«VORTEX» ТРИУМФАЛЬНО ОТКРЫЛ КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА
23/11/2015 – Виктор Игнатов
20-29 ноября 2015, Palais des Festivals, Cannes

Нынешний ХХ Каннский фестиваль танца проходит под руководством Брижитт Лефевр. До этого она 20 лет возглавляла балет Парижской оперы. Для юбилейного сезона фестиваля Б.Лефевр составила богатую и разнообразную программу: в течение 10 дней будут показаны 14 спектаклей, 8 из них впервые во Франции. Во Дворце фестивалей выступят 12 известных коллективов, среди них – Национальная танцевальная труппа Кореи, Школа танца Парижской оперы, Балет Капитолия Тулузы, Балет Лионской оперы, Национальная танцевальная труппа Испании. Важнейшим событием фестиваля стала премьера балета «Vortex» в постановке финского хореографа Теро Сааринена; автор музыки – Жанг Юнг-Гиу. Спектакль превосходно исполнила Национальная танцевальная труппа Кореи.

 cannes5

Двадцатый фестиваль танца был торжественно открыт в Большом Аудиториуме Дворца фестивалей, где ежегодно проходит знаменитый Каннский кинофестиваль. Теперь в огромном зале собрались многочисленные почитатели танцевального искусства: здесь были не только жители юга Франции, но туристы из разных стран. Среди приглашенных лиц в зале находились выдающиеся деятели хореографии, известные танцовщики и балетные критики. С большой впечатляющей речью выступил Давид Лиснар, мэр города Канны. Он осветил культурную жизнь города и, в частности, отметил: «Быть открытым для мира и оставаться верным своим традициям, это то, что характеризует Канны и составляет основу нашей культурной политики». С приветственным словом к публике обратилась Б.Лефевр. Она, в частности, сказала: «В этом сезоне фестиваль отмечает свой юбилей. За истекшие годы фестиваль стал привилегированным свидетелем эволюции хореографического искусства и неизбежным местом артистических встреч в городе, который сумел привить людям страстную любовь ко всем аспектам танца».

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 2 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Nathalie Sternalski - CopieДля открытия фестиваля Б.Лефевр выбрала знаковый спектакль «Vortex»; его премьера в Каннах стала важным событием Года Кореи во Франции. «Vortex» родился в прошлом году в Национальной танцевальной труппе Кореи (НТТК), которая базируется в Корейском национальном театре Сеула. НТТК была основана в 1962 году и более полувека славится изысканным и рафинированным исполнением корейских народных танцев. Имея широкий репертуар и превосходных артистов, труппа с огромным успехом выступает на многих международных фестивалях. В прошлом году дирекция НТТК неожиданно пригласила для постановки нового спектакля известного финского танцовщика и хореографа Теро Сааринена. Это был смелый эксперимент по слиянию фольклорного искусства корейской труппы с танцевальной эстетикой современного финского хореографа. Скажу сразу, что, несмотря на многочисленные различия танцевальных традиций корейской труппы и хореографической стилистики финского постановщика, эксперимент оказался успешным. Корейские танцевальные традиции получили оригинальное развитие в хореографии современного мастера. Слияние двух разных танцевальных жанров в итоге обогатило каждый, позволило выстроить хореографическое действие интересно и разнообразно. Более того новый спектакль, который является органическим и удивительным синтезом фольклорного и современного танца, открывает новые горизонты для дальнейшего развития искусства хореографии.

Т.Сааринен начал артистическую карьеру в 1985 году в труппе Национального балета Финляндии. В 1988 году артист получил первый приз в секции современного танца на Международном конкурсе танца в Париже. В течение карьеры Т.Сааринен станцевал более 40-а премьерных произведений. В 1996 году он основал свою труппу, её гастроли состоялись в 40-а странах. Т.Сааринен поставил ряд хореографических пьес по заказу крупных танцевальных трупп и театров; он удостоен многих наград. В частности, в 2005 году Т.Сааринен получил медаль Pro Finlandia, самую престижную награду для артистов в Финляндии; годом ранее в министерстве культуры Франции ему вручили Кавалерский орден Искусств и Литературы.

