ТРИУМФ «ВИРТУОЗОВ МОСКВЫ» В ПРЕСТИЖНОМ ФОНДЕ ЛУИ ВИТТОНА
03/11/2015 – Виктор Игнатов
30 октября 2015, Fondation Louis Vuitton, Paris

В парижском Центре современного искусства Фонда Луи Виттона, представляющего творчество талантливых мастеров международного уровня, состоялось выступление Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, музыканта с мировой славой. Программа вечера впечатляла разнообразием эстетик и стилей. В двух отделениях превосходно прозвучали произведения Й.С.Баха, В.А.Моцарта. Д.Д.Шостаковича, П.И.Чайковского. В двойном скрипичном концерте Й.С.Баха блистательно солировали В.Спиваков и французский музыкант Лоран Корсья. «Виртуозы Москвы» демонстрировали свое исключительно высокое исполнительское мастерство, а также утонченную экспрессию и уникальную одухотворенность, исходящую от маэстро.

Центр современного искусства Фонда Луи Виттона или «хрустальный корабль», как называют его парижане, является одной из главных достопримечательностей французской столицы, её новым архитектурным чудом. Центр был создан по инициативе Бернара Арно, исключительно эрудированного человека, дальновидного и преуспевающего бизнесмена, президента крупнейшей в мире группы LVMH, специализирующейся на выпуске предметов роскоши. «Мы хотели подарить Парижу необычное место, посвященное искусству и культуре. Сделав ставку на смелость и аффект, мы доверили Фрэнку Гери создать эмблематическое здание ХХI века», – сказал Б.Арно. Выдающийся американский архитектор Ф.Гери оправдал доверие и успешно разработал проект футуристического здания Центра современного искусства. О своем детище зодчий сказал: «Мне хотелось воздвигнуть в Париже чудесный корабль, который станет символом культурного призвания Франции».

FondationLV

Фонд Луи Виттона

«Хрустальный корабль» был построен на живописной окраине Парижа в Булонском лесу, на территории старинного парка, который основал император Наполеон Ш в 1860 году. Торжественное открытие диковинного архитектурного сооружения, напоминающего корабль с 12-ю стеклянными парусами и как бы парящего над пышной зеленью парка, состоялось 27 октября 2014 года. В этот исторический день Б.Арно сказал – «Мечта сбылась»! Действительно, в Париже появилось сказочно красивое грандиозное здание, пространство которого организовано так, чтобы подчеркнуть многоплановость искусства, включая музыку, танец, театр и кино. На шести этажах «хрустального корабля» органично разместились 10 галерей, полифункциональный зал, ресторан, книжный магазин, сад, грот и многочисленные террасы, с которых открывается захватывающий вид на город. Через 55 лет Центр будет передан Парижу в качестве дара группы LVMH – главного мецената во Франции среди частных компаний.

На открытии Центра 91-летний архитектор сказал: «Это здание – живое пространство, открытое для перемен… Оно дает возможность приглашать художников, ничем не ограниченных в свободе самовыражения. Я создал эту скрипку, и теперь очередь Сюзанны Паже, артистического директора Фонда, на ней играть». Нужно сказать, что величественная архитектурная скрипка зазвучала превосходно. В новом здании разместилась постоянная экспозиция, состоящая из работ, принадлежащих Фонду и лично Б.Арно. Здесь проходят временные выставки, организованные в сотрудничестве с другими авторитетными институтами подобного рода. Специальная программа предусматривает заказ произведений современным художникам, как признанным, так и начинающим, но уже завоевавшим авторитет.

Сердцем «хрустального корабля» является полифункциональный зал (Аудиториум) с изумительной акустикой. Архитектурная композиция зала весьма специфична – под высоким сводом расположен амфитеатр с удобными креслами, сидя в которых зрители прекрасно могут видеть всю сцену, а через боковые стеклянные стены и красиво подсвеченные потоки воды, мерно текущие по каменным скатам, находящимся за пределами зала. В таком чудесном современном зале и состоялся единственный концерт «Виртуозов Москвы» в Париже.

