СВЕРШЕНИЕ МЕЧТЫ: ОДРИ ХЕПБЁРН – ИКОНА ГОЛЛИВУДА И ЗВЕЗДА БАЛЕТА
ФРАНСУА МОДУИ

25/04/2024 – Виктор Игнатов
23 апреля 2024, Théâtre des Champs-Elysées, Париж.

В Театре Елисейских Полей успешно прошёл первый и единственный показ балета «В глазах Одри» (2022). Используя лексику классического танца, талантливый хореограф Франсуа Модуи рассказал о судьбе О.Хепбёрн (1929-1993), в детстве мечтавшей быть балериной и ставшей кинозвездой. Двухактный спектакль составили значимые моменты жизни легендарной киноактрисы, щедро наделённой лучезарной красотой, изысканной элегантностью и пленительной искренностью. Представление причудливо разворачивалось в аскетической сценографии под музыку Ф.Шуберта и Дж.Гершвина, песни Э.Пиаф и Ж.Бреля. Балет великолепно исполнили 20 артистов Труппы Франсуа Модуи: главные партии танцевали 11 солистов; образ О.Хепбёрн воплощали три балерины, среди них ярко блистала Джеральдин Лукас.
.

Одри Хепбёрн – икона Голливуда, мечтавшая стать балериной.

Двухактный балет Франсуа Модуи «В глазах Одри» представляет ключевые моменты жизни легендарной Одри Хепбёрн. Американская киноактриса и модель, в облике которой сочетались элегантность, лёгкость и меланхолия, была музой великих режиссеров, композиторов и кутюрье. Она родилась в 1929 году в Брюсселе, в 6 лет была брошена отцом В английской школе-интернате, куда её отправили учиться, милая девочка находила убежище в классическом танце. Однако лишения во время войны значительно ослабили её, что постепенно отдалило Одри от мечты стать танцовщицей. В 1950-х годах в Лондоне она играла в основном в театральных постановках и мюзиклах. Вскоре Одри привлекла внимание Голливуда и получила свою первую главную роль в фильме «Римские каникулы». Картина вышла в прокат 1953 году и принесла ей «Оскара» за лучшую женскую роль, положив начало её международной карьере. Одри появляется на экране во многих успешных фильмах, среди них – «Сабрина», «Моя прекрасная леди» и культовый «Завтрак у Тиффани». Она становится одной из величайших икон золотого века голливудского кино: чаруя изяществом и элегантностью, Одри пленяет зрителей своей естественной и трогательной игрой. На пике головокружительной карьеры, начиная с 1970 года, она добровольно приняла решение отойти от съёмок в кино, чтобы посвятить себя своим детям и гуманитарной деятельности. Назначенная послом доброй воли ЮНИСЕФ, Одри путешествует по многим странам, служа детям третьего мира. Сегодня О.Хепбёрн по-прежнему считается одной из величайших актрис всех времён, и её неподвластная времени красота продолжает влиять на искусство моды и мир кино.
Франсуа Модуи: о своём творческом пути и последнем спектакле ..

Хореограф Франсуа Модуи.

Хореограф Франсуа Модуи.

