ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ БАЛЕТА ПРЕЛЬЖОКАЖА
12/10/2015 – Виктор Игнатов

10 октября 2015, Théâtre National de Chaillot, Paris

Чтобы отметить 30-летие труппы Балет Прельжокажа, Дидье Дешам, директор Национального Театра Шайо устроил большой праздник. В фойе театра вокруг установленной сцены собрались многочисленные друзья и поклонники таланта Анжелена Прельжокажа, выдающегося французского хореографа. Программа вечера была неординарной и разнообразной. Концертные номера артистов чередовались с массовыми танцами публики. Незабываемое впечатление произвела театрализованная ретроспектива творчества Плельжокажа: её эффектно представил известный танцовщик и хореограф Оливье Дюбуа. Апофеозом юбилейного вечера стали поздравления Дешама и слова благодарности Прельжокажа, огромный праздничный торт и шампанское для всех зрителей. 

Deschamps_Preljocaj

Дидье Дешам и Анжелен Прельжокаж

Дидье Дешам, возглавляющий Национальный Театр Шайо с июля 2011 года, часто использует большое историческое фойе театра для показа разного рода спектаклей и для проведения праздников. Вечером 10 октября фойе парижского театра украсили изящные декорации, созданные для балета Прельжокажа «Ночи», поставленного в 2013 году на сюжеты арабских сказок «1001 ночь». В качестве прелюдии юбилейного торжества на большом экране непрерывно демонстрировали фрагменты спектаклей, составляющих репертуар Балета Прельжокажа. В центре просторного холла была установлена небольшая сцена, вокруг которой расположились зрители, причем не только на стульях, но и сидя на полу. Вечер собрал сотни почитателей Прельжокажа, его коллег и друзей. Все были искренне рады встречи и празднику в престижном театре. Казалось, что на юбилей труппы собралась большая, дружная семья. Здесь царила необычайно радушная, доверительная атмосфера.

duoHall

Вечер открыл известный хореограф Мишель Келемениц, директор Дома танца в Марселе. В связи с 30-летием Балета Прельжокажа он восстановил для двух танцовщиков своей труппы дуэт, который сочинил вместе с Прельжокажем в 1984 году. В то время Келемениц и Предльжокаж были артистами труппы Доминика Багуэ. Начав репетировать новую пьесу «Déserts damour» («Пустыни любви»), Багуэ неожиданно объявил, что уезжает в Индию и попросил артистов труппы придумать соло и дуэты. В течение 25 секунд Келемениц и Прельжокаж сочинили дуэт, который потом получил развитие и стал самостоятельной пьесой с названием «Aventure coloniale» («Колониальное приключение»). Премьера пьесы состоялась на Фестивале танца в Монпелье в 1984 году, затем этот дуэт увидели в Париже на открытии Театра современного танца.

Теперь в Национальном Театре Шайо под музыку Марка Кханна «Колониальное приключение» представили Люк Бенар и Бенжамен Дюр. Несмотря на сложный рисунок абстрактного дуэта, танцовщики, одетые в оригинальные костюмы Анник Гонсалвес, точно и динамично исполнили памятную пьесу.

Энергичный церемониймейстер юбилейного вечера австрийский хореограф Кристиан Юбл вместе с танцовщицей Каролин Блан и DJ Moulinex периодически, между концертными номерами, устраивали коллективные танцы для зрителей. Под разнообразную ритмичную музыку в холе театра публика с удовольствием исполняла латиноамериканские, фольклорные и современные танцы. В концертной программе участвовали артисты разных жанров. Оригинальный номер «Pot-pourri» показал танцовщик и хореограф Жорж Аппекс. Его довольно странная мистическая импровизация впечатляла интересными пластическими новациями.

