АНСАМБЛЬ ТАНЦА «КАБАРДИНКА» – ПОСОЛ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
11/10/2015 – Виктор Игнатов

8 октября 2015, Государственный концертный зал имени П.И.Чайковского, Москва

На одной из лучших сцен российской столицы с триумфальным успехом выступил Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» под руководством Игоря Атабиева. Московская публика высоко оценила искусство ансамбля, пламенное и виртуозное мастерство его прекрасных артистов и музыкантов, побывавших с гастролями во всем мире. 5 апреля в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко ансамбль «Кабардинка» показал свои лучшие номера в хореографии И.Атабиева на гала-концерте церемонии вручения приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет» и министерством культуры РФ. В номинации «Рыцарь народного танца» престижный приз получил И.Атабиев, уже награжденный многими почетными званиями и медалями.

Чтобы полноценно и достойно рассказать об ансамбле «Кабардинка», нужно обязательно побывать в Кабардино-Балкарской Республике – на родине танцевального коллектива, где проходит его творческая жизнь и создаются концертные программы. Кабардино-Балкария является жемчужиной Северного Кавказа. Республика привлекает многочисленных туристов красотой и величием природы: горные ущелья и перевалы завораживают причудливыми очертаниями и живописными лесами; плодородные равнины впечатляют бескрайними овощными полями, фруктовыми садами и стройными виноградниками; могучая и широкая река Терек, снежные горные вершины, среди которых особенно ярко сверкают двуглавый Эльбрус и курортный Чегет, чудесная долина с источниками искрящегося «Нарзана» составляют уникальное богатство края. Бесценным сокровищем Кабардино-Балкарии, прежде всего, является её люди: разных национальностей и вероисповеданий они живут в мире и дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, но главное в добре и человеколюбии. Важным достоинством и гордостью республики является духовность и трудолюбие живущих здесь народов, их национальные обычаи и феноменальное гостеприимство. В Кабардино-Балкарии гость повсюду получает необычайно радушный прием и глубокое уважение: ему оказывают высокие почести и привилегии, он становится смыслом и центром большого праздника. Об этой удивительной особенности народных традиций одной фразой сказать нельзя, нужно писать солидные очерки и книги.

Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка»

N°1_Nalchik

Кабардинский праздничный танец «Исламей»

Творческий коллектив, созданный в 1933 году, является участником международных и всесоюзных фестивалей, лауреатом трех высших наград Иорданского Королевства. В 1994 году Государственному ансамблю танца было присвоено почетное звание «Академический». «Кабардинка» – один из старейших коллективов Северного Кавказа, который всегда узнаваем из массы других кавказских ансамблей, благодаря своей самобытности, колориту и неповторимой хореографии. Прославленный коллектив за годы своего существования побывал с гастролями практически во всех уголках земного шара, знакомя зрителей, языком танца, с красотой обычаев и величием традиций своего народа. Эти выступления везде сопровождались бурными овациями благодарных зрителей и восторженными рецензиями критиков в прессе. В феврале 2014 года ансамбль «Кабардинка» принимал участие в театрализованной церемонии официального открытия 126-й сессии Международного олимпийского комитета, а также получил право выступать в концертной программе Олимпиады в Сочи-2014. Сегодня ансамбль успешно продолжает свою плодотворную творческую жизнь в городе Нальчике.

N°2_Nalchik

Роскошный дуэт в княжеском танце «Кафа»

Художественный руководитель и постановщик танцев Игорь Атабиев является членом жюри многих конкурсов. Талантливый выпускник ГИТИСа награжден не только званием «Заслуженный артист КБАССР», но и званиями «Заслуженный деятель искусств» Чеченской республики, республик Ингушетия и Северная Осетия. И.Атабиев удостоен многих наград. Среди них Золотая медаль «Дружба народов – единство России» от ансамблей России, Золотая медаль «За высшие достижения в профессиональной деятельности и общественное признание» от Мирового Артийского комитета и Золотой орден с присвоением почетного звания кавалера международного золотого ордена «Рыцарь чести». От Министерства культуры и печати Республики Адыгея он получил медаль «Цуг Теучеж», а от Российской академии общественного признания – почетную медаль «Голос Отечества». В декабре 2012 года за творческие и профессиональные достижения И.Атабиев стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Приз «Душа танца», врученный в апреле этого года, как бы подытожил признание профессиональной и общественной роли Игоря Атабиева в развитии искусства народов России.

Чтобы достойно продемонстрировать в российской столице искусство ансамбля «Кабардинка», художественный руководитель провел большую подготовительную работу. Концерт проходил в предельно заполненном Зале имени П.И.Чайковского; здесь царила радостная, волнующая атмосфера. Столичная публика восторженно принимала выступления артистов и музыкантов: после каждого номера вспыхивали горячие и долгие аплодисменты; многие зрители выходили на сцену и преподносили артистам цветы. Чтобы помочь читателю виртуально встретиться с творчеством ансамбля, предлагаем краткие хроники московского концерта.

