«БОГЕМА» В ЛА СКАЛА : БЕССМЕРТИЕ ШЕДЕВРА ДЗЕФФИРЕЛЛИ
25/08/2015 – Виктор Игнатов
19 августа – 1сентября, Teatro alla Scala, Milano
Миланский театр Ла Скала показывает самую популярную оперу Джакомо Пуччини «Богема» в постановке гениального режиссера и художника Франко Дзеффирелли. Феноменальный спектакль, созданный более полувека тому назад, является гордостью знаменитого театра. Особенность и достоинство нынешней, 22-й, серии представлений – участие в исполнении спектакля Венесуэльского хора и Симфонического оркестра имени Симона Боливара под управлением Густаво Дюдамеля. Благодаря таланту и темпераменту дирижера, музыка оперы звучит необычайно ярко, контрастно и проникновенно. Центральные партии Мими и Рудольфа превосходно исполняют Мария Агреста и Витторио Григоло.
Среди 25 000 оперных спектаклей, которые ежегодно показывают на театральных сцена мира, постоянно лидирует трагедийно трио – «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе и «Богема» Пуччини. Немеркнущая популярность этих произведений подчеркивает их абсолютное совершенство в аспекте как музыкальном, так и драматическом.
Классик итальянской оперы и наследник Верди, Дж.Пуччини (1858-1924) в своих произведениях достиг вершин в жанре лирико-психологической драмы, начало которому было положено вердиевской «Травиатой». Певец любви, Пуччини, как никто иной, сумел выразить взаимоотношения и переживания простых людей, их доброту и нежность, сострадание и сопереживание. Композитор пленяет красотой и пластичностью мелодий; его музыкальный язык отличается богатством гармоний и разнообразием оркестровки, что позволяет раскрыть сложный психологический мир героев, создать разнообразные многогранные характеры.
Четырехактная опера «Богема» была написана на либретто Л.Иллики и Дж.Джакоды. Сюжетную основу составили события книги А.Мюрже «Сцены из жизни богемы, изданной в Париже в 1851 году, в которой впервые в литературе появились новые герои – представители полуголодной артистической молодежи. Их жизнь Пуччини знал не понаслышке. Он сам вышел из этой среды, и в образе одного из персонажей, поэта Рудольфа, четко проявились автобиографические черты. Обращение Пуччини к единственной из книг Мюрже тоже не случайно: для композитора это произведение было во многом автобиографично. Обучаясь в Милане, он бедствовал, жил в крошечно комнатушке, деля её с кузеном, часто голодал, прятался от кредиторов, конфликтовал с домовладельцем. В работе над либретто композитор сам написал план и характеры действующих лиц. Они во многом изменены и опоэтизированы по сравнению с книгой Мюрже. Пуччини был настолько захвачен сочинением оперы, что начал сочинять музыку в 1894 году, не дожидаясь завершения работы над либретто. В конце 1895 года «Богема» была закончена. Её премьера состоялась 1 февраля 1896 года в Турине. Прием оказался не слишком восторженным. Однако успех нарастал с каждым спектаклем.
Ла Скала – колыбель и олимп «Богемы» Пуччини
Миланский театр впервые показал «Богему» 15 марта 1897 года, то есть год спустя после премьеры в Турине; было дано 15 представлений. Спектакль пользовался огромным успехом, и театр Ла Скала регулярно его возобновлял в новых сценических версиях и с разными дирижерами. В декабре 1990 и 1924 года «Богему» дирижировал Артуро Тосканини, в марте 1955 года – Леонард Бернстайн. В январе 1963 года на сцене Ла Скала появилась «Богема» в гениальной постановке Франко Дзеффирелли; это стало событием эпохальным. Благодаря великому таланту постановщика, «Богема» получила сценическое бессмертие. Впервые в истории оперного искусства спектакль идет уже 52 года (!), и время его не старит. Наоборот, на фоне модных и эпатажных поделок современных режиссеров «Богема» в постановке Дзеффирелли приобретает большую драматическую силу, сценический масштаб и театральную значимость. Интересна эволюция этой сценической версии. В 1963 году было дано 12 представлений: оркестр Ла Скала возглавлял Герберт фон Караян, партию Мими пела незабвенная Мирелла Френи. Затем спектакль возобновляли 21 раз, в каждой серии было около 10 представлений. Сейчас он идет в сценической версии 16-й серии (1996), но с костюмами 17-серии (2000), созданными Пьеро Този. Спектакль восстановил Марко Гандини, костюмы – Альберто Спиаззи. Нужно сказать, что в предыдущей, 21-й, серии (2012) главные партии пели Анджела Георгиу, Мария Агреста, Анита Хартинг, Анна Нетребко (Мими) и Пётр Бечала, Витторио Григоло (Рудольф). В нынешней, 22-й, серии – 7 представлений: партию Мими исполняют Мария Агреста и Эйлин Перез, партию Рудольфа – Витторио Григоло и Рамон Варгас.