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 1 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Alain Hanel

Как же был представлен на Каннском фестивале спектакль «Vortex»? Одноактное хореографическое действие, длительностью 1 час 20 минут, разворачивалось неспешно и таинственно. Выстроенное в корейских народных традициях, представление напоминало священный ритуал с участием 19-и танцовщиков. Словно жрецы, они рассаживались на черном уступе, проложенном вдоль периметра сумрачной сцены. Важнейшая роль в оживлении аскетической сценографии и насыщении спектакля визуальными эффектами принадлежит световому оформлению. Микки Кунтту, сценограф и постановщик света, заслуживает высокой похвалы. С большой фантазией и новацией он составил полифункциональную партитуру. Детально продуманный и хорошо организованный свет придает рельеф темному сценическому пространству и формирует призрачную атмосферу. Направленные лучи (слева и справа) прорезают густую темноту острыми пиками; широкие пучки тонких лучей вызывают загадочное мерцание на фигурах артистов. Плоский свет создает над сценой плотный светящийся свод, в котором, словно протуберанцы, возникают ярко сверкающие тела кордебалета. Нижний свет обрисовывает силуэты танцовщиков, а также наполняет таинственным свечением крылья Ночной бабочки – танцевального образа.

Финский модельер Эрика Турунен великолепно придумала сценические костюмы. Они впечатляют разнообразием, хотя выполнены только в двух цветовых гаммах: трое солистов танцуют в темном, кордебалет (8 девушек и 8 юношей) – в светлом. Костюмы солистов (девушка в черном и двое юношей в синем) стилизованы под корейские национальные наряды и сшиты из темной вуали. Артисты кордебалета одеты в разные, по крою и отделкам, современные костюмы; они выполнены из белой ткани с фрагментами светлой вуали. Большое впечатление производит облик Ночной бабочки. Её широкая длинная юбка состоит из двух частей, которые превращаются в крылья. Они причудливо прочерчены внутри тонкими спицами. Ярко подсвеченные большие крылья составляют основу образа и танца Ночной бабочки.

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 2 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Alain Hanel - Copie

Финал спектакля является пиршеством не только феерического танца, но и экзотического костюма. Девушки скользят в дымчатых вуалевых платьях, их левые рукава напоминают облака белой вуали: они красиво парят в потоке широких жестов. В заключительной сцене, благодаря воздушности костюмов, танцевальный ансамбль напоминает живописный туман. Такое впечатление создают развивающиеся белые вуали, из которых сделаны миниатюрные мантии, одетые поверх сценических костюмов. Богатая фантазия и утонченный вкус финского модельера вызывают восхищение и заслуживают высшей похвалы.

Спектакль идет в сопровождении прекрасной музыки. Её написал талантливый корейский композитор Жанг Юнг-Гиу. Он известен как автор музыки к фильмам и спектаклям разного жанра. В 2008 году Жанг Юнг-Гиу основал и возглавил музыкальную группу Be-Being, которая создала новое направление на базе корейской народной музыки. Над сочинением партитуры для спектакля «Vortex» композитор работал в постоянном контакте с финским постановщиком. Это позволило полностью воплотить в партитуре не только его хореографические идеи, но многочисленные детали танцевальных сцен. В результате музыкальное сопровождение спектакля оказалось органически связанным с хореографическим действием. Богатая мелодическая музыка, однако слишком разнообразная по стилям. Она впечатляет своей образностью, красочностью и содержит ритмические композиции, сочиненные на современный манер, но под большим влиянием корейской национальной культуры. Партитура включает темы, исполняемые как на традиционных инструментах, так и на электроакустическом синтезаторе. В музыке переплетаются народные и современные мотивы и ритмы. Звуковая палитра создает таинственную атмосферу священного ритуала, является его эмоциональной основой и движущей силой. Инструментальная музыка, включающая звучание струнных, духовых и ударных инструментов, искусно инкрустирована оригинальными вокальными номерами, хорошо стилизованными под фольклорные песни. Особенность спектакля состоит в том, что он идет под живое музыкальное и вокальное сопровождение. В левой части сцены на черном уступе сидят четыре музыканта (группа Be-Being) и певица. В черных костюмах они не привлекают к себе внимание, но певица периодически выходит на сцену для исполнения вокальных номеров в окружении танцующих артистов.

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 3 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Nathalie Sternalski

Спектакль выстроен интересно и оригинально: постановщик органично переплетает номера солистов с танцами кордебалета. Наиболее сильное впечатление производят дивные по жестам и пластике монологи в исполнении гениальной танцовщицы. В чёрном вуалевом платье хрупкая, грациозная девушка завораживает изысканными линиями и музыкальными жестами. Её изумительно красивые руки, кисти, как и утонченная мимика лица, отражают одухотворенную поэзию и рафинированную эстетику высочайшей культуры. Солирующие танцовщики вместе с артистами кордебалета формируют интересные дуэты, трио и квартеты. Эти номера украшают композиции, искусно составленные из причудливых, часто новаторских, связок. Чрезвычайно интересно поставлен большой и сложный квартет: в нём участвуют два смешанных дуэта, в каждом из них артисты одеты либо в темные, либо в светлые костюмы. Танцевальный квартет пленяет пластическими формами, загадочными связками, экспрессивными жестами и причудливой акробатикой.