SteceCohenВесьма удивительным и эпатажным было выступление Стивена Коэна, широко известного своими провокационными перформансами. Еврей, родом из Южной Африки, он живет во Франции. Маргинальное творчество Коэна исходит от неординарности его яркой личности и гомосексуальности. Коэн был артистом труппы Атлантический балет Режин Шопино, потом получил статус резидента в Центре искусств Михаила Барышникова, затем в Центре изучения перформансов в Нью-Йорке. Коэн выступал в Папском дворце на Фестивале в Авиньоне (2012), на эспланаде Трокадеро в Париже (2013), на разных сценах в США и Дании (2013-2015). Для юбилейного вечера Балета Прельжокажа артист приготовил сюрприз, однако его показ вызвал явное смущение у зрителей. В ходе выступления Коэн экстравагантно демонстрировал свои гениталии, затем исполнил эпатажный тюк: приложив стеклянную «утку» к своему заду, артист помочился, перелил в бокал содержимое «утки», ставшее как бы бордовым вином, и его выпил.

itoЯпонская танцовщица и хореограф Каори Ито, бывшая артистка труппы Прельжокажа, гипнотически исполнила фрагмент из своей новой пьесы «SoloS», поставленной на музыку Гийома Перре. Пьеса родилась в ходе экспериментирования Ито, которая для интерпретации женских ролей всегда работала под мужским руководством. В своем «SoloS» танцовщица стремится через мужское видение представить женщину. В показанном фрагменте Ито ставит вопрос – как нужно интерпретировать робота, как перевоплотиться в его тело, одновременно искусственное и пластичное, механичное и эмоциональное?

DuboisКонцертную программу украсили несколько песен в исполнении Наташи Атлас. В 1999 году одаренная певица и композитор была удостоен Приза Victoire de la Musique. В 2013 году Прельжокаж поставил на музыку Атлас балет «Ночи», годом позже показанный в Национальном Театре Шайо. Родившаяся в Бельгии в англо-египетской семье, Наташа сочиняет прекрасную музыку. Она чарует восточным колоритом и задушевной мелодичностью.

AtlasНезабываемое впечатление произвело выступление Оливье Дюбуа. Известный танцовщик с 1999 года сочиняет хореографию. В 2007 году он основал свою труппу. В 2011 году журнал Dance Europe включил Дюбуа в 25 лучших танцовщиков мира. С 2014 года он является руководителем Национального хореографического центра в Рубе, Севера Па де Кале. Талантливый артист показал необычайно интересную сценическую зарисовку под названием «То, что осталось в моей памяти». С тонким юмором и богатой экспрессией Бенуа обворожительно рассказывал о значимых вершинах в творчестве Прельжокажа. Самое интересное было в том, что Оливье сам же и показывал отрывки из разных спектаклей Анжелена. Уже немолодой Дюбуа, заметно полысевший и с выдающимся животом, он однако исполнял многочисленные фрагменты поразительно динамично и технично, четко и выразительно, вызывая у публики горячие аплодисменты. В завершении театрализованного обзора творческого пути Балета Прельжокажа Оливье горячо поздравил Анжелена с юбилеем его труппы, и два хореографа радостно слились в дружеском поцелуе под долгие овации публики.

 

 

Апофеозом юбилейного вечера стало выступление Дидье Дешама. Директор Национального Театра Шайо высоко оценил вклад Прельжокажа в искусство современного танца. Взволнованный хореограф горячо поздравил свою труппу со славным юбилеем, поблагодарил всех артистов и персонал за их самоотверженный труд. Прельжокаж выразил свою особую признательность за повседневную помощь в течение 30-и лет Николь Саид, административному директору труппы. Анжелен сказал, что хотел бы проработать с Николь еще 30 лет. Затем зазвучала знаменитая песня «Happy birthday», и в холл привезли огромный праздничный торт, искрящийся бенгальскими огнями. Театр всех щедро угощал шампанским Besserat de Bellefon и парижскими эклерами. Публика и гости танцевали и веселилась до утра. Юбилей Балета Прельжокажа отпраздновали на славу!

Crédits photos, vidéo: Victor Ignatov