Оперные аспекты творчества Дзеффирелли
В чем же секрет уникального долголетия «Богемы» в постановке Дзеффирелли? Ответ достаточно лаконичен: сценография и мизансцены точно соответствуют гениальной партитуре и тексту либретто. Цветовое решение, манера компоновки сцены, чередование интерьеров и пейзажей следует согласно оттенкам партитуры и драматургии оперы. Режиссуру характеризует богатое воображение, исключительная музыкальность и кинематографичность мизансцен, точные находки и оригинальные новации, выразительная пластика и богатая мимика. В костюмах – разнообразие и красота цвета, функциональность в создании образов персонажей, соответствие декорациям, принципу историзма и эстетике художественного реализма.
«Дать жизнь драматическому и музыкальному тексту, оценив его собственным критическим взглядом, не нарушать исторического смысла оперы и замысла композитора и при этом не впасть в «авантюризм», не чиня помех свободному, но все же строгому музыкальному произведению от Россини до Пуччини, – таков метод работы Франко Фзеффирелли», – написал Джанандреа Гаваццени. Искусство мастера всегда находится в гармонии с духом музыки, с историей оперы. Это является отличительной чертой режиссуры Дзеффирелли, сделавшей его мировой знаменитостью в наше время, опустошенное модами-однодневками, всевозможными искажениями. Верный своему художественному вкусу, стилю и любимому колориту, Дзеффирелли, как театральный художник, всегда предан тексту. Стремление иллюстрировать, интерпретировать и комментировать текст, чтобы погрузить зрителей в загадочный, воображаемый мир спектакля, – главная цель театральных проектов Дзеффирелли. Для многих современных режиссеров оригинальный текст, предназначенный для зрителей, – это лишь предлог для выражения собственной личности. Важнейшая особенность творческого стиля Дзеффирелли – точное и глубоко осмысленное соответствие драматургии произведения, а также фундаментальным принципам академического искусства, в совершенстве освоенным в молодости. Дзеффирелли сумел постичь и гармонизировать искусство зрелищных пропорций, а затем и применить его к характерным особенностям оперы. Умению строить сценическое пространство он обязан перспективе, увиденной у знатных тосканцев. У великих живописцев и архитекторов Италии он обучался высокому искусству и правилам художественного вкуса.
Режиссер и театральный художник – это не только одна из граней таланта Дзеффирелли, но и неотъемлемая часть его творчества. Суть его искусства – красота и гармония. Свою карьеру он начинал как театральный художник, поэтому все его постановки необычайно живописны. Цвет и композиция были на службе призвания и страсти к театру. Спектакли Дзеффирелли напоминают живые картины и художественные фильмы. Свежий творческий взгляд режиссера, потрясающая способность к правдивости и естественности свершили истинный переворот на оперной сцене.
Франко Дзеффирелли родился 12 февраля 1923 года во Флоренции, где в 1941 году закончил Академию изящных искусств, а после Второй мировой войны – Университет изобразительного искусства и архитектуры. В 1946 году начал карьеру театрального художника и художника по сценическим костюмам. Годом позже принял участие в киносъемках в качестве ассистента у Лукино Висконти. Затем работал с кинорежиссерами Витторио де Сика и Роберто Росселлини. В 1954 году художник-декоратор превращается в режиссера-постановщика: он ставит свой первый оперный спектакль в театре Ла Скала – «Золушку» Россини. дирижирует Карло Мария Джулини. Творческий потенциал Дзеффирелли и его страсть к театру постоянно возрастают. Он активно работает в кино, в драматическом и оперном театре. За полвека великий мастер создал почти полсотни оперных спектаклей, треть из них – для театра Ла Скала. Среди этих постановок «Богема» Пуччини – сценический шедевр! Добротная классика в гениальной сценической версии остается непревзойденной.