Элитарный вечер в престижном зале

В.Спиваков, всемирно известный скрипач и дирижер, является основателем и художественным руководителем высокопрофессиональных коллективов – Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России. Человек высочайшей культуры и светлых идеалов, он является президентом Международного дома музыки в Москве и артистическим директором двух фестивалей – «Музыкальных встреч» в Кольмаре (Франция) и «Владимир Спиваков приглашает» в Москве. Основатель благотворительного Фонда поддержки молодых талантов, председатель жюри ряда крупнейших в мире скрипичных конкурсов, В.Спиваков удостоен многих национальных и международных наград. В частности, Франция его наградила тремя орденами, два из них – Кавалер и Офицер Ордена Почетного Легиона. Почетное звание «Артист мира» и Золотая медаль Моцарта – награды ЮНЕСКО. Прославленный музыкант ежегодно дает более сотни концертов: он выступает в России и во многих странах мира как солист, приглашенный дирижер и руководитель двух своих оркестров. В.Спиваков играет на скрипке Stradivarius Hrimali (1712).

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» маэстро основал в 1979 году. Молодой и талантливый коллектив сразу же получил признание как в России, так и за рубежом. На протяжение 36 лет художественный руководитель оркестра неустанно вкладывает свою творческую энергию и душу в свое музыкальное детище, которое стало его гордостью и славой. С большим энтузиазмом и наслаждением В.Спиваков расширяет и обогащает репертуар «Виртуозов Москвы», открывает публике редко исполняемые и малоизвестные произведения. Музыканты играют сочинения разных эпох, эстетик и стилей – от Й.С.Баха, Й.Гайдна и В.А.Моцарта до А.Шнитке, Р.Щедрина и А.Пярта. Важнейшей целью маэстро является сохранение высочайшего исполнительского уровня оркестра. За треть века его состав существенно изменился, но качество звучания сегодня, как и раньше, вызывает восхищение. «Виртуозы Москвы» ежегодно дают более сотни концертов повсюду в мире, включая Россию. Выступления проходят в разных залах, как в скромных, так и в знаменитых, но всегда с огромным успехом. Ярким подтверждением тому стал нынешний триумф «Виртуозов Москвы» в Париже.

Для первого выступления в Центре современного искусства Фонда Луи Виттона В.Спиваков составил впечатляющую программу. В первом отделении были исполнены двойной скрипичный концерт BW 1043 Й.С.Баха (1723), Дивертисмент фа мажор («Зальцбургская симфония» №3) KV 138 (125 с) В.А.Моцарта (1772), Прелюдия ре минор (Адажио) и Скерцо соль минор (в трех частях) Д.Д.Шостаковича (1924-25). После антракта прозвучала Серенада для струнного оркестра №48 П.И.Чайковского (1880). Все эти произведения настолько любимы и дороги для маэстро, что он, конечно, дирижировал без нот. В исполнении двойного скрипичного концерта Баха участвовал Лоран Корсья, знаменитый французский солист, один из редких музыкантов, выступающий без аккомпанемента. Он играет на инструменте Zahn de Stradivarius (1719), который ему одолжила группа LVMH / Moёt HennessyLouis Vuitton.

«Виртуозы Москвы» вышли на сцену Фонда Луи Виттона под приветственные аплодисменты публики: в черных костюмах, серых жилетках и галстуках они выглядели красиво и элегантно. Приятное впечатление от внешности немаловажно, особенно при выступлениях перед столь эрудированной публикой, которая до предела заполнила престижный зал. Как только возникла музыка, все внимание сконцентрировалось на солистах: словно сказочные волшебники, А.Спиваков и Л.Корсья виртуозно источали на своих скрипках дивные звуки, в которых как бы оживала и становилась видимой гениальная партитура Баха. Солисты исполняли свои партии так искусно и утонченно, так органично и просветленно, что казалось, будто играет один великий музыкант – наилучший представитель русской и французской скрипичной школы. При этом в дуэте скрипачей все-таки проявлялись особенности исполнительства и яркость личности В.Спивакова и Л.Корсья, что придавало их выступлению феноменальную многогранность и уникальное великолепие. Оркестр чутко реагировал и чудесно аккомпанировал превосходным солистам, утверждая и углубляя музыкальную гармонию и звуковую идиллию. Во второй части концерта А.Спиваков и Л.Корсья играли особенно эмоционально и вдохновенно, чаруя утонченной нюансировкой и задушевной теплотой изысканных звуков, глубокой и проникновенной трактовкой музыки Баха. Третья, быстрая, часть была исполнена необычайно виртуозно, ярко и красочно; оркестр играл на высоком эмоциональном уровне.