N°3_Nalchik

Соло доулиста в «Ритмах Кавказа»

Программа включала 12 номеров: они составили широкую панораму танцевального и музыкального искусства народов Северного Кавказа. Вечер открыл кабардинский праздничный танец «Исламей». В его исполнении приняли участие грациозные девушки в бело-голубых платьях и бравые парни в строгих нарядах. Стройные группы артистов пленяли мягкими лирическими движениями, в то же время под быстрые музыкальные темпы вспыхивали бурные соло парней; они восхищали каскадами сложных прыжков и вращений. Солисты летали над сценой, словно горные гордые птицы. Затем был показан кабардинский старинный танец «Удж-Пух». Сплетая изящные композиции и традиционные хороводы, артисты демонстрировали красоту и величие кавказского фольклора. Прелестные девушки завораживали дивными взглядами и целомудренными танцами. Их плавные движения, как родниковые ручейки, живо струились под внимательными и почтительными взглядами статных кавалеров. Певучие руки красавиц, словно весенние нежные травы, томно трепетали под звуки светлых народных мелодий. Незабываемое впечатление произвел кабардинский игровой «Танец с кинжалами». В этом номере артист блистательно демонстрировал высокое мастерство танца на пальцах, а главное смелость и ловкость манипуляции острыми кинжалами. В финале номера, держа во рту и на голове сразу 10 кинжалов, да ещё 6 кинжалов с двух руках, отважный танцовщик искусно исполнил «кавказское па-де-буре», бережно сохраняя сооруженную им сложную инсталляцию кинжалов, на которую набросил к тому же свою папаху.

N°4_Nalchik

Встреча возлюбленных «У родника»

Программу продолжил кабардинский старинный княжеский танец «Кафа». Его исполнили девушки с дивными золотыми украшениями и парни с традиционными кинжалами и саблями. Ансамбль артистов сплетал танцевальные кружева, пленяя внутренней собранностью, духовным благородством и врожденной красотой. В широком потоке синхронных движений и музыкальных жестов возник княжеский дуэт: в праздничном белом наряде девушка вышла на сцену в золоченых туфельках, надетых на деревянные подставки; они придавали ей дополнительный рост и особую статность. Под мелодичное пение и звучание музыки княжеская красавица и её кавалер грациозно скользили по сцене, словно пара прекрасных лебедей.

Затем был показан кабардинский круговой танец «Удж-Хешт»: он разворачивался неспешно и величественно. Танец исполняли девушки в серебристых платьях с длинными рукавами; мужскую группу составили парни в серых папахах и белых нарядах с серебряными кинжалами. Разнообразные композиции ансамбля, необычайно гармоничные и очень стройные, периодически превращались в лирические хороводы. Двигаясь бисерными шажками на полупальцах, артисты гордо и вдохновенно как бы парили над сценой, напоминая стаю горных птиц.

С оригинальным номером «Ритмы Кавказа» выступили 5 доулистов. Они демонстрировали мастерство игры на барабанах и свой пылкий темперамент. Сидя на стульях, артисты азартно исполняли барабанные трели, ловко и виртуозно выстукивая на своих инструментах, при этом очень интересно ими манипулируя. Один доулист показал эффектную вариацию, то стоя на барабане, то его вращая на пальце, то раскручивая его на сцене. Номер произвел большое впечатление; артисты получил восторженные овации.

N°5_Nalchik

Резвый жеребенок выпрыгнул из моря

«Танец моздокских кабардинцев» исполнили бравые парни в белых костюмах и черных бурках. Мужскую группу дополнили девушки в лиловых платьях. Под задушевную мелодию дудочки на сцене вначале появились парни; сняв бурки, они горделиво засеменили на пальцах. Мужская группа слилась с женской; на фоне смешанного ансамбля засверкали огненные соло и дуэты. Они восхищали грациозными па-де буре на пальцах и головокружительными каскадами прыжков с приземлением на колени. Эти яркие выступления чередовались танцами всего ансамбля. В финале номера парни одели свои бурки и покинули сцену под шквал аплодисментов.