«Я обучался в CNSMDP (Высшая национальная консерватория музыки и танца Парижа), затем в Школе танца Парижской оперы. Был танцовщиком в оперных театрах Флоренции и Бордо. В 2002 году присоединился к труппе Мориса Бежара; мне посчастливилось проработать с ним четыре года. В 2006 году я основал свою компанию в Кане, родном для меня регионе. С 2015 года она функционирует и базируется в Тулузе. Некоторые художественные проекты постепенно привели нас на юг Франции, где мы нашли прекрасные помещения для нашей деятельности. Используя технику классического танца, наша частная компания работает полностью автономно и конфиденциально. Мы создаем множество спектаклей и сами их распространяем, благодаря разным продюсерам, которые поддерживают нас и создают нам условия для работы». В 2014 году Ф.Модуи основал в Довиле Международный конкурс классического танца «Приз Нижинского». В октябре 2021 года Хореографическая труппа Франсуа Модуи триумфально отпраздновала своё 15-летие: юбилейный вечер подробно освещён в статье на «Музыкальной афише» (http://afficha-paris.com/?page_id=13865). В декабре 2022 года на сцене Театра Кана состоялась мировая премьера балета «В глазах Одри». Предшествуя его парижской премьере в Театре Елисейских Полей (23.04.2024), двухактный спектакль был показан в некоторых городах Франции.
Суть и смысл балета «В глазах Одри» Ф.Модуи образно и ёмко выразил в своём обращении к зрителям: «В Парижской опере меня учили тому, что танец – это прежде всего элегантность. Затем Морис Бежар меня учил тому, что танец – это самопожертвование, которое освобождает свою долю тайны, магии, тонких секретов между внутренней мощью, квазиживотной силой и мистической духовностью. Мой спектакль об Одри Хепбёрн – это всё вместе взятое.
Жить или пережить заново жизнь Одри – значит погрузиться в атмосферу, которая заставляет мечтать, но за блеском скрывается жизнь, которая колеблется между предельной чувственностью, старомодной любовью и внутренним спокойствием…Одри, мечтавшая стать «балериной», всегда сохраняла эту элегантность, эту красоту, никогда не устаревающую, всегда светящуюся и вечно вдохновенную. Чтобы общаться с небесным светило и следовать за этой звездой, я получил поддержку всех танцовщиков, мне помогли избранные музыкальные произведения, меня вдохновила Одри Хепбёрн…Как писал Жак Брель в своей одноименной песне: «Мечтать о несбыточной мечте, переносить печаль расставаний, любить до терзания, любить, даже слишком, даже плохо, пытаться, без сил и защиты, достичь недоступной звезды, таков мой поиск – идти за звездой…». Я приглашаю вас следовать за звездой Одри Хепбёрн».
В интервью Дельфин Гоатер (*) хореограф более подробно выразил свои цели и желания: «Мы хотели создать биографический фильм для сцены, потому что я стремился сохранить в балете что-то кинематографическое.

.

Одри на киносъёмке в картине «Это крутится».

Одри на киносъёмке в картине «Это крутится».


Спектакль построен как фильм с кинематографическими кадрами, которые появляются в виде воспоминаний. Чувства Одри формируют общую нить спектакля…Его важной отправной точкой была мечта Одри стать балериной, поскольку это отразилось на её жизни с обилием элегантности. Мюзиклы, в которых она участвовала, облегчили мне задачу постановки. В балете есть также отношение к мужчинам, начиная с исчезнувшего отца. Главный вопрос заключается в следующем: как можно чувствовать себя одиноким, когда весь Голливуд восхищается тобой? Поскольку Одри много путешествовала по миру, то было очень интересно найти музыкальные течения её времени, как например, сочинения Леонарда Бернстайна, намёк на Голливуд, или по контрасту более грустная музыка. Чередование закулисной и сценической сторон было очень интересным для хореографической работы. Я хотел отметить разницу между тем, что Одри хотела дать людям, и её скрытым страданием, когда она была одна…В спектакле участвуют три Одри. Героиня, которая достигла зрелости в своей жизни – это танцовщица (Джеральдин Лукас), с которой я работаю уже 20 лет и которая меня вдохновила на постановку балета. Чтобы представить воспоминания, есть Одри подросткового возраста (годы 1940-50) и ещё одна Одри (годы 1960-70). Каждая из них воплощает стиль Хепбёрн: элегантность для одной, свежесть для другой, непокорность и улыбка для третьей. Было интересно, чтобы три исполнительницы дали трактовку всем аспектам Одри.
Мы хотели, чтобы постановка «В глазах Одри» была танцевальным спектаклем, а не театральной пьесой…
.

Фрагмент картины «Американская мечта».

Фрагмент картины «Американская мечта».