spivakov1

Владимир Спиваков и Лоран Корсья

Дивертисмент фа мажор Моцарта позволил «Виртуозам Москвы» достойно продемонстрировать звуковое изящество оркестра, его тембровую свежесть и музыкальную живость. «Зальцбургская симфония» №3 звучала изумительно. Музыканты играли поразительно легко и свободно, словно Моцарт написал этот Дивертисмент специально для них, и они с удовольствием как бы благодарили великого композитора за бесценный подарок. Улыбающийся В.Спиваков дирижировал элегантно и очень эффектною, пленяя воздушными, игривыми жестами, излучая энергию, радость и торжество.

Совершенно иной мир предстал в сложной и напряженной музыке Шостаковича: тревожные контрастные темы и живые страдающие образы отражали глубокие переживания композитора, обостренное понимание им драматизма окружавшей его жизни. Гениальное сочинение Шостаковича звучало взволнованно и осмысленно. Сильное впечатление производили пронзительное соло скрипки и страстное соло виолончели. Оркестр играл поистине феноменально. В.Спиваков дирижировал точно и выразительно. В финале оркестр достиг такого эмоционального и драматического накала, что, как только угасла последняя нота, зрительный зал взорвался от неслыханной овации и бури восторга. Исполнение было ослепительным. Лучше сыграть невозможно!

Концертную программу завершала Серенада для струнного оркестра Чайковского, которую можно считать одной из визитных карточек «Виртуозов Москвы». Улыбающиеся музыканты играли эту оду красоте и совершенству необычайно просветленно, самозабвенно и обворожительно. Дивная, эмоционально насыщенная музыка лилась необычайно живо и лучезарно, словно радужные потоки весенних вод. «Виртуозы Москвы» исполняли Серенаду на одном дыхании – мягко и нежно, взволнованно и влюблено, чувственно и проникновенно. Широкие жесты В.Спивакова олицетворяли вдохновение и элегантность, романтизм и поэзию. В неспешных темпах маэстро мелодичный Вальс звучал поистине волшебно; рельефно и контрастно предстали все части прекрасного и красочного произведения. Серенада была исполнена не редкостном подъеме и завершилась долгими овациями.

spivakov2

Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы»

По окончании музыкальной программы аплодисментам, казалось, не будет конца. Отвечая на нескончаемые возгласы «браво», довольный улыбающийся маэстро продлил редкостное наслаждение. «Виртуозы Москвы» трижды играли «на бис»: великолепно прозвучали фрагменты Прелюдии Шостаковича, балета Глюка «Дон Жуан» и «Танго» Пьяццоллы. В этот вечер музыканты играли так, как только можно помечтать! Для парижан это был счастливый случай слышать выступление солирующего Владимира Спивакова и его «Виртуозов Москвы», давно и объективно признанных одним из лучших оркестров в мире. На элитном концерте присутствовал основатель Центра и Фонда Луи Виттона, президент LVMH Бернар Арно с очаровательной супругой Элен Мерсье, широко известной и талантливой пианисткой.

Послесловие

Уникальный вечер надолго сохранится в памяти не только парижской публики. Благодаря телекамерам, вся программа концерта была записана для архива Фонда Луи Виттона. Не исключено, что когда-нибудь Фонд будет издавать свои музыкальные сокровища, и запись этого концерта вновь будет доставлять всем наслаждение.

В.Спиваков записал более 50-и компакт-дисков, многие из которых получили самые высокие награды международной музыкальной прессы. Среди записей, изданных в нынешнем году, нужно назвать два настоящих шедевра. Первый CD – «Волшебство в музыке»: «Волшебное озеро» Лядова, «Поцелуй феи» Стравинского, «Поручик Киже» Прокофьева, «Ночь на лысой горе» Мусоргского в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением В.Спивакова. Второй CD – «Сергей Рахманинов»: «Колокола», кантата «Весна» и три русские песни; исполнители – Национальный филармонический оркестр России под управлением В.Спивакова, Хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения» и солисты – Хибла Герзмава (сопрано), Дмитрий Корчак (тенор), Василий Ладюк (баритон).

Crédits photos: DR, Victor Ignatov