ЮБИЛЕЙНОЕ ПИРШЕСТВО МУЗЫКИ БАРОККО
21/10/2015 – Виктор Игнатов
12 сентября – 18 октября 2015, Festival Baroque, Pontoise

Патрик Лотелье, основатель и директор Фестиваля барочной музыки, ежегодно проходящего в Понтуазе, возле Парижа, подготовил для нынешнего, 30-го, сезона интересную и оригинальную программу. На протяжение шести уик-эндов шел диалог барочной музыки с многими жанрами искусства. Фестиваль открыл удивительный спектакль «Зеркало Калиостро», солировала Армель Ру на клавесине XVIII века. Состоялся концерт с участием фокусника Кармело Каччиато. Сочинения И.С.Баха играл клавесинист Фредерик Хаас в сопровождении артиста театра «Но» Масато Матсуура. Фестиваль завершила оратория Генделя «Триумф времени и правды» в исполнении ансамбля «Пульчинелла». 27 ноября в парижском зале Гаво коллектив отметит свое 10-летие. 

30-й Фестиваль барочной музыки в Понтуазе проходил под девизом «на крыльях времени» и завершился 18 октября в Театре искусств Апостроф – Théâtre des Louvrais. Привилегия выступления на заключительном вечере была предоставлена ансамблю «Пульчинелла» под управлением Офели Гайяр. Ансамбль уже два года является резидентом фестиваля.

O.Gaillard

Офели Гайяр

В своей блистательной карьере О.Гайяр давно специализируется на исполнении барочной музыки, используя как старинную, так и классическую виолончель. Офели играла в знаменитых барочных оркестрах под управлением Кристофа Руссе и Эмманюэль Хаим. В 2005 году она основала ансамбль «Пульчинелла» – высокопрофессиональный коллектив, включающий 17 виртуозов, получивших солидное образование и увлеченных исполнением барочной музыки на старинных инструментах. Обширный репертуар ансамбля составляют, главным образом, неизвестные произведения или редко исполняемые, а также гениальные сочинения для виолончели, написанные в XVIIXVIII века. Ансамбль часто выступает с приглашенными молодыми вокалистами в престижных залах Франции.

Записи ансамбля и О.Гайяр включают произведения Вивальди (2006), Боккерини (2007) и Баха (2012), арии кантат для виолончели пикколо. Эти записи были отмечены многими призами и наградами. В 2014 году О.Гайяр получила должность профессора виолончели в Женевской высшей музыкальной школе. За запись произведений Карла Филиппа Эмануэля Баха (1714-88) ансамбль «Пульчинелла» был удостоен приза французского музыкального журнала «Диапазон». О.Гайяр играет на виолончели работы Франческо Гоффрилли (1737) и виолончели пикколо, сделанной неизвестным фламандцем.

Для выступления ансамбля «Пульчинелла» на последнем вечера фестиваля в Понтуазе О.Гайяр выбрала первую редакцию оратории Генделя «Триумф времени и правды» (1707). Зал театра, вмещающий 700 человек, был предельно заполнен, что говорило о большом интересе жителей Понтуаза к музыке Генделя.

«Триумф времени и правды» ( «Il trionfo del tempo e del disinganno») -первая оратория немецкого композитора эпохи барокко Георга Фридриха Генделя. Гениальная партитура была написана в Италии в 1707 году по заказу римских покровителей Генделя; либретто сочинил кардинал Бенедетто Памфили. На протяжении 50-и лет карьеры композитора появилось три редакции оратории. Первая редакция (HWV 46а) – это оратория, сочиненная Генделем в Риме, вторая (HWV 46b) - переработанная версия и частично переведённая на английский язык, была написанная в 1937 году в Лондоне (премьера состоялась 23 марта 1737 года), третья (HWV 71) - версия полностью переведённая на английский язык, впервые прозвучала в марте 1757 года.