Сценические костюмы Мари Марэ красноречиво говорят, но при этом не загромождают танец. Я хотел, чтобы они сразу же отсылали к эпохе героини, а также отражали элегантность, шик и идеальный силуэт Одри Хепбёрн, стройной, никогда не вульгарной, но и очень смелой (в брюках, со значимыми шляпами). Для декораций требовалось одного, двух или трёх сценических элементов, чтобы понять в какой эпохе мы находимся. В каждой картине – два или три элемента декора – чрезвычайно красноречивы. Например, дверь бункера, символизирующая изоляцию людей во время войны…Я пытался брать музыку, которая казалась мне логичной. Например, «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля, так как это то, что воплощает Одри Хепбёрн. Два произведения Шуберта: камерное сочинение «Девушка и смерть» для картины бункера и симфонический опус для того времени, когда Одри хотела стать балериной. Мы также использовали музыку фильма «Moon River», песни Эдит Пиаф и Лео Ферре; они звучат на протяжении всего парижского периода. Конечно же, композиции Гершвина, чтобы охватить всю американскую жизнь 1950-х годов. Наконец, «Грустный вальс» Сибелиуса, когда Одри оказывается одна в своей гримерке. Я позаботился о том, чтобы музыкальные произведения были разнообразными, логично связанными и выразительными…
Для меня и моей команды потребовался хорошо подготовленный год для разработки этого проекта; затем два-три месяца шли репетиции с артистами труппы в промежутках между гастролями с другими спектаклями…
Почему Одри Хепбёрн до сих пор очаровывает молодое поколение? Я хотел понять суть этой тайны и заставить её почувствовать себя сердцем балета».

Синопсис балетного спектакля.

НОЧЬ ОТКРЫТИЯ.

«Жизнь – это праздник, одевайся для этого».
Балет начинается под светом прожекторов. Звучит динамичная и веселая увертюра, олицетворяя великую Одри Хепбёрн. Франсуа Модуи представляет эту первую картину в стиле классической «баланчинской» традиции. Балерина в центре хореографии. Для Франсуа Модуи это прекрасный способ подчеркнуть, что в это время Одри попадает в заголовки журналов; она инициирует моду. Её стиль уникален, её красота неповторима. Одри добивается невозможного: она нарушает кодексы и диктат, навязанный Голливудом.
Музыка: «Лунная река» (Анри Манчини), «Кандид» (Леонард Бернстайн).
Исполнители: Одри Хепбёрн – Джеральдин Лукас; все артисты труппы.
.

АРОМАТ.

Одри (Джеральдин Люка) в картине «Аромат».

Одри (Джеральдин Люка) в картине «Аромат».

«Элегантность – единственная красота, которая никогда не исчезает».
Начало 1990-х: Одри обрела внутренний покой. Она вспоминает детство и проводит целые дни за чтением, прислонившись к дереву. Она вспоминает, как поглощала произведения Эдгара Уоллеса и Эдварда Филлипса Оппенгейма. Сейчас, находясь в Швейцарии в своём семейном доме «La Paisible», Одри наслаждается каждым моментом жизни. Прогулка по пышному саду бодрит её. Для Одри счастье – это аромат простоты. Наконец-то она себя принимает.
«Красоту женщины можно увидеть в её глазах, потому что они – дверь в её сердце – место, где живет её любовь» – Одри Хепбёрн.
Музыка: Концерт для фортепиано с оркестром (Эдвард Григ).
Исполнитель: Одри Хепбёрн – Джеральдин Лукас.
.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА.

«Тот, кто не верит в чудеса, не реалистичен».
Одри получает премию «Оскар» за лучшую женскую роль – за исполнение принцессы Энн в фильме «Римские каникулы». Эмоционально раскалённая, Одри светится. Со статуэткой «Оскара» в руке она одновременно счастлива и озадачена. Достойна ли она этой награды? В деликатном белом платье Одри символизирует голливудский гламур. Идёт бал. Мужчины танцуют в смокингах, дамы пленяют редкой элегантностью, Одри излучает свет. Ветер свободы витает над американским кинематографом. Получившая премию «Оскар», звезда также одержала победу на Бродвее. Она живёт настоящей сказкой. Крупнейшие кинематографисты скоро её поддержат. Все улыбается замечательной актрисе, но перед своим ярким зеркалом звезда не может нарадоваться… Нависает тень. Несбывшееся желание детства давит на Одри. Рядом мужчина, одетый в чёрное.
«Чем успешнее мы становимся, тем менее чувствуем себя в безопасности» – Одри Хепберн.
Музыка: «Римские каникулы» (Жорж Аурик), «Благородные и сентиментальные вальсы (Морис Равель), «Грустный вальс» (Ян Сибелиус).
Исполнители: Одри Хепбёрн (молодая женщина) – Виттория Пеллегрино; все артисты труппы.
.

ВОСПОМИНАНИЯ.

Одри, её мать и отец в картине «Воспоминания».

Одри, её мать и отец в картине «Воспоминания».