В ансамблях хореограф предпочитает линейные и круговые построения. Несмотря на их геометрическую простоту, ансамбли выглядят эффектно. Например, в одной из хореографических картин линейная композиция женской группы чарует не только синхронными жестами, но и мелодичным звоном, так как на руках танцовщиц надеты браслеты с маленькими колокольчиками. Ансамбли играю важную роль и занимают центральное место в спектакле. Нужно сказать, что линейные и круговые композиции насыщены богатой жестикуляцией: она придает каждой группе кордебалета впечатляющую динамику и пластическую рельефность.

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 1 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Nathalie Sternalski - Copie

Хореографическая лексика Т.Сааринена имеет свою специфику. Прежде всего в ней отражается личность танцовщика и хореографа, на творчество которого большое влияние оказала Каролин Карлсон, всемирно известная американская танцовщица и хореограф, родившаяся в Финляндии. Видя в Теро способного и достойного приемника её творчества и стиля, основанного на графике жестов, Каролин доверила ему свою знаменитую пьесу «Blue Lady» («Синяя Леди»). Мужская интерпретация Т.Сааринена принесла новую славу этому женскому монологу, в котором центральная роль принадлежит выразительному жесту. Видимо, страстное увлечение Т.Сааринена многообразием жестикуляции сказалось на решении дирекции НТТК, пригласившей его для постановки спектакля, так как основу национальных танцев Кореи составляет именно пластическая жестикуляция. Хореограф весьма успешно адаптировал свою лексику к танцевальным традициям корейского фольклора. Для нового спектакля он сочинил целую феерию жестов. Говоря об особенностях постановки, нужно отметить танцевальную ритмику. Она исходит как от музыкального сопровождения, так и хореографической лексики. Работая над созданием спектакля, Т.Сааринен сделал ставку на свой любимый синхронный жест и проявил богатую выдумку, что позволило избежать вполне возможную монотонность и досадное однообразие. Впечатляющие метаморфозы пластических композиций – главная специфика и основное достоинство спектакля, а также характерная особенность хореографического стиля и танцевальной лексики Т.Сааринена. «Vortex» является оригинальным произведением театра скульптурной пластики и выразительного жеста.

Cie Nale de Danse de CorE¦Çe 3 - @Palais des Festivals et des CongrE¦ês de Cannes - Alain Hanel - Copie

В финальной картине спектакль достигает своего апогея. Солистка в чёрном платье исполняет свой магический монолог; её вариации повторяют все танцовщицы кордебалета. Они формируют динамичную круговую композицию, необычайно интересную и красивую по костюму и танцу. В композицию включаются юноши и вместе с девушками танцуют парами. В центре этого синхронного ансамбля солирует танцовщик, потом дуэт, его сменяет квартет. Под нарастающие ритмы барабана и световые эффекты круговой ансамбль становится фронтальным. Затем все артисты выстраиваются вдоль задника с нижней подсветкой и азартно выстукивают красными палочками изящные ритмы, при этом что-то выкрикивая. Под этот ритмичный аккомпанемент и эмоциональный накал на сцене вновь предстает Ночная бабочка. Ранее она грациозно исполнила свой дивный номер вначале под мелодичные звуки дудочки, потом под хрустальные звоны колокольчиков. Теперь Ночная бабочка магически двигалась в ярких вспышках света, которые придавали её танцу пульсирующий характер, а её образу – облик фантастического божества. Ночная бабочка сложила крылья в виде кокона и замерла; свет неожиданно погас и сразу же вспыхнули аплодисменты.

Несмотря не некоторую композиционную рыхлость, спектакль «Vortex» произвёл больше впечатление на зрителей и критиков. По окончании представления публика устроила «standing ovation». Восторженные возгласы «браво» вызывали радостные улыбки у корейских артистов и музыкантов. Премьерный показ спектакля «Vortex» триумфально открыл юбилейный Каннский фестиваль танца.

Crédits photos: Alain Hanel; Nathalie Sternalski