникает его конфликт со Сноуболлом, тот спасается бегством. Над сценой зависает неоновая надпись заповеди «Все животные равны», и восставшие устраивают шествие с плакатами, прославляя Наполеона. Тот облачается в красивый костюм и усаживается в большое кресло, вокруг которого животные группируются и картинно замирают.
Второй акт открывает картина казни Сноуболла: над сценой висит туша коровы, привозят большую коллекцию химикатов, ворон Блэки наполняет шприц ядом и за ширмой делает инъекцию, убивая осужденного «вредителя». Ворон властно прохаживается со смертоносным шприцем, наводя страх и ужас на животных; по сцене тревожно шарят лучили тюремных прожекторов. В кровавом свете предстаёт картина, сочинённая Раскатовым: свинья Пигетта (в роскошном платье, с богатой бижутерией и ярким макияжем) поёт сладостную арию для делового хряка Визгуна; он пытается овладеть пикантной актрисой, но безуспешно, и её убивают. Животные притаскивают печатный станок, из него идёт поток листовок, они тут же расходятся, и все их читают.

Артистический номер Пигетты (К.Лакит).

Артистический номер Пигетты (К.Лакит).

Животные голодны и требуют еду. Минимус привозит коляску с надувными шариками и всем их раздаёт, а сахар подаёт Наполеону, который вышвыривает из своего кресла усевшегося в нём Визгуна. Разворачивается массовая манифестация с участием военизированной женской группы. Вскоре на опустевшую сцену напускают белый дым. Несколько персонажей бегают и, задыхаясь от дыма, исполняют вокальный квартет. Выходят животные с огромным плакатом, славя Наполеона. Он распивает коньяк вместе с Визгуном, Блэки и Молли; Минимус делает памятное фото. Доблестный больной конь Боксёр падает в окружении друзей и жалобно произносит монолог, прося отдыха, но работники в кровавых спецовках увозят его на живодерню. Унылые животные стирают со стен ранее написанные ими заповеди. Появляется неоновая надпись последней заповеди – «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Сцена приобретает красный освещение. В пятнах белого света на авансцене одновременно распевают два дуэта – чета хозяев и Молли с Пилкингтоном.
Спектакль завершается эффектной картиной – предстаёт банкет для богато разодетой элиты. Над сумрачной сценой торжественно опускается большая хрустальная люстра, на ярко освещенный пустой стол устанавливают огромную свиную тушу. На неё разом бросается вся высокочтимая элита, и над этой, неожиданно замершей, толпой возвышается хищный Наполеон с большим ножом, олицетворяя смысл последней заповеди анимализма, что театрально иллюстрирует актуальную сегодня политическую идею защиты «привилегированного европейского сада от диких джунглей», которую проповедует Жозеп Боррель – нынешний глава дипломатии Европейского Союза.


Музыка и вокал «Скотного двора» – мир комедии и сатиры.

 

В центре - Наполеон (В.Банкль) в финале первого акта.

В центре – Наполеон (В.Банкль) в финале первого акта.

Талантливый композитор вдохновенно создал необычайно интересное и значимой оперное произведение из всевозможных звуков, заложив в них множество острых идей и глубоких смыслов. При написании оперы и сочинении её персонажей Раскатов следовал своему творческому кредо, состоящему из трёх «Е»: eccentric, electric, extravagant. Яркая и богатая, образная и многоликая партитура искусно соткана из колоритных живых звуков, характерных как для рода человеческого, так и для мира животных. Чрезвычайно экспрессивная, пронзительная музыка оперы отражает не только напряденную психологическую атмосферу, но и жестокую драматическую силу произведения. Она поражает многообразием звуковых и интонационных находок, композиционных форм и структур, обилием рельефных контрастов и тончайших нюансов, знаковых акцентов и магических метаморфоз. Для достижения предельной выразительности и сценической живости оркестровой музыки Раскатов успешно вводит звучание специфических инструментов, имитирующих крики животных. «Я хотел, – сказал композитор, – создать оперу максимально острой, сатиричной и эксцентричной, поэтому ввёл в оркестр ряд редко используемых инструментов. Это, например, электрогитара, бас-гитара, цимбалы и особенно большое количество звукоподражательных инструментов, которые имитируют разного рода изобразительные эффекты, связанные с животными. Для меня было важно найти для каждого персонажа свою звуковую территорию, в частности, ударных эффектов, связанных особенно со свиньями».

Ворон Блэки (Е.Васильва) в первой картине спектакля.

Ворон Блэки (Е.Васильва) в первой картине спектакля.