«Я родилась с огромной потребностью в привязанности и ужасной потребностью в донорстве».
Дверь, стоящая на сцене, символизирует детство Одри во время войны. 10 мая 1939 года: то утро навсегда останется в памяти Одри. Её мать, баронесса Элла Ван Хеемстра, быстрым шагом входит в её комнату и кричит: «Одри, проснись, это война». Вырванной из объятий сновидений, Одри потребуются десятилетия, прежде чем она вернется к спокойному сну. Немецкие войска только что вторглись в Нидерланды. Отец Одри покинул дом – это настоящая драма для девочки, которая очень тяжело переживает семейный разрыв. Она находит утешение в классическом танце, который становится её настоящей страстью.
Каждый день Одри усердно занимается этой дисциплиной, ставшей успокоительным средством для маленькой девочки, которой удаётся адаптироваться к ошеломляющему апломбу балета. Танцы теперь занимают её разум и жизнь. Дверь, перед которой стоит Человек в чёрном, неудержимо тянет Одри в её прошлое.
Некоторые могут подумать, что этот персонаж представляет Джозефа Растона, отца Одри. Но хореограф отказывается придавать ему большое значение. Бросив свою дочь, Человек в чёрном оставил после себя ужасную пустоту. Эта загадочная фигура олицетворяет также заброшенность, страх и все амбивалентные чувства мужской личности, которые прошли через жизнь Одри. Кроме того, чёрный силуэт стал абстрактным представлением её стремления к любви и её страха смерти.
Музыка: «Девушка и смерть» (Франц Шуберт), «Розамунда» (Франц Шуберт).
Исполнители: Одри Хепбёрн (подросток) – Луиза Джабри; мать героини – Нелли Суляж; Человек в чёрном – Мохамед Сайед; Балерины – Харука Арига, Шиори Мацушима, Капюсин Огоновски.
.

ПАРИЖ.

«Красота – это лучшая версия самого себя».
В 1952 году Билли Уайдер пригласил Одри Хепбёрн на роль Сабрины в одноименном фильме. С беспрецедентной смелостью Одри обращается за помощью к молодому французскому кутюрье, которого нашла во время пребывания во Франции. Юбер де Живанши только что открыл свой собственный Дом моделей. Кутюрье не сразу обращает внимание на Одри, когда она заходит в его ателье на авеню Георга V; он убеждён, что у него назначена встреча с великой Кэтрин Хепбам. Ещё не пользующаяся международной известностью, молодая женщина с изящной фигурой, очаровательными глазами и наивным шармом, тем не менее, вызывает любопытство Юбера. Чтобы убедить его нарядить её для своего следующего фильма, Одри приглашает его на ужин. Они — в согласии. Юбер покорён и соглашается создать костюмы для «Сабрины». Рядом с Хамфри Богар обаятельная Одри демонстрирует великолепное бальное платье цвета слоновой кости, расшитое цветами и отделанное чёрной каймой. Явное соучастие молодой актрисы и кутюрье очень быстро перерастает в искреннюю дружбу. Одри становится музой Юбера де Живанши, а также его верным другом. Только он знает, как преподнести восходящую кинозвезду.
«Одежда Живанши – единственная, в которой я чувствую себя самою. Он – больше, чем стилист, он – творец личности. Он придал мне внешность, пол, фигуру. Одетая им, я ничего не боюсь» – Одри Хепбёрн. По словам Юбера де Живанши, Одри – идеальная модель: «Она привнесла в одежду ту грацию, которая была в ней».
Одри назначает Живанши художником по костюмам для своих следующих фильмов. Таким образом, Юбер создаёт костюмы для кинокартины «Funny face», съёмки которой частично будут проходить в Париже. В этом мюзикле у звезды есть партнер Фред Астер! Это неотразимая радость для актрисы, которая втайне мечтала с ним танцевать. Фильм «Bonjour Paris!» становится мифическим и по-истине эталонным. Портнихи встречают Одри в маленьком салоне бутика Живанши на авеню Георга V. Манекены костюмерш украшают съёмочную площадку. В магазине возникает некоторый ажиотаж. Франсуа Модуит здесь тонко намекает на кадры фильм «Американка в Париже». Хотя Одри никогда не подавала заявку на получение американского гражданства, голливудская актриса неосознанно воплощает для широкой публики французский шик и шарм. Что касается выбора песен, то хореограф погружает нас в Париж 1950-х годов. Столица Франции в почете.
Музыка: «Джаз-сюита» (Дмитрий Шостакович), «Jolie mome» (Лео Ферре), «Padam» (Анри Кантэ), «Les feuilles mortes» (Жозеф Косма).
Исполнители: Официант кафе – Никола Лаззаро; Юбер де Живанши – Лоренцо Бернарди; Портнихи – Харука Арига. Шиори Мацушима, Капюсин Огоновски; Голос в ночи – Франческо Каффорио; все артисты труппы.