В Понтуазе исполнение оратории «Триумф времени и правды» заняло два с половиной часа с 20-минутным антрактом. В первой части ансамбль «Пульчинелла» не вполне уверенно демонстрировал свое музыкальное качество. В начальных тактах скрипок ощущался дефицит мягкости, гармонии и экспрессии, что было связано с малым числом репетиций, в следствие чего отдельные пассажи не получили должной шлифовки. В то же время вокальные партии звучали ярко, образно и проникновенно. Немаловажно, что солисты впечатляли не только своим прекрасным пением, но красивыми нарядами.

ensembleO

(слева – направо) М.Видаль, О.Гайяр, Л.Ришардо, Б.Стаскевич, Р.Камаринья

Партии четырех персонажей оратории исполняли замечательные артисты – Ракель Камаринья (сопрано), Бландин Стаскевич (меццо-сопрано), Люсиль Ришардо (альт), Матиас Видаль (тенор). Самое сильное впечатление производила Р.Камаринья – молодая, красивая певица с дивным голосом и филигранной техникой. Она родилась в Португалии и получила там вокальное образование. В 2011 году необычайно одаренная Ракель была принята в Национальную консерваторию музыки и танца в Париже. Два года спустя Р.Камаринья получила «диплом вокалиста». Её репертуар достаточно широкий – от барочной музыки до современных произведений. Любимый композитор певицы – Моцарт. В оратории Генделя Ракель виртуозно исполнила наиболее сложную и самую большую партию Красоты (Bellezza). Сильный голос певицы звучал вдохновенно и эмоционально, чаруя тембровой свежестью и тончайшей нюансировкой. Совершенство и великолепие вокала, несомненно, позволит Ракель сделать блистательную карьеру и стать ярчайшей звездой.

Pul2

Л.Ришардо и Р.Камаринья (слева)

Партию Удовольствия (Piacere) прекрасно пела и играла Б. Стаскевич, выпускница Национальной консерватории музыки и танца в Париже (2003). Чувственный, пластичный голос певицы звучал свободно и уверенно в широком диапазоне регистров. Вершина партии Удовольствия – знаменитая ария «Lascia la spina». Исполняя этот вокального шедевр, Б.Стаскевич чаровала красотой и теплотой звуков, как на высоких, так и на низких регистрах. Партию Правды (Disinganno) изумительно пела Л.Ришардо, выпускница Консерватории парижского района (2011), основавшая вокальный ансамбль «Titactus» (2012). Внешне сдержанная солистка пленяла выразительным, безупречным пением и богатым, плотным голосом. Особенно волнующе она исполнила прекрасную и одновременно суровую арию в сопровождении кларнетов в первой части оратории. М.Видаль, выпускник Национальной консерватории музыки и танца в Париже (2003), достойно пел сложную партию Времени (Tempo). Его легкий, небольшой голос, несмотря на однообразие вокальных красок, все-таки звучал звонко, образно и очень экспрессивно. Певец впечатлял редким артистизмом.

По мере исполнения первой части оратории звуковое качество ансамбля постепенно улучшалось: появилась должная гармония и, главное, эмоциональность. Вторая часть оратории предстала на более высоком уровне и доставила истинное наслаждение красочностью и элегантностью интерпретации как оркестровой, так и вокальной. Музыканты уверенно демонстрировал свое исполнительское мастерство и ансамблевое единство. Особенно ярко и четко это проявлялось при аккомпанировании пения. Наибольшее впечатление производили сольные пассажи виолончели. Виртуозная техника О.Гайяр, живость и блеск прозрачных, чувственных звуков, извлекаемых талантливой виолончелисткой, несомненно, достойны восхищения!

Следует отметить мастерство многих музыкантов ансамбля и прежде всего Бриса Сайи, клавесиниста, органиста и вокального руководителя. Высоких комплиментов заслуживают гобоист Антуан Торунцик, флейтисты Мария де Мартини и Ненке Ван Дер Мелен, а также Томас Бойзен, играющий на теорбе, струнном инструменте, который появился в Италии в конце XVI века.

По окончании исполнения оратории публика устроила долгие овации с возгласами «Браво». Следующий концерт ансамбля «Пульчинелла» состоится 27 ноября в парижском зале Гаво. Это будет юбилейный вечер коллектива виртуозов, который отметит свое 10-летие.

Информация на сайтах :
http://www.festivalbaroque-pontoise.fr/;  http://www.opheliegaillard.com/; http://www.pulcinella.fr/

Crédits photos: Caroline Doutre; Victor Ignatov