Театрально и динамично была исполнена хореографическая композиция «У родника». На сцене, залитой красным светом, появилась девушка. Возле воображаемого источника она омыла лицо, наполнила родниковой водой свой кувшин и засеменила по сцене. Неожиданно ей встретился воин в белом наряде с кинжалом и щитом. Девушка напоила его, как вдруг появился другой воин в черном одеянии и с повязкой, закрывающей лицо. Между воинами вспыхнула ссора и схватка. На сцену вышли две группы парней, соответственно, в белых и черных одежах. Между джигитами началась жестокая борьба. Особенно ярко пылает поединок двух предводителей: они яростно и эффектно сражаются на искрящихся саблях, одновременно демонстрируя кавказскую удаль и танцевальное мастерство, ловкость и смелость в исполнении головокружительных прыжков и вращений. Но явилась красавица: она сбросила с себя белую шаль и тем самым остановила схватку; воины помирились. Накинув на плечи свою шаль, девушка танцует в дуэте с избранным ею воином в белом наряде. Пара влюбленных обворожительно парит в окружении дружного ансамбля джигитов в белых и черных одеждах. Хореографическая картина пленяет великолепием танцевально-драматического действия.

N°6_Nalchik

Выход ансамбля в «Адыгейском переплясе»

Поэтическая картина «Сказание о Шоулах» воскрешает старинную кавказскую легенду. Дикторский голос патетически излагает народное сказание о жеребенке, который выпрыгнул из моря и с тех пор долгие годы скачет по горам и долинам. Легендарный конь стал символом мужества и стойкости народов Кавказа. Сцену наполняют девушки в голубых платьях с белыми шалями, олицетворяя морские просторы. В окружении женского ансамбля появляется солистка с пышной копной черных волос, как бы гривой. Воплощая образ легендарного жеребенка, солистка высоко и азартно прыгает, весело скачет и резвится возле джигита с кнутом. Тот постепенно приручает молодого буйного коня. Оба исполнителя танцуют на пальцах с широкими жестами и эффектными па. Дуэт обрамляет лирический женский ансамбль, плавные движения которого напоминают мерные накаты морских волн. Радостный финал патетически венчает хореографическую картину.

«Абхазский танец с кинжалами» исполнили 16 бравых парней. В ярких красных нарядах и с черными платками на голове мужской ансамбль впечатлял четкими, строгими построениями. Солисты пленяли своим отточенным мастерством: они лихо демонстрировали оригинальные па на пальцах и полетные жете по кругу, стремительные вращения и виртуозные прыжки, но главное свою ловкость и точность метания кинжалов. В завершении номера артисты устроили феерию эффектных трюков с кинжалами на фоне прекрасной абхазской музыки и нарастающего потока зрительских оваций!

N°7_Nalchik

Участник концерта – музыкальный ансамбль

«Танец причерноморских адыгов» начинается очень изящно: мужская и женская группы артистов, соответственно, в черных и красных нарядах, выходят на сцену стройными линиями, взявшись за руки. Под ритмичные адыгейские мелодии синхронные танцевальные лилии сплетаются в разнообразные ансамбли. Интересный причудливый танец вызвал шквал горячих аплодисментов и восторженные возгласы публики.

Программу завершал «Адыгейский перепляс». В исполнении масштабной красочной картины приняли участие 16 девушек и 16 парней: они появились, соответственно, в нежно-голубых и чёрно-серых нарядах. Чернобровые красавицы, нежные и стройные, словно молодые березки, плавно скользили по сцене, восхищая синхронным грациозным танцем. Женская и мужская линии оригинально сливались и растекались, формируя новые композиции. Лирические танцы ансамбля украсили сольные выступления: лихие парни устроили праздничный фейерверк, ослепляя публику каскадами феноменальных трюков. Под быстрые темпы и плясовые ритмы артисты блистательно исполняли искрометные шене на пальцах, виртуозные вращения на коленях, сложнейшие прыжки с приземлением на колени…Этот вихрь огненного танца оказался таким ярким и мощным, что в финале зал буквально взорвался от лавины оваций. Казалось, что им не будет конца.

При исполнении программы артисты впечатляли не только великолепными танцами, но и чудесными нарядами. Особенно эффектно выглядела женская группа: в длинных национальных платьях, украшенных затейливыми орнаментами, прекрасные девушки грациозно скользили по сцене и выглядели необычайно стройными и высокими, благодаря удлиненным головным уборам со сверкающими узорами. Гордые, пылкие парни танцевали в строгих кавказских костюмах, черных папахах и мягких сапогах. Мужественный облик танцовщиков дополняли серебряные кинжалы и резные пояса.

Богатая разнообразная программа была показана под динамичное и красочное сопровождение музыкального ансамбля. Под управлением Хасана Сохова, Народного артиста Кабардино-Балкарии, музыканты виртуозно играли на баянах, струнных, духовых и ударных инструментах, вдохновенно исполняли народные мелодии. Они составили эмоциональную и ритмическую основу танцевального представления, а также колоритную атмосферу фольклорного искусства народов Кабардино-Балкарии.

Ансамбль «Кабардинка» превосходно продемонстрировал свое высокое танцевальное мастерство и достойно выполнил свою почетную миссию чрезвычайного и полномочного посла культуры народов Кабардино-Балкарской Республики!

Crédit photos: DR