.
Антракт
.

ЭТО КРУТИТСЯ.

Одри, её мать и отец в картине «Воспоминания».

Одри, её мать и отец в картине «Воспоминания».

«Я не отношусь к своей жизни серьезно, но то, что я делаю в своей жизни, я делаю серьезно».
В начале 1960-х годов Одри находится на пике своей карьеры. Съёмочные площадки для неё были привычны. Водовороты СМИ и искусства иногда сбивает её с толку. У неё здоровье – хрупкое, но профессионализм остаётся неизменным. Сцена оживает, съёмки сменяют друг друга. Одри – это икона, её фильмы мифические. Техники суетятся вокруг неё, режиссёр за камерой ловит малейшее движение ресниц звезды. Одри демонстрирует знаменитое чёрное атласное платье, сделавшее культовой героиню фильма «Breakfast at Tiffany’s». Украшенная великолепным жемчужным ожерельем, в чёрных перчатках и с сигаретой в руке, Одри всех поражает. Восхитительная и божественная, она позирует на обложках журналов. Одри Хепбёрн – живая легенда.
Музыка: Концерт для фортепиано с оркестром (Лерой Андерсон), Прелюдии для фортепиано и Концерт для фортепиано с оркестром (Джордж Гершвин).
Исполнители: Режиссёр – Лоренцо Бернарди; Шеф съёмок – Никола Лаззаро;
Оператор – Мохамед Сайед; Старлеттки весны, лета, осени, зимы – Шиори Мацушима, Харука Арига, Нелли Сулаж, Капюсин Огоновски, соответственно; Roman holiday – Луиза Джабри; Fanny face – Виттория Пеллегрино; Holly golightly, Breakfast at Tiffany’s – Джеральдин Лукас; Фред Астер – Франческо Каффорио; все артисты труппы.
.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ.

«Есть путешествия, которые совершаются с одним багажом – с сердцем».
По мере того, как тень Человека в чёрном становится навязчивой, боль остается острой, а воспоминания накапливаются. Они накладываются друг на друга. В ходе поисков внутренней мудрости, которой Чёрный человек не даёт раскрыться, её ангажемент на пользу детства в ЮНИСЕФ позволяет Одри найти смысл жизни и заставляет её демонов несколько отдалиться.
Музыка: Симфония №9 (Филип Гласc), Песни (Франц Шуберт).
Исполнители: Одри Хепбёрн – Джеральдин Лука; Человек в чёрном – Мохамед Сайед; все артисты труппы.
.

МЕЖДУ СКОБОК.

«Я не прирожденная актриса, как таковая, я хочу выражать чувства».
Одри вместе с двумя танцовщицами, которые воплощают актрису в разном возрасте, стоят перед микрофонами и под фонограмму воспроизводят шлягер в стиле ретро. Звучит песня Генри Манчини «Moon river» («Лунная река»), удостоенная «Оскара». От этой картины, предвещающей финал, исходит ощущение покоя и нежности.
«Песня «Moon river» была написана для Одри. Никто другой никогда не понимал её так полно. Было более тысячи трактовок, но версия Одри, несомненно, является окончательной. Обычно я должен посмотреть готовый фильм, прежде чем сочинять музыку, но для картины «Breakfast at Tiffany’s» я знал, что написать для Одри, лишь прочитав сценарий» – Анри Манчини.
Музыка: «Moon river» (Анри Манчини).
Исполнители: Одри Хепбёрн (подросток) – Луиза Джабри; Одри Хепбёрн (молодая женщина) – Виттория Пеллегрино; Одри Хепбёрн – Джеральдин Лукас; все артисты труппы.

Масштабность и многоликость балетной феерии.