Чтобы придать персонажам характерные голоса, композитор искусно инкрустировал вокальные партии звуками животных: оперные герои периодически блеют, воют, визжат, рычат, ржут и фыркают. По ходу спектакля голоса животных впечатляют также пародийным заиканием, но постепенно становятся более человеческими: вокальные партии приобретают кантиленную мелодичность и трогательную эмоциональность. Говоря о композиционной специфике оперных партий, А.Раскатов пояснил: «Мне были важны пародии на животных. У каждого персонажа есть своя кантиленная точка, в которой проявляются человеческие качества. Мутантный язык героев связан с короткими фразами. Но есть и удлиненное пение, призванное компенсировать некую мозаичность вокала…Идея мутантов, звучащих в голосе животных, появилась под влиянием серии картин Владимира Янкилевского с названием «Мутанты»… Оперные партии охватывают весь спектр человеческих вокальных диапазонов, и каждая из них имеет характерный индивидуальный профиль».
В необычайно широкой и многообразной звуковой палитре композитор щедро одаривает некоторых персонажей удивительным пением на высоких регистрах. Пример тому феноменальная партия кокетливой кобылки Молли в ослепительной интерпретации колоратурного сопрано Холли Флэк. Американская певица не только свободно взлетала на запредельные для вокала ноты (даже на терцию выше Царицы ночи) и лучезарно купалась в них, восхищая публику фантастическим пением. Виртуозно написана и блистательно исполнена также партия криминального ворона Блэки, образ которого воплощает певица. Раскатов сочинил эту важную роль, насыщенную невероятными вокальными эффектами, специально для Елены Васильевой – своей супруги и прекрасной певицы, чьё драматическое колоратурное сопрано охватывает огромный диапазон в четыре октавы. Елена завораживала красочным, отточенным пением, высочайшей техникой и вокальной свободой. Её сложная партия впечатляла обилием резких всплесков и высоких форшлагов, специфических хрипов и гортанных звуков, характерных для хищной птицы.
Партия борова Наполеона, написанная для баса-баритона, требует чрезвычайно широко тесситуры и артистической импозантности. С такого рода вокальными и сценическими трудностями успешно справился австриец Вольфганг Банкль, уже 30-и лет выступающий на сцене Венской оперы. Немецкий тенор Микаэл Гниффке, с мягким и округленным пением, проникновенно исполнил партию праведника Сноуболла. Французский тенор Карл Лакит замечательно пел и играл две значимые роли – хромого осла Бенджамина и пикантную свинью Пигетту. Интернациональный состав исполнителей украсило великолепное трио русских солистов. В образе Старого майора убедительно предстал ведущий солист Мариинского театра Геннадий Беззубенков – уникальный и прославленный обладатель чрезвычайно широкого и масштабного баса с неповторимо тёплым тембром. Сильное впечатление произвел солист Мариинского театра Андрей Попов: характерный тенор ярко исполнил сложную партию Визгуна с обилием вокальных и артистических эффектов. Солист Челябинского театра оперы и балета контртенор Артём Крутько (Минимус) пленял красотой редкостного тембра и экспрессией колоритного пения на высоких регистрах. Несмотря на усиление международной напряженности, русские солисты были приглашены театром, благополучно добрались до Вены и превосходно исполнили свои партии, уверенно продемонстрировав многие достоинства национальной вокальной школы.

Финальная сцена спектакля.

Финальная сцена спектакля.

Лучших комплиментов заслуживают певцы двух хоров – Венской государственной оперы и её Молодежной школы. Хористы каждого коллектива не только прекрасно пели, но и активно участвовали в замысловатом сценическом действии. Особых похвал заслуживает музыкальный руководитель постановки Александр Содди. Британский дирижёр тщательно проделал большую и плодотворную работу с музыкантами оркестра Венской государственной оперы, хористами и всеми солистами. Нужно сказать, что оперные партии 15-и персонажей – чрезвычайно разные по колориту, темпераменту и образности, но, несмотря на их широкое разнообразие, одарённому дирижеру всё-таким удалось достичь оптимального звукового баланса и высокой вокальной выразительности для всех исполнителей.
Взыскательная венская публика с редкостным энтузиазмом и упоительным ликованием единодушно приняла оперу Александра Раскатова «Скотный двор». По окончании премьерного спектакля зал театра охватила нарастающая лавина мощных оваций; восторженные зрители с глубокой благодарностью и с откровенной радостью горячо аплодировали, выходящим на поклоны артистам. Когда же на сцене появился Александр Раскатов зрительный зал взорвался от всеобщих «standing ovations», которым, казалось, не будет конца. Грандиозный триумф оперы короновал уникальный выход к публике солистов на фоне уже закрытого занавеса: на премьере современного спектакля это произошло первый раз в истории Веской государственной оперы! Браво !!!

P.S. Анонс предстоящих показов оперы А.Раскатова «Скотный двор»: в ноябре этого года в Театре Массимо (Палермо) – 5 спектаклей; в 2025 году в Финской национальной опере (Хельсинки) – 8 спектаклей; позднее репризы в Амстердаме и Вене.

Crédits photos : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn; Victoria Nazarova.