МУЗЕЙНЫЕ ПОЧЕСТИ АНЖЕЛЕНУ ПРЕЛЬЖОКАЖУ
05/10/2015 – Виктор Игнатов

3 октября 2015 – 6 марта 2016, Centre national du costume de scène, Moulins

Чтобы прославить 30-летие труппы Балет Прельжокажа, Национальный центр сценического костюма (НЦСК) в Мулене подготовил великолепную выставку – «Анжелен Прельжокаж, танцевальные костюмы». Масштабная экспозиция (13 залов) организована как увлекательное путешествие в мир знаменитых спектаклей хореографа. Каждый из восьми залов посвящен определенному спектаклю: на витрине красуются костюмы на манекенах, возле них на экране проектируются видео-фрагменты постановки. Экспозицию дополняют фотографии и рисунки. Красной нитью выставки является сотрудничество Прельжокажа с писателями, композиторами, музыкантами, дизайнерами, художниками, модельерами и мастерами видео.

 

Le Centre National du Costume de scène (Национальный центр сценического костюма – НЦСК) был открыт 1 июля 2006 года во французском городе Мулен (Moulins), расположенном в 300-х километрах от Парижа. Это единственный в мире музей, полностью посвященный театральным костюмам. Обширные фонды музея включают произведения, являющиеся национальным достоянием и гордостью Франции. Уникальную, богатейшую коллекцию составляют 10 000 сценических костюмов, или 20 000 вещей, созданных для драмы, оперы и балета в крупнейших театрах, таких как Парижская национальная опера и Comédie-Française, на протяжении более двух столетий – от XIX века до наших дней.

Здесь собраны произведения, изготовленные по эскизам знаменитых художников – Жана Кокто, Мориса Утрилло, Фернана Леже, а также именитых модельеров, среди них – Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа, Ив Сен-Лоран. Гордостью коллекции являются сценические костюмы, в которых выступали легендарные артисты – Жан-Луи Барро, Мария Каллас, Режин Креспен, Жан Марэ, Рудольф Нуреев, Мадлен Рено…

Для ознакомления публики с коллекцией в залах НЦСК периодически проводятся тематические выставки. За 9 лет существования этого музея здесь были развернуты 19 экспозиций, среди них – «Костюмы Кристиана Лакруа» (2007), «Жан-Поль Готье – Режин Шопино: Дефиле» (2007), «Костюмы «Тысячи и одной ночи» (2008), «Рудольф Нуреев, жизненные вехи» (2009), «Русские оперы начала Русских балетных сезонов» (2009- 2010), «Наряды дивы» (2010), «Позади декораций в Comédie-Française и Парижской опере в XIX веке» (2012), «Кристиан Лакруа, «Ручей» – балет Парижской оперы» (2012), «Самые красивые цирковые костюмы» (2013), «Шекспир» (2014), «Опера-Комик и её сокровища» (2015). В 2013 году, отмечая 10-летие со дня смерти Рудольфа Нуреева, в НЦСК была развернута постоянная экспозиция «Коллекция Нуреева».

Весьма символично, что после легендарного Рудольфа Нуреева, ставшего иконой классического балета, НЦСК решил оказать почести метру современного танца – Анжелену Прельжокажу, выдающемуся хореографу Франции. В связи в 30-летием его труппы НЦСК подготовил выставку «Анжелен Прельжокаж, танцевальные костюмы». Работа по её формированию шла два года. В итоге была создана не только богатая галерея сценических костюмов (их 80), но и широкая панорама хореографического творчества Прельжокажа, автора 50-и постановок.

salle1_bДиректор НЦСК, комиссар выставки Дельфин Пиназа и сценограф Констанс Гисе организовали вернисаж для журналистов. Знакомство с обширной экспозицией проходило при активном участии Прельжокажа. Он рассказывал важные и удивительные моменты из своей творческой жизни, а также множество интересных историй, связанных с созданием ряда своих спектаклей.