Для воплощения смелого замысла и сложной концепции постановщик балета избрал весьма специфический подход, который позволил создать крупное и многоликое произведение. Оно состоит из двух отделений, длящихся 55 и 50 минут, соответственно, к тому же содержащих 5 и 3 сценических картин. Каждая их них посвящена важном периоду в жизни О.Хепбёрн, и это символизируют цитаты её высказываний, включенные в титры сценических картин. Такое построение спектакля даёт возможность представить многие значимые аспекты личности героини, и было бы замечательно, если зрители могли бы «следовать за звездой Одри» согласно логике исторического развития событий. Драматургия спектакля выстроена достаточно чётко, но, к сожалению, зигзагообразно: 8 сценических картин отражают периоды жизни О.Хепбёрн в витиеватой последовательности, что затрудняет восприятие чрезвычайно широкой и насыщенной панорамы событий. Нужно с благодарностью подчеркнуть, что Ф.Модуи и биограф Каролин Ами проделали огромную подготовительную и постановочную работу, что получило достойное отражение в масштабном и многоликом спектакле. Однако, из-за чрезмерного обилия драматургического материала представление получилось перегруженным. Стремление Ф.Модуи показать как можно больше, естественно, сказалось на мизансценах и хореографии балета. Танцевальное действие развивается увлекательно и органично, но многие номера смонтированы, как в кинематографе, очень динамично, что придает спектаклю некую мозаичность, затрудняющую глубокое раскрытие психологической сути и внутреннего мира центральных персонажей. Не способствует этому и привлечение сразу трёх балерин для воплощения образа О.Хепбёрн.

Одри (Джеральдин Люка) в платье Живанши.

Одри (Джеральдин Люка) в платье Живанши.

Двухактный балет предстаёт в аскетическом оформлении, автор декораций – Люк Ледьё. В глубине свободной сцены периодически раскрывается большой экран, цветное свечение которого формирует определенный настрой в разных картинах. В каждой их них появляется достаточно простой реквизит, символизирующий время и место событий. Это, например, кресло и дерево, дверь и кровать, столик со стулом и манекены. Важный вклад в успех спектакля вносит световое оформление. Его богатая, колоритная партитура, которую искусно сочинили Ронан Лё Магорек и Анаис Парментье, позволяет придать сумрачному сценическому пространству сказочную магию, а в сочетании с задымлением чудесно выстроить воздушный графический рельеф. Наряду с многообразным использованием фронтального, бокового и верхнего освещения, периодически включаются локальные световые потоки, формирующие на сцене крупные кинематографические кадры и всевозможные эффекты.
Большое впечатление производит также красочная феерия сценических костюмов, которые вдохновенно придумала Мари Марэ. Богатая коллекция включает бальные платья и наряды, балетные туники и пачки…Среди этого великолепия потрясающе выглядит шедевр Юбера де Живанши, созданный специально для О.Хепбёрн. Однако при этом три портнихи знаменитого кутюрье почему-то одеты в простые чёрные платья. Более того, артисты в чёрных костюмах, к сожалению, слишком часто фигурируют на сцене, даже охваченной сумраком, что, несомненно, создает тягость и гнёт. Музыкальная фонограмма, составленная из произведений 15-и композиторов, является основой спектакля. Музыка разных стилей, направлений и жанров формирует многоликую атмосферу, в которой разворачивается сложное хореографическое действие. Мозаичность звучащей музыки, соответственно, сказывается на танце и придаёт структуре балета аналогичную мозаичность, которая хотя и генерирует в спектакле важную многоликость, но одновременно размывает глубину и яркость представляемых образов и событий. Структурные и композиционные просчёты в значительной мере компенсируются достоинствами хореографии и профессионализмом артистов.

.

Торжество балетной классики и блистательное исполнительство.

 

Три Одри (слева-направо) - Луиз Джабри, Виттория Пеллегрино, Джеральдин Люка.

Три Одри (слева-направо) – Луиз Джабри, Виттория Пеллегрино, Джеральдин Люка.