Аспекты постановки
Важнейшее достоинство спектакля – опоэтизированная реалистичность и романтическая кинематографичность оперных событий. Искусно поставленные и филигранно разработанные мизансцены захватывают своей красотой и динамикой. Даже в больших дуэтах влюбленные герои, Мими и Рудольф, часто меняют свои позы, а жесты обновляются практически на каждой музыкальной фразе. Это придает вокальным номерам чарующую зрелищность, подчеркивает искренность и подлинность взаимоотношений героев. Подобно гениальному французскому режиссеру Патрису Шеро, Дзеффирелли искусно управляет артистами. Они движутся естественно и выразительно, своей богатой и точной пластикой формируя образы персонажей. Режиссер широко пользуется экспрессивной жестикуляцией и сценической пластикой, типичной для Парижа, а также эффектно оживляет мизансцены участием детей. В первом акте в мансарде появляются трое мальчишек: они приносят в корзинах купленную провизию; за эту услугу каждый мальчуган получает монету. Во втором акте целая ватага детей веселится и забавляется в предпраздничной толпе Латинского квартала. В Третьем акте ранним утром по улице проходит учитель с группой учеников: они азартно играют в снежки и немного шалят. Мизансцены и сценография органично связаны, и каждая дает широкие возможности для восхищения.
Сценография спектакля тщательно разработана в полном соответствии с эпохой оперных событий. Они разворачиваются в Париже приблизительно в 1930 году. Под этот же временной период стилизованы и сценические костюмы. Они находятся в полной гармонии со сценографией спектакля. Режиссер превосходно организовал все сценическое пространство. В первом акте действие происходит в бедной, но живописной мансарде, в которой обитают четыре друга. Одно из окон холодной мансарды находится даже на потолке. Под потолок периодически взлетает и корзина с провизией, что придает динамику сценическом пространству. Более масштабно и необычайно живописно оно выстроено во втором акте.
Театральный занавес открывается под восторженные аплодисменты зрителей в зале и мелодичный гул сотни артистов, находящихся на сцене. На двух её ярусах предстает предпраздничная суета накануне Рождества в многолюдном Латинском квартале. Описать это сценическое чудо невозможно. Все происходящее настольно живописно и театрально, что от эстетического шока останавливается дыхание… На длинном бульваре улыбчивые продавцы зазывают прохожих в свои в киоски и лавки. Среди оживленной толпы вышагивают на ходулях клоуны и бегают дети. Они с шумом окружают повозку с игрушками, которую везет серый ослик. В упряжке с лихим белым конем выезжает коляска, из неё сходят гризетка Мюзетта и её богатый покровитель. Словно по волшебству, нижний ярус сцены на глазах у зрителей превращается в уютное кафе «Momus»: в нём снуют официанты, обслуживая многочисленных клиентов, красиво одетых дам и господ. Здесь разворачиваются радостные и забавные сцены с участием основных персонажей спектакля. Апофеозом феерического сценического пиршества становится праздничное дефиле гвардейского полка и его оркестра: в ярких мундирах гвардейцы и оркестранты, играющие на своих инструментах, картинно маршируют на верхнем ярусе сцены под радостные приветствия толпы парижан на фоне светящихся окон живописного квартала.
Третий акт – вновь шок восхищения от живописности сценографии: на сумрачно-синей сцене в морозной февральской дымке видны огромные стволы деревьев, справа – высокая ограда городской заставы и кабачок со светящимися окнами. В центре белой заснеженной сцены – замерзший фонтан. Искусное мягкое освещение и мерно падающие пушистые хлопья снега придают картине сказочную красоту и поэтическое очарование, столь необходимое для рассказа о взаимоотношениях героев, которые становятся жертвой своих противоречивых чувств, обрекающих каждого из них на страдания в одиночестве.
В четвертом акте события вновь происходят в старой мансарде. Как и в предыдущих актах, режиссер ювелирно выстраивает мизансцены, пленяя точностью, живостью и пластичность каждого пассажа: четверо друзей остроумно расправляются со скудной едой, устраивают комические танцы и шуточную дуэль. Наиболее утонченно и проникновенно поставлена финальная сцена смерти Мими, являющаяся драматическим апогеем спектакля. Здесь нет впечатляющей динамики. Персонажи лишь иногда движутся плавно и мягко; сценическое действие заторможено и сконцентрировано на умирающей от чахотки Мими. Она лежит на кровати в центре сцены.
В момент смерти у Мими безжизненно склоняется голова и падает рука. Стоящий рядом, Коллен кладет руку на неподвижное тело героини. Но рука падает, и он вновь её поднимает, она опять падает. Тройной повтор одного жеста подчеркивает неверие Коллена в смерть Мими. Наконец, осознав это, он плачет, как ребенок, зажав лицо руками, чтобы никто не видел. Мюзетта всё сразу поняла и беззвучно рыдает. Пораженные смертью Мими все замирают в шоке, но Рудольф этого не видит. Стоя спиной к кровати, он закрывает окно шторой, чтобы свет не мешал спать Мими. Но вот герой поворачивается и столбенеет от горя. Здесь на первый план выходит гениальная музыка: она выражает глубокую скорбь персонажей и трагический финал возвышенной, поэтической любви героев. От острой боли и горя оркестр поистине взрывается. Столь мощного, пронзительного и мучительного звучания музыки мне ранее не приходилось слышать. Последний душераздирающий зов Рудольфа – «Мими!!!», вызывает нервную дрожь и слезы у публики.
Аспекты исполнительства
Важным достоинством спектакля является участие в нем Боливийского симфонического оркестра имени Симона Боливара под управлением Густаво Дюдамеля. Благодаря его необычайно красочной и контрастной интерпретации оперной партитуры, музыка Пуччини звучит поразительно ярко и рельефно. Талантливому дирижеру на редкость удается выявить и акцентировать тончайшие психологические и эмоциональные нюансы произведения, а главное полноценно выразить магическую глубину и силу его музыкальной драматургии. Гармоничное звучание оркестра завораживает то пламенной страстью, то нежной теплотой, но привилегированной доминантой в спектакле все-таки является вокал. Оркестр внимательно и почтительно аккомпанирует певцам, и они своим высоким искусством доставляют истинное наслаждение.
Среди замечательных солистов триумфатором является прославленный итальянский тенор Витторио Григоло, ослепляющий искрометным талантом. В партии Рудольфа он восхищает богатым сильным голосом и дивным экспрессивным пением, виртуозным артистизмом и пылкой трактовкой романтического образа влюбленного поэта. Высокое исполнительское искусство Григоло не только украшает спектакль, но и блистательно демонстрирует великолепие итальянской вокальной школы. Словно соловей, певец легко и с явным наслаждением взлетает на высокие ноты, завораживает тончайшей нюансировкой задушевного пения на нежнейшем piano.
Итальянское сопрано Мария Агреста убедительно и трогательно воплощает образ бедной вышивальщицы Мими, музы и возлюбленной поэта, наделенной печальной судьбой. Певица чарует красивым гибким голосом и светлым лирическим пением. В роли Мюзетты выступает американское сопрано Анджель Блю. Она успешно демонстрирует свое вокальное и артистическое дарование. Образ обольстительной и кокетливой гризетки был бы более изящным, если бы пластика певицы была бы более воздушной и фривольной. Великолепно поёт партию художника Марселя итальянский баритон Массимо Каваллетти. Его густой бархатный голос струится свободно и вдохновенно. Замечательно исполняют партии музыканта Шонара и философа Коллена итальянские певцы, соответственно, баритон Маттья Оливьери и бас Карло Коломбара. Высоких комплиментов заслуживает Боливийский хор под управлением Лурдеса Саншеза. Гармония и красочность, экспрессия и живость хора, его динамичность и образность производят большое впечатление.
Великая опера Пуччини «Богема» в гениальной постановке Дзеффирелли и с превосходным составом исполнителей, несомненно, была и остается главной гордостью Миланского театра Ла Скала.
В 2004 году Дзеффирелли написал в предисловии к каталогу его выставки в Музее изобразительных искусств им.Пушкина в Москве (11 мая – 11 июля 2004):
«Разумеется, я не живописец в полном смысле этого слова, хотя живопись доставляет мне немалое наслаждение. Кроме того, за годы работы я имел возможность творить на гигантском холсте, которым являются сцена и экран с их богатейшим инструментарием выразительных средств».
Фотографии любезно предоставлены пресс-службой театра Ла Скала.
Crédits photos: Teatro alla Scala