Масштабная выставка развернута в 13-и залах. Восемь из них отведены для восьми знаменитых спектаклей, выбранных самим хореографом. Это балеты «Ромео и Джульетта», «Парад», «Парк», «4 сезона», «Белоснежка», «Сиддхартха», «1000 лет покоя», «Ночи», «Вертолет». Каждый спектакль имеет свой зал; его экспозиция организована оригинально и с большим вкусом. В большой темной витрине стоят черные манекены в сценических костюмах. Искусно расставленные, как танцевальные ансамбли, манекены поочередно оживают, благодаря направленным пучкам света. Самое удивительное состоит в том, что в левой части витрины на большом экране непрерывно проектируют видеофрагменты спектакля. Это позволяет увидеть сценические костюмы не только на неподвижных манекенах, но и на танцующих артистах. Важно и то, что рост артистов на экране и высота манекенов на витрине – одинаковы. Это придает удивительную гармонию визуализации сценических костюмов.

Краткий экскурс по масштабной выставке

salle1Зал №1 представляет творческий путь Прельжокажа, его карьеру хореографа, сотрудничество с выдающимися мастерами, а также историю рождения и развития Балета Прельжокажа. Основанная в декабре 1984 года, Труппа Прельжокажа получила престижный статус Национального хореографического центра в округе Марна в 1989 году. Через семь лет коллектив переехал в Экс-ан-Прванс, где, сохранив статус Национального хореографического центра, получил новое название – Балет Прельжокажа. В октябре 2006 года труппа обрела свой собственный дом – Черный павильон (Le Pavillon Noir). Театральное здание было построено по проекту известного архитектора Руди Риччиотти. В центре выставочного зала №1 установлен макет Черного павильона.

Зал №2 посвящен типологии сценических костюмов, созданных для многочисленных балетов Прельжокажа. Зал разделен на четыре секции; в каждой из них представлены костюмы и фотографии на определенную тему: одежды мужские и женские, обличия человеческой плоти и диких зверей.

salle2

romeo

Зал №3 воскрешает балет «Ромео и Джульетта», поставленный на музыку Прокофьева для Лионской оперы в 1990 году. Автор декораций и костюмов – Энки Билаль. Это был первый и необычайно интересный спектакль, созданный Прельжокажем по заказу театра. Хореографическое действие балета развивается в сумрачной, напряженной атмосфере, напоминая трагические события, как бы происходящие у Берлинской стены. Благодаря выразительным сценическим костюмам, оригинально разработанным в стиле журнальных рисунков, контрастно предстают враждующие семейства Капулетти и Монтекки, олицетворяющие власть и протест в современном обществе. В 1996 году спектакль «Ромео и Джульетта» вошел в репертуар Балета Прельжокажа; сценические костюмы были сделаны по эскизам Фреда Саталя.

 

parade

 Зал №4 представляет балет «Парад», поставленный на музыку Эрика Сати. Авторы сценографии и костюмов – Аки Курода и Эрве Пьер, соответственно. Премьера балета состоялась в 1993 году в Парижской опере, по приглашению которой Труппа Прельжокажа показала программу «В честь Русских балетов Сергея Дягилева». Программу составили балеты «Парад» и «Свадебка», а также миниатюра «Видение розы». Основой сценографии балета «Парад» является театральный задник, разрисованный черно-белыми пятнами, и большая красная арка, установленная на авансцене. Танцевальное действие разворачивается эффектно и динамично под руководством самого хореографа. В клетчатом смокинге и с рупором, он, как церемониймейстер, является центральной фигурой представления. Балет исполняют 14 артистов; они воплощают разные образы и танцуют в академических трико и геометрических пачках, шелковых купальниках и велюровых костюмах, напоминая бравых героев американских комиксов. Сценические костюмы впечатляют яркостью цвета и спецификой кроя, стилизованного под моду 20-х годов ХХ века.

 ParcЗал №5 прославляет балет «Парк», поставленный на музыку Моцарта с фрагментами звуковых композиций Горана Вежвода. Авторы декораций и костюмов – Тьерри Лепруст и Эрве Пьер, соответственно. «Парк» был создан по заказу Парижской оперы в 1994 году и стал одной из главных вершин в творчестве Прельжокажа. За постановку балета хореографу был вручен престижный Приз «Benois de la Danse» на сцене Большого театра России в Москве. Впоследствии этот гениальный спектакль появился в репертуаре Мариинского театра и Миланского театра Ла Скала. На создание «Парка» Прельжокажа вдохновили галантные отношения, достигшие расцвета во Франции в эпоху XVII и XVIII веков. Хореография балета выстроена как идиллические игры и любовные забавы девушек и юношей, которые изящно танцуют и мило флиртуют во дворцовом парке. При разработке сценических костюмов Эрве Пьер следовал эстетике моцартовской эпохи. Талантливый кутюрье также использовал специально изготовленные для балета ткани, типичные для выбранного исторического периода. Благодаря искусству модельера и хореографа, балет восхищает дивными костюмами и прелестными танцами. Хореография настолько органично связана с музыкой, что порой кажется, будто Моцарт сочинил её специально для Прельжокажа!

quatre sasaisonЗал №6 посвящен балету «4 сезона», поставленному на музыку Вивальди «Времена года». Автор сценографии и костюмов «POF» – Фабрис Ибер. Спектакль был создан в 2005 году, чтобы отметить 20-летие Труппы Прельжокажа. Премьера состоялась на Фестивале современного танца в Монпелье. Постановка впечатляет своим оформлением. Для воплощения четырех сезонов года Фабрис Ибер придумал оригинальную декорацию неба с метеорологическими элементами, падающими на сцену, словно снег и дождь, ветер и вихрь. В спектакле участвуют симпатичные и странные персонажи – Ёжик и Человек-губка, костюм которого сделан из настоящих губок. Балет поставлен с богатой выдумкой и смелой новацией; в представлении смешиваются классическая музыка, современный танец и причудливая фантазия Фабриса Ибера.

Залы №7 и №8 представляют подготовительные работы, выполняемые при создании костюмов и при постановке балетов Прельжокажа. В этих залах, благодаря видео-интервью хореографа, можно познакомиться с историей изготовления костюмов ко всем восьми балетам Прельжокажа, подробно представленных на выставке.

Зал №9 посвящен балету «Белоснежка», поставленному на музыку Малера. Авторы декораций и костюмов – Тьерри Лепруст и Жан Поль Готье, соответственно. Премьера спектакля состояла на Биеннале танца в Лионе в 2008 году. Желание создать балет на сюжет сказки братьев Гримм привело Прежокажа к сотрудничеству со знаменитым парижским кутюрье. Их плодотворный творческий тандем позволил по-новому представить сказочную историю; она оказалась на редкость современной и необычайно интересной как для детей, так и для взрослых. Страстно увлеченный драматургическим замыслом хореографа, Готье создал 60 сценических костюмов. Их ретушировали прямо на артистах, а по ходу спектакля быстро и кардинально модифицировали согласно развитию хореографии.

blancheneigebis

Зал №10 посвящен балету «Сиддхартха», поставленному на музыку Бруно Монтавани, специально написанную по просьбе Прельжокажа. Авторы сценографии и костюмов – Клод Левёк и Оливье Берио, соответственно. Спектакль, созданный по заказу Парижской оперы в 2010 году, является хореографической адаптацией роман;а Германа Гесса «Сиддхартха». Прельжокаж знакомит зрителей с историей долгой и сложной жизни Сиддхартха Гаутама, основателя буддизма, который в поисках мудрости решается на отчуждение от мира. Сценические костюмы играют на двойственности цвета и стиля. В черных строгих одеждах безликие танцовщики в мотоциклетных касках хаотически движутся, символизируя смерть. Черному трагическому миру противопоставлен воздушный образ Просветления, который олицетворяет женская фигура в белой вуалевой тунике. Благодаря Просветлению, Сиддхартха Гаутама, сын индийского царя, находит путь к мудрости.

boudha

milleansЗал №11 представляет балет «1000 лет покоя», поставленный на музыку Лорана Гарнье. Авторы сценографии и костюмов – Субод Губта и Игорь Шапурин, соответственно. Спектакль был создан в Большом театре России в 2010 году в рамках исторического Года Россия-Франция. В постановке участвовали 10 танцовщиков Большого театра России и 11 танцовщиков Балета Прельжокажа. Драматургическую основу балета составляют философские размышления хореографа над библейским текстом «Откровение Иоанна Богослова». Представление разворачивается на сцене с тревожной декорацией под разнородную и сумрачную музыку. Известный московский куюрье обрядил исполнителей балета в короткие белые туники, плиссированные шорты и одежды из джерсовых, шелковых и хлопковых тканей, которые обеспечивали танцовщикам полную свободу движений. В балете мужчины олицетворяют разногласия, женщины – мир. Хаотическая хореографическая фреска вызвала острые споры как у московских зрителей, так и у взыскательных критиков.


Зал №12 посвящен балету «Ночи», поставленному на музыку Наташи Атлас, Сами Бишай и 79D. Авторы сценографии и костюмов – Констанс Гисе и Аззедин Алайя, соответственно. Премьера 48-го произведения Прельжокажа состоялась на сцене Прованского Большого Театра в Экс-ан-Провансе в 2013 году. На создание балета хореографа вдохновили арабские сказки «1001 ночь». Спектакль, пронизанный чувственностью и эротикой, ставит важный и актуальный вопрос о положении женщины в современном обществе. Сценические костюмы, созданные известным кутюрье, подчеркивают женственность и мужественность многочисленных персонажей балета. В спектакле хореограф дает свою версию сказкам. Они ярко предстают, словно красочные маски на полотнах импрессионистов, и становятся одой эротике.

nuits

Большой зал возрождает спектакль «Вертолёт», поставленный на музыку Штокхаузена; она звучит в исполнении Вертолет-квартета. Авторы костюмов и видео-оформления – Сильви Мейниэль и Хольгер Фортерер, соответственно. «Вертолет» создан по заказу Биеннале танца в Валь-де-Марне в 2001 году. Спектакль родился, благодаря увлечению хореографа музыкой немецкого композитора и новой композиционной абстракцией. В этой постанове Прельжокаж пытается приблизиться к мечте Штокхаузена: с помощью танцевальных средств осуществить визуализацию музыки, чтобы каждый смог её увидеть. Пьесу исполняют шесть танцовщиков в сопровождении не только музыки, но и звука работающих вертолетных турбин. Благодаря эффектному видео-оформлению, на белой сцене постоянно проектируется фантастические компьютерные картины. Черно-белые графические изображения, падающие с колосников, покрывают танцующих артистов причудливыми видео-орнаментами. При этом исполнители воспринимаются как подвижные элементы абстрактных композиций. Необычайно интересный спектакль завораживает трюками, которые возникают вследствие взаимосвязи артистов с компьютерным видео: на сцене-экране вокруг каждого танцовщика возникают и расплываются волновые круги светотеневой графики; её метаморфозы связаны с характером и темпом движения артистов.

helicoptere2

Большой зал снабжен проекционной и компьютерной техникой, созданной для спектакля «Вертолет». Это позволяет здесь имитировать некоторые его фрагменты. На экране, расположенном на торцевой стене зала, идут видео-проекции с танцующими артистами. Они отражаются на зеркальных боковых стенах зала. Самым удивительным является белый пол; он служит экраном для компьютерной видеографики. Посетители выставки здесь с удовольствием прогуливаются и даже немного танцуют, что сопровождается появление на полу графических волновых всплесков и вихрей, которые вызывают у всех удивительные ощущения и сильные эмоции. Последний зал выставки является её апогеем!

Послесловие

В связи с празднованием 30-летия Балета Прельжокажа и проведением выставки «Анжелен Прельжокаж, танцевальные костюмы» уже изданы:

- уникальная монография «PRELJOCAJ Angelen», автор текста – Поль-Анри Бизон; Edition La Martinière, 250 документов, 256 стр. Книга подробно освещает творческий путь хореографа и 30 его балетов – от «Черного рынка» до «Возвращения в Берратам», премьера которого состоялась в этом году в Папском дворце на фестивале в Авиньоне.

- хорошо иллюстрированная брошюра «Angelen PRELJOCAJ.Costumes de danse», автор текста – Дельфин Пиназа; Edition CNCS, 48 стр. Брошюра представляет 8 знаменитых спектаклей хореографа, которые подробно отражены на выставке в Мулене.

- красивая почтовая марка «Анжелен Прельжокаж. Праздник марки».

Crédits photos : Victor Ignatov