Одухотворенная хореография Ф.Модуи и высокое исполнительное мастерство его интернациональной труппы – главное и несомненное достоинство балета «В глазах Одри». Преданно следуя лучшим традициям французской школы классического танца, Ф.Модуи с большой фантазией сочинил двухактное хореографическое действие, в котором выразил не только главные моменты жизни незабвенной О.Хепбёрн, но и многие аспекты этой легендарной личности. Широко используя богатейшую лексику балетной классики и джаз-танца, талантливый хореограф искусно выстроил увлекательную хореографическую феерию, в которой ярко сверкают и органично переплетаются сольные вариации и лирические дуэты, драматические трио и праздничные квартеты, позволяющие солистам полноценно показать все грани их танцевального и артистического мастерства. Образ О.Хепбёрн интерпретируют три замечательные балерины – Луиз Джабри, Виттория Пеллегрино и Джеральдин Люка. Каждая из них захватывает своей трактовкой прекрасного образа, особой грацией и экспрессией вдохновенного танца. В отточенных партиях балерины возрождают чарующие линии облика и дивные грани души легендарной кинозвезды. Для каждой балерины хореограф скрупулёзно сочинил разные по темпераменту и рисунку вариации, но по духу и сути они поразительно едины, ибо каждая Одри (подросток, молодая женщина и кинозвезда) является частью целостного образа героини. Наиболее утончённо и проникновенно это выражено в феноменальном дуэте двух Одри – молодой женщины и кинозвезды, вступающих в интимный, духовный диалог, который гениально разворачивается в обворожительном танце возле зависшего зеркала театральной гримерной. В гипнотическом дуэте разновозрастных героинь участвует и Человек в чёрном: словно предвестник смерти, он периодически появляется и прерывает мистический диалог, вступая в танцевальный дуэт и увлекая его участниц в темноту бездны…
Образ Человека в чёрном превосходно воплощает пластичный и артистичный Мохамед Сайед. наделенный внутренней силой и демонической магией. Хрупкое и эфемерное видение является как хореографическим, так и театральным озарением, истоки которого, несомненно, связаны с творчеством Мориса Бежара, который с детства был одержим чудом театра.
Сильное впечатление производит также напряженное и экспрессивное трио в картине «Воспоминания», в которой под взволнованную музыку Ф.Шуберта «Девушка и смерть» предельно выразительно обнажаются драматические взаимоотношения матери и отца юной Одри. Страстное трио потрясающе исполняют, соответственно, Нелли Сулаж, Мохамед Сайед и Луиз Джабри. Лучших комплиментов заслуживают все 11 солистов, среди которых нужно особо отметить блистательных танцовщиков. Это, прежде всего, итальянские виртуозы – Лоренцо Бернарди и Никола Лаззаро, поражающие высокими прыжками, стремительными пируэтами и сложными каскадами. Японские танцовщицы Харука Арига и Шиори Мацушима восхищают изяществом и грациозностью, а также музыкальностью и элегантность филигранного танца.

Две Одри (слева-направо) - Виттория Пеллегрино, Джеральдин Люка.

Две Одри (слева-направо) – Виттория Пеллегрино, Джеральдин Люка.

Необычайно интересно предстают многочисленные и разнообразные ансамбли: затейливо выстроенные и щедро насыщенные эффектными связками и синхронными движениями, они ярко сверкают балетной лексикой и магией причудливых метаморфоз, в которых исполнители успешно демонстрируют танцевальную технику и сценическую дисциплину. Следуя уникальной стилистике и рафинированной музыкальности Джорджа Баланчина, Ф.Модуи с искренним наслаждением не только прославляет классический балет, но и оказывает почести его шедеврам, цитируя, в частности, знаменитую картину стройных силуэтов танцовщиц на фоне голубого экрана – дивное видение из гениального балета Харальда Ландера «Этюды», созданного для Королевского датского балета в 1948 году.
В заключении нужно поздравить Франсуа Модуи и 20 артистов его труппы с грандиозным успехом в парижском Театре Елисейских Полей, где впервые был показан двухактный балет «В глазах Одри». Восторженная публика необычайно горячо и очень долго приветствовала всех исполнителей великолепного спектакля. Овациям казалось не будет конца! В связи с этим хотелось бы выразить пожелание Баптисту Шарроингу – новому генеральному директору Театра Елисейских Полей (с 2025 года), о проведении на его сцене ежегодных гастролей Хореографической труппы Франсуа Модуи. Такое решение поможет шире популяризировать творчество талантливого хореографа и одновременно сохранять, к сожалению, увядающие во Франции великие традиции балетной классики. Да здравствует высокое искусство классического танца !!!

(*) RESMUSICA -15 avril 2024

Crédits photos:  E. Flaudrin, D. Herrero, D. Robin